Коррупция как угроза национальной безопасности россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Нормативное определение коррупции даёт Федеральный закон: коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами[29]. К коррупции закон относит также совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.

О.В. Козаченкова полагает, что проявлений коррупции гораздо больше; к ним можно отнести также, кроме взяточничества, фаворитизм, кумовство, лоббизм, протекционизм, вымогательство, использование личных контактов для решения проблем третьих лиц, противоправное распределение и присвоение общественных ресурсов, незаконную приватизацию, незаконную поддержку и финансирование политических партий и объединений, предоставление льготных кредитов и займов[30].

История коррупции и борьбы с ней насчитывает тысячелетия, не обошла она стороной и Россию[31].

Достоверные данные о масштабах коррупции в любой стране отсутствуют. О ней судят по косвенным показателям – количеству обращений граждан в правоохранительные органы по фактам вымогательства взяток должностными лицами, числу подтверждённых фактов, возбуждённых дел, количеству осуждённых за коррупцию и т.д.

Активная борьба с коррупцией на международном уровне развернулась начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, когда были приняты соответствующие документы Организацией американских государств, Европейским Союзом, Организацией экономического сотрудничества и развития, Африканским союзом. В 2003 году соответствующая конвенция была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций.

Конвенция ООН отмечает, что коррупция в современном мире уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. Коррупция несёт угрозу политической стабильности и безопасности общества, подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Особую обеспокоенность мирового сообщества вызывает связь между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств. Полагая, что коррупция затрагивает общество и экономику всех стран, ООН придаёт исключительно важное значение международному сотрудничеству в области предупреждения коррупции и борьбы с ней [32].

Европейская Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию в свою очередь констатирует: коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества[33].

В силу своих масштабов, экономических, политических и социальных последствий коррупция расценивается как системная угроза национальной безопасности России[34]. Такая оценка имеет под собой серьёзные основания, о чём свидетельствуют данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации[35].

За 9 месяцев 2011 года в суд с утверждённым прокурором обвинительным заключением направлено 8334 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 9219 лиц. Основное количество обвиняемых привлекается к уголовной ответственности по фактам мошенничества, присвоения и растраты вверенного имущества с использованием служебного положения.




Среди осужденных за такие преступления 692 человека являлись должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления. Также осуждено 1139 должностных лица правоохранительных органов, в том числе 250 следователей (дознавателей) и 13 прокуроров. Привлечен к уголовной ответственности 1 судья.

Судебные приговоры вынесены в отношении 60 депутатов органов местного самоуправления. В 2010 году было осуждено 7 депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации, а в январе – сентябре 2011 года – 6.

За 9 месяцев 2011 года в суды прокурорами было предъявлено более 13 тысяч исков о возмещении ущерба, причинённого в связи с актами коррупции (за 9 месяцев 2010 года – 9280). В 30% случаев виновные в добровольном порядке удовлетворяют требования прокурора. Всего судами удовлетворено более 6,3 тысячи исков на общую сумму свыше 480 миллионов рублей.

В 2011 году Генеральной прокуратурой совместно с правоохранительными органами была проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения установленной законом обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По результатам проверки прокурорами выявлено свыше 41 тысячи нарушений. В целях их устранения принесено более 1,5 тысячи протестов, внесено почти 9 тысяч представлений. К дисциплинарной ответственности привлечено свыше 6 тысяч виновных лиц.

Прямую угрозу национальной безопасности несут преступления коррупционного характера, совершаемые в Вооружённых Силах Российской Федерации. Согласно данным Главной военной прокуратуры за последние полтора года (2010 – 2011 гг.) за различные коррупционные преступления осуждены свыше тысячи должностных лиц военных ведомств, в том числе 18 высших офицеров, треть из которых были приговорены к реальным срокам лишения свободы. За 2011 год выявлено 250 случаев взяточничества. Это гораздо больше, чем в 2010 году. Ущерб от преступлений коррупционной направленности превысил 3 миллиарда рублей. Не улучшилось положение дел и в военкоматах. В 2011 году прокурорами было выявлено более 200 преступлений, почти каждое третье из них - это факты взяток. Немало проблем в сфере гособоронзаказа, обслуживания воинских частей коммерческими организациями[36].

Белгородская область не является исключением из общего правила.

В 2011 году осуждены к штрафам за получение взяток двое инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по Белгородской области, преподаватели Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова и Белгородской государственной сельскохозяйственной академии. Осуждён к штрафу водитель транспортного средства за попытку дачи взятки работникам ДПС. Выявлен факт нарушения требований законодательства о противодействии коррупции (конфликт интересов) одним из служащих администрации г. Белгорода.

В 2011 году следственные органы на транспорте возбудили 14 уголовных дел коррупционной направленности. Увеличилось и число зафиксированных фактов дачи гражданами взяток сотрудникам правоохранительных органов на транспорте. В отношении взяточников транспортная прокуратура возбудила в 2011 году семь уголовных дел, ещё четыре возбуждённых дела касаются превышения должностных полномочий сотрудниками поднадзорных правоохранительных органов.

Вопрос 3. Коррупция как фактор внутренней угрозы

Нормативное определение коррупции даёт Федеральный закон: коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами[29]. К коррупции закон относит также совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.

О.В. Козаченкова полагает, что проявлений коррупции гораздо больше; к ним можно отнести также, кроме взяточничества, фаворитизм, кумовство, лоббизм, протекционизм, вымогательство, использование личных контактов для решения проблем третьих лиц, противоправное распределение и присвоение общественных ресурсов, незаконную приватизацию, незаконную поддержку и финансирование политических партий и объединений, предоставление льготных кредитов и займов[30].

История коррупции и борьбы с ней насчитывает тысячелетия, не обошла она стороной и Россию[31].

Достоверные данные о масштабах коррупции в любой стране отсутствуют. О ней судят по косвенным показателям – количеству обращений граждан в правоохранительные органы по фактам вымогательства взяток должностными лицами, числу подтверждённых фактов, возбуждённых дел, количеству осуждённых за коррупцию и т.д.

Активная борьба с коррупцией на международном уровне развернулась начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, когда были приняты соответствующие документы Организацией американских государств, Европейским Союзом, Организацией экономического сотрудничества и развития, Африканским союзом. В 2003 году соответствующая конвенция была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций.

Конвенция ООН отмечает, что коррупция в современном мире уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. Коррупция несёт угрозу политической стабильности и безопасности общества, подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Особую обеспокоенность мирового сообщества вызывает связь между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств. Полагая, что коррупция затрагивает общество и экономику всех стран, ООН придаёт исключительно важное значение международному сотрудничеству в области предупреждения коррупции и борьбы с ней [32].

Европейская Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию в свою очередь констатирует: коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества[33].

В силу своих масштабов, экономических, политических и социальных последствий коррупция расценивается как системная угроза национальной безопасности России[34]. Такая оценка имеет под собой серьёзные основания, о чём свидетельствуют данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации[35].

За 9 месяцев 2011 года в суд с утверждённым прокурором обвинительным заключением направлено 8334 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 9219 лиц. Основное количество обвиняемых привлекается к уголовной ответственности по фактам мошенничества, присвоения и растраты вверенного имущества с использованием служебного положения.

Среди осужденных за такие преступления 692 человека являлись должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления. Также осуждено 1139 должностных лица правоохранительных органов, в том числе 250 следователей (дознавателей) и 13 прокуроров. Привлечен к уголовной ответственности 1 судья.

Судебные приговоры вынесены в отношении 60 депутатов органов местного самоуправления. В 2010 году было осуждено 7 депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации, а в январе – сентябре 2011 года – 6.

За 9 месяцев 2011 года в суды прокурорами было предъявлено более 13 тысяч исков о возмещении ущерба, причинённого в связи с актами коррупции (за 9 месяцев 2010 года – 9280). В 30% случаев виновные в добровольном порядке удовлетворяют требования прокурора. Всего судами удовлетворено более 6,3 тысячи исков на общую сумму свыше 480 миллионов рублей.

В 2011 году Генеральной прокуратурой совместно с правоохранительными органами была проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения установленной законом обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По результатам проверки прокурорами выявлено свыше 41 тысячи нарушений. В целях их устранения принесено более 1,5 тысячи протестов, внесено почти 9 тысяч представлений. К дисциплинарной ответственности привлечено свыше 6 тысяч виновных лиц.

Прямую угрозу национальной безопасности несут преступления коррупционного характера, совершаемые в Вооружённых Силах Российской Федерации. Согласно данным Главной военной прокуратуры за последние полтора года (2010 – 2011 гг.) за различные коррупционные преступления осуждены свыше тысячи должностных лиц военных ведомств, в том числе 18 высших офицеров, треть из которых были приговорены к реальным срокам лишения свободы. За 2011 год выявлено 250 случаев взяточничества. Это гораздо больше, чем в 2010 году. Ущерб от преступлений коррупционной направленности превысил 3 миллиарда рублей. Не улучшилось положение дел и в военкоматах. В 2011 году прокурорами было выявлено более 200 преступлений, почти каждое третье из них - это факты взяток. Немало проблем в сфере гособоронзаказа, обслуживания воинских частей коммерческими организациями[36].

Белгородская область не является исключением из общего правила.

В 2011 году осуждены к штрафам за получение взяток двое инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по Белгородской области, преподаватели Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова и Белгородской государственной сельскохозяйственной академии. Осуждён к штрафу водитель транспортного средства за попытку дачи взятки работникам ДПС. Выявлен факт нарушения требований законодательства о противодействии коррупции (конфликт интересов) одним из служащих администрации г. Белгорода.

В 2011 году следственные органы на транспорте возбудили 14 уголовных дел коррупционной направленности. Увеличилось и число зафиксированных фактов дачи гражданами взяток сотрудникам правоохранительных органов на транспорте. В отношении взяточников транспортная прокуратура возбудила в 2011 году семь уголовных дел, ещё четыре возбуждённых дела касаются превышения должностных полномочий сотрудниками поднадзорных правоохранительных органов.

В статье рассматриваются подходы к понятию коррупции, как одной из важнейших угроз национальной безопасности России. Коррупция препятствует происходящим экономическим, политическим и социальным процессам в государстве. Предложены возможные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова

Текст научной работы

Обращаясь к теоретическому определению коррупции, следует отметить, что авторы подразумевают коррупцию, как злоупотребление должностными полномочиями, с целью собственной выгоды. К определению коррупции существует в основном два подхода, с точки зрения закона и с точки зрения общественного мнения. Соответственно понятие коррупции с точки зрения общественного мнения, будет намного шире, чем с точки зрения закона.

Коррупция тесно связана с другими формами преступности, сюда следует отнести экономическую преступность, а если быть точнее, то отмывание денежных средств. Большую тревогу вызывают ситуации, с такими объёмами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов самого государства и ставить под угрозу политическую стабильность и устойчивость, развитие государства. За большим количеством активов сложно следить. Так формируется благоприятная среда для развития коррупции, что сказывается на стабильности экономики. Например, на объёме свободных денежных средств в обращении, на количестве сбережений, будет падать покупательная способность денег.

В России коррупция вызывает недоверие к многим государственным и социальным институтам, тем самым, нарушается нормальный процесс функционирования самого государства и национальной экономики, отсюда вытекает угроза безопасности Российской Федерации. Доходы от коррупции так же являются благоприятной основой для развития преступности, терроризма, экстремизма. Граждане чувствуют значительное неравенство в обществе, ухудшается избирательный процесс.

В данный момент, характерны такие проявления коррупции, как:

  1. Использование служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий, в целях приобретения их в частную собственность, или завладение чиновниками акций, близкими ему лица или иными лицами;
  2. Незаконная передача коммерческим организациям финансов и кредитов, для общегосударственных нужд;
  3. Получение за службу незаконных денег, вознаграждения, услуг, незаконных премий, выдаче беспроцентных кредитов, приобретение недвижимости за границей, открытие счетов в иностранных банках.

Сделаю попытку, выдвинуть ряд предложений по борьбе с коррупцией:

  1. Поддержание постоянного социального контроля со стороны гражданского общества за всей системой государственного управления;
  2. Увеличение ответственности за коррупционные преступления, ужесточение государственного контроля и процедуры отбора кандидатов на государственные должности;
  3. Увеличение заработной платы государственных служащих;
  4. Скорректировать размер пошлин и штрафов, так как слишком высокие штрафы неэффективны, как и слишком низкие, поскольку стимулируют уход от них с помощью взятки.
  5. Обмен опытом по борьбе с коррупцией с зарубежными странами;
  6. Реформирование коммерческого законодательства, особенно по проблемам рынка ценных бумаг, недвижимости, интеллектуальной собственности, экологии;
  7. Включение антикоррупционного элемента в рамках программ образования, в дошкольных, школьных, вузовских учреждениях.

Таким образом, меры по борьбе с коррупцией, должны носить полный всеобъемлющий характер. Борьба с коррупцией не должна носить тип борьбы с последствиями. Необходима борьба с причинами возникновения данного явления, причём не только экономическими, но и социальными, политическими и духовно-нравственными.

Список литературы

Цитировать


Коррупцию в наше время в Российской Федерации можно обозначить как одну из основополагающих проблем, разрушающих в корне социум, экономику, общественное благосостояние и ставящей страну на первые позиции в международных списках наиболее коррумпированных стран. В России издаются законодательные проекты, направленные на снижение коррупции, искоренение. Однако, проблема остается сложно решаемой в силу того, что охватывает и исходит от обеих сторон, граждан и государственных чиновников. Взяточничество является процессом, которое воспринимается большей частью общества как норма.

Ключевые слова: коррупция, экономика, общество, государство

Corruption nowadays in the Russian Federation can be described as one of the underlying problems that Deplete at the root of society, the economy, social welfare and putting the country on the first position in the international list of most corrupt countries. In Russia published draft legislation aimed at reducing corruption eradication. However, the problem remains intractable due to the fact that covers and comes from both sides, citizens and state officials. Bribery is a process that is perceived by most of society as the norm.

Keywords: corruption, economy, society and the state.

Коррупция представляет собой масштабное социальное явление, отражающее такие процессы в государстве, как разложение власти, использование государственными представителями служебного положения в целях личного индивидуального или группового, материального финансового обогащения.

С психологической точки зрения человек необъективно воспринимает понятие справедливости. В случае, если кто — то смог добиться собственных целей при помощи взяточничества, данный факт считается несправедливостью. Но если бы он той же цели добился при содействии того же коррупционного инструмента, то данный факт определялся как справедливый. То есть коррупция является выгодным мероприятием для каждого субъекта рассматриваемого вопроса.

Явление коррупции сопровождает российскую историю на протяжении всего ее существования и становления. Любой закон, направленный на снижение коррупции встречается противодействием со стороны общества, поскольку эта черта является национальных характером, а само взяточничество частью российского менталитета.

Социологи считают, что коррупция в сознании российского населения воспринимается на легитимном уровне и не ассоциируется с чем-то аморальным и незаконным [2].

Основные проблемы, к которым приводит коррупция, заключаются в торможении экономических и социальных преобразований, расширении сектора теневой экономики, сокращении налоговых размеров в казну, нерациональное непродуктивное распределение государственными средствами.

Также коррупция приводит к формированию негативного образа страны, что приводит, в свою очередь, к ухудшению инвестиционного климата в государстве. Более того, коррупция является прочной платформой для развития в стране преступности, террористических и экстремистских проявлений. Коррупция является изнаночной стороной общества, характеризуя и усугубляя его моральный упадок и деградацию [1].

Необходимо обозначить далее причины и основные факторы коррупции:

  1. стремительный непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне мировой глобализации;
  2. необоснованная приватизация, проведенная со огромным количеством правонарушений, в результате которой в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;
  3. низкая эффективность управления (незаконченность и несовершенство административной реформы);
  4. изъяны законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
  5. отсутствие элементарной правовой грамотности, знаний законов со стороны общества;
  6. кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
  7. отсутствие развитых институтов гражданского общества [3].

Основополагающим средством для подавления коррупционных схем и мероприятий служит правовая система, которая является неким барьером к осуществлению коррупционных сделок между государственными работниками и населением страны.

Данная правовая система базируется на проведении независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов, задача которой заключается в выявлении наиболее типичных и формализованных проявлений коррупционности в тексте принимаемых законов, содержащих четкие юридические дефиниции, исключающих неоднозначные формулировки, обладающих понятийным аппаратом, характерным для отечественной правовой системы, не содержащих коллизионных норм, а также чрезмерного количества отсылочных норм, наличие которых по наиболее принципиальным вопросам противодействия коррупции недопустимо [5].

Однако, данная экспертиза не является достаточной мерой для снижения уровня коррупции в России. Основной посыл и толчок к развитию коррупции производится в силу избыточного администрирования со стороны государства, что в свою очередь, тормозит процессы социального становления и повышения эффективности национальной экономики.

Коррупция как детерминированное явление со стороны государственных органов создает определенный высокий градус тревоги и недоверия ко власти со стороны общества, формируя негативный имидж страны на международном пространстве.

Парадокс в срезе данной тематики заключается в том, что коррупция не будет искоренена, если сами граждане государства не будут ей противоборствовать, и порождать, становится ее источником. Те меры, которые сегодня направлены со стороны государства на борьбу с коррупцией — антикоррупционные комитеты, национальные проекты, продолжат оставаться мало эффективными на фоне латентного положительного отношения ко взяточничеству со стороны общества.

На сегодняшний день статистика показывает, что областью, наиболее подверженной коррупции, является здравоохранение и образовательная система. Таким образом, наиболее уязвимыми сферами оказались те, которые прямым образом отвечают за здоровье и жизнь человека, и его становление как личности [4].

Коррупция процветает в тех областях, где происходит наибольший контакт между людьми, каждый человек обращается в поликлиники и больницы, с раннего возраста студенты приучаются к тому, что можно решить вопрос путем дачи взятки. Данное явление детерминирует собой еще одну острую проблему — отсутствие грамотных специалистов и профессионалов.

Со стороны государственных чиновников коррупционные сделки детерминируются в силу маленьких зарплат, часто отсутствия социального пакета, неэквивалентности оплаты труда. То есть, взяточничество является способом дополнительного заработка и достойного существования, удовлетворения социальных, материальных потребностей.

Коррупция искоренима только при условии всеобщей консолидации, взаимодействия всех сторон, включая государственные институты, самих граждан.

В числе основных стратегий противодействия коррупции должна выступать стратегия устранения условий коррупции, которая в целом замыкается не на коррупционере, а ориентирована на ликвидацию стимулов к совершению коррупционных преступлений.

  1. Архипов Д. К. Коррупция как проблема государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление, 2015. — № 2. — С.200–213.
  2. Бакаев В. К. Вопросы противодействия коррупции в рамках национальной безопасности // Безопасность бизнеса, 2015. — № 3. — С. 123–150.
  3. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность, 2015. — № 4. — С. 205–214.
  4. Аникин А. Противодействие коррупции // Законность, 2006. — № 5. — С. 170–176.
  5. Хабибулин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права, 2007. — № 7. — С. 290–300.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, сторона общества, правовая система, Россия, снижение коррупции, сторона, сторона государства.

Борьба с коррупцией– главное условие национальной безопасности

А.Р. Ахметова,
Л.В. Половова

В статье раскрываются проблемные вопросы противодействия коррупции, приобретшей характер угрозы национальной безопасности, конституционным принципам социальной справедливости и равенства граждан, нормальному функционированию государства, эффективному развитию экономики. В этой связи в статье формулируются предложения, направленные на предупреждение и пресечение коррупции.
Ключевые слова: коррупция,противодействие коррупции, профилактика коррупции, борьба с коррупцией, угроза национальной безопасности.

Одной из серьезных проблем на пути построения российского правового государства является все возрастающая коррупция. Она оказывает отрицательное влияние на все стороны экономической, политической, правовой и духовной жизни государства, обостряет и без того сложные проблемы переходного периода.

Коррупция существовала всегда, это предопределено историческим развитием общества. Она присутствует постоянно, поэтапно развивается и совершенствуется.

Прежде всего, необходимо рассматривать узкую и широкую трактовки коррупции.

В широком смысле коррупция – это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

Коррупция – это преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.

Взяточничество – вознаграждение (или предложение вознаграждения), выражающееся в передаче денег, ценных вещей или услуг государственным служащим или другим лицам, таким, как сотрудники конкурирующих фирм с целью достижения выгодной договорённости, получения частной информации или другой помощи, которую взяткодатель не может получить законным путём.

Коррупция оказывает разрушительное воздействие на все правовые институты, в результате чего установленные нормы права заменяются правилами, продиктованными индивидуальными интересами тех, кто способен оказывать влияние на представителей госаппарата и готов за это заплатить. Серьёзная угроза заключается также во вторжении коррупции в систему юстиции в целом и отравление правосудия, поскольку это с неизбежностью приведёт к деформированию общей практики правоприменения, сделает её менее цивилизованной и эффективной.

Анализ нынешней ситуации отчетливо свидетельствует о том, что в ряду угроз национальной безопасности России коррупция выдвигается на первое место. Причем в отличие от других вызовов, которые возникают помимо и независимо от воли государства (колебания конъюнктуры на мировых рынках, геополитические проблемы, террористическая опасность и т.д.) эта угроза является рукотворным делом российского чиновничества, чьим предназначением является стоять на страже интересов государства и общества.
Противодействие коррупции, а значит — повышение эффективности управления, экономики, общественных отношений, снижение угроз, стоящих перед страной — это трудная, кропотливая, долгосрочная задача. Но выбор таков: либо мы принимаем этот вызов, либо смиряемся с пребыванием в историческом тупике.

Читайте также: