В чем заключались причины быстрого развития дипломатической службы в 16 17 веках кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дипломатические или по-другому называемые межгосударственные отношения – это отношения, которые устанавливаются и осуществляется дипломатическими представителями от имени своего государства. Конечно, в современном мире, взаимодействия с международными и межправительственными организациями также рассматриваются в качестве дипломатической деятельности. Концепция территориального суверенитета возникла в давние времена, но традиция взаимодействия государств между собой, прежде всего, с целью развития взаимовыгодного сотрудничества и безопасности торговли между дружественными государствами предшествовала понятию территориального суверенитета. Практика создания дипломатических миссий в целях ведения переговоров между различными государствами стара как сама история. Письменные источники подтверждают, что дипломатические отношения между греческими городами-государствами существовали даже для частных задач. Например, в Илиаде Гомера описывается отправление посольства Менелая и Одиссея в Трою для освобождения Елены. Древние римляне также заслуженно признаются выдающимися мастерами в сфере установления и ведении дипломатических отношений, но ни греки, ни римляне не стремились разработать систематический подход в деле дипломатических отношений. Итальянские республики и, в частности, Венеция назначали своих постоянных представителей в столицах друг друга для ведения переговоров и сотрудничества в международных делах; но только в 13-м веке первые иностранные постоянные представительства стали принимать современный внешний вид. В 15-м веке, итальянские республики назначают постоянных представителей в Англии, Франции, Германии и Испании, а в конце того же века и эти страны начали держать постоянные дипломатические посольства при дворах друг друга. Тем не менее, до второй половины семнадцатого века постоянные дипломатические миссии не были признаны в качестве общепринятого института. В этой статье представлен краткий обзор истории становления и развития дипломатических отношений.

Краткая история становления и развития международных отношений.

История свидетельствует о том, что дипломатические отношения во времена Древнеримской империи регулировались учреждением, известным как коллегия фициалов (чья практика породила право jus fetiale, отвечавшее за правильность и законность деяний, касающихся международных отношений). По вопросу значимости коллегии фициалов существует две противоположных точки зрения. Некоторые исследователи считают, что эта коллегия представляла собой определённую форму дипломатической деятельности в Римской империи, включая задачи ведения переговоров от имени римского народа. Согласно другим, коллегия просто выполняла функции по регулированию дел, связанных с внешними отношениями, что в современном понимании относится к деятельности Министерства Иностранных дел. Независимо от статуса коллегии фициалав и ее роли в истории, фактом остается то, что Древний Рим был знаком с дипломатическими отношениями, хотя без устройства и применения системного подхода к этой деятельности.

В византийский период, были определены важнейшие качества и характеристики, которыми должны обладать дипломаты; они как значимые и влиятельные фигуры, должны быть широко образованными и проницательными людьми. Этот взгляд на качества и характеристики дипломата остается актуальным и в наше время. Венецианцы, в последующем, переняли многие дипломатические техники, разработанные византийцами, и усовершенствовали их. Так венецианцы, установили систему архивирования записей межгосударственных отношений, и все их посольства за рубежом всегда держались в курсе важнейших событий как местных, так и зарубежных. К 15-му веку, все главные государства Италии установил дипломатические отношения друг с другом, но эти миссии не действовали на постоянной основе.

16-й век в Европе ознаменован бурным ростом дипломатической активности, ставшей к тому времени очевидной необходимостью. В сознании правящих классов сильнее крепло осознание той реальности, когда дружественные отношения между государствами могут быть достигнуты не военно-силовым, но дипломатическим путем. Закрепляя и расширяя распространение дипломатического опыта, подчеркивая его важность в международных отношениях, издается ряд произведений различных авторов, из которых следует упомянуть о следующих:

Независимо от времени, прошедшего с первых дней становления дипломатических отношений, изначально существуют три известных вопроса дипломатии: (а) видная персона дипломатического представителя; (б) его способность вести переговоры, основанная на прекрасном владении языками; и (в) важное значение конфиденциальности.

Одним из важнейших документов, принятых с целью упорядочить дипломатические отношений, является Приложение XVII к Заключительному акту Венского конгресса 1815 года. Настоящим документом были определены функции послов или должностных лиц равного им ранга, министров и временных поверенных в делах. Этот договор привел к созданию единой системы аккредитации дипломатов, прибывших от направляющих их государств, исключавшей предвзятость при назначении.

Реальный переход от старой к новой форме дипломатии происходит в начале 20-го века. Тем не менее, важнейший этап развития дипломатии относится к периоду 19-го века, который связывается в первую очередь с улучшениями в системе связи. Так, 19-й век стал свидетелем устойчивости пост-наполеоновской Европы и пика колониальной системы, представлявшей собой раздел мира между пятью великими державами и их доминированием над более слабыми и менее развитыми государствами. Тогда же было сформулировано положение, что международные соглашения должны быть основаны на принципе добросовестности, принципах достоинства и уважения к человеку.

На самом деле, эти факторы важны для устоявшейся формы дипломатических отношений между государствами. Таким образом, можно сделать вывод, что во время колониального периода дипломатическая деятельность строилась вокруг отношений между колониальными государствами и другими сильными не колониальными государствами. Но, дипломатия не была известна странам Азии, в частности Китаю и Индии.

В ходе 19-го века (1895 г.) Английским институтом международного права была предпринята первая попытка кодификации дипломатического права, принятая на основе Кембриджских положений, но в последующем она была заново пересмотрена в 1929 году. В период 19-го века опять же, благодаря росту торговых операций между странами, усиливается необходимость установления и дальнейшего расширения посольских и консульских отношений между политически и экономически значимыми государствами. Это не означает, что принципы дипломатии, разработанные такими авторами как Бейнкерсхук, Гроций или Ваттель к этому времени стали устаревать; претерпели изменения только некоторые практические аспекты дипломатии, например, обязанности отделов протокола в министерствах иностранных дел и консулов были регламентированы гораздо тщательнее. Можно утверждать, что в 19-м веке были четко определены основные принципы и правила межгосударственных дипломатических отношений, а в 20-м веке дипломатии переходит на новую, гораздо более совершенную ступень своего развития, в первую очередь, связанную с разработкой и принятием различных межгосударственных соглашений в этой области, кульминацией которых становится Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

Суть и характер развития дипломатии в течении 20-го века можно разделить на два основных этапа, которые лучше рассматривать раздельно: (а) период, предшествующий основанию ООН; и (б) в период, последовавший после основания ООН. Период, предшествующий ООН, будет включать в себя как Первую мировую войну, так и основание Лиги Наций, прекратившей свое существование в 1946 году.

Единственным положением в Уставе Лиги Наций, представляющим решение вопросов в неполитической сфере, был пункт (д) статьи 23, который гласил:

В период существования Лиги Наций межгосударственные и международные дипломатический отношения имели ограниченный характер в основном сосредотачиваясь на проблемах ведения войны. Таким образом, например, дипломатия в сфере экономических отношений или дипломатия в сфере международного развития не находила своего места в повестке дня. Действительно, в некотором смысле, период деятельности Лиги Наций характеризуется достижением максимальных высот в развитии международной военной дипломатии. Хотя, Версальский договор делал попытку установить вечный мир, но Лига Наций так и не смогла предотвратить Вторую мировую войну. Другими словами, работу дипломатии мира периода Лиги Наций можно считать полностью провалившейся.

С наступлением эпохи ООН начинают открываться новые перспективы для международной дипломатии. Ее нынешние цели и задачи существенно отличаются от периода Лиги Наций. ООН основана как организация, специально созданная для поддержания мира с помощью всеобщего социально-экономического развития. Среди многих других получают свое внимание такие вопросы, как права человека, деколонизация, международное экономическое сотрудничество. Дипломатическим сотрудникам в современных условиях требуется умение ориентироваться в сложных, многоплановых и динамически меняющихся интересах множества участников на мировой арене. Насколько ООН успешна в реализации поставленных целей можно оценивать, если внимательно присмотреться к почтительному отношению ее членов к этой универсальной организации, отодвинув в сторону свойственную дипломатическим нравам преувеличение значимости этого форума.

Следует подчеркнуть, что современная дипломатия и ее методы претерпели значительные изменения по сравнению с 19-м и 20-м веками.

Современная дипломатия является комплексной, многомерный деятельностью, основанной на правовых нормах, отвергающей применение силы или угрозы силы. В этой дисциплине необходимо четкое понимание в хитросплетениях различных национальных региональных и международных интересов. От современного дипломат с учётом конкретных условий и характера решаемых задач требуется владеть глубокими знаниями и детально разбираться в нескольких областях, а именно: географии, истории, экономических отношениях, международном праве и международных отношениях, технике ведения переговоров и методах предотвращения конфликтов. К тому же, современный дипломат должен быть весьма проницательным, учтивым, терпимым человеком, обладающим широкими культурными взглядами.

Заключение.

В период существования ООН были заключены две Венские конвенции, а именно: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года и Венская конвенции о консульских отношениях 1963. В них не было добавлено ничего существенно нового в деятельности как дипломатических представительств, так и дипломатов или консулов; а просто кодифицирована практика, сложившаяся на протяжении веков к тому моменту в мире дипломатии и консульских отношений. Эти два инструмента позволяют достаточно адекватно отвечать на новые вызовы, возникающие в текущих реалиях. В последующее развитие этих инструментов современная дипломатия дополняется методикой взаимодействиями в формате международных форумов. Таким образом, дипломаты сегодня обязаны быть знакомы с регламентами и процедурами, установленными в различных международных организациях. Современная дипломатия ориентируется на создание условий для повсеместного установления прочного мира, а не только на его защиту и поддержание.

Похожие записи

Дипломатическая защита — это дипломатическая процедура (механизм), используемая государством для обеспечения защиты прав и

Консульская юрисдикция — это судебная власть консула над своими соотечественниками на иностранной территории.

Лавр

Работа дипломатии стала гораздо более интенсивной, кроме того, нужен был постоянный агент влияния при иностранном дворе. Именно поэтому монархи отказались от средневековой практики посылать посольства по каждому конкретному поводу. Вместо этого появились постоянные дипломатические представительства при иностранных дворах. Они оценивали ситуацию на месте также и методами разведки и постоянно представляли интересы своих государей.

Основные принципы Вестфальской системы международных отношений:

приоритет национального интереса

принцип баланса сил

приоритет государств — наций

принцип государственного суверенитета:

право требовать невмешательства в свои дела

равенство прав государств

обязательство выполнять подписанные договоры

принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях — соблюдение договоров стало важнейшим элементом такой практики, а международное право и регулярная дипломатическая практика — неотъемлемым атрибутом отношений между государствами

Принципы Вестфальской системы являются идеалом, эталоном отношений между государствами[1]. C политологической точки зрения система Вестфальсмира (суверенных государств) существует и сейчас, однако с исторической — она распалась[источник не указан 520 дней] (либо в начале XVIII века, либо с созданием империи Наполеона в начале XIX века).

Значение Вестфальского мира заключается в том, что он окончательно установил внутренний строй Германии и закрепил ее политическое распыление, фактически покончив с Империей.

С другой стороны, определив границы государств Европейского континента, Вестфальский трактат явился исходным документом для всех трактатов и договоров, вплоть до Французской буржуазной революции конца XVIII века.




Вестфальская система международных отношений — создана после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году.( участвовала почти вся Европа , в том числе и Россия , кроме Швейцарии)

Основные принципы Вестфальской системы международных отношений:

приоритет национального интереса

принцип баланса сил

приоритет государств — наций

принцип государственного суверенитета:

право требовать невмешательства в свои дела

равенство прав государств

обязательство выполнять подписанные договоры

принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях — соблюдение договоров стало важнейшим элементом такой практики, а международное право и регулярная дипломатическая практика — неотъемлемым атрибутом отношений между государствами

Принципы Вестфальской системы являются идеалом, эталоном отношений между государствами[1]. C политологической точки зрения система Вестфальсмира (суверенных государств) существует и сейчас, однако с исторической — она распалась[источник не указан 520 дней] (либо в начале XVIII века, либо с созданием империи Наполеона в начале XIX века).

Значение Вестфальского мира заключается в том, что он окончательно установил внутренний строй Германии и закрепил ее политическое распыление, фактически покончив с Империей.

С другой стороны, определив границы государств Европейского континента, Вестфальский трактат явился исходным документом для всех трактатов и договоров, вплоть до Французской буржуазной революции конца XVIII века.

Говоря о конце XVII века, мы говорим о поствестфальском мире, т.е. о мироустройстве, сформировавшемся после Вестфальского мирного договора 1648 года. Вестфальским миром история дипломатии начинает обычно историю европейских конгрессов. Он был заключен после длительных переговоров, которые начались еще в 1644 г. в городах Оснабрюке и Мюнстере в Вестфалии.





Для Вестфальской системы международных отношений характерны следующие принципы:

1) приоритет национальных интересов;

2) принцип баланса сил;

3) приоритет государств-наций;

4) принцип использования международного права и дипломатии;

5) принцип государственного суверенитета, а именно невмешательство во внутренние дела, равенство европейских государств и выполнение договоров.

Среди последствий Вестфальского мира следует выделить следующие как наиболее важные для последующего развития системы международных отношений:

1. Деидеологизация международных отношений;

2. Замена идеи вселенских монархий на стремление создать национальные государства на уровне регионов (Европа, Северная Америка, Передняя Азия и т.д.)

3. Переход к реалистичным внешнеполитическим целям;

4. Создание коалиций на светской основе, а не конфессиональной;

Итак, Вестфальский мир привел к формированию первой модели международных отношений, которая получила название Вестфальской и просуществовала почти полтора века, вплоть до Великой Французской революции. Претерпевая довольно серьезные изменения в течение своего существования, эта модель не только структурировала межгосударственные отношения, но и меняла их характер, привнося новые тенденции.

В XVII-XVIII вв. централизованные государства-нации заняли ведущее место в международных отношениях, став их главным действующим лицом и одновременно основным элементом. Именно такие государства - Франция, Швеция, Голландия, Англия, а позже Россия и Пруссия - составили опору Вестфальской системы. После Вестфальского мира на международной арене не осталось места для внешнеполитических действий городов, торговых компаний или профессиональных объединений. Средневековые конгломераты, вроде Священной Римской империи, Речи Посполитой, Османской империи, с их слабеющими внутренними связями и растущими противоречиями, вынуждены были шаг за шагом отступать перед натиском крепнущих соседей. Таким образом, поствестфальская система международных отношений являлась в основе своей европоцентристской — перераспределение баланса сил происходило прежде всего в Европе, которая выступала центром этой системы.

В эпоху абсолютных монархий государственные интересы представляли собой, чаще всего, интересы и личные взгляды монарха, на которые зачастую оказывали влияние интриги фаворитов и приближенных к царствующей особе министров, поэтому говорить о формировании относительно целостной концепции государственных интересов ведущих держав было рано.

Хотя в мировой практике продолжали господствовать силовые методы решения внешнеполитических задач, интенсификация международных связей способствовала дальнейшему развитию дипломатии.

1. Бессистемность дипломатических взаимодействий, имевшая место до середины XVII в., сменилась известной стабильностью и предсказуемостью.

2. Во второй половине XVII—XVIII вв. заметно расширилась география международных отношений европейских стран. Вестфальская модель, поначалу включавшая в орбиту влияния лишь Западную и Центральную Европу, позже интегрировала в сферу воздействия Восточную Европу, Россию, Средиземноморье, Северную Африку, Вест-Индию.

3. Еще в XVI в. произошло оформление дипломатической службы, центральных и местных учреждений, которые обеспечивали внешнюю политику государств. Так, в 1589 году четыре французских государственных секретариата, которые специализировались на отдельных направлениях внешней политики, были объединены, и был назначен Государственный секретарь по иностранным делам.

5. Уже в течение XVIII века во многих странах были созданы ведомства иностранных дел с четкой структурой и штатом чиновников, включавшем помимо дипломатов различных рангов переводчиков, шифровальщиков и архивистов. Так, например, 1) Министерство иностранных дел Швеции было создано в 1791 году, когда король Густав III создал кабинет короля для переписки с иностранными державами; 2) Коллегия иностранных дел Российской империи была образована в 1718 годуиз Посольского приказа, а в 1720 году получила особый регламент; 3) первый Форин-офис – английское внешнеполитическое ведомство - был создан в 1782 году.

6. Значительно увеличилось число постоянных дипломатических миссий, которые обзаводились специально подготовленным персоналом.

7. Более точно стал регламентироваться дипломатический церемониал, игравший немаловажную роль с точки зрения международных отношений. Дипломатический корпус состоял исключительно из лиц дворянского сословия, дипломаты различных стран рассматривали себя как членов своего рода закрытой аристократической корпорации и ревниво следили за поддержанием профессионального престижа.

Overall, формирование структуры дипломатических отношений:

1. Смена бессистемных контактов между странами на стабильные, постоянные и предсказуемые;

2. Резкое расширение географии международных контактов;

3. Появление постоянных дипломатических представительств;

4. Появление дипломатической иерархии;

5. Появление дипломатического персонала;

6. Открытие министерств иностранных дел;

7. После Ришелье Франция стала образцом для развития дипломатии в Европе. Важная роль французского языка.

Читайте также: