Анализ сенсорной игры в доу

Обновлено: 07.07.2024

Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды, дальше он начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие.
(Слайд)
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.

Цель моей работы стало: повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Задачи, которые я поставила перед собой:
• Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через игру.
• Использовать в своей работе с детьми основные виды игровых технологий для формирования сенсорных эталонов младших дошкольников.
• Формировать навыки самостоятельной деятельности, повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
• Сплотить детский коллектив.

Поэтому в своей работе в первую очередь подошла к вопросу о создании условий для сенсорного развития детей младшего возраста.

Для этого я разнообразила развивающую предметно-пространственную среду в группе, создала сенсомоторный уголок, стараюсь развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт через игровые технологии и также веду работу с родителями по повышению знаний по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
(Слайд)

Создание развивающей среды.
Особое внимание уделяю созданию предметно- развивающей среды, так как малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к общению. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
(Слайд)
В группе мною создан сенсомоторный уголок, где находятся различные пособия и игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.(Слайд)

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей это - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Сенсорное развитие детей осуществляю через игровые технологии, так как именно игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования.(Слайд)

Это последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.

Главный компонент игровой технологии - это непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Игровые технологии, которые использую в своей работе: (Слайд)
1) Блоки Дьенеша.
2) Палочки Кюизенера.
3) Ковролинография.
4) Математический планшет.
5) Технология Монтесори.

Сейчас немного расскажу о каждой технологии.

Блоки Дьенеша. (Слайд)
Логические блоки Дьенеша- это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной, использовать можно с 2-х лет.
Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, можно привлечь любимые игрушки, специальные пособия с яркой картинкой.
Игры с блоками способствуют развитию у детей: памяти, логического мышления, комбинаторики, внимания.

Ковролинография. (Слайд)
Ковролинография используется при знакомстве с предметным миром, при обучении ориентировке в пространстве, рассказыванию сказок, моделированию из геометрических фигур.

Математический планшет.(Слайд)
Математический планшет позволяет научить детей ориентироваться на плоскости. У детей развивается мелкая моторика, зрительное восприятие.

Игры с камешками Марблс - разноцветное счастье детей! (Слайд)
Камешки Марблс и декоративные камешки-это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал. Они получили название от английского слова ,т.е. мраморные. Применяю я данную технологию как в групповых занятиях, так и индивидуально. При работе осуществляю следующие задачи:
1. Развиваю мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию, внимание, память и мышление, фантазию ребенка
2. Воспитываю при этом положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Все игры направлены на развитие мелкой моторики.
Таким образом: сенсорное развитие младших дошкольников это одно из важных направлений в личностном развитии детей и основа для успешного интеллектуального развития ребенка. А применение игровых технологий помогают получению знаний, умений и навыков, которые ребенок пронесет через всю свою жизнь.

Воспитатель. А что это значит? Значит- солнце, тепло, доброта. Значит-самое милое сердце, что детей согревает всегда. Это значит любовь и забота. Это просто такая работа. Вот именно такую работу и выбрала я.

Для меня, как педагога, эта тема очень важна и интересна, так как дети, которые приходят из дома это малыши двухлетки. Поэтому очень важно нау-чить ребёнка познавать мир, себя, помочь сформировать личность путём многообразия форм, красок и других свойств предметов.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью,скульп- турой. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой.

И поэтому, целью моей работы в данном направлении сенсорного во-спитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяю следующие задачи:

формирование у детей систем сенсорных эталонов;

формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

В своей работе я наметила следующие условия для выполнения этих задач:

создание предметно-развивающей среды, способствующей обогащению сенсорного опыта малышей;

использование дидактических игр по сенсорике во время совместной деятельности детей и педагога;

повысить компетентность родителей в сенсорном воспитании детей.

Одним из важнейших условий моей работы по развитию сенсорных способностей является учёт их возрастных особенностей.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Познавательная активность ребёнка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмыслительной предметной деятельности.

На каждом возрастном этапе ребёнок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Моя роль в сенсорном развитии маленького ребёнка заключается в том, чтобы раскрыть ему те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными,выработать отношение к ним.

Наиболее эффективными приё мами и методами в моей педагогической работе с детьми считаю следующее:

наглядный (рассматривание, сравнение предметов);

привлечение внимания (применение волшебного мешочка, игрушек со звуковым эффектом);

показ и объяснение;

эмоционально-речевое воздействие, изменение интонации голоса, ласковый взгляд;

тактильное воздействие (поглаживание);

поощрение (похвала, сюрприз).

Диагностика уровня сенсорного развития детей, проводимая мною в начале каждого учебного года, показывает, что приходя в детский сад:

- у детей слабо развита мелкая моторика рук;

большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;

не могут различать предметы по величине ;

плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник);

различают шар, кубик, кирпичик только с помощью взрослого;

не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;

не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец.

Для проверки результативности использовала методику Т. В. Николаевой (Приложение №1, начало учебного года).

Так с детьми я провожу различные дидактические игры, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Ознакомление со свойствами предметов посредством дидактических материалов играет определяющую роль.

Считаю, что педагогическая ценность дидактических игр, обусловлена тем, что в дидактической игре перед детьми ставятся практические и умственные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий.

Таким образом, руководствуясь дидактическими играми, я предусматриваю отбор и продумывание их программного содержания, чётко определяю задачи, роль и место в целостном воспитательном процессе. Направляя, на развитие познавательной активности детей, поощряю самостоятельность и инициативу детей. Между участниками проявляются доброжелательные отношения, готовность прийти на помощь. Заканчивая игру, я стараюсь вызвать интерес к её продолжению.

Дидактические игры и занятия способствуют уточнению знаний о свойствах и качествах предметов и явлений окружающего мира. На этих занятиях дети учатся разъединять целое на части и из частей собирать целое; у них развиваются движения пальцев, глазомер; они учатся согласовывать движения рук со словами взрослого. Во время этих занятий развиваются тактильные ощущения (гладкий, твёрдый, мягкий, тяжёлый и др.). Развивается мышление, внимание, речь, память. При проведении этих занятий соблюдаю принцип повторности. Например: уточнение представлений о цвете может быть на нескольких занятиях, но на каждом из них я беру разный материал: шарики, кубики, флажки, палочки, домики.

Но не нужно забывать, что сенсорное развитие у разных детей будет отличаться. У некоторых детей сильнее развито зрение. Такие дети легче запоминают образы, охотнее рассматривают, чем слушают, они любят рисовать, рано начинают писать. Другие, воспринимают всё на слух, любят музыку, слушают чтение взрослого, они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи. Следующая группа детей изучает всё на ощупь, находятся в постоянном движении, такие дети любят, чтобы их гладили и целовали, то есть к ним надо часто прикасаться, они активны в движениях и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Поэтому, я стараюсь уделить внимание всем детям, как сильным, так и слабым.

Игры с прищепками очень нравятся малышам, учу их прикреплять прищепки на шнурки, верёвочки, предлагаю сделать лучики солнышку, иголки ёлке.

Играя с крупой разного размера, трогая и пересыпая её, у детей развивается тактильное восприятие, они получают хороший массаж. В таз насыпаю пшено, помещаю в него предметы различных по форме и величине, но знакомых детям, предлагаю найти предметы на ощупь.

М. Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем человек более способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство.

В группе имеется стол для детей для игр с водой и песком, что способствует закреплению знаний об их свойствах. При подборе дидактического материала обращаю внимание на чистоту цветовых тонов и их яркость.

Чувство вкуса и запаха я развиваю во время еды, когда ребёнок непосредственно обоняет разные запахи, а также с помощью баночек с различными запахами. Для развития слуха- звучащие предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики. Для развития осязания : альбом с тканями. Для развития барического чувства-различные предметы, отличающиеся по весу. Для развития термического чувства предлагаю детям потрогать в кране воду различной температуры, снег, металлические и деревянные предметы. Для развития зрения- цветные таблички, сортируем бусинки по цвету, вылавливаем из воды шарики определённого цвета. Важно, чтобы у каждого ребёнка создалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в целевых игровых действиях, и поэтому во время игры общаюсь с каждым ребёнком, предлагаю взять то или иное пособие, помогаю советом.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляются такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремлённость, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Изготовленные мною дидактические игры позволяют разнообразить методические приёмы, возможности и подходы в работе с детьми.

Большое внимание в своей профессиональной деятельности я уделяю сотрудничеству с родителями. Цель моей работы с родителями: ознакомить родителей со значением сенсорного воспитания детей дошкольного возраста; оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка.

Уже во время пребывания ребёнка в группе, на прогулке в период адаптации я предлагаю родителям использовать в общении с детьми потешки, прибаутки, сказки, пальчиковые игры, что способствует развитию фонематического восприятия. Для развития слухового внимания рекомендую родителям изготавливать совместно с детьми, приобретать различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие предметы:

банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, пуговицами;

шуршалки из бумаги, полиэтилена;

шумящие морские раковины;

свистки, дудочки из глины и дерева.

На первом же собрании я знакомлю родителей с дидактическими играми, игрушками, необходимые детям по сенсорному развитию.

Особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета. Также рекомендую родителям использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина). Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки : собирая пирамидку путём нанизывания ребёнок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается его глазомер.

Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного воспитания было проведено анкетирование (Приложение №3, результаты которого позволили сделать следующие выводы:

большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;

все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.

В своей работе я попыталась показать, как необходимо для развития ребёнка сенсорное воспитание. Я обнаружила значительные изменения в развитии сенсорного воспитания детей. Для определения эффективности проведённой работы была проведена диагностика (Приложение №7, конец года). Если на начало работы с детьми подавляющее большинство имели низкий уровень развития, то к концу таких детей почти не осталось. Большая часть из них показала средний, а некоторые даже высокий уровень достижений.

Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены.

Коллектив нашего детского сада стабилен, с большим творческим потенциалом педагогов единомышленников. Поэтому у нас царит обстановка доброжелательности, уважения, открытости. Стиль моего общения с коллегами доброжелательно-тактичный, носит демократичный характер. Прислушиваюсь к мнению других. Относительно легко разрешаю проблемы. Делюсь своим опытом с коллегами ДОУ и знакомлюсь с их опытом. Не отказываю никому в помощи. Посещаю семинары, консультации, открытые занятия, педагогические советы в ДОУ.

В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую продолжать работу по самообразованию, посещать семинары, курсы повышения квалификации, участвовать в районных и областных конкурсах, а также делиться полученным опытом с коллегами.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры (из опыта работы) Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев. В дошкольной педагогике.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры Введение. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии.

Влияние дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста Влияние дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста Полноценное восприятие ребенком музыки.

ребенок лепит

Сенсорное развитие — важное направление в образовании ребёнка. Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений. Особое внимание сенсорному развитию уделяется именно в дошкольном возрасте, так как при наличии пробелов в этом направлении могут возникнуть серьёзные проблемы в первом и последующих классах.

Цели сенсорного развития

Цели сенсорного развития определяются отдельно для каждого возраста. Они зависят не только от интеллектуальных и творческих способностей малышей, но и от их приоритетов в процессе обучения. Рассмотрим основные цели и задачи занятий по развитию восприятия для каждой группы в детском саду.

Первая младшая группа

Первую младшую группу составляют дети от 2 до 3 лет. Главная задача воспитателя при работе в этой возрастной категории в направлении сенсорного развития — совершенствование восприятия малышей, анализ и практическое применение одного или нескольких органов чувств в деятельности, обследование предметов по их первичным свойствам.

Развитие навыков восприятия окружающего мира начинается у детей с первых недель жизни. Даже если родители до детского сада не занимались с ребёнком в рамках этого направления, это не значит, что он не может использовать свои органы чувств для исследования объектов действительности.

Воспитатели учат детей:

  • Устанавливать сходства и различия между конкретными предметами и явлениями, выделять их свойства.
  • Осуществлять сериацию, т. е. некоторую последовательность действий. Она используется в таких играх, как сбор матрёшки или пирамидки, которая состоит из блоков разных размеров.
  • Классифицировать предметы и явления по конкретному признаку.
  • Определять количество объектов и т. д.

Видео: занятие по сенсорике для первой младшей группы

Вторая младшая группа

Со второй младшей группы и далее начинается процесс систематизации, закрепления и углубления уже полученных ранее основных навыков и умений в области сенсорного развития. Дети продолжают знакомиться с объектами действительности, но используют сразу несколько органов чувств и новые методы обследования предметов, успешно совмещая их для более быстрого достижения результата. Если ранее изучаемые вещи классифицировались только по одному признаку, то теперь ребёнок должен соотнести их сразу по нескольким.

Детские музыкальные инструменты

Знакомство детей с музыкальными инструментами позволит задействовать несколько форм восприятия, включая слуховое

Средняя группа

Среднюю группу детского сада составляют дети от 4 до 5 лет. В таком возрасте у них развиты все органы чувств в достаточной степени для того, чтобы в полной мере использовать их в познавательной деятельности. Ребёнок 4–5 лет стремится получать знания преимущественно в процессе игры, что обязательно должен учитывать воспитатель.

В средней группе детям предлагается уже самостоятельно анализировать предметы, используя ранее изученные и нестандартные, неизвестные методы, фиксировать полученные знания в речи. В рамках такого вида деятельности формируются и самостоятельность, нестандартное мышление, умение находить решения даже в трудных ситуациях.

Воспитатель передаёт опыт об окружающем мире — общественно определённые (эталонные) признаки и свойства конкретных предметов. Оценивается их:

  • размер;
  • форма;
  • цвет;
  • вес;
  • материал;
  • практическая польза и т. д.

Старшая группа

В старшей группе значительно расширяются изучаемые свойства действительности. Дети оценивают теперь не только цвет, размер, форму, вес, но и расположение в пространстве, количество сторон и рёбер (при исследовании геометрических фигур), высоту звуков (при работе с музыкальными инструментами), возможную опасность и т. д.

Значительно расширяются знания о цветах. Теперь они делятся на хроматические (красный, жёлтый, синий и получаемые при их соединении в разных пропорциях) и ахроматические (белый, чёрный, серый). Воспитатель должен активно заниматься с детьми смешиванием оттенков, изучением спектра и их расположения в нём. Дошкольники учатся правильно называть более сложные оттенки, классифицировать их по теплоте, насыщенности и другим признакам.

Воспитатель должен доступно объяснить, что в ахроматических цветах нет цветового тона. Иными словами, белый и чёрный цвета — любой цвет при максимальном повышении или понижении насыщенности соответственно. К примеру, максимально яркий красный — белый, а максимально тёмный — чёрный. Серый же цвет можно назвать промежуточным между двумя основными ахроматическими.

В старшей группе особое внимание уделяют совершенствованию глазомера.

Подготовительная группа

Главной задачей для этой возрастной категории является подготовка к образовательному процессу уже в рамках школьной программы. Дети учатся концентрироваться на небольших, но важных деталях, к примеру, вчитываться в текст или вслушиваться в речь для выделения главной мысли.

Совершенствуется мелкая моторика, глазомер. Закрепляются знания о цветах и спектре. Дети учатся соотносить специфичные оттенки по предметному признаку (морковный, салатовый и т. д.).

Проанализировав цели сенсорного развития для каждой группы, можно сделать следующие выводы:

  • Плодотворное сенсорное развитие — непрерывный процесс, который начинается с самого младшего возраста и продолжается в детском саду.
  • Значимость в формировании восприятия ребёнка играет воспитатель в детском саду. Он передаёт опыт о свойствах предмета, учит анализировать их.
  • Нельзя ставить конкретные, универсальные задачи для каждого возраста. С течением времени они должны только усложняться и распространяться.

Виды деятельности

Какие виды деятельности можно включить в сенсорное занятие? Очевидно, чем они разнообразнее, тем плодотворнее образовательный процесс. Задача воспитателя — максимально разнообразить занятие, что поможет ещё и повысить заинтересованность детей, их мотивацию.

Деятельность для сенсорного развития может быть:

Игровая деятельность в детском саду

Процесс обучения в детском саду преимущественно состоит из элементов игры

Можно ли индивидуализировать задания

Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.

Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.

Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.

Сенсорное развитие в группе

При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности

Мотивирующее начало сенсорного занятия

Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала — моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.

И третий вариант — ссылка на прошлый опыт, уже проведённые занятия. Связанные между собой занятия с интригой в конце вызовут гораздо больший интерес у детей.

Примеры начала занятий

Рассмотрим несколько примеров мотивирующего начала для сенсорных занятий на разные темы.

Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.

Сенсорная комната в детском саду

Занятия в сенсорной комнате вызывают у детей большой восторг и интерес

Воспитатель предлагает ребятам встать перед зеркалом и сделать грустное выражение лица. Дети должны попытаться поднять друг другу настроение: каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Эта игра может не только улучшить эмоциональное состояние детей, но и развить зрительное и тактильное восприятие, а также умение передавать мысли с помощью речи, стимулировать творческую и поисковую активность.

Алгоритм разработки проекта по сенсорике

Этот алгоритм состоит из трёх этапов:

  1. Информационно-аналитический.
  2. Творческий.
  3. Заключительный.

Информационно-аналитический этап включает в себя подготовку плана сенсорных занятий для конкретной возрастной группы. Воспитатель должен:

  • приготовить игры, методические материалы, направленные на сенсорное развитие детей;
  • при необходимости пополнить сенсорную зону группы новым оборудованием;
  • проанализировать индивидуальные особенности и навыки каждого ребёнка.

По результатам проведения данного этапа воспитатель определяет цели сенсорных занятий, подготавливает необходимое для их осуществления оборудование, вводит корректировки в план занятий на основе индивидуальных особенностей членов группы.

Творческий этап предполагает:

  • создание сенсорного стенда в группе детского сада;
  • консультации и собрания родителей;
  • изготовление игр и методических материалов (что пересекается с предыдущим этапом).

На этом этапе осуществляется знакомство детей с новыми методическими материалами и проводятся сенсорные занятия.

Сенсорный стенд

Сенсорный стенд составляется воспитателем с учётом возрастной группы, целей и задач обучения и других факторов

Заключительный этап представляет собой подведение итогов проекта сенсорного развития в конкретной группе.

Картотека тем и игр

Игры для сенсорного развития разделены на несколько тем: величина, форма, цвет, развитие мелкой моторики и т. д.

Величина

К играм на развитие представления о величине предметов для первой и второй младших групп можно отнести:

Для средней группы подойдут следующие игры:

К старшей группе дети должны полностью усвоить такую характеристику предмета, как величина. Для этого возраста рекомендуются такие игры, как:

Форма

Для развития умения определять форму предмета часто в сенсорных занятиях для младшей группы используются следующие игры:

В средней группе задания уже значительно усложняются:

В старшей группе воспитателям рекомендуют следующие игры:

Для младшей группы (первой и второй) подойдут следующие дидактические материалы:

Часто применяются следующие игры для закрепления у детей средней группы представлений о цветах:

Для старшей группы подойдут:

Развитие мелкой моторики

Для развития мелкой моторики используются следующие игры:

Обратите внимание: чем старше ребёнок, тем меньше должны быть предметы, с которыми он работает при развитии мелкой моторики.

Автор: Артемьева Елена Владимировна

Населенный пункт: Костромская область, с. Гнездниково

Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды, дальше он начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме, планомерно и систематически включать во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Целью моей работы стало : создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

  • разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
  • развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
  • повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:

  • Принцип дифференцированного подхода (помню о том, что ребенок – уникальная личность, стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать).
  • Принцип сотрудничества (даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь).
  • Принцип психологического комфорта каждого ребенка (проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях).
  • Принцип вариативности (для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близкие по целям, но предполагающие действия с разными предметами).

Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.

Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира.

Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

Кроме того, в уголке присутствуют дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы недели.

Работу с детьми веду на протяжении всего дня, включая все виды детской деятельности:

Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Я одновременно являюсь и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся.

Организуя игры с детьми, учитываю следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание.

Игра пронизывает все виды деятельности детей.

Изобразительная деятельность. Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом.

Рисование: игры с красками (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами)

Восприятие художественной литературы и фольклора. Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности), книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд .

Трудовые поручения по сбору игрушек и группировке по местам игрушек в группой комнате; приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.

В результате проделанной работы прослеживается положительная динамика:

  • Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
  • С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
  • Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
  • Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
  • Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы
  • Повысилась компетентность родителей по сенсорному развитию детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Своевременное сенсорное воспитание - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы в младшей группе по развитию сенсорных способностей.

Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема ……….6

1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..….11

1.3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей…………………………………………………………………………….16

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

2.1. Показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………..24

2.2. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………………………………………………………….. 29

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.

Объект исследования: сенсорное развитие младших дошкольников.

Предмет исследования: процесс сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.

В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза исследования: мы предположили, что сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней при организации следующих психолого-педагогических условий:

- подбор комплекса дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;

- просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей;

- создание развивающей среды в группе детского сада.

Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему.

2.Рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

3.Проанализировать специфику использования дидактических игр для сенсорного развития детей.

4. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

4.Реализовать экспериментальную работу по сенсорному развитию младших дошкольников посредством дидактических игр.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

- беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе занятий по сенсорному воспитанию;

Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Сенсорное развитие

как психолого-педагогическая проблема

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.

Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы.

- Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.

- Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.

- Движущие силы развития: внутренние и внешние.

- Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни.

В 1919 году известным философом Рудольфом Штейнером было создано международное культурно-образовательное движение под названием Вольдорфская педагогика. Развитие проходит через подражание. Подход к человеку, как к единому целому, является главным педагогическим принципом на всех стадиях Вольдорфской школы. Цель Вольдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанного Л.А. Венгером и его учениками. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям. В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые.

Важное значение сенсорного воспитания признавали видные отечественные педагоги Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева, Э.Г.Пилюгина. Главное значение сенсорного воспитания - в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.

Другой видный исследователь Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Свои виды сенсорные эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), во вкусовом и обонятельном.

Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе воспитания.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания, и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки, и условия его жизни, и практической деятельности.

1.2. Особенности сенсорного развития детей

младшего дошкольного возраста

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

В отечественном словаре по психологии возрастная сензитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности.

В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.

Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Урунтаева Г.А. выделяя период младшего дошкольного возраста в сенсомоторном развитии, считала, что это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. В этом возрасте основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности. Поэтому главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов. и способы их использования.

В результате сенсорного развития младший дошкольник овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета.

Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование у них представлений о цветах. Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

Исследования группы ученых Запорожца, Лисиной и др. показали, что качественные различия между восприятием ребенка раннего возраста и младшего дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т.д.), которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию. Ученые пришли к выводу, что возрастные изменения восприятия не могут рассматриваться изолированно от всех других проявлений личности ребенка, поскольку они являются подчиненными моментами в общем ходе изменения его взаимоотношений с окружающей действительностью, в общем ходе развития детской деятельности. Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Читайте также: