Красота души человека план урока 5 класс

Обновлено: 03.07.2024

Цель: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

  • обучающие : дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; показать значение образа героя рассказа "Судьба человека";
  • развивающие : развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать;
  • воспитывающие : воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.

«Я видел и вижу свою задачу в том, чтобы всем, что написал и напишу,

Методы обучения : словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

Технологии: личностно-ориентированного и развивающего обучения. Использование информационных технологий, проблемного обучения как средства развития мыслительных способностей учащихся .

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, коллективная, фронтальная.

Вступительное слово учителя

Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”.

Подведение итогов урока

Выставление оценок за урок

(сл.1) II. Вступительное слово учителя.

Ребята! На прошлом уроке мы говорили о жизни и творчестве дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Нобелевской премии по литературе Михаиле Александровиче Шолохове.

(сл.з) А что такое судьба? Судьба – 1. Стечение обстоятельств. 2. Доля, участь; 3. История существования кого- чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова). В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях.

Эти слова Шолохова и будут эпиграфом к нашему уроку.

III. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

(Сл.5) Однажды кто-то остроумно назвал это произведение рассказом-эпопеей. На самом деле - объем совсем невелик, а содержание в нем вместилось – впору доброму роману. Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. В этом произведении увлекательно все, начиная с истории создания

(сл.6) 1. История создания произведения. ( Таборовский Б. ).

2. Работа над рассказом
Задания по группам

1. От чьего лица ведется повествование? Что известно о рассказчике?

2. Где встречает рассказчик героя произведения? (у причала возле хутора)

3. Как выглядят герои произведения – мужчина и мальчик?

(Сл.7,8 ) Что узнаем из рассказа Соколова о его жизни до войны?

А. Жизнь Андрея Соколова до женитьбы.

Б. Семейная жизнь.

В. Уход на фронт.

Как меняется внешность героя, когда он начинает вспоминать прощание с семьей, военные годы? (Он на полуслове оборвал рассказ… Что-то клокочет и булькает у него в горле… Ни единой слезинки в его словно бы мертвых, потухших глазах… Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы.

Война катастрофически изменила жизнь Соколова . Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война.)

2. Что пришлось испытать Соколову в первый год службы? ( Два раза за это время был ранен… Попал в плен в мае 42-го…)

3. Каким, по представлению Андрея, должен быть настоящий мужчина, солдат, защитник Отечества?

4. Каких людей он осуждает?

(А тут вот она, война)

1.Рассказать о нахождении Андрея в плену. Как он попадает в плен? Где содержатся пленные русские солдаты? Каковы условия их жизни? Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.

Почему Соколов решается убить Крыжнёва? (чтобы спасти взводного). Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

(Сл.11, 12 13 14) 5 группа

1. Когда и почему решается Соколов на побег? Удается ли ему это?

2.Что происходит с Андреем, когда его возвращают в лагерь? Как относятся к нему?

3. Как ведет себя Андрей Соколов во время допроса? Какие качества проявляет он при этом?

Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений.

5. Какую награду за стойкость получает Андрей? Почему этот хлеб кажется ему ценнейшей наградой?

6. Как поступает Соколов с полученной от коменданта буханкой? Какие человеческие качества раскрываются в этом эпизоде?

(СЛ.16) Фронтальный опрос

1. Как удается Андрею убежать из лагеря?

2. Почему Андрей, оказавшись на родной земле, целует ее?

4. Какие качества русского солдата раскрываются в момент, когда Соколов просит зачислить его в стрелковую часть?

( Сл.17 )1. Гибель семьи. Ещё одно испытание - гибель семьи.

(чтение эпизода) (Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях

5. Почему Андрей решается на обман? Осуждаете ли вы его за это?

(Нет, ведь Андрей Соколов этой ложью спасает мальчика-сироту, даря Ване отеческую любовь и заботу).

2. Почему же, взяв на воспитание мальчика, считая его своим сыном, Андрей Соколов плачет по ночам? Что не дает покоя этому стойкому мужчине?

3. Чего боится сейчас стойкий солдат Андрей Соколов (…сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…Иной роз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку.)

Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?

В произведении повествуется о судьбе одного русского солдата - Андрея Соколова -, которому пришлось преодолеть много трудностей на своем жизненном пути: испытать тяготы войны, лишиться крова и семьи . Но при этом Андрей не потерял своего человеческого достоинства. Таких искалеченных войной судеб миллионы. Описывая судьбу одного солдата, Шолохов говорит о многих, кто ценой своего счастья, а нередко и жизни, ковал Великую Победу .

V. Подведение итогов.

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия. Мы должны помнить о тех, кто в боях за Родину руководствовался чувством патриотизма, геройством и самоотверженностью, кто не жалел своей жизни ради мирной жизни детей и внуков. Помнить о тех, кто не вернулся из боя, кто сложил голову в битве за наше счастливое детство. Мы обязаны почитать тех ветеранов и тружеников тыла, кто еще живет рядом с нами.

Не смотрюсь я в зеркала:
Поважнее есть дела!
Но вдруг одна история
Со мной произошла.
В хоккей играл я во дворе,
Столкнулся со старушкой,
Ну что ж, случается в игре,
Её задели клюшкой!

Она – словцо, и я – словцо,
Война у нас в разгаре,
Вдруг, вижу в зеркале лицо –
Губастый злющий парень!
Несли к соседям зеркало,
И вот средь бела дня
Оно так исковеркало
Испортило меня!
Обычный нос, обычный рот,
Но, оказалось, я урод!

Стал в зеркало посматривать
Я вечером и днём,
И каждый раз по-разному
Себя я вижу в нем.

Хромую кошку приласкал
Случайно на бульваре.
Иду домой мимо зеркал –
Смотрю: красивый парень!

Меняюсь 10 раз на дню.
С сестренкой начал я возню
И мячик отнял силой –
Смотрю: я некрасивый!
Обычный нос, обычный рот,
То я пригож, то я урод!

Нет, отражают зеркала
Не только наши лица.
И наши мысли и дела
В них могут отразиться.

• Какое открытие сделал для себя герой стихотворения?
• Как вы понимаете последние строчки стихотворения?
Позитивное высказывание (цитата).
- Я предлагаю вам ознакомиться с цитатой урока и прошу вас объяснить её смысл.

Красота человека заключается в его делах.
Народная мудрость

- Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?
- Давайте повторим цитату хором.

• О какой красоте говорил дедушка?
• Как вы считаете, которую из двух девочек можно считать красивой?
• Почему?

Обобщение
– Действительно, не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.

Наедине с собой
Представьте, что любовь – это свет, озаряющий мир. В этом мире люди живут в согласии друг с другом, с природой. Любовь – это чувство, наполняющее смыслом жизнь человека.
Почувствуйте любовь в вашем сердце. Отправьте этот свет любви своим близким. Пусть они ощутят вашу любовь, и она согреет их своим теплом. Пожелайте мысленно им удачи во всех их делах.

Работа с учебником.
1) предложить учащимся прочитать стихотворение стр.74.
2) прочитать учебную информацию стр.75.
- Красота души – это умение прощать, проявлять искренность, бескорыстное служение, сострадание, милосердие, а это и есть истинная любовь!

Заключительная минутка тишины.
Под инструментальную музыку.
- А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.

Тексты для инсценировки

Муз. композиция Джеймста Ласта

Акцентировать внимание на мысли о взаимосвязи люб¬ви и красоты.

Задание:
1.стр 83- прочитать стихотворение Р. Буркитбаевой-Нукеновой,
Что может быть красивей человека? -Лишь цветок.
Что может быть нежнее кожи? -Лепесток.
Что может быть изящней стана? -Тонкий стебелек. Но манит нас сильней души и сердца огонек.
2. прочитать пословицы и отве¬тить на вопрос: какая из пословиц по-вашему мнению наиболее подходит для понимания авторской по¬зиции?

Не жалей добра нисколько
Чтоб досталась всем хоть долька
Сам не станет дом красивым
И не станет мир счастливым
Добрые дела приятны
Каждому они понятны
Птицы на заре проснутся
добрые дела вернутся
Припев:
3 мин
Сопровождается мультфильмом

Цель: формировать у учащихся понятие о подлинной красоте человека.

– развивать способность анализировать и давать нравственную оценку поступкам человека;

– воспитывать стремление быть отзывчивым и добрым человеком.

Ресурсы: 3 плитки шоколада, шоколадные конфеты, шаблоны сердечек, карточки с пословицами, компьютер, проектор.

В человеке всё должно быть прекрасно:

и мысли, и душа, и чувства, и одежда.

А.П. Чехов, русский писатель

Ход классного часа:

1. Приветствие учителя. Слайд 1 (1-й клик)

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит,

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

2. Беседа. Слайд 1 (2 –ой клик)

– А как вы понимаете это высказывание?

- Ребята, скажите, а что такое красота?( Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)

– Встречались ли вам в жизни красивые люди?

– Кого вы считаете красивым? Почему?

- Ребята, сегодня мы поговорим о красоте. О красоте человека.

-В чём сила красоты? Почему она так волнует людей? Многие пытались понять, какую роль в жизни играет красота и мы с вами тоже не исключение.

Учитель вызывает 3 учеников к доске. На поднос учитель кладет 3 шоколадки. Первая шоколадка в яркой красочной обертке, вторая в менее красочной обертке, третья обернута в тетрадный лист. Ученику предлагается выбрать 1 шоколадку, вернуться на свое место и развернуть шоколад.

В яркой, красочной обертке оказывается пластилин. В менее красочной обертке – половина шоколадной плитки. В тетрадный лист завернута целая плитка шоколада. Учитель просит поделиться своими чувствами.

– Что чувствовали, о чем думали до того, как развернули шоколад?

– Что почувствовали после?

– Чему научило это упражнение?

- Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не кажутся окружающим привлекательными.

3. Рассказ учителя.

– А сейчас послушайте одну историю и подумайте о какой красоте идет в ней речь.

В одном доме жили две девочки-подружки –Карина Слайд 3 (1-й клик ) и Даша (Слайд 3 2-й клик). Карина считала себя очень красивой девочкой. Она все время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.

Даша же была девочкой скромной, стеснительной.

Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрестку, они увидели старенького дедушку . Слайд 3(3-й клик) . Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу.

Карина собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:

– Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу.

Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.

– Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.

– Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?

– Красоту этой девочки сможет увидеть даже слепой, потому что ее красота идет от сердца, – ответил дедушка.

· О какой красоте говорил дедушка?

· Как вы считаете, кого из двух девочек можно считать красивой?

– Действительно, не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.

Работа в группах.

- У вас на столе лежат листы, на которых написано начало пословицы, вы должны их продолжить и пояснить значение:

Красна птица пером, … а человек умом.

Не платье красит человека, … а человек платье.

Хороша очами, да нехороша речами.

Снаружи красота, … внутри пустота.

Не родись красивым, а родись счастливым .

Как только дети называют пословицу Слайд 4

5. Рефлексия. Слайд 5

-Ребята, у вас на столах лежат сердечки, напиши в своем сердечке совет, который поможет человеку стать красивее.

-А теперь подарите его своему однокласснику.

Учитель: Слайд 6

-У вас на столе лежат три смайлика. Выберите и положите перед собой тот, который соответствует вашему настроению.

Классный час понравился. Узнал что-то новое.

Классный час понравился. Ничего нового не узнал.

Классный час не понравился. Зря время потерял

Затем угощает каждого шоколадом . Слайд 7

– Ребята, пусть этот кусочек шоколада станет приятным сюрпризом.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Читайте также: