Как составить план урока по окружающему миру

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.

Задачи:

  1. Формирование представления о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
  2. Систематизация полученных и имеющихся у обучающихся знаний по теме.
  1. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.
  2. Развитие таких приёмов умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ, синтез.
  3. Развитие познавательной активности.
  1. Воспитание через элементы музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы.
  2. Воспитание умения работать в коллективе, в паре.

Формирование УУД:

  • умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;
  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;
  • умение работать по предложенному учителем плану;
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

  • уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
  • уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом; работать по предложенному учителем плану; уметь организовывать свое рабочее места под руководством учителя.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная;
  • парная.

Оборудование:

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

– А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке.

2. Актуализация знаний.

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.

– Какие времена года вы знаете?

– Каждое время года неповторимо, природа радует, удивляет человека своей красотой. Для каждого времени года характерны свои проявления природы, по-другому называем мы их явлениями природы.

– Так о чем же мы сегодня на уроке будем говорить. Какова тема нашего урока?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Приложение 2

Открытый урок по окружающему миру во 2 ”Б” классе

Тема: Путешествие по материкам

Цель: Дать знания о материках Земли: географическое положение, растительный и животный мир, крупные страны, расположение на территории материков.

Задачи:Формировать представление о материках. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, обобщение, конкретизация.

Воспитывать интерес к предмету через игру-путешествие по материкам.

Поздоровайтесь с гостями. Начинаем урок естествознания.

Настраиваю на урок

Сегодня нам с вами предстоит путешествие по материкам Земли. Вы узнаете, какой материк самый жаркий, где протекает самая длинная река в мире и где растет самое высокое дерево на Земле – секвойя, с кем из медвежат можно смело идти путешествовать.

3.Скажите, кто знает о материках?

1)В Австралии обитают кенгуру и коала.

2)Наша страна Россия – самая большая на Земле. Она расположена на материке Евразия.

3)В Африке обитают слоны, жирафы, зебры, верблюды.

4)Антарктида – самый холодный материк.

Подумайте, на какой материк вы хотели бы сегодня путешествовать, выбирайте и отправляйтесь на материк.

Демонстрация первичных знаний через речь. Активизирую детей, вызываю интерес к теме

Вызов – анализ собственных знаний

4. А сейчас мы составим кластер после прочтения текста. Будем работать в группах. По одному человеку от группы дети рассказывают о материках.

Физкультминутка: плывем под музыку.

Развиваю мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизацию, классификацию

Осмысление –ребята вступают в непосредственный контакт с информацией

5.А сейчас мы поиграем в игру “Угадай материк”. Чей материк называю, та группа и встает.

1)Среди обитателей этого материка много попугаев, утконосов, ехидны. Здесь растут травяное и бутылочное деревья, пальмы , папоротники, акации. Здесь обитают сумчатый медведь – коала и кенгуру. На территории этого материка всего одно государство. Это самый маленький материк (Австралия).

2) Обитатели этого материка - белки, лоси, ежи, лисы, волки, верблюды, тигры, обезьяны, змеи. Это материк, на котором находятся две части света. Здесь находится Россия. Омывают материк 4 океана (Евразия).

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение интересным провожу игру “Угадай материк”

6. А теперь еще раз попутешествуем по континентам.

7.Сейчас мы будем создавать карту. Представьте, что вы – первооткрыватели вашего материка. Создайте карту, пользуясь условными обозначениями, которые вы найдете в конвертах.

У нас получилась карта Мира.

Дети на практической работе закрепляют материал

8. Теперь давайте посмотрим, верны ли наши предположения.

Давайте подведем итоги, как вы поработали в группах.

9. Д/з. Составить творческую работу “Путешествие в Антарктиду”.

Рефлексия – способность оценивать собственное действие.

Конспект урока по курсу “Окружающий мир” в 1 “Б” классе.

Цель: изучить, где живут слоны и медведи

Задачи: формировать представления о разнообразии природы земли, познакомить с холодными и теплыми районами земли, с животным миром этих районов, выполнить аппликацию из резаных ниток.

-Итак, ребята, начинаем урок на тему “Где живут медведи и слоны?”. Урок сегодня необычный, сегодня урок- игра, путешествие.

-Сейчас мы немножко вспомним материал предыдущих уроков. Будем играть в игру “Да-нет”. Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то на листочках вы будете рисовать , если не согласны - .

-Вторник идет после воскресенья.

-В году четыре времени года.

-Осенью на деревьях распускаются листья.

- Весна приходит после зимы.

-Понедельник, вторник, среда – это месяцы?

-Суббота идет после пятницы.

-В неделе семь дней.

-Осенью желтеют и опадают листья.

-Весной самые длинные дни и самые короткие ночи в году.

У кого нет ошибок?

-Ребята, давайте посмотрим на доску и вспомним тему урока (“Где живут медведи и слоны?”).

-А поможет нам узнать об этом Цветик-семицветик.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.

Ученик: Лишь коснешься ты земли.

Быть по-нашему вели.

Вели оказаться там, где живут белые медведи!

(Кружатся с закрытыми глазами, садятся)

-Где же мы, ребята? Кругом снег, лед, здесь очень холодно (на Севере).

Нам нужно вооружиться всем необходимым. Что нам понадобится? (Шапка, куртка, варежки, лыжи, аэросани).

-На Земле есть очень холодный район - это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом (показ на глобусе). В этом районе Земли расположен Северный полюс.

-Ребята, посмотрите, кто нас встречает?

-А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей (показ образца).

-Итак, где же живут белые медведи? (на Северном полюсе).

-На Земле есть два полюса: Северный и Южный (показ). Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой.

-Как вы думаете, надо ли снимать теплую одежду, если мы окажемся на южном полюсе в Антарктиде? (Нет, там тоже холодно).

-Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)

-Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом)

-Какой полюс расположен в этом холодном районе Земли (Северный полюс)

-Как называется район Земли, где расположен Южный полюс? (Антарктида)

Чем покрыта поверхность этого огромного участка суши? (толстым слоем льда)

-А сейчас цветик-семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде!

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.

Ученик: Лишь коснешься ты земли.

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе!

-Какие же животные обитают в Антарктиде?

-Мудрая черепаха приготовила очень интересный вопрос “Охотятся ли белые медведи на пингвинов?” (нет, потому что они живут в разных районах Земли).

Видеофрагмент о пингвинах.

-Вот мы и узнали, где живут белые медведи и почему они не охотятся на пингвинов. А где живут слоны?

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.

Ученик: Лишь коснешься ты земли.

Быть по-нашему вели.

- А теперь разделимся на группы. Две группы отправятся в путешествие в саванну, две – в тропический лес. Нужно составить рассказ-отчет о путешествии по плану (дается каждой группе).

Итак, какие животные живут в теплых районах Земли? (слоны, носороги, львы, крокодилы, мартышки, питоны).

-Давайте попробуем вылепить из пластилина слоника.

- Из каких частей будет состоять слоник? (тело, 4 ноги, хвост, уши, хобот, бивни)

-Давайте определим, какой из слоников больше всех похож на настоящего.

-Какие районы есть на Земле? (холодные и теплые).

- О каких холодных районах Земли мы узнали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида).

-Чем похожи эти районы? (покрыты снегом и льдом).

-В каких районах Земли круглый год жарко? (в саванне и тропическом лесу).

-Где живут белые медведи? А где живут слоны?

-Понравилось вам путешествие?

-А на память о нем вам останутся фигурки белых медведей и слоников.

Урок Окружающий мир в 3 “Б” классе

Тема: Разнообразие животных.

Цели: Ознакомиться с новой классификацией животных и их групповыми признаками.

Задачи: Расширять кругозор. Учить работать со справочной литературой (энциклопедией). Учить работать в группах. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: магнитная доска, карточки с названиями животных, магниты, энциклопедия животных, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр, карта растений и животных, кассета, диск, карточки для каждого участника, тетради на печатной основе.

Учитель: Ваганова Лариса Борисовна.

Тема: Разнообразие животных.

Цели: Ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками.

Расширять кругозор. Учить работать со справочным материалом (энциклопедией). Учит работать в группах.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Магнитная доска, карточки с названиями животных, магниты, энциклопедия животных, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр, карта растений и животных, кассета, диск, карточки для каждого ученика, тетради на печатной основе.

-Как вы понимаете это высказывание?

Тест и его проверка.

На экране: Слон, собака, паук, ананас, аист.

-Найдите лишнее (ананас)-(убирается)

т.к оно относится к царству растений.

-чем похожи остальные слова? (Относятся к царству животных)

-А можно перечислить всех представителей царства животных? (Нет, их очень много)

-На какие группы вы можете разделить животных?

Работа с магнитной доской.

Задание: Среди данных животных выбрать щегол, кролик, сначала домашних, а за тем диких.

- Как называется наука о животных? (зоология)

Ученые – зоологи делят царство животных на большее число групп.

Рассмотрим классификацию животных (таблица на экране.)

- Сейчас вы увидите представителей каждой группы животных.

-Откроем учебники и найдём основные признаки некоторых групп (Экран.)

-Где ещё, кроме учебника, мы можем найти информацию о животных?

(Телевидение, радио, книги, газета, журналы, интернет справочной литературы и т.д.)

Давайте поработаем в группах. Вы знаете, как работать с энциклопедией. Задание каждой группе:

1группа – как общаются обезьяны.

2группа – какие звуки издают серые волки.

3группа - что такое эхолокация и кто из животных ей пользуется?

4группа – как общаются киты?

Начинаем работу и заканчиваем по моей команде.

Заслушаем представителей от каждой группы.

-Я не случайно дала вам такое задание, потому, что сейчас мы услышим голоса этих животных.

-Работа в тетради на печатной основе страница 38.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что было особенно интересным.

Итак, мы хорошо поработали, а тетрадь оцените себя сами по таблице. ( На карточках у каждого и на экране.)

-Урок окончен. Всем спасибо.

Конспект открытого урока окружающего мира в 3 “Б” классе

Тема: ИГРА-путешествие по родным просторам

Цель: Дать знания о лесе и лесных обитателях.

Задачи: Формировать представление о лесных обитателях.

Развивать память, внимание, мышление, воображение, навыки импровизации, актерские способности.

Воспитывать любовь к родной природе.

Взаимное приветствие. Настроить детей на путешествие, привлечь внимание.

Игра-путешествие по родным просторам

Заинтересовываю ребят, готовлю к восприятию нового.

3.-Подумаем, на чем можно путешествовать? (пешком, на санях, на лошади, на самолете, поездом, теплоходом, на машине, на собаках, на ракете, на плоту, в лодке, на пароме, на автобусе, на метеоре, на трамвае, на метро, на электричке, на такси, и т.д.)

-Давайте отправимся путешествовать пешком. В предлагаемых обстоятельствах надо быть серьезным и внимательно относится к себе и к другим. Что мы возьмем с собой в дорогу? (Улыбку, хорошее настроение, гитару). Итак, отправляемся…

Включается магнитофонная запись “Звуки леса ”.

-Ребята, где мы очутились? (В лесу)

-Кто что услышал? (Птички поют, кузнечики стрекочут, мухи гудят, ручеек журчит, кабан хрюкает, дятел стучит по дереву, комары пищат).

-Давайте побудем в роли деревьев. Дети встают в шахматном порядке.

1-ый ребенок: Звонко поют птицы. Где же они прячутся? (на деревьях). Вот большой участок леса, на нем сплошь березы растут. Это березовая роща.

2-й ребенок: Ну уж, эти деревья вы сразу узнаете. Лес, где растут если, называется ельником. Здесь всегда полумрак. Раскидистые плотные ветви елей не пропускают солнечные лучи.

3-й ребенок: Ого, а у этих деревьев даже верхушки не видать. Маленькие сосенки из всех сил, наперегонки тянутся вверх - к солнцу и свету. Вот почему в сосновом бору все деревья высокие, стройные. Если посмотреть вверх – будто колонны стоят, а на них ковер наброшен.

4-й ребенок: А вот раскинул могучие ветви лесной великан. Дуб – один из лесных долгожителей. Дубовая роща называется дубравой.

-Давайте теперь полюбуемся красотой леса и разбредемся по лесу.

-Что же вы будете делать в лесу? (можно послушать птичку, поискать грибы и ягоды, понаблюдать за насекомыми, понюхать цветы, подержать на ладони насекомых и отпустить).

-А срывать цветы будем? (нет). Они стоят недолго, лучше полюбуемся этой красотой в лесу. Полюбовались?

-Надо посмотреть не потерялся ли у нас кто-нибудь, пока мы гуляли лесу. Давайте пересчитаемся по порядку. Но рассчитываться надо так, чтобы не произносить цифры 3 и 7, числа, в состав которых попадает такая цифра. Вместо этого надо хлопнуть в ладоши.1,2,V,4,5,6,V,8,9,10,11,12,V,14,15,16,V и так далее.

-Вот мы дошли до ручейка. Давайте изобразим ручеек. Раз, два, три! (Изображаем ручеек).

-Ручеек течет, ой, ребята, здесь бревнышко. Давайте пройдем по бревнышку через ручеек. Представим его. Я иду первая, а вы за мной.

- Мы вышли на полянку. Устроим привал. Сядем-ка на пригорке, да расскажем скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Дятел дуб долбил, да недодолбил.

Летели лебеди с лебедятами.

Сеня вез воз сена.

Проворонила ворона вороненка и т.д.

-Ребята, а что еще делают на привале? (Отдыхают, песни поют, обедают, играют).

-Давайте поиграем. Представьте, что мы очутились на зеленом лугу и превратились в мотыльков или бабочек.

А теперь мы с вами поиграем, предлагаю спеть песню.

Песня Ю. Визборга “Милая моя”.

Эстафета “На чем можно путешествовать ”. О чем вы хотите напомнить нам всем перед путешествием

Театрально-творческое учебное упражнение “Ускоряй-замедляй”. Слежу за тем, чтобы дети меняли движение со сменой музыкальных частей, ритмически ходили и бегали под музыку.

Упражнение “ Послушаем звуки леса”.

Дети изображают березовую рощу (импровизируют).

Следить за движением рук и корпуса тела. Для усложнения задачи предлагаю “превратиться” в одно из деревьев.

Творческое упражнение “Если бы”.

Эстафета “Рассчитаться по порядку”.

Имитируется движение по бревнышку через ручеек.

Сила голоса. Работа над текстом.

Сплочение коллектива. Создание дружеской теплой атмосферы. Помочь детям проявить любовь и интерес к Родине через понимание искусства и культуры народа.

Основы составления план-конспекта урока окружающего мира

"Окружающий мир" - это школьный предмет, который ставит своей целью знакомство учащихся с целостной картиной мира. Основной задачей предмета является формирование оценочного, эмоционального отношения к миру. Экология, темпы эмоционального и физического развития изменились и, в связи с этим, нынешние российские школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. Однако, под влиянием СМИ знания детей оказываются не систематизированы и раздроблены. Круг общения ребенка включает всё больше предметов и явлений, с которыми человек в современном мире общается опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

Составление план-конспекта урока является важным и ответственным этапом подготовки к каждому занятию. Отлынивать от составления план-конспекта урока окружающего мира не стоит ни начинающим, ни опытным педагогам. Грамотно составленный план конспект урока окружающего мира позволит педагогу с достоинством выйти из любой нестандартной ситуации.

Уроки по предмету "Окружающий мир" должны быть красочные и запоминающиеся. План-конспект урока позволит внести продуманные творческие элементы, благодаря которым учащиеся начальной школы смогут запомнить яркие и важные элементы того, что их окружат. Благодаря талантливым педагогам, заранее готовящим план-конспект урока "Окружающий мир", занятие может превратиться в незабываемое путешествие по миру неизученному.

В данной статье считаю необходимым расписать подробно порядок составления план-конспекта урока окружающий мир.

План-конспект урока окружающего мира

Составляющие элементы план-конспекта урока указаны на рисунке выше. Рассмотрим подробнее особенности каждого из них. Итак, название темы урока чаще всего берется из календарно-тематического плана, а порядковый номер урока и его название выписываются из вашего поурочного планирования.

Типы урока определяются на основе целей и задач урока. Все виды урока актуальные для современной педагогики представлены на рисунке ниже. Несомненно существует еще много различных видов уроков, но мы представим самые основные.

План-конспект урока окружающего мира

Очень важно, чтобы в план-конспекте урока были четко обозначены цели урока.

I. Образовательные цели включают в себя развитие:

  1. знаний (понятий, явлений, величин, формул, законов, теорий и т. п.);
  2. навыков (умения, доведенные до автоматизма);
  3. специальных и общеучебных умений.

Специальные умения включают в себя:

  • решение задач,
  • проведение измерений и т.п.

Общеучебные умения включают в себя:

II. Воспитательные цели включают в себя развитие:

  1. нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения, исполнять законы;
  2. потребностей личности, мотивов социального поведения, деятельности, ценностей и ценностной ориентации, мировоззрения.

III. Развивающие цели связаны с:

  1. развитием речи, мышления, сенсорной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей;
  2. активизацией умственной деятельности.

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Тема урока: "Берегите воду!"

  • обобщить знания учащихся о свойствах воды, круговороте воды, значении воды в жизни человека;
  • рассмотреть причины загрязнения водоёмов;
  • познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие;
  • воспитывать бережное отношение к воде; прививать интерес к окружающему миру.
  • схема "Круговорот воды в природе";
  • карточки с индивидуальными заданиями для учащихся;
  • кроссворд;
  • "маячки" настроения у каждого учащегося для самооценки;
  • Компьютер, интерактивная доска, презентация

2. Актуализация опорных знаний.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

1) В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

2) Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

3) На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что она –

Наша спутница всегда.

Ученики (вместе): Без меня вам не умыться,

Ни наесться, не напиться!

Учитель: Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить

Цель урока – обобщить наши знания о воде.

3. Проверка домашнего задания 3 класса

а) фронтальный опрос:

Вспомним, в каких 3 состояниях находится вода в природе?

Отгадайте загадки о трёх состояниях воды.

1. Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчёлки,

Уселись на колючей ёлке. (Снежинки).

2. Ни в огне не горит,

Ни в огне не тонет. (Лёд).

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Стало видно далеко. (Туман).

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса).

- При каком условии образуется лёд? От чего он тает? Как образуется пар? При каком условии пар превращается в воду. Как происходит круговорот воды в природе?

б) индивидуальный опрос:

Объясни схему "Круговорот воды в природе".

План-конспект урока окружающего мира

1,2,3 - различные состояния воды

4 – условие, при котором вода может менять состояние.

1 – жидкое;2 – твёрдое;3 – газообразное;4 – температура).

Причины различных состояний воды

  1. Твёрдое – температура ниже 0 градусов;
  2. Газообразное – температура выше 0 градусов, при температуре 100 градусов вода закипает;
  3. Жидкое – температура выше 0 градусов).

Лёд легче воды. Превращаясь в лёд, вода расширяется. Какое значение имеет это свойство льда в природе?

(Ответ: Лёд находится на поверхности воды, не тонет и защищает водоёмы зимой от промерзания. Подо льдом существует жизнь).

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами. Посмотрите, пожалуйста, что здесь изображено. (На плакате речка). Что вы можете сказать про эту реку? (Ответы детей).

Так о чём же мы будем говорить сегодня? (Учитель обобщает ответы детей и открывает тему урока, записанную на доске: Берегите воду!)

Учитель: Ребята, наша речка просит вас о помощи, нужно выявить источники загрязнения воды и очистить её. Поможем ей?

Свидетельством того, что мы не потеряемся в речных просторах, будет служить маяк, который нам предстоит зажечь в конце урока. Светом маяка станут наши знания, которые мы добудем на уроке. Чтобы маяк загорелся, нам нужно быть находчивыми, внимательными, активными.

Итак, начинаем помогать нашей реке. Сегодня вы будете работать в роли учёных – экологов.

Теперь послушайте сказку "Жила-была – река" А.А. Рыжова.

Каждая группа должна будет ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске в 3 столбика).

  1. Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми? Видели ли вы такую реку?
  2. Какую пользу приносила река людям?
  3. Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели, или нет? Почему?
  4. Что случилось с горожанами когда, река ушла?
  5. Правильно ли поступили люди в конце сказки?
  6. Что они ещё могли бы сделать для реки?
  7. А что вы могли бы сделать для своей реки, которая находится рядом с вами?

Вывод: не надо загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое.

К речки быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это - брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой

6. Работа с учебником

Каждому из 3 класса даётся задание:

Прочитать и проанализировать статью стр. 57, записать источники загрязнения.

Прочитать статью на стр. 58. и записать, как охраняют воду от загрязнения.

Прочитать статью стр. 60. и записать, как нужно экономно расходовать воду.

Дети зачитывают ответы.

7. Решение экологических задач

Чтобы окончательно помочь нашей речке, каждый ученик должен решить экологическую задачу (Каждому ученику даётся карточка с задачей. Дети несколько минут думают и отвечают.)

За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?

1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

8. Итог урока. Рефлексия

- Что нового вы теперь знаете о значении воды для людей? Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?

Чем опасно загрязнение воды?

- Вам нужно, чтобы эти капли "упали" на слова с пропущенными буквами. А затем из этих слов составить 2 предложения по теме нашего урока.

План-конспект урока окружающего мира

(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).

Экологи поработали неплохо. Очистили нашу речку. Вода в ней стала снова прозрачной. А теперь зажжём огонь маяка. Оцените свою работу, выберите и прикрепите нужный значок из предложенных. Мне бы хотелось отметить работу следующих экологов… (Выставление оценок).

9. Домашнее задание: 3 класс стр. 57-61. Подготовить ответы на вопросы.

По желанию нарисовать плакат "Берегите воду!"

2 класс стр.42-45 читать. Раб.тетрадь стр.18 задание №3

Жила – была река (Н. А. Рыжов)

Жила – была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла не так быстро, но все ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. "Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?" - думала она.

Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.

"Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой". Позвала она на помощь своих жителей. "Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей".

Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: научить выявлять существенные признаки насекомых.

Задачи деятельности учителя: создать условия для уточнения представлений учащихся о насекомых, ознакомления с признаками живых организмов и выявления существенных признаков насекомых; содействовать развитию речевых навыков, мышления, внимания, воспитанию любви к природе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознают многообразие и красоту мира насекомых.

Ход урока

Прозвенел у нас звонок начинаем наш урок.

Здравствуйте ребята, рада всех вас видеть.

Приветствуют учителя настраиваются на урок.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел.

-Осенью в щель заберется,

А весной проснется.

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног - без копыт,

Сядет – землю роет.

- Что объединяет слова – отгадки?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием и красотой насекомых.

3.Открытие нового знания

(работа по учебнику)

- Откройте учебник на

Рассмотрите рисунок. Как можно узнать насекомых?

- Рассмотрите изображение пчелы. Сколько ног у пчелы?

- Сколько частей тела?

-Какие насекомые изображены на центральном рисунке?

- Пересчитайте у них количество ног и количество частей тела.

- обратите внимание, что насекомых зовут еще членистоногими, так как ножки их состоят из отдельных члеников. Брюшко насекомых, как правило, тоже состоит из отдельных сегментов, разделенных насечками

Учитель демонстрирует рисунки с изображением насекомых и рассказывает об их жизни.

Муха, муха, Цокотуха,

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

- Вы знаете это стихотворение?

- Кто был в гостях у Мухи?

- Почему Муха не пригласила в гости зайца, аиста или медведя?

Учащиеся оказываются в затруднении, так как большинству из них не известен общий признак насекомых – шесть ног.

(3 - голова, грудь, брюшко).

Отвечают: стрекоза, комар, водомерка, божья коровка, муравьи, муха, кузнечик).

Дети пересчитывают и делают вывод: у всех насекомых – 6 ног.

(Она пригласила только насекомых)

Давайте отдохнём встанем из- за парт и сделаем упражнения.

Выполняют вместе с учителем упражнения.

5.Продолжение работы по учебнику

- откройте учебник на странице 17. Рассмотрите изображения паука. Как вы думаете, а паук – это насекомое?

- Сколько ног у паука?

-Сколько частей тела?

-У него 2 части тела – головогрудь и брюшко, а не три как у насекомых. Голова и грудь у паука не разделяются, а срослись нацело.

Пауки - не насекомые

Пауки принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых у них восемь ножек и нет крыльев. Тело их состоит из двух частей, зато глаз – целых восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нити – паутины.

Учащиеся затрудняются в ответе.

6.Закрепление изученного материала.

(Работа в печатной тетради)

- На свете существует много разных насекомых. Это жуки, бабочки, муравьи, пчелы, мухи, стрекозы, комары. Все они имеют тело, состоящее из трех частей, и три пары ног.

(слайд) внимательно рассмотрите изображение фантастического животного. из частей каких насекомых оно составлено?

Смотрят слайд, отвечают на вопрос учителя.

7. Итог урока. Рефлексия.

- каких насекомых относят к животным?

- назовите насекомых нашего края.

- о чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

Подводят итог урока отвечая на вопрос учителя.

План – конспект урока по окружающему миру.

Программа: Перспективная начальная школа

Класс : 1 класс

Тема урока: Насекомые – часть живой природы

Цель урока: научить выявлять существенные признаки насекомых.

Задачи деятельности учителя: создать условия для уточнения представлений учащихся о насекомых, ознакомления с признаками живых организмов и выявления существенных признаков насекомых; содействовать развитию речевых навыков, мышления, внимания, воспитанию любви к природе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознают многообразие и красоту мира насекомых.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.

Развивающие: развивать способность рассуждать и делать выводы на основе собственных наблюдений и знаний, полученных в ходе исследовательской деятельности; развивать логическое и абстрактное мышление; стимулировать инициативность, решительность, навыки сотрудничества.

Воспитательные: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать в парах, в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать себя, границы своего знания и незнания; соблюдать экологическую культуру.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы; формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам; наблюдений, анализировать и обобщать.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные: знать, почему вода необходима для жизни на земле; уметь определять признаки воды; уметь проводить несложные опыты с водой; знать состояния воды; знать круговорот воды в природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь раздаточный материал (таблица для вопросов), презентация с видео, лабораторное оборудование (стаканчики, материал для опыта (сахар, соль, песок, крахмал, сода)).

Читайте также: