Контрольно оценочная деятельность в начальной школе беларуси

Обновлено: 12.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В условиях модернизации белорусского образования всё ярче проявляются изменения и новации в педагогических технологиях, появляются новые, нестандартные формы обучения.

Ни для кого не секрет, что для того, чтобы дать учащимся качественные знания, необходимо создавать условия для включения их в познавательную деятельность, обеспечивать им эмоциональную поддержку, создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка, поддерживать положительный психологический климат в классе. Другими словами, мы должны стимулировать обучающихся для достижения поставленной цели.

Но как же правильно проверить и оценить уровень достигнутых в процессе обучения знаний? Нужно помнить, что оценка является не только одним из компонентов учебной деятельности: ее регулятором, показателем результативности, но и мощным психологическим фактором. Отсюда – две функции оценки: контролирующая и стимулирующая.

Как показывают исследования, самый большой страх у учащихся - это страх проверки знаний. Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у них, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть как отличник, так и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. А ведь оценочная деятельность педагога может, а лучше сказать, должна оказывать воздействие и на мотивацию достижения учащихся. Она должна подстегнуть их стремление, не останавливаясь на достигнутом, настойчиво идти к поставленной цели.

Поэтому перед современным учителем стоит вопрос, как найти более эффективные пути реализации своей оценочной функции.

Контроль – это часть процесса обучения.

Контроль – это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.

Основная цель контроля и оценки знаний учащихся – определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой.

В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию.

Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся нужно последовательно, согласно порядку изучения материала.

Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Контроль знаний учащихся выполняет следующие функции:

1. Контролирующая и диагностическая функция – выявление и диагностика результатов обучения.

2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы.

3. Стимулирующая (развивающая) функция. Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников.

4. Воспитательная функция. Воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения.

5. Прогностическая функция. Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция.

Осуществляя проверку знаний, необходимо помнить, что контролирующая функция – основная функция. При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, при текущей проверке усвоения учебного материала доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле преобладает контролирующая функция.

Педагогические требования к контролю знаний учащихся:

контроль знаний учащихся должен быть:
– мотивированным;
– систематическим и регулярным;
– разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу;
– быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся;
– базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.

Примерная схема планирования тематического контроля:

Тема –> Поурочный (модульный) контроль –>

Промежуточный контроль –> Итоговая проверка по теме

Сначала определяю, что буду контролировать (содержание контроля) и как буду контролировать (методы контроля).

Классификация контроля за знаниями учащихся

Текущий контроль : различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты и др.

Тематический контроль : тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др.

Периодический контроль : итоговая контрольная работа, зачеты и др.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.

Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся. Рассмотри некоторые из них.

Выделяют следующие методы контроля:

1. Устные (опрос, устная контрольная работа и др.).
2. Письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.).
3. Практические (практическая работа, экспериментальное задание и др.).

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям)

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения – массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной

Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный контроль, самоконтроль.

Формы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)

1. Урочные – традиционные:

2.Внеурочные: 3.Урочные нетрадиционные: Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.

Отдел образования Мозырского райисполкома

Государственное учреждение образования

Лена Невдах

Здравствуйте ! Помогите с темой на педсовет "Оценочная деятельность учителя во 2 классе". Безотметочное обучение от себя,кратенько.Заранее благодарна.

Галина Ципух

Ольга Станкевіч

Добрый вечер, коллеги. Поделитесь , пожалуйста, протоколами заседаний МО (№1,2)

Екатерина Усевич

Добрый вечер. Может быть кто-то недавно сдавал на 1 категорию? Поделитесь, пожалуйста,материалом. Буду очень благодарна

Лариса Романова

Добрый вечер, коллеги. Может быть у кого есть материал по теме: "Использование дидактических и диагностических материалов на учебных занятиях по русскому (белорусскому) языку для формирования и оценки предметных и метапредметных компетенций учащихся" Хоть что-нибудь. Помогите, пожалуйста.

Дарья Довольня

Алёна Астафьева

Коллеги, вышли новые методрекомендации для руководителей МО. Кто заинтересован могу сбросить в понедельник.

Общие положения

В I и II классах обр. процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения.

Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.

В процессе контрольно-оценочной деятельности используются развернутые оценочные суждения, характеризующие процесс обучения и отражающие количественный и качественный результаты процесса обучения (степень усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также уровень развития учащихся).

Отказ от использования отметок в I-II классах связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6–7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок не относит к своей деятельности, а воспринимает как поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя.

– существенными различиями в уровне развития спец. способностей учащихся;

– преобладанием коллективных видов деятельности в процессе обучения музыке;

Цель безотметочного обучения – создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них внутренней мотивации учения, становление адекватной самооценки учащихся, развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

На протяжении всего периода обучения, который проходит без использования отметок, учитель целенаправленно работает над формир. у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной уч. деятельности,развитием уч. самостоятельности учащихся в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

– гибкость и вариативность инструментария оценки;

– сочетание качественной и количественной составляющих оценки;

– естественность процесса контроля и оценки.

Критериальность. Содержательный контроль и оценка строятся на основе критериев, которые выдвигаются с учетом требований образовательных стандартов по учебным предметам. Каждому из критериев соответствуют показатели, которые должны быть однозначными, предельно четкими и понятными для учащихся. Например, работая в прописях над написанием элементов букв, работу можно оценить по различным показателям: 1) соблюдение наклона; 2) высота элементов; 3) выдерживание расстояния между элементами и др. При списывании предложений могут быть выдвинуты следующие показатели: 1) написание большой буквы в начале предложения; 2) постановка точки в конце предложений; 3) пропуск букв и др.

Первоначально показатели для оценки задания предлагаются учителем, затем вырабатываются учащимися совместно с педагогом.

Приоритет самооценки. Одной из задач безотметочного обучения является формирование у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности. Важным условием формирования таких учебных действий является соблюдение следующей последовательности: сначала учащийся сам оценивает собственную работу, затем работа оценивается одноклассниками или учителем. Таким образом, внутренняя самооценка должна предшествовать внешней. Это позволит учащемуся увидеть, что любая учебная работа выполняется, прежде всего, для него самого, а не для учителя. Соблюдение указанной последовательности оценивания поможет в будущем сформировать у учащихся ценностное отношение к процессу и результату учебного труда.

Основной функцией самоконтроля и самооценки учащихся на данном этапе обучения является самостоятельное определение учащимся своих потенциальных возможностей, учебных достижений, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

Непрерывность. В теории обучения общепризнанным является положение о том, что контролю и оценке должны подлежать не только результаты обучения, но и сам процесс обучения. С учетом непрерывности процесса обучения предлагается перейти от традиционной оценки конечного результата к оцениванию процесса движения к результату. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, обеспечивает прогресс в обучении.

Для оценки процесса выполнения действия необходимо выделить все его последовательные шаги (операции), что позволит отследить конкретные затруднения учащихся и своевременно провести коррекционную работу.

Например, при освоении правописания безударных гласных в корне слова, оценивая конечный результат, педагог фиксирует только наличие ошибки. Для оценки процесса обучения выделяются следующие шаги (операции): 1) постановка ударения; 2) выделение безударного гласного; 3) выделение корня слова; 4) изменение слова и подбор родственных слов; 5) выбор проверочного слова; 6) определение правильного написания.

– освоение текста музыкального произведения;

– постижение содержания музыкального произведения, поиск его основной идеи;

– создание исполнительского плана произведения;

– работа над необходимыми исполнительскими умениями и навыками;

– выразительное исполнение произведения.

– выбор величины изображения по отношению к величине формата;

– определение места композиционного центра, гармоничное заполнение формата изображениями;

– передача формы, пропорций, конструкции изображаемых объектов;

– передача состояния природы средствами композиции (при изображении пейзажа, сюжетной композиции).

При цветовом решении композиции учитель выделяет следующие шаги:

– моделирование объема объектов с учетом законов линейной и световоздушной перспективы, освещения (теплое, холодное);

– передача настроения в картине (при изображении пейзажа, сюжетной композиции).

– формулирование вместе с учащимися темы учебного занятия и постановка диагностичных целей;

– усвоение учащимися технологии изготовления изделия и планирование деятельности;

– овладение учащимися способами практической деятельности;

– самооценка учащимися качества выполненной работы по критериям, выработанным учителем совместно с учениками;

– самооценка учащимися усвоения теоретических сведений;

– самооценка учащимися освоения способов практической деятельности;

– самооценка учащимися культуры труда (соблюдения правил безопасной работы, трудовой и технологической дисциплины);

– самооценка учащимися степени самостоятельности;

– рефлексивная оценка учащимися своего внутренного состояния после урока и удовлетворенности процессом и результатом учебно-трудовой деятельности;

– оценка учителем усвоения содержания трудового обучения в соответствии с критериями, указанными в образовательном стандарте.

– овладение физкультурными знаниями;

– формирование двигательных умений и навыков;

– уровень развития физических качеств.

Учителем оценивается умение учащегося осуществлять каждый шаг. При выявлении ошибок в выполнении конкретной операции педагог организует дифференцированную работу по их устранению.

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки. Качественная составляющая оценки отражает уровень личностного развития учащихся, в частности, таких важных характеристик личности, как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, умение работать в группе, отношение к учебному предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.

Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными показателями.

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную картину динамики развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей.

Естественность процесса контроля и оценки. Контроль и оценка должны проводиться учителем в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учащихся включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

Контроль и оценка результатов учебной деятельности

В процессе обучения необходимо применять следующие виды контроля:

по месту в процессе обучения:

предварительный контроль, который дает возможность выявить исходный уровень подготовки учащихся по учебным предметам;

поурочный контроль, который сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала. Поурочный контроль носит обучающий характер, его результаты дают возможность учителю вовремя реагировать на недочеты, выявлять их причины и принимать необходимые меры к их устранению, возвращаться к недостаточно освоенным операциям, действиям и способам деятельности;

тематический контроль,который позволяет осуществлять проверку результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебной программы;

по содержанию:

прогностический (планирующий) контроль, которыйопределяет последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

пооперационный контроль, которыйуправляет правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

контроль по результату, которыйосуществляется после выполнения учебного действия;

по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

внешний контроль, которыйосуществляется педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

внутренний (рефлексивный) контроль,которыйосуществляется учащимся (самоконтроль и самооценка).

Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного учащегося. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается.

Предметом контрольно-оценочной деятельности являются:

· степень овладения знаниями и умениями учащихся по учебным предметам;

· уровень личностного развития учащихся.

Контроль и оценка знаний и умений учащихся.Содержательный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускают сравнения его с другими учащимися.

Используются следующие формы контроля: устная, письменная, практическая. Допускается сочетание указанных форм.

Устный опрос осуществляется с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной формы. Следует учитывать, что монологическая речь учащихся начальных классов только формируется, поэтому недопустимо злоупотреблять индивидуальным устным опросом учащихся.

Самостоятельные работы проводятся в рамках осуществления поурочного контроля и позволяют фиксировать степень усвоения учебного материала в процессе его изучения.

Проверочные работы направлены на проверку усвоения отдельных вопросов учебной темы. В соответствии с учебной программой учитель определяет по каждой теме объем знаний, умений и навыков, на основе чего составляются и проводятся проверочные работы.

Тестовые работы направлены на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной темы. Задания тестов помогают установить наличие или отсутствие у учащихся определенных знаний и умений.

Контрольные работы направлены на выявление результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебного предмета.

Контроль и оценка уровня личностного развития учащихся.Содержательный контроль и оценка уровня личностного развития учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к его концу, от года к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся.

Основными показателями личностного развития учащихся являются:

• сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности;

• сформированность учебно-познавательных интересов;

• способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;

• самостоятельность действий, суждений, критическое отношение к своим и чужим действиям;

• сформированность общеучебных умений и навыков;

• проявление творчества в различных видах деятельности.

Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом на основе результатов психолого-педагогического мониторинга.

Открытая демонстрация своих достижений учащимся предполагает предъявление накопленных в течение года продуктов учебного труда (наиболее значимые работы учащихся отбираются с помощью учителя; презентация лучших работ учащихся организуется в различных формах (выставки, концерты), в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий, например, презентаций в сети Интернет).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)


Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.

исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.

Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.

исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.

Читайте также: