Коран как религиозно культурный памятник кратко

Обновлено: 05.07.2024

Коран (араб, аль-куран, буквально - чтение) - главная священная книга мусульман. По исламским догматом, Коран существует издавна, он никем не создан, а его небесный оригинал находится под престолом Аллаха.

Коран состоит из 114 глав - сур, каждая из которых состоит из аятов. Слово "аят" означает знак, чудо. Эти разделы разные по размеру и расположены без логической связи, независимо от содержания. Самые длинные суры расположены в начале Корана, более сжатые - в конце. Коран написан рифмованою прозой, в своих старых частях близкой к той, которой задолго до появления "священной книги" пользовались жрецы арабские

Религиозно-догматические, мифологические, законодательные материалы Корана распадаются на несколько групп, из которых одни - более древнего, другие - более позднего происхождения. Неопровержимо доказано, что самые старые из рукописей, которые сохранились из текста Корана, могут быть датированы концом VU или началом VIII ст. К ним принадлежит и составленный по приказу халифа Османа так называемый единый текст Корана, который, по уверениям богословов, является первым и из которого якобы снимались копии.

Исследуя Коран, ученые не только акцентируют внимание на существующих в нем возражениях, но определенный интерес вызывает описание в этой книге древних обычаев, моментов борьбы с древними верованиями, пережитками патриархально-общинного строя и т.п. В Коране есть места, касающихся регламентации торговли, имущественных, семейно-брачных, моральных отношений, но главная его тема - утверждение религиозных принципов, предписаний, касающихся обязанностей верующих относительно Аллаха - единого бога, которому следует безотказно поклоняться.

Около четверти Корана - это сказание о пророках, проникнуты обещаниями жестокой расправы с теми, кто не хочет слушать вестников Бога. Многие из этих легенд дешо измененными мифами, заимствованными из Библии и Талмуда. Так, в Коране рассказывается о Ноя (Нусі), Авраама (Ибрагима), Исаака (Исхака), Моисея (Мусы), Аарона (Херуні), Давида (Дауда), Соломона (Сулеймана), Иисуса Христа (Ici) и т.д. Коран утверждает, что Моисею Богом данный Закон (И-урат, то есть пятикнижие), Давиду - Псалтырь (Забур), Иисусу Христу - Евангелие (Інджиль).

Два основных направления, которые исторически сложились в исламе, - сунізм и шиизм, признают святость Корана, лосланниитво Мухаммеда, традиционную мусульманскую обрядность. История написания Корана свидетельствует о том, что эта священная книга, как и другие религиозные писания, созданная людьми и не содержит ничего, что имело бы естественный характер.

Коран о мироздании

Представления о мироздании, изложенные в Коране, содержат много фантастических утверждений и нелепых домыслов об упорядочении и происхождения Вселенной. На уровне астрономических знаний, полученных задолго до написания Корана в Китае, Индии, Єгипті, Греции и даже в древних юго - и северо-аравийских государствах, все написанное о Вселенной в "священной книге" выглядит ярче.

Коран учит, что Аллах сказал: "Будь!" - и появились "небеса и земля"; всего для создания мира Богу нужно было шесть дней. Первого дня были созданы небеса; второго - солнце, луна, звезды и ветер; третьего - животные, которые живут на земле и в морях, а также ангелы, которые живут на семи небесах и в воздухе. Четвертого дня Аллах создал воду и всем тварям назначил пищу, в этот день по его повелению потекли реки. Пятого дня было создано рай, а на щостий - первые люди-Адам и Ева. В субботу дела было завершено, в мире утвердился порядок и гармония.

Если суммировать изложенные в Коране представление о Вселенную, землю, происхождения животных, растений и человека, сравнить их с тем, что задолго до этого люди знали об окружающем мире, окажется, что это мусульмане несколько заимствовали из других религиозных течений, религий.

Коран об аде и рае

Будущее человека и человечества религия всегда связывала со сверхъестественными явлениями. Коран, на котором основывается ислам, на этот вопрос отвечает так: золотые лета человечества времен Адама и Єви прошли безвозвратно. Поэтому не надо искать счастья на земле, грустить по поводу жизненных невзгод, радоваться хорошему, потому что "ничто из явлений на земле или в ваших душах не постигается без того, чтобы его не было в писании", учит Коран. Согласно этим представлениям, счастливое будущее дается человеку волей Аллаха в загробной жизни. Человек, учит ислам, слабый, беспомощный, и никакие ее усилия не в состоянии изменить условий жизни, определенных Аллахом.

В мифах о рае и аде, изложенных в Коране, много непослі-довностей и противоречий. Для сборщиков Корана - жителей знойного юга, рай представляется местом, где не будет сильной жары и палящего солнца, а взамен - влажный климат и тенистые деревья. Зато в аду грешников ждет жара, огненное пламя. "И кто вступил в рай за свою деятельность; возвеселится они и их супруги в тени лягут на ягодицы; там для них фрукты и все, чего только пожелают", - говорится в Коране. По непокорных, составители Корана не пожалели красок для описания ада. От имени Аллаха запугивают: "Для неверующих мы приготовили цепи, ошейники, гиену огненную". им "будет кипяток и свирепая мука за то, что они были неверными".

футурологические учение Корана длительное время были серьезным препятствием на пути развития самосознания угнетенных. Они отвлекали верующих от насущных задач социального преобразования общества, улучшения жизни на земле, на ошибочный путь замены будущего вимріяною иллюзией.

Определение и свобода воли. В Коране идея определения занимает одно из центральных мест. Оправдывая общественное неравенство, разделение общества на бедных и богатых, Коран пытается внушить людям мысль, что такое положение дел является божественным установлением. Учение об определении, по которым судьба каждого человека и общества заранее определена Аллахом, играет в исламе исключительно большую роль. Идея фатальности, заранее определения всего, что происходит с человеком, всегда воспитывала верующих в духе покорности земным повелителям. "С вами происходит только то, говорится в одном из аятов Корана, - заранее определенное для вас Богом". Следовательно, человек не в состоянии делать самостоятельный выбор между добром и злом. Показывая человека безвільною, составители Корана заявляют: "Люди могут хотеть только того, чего хочет Бог", у них "нет свободного выбора". В этих высказываниях отрицается человеческая судьба, самостоятельность лица, и ведущая роль народных масс в исторической творчества.

Исламские богословы и философы веками ведут споры о соотношении определения и свободы воли человека. Социальная суть этих споров неизбежно сводится к следующему: трудящиеся должны отвечать за свои поступки перед Богом, то есть перед сильными мира сего.

Коран о морали. Моральная оценка поступков и побуждений людей зависит от тех представлений о добре и зле, справедливость, добродетель и порядочность, которые сложились в данном обществе. В Коране, как и в других "священных книгах", нет никакой особой "благочестиво-чистой" и вечной морали, независимой от конкретно-исторических условий жизни людей. Здесь не нашлось места многим нормам морали, которые были произведены людьми до написания этой книги и стали составной частью общечеловеческой казны моральных ценностей.

Выдвижение на первый план желание угодить Аллаху, не вызвать гнева его достичь райской жизни на небесах побуждает человека, которая нарушила нормы морали, думать не о общественные последствия поступка, а о личном спасении, его поучения сводятся к тому, как в глазах Аллаха остаться безгрешным.

Заповеди, которые составляют основу "морального кодекса" Корана - "уважай Аллаха, не забывай о дне суда, будь богобоязненным, взломы гордыню, будь кротким, покорись власти и сильным мира сего, потому что они от Бога" и др. - направленные на воспитание у человека религиозного чувства, преклонение перед Богом, осознание своего бессилия перед сверхъестественными силами. Средством обеспечения нравственного воспитания верующих выступает в исламе не только страх перед Богом, но и страх перед наказанием людей в реальной, земной жизни.

Написан за время формирования феодального общества, Коран в своих моральных установках отбил феодальные отношения. В Коране, например, есть аяты о необходимости отшельничества женщин, ношение паранджи, чачвана, чадры, яшмака. Коран прямо объявил, что человек по происхождению выше женщины. Коран сохранил и укрепил обычай своей эпохи, в котором отразилось уничиженное и неравноправное положение женщины в обществе.

Расплывчатые, туманные представления о нравственности и безнравственности, о счастье и благосостояние лишают человека ориентира в жизни, поскольку, согласно Корану, за одни, самые легкие грехи Аллах карает строго, а за другие, даже тяжелые поступки, прощает. Он мстит сыну за отца, внуку - за деда. Божественная кара, под которой подразумеваются будь-какая неудача, горе, несчастье, сваливается на человека неожиданно, и никогда нельзя знать истинной причины гнева Аллаха.

Коран побуждает человека, которая сделала недостоин моральный поступок, вымаливать прошения в Аллаха. Представление о Боге, как о последней инстанции в оценке моральных и аморальных действий, заставляет верующего рассматривать свои отношения с обществом и другими людьми как второстепенные.

В наше время мусульманское духовенство отказывается от отдельных устаревших моральных предписаний Корана. Защита в XX в. норм поведения, навязанных людям еще в середине тысячелетия, не может способствовать укреплению традиций ислама. Чтобы не отстать от жизни и согласовать моральные догмы Корана с изменениями, которые происходят в сознании, психологии и поведении верующих, духовенство пытается модернизировать религиозные толкования нравственности.

Новые толкования Корана

Среди современных толкователей Корана, которые уважают основные догмы ислама, можно встретить и защитников исламского теократического государства, и сторонников монархии, и людей, которые симпатизируют социалистическом учению. Поэтому диапазон новых толкований установок и догматов Корана весьма широк.

Во многих случаях современная апология Корана, новые толкования этой книги без особых трудностей приспособились к буржуазного общества. Ведь, в конце концов, в отличие от феодализма капитализм является лишь другой формой эксплуатации. Много представителей современного исламского духовенства пытаются показать Коран как книгу, которая содержит и защищает идеи социальной справедливости, а своего пророка - большим социальным реформатором. При этом они опираются на ранние суры Корана, в которых довольно робко осуждается прожорливость богачей, которые "поедают" имущество сирот и доводят их до нищенского существования.

Но в модернистскому истолковании наставления Корана далекие ві5 призывов к коренной перестройки общества на основе социальной справедливости и равенства. В условиях подъема антиимпериалистического движения в странах Востока немалая часть мусульманского духовенства поддерживает борьбу против неоколониализма, но в то же время не забывает о усиление религиозного влияния на население, укрепление позиций ислама в арабском мире.

Понятие и общая характеристика ислама как одной из мировых религий, история и основные этапы ее зарождения и развития, догматика и нормативно-этические основы. Коран и Сунна как основные священные книги мусульман, их структура и содержание, значение.

Рубрика Религия и мифология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 02.03.2014
Размер файла 29,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Актуальность работы. Значение изучения священных писаний трудно переоценить, поскольку религия играет важную роль в формировании духовной культуры каждого человека.

В современном мире существует 3 мировых религии. Это христианство, которое в свою очередь делится на католицизм и православие, буддизм и ислам. В своей работе я хочу рассмотреть ислам, а в основном священное писание ислама - Коран.

Коран (от араб. курьян - чтение) - важнейшая священная книга мусульман, уникальное явление мировой культуры.

Влияние Корана на духовное и общественное развитие народов Востока дает право отнести его к наиболее ценным достижениям культурного развития человечества.

Актуальность выбранной темы обусловила выбор направления исследования, цели и задачи работы.

Целью работы является изучение главного священного писания мусульман и памятника мировой культуры - Корана.

Для выполнения цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Исследовать писание Коран, его источники и происхождение;

2. Рассмотреть ислам как мировую религию.

В современном мире каждое государство имеет своё право, а бывает и так, что в одном и том0же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Своё право имеет и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское-право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.

В Азии, существовало очень многочисленное население, а также типы цивилизации, которые нельзя было считать менее развитыми, чем цивилизации Запада. Эти типы местной цивилизации в большей части Африки и Азии были, в свою очередь, связаны с религиозными верованиями, которые представляли серьёзное препятствие для рецепции права и юридических понятий Запада.

Как же происходил там этот конфликт, каким образом пытались и в какой степени удалось синтезировать традиционные понятия и европейское право? Далее этот вопрос будет подробно рассмотрен на примере мусульманского права.

Важно подчеркнуть то, что прошли те времена, когда можно было считать, что лишь западный образ мышления достоин внимания; он не является ни господствующим, ни бесспорным в современном мире.

Многие страны и их лидеры не до конца уяснили самобытность менталитета арабского мира, им проще расценивать мышление этих людей и народов как ваххабизм (большинство не знает, что это такое) и тд, частично это действительно так, но идеология арабского мира основывается и на совершенно других постулатах, в частности на основных принципах мусульманского права о коих и пойдет речь в данной работе.

1. Ислам - мировая религия

Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику. В современном понимании ислам - и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела.

Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

2. Коран - священная книга мусульман

Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Другая часть религиозной литературы мусульман - это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами - Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

3. Догматика ислама

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

В миросозерцании Мухаммеда и в основанной им религии отсутствует идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом - идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной преданности Богу. Вера Мухаммеда ставит первое условие истинной духовной жизни на место самой этой жизни. Ислам требует от людей только общего подчинения себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних пределов, которые установлены божественными заповедями. Религия остается только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затрудни - тельных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям.

Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет. В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети, это, собственно, учитель в церковной школе. Кади - это судья, знаток шариата. Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет в вопросах шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права.

Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам - видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.

Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы - мектебы - состояли при мечетях. Высшие школы - медресе - представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.

Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число - вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусульманские верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных святых.

Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде христианство (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия). На Кавказе большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства, позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной религии над другой. Религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией Христа видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодальный быт. Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важным переломным моментом в эволюции Ислама. Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама система мусульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции шариатских судов; к середине XIX века на территории Османской империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов (процесс этот начался значительно ранее).

Заключение

коран сунна ислам мусульманин

В результате выполнения работы, исходя из поставленных задач, были сделаны некоторые выводы.

В основных священных книгах ислама, Коране и Суннах, изложено основное нравственно-религиозное учение ислама. В совокупности они образуют шариат - свод законов, указания, что нужно делать обязательно, что можно делать или не делать и чего нельзя делать ни в коем случае.

Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во все аспекты человеческой жизни. И личная, и семейная, и общественная жизнь мусульман, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад-все это должно полностью подлежать религиозным законам.

То есть, жизнь общины и каждого мусульманина обусловлена божественной волей и регулируется законами, прописанными в священных книгах. Изучение священных книг ислама помогает глубже изучить и понять исламскую культуру, определить фундаментальные теоретические основы ее существования как религии.

Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета и один из самых выдающихся исламоведов современности, находясь с визитом в Канаде, посетовал (беседуя с представителями СМИ), что современные исследования ислама слишком заужены политическим ас?ектом. Имеется в виду тот факт, что, прежде всего, ислам вызывает интерес на Западе в плане борьбы с терроризмом, что отодвигает на второй план изучение глубокой исламской богословской мысли, мусульманского искусства и богатейшей литературы. В свою очередь, по словам профессора, примитивное изучение ислама исключительно в политическом ракурсе также сводит в сознании западных исследователей представление об исламской теологии в узкие рамки политической идеологии.

Мы согласимся с тем, что священные книги ислама, как и сам ислам и мусульманская культура, - часть общечеловеческой цивилизации, весомый элемент духовного потенциала миллионов людей. От того, в каком направлении будет развиваться мусульманский мир, в немалой сте?ени будет зависеть будущее мирового сообщества и, конечно, непосредственно ислама.

Список используемой литературы

1 Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г.Ф. Ким. М.: Наука. 2005. - 285 с.

2 Малашенко А., Набиев Р., Хабутдинов А. Джадидизм // Ислам на евро??йском Востоке. Энцикло??дический словарь. - Казань, 2010. - С. 78.

3 Прозоров, Ста. лав Михайлович. Ислам как идеологическая система/М.: Восточная литература, 2011. - 472 с.

4 Кислюк Константин, Кучер Олег Религиоведение: Учебник для высших учебных заведений: 3-е изд., доп. Издательство: Феникс, - 2010. - 512 с.

Подобные документы

Становление ислама и его основные заповеди. Мухаммед – основатель ислама. Священные тексты ислама: Коран — священная книга всех мусульман и Сунна — мусульманское священное предание. Сборник хадисов-рассказов "Аль-Джами ас-Сахих" о пророке Мухаммеде.

контрольная работа [25,6 K], добавлен 02.12.2007

Возникновение, основные положения и направления ислама - одной из основных мировых религий. Влияние на развитие общества и политическая роль мусульманского движения. Современные постулаты исламской религии. Главная "священная книга" мусульман – Коран.

контрольная работа [26,6 K], добавлен 19.04.2009

Коран как главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Современный Ислам, его догматика. Деятельность пророка Мухаммеда.

реферат [23,7 K], добавлен 03.12.2010

Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических религий. Аравия до ислама, формирование классового общества. Культ язычества в доисламской Аравии. Основные предпосылки возникновения ислама. Учение Мухаммеда, Коран – священная книга мусульман.

курсовая работа [46,5 K], добавлен 29.01.2010

Коран как важнейший источник шариата, священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом. Основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман.

реферат [38,3 K], добавлен 15.05.2016

Ислам как одна из мировых религий, история и основные этапы ее становления и развития, распространенность последователей религии в современном мире. Характеристика священных книг ислама - Корана и Сунны - главные идеи и правила жизни, описанные в них.

контрольная работа [28,5 K], добавлен 02.12.2009

Ислам является величайшей мусульманской религией. Рассмотрение происхождения ислама. Коран и Сунна – "священные книги" мусульман, основные идейно-политические направления, вероучение и культ, мусульманское право (шариат). Основные правила в религии.

Чтобы понять значение Корана, следует остановить внимание на его доктринальном содержании, на его повествовательном содержании, на все многообразие человеческого духовного опыта. Знакомство с Кораном играет важную роль в реализации общего стремления к духовному диалогу.

Файлы: 1 файл

КОРАН-ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ.docx

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный

КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ

Выполнил: студент I курса Заочного факультета

КОРАН КАК ПАМЯТНИК ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА

Рассуждения о Коране, как о священной книге, подводят нас к необходимости определить само понятие "священный”.

Священно то, что, во-первых, связано с трансцендентным, во-вторых, обладает характером абсолютной достоверности и, в-третьих, не поддается пониманию и контролю со стороны обычного человеческого рассудка. Священное - это абсолютное в относительном, присутствие центра на периферии, что придает преходящему свойства бессмертия.

В Коране следует различать общее совершенство божественного Слова и частное совершенство заключенного в нем содержания; например, совершенство, с которым разбирается вопрос об Аллахе и его качествах. "Разве они не знают, что Аллах знает и то, что они скрывают, и то, что они обнаруживают?” 1

Бесконечная ценность Корана соотносится с той "божественной магией”, с той чудотворной силой, которой обладает его божественный текст. Эта магия теснейшим образом связана с самим Языком Откровения, то есть арабским, откуда проистекает каноническая необоснованность и ритуальная недействительность перевода. Подобно самой вселенной, Коран един и в то же время множествен. Вселенная – это множественность, объединяющая и ведущая к Единому. Множественность священной книги – разнообразие ее слов, изречений, образов, рассказов – переполняет душу, а затем захватывает ее и возносит в атмосферу ясности.

Даже оставив в стороне загадочный строй многих священных сентенций, можно сказать, что житель Востока умеет извлечь максимум смысла из минимума слов. Например, Коран напоминает, что "горный мир дороже дальнего”, или что "земная жизнь всего лишь игра”, он утверждает, что "враги вам жены и дети ваши”, а мусульманин может вывести из подобных изречений целую мистико-аскетическую доктрину, столь же проникновенную и всеобъемлющую, как и любое духовное учение, достойное этого имени: "Аллаху принадлежит то, что в небесах и что на земле. И довольно Аллаха как покровителя!” 3 . Мусульманский "фатализм” является логическим следствием фундаментальной концепции ислама, согласно которой все зависит от Бога и все возвращается к Нему: "И Аллаху поклоняется то, что в небесах и на земле из животных, и ангелы, и они не превозносятся. Ему - подчинение постоянное; неужели вы боитесь кого-нибудь кроме Аллаха)” 4 .

Мусульманин, особенно тот, кто соблюдает Сунну вплоть до малейших ее предписаний, живет среди переплетения символов и самим фактом своего существования участвует в этом переплетении, что дает ему возможность хотя бы опосредованным образом постоянно помнить об Аллахе и запредельном мире: "Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, Его писания, Его посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением” 5 .

В исламе волевые импульсы определяются и направляются с целью достижения душевного мира и созерцательного спокойствия, внешний ход вещей является лишь схемой, все духовные ритмы развиваются внутри нас, Повторение священных формул по любому поводу может быть пустой тратой времени и казаться излишним тому, кто ищет опору лишь в моральном героизме. Но с точки зрения символического союза с Аллахом, подкрепляемого неустанным размышлением о вещах божественного характера, эта привычка к повторению священных формул, то есть к постоянной ориентации на "духовные вещи”, представляется, напротив, могучим средством самоочищения и обретения нравственности: "тем, кто, — если мы их укрепляем на земле поддерживают молитву, и дают очищение, и приказывают ведомое, и удерживают от не одобряемого. К Аллаху завершение дел!” 6 .

Мусульмане разделяют все поступки на пять категорий: обязательные, поощряемые, безразличные, предосудительные, запрещенные. Все они основаны на реальности потустороннего мира и, стало быть, относятся с некоторым безразличием к явлениям земного порядка; что же касается преимуществ современного уклада, то, оценивая их, нужно помнить о том, что они порождены отрицанием потусторонней духовности и культом земных вещей.

После смерти человек сталкивается с реальностью во всей ее полноте, а затем перед ним открывается его подлинная суть, составляющая часть этой реальности. Осознанные прегрешения превращаются в языки пламени: "В тот день, когда он их соберет, как будто бы они не пробыли и одного часа дня, они узнают друг друга. В убытке будут же, которые считают ложью встречу с Аллахом, и не были они на прямом пути” 7 .

Но человек попадает в огонь не только за свои грехи; он сгорает в нем еще в силу своего величественного богоподобия: "А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику, и переступает Его границы, того Он введет в огонь вечно пребывающим там, и для него - унижающее наказание” 8 . Мысль о том, что ад вечен, которая в течение веков поддерживала в человеке "страх божий” и укрепляла его добродетель, производит теперь совершенно противоположный эффект, делая неправдоподобным само учение о потустороннем мире.

Асимметрия между райским и адским состояниями объясняется тем, что первое бесконечно ближе чистому бытию, чем второе; его "вечность”, следовательно, имеет совсем иной характер, нежели "вечность” адская. Божественное присутствие в физическом мире обнаруживается благодаря двум символам, или естественным проявлениям, первостепенной важности: это сердце внутри нас и воздух вокруг нас. Мы дышим светоносным и свежим воздухом, и наше дыхание, как сердцебиение, становится подобием молитвы: "Поистине, Аллаху принадлежит власть над небесами и землей! Он живет и умерщвляет, и нет у вас помимо Аллаха заступника и помощника” 16 .

Особо выделяется в Коране трон Аллаха. Этот символ величия и покоя Аллаха приобретает в истории творения какое-то специальное значение, как бы связывает процесс создания мира с последующим божеским управлением им.

Одно из самых любимых мусульманами описаний могущества Аллаха: "Если вы не поможете ему, то ведь помог ему Аллах. Вот изгнали его те, которые не веровали, когда он был вторым из двух. Вот оба они были в пещере, вот говорит он своему спутнику: "Не печалься, ведь Аллах с нами!”. И низвел Аллах свой покой на него и подкрепил его войсками, которых вы не видели, и сделал слово тех, которые не веровали, низшим, в то время как слово Аллаха - высшее: поистине, Аллах - могучий, мудрый!” 17 .

Исламская философия, как видим, вливается в одно из главных тел Коранической проповеди. Рассказы о творении должны убедить в великой силе Аллаха, в его праве управлять людьми, для которых он создал всю среду их обитания, и все что они имеют.

Каждая глава сура обычно посвящена многим темам. В сочетается прямые призывы веровать в Аллаха с угрозами наказания: "О, вы, которые уверовали! Многие из книжников и монахов пожирают имущество людей попусту и отклоняют от пути Аллаха. А те, которые собирают золото и серебро и не расходует его на пути Аллаха, - обрадует их мучительным наказанием” 17 .

Постоянное повторение фраз и даже сюжетов - принципиально важная черта Корана. Он состоит из множества "параллельных мест”, которые перекликаются со сходными по сюжету или по выражениям другими местами Корана. Ни один из этих элементов Коранических сказаний не существует в текстах сам по себе. Цели их приведения вполне конкретны - подтвердить Коранические изречения историческими авторитетами, подтвердить древней историей закономерность Ислама. Сказания Корана один из важнейших и относительно мало использованных источников по истории жизни и внутренних переживаний пророка Мухаммада: "верующие мужчины и верующие женщины, - они друзья одни другим; они побуждают к признанному и удерживают от неодобряемого, простаивают молитву и дают очищение, повинуются Аллаху и Его посланнику. Этих помилует Аллах: ведь Аллах велик, мудр!” 19 .

При чтении Корана приходится сталкиваться с непоследовательностью изложения, ибо временная последовательность не имеет для Аллаха никакого значения; так, в священных Писаниях слова и даже факты подчас меняются местами ради прояснения высшей ускользающей от людей истины. Коран - это отражение всего того, что может помыслить и почувствовать человеческий разум; посредством этого отражения Аллах исчерпывает человеческие тревоги и приобщает верующего к ясности и миру: "Аллах тот, который сотворил небеса и землю, и низвал с небес воду, и вывел ею плоды в ваш удел, и подчинил вам солнце и луну труждающимися, и подчинил вам ночь и день, и дал вам все, что вы просите. И если вы будете считать милость Аллаха, то не сочтете ее. Поистине, человек - обидчик, неблагодарный!” 20 .

Аллах всемогущ по отношению к сотворенному, но не к тому, что в самой Его божественной природе определяет его творение и его внутренние законы. Он не властен над тем, что составляет метафизическую необходимость мира и зла: "Проси для них прощения или не проси для них. Если ты будешь просить для них семьдесят раз, и то никогда не простит им Аллах. Это за то, что они не веровали в Аллаха и Его посланника: поистине Аллах не ведет людей распутных! И если они обратятся, - будет лучше для них, а если отвернутся, - накажет их Аллах мучительным наказанием в ближайшей жизни и в будущей. Нет им на земле ни заступника, ни помощника!” 22 .

Прежде всего, сам термин "божественная кара” выражает всего лишь известный аспект причинно-следственных связей; никому не придет в голову обвинить природу в мелочной злобности только потому, что связи эти обусловлены в ней самой логикой вещей. Обоснованность загробного воздаяния становится явной, как только мы вспомним о несовершенстве человека; всякое его действие неизбежно влечет за собой противодействие. Все проявления разлада и неуравновешенности предполагают ответную реакцию, позитивную или негативную, благодаря которой восстанавливается уравновешенность: "И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой. Ведь они не веровали в Аллаха и Его посланника и умерли, будучи распутными! Нет тягости ни на слабых, ни на больных, ни на тех которые не находят, что расходовать, если они искренни пред Аллахом и Его посланником! Нет пути против делающих добро. Поистине, Аллах прощающ, милосерд!” 23 .

Приведем важнейшую формулу, органически вросшую в мусульманскую жизнь: "Если это будет угодно Богу” (инш алла). Произнося ее, мусульманин признает свою зависимость от Аллаха, свою слабость и невежество в сравнении с ним, и в то же время отрекается от любых притязаний, обусловленных страстями; эта формула выражает, главным образом, стремление к покою и ясности: "Поистине, Господь ваш Аллах, который создал небеса и землю в шесть дней, а потом утвердился на троне. Он закрывает ночью день, который непрестанно за ней движется. И солнце, и луна, и звезды, подчиненные Его власти. О да! Ему принадлежит и создание и власть. Благославен Аллах, Господь миров!” 24 .

В Коране центральное место занимает подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка, как сам пророк во всем следовал указаниям Бога. Эти указания - ясные и человечные. Они относятся к относительно немногим и несложным (но именно поэтому они должны выполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям, касающимся самых разных сторон человеческой социальной жизни (наследования, торговых сделок, наказаний за преступления), брака и развода: "И не решайтесь на брачный союз, пока писание не дойдет до своего предела, и знайте, что Аллах знает то, что в ваших думах, и берегитесь Его и знайте, что Аллах прощающ, кроток! ” 25 . О разводе: "А когда вы дали женам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому или отпускайте их согласно принятому, но не удерживайте их насильно, преступая: если кто делает это, тот несправедлив к самому себе. И не обращайте знамений Аллаха в насмешку; и бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах о каждой вещи знающ!” 26 . Все это реально и выполнимо, и Коран подчеркивает, что Аллах не требует ничего сверхъестественного. Он требует от человека обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни. Интересные мысли в Коране по правовым предписаниям, касающиеся вопросов наследования: "Завещает Вам аллах относительно ваших детей: сыну долю, подобную доле двух дочерей. А если они (дети) женщины, числом больше двух, то им две трети того, что он оставил, а если одна, то ей половина. А родителям его, каждому из двух - одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка, и ему наследуют его родители, то матери - одна треть. А если есть у него братья, то матери - одна шестая после завещанного, которое он завещает, или долга. Поистине, Аллах знающ, мудр” 27 .

Можно сказать и так: Аллах сотворил мир как Книгу, и его Откровение снизошло в мир в виде Книги. Многие места в переводе Корана, относимые на счет переводчика, в действительности объясняется еще одной особенностью Корана. Он сложился как диалог Мухаммада с самим собой, диалог между богом и Мухаммадом, между богом и людьми: "О, посланник! Передай, что низведено от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания, Аллах защитит тебя от людей. Поистине, Аллах не ведет прямо людей неверных!” 28 .

Огромную роль в жизни мусульман имеет Слово с большой буквы, то есть суры Корана, которые предстают не только изречениями, содержащими в себе те или иные мысли, но своего рода живыми существами, силами, талисманами; душа мусульманина как бы соткана из этих священных формул; с ними он работает и отдыхает, с ними живет и умирает. Поэтому такое мировоззрение и называется "исламом”, т.е. "самозабвением”, покорностью воле Аллаха. Слово "ислам” происходит от того же корня, что и "салям”, "мир”, "душевное умиротворение”.

Мухаммад и его преемники (халифы) - политические и религиозные руководители мусульман. Задачей религиозно-политического руководства здесь является не просто утверждение истинной веры, но достижения порядка, мира и благополучия общины верующих. И одно из важнейших следствий этого - относительная терпимость ислама, в которой допускаются разные точки зрения, если они не навязываются силой и борьба из-за них не ведет к дезинтеграции общества. Поэтому мусульманская система прочная и устойчивая. Очевидно, она не создавала предпосылок для прорыва к новой, уже не религиозной цивилизации. Поскольку подавляющее большинство населения мусульманских стран сохраняет религиозную веру, ощущает мусульманами, любая верхушечная и оторванная от исламских "корней” модернизация оказывается под угрозой со стороны исламских движений. Современный фундаментализм - это не только исламская реакция на новое, но и форма включения этого нового в ислам.

По сравнению с традиционным, народным исламом, это - модернистская идеология, это форма модернизации самого ислама, ставящая на более прочную основу и процесс модернизации общества, глубинной основой культуры которого является ислам. Общей во всех этих случаях остается форма выступлений, возврат к Корану и его фундаментальным ценностям, а также идеализация времен пророка Мухаммада. "Возврат к Корану” отождествляется ими с духовно-нравственным оздоровлением общества по шкале тех общечеловеческих ценностей, которые находили отражение в проповеди пророка Мухаммада, в его деяниях и поступках. Здесь основная ставка делается на мобилизацию внутренних резервов мусульманского Востока, на учет его самобытности и исторического наследия.

В Саудовской Аравии находятся не только места поклонения исламской религии, но и крупные центры ее распространения, там же расположены штаб-квартира организации "Исламская конференция”, а также различные частные и полугосударственные просветительские, молодежные, религиозные, проповеднические и прочие фонды, которые активно функционируют на территории России. Нам представляется, что на вопрос о причинах распространения ислама, в общем-то, нетрудно ответить. Это - реакция на западную цивилизацию, которая в глазах арабского мира себя дискредитировала. Для западной цивилизации характерны пьянство и алкоголизм, запрещенные исламом, высокая преступность, разложение нравственности и целый ряд негативных явлений, против которых выступают мусульманское законодательство и исламская религия.


Без рубрики

Коран — священная книга мусульман, собрание откровений, посланных Аллахом Мухаммеду свыше, основа мусульманского вероучения. Исходя из основных положений Корана, строятся в исламе социальные, экономические, политические, юридические и семейные отношения. Коран ниспослан на арабском языке. Коран — это книга, включающая более 500 страниц текста, в нем 114 глав (сур). Значительные части текста Корана представляют собой рифмованную прозу.

По вероучению ислама Коран — книга несотворенная, существующая вечно, как сам Аллах, она — его слово. Судя по данным мусульманской традиции, откровения Аллаха передавались пророку Мухаммеду примерно в 610—632 годах, а их запись, собирание и составление книги растянулось на долгие годы. И вот уже почти 14 веков эта книга живет и сохраняет свое значение не только как религиозный, но и как исторический, литературный памятник. В странах, где ислам государственная религия, из Корана исходят многие правовые акты, на Коране присягают, дают клятву. Изучение Корана и его толкований (тафсир) является одним из основных предметов религиозных учебных заведений ряда стран.

Известный ученый, востоковед, переводчик Корана на русский язык И. Ю. Крачковский пишет, что Коран очень труден для понимания, многие проявления духовного мира людей той эпохи оказались навсегда утраченными для нашего времени. Так как переводить на другие языки и печатать Коран было делом запретным, поэтому очень долгое время Коран только переписывался.

Будучи неграмотным, Мухаммед не записывал свои проповеди, но многие из его последователей заучивали их наизусть, так как они были похожи на стихи. Тех, кто знал наизусть весь Коран, называли хафизами. Однако некоторые отрывки Корана были записаны грамотными арабами на пальмовых листьях, пергаменте, плоских костях, глиняных табличках. Часть священной книги записал личный писец Мухаммеда — Зайд ибн Сабит.

Коран для мусульман — руководство к действию, жизни. Он обращен к мусульманам и дает им совет, как жить, работать, относиться к людям. Коран — это путеводитель, в котором мусульманин находит ответы на многие интересующие его вопросы. Будучи преимущественно религиозно-философским произведением и законодательной книгой. Коран является уникальным историко-литературным произведением, читая который мы узнаем о географических особенностях Аравийского полуострова, о жизни и быте, занятиях арабов, исторических событиях той эпохи. В Коране можно прочитать и о нравственной культуре мусульман, их поведении, взаимоотношениях. Останавливаясь на содержании Корана, отметим, что в проповедях Мухаммеда представлены различные сюжеты — предания, мифы, легенды арабских племен. Борьба с многобожием, утверждение монотеизма, т. е. единства бога, — главная идея Корана. В Коране представлены некоторые религиозные сведения о бессмертии души, о рае и аде, о конце света, о Судном дне, о сотворении мира и человека, о грехопадении первых людей — Адама и Евы, о всемирном потопе и другие.

Отличительная особенность Корана в том, что Аллах в нем говорит от первого лица — это первое и самое существенное отличие Корана от Торы и Евангелия. Большая часть Корана — диалог Аллаха с людьми, но обязательно через Мухаммеда, его устами. Поскольку Коран — произведение сложное для понимания, существуют различные его толкования. Толковать Коран раньше и сейчас позволялось самым авторитетным ученым, недопустимо искажать смысл ни одного аята Корана. К сожалению, в наши дни мы видим как различные террористические организации и секты, по своему толкую и искажая смысл Корана, призывают неграмотных людей к войне и к совершению всяких преступлений против человечества.

Так же удивительно и привлекательно в Коране образность изложения, эмоциональность, богатство поэтических приемов и лексики. Стихи Корана волновали многих известных ученых, поэтов. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о роли Корана:

С небесной книги список дан

Тебе, пророк, не для строптивых:

Спокойно возвещай Коран,

Не понуждая нечестивых!

Читайте также: