Координация социально педагогической работы в школе

Обновлено: 03.07.2024

Работая в образовательном учреждении, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с администрацией школы, психологом, классными руководителями, педагогами-предметниками, медицинским работником, инспектором по охране прав детства.

Социальный педагог совместно с администрацией, родителями, педагогами выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетних в рамках государственной системы профилактики, являясь защитником интересов обучающихся.

Социально-диспетчерская функция направлена на реализацию права получения детьми, их родителями и педагогами социально-педагогической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции социального педагога. Реализация данной функции предполагает последовательное решение следующих задач:

определение характера проблемы и возможности ее решения;

поиск специалиста, способного оказать помощь;

содействие установлению контакта;

отслеживание результатов взаимодействия обратившегося со специалистом.

Для полноценной реализации данной функции социальный педагог создает банк данных о различных социально-психологических службах округа, города, оказывающих профессиональные услуги.

Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, связанными с соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента в соответствии с основными положениями Федерального закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Внутришкольные связи социального педагога:

- с администрацией образовательного учреждения:

Представляет директору план работы на учебный год; социальный паспорт образовательного учреждения; аналитический отчёт о своей деятельности: и течение учебного года, в соответствии с планом работы школы, в конце учебного года, по итогам работы.

Принимает участие в педагогических советах, совещаниях при директоре, педагогических (психолого-педагогических) консилиумах; совместно с заместителем директора по ВР участвует в работе методических объединений классных руководителей; принимает участие в заседаниях Совета профилактики, планирует и организует проведение рейдов, составляет социальный паспорт школы.

- с психологом:

Направляет на консультирование по проблемам, выходящим за рамки профессиональной компетенции социального педагога.

Привлекает к проведению просветительской работы среди обучающихся, родителей, педагогов по предупреждению аддиктивного поведения.

- с классными руководителями и учителями-предметниками:

Оказывает методическую помощь при составлении социального паспорта классного коллектива;

Проводит наблюдение за обучающимися во время учебного процесса и в ходе внеклассных мероприятий.

Оказывает консультативную, информационную и практическую помощь в работе с обучающимися и их родителями.

- с медицинским работником

Получает информацию о состоянии здоровья детей и подростков, включённых в банк данных.

Привлекает к проведению просветительской работы среди всех участников образовательного процесса по вопросам формирования здорового образа жизни.

- с инспектором но охране прав детства

Получает информацию об опекаемых и их семьях.

Информирует о завершении процесса по лишению родительских прав в отношении обучающихся ОУ.

Межведомственные связи:

- с Управлением образования администрации г. Омска:

Представляют списки обучающихся: состоящих на учете в ПДН; на внутришкольном контроле; обучающихся, проживающих в неблагополучных семьях (сентябрь, январь, май).

Предоставляет отчеты в установленные сроки о проведенных рейдах. Представляет отчет о работе школы по профилактике правонарушений и употребления ПАВ 2 раза в год по установленной форме.

- с комиссией ни делим несовершеннолетних (КДН):

Представляет интересы обучающегося по вопросам, связанным с решением проблем несовершеннолетних и изменением ситуации неблагополучия в семье.

Предоставляет информацию (характеристика, представление, акт обследования) о несовершеннолетних и (или) семьях, приглашенных на заседание комиссии.

Представляет информацию по неблагополучным семьям и подросткам, состоящим на контроле в КДН.

Получает информацию об обучающихся, состоящих на контроле и КДН

- с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН):

Занимается сбором материалов (выписки, характеристики, акты обследования, представления):

- на суд по лишению родительских прав в отношении несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении.

Получает информацию об обучающихся, состоящих на учете в ПДН (сентябрь, январь).

- с участковым инспектором милиции:

- с органами опеки и попечительства управления образования:

Участвует в подготовке материалов для предъявления иска в суд о лишении родительских прав; присутствует на судебных заседаниях в качестве свидетеля. Информирует об обучающихся, оставшихся без попечения родителей.

- с медико-социально-психологическими службами:

Направляет детей и подростков, включенных в банк данных, а также их родителей для получения социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и информационных услуг.

Взаимодействует по вопросам трудоустройства обучающихся.

Предоставляет списки учащихся, нуждающихся в социальной помощи.

- с центром психолого-медико-социального сопровождения:

Принимает участие в методических семинарах, научно-практических конференциях, научно-методических выставках.

Обращается с целью получения психологических, информационных и консультационных услуг.

Предоставляет в установленные сроки на согласование план работы на учебный год и аналитический отчет о своей деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используется в коррекционно-развивающей работе социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечиввает непрерывное индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ и их родителей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

начальная общеобразовательная школа №23 р.п. Чунский

Рассмотрено на заседании

для детей с ограниченными возможностями здоровья

социальный педагог Федотова Л.М.

2.Общая характеристика коррекционно-развивающего курса…………………………. 3

3.Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном плане………..4

4.Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса…………………………………………………………………………………..4

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса………………………………………………………………………….4

6.Содержание коррекционно-развивающего курса………………………………………. 5

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………………………………………………………………………….7

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.…. 18

Список используемой литературы…………………………………………………………19

C каждым годом в различные образовательные организации приходят все больше детей, имеющие отклонения в развитии. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия для развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Современное образование остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Система общего образования становится более доступной для детей, имеющих различные нарушения в развитии. Данная программа разработана на основе документов, регламентирующих работу с детьми ОВЗ:

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599);

Цель программы: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

1. Создать доброжелательный климат, доверительных отношений, повышать уровень познавательной активности.

2. Сформировать навыки, способствующие успешной адаптации в условиях школы и в дальнейшей социализации в обществе.

3. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.

4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.

2. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

Для образовательного учреждения центральным звеном в сопровождении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является качество организации образовательного процесса. Именно образование ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) определяет в его жизни практически все: место в обществе, мировоззрение, характер его влияния на окружающий мир. Одна из основных целей социально-психологического помощи детей с ОВЗ - создание таких социально-психологических условий, в которых каждый ребенок с проблемами в здоровье может получить возможность всестороннего проявления личности в учебной деятельности и обрести тот уровень социальной компетентности, который позволит ему самостоятельно и свободно определять и решать свои социальные вопросы, критически оценивать себя и окружающих людей, соотносить свои интересы с возможностями общества и реалиями жизни. Социально-психологическое помощь детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении предполагает работу с ребенком, его семьей, педагогами школы при осуществлении взаимодействия с различными организациями по оказанию специализированной поддержки и помощи и осуществляется по следующим направлениям: Социально-психологическая диагностика проблем в развитии ребенка и его семьи. Коррекционно-развивающая работа. Целенаправленное, специально организованное социально-психологическое помощь детей с ОВЗ и их семей включает в себя снятие нервно-психического напряжения у детей, коррекцию самооценки, преодоление пассивности, формирование самостоятельности,

ответственности и активной социальной жизненной позиции; преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков, и как следствие, способствует процессу эффективной адаптации детей в социуме.

Программа состоит из 4-х разделов:

1. Работа с ребенком.

2. Работа с семьей.

3. Работа с педагогами.

4. Работа с внешними организациями.

Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном плане

Программа реализуется на базе МОБУ НОШ № 23 рп Чунский. Сроки реализации: программа рассчитана на 5 лет. Недельный цикл занятий предусматривает нагрузку 1 час. Форма занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная работа социального педагога.

Коррекционно-развивающий курс рассчитан на 33 ч. для 1-х классов и 34 ч. для 2-4 классов.

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса

Отличительная особенность данной программы — комплексность. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень готовности родителей и ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его форма и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями. Сопровождение ребенка с ОВЗ в рамках данной программы преимущественно осуществляется педагогом-психологом и социальным педагогом с привлечением в случае необходимости педагогов и медицинских работников учреждения. Основная функция педагога-психолога заключается в составлении психологического портрета ребенка и разработке индивидуального маршрута сопровождения, подразумевающего коррекцию и развитие психических функций и личностных особенностей. Особую роль в выполнении данных задач осуществляет в своей деятельности социальный педагог, который является связующим звеном между родителями и педагогическим коллективом при оказании помощи детям с ОВЗ и их семьям. Этот специалист выявляет трудности личностного и образовательного характера, при необходимости привлекает специалистов для проведения консультаций.

Задача социального педагога - научить родителей создавать и поддерживать в семье атмосферу оптимизма. Он организует и осуществляет поддержку при активном сотрудничестве ребенка и его семьи, ориентируясь не на ограниченные возможности ребенка, а на те барьеры, которые мешают ему и его родителям (законным представителям) жить нормально в человеческом обществе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса

Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трёх видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-- личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения

Должны уметь применять полученные знания в практической жизнедеятельности, знать доступные приемы труда и правила безопасной работы и гигиены труда.

Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни

Иметь представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье, умение самостоятельно поддерживать свое здоровье.

Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми

Должны уметь культурно вести себя в обществе и различных жизненных ситуациях, конструктивно взаимодействовать с окружающими.

Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире

Должны уметь ориентироваться в окружающем мире, знать мир профессий.

Содержание коррекционно-развивающего курса

Работа с обучающимися проводится по модулям:

Формирование представлений о поведении в школе, школьном укладе жизни.

Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания

Знание Конституции РФ и Конвенции о правах ребёнка

Формирование ответственного и безопасного поведения на улице.

Формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска

Формирование навыков отстаивания позиции, конструктивное решение конфликтов

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

Обрести уверенность в себе, навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, успешно адаптироваться к жизни в социуме.

Формирование навыков культурного поведения, правил хорошего тона.

Формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни

Работы с родителями (законными представителями), педагогами:

Основные мероприятия программы

1.Создание банка данных детей ОВЗ для разработки и реализации индивидуальных программ социальной реабилитации

2.Создание коррекционно - развивающего пространства в ОУ: специализированного учебного инвентаря

Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог, администрация МОБУ НОШ №23

3.Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения детей с ОВЗ

Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог, администрация МОБУ НОШ №23

4.Проведение семинаров для педагогического коллектива.

Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог, администрация МОБУ НОШ №23

5.Вовлечение родителей в работу

Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог, администрация МОБУ НОШ №23

6.Разработка индивидуальных программ

Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог, администрация МОБУ НОШ №23

7.Вовлечение детей с ОВЗ, в том числе инвалидов и их семей в общепоселковые мероприятия

Классные руководители, педагог- психолог, социальный педагог, администрация МОБУ НОШ №23

С целью подведения итогов работы по программе, контроля и своевременной коррекции реализации программы развития каждого ребенка один раз в полугодие проводится школьный психолого-педагогический консилиум. Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет администрация МОБУ НОШ № 23 в лице директора школы. Оценка эффективности реализации программы реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

1. Создать условия для успешной социально-психологической адаптации детей-инвалидов в образовательной среде.

2. Развить систему поддержки детей с ОВЗ.

3. Создать комплексный подход к решению трудностей детей - ОВЗ.

4. Углубить процесс интеграции в общество детей с ограниченными возможностями.

5. Создать для детей с ограниченными возможностями равные с другими детьми возможности участия в жизни школы, общества.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Организация взаимодействия социального педагога с педагогическим коллективом. Взаимодействие классного руководителя и социального педагога.

ВложениеРазмер
vzaimodeystvie_sotsialnogo_pedagoga_s_pedagogicheskim_kollektivom.docx 15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия социального педагога с педагогическим коллективом.

В педагогическом коллективе самым первым человеком наиболее близким к детям является классный руководитель. Он знает ребенка, знает его семью, контролирует посещение, проводит воспитательные беседы.

В нашей школе классные руководители в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт класса, в котором отражают социальную информацию по каждому ребенку: фамилия/имя/отчество, год рождения, состав семьи, характеристика социального положения семьи, место работы родителей, информация по внеурочной деятельности ребенка (кружки, секции и т.д.). Все эти данные затем сводятся воедино социальным педагогом и составляют социальный паспорт школы и банк данных различных категорий семей и детей.

Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместно выявить причины возникших у ребенка проблем и проведение социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:

- Разрешение конфликтных ситуаций в классе

-нарушение правил поведения учащихся (просьба провести беседу в классе)

- принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий и, как результат, низкой успеваемости;

Чаще всего классный руководитель обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Но не только с классными руководителями ведется работа по вопросам индивидуального педагогического подхода в отношении какого-либо ребенка, но также и с учителями-предметниками. Они предоставляют информацию по поведению, успеваемости, посещаемости в отношении конкретного ученика.

Таким образом, взаимодействие соц.педагога и педагогического коллектива проходит по следующим направлениям:

1) сбор информации о социальном статусе ребенка (через классного руководителя);

3) запрос характеристики у классного руководителя на учащегося;

4) совместное проведение индивидуальных бесед с учащимися и их законными представителями;

5) изучение жилищно-бытовых условий учащихся (совместные рейды соц.педагога и классного руководителя).

Работая в образовательном учреждении, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с администрацией школы, психологом, классными руководителями, педагогами-предметниками, медицинским работником, инспектором по охране прав детства.

Социальный педагог совместно с администрацией, родителями, педагогами выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетних в рамках государственной системы профилактики, являясь защитником интересов обучающихся.

Социально-диспетчерская функция направлена на реализацию права получения детьми, их родителями и педагогами социально-педагогической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции социального педагога. Реализация данной функции предполагает последовательное решение следующих задач:

определение характера проблемы и возможности ее решения;

поиск специалиста, способного оказать помощь;

содействие установлению контакта;

отслеживание результатов взаимодействия обратившегося со специалистом.

Для полноценной реализации данной функции социальный педагог создает банк данных о различных социально-психологических службах округа, города, оказывающих профессиональные услуги.

Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, связанными с соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента в соответствии с основными положениями Федерального закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Внутришкольные связи социального педагога:

- с администрацией образовательного учреждения:

Представляет директору план работы на учебный год; социальный паспорт образовательного учреждения; аналитический отчёт о своей деятельности: и течение учебного года, в соответствии с планом работы школы, в конце учебного года, по итогам работы.

Принимает участие в педагогических советах, совещаниях при директоре, педагогических (психолого-педагогических) консилиумах; совместно с заместителем директора по ВР участвует в работе методических объединений классных руководителей; принимает участие в заседаниях Совета профилактики, планирует и организует проведение рейдов, составляет социальный паспорт школы.

- с психологом:

Направляет на консультирование по проблемам, выходящим за рамки профессиональной компетенции социального педагога.

Привлекает к проведению просветительской работы среди обучающихся, родителей, педагогов по предупреждению аддиктивного поведения.

- с классными руководителями и учителями-предметниками:

Оказывает методическую помощь при составлении социального паспорта классного коллектива;

Проводит наблюдение за обучающимися во время учебного процесса и в ходе внеклассных мероприятий.

Оказывает консультативную, информационную и практическую помощь в работе с обучающимися и их родителями.

- с медицинским работником

Получает информацию о состоянии здоровья детей и подростков, включённых в банк данных.

Привлекает к проведению просветительской работы среди всех участников образовательного процесса по вопросам формирования здорового образа жизни.

- с инспектором но охране прав детства

Получает информацию об опекаемых и их семьях.

Информирует о завершении процесса по лишению родительских прав в отношении обучающихся ОУ.

Межведомственные связи:

- с Управлением образования администрации г. Омска:

Представляют списки обучающихся: состоящих на учете в ПДН; на внутришкольном контроле; обучающихся, проживающих в неблагополучных семьях (сентябрь, январь, май).

Предоставляет отчеты в установленные сроки о проведенных рейдах. Представляет отчет о работе школы по профилактике правонарушений и употребления ПАВ 2 раза в год по установленной форме.

- с комиссией ни делим несовершеннолетних (КДН):

Представляет интересы обучающегося по вопросам, связанным с решением проблем несовершеннолетних и изменением ситуации неблагополучия в семье.

Предоставляет информацию (характеристика, представление, акт обследования) о несовершеннолетних и (или) семьях, приглашенных на заседание комиссии.

Представляет информацию по неблагополучным семьям и подросткам, состоящим на контроле в КДН.

Получает информацию об обучающихся, состоящих на контроле и КДН

- с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН):

Занимается сбором материалов (выписки, характеристики, акты обследования, представления):

- на суд по лишению родительских прав в отношении несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении.

Получает информацию об обучающихся, состоящих на учете в ПДН (сентябрь, январь).

- с участковым инспектором милиции:

- с органами опеки и попечительства управления образования:

Участвует в подготовке материалов для предъявления иска в суд о лишении родительских прав; присутствует на судебных заседаниях в качестве свидетеля. Информирует об обучающихся, оставшихся без попечения родителей.

- с медико-социально-психологическими службами:

Направляет детей и подростков, включенных в банк данных, а также их родителей для получения социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и информационных услуг.

Взаимодействует по вопросам трудоустройства обучающихся.

Предоставляет списки учащихся, нуждающихся в социальной помощи.

- с центром психолого-медико-социального сопровождения:

Принимает участие в методических семинарах, научно-практических конференциях, научно-методических выставках.

Обращается с целью получения психологических, информационных и консультационных услуг.

Предоставляет в установленные сроки на согласование план работы на учебный год и аналитический отчет о своей деятельности.

Читайте также: