Козьма прутков википедия кто такой краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Козьма́ Петро́вич Прутко́в — литературная маска, под которой в 50—60-е годы XIX века выступали поэты Алексей Константинович Толстой и братья Жемчужниковы (Владимир, Алексей и Александр Михайловичи).

Содержание

У меня много детей, не считая рождённых от первого брака и нечаянно.

Пия душистый сок цветочка,
Пчела дает нам мёд взамен;
Хотя твой лоб — пустая бочка,
Но всё же ты не Диоген.

Гений мыслит и создает. Человек обыкновенный приводит в исполнение. Дурак пользуется и не благодарит.

Может быть, для баромéтра
Вдруг тебя назначит он.
А потом для термомéтра,
Иль с рецептами картон
На тебя повесит он?
Или ляпис-инферналис,
Иль с ланцетами суму?
Вообще, чтоб не валялись
Вещи, нужные ему.

Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни. — 1

Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень. — Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек? — 2

Никто не обнимет необъятного. — 3, 44, 67, 160; см. также 104

Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною ещё большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы ещё меньшая. — 4

Лучше скажи мало, но хорошо. — 6

Наука изощряет ум; учение вострит память. — 7

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? — 8

Самопожертвование есть цель для пули каждого стрелка. — 9

Слабеющая память подобна потухающему светильнику. — 11

Влюблённый в одну особу страстно — терпит другую токмо по расчёту. — 15

Не будь портных, — скажи: как различил бы ты служебные ведомства? — 18

Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься? — 19

Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану. — 22

Эгоист подобен давно сидящему в колодце. — 25

Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине. — 26

Если бы тени предметов зависели не от величины сих последних, а имели бы свой произвольный рост, то, может быть, вскоре не осталось бы на всём земном шаре ни одного светлого места. — 29

Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти. — 33

Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться. — 34

Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному. — 37

Вытапливай воск, но сохраняй мёд. — 39

Пояснительные выражения объясняют тёмные мысли. — 40

Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется. — 45

Прежде чем познакомишься с человеком, узнай: приятно ли его знакомство другим? — 46

Здоровье без силы — то же, что твёрдость без упругости. — 47

Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает. — 48

Не растравляй раны ближнего; страждущему предлагай бальзам… Копая другому яму, сам в неё попадёшь. — 50

Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц — ночью. — 51

Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь! — 52

Щёлкни кобылу в нос — она махнёт хвостом. — 58

Не робей перед врагом: лютейший враг человека — он сам. — 59

На дне каждого сердца есть осадок. — 64

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. — 66

Не всё стриги, что растёт. — 70

Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза. — 73

Единожды солгавши, кто тебе поверит? — 74

Где начало того конца, которым оканчивается начало? — 78

Если хочешь быть счастливым, будь им. — 80

Возобновлённая рана много хуже противу новой. — 87

В глубине всякой груди есть своя змея. — 88

Только в государственной службе познаешь истину. — 89

Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти. — 92

Человек раздвоен снизу, а не сверху, — для того, что две опоры надёжнее одной. — 95

Человек ведёт переписку со всем земным шаром, а через печать сносится даже с отдалённым потомством. — 96

Глупейший человек был тот, который изобрёл кисточки для украшения и золотые гвоздики на мебели. — 97

Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе. — 98

Чувствительный человек подобен сосульке; пригрей его, он растает. — 99

Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння. — 101

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол. — 102

Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное! — 104

Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия. — 108

Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части. — 109

Глядя на мир, нельзя не удивляться! — 110

Вакса чернит с пользою, а злой — с удовольствием. — 115

Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств. — 116

В сепаратном договоре не ищи спасения. — 122

Советую каждому: даже не в особенно сырую и ветреную погоду закладывать уши хлопчатою бумагою или морским канатом. — 132

Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от неё засоряется. — 138

Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств,
но также по понятиям каждого. — 139

Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту. — 151

Издание некоторых газет, журналов и даже книг может приносить выгоду. — 152

Никогда не теряй из виду, что гораздо легче многих не удовлетворить, чем удовольствовать. — 153

Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою. — 156

Добродетель служит сама себе наградой; человек превосходит добродетель, когда служит и не получает награды. — 1

Вред или польза действия обусловливается совокупностью обстоятельств. — 2

Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях! — 3

На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского. — 5

Друзья мои! Идите твёрдыми шагами по стезе, ведущей в храм согласия, а встречаемые на пути препоны преодолевайте с мужественною кротостью льва. — 10

Правда не вышла бы из колодезя, если бы сырость не испортила её зеркала. — 12

Глупец гадает; напротив того, мудрец проходит жизнь как огород, наперёд зная, что кой-где выдернется ему репа, а кое-где и редька. — 13

Век живи — век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь. — 14; Сократ: Я знаю, что ничего не знаю.

Не уступай малодушно всеобщим желаниям, если они противны твоим собственным; но лучше, хваля оные притворно и нарочно оттягивая время, норови надуть своих противников. — 20

Чиновник умирает, и ордена его остаются на лице земли. — 21

Отнюдь не принимай почётных гостей в разорванном халате! — 25

Одного яйца два раза не высидишь! — 31

Пробка шампанского, с шумом взлетевшая и столь же мгновенно ниспадающая, — вот изрядная картина любви. — 32

И самый последний нищий, при других условиях, способен быть первым богачом. — 36

Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно. — 44

Что есть хитрость? — Хитрость есть оружие слабого и ум слепого. — 49

Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна. — 50

Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, а не страдания! — 51

Светский человек бьёт на остроумие и, забывая ум, умерщвляет чувства. — 53

Имея в виду какое-либо предприятие, помысли, точно ли оно тебе удастся. — 54

Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. — 60

Люби ближнего, но не давайся ему в обман! — 63

Купи прежде картину, а после рамку! — 73

Двое несчастных, находящихся в дружбе, подобны двум слабым деревцам, которые, одно на другое опершись, легче могут противиться бурям и всяким неистовым ветрам. — 84

Моменты свидания и разлуки суть для многих самые великие моменты в жизни. — 85

Если хочешь быть покоен, не принимай горя и неприятностей на свой счёт, но всегда относи их на казённый. — 86

И в самых пустых головах любовь нередко преострые выдумки рождает. — 88

Если бы хоть одна настоящая звезда упала на заслуженную грудь, то не осталось бы ни того человека, ни даже самых отдаленных его единомышленников. — 96

В спёртом воздухе при всем старании не отдышишься. — 102

Биенинтенсионне : … помните ли, друг мой, ваше прекрасное стихотворение о воле или о свободе, которое вы написали, когда были ещё учеником политехнической школы? Оно начинается так: Народов идеал, свобода золотая!
Министр плодородия (с испугом): Полноте, полноте! Мне было семнадцать лет, когда я написал эту глупость! Ради бога, полковник, перестаньте; нас могут услышать… — действие II

Гюгель: Я говорю, что нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти. — действие IV

Министр плодородия: Плодородие должно зависеть от министерства, то есть от меня. Я не хочу, чтобы в нашем отечестве что-либо росло и рождалось без моего позволения. О всех посевах надо будет представлять мне смету на утверждение. Без моего ведома чтоб никто не смел посеять ниже кресс-салату. Все, что вырастет мимо меня, — вон!
Де Лагероньер: Это показывает глубокую заботливость вашего превосходительства.
Министр плодородия: Таков мой взгляд. Куры, яйца, свиноводство и даже самое движение народонаселения, понимаете, должно подлежать моему надзору. Всё, что будет сверх сметы, — вон! — действие IV

Биенинтенсионне: Все вы вольнодумцы, всех вас следует вписать, но — это не мешает нам оставаться в коротких дружеских отношениях. Друзья мои! позвольте утереть слезу сострадания и расцеловать вас! (Утирает слезу сострадания и подходит поочередно к каждому с распростёртыми объятиями.) Теперь прощайте! Еду в министерство подозрения… — действие IV (речь после его доносов в министерство подозрения)

… дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещёнными все во мне едином!

В обществе заговорили о каких-то новых потребностях, о каких-то новых вопросах… Я — враг всех так называемых вопросов!

Он оставил нам немало мудрых мыслей, которые при ближайшем рассмотрении могут показаться глупостями, но мы их помним, повторяем, цитируем, нам нужна эта мудрость, которая при ближайшем рассмотрении глупость, в отличие от многих мудростей, которые мы готовы забыть навсегда. Каким-то загадочным образом в произведениях этого автора мудрость переходит в глупость, а глупость в мудрость, и мы не в силах ответить на поставленный им же вопрос: где начало того конца, которым оканчивается начало? [2]


Содержание

Козьма Петрович Прутков провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Он родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой близ Сольвычегодска, скончался 13 января 1863 года.

Вскоре, однако, он успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу, а под собою — прежнюю почву. Он снова стал писать проекты, но уже стеснительного направления, и они принимались с одобрением. Это дало ему основание возвратиться к прежнему самодовольству и ожидать значительного повышения по службе. Внезапный нервный удар, постигший его в директорском кабинете Пробирной Палатки, при самом отправлении службы, положил предел этим надеждам, прекратив его славные дни.

В одном из значений слова оказия — редкий, из ряда вон выходящий случай. Так определяет её Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. Случай Козьмы Пруткова вполне удовлетворяет этому значению.

Так начинается биография самого поразительного русского классика — классика, которого не было.

Случаев мистификаций и создания литературных масок не счесть. Но все они были обречены на короткую жизнь и в лучшем случае известны лишь литературоведам. А Козьма Прутков завоевал народное признание. Кто ж такой Козьма Прутков?

Биографический очерк, помещённый в первом собрании сочинений Козьмы Пруткова и перепечатанный во всех дальнейших, даёт следующие основные сведения о жизни поэта.

image5

Умер Козьма Прутков 13 января 1863 года в звании директора Пробирной палатки, имея чин действительного статского советника.

Все эти сведения, за исключением библиографических указаний, как вы уже поняли, вымышлены. Изложенные выше события на самом деле не происходили. Вымышлен и самый объект биографии. Директор Пробирной палатки Козьма Петрович Прутков в действительности никогда не существовал. Эта личность со всем её жизненным и творческим путём, с резко очерченными особенностями внешности и характера — такой же плод художественного вымысла, как и произведения Козьмы Пруткова.

Цельность личности и творчества Козьмы Пруткова не уменьшилась оттого, что тут сотрудничало несколько авторов, каждый из которых, конечно, вносил свои художественные устремления и особенности своего таланта, расширяя тем самым творческий диапазон вымышленного поэта. Образ Козьмы Пруткова настолько скрепил произведения этих авторов, что возник единственный в истории литературы случай, когда вымышленный автор-герой стал в один ряд с реальными писателями; сочинения Козьмы Пруткова не разбиваются на произведения отдельных авторов, а издаются и изучаются как творческое наследие одного автора. Правда, разнести сочинения Пруткова по отдельным авторам до конца и невозможно, так как часть произведений написана сообща.

Заметки на полях

image2

Неприязнь к деспотизму и бюрократии вообще характерна для Алексея Толстого, — но в ней нет ничего революционного. Алексей Толстой враждебен революционной мысли; его оппозиционность в отношении властей носит характер аристократического фрондёрства против обезличивающего деспотизма и всесилия чиновничества.

В круг подобных проказ и выдумок входили и литературные шалости весёлых братьев.

Алексей Толстой ко времени создания Козьмы Пруткова имел уже пятнадцатилетний (по меньшей мере) опыт самого разнузданного балагурства на бумаге. Его письма 30-х годов — это какой-то поток дурашливости, в котором многое, за неизвестностью реалий, совершенно нам непонятно, — а местами появляются забавные куплеты, пародии, нелепые баллады.

Алексея Толстого, как и его кузенов, увлекал комизм нелепости. Можно себе представить, каков был в молодости этот зуд зубоскальства, если в старости А. Толстой мог начать письмо чем-нибудь вроде:

Младшие братья тоже рано вступили на стезю зубоскальства, проложенную старшими. Александр буффонил в стихах и прозе, как и в жизни. Нелепые басни — видный жанр в творчестве Козьмы Пруткова — начал культивировать он. На копиях некоторых произведений Александра, попавших в печать с именем Козьмы Пруткова, но не включённых в собрание его сочинений, имеется одинаковая пометка редактора собрания Владимира Жемчужникова:

Младший брат Владимир был по преимуществу пародистом. У него был замечательный дар художественной имитации. Он легко и тонко высмеивал манеру любого поэта, соперничая с Алексеем Толстым. Этим двум авторам в основном принадлежат пародии Козьмы Пруткова. Судя по датам произведений, на которые направлено жало пародий, часть этих пародий едва ли не относится ещё к 1840-м годам.

Литературные шалости молодой компании отнюдь не были в то время чем-то исключительным. У богатого дворянства было слишком много досуга. Устройство обильных и разнообразных развлечений было постоянной заботой в этом кругу; поэтому всякого рода таланты, служащие для приятного препровождения времени в обществе, тщательно выращивались в культурных дворянских семьях. Высоко ценились острословы и забавники. Наряду с живыми картинами, домашними спектаклями, процветали карикатуры, эпиграммы, весёлые послания, стихотворные буффонады и всяческая домашняя литературная галиматья.

Таких шутливых пьес для домашних подмостков было, вероятно, написано множество. Лев Жемчужников вспоминает, что его брат Алексей ещё в 30-е годы

image6

Сам сюжет пьесы утрирует и доводит до абсурда банальные водевильные ситуации. Шесть женихов, в числе которых немец, грек и татарин, добиваются руки Лизы,

image12

Вообще уникальный способ выражаться в сочетании с государственническим мышлением — это очень важная штука. И в творчестве Пруткова абсолютно чётко воспроизведен косноязычный стиль, когда из афоризма возникает мысль, ясно формулирующая то, что происходит в стране.

image10

Без сомнения, мысли и афоризмы стали самым знаменитым разделом творчества Козьмы Пруткова, прославившим его без преувеличения на века.

Особенность этого жанра у Козьмы Пруткова состоит в том, что его афоризмы далеки от западноевропейских в духе Ларошфуко, Паскаля или Лабрюйера. Перед нами рассуждает не бесстрастный учёный муж, не рафинированный эстет, не великий мыслитель. Нет, размышлениям предается директор Пробирной Палатки, кавалер ордена Святого Станислава I степени, чиновник с большим стажем любоначалия и беспорочной службы, семьянин — самовлюблённый и самодовольный, добродушный и комичный, большой любитель банальностей и наряду с тем автор оригинальных метафор, весёлого абсурда. Мы наслаждаемся игрой, в которую вовлекает нас автор, — сам же он сохраняет серьёзность и даже важность, солидную философичность.

Какое одновременно и яркое и тонкое отражение управленческих принципов. Управление любым процессом, действительно, можно представить как реку:

  • область нормального течения процесса можно уподобить фарватеру на реке — лодка в его пределах может плыть безбоязненно и спокойно,
  • области допустимых отклонений можно уподобить тем зонам, что простираются от границы фарватера до берегов — тут можно встретить мели, рифы и прочие неприятности, которые усиливаются по мере отдаления от фарватера,
  • области краха управления можно уподобить берегам — когда лодку выносит на берег, происходит выпадение её из процессе движения по реке.
  • фарватер — это то, что называют Промыслом Божиим,
  • области допустимых отклонений — это Попущение,
  • берега — выход за пределы Попущения.

image11

В собрании мыслей и афоризмов Козьмы Пруткова масса изречений-сравнений:

  • Слабеющая память подобна потухающему светильнику.
  • Воображение поэта, удручённого горем, подобно ноге, заключённой в новый сапог.
  • Умные речи подобны строкам, напечатанным курсивом.
  • Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося иностранца.
  • Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить.
  • Есть приметы жизненного опыта: Что имеем — не храним; потерявши — плачем.
  • Лучше скажи мало, но хорошо
  • Страждущему предлагай бальзам
  • И при железных дорогах лучше сохранить двуколку.
  • А вот итог: тщетность честолюбивых стремлений, переданная со щемящей выразительностью:
  • Чиновник умирает, и ордена его остаются на лице земли.

Вообще, ходячее представление о Козьме Пруткове как о неком до тупости ограниченном ретрограде с амбициями гения; представление, отчасти внедрявшееся в сознание читателей его опекунами, соответствует лишь намеренно карикатурной составляющей образа. Таковая, конечно, имеется — и играет далеко не последнюю роль. Однако в действительности Прутков гораздо интереснее, содержательнее, богаче той маски, которую задумали и воплощали опекуны, потому что сами его создатели много интереснее нарисованных ими схематичных карикатурных изломов.

image14

image4

  1. Тому, кто не доверяет себе, разумнее всего молчать.
  2. Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры.
  3. Хитрость и предательство свидетельствуют лишь о недостатке ловкости.
  4. В людях не так смешны те качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют.
  5. Порядочные люди уважают нас за наши достоинства, а толпа — за благосклонность судьбы.
  6. Порою человек так же мало похож на себя, как и на других.
  7. Уклонение от похвалы — это просьба повторить её.

Максимы Ларошфуко основываются на жизненном опыте автора, в его афоризмах поражают удивительная зоркость наблюдений и способность спрессовывать их в чеканную словесную формулу.

Ничего комического в них нет. Они не смешат, а, напротив, вызывают почтение своей проницательностью.

В целом, наблюдения Ларошфуко в высшей мере серьёзны. Нашу радость вызывает их оригинальность, а улыбку — острая игра ума.

image8

Теперь возвращаемся к герою настоящего жизнеописания.

  1. Что скажут о тебе другие, если сам ты о себе ничего сказать не можешь?
  2. Иного прогуливающегося старца смело уподоблю песочным часам.
  3. Говоря с хитрецом, взвешивай ответ свой.
  4. Никто не обнимет необъятного.
  5. Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях!
  6. Добрая сигара подобна земному шару: она вертится для удовольствия человека.
  7. Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза.

Первый афоризм пытается спровоцировать молчуна; автор пребывает в уверенности, что о людях судят исключительно по их собственному мнению о себе.

Второй афоризм — всего лишь производная от метафоры о старике: из него песок сыплется.

Третий и четвертый — утверждение самого очевидного.

Шестой афоризм — сравнение. При этом остается за кадром: каким образом кружение земного шара может вызвать удовольствие у человека, если он этого кружения даже не замечает? Непонятно, зато смешно. А смешно, потому что смешано.

В отличие от классических образцов афоризмы Пруткова, как правило, привлекают внимание вовсе не проницательностью или положительным остроумием. Их новизна в том, что они забавны главным образом тем глубокомыслием, с которым высказывается очередная банальность. Прутков неистощим — любую жизненную ситуацию он готов объяснять с помощью избитых формулировок. Улыбку читателя вызывает не тупоумие его выражений (как казалось опекунам), но претензии на глубину и серьёзность. А, согласно Ларошфуко, в людях особенно потешны как раз их притязания на то, чего они не способны достичь.

Говоря о Пруткове — сочинителе басен, приходишь к выводу, что если классический баснописец (Крылов) высмеивает человеческие пороки, то Козьма подвергает осмеянию морализирующую басню как устаревший литературный жанр и заодно шутит над самим баснописцем. Он пишет пародию, придавая неожиданную свежесть тому, что казалось архаикой.

image9

То же и с афоризмами. Если классический афорист (Ларошфуко) кристаллизует в своих максимах человеческую мудрость, то Козьма под маской кристаллизации мудрости потешается над афористом и над сентенциями как модным литературным жанром. Он пишет не афоризмы, а пародии на афоризмы.

Исследователь В. Сквозников справедливо замечает:

Такова реакция XIX века на век XVII, декларировавший победу разума и просвещения.

За глубокомысленным тоном и формальной строгостью афоризмов Козьмы Пруткова, как правило, скрывается такая непроходимая, такая дремучая тривиальность, нечто настолько самоочевидное, что вот уже полтора столетия они невольно вызывают улыбки читателей.

Когда афористика и пародирование входили в моду, в этот жанр устремилось множество подражателей, которые бросились осмеивать всё подряд — и хорошее, и дурное, — под маской мудрости или веселья плодя пошлые глупости. Это их пытался урезонить Ларошфуко, говоря:

image15

Помимо афоризмов гражданских Козьма Петрович не забыл и про афоризмы военные, накапливавшиеся, очевидно, с середины 1860-х годов до начала 1870-х. Они также не были напечатаны при жизни авторов; опубликованы они только в 1922 году.

«Начнём с того обрусение,
Что каждый выберет себе имение.

Для чего, в самом деле, нужно было оборвать жизнь поэта менее чем через десять лет после начала его гласной литературной деятельности? В. Жемчужников в письме к Пыпину дал впоследствии такое объяснение:

image13

Со времени первого собрания сочинений слава Козьмы Пруткова стала нерушимой. Козьма Прутков вошёл в обиход русского читателя, завоевал репутацию классика без всякой критической указки, ибо ни один сколько-нибудь значительный русский критик не писал о нём. Особенно популярны афоризмы Козьмы Пруткова. Они постоянно цитируются, и многие употребляются как пословицы. К Пруткову часто обращаются публицисты. Из марксистских публицистов нередко цитировал афоризмы и стихи Козьмы Пруткова Плеханов. В статьях и речах Ленина нет цитат из Пруткова; тем не менее мы знаем, что Владимир Ильич знал и любил Козьму Пруткова.

Безусловно, и каждый из нас когда-либо слышал какой-нибудь из афоризмов Козьмы Пруткова. Его произведения и сам образ по-прежнему популярны в России, поскольку многие его изречения остаются удивительно актуальными.

Разделяя это его мнение, мы убеждены, что необходимо постоянно заниматься самообразованием и просветительской работой, способствуя самообразованию других.

Козьма Прутков

Козьма Прутков

Козьме Пруткову принадлежит авторство целой россыпи знаменитых высказываний и афоризмов. Вышедшие из-под пера литератора перлы на первый взгляд кажутся глупостями, но при ближайшем рассмотрении ясно видны истина и глубокий смысл. Например, трудно поспорить с тем, что раздвоение человека снизу, а не сверху – вполне логичное явление, ведь две опоры надежнее одной.

История создания

Козьма Прутков – коллективный псевдоним сразу нескольких писателей и поэтов. Под литературной маской прячутся Алексей Толстой, его кузены Владимир, Алексей и Александр Жемчужниковы. Свою руку к созданию сборников изречений, афоризмов и басен приложил поэт Петр Ершов, а живописному образу Прутков обязан Льву Жемчужникову.

Алексей Толстой

Алексей Толстой

Алексей Жемчужников

Алексей Жемчужников

Владимир Жемчужников

Владимир Жемчужников

Александр Жемчужников

Александр Жемчужников

Биография

Образ Козьмы Пруткова

Образ Козьмы Пруткова

В зените славы внук опубликует перлы деда и гордо заявит о причастности к литературе всего рода, что и докажет потом отцовское издание тобольской оперетты. По заверениям Козьмы, произведение это высоко оценили Державин, Хмельницкий и даже сам Сумароков.

Поэтому подался в 1820 году в юнкеры. Продержаться в гусарском полку герой смог два года, но затем случилось страшное событие, ставшее впоследствии объектом пристального внимания его биографов, – Пруткову приснился генерал, на котором из одежды были только эполеты.

Деревянный бюст Козьмы Пруткова

Деревянный бюст Козьмы Пруткова

Молодого Козьму Петровича радушно приняли в петербургском министерстве финансов на солидный чин Пробирной Палаты, где он сделал головокружительную карьеру, добравшись до руля Палаты и получив орден св. Станислава 1-й степени. Стоит заметить, успехов достиг без знакомств, исключительно благодаря собственному усердию. Славный чиновник оказался грамотным руководителем, чем и сам гордился, не забывая упомянуть:

Прожив четверть века, Козьма Прутков женился на Антониде Проклеветантовой и народил на свет кучу детей, правда, в живых остались лишь десять.

Карикатура на Козьму Пруткова и его авторов

Карикатура на Козьму Пруткова и его авторов

Тогда новоиспеченный литератор принялся за сочинительство басен, а спустя год собирался издать сборник произведений с собственным портретом, но цензура вновь вставила палки в колеса. Тем не менее, умного автора с удовольствием печатали сатирические журналы.

Прожил Козьма Петрович 60 лет. 13 января 1863 года сердце великого литератора остановилось во время работы над очередными стихами.

Высказывания и афоризмы

Козьма Прутков отлично владел разнообразием литературных жанров. Острое перо не страшилось лирики и комедий, драм и басен, эпиграмм и водевилей. А какую полемику писатель разворачивал в публицистических статьях! Его творчество подарило миру россыпь афоризмов, а цитаты стали крылатыми фразами:

Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц — ночью.

Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.

Козьма Прутков

Козьма Прутков

Козьме Пруткову принадлежит авторство целой россыпи знаменитых высказываний и афоризмов. Вышедшие из-под пера литератора перлы на первый взгляд кажутся глупостями, но при ближайшем рассмотрении ясно видны истина и глубокий смысл. Например, трудно поспорить с тем, что раздвоение человека снизу, а не сверху – вполне логичное явление, ведь две опоры надежнее одной.

История создания

Козьма Прутков – коллективный псевдоним сразу нескольких писателей и поэтов. Под литературной маской прячутся Алексей Толстой, его кузены Владимир, Алексей и Александр Жемчужниковы. Свою руку к созданию сборников изречений, афоризмов и басен приложил поэт Петр Ершов, а живописному образу Прутков обязан Льву Жемчужникову.

Алексей Толстой

Алексей Толстой

Алексей Жемчужников

Алексей Жемчужников

Владимир Жемчужников

Владимир Жемчужников

Александр Жемчужников

Александр Жемчужников

Биография

Образ Козьмы Пруткова

Образ Козьмы Пруткова

В зените славы внук опубликует перлы деда и гордо заявит о причастности к литературе всего рода, что и докажет потом отцовское издание тобольской оперетты. По заверениям Козьмы, произведение это высоко оценили Державин, Хмельницкий и даже сам Сумароков.

Поэтому подался в 1820 году в юнкеры. Продержаться в гусарском полку герой смог два года, но затем случилось страшное событие, ставшее впоследствии объектом пристального внимания его биографов, – Пруткову приснился генерал, на котором из одежды были только эполеты.

Деревянный бюст Козьмы Пруткова

Деревянный бюст Козьмы Пруткова

Молодого Козьму Петровича радушно приняли в петербургском министерстве финансов на солидный чин Пробирной Палаты, где он сделал головокружительную карьеру, добравшись до руля Палаты и получив орден св. Станислава 1-й степени. Стоит заметить, успехов достиг без знакомств, исключительно благодаря собственному усердию. Славный чиновник оказался грамотным руководителем, чем и сам гордился, не забывая упомянуть:

Прожив четверть века, Козьма Прутков женился на Антониде Проклеветантовой и народил на свет кучу детей, правда, в живых остались лишь десять.

Карикатура на Козьму Пруткова и его авторов

Карикатура на Козьму Пруткова и его авторов

Тогда новоиспеченный литератор принялся за сочинительство басен, а спустя год собирался издать сборник произведений с собственным портретом, но цензура вновь вставила палки в колеса. Тем не менее, умного автора с удовольствием печатали сатирические журналы.

Прожил Козьма Петрович 60 лет. 13 января 1863 года сердце великого литератора остановилось во время работы над очередными стихами.

Высказывания и афоризмы

Козьма Прутков отлично владел разнообразием литературных жанров. Острое перо не страшилось лирики и комедий, драм и басен, эпиграмм и водевилей. А какую полемику писатель разворачивал в публицистических статьях! Его творчество подарило миру россыпь афоризмов, а цитаты стали крылатыми фразами:

Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц — ночью.

Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.

Читайте также: