Проект в детском саду про африку
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Макарова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №157
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: проект "Путешествие в Африку"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
«Путешествие
воспитатель I кв. категории
Макарова Т.М.
1. Актуальность проекта
2. Цели и задачи проекта
3. Партнеры проекта
4. Целевая группа проекта
5. Ресурсное обеспечение проекта
6. Паутинка проекта
7. Ожидаемые результаты
8. Оценка результатов
1. Актуальность проекта.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и
изменчив. Люди - часть этого мира - открывают для
себя все новые и новые объекты, явления и
закономерности действительности. При этом каждый
человек вращается в рамках сформированного у него
Формирование образа мира - сложный и
длительный процесс, который начинается с момента
рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Любой нормальный ребенок появляется на свет с
врожденной познавательной направленностью,
помогающей ему адаптироваться на первых порах к
новым условиям своей жизнедеятельности.
Постепенно познавательная направленность
переходит в познавательную активность - состояние
внутренней готовности к познавательной
деятельности, проявляющейся у детей в поисковых
действиях, направленных на получение новых
впечатлений об окружающем мире.
2. Цели и задачи проекта.
Формировать у детей старшего дошкольного
возраста диалектическое мышление, т. е. способность
видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и
взаимозависимости на планете Земля.
- сформировать у дошкольников знания об
общепринятых нормах поведения;
- воспитывать любовь к своему родному краю;
- воспитать дружеские отношения к своим сверстникам,
умение говорить друг другу добрые слова;
- воспитывать уважение к людям другой национальности;
- сформировать у детей позиции уважения к себе и
чувства самозащиты, бережного отношения к своей
жизни, здоровью и потребности в безопасном и
здоровом образе жизни.
- развивать собственный познавательный опыт в
обобщенном виде с помощью наглядных средств
- совершенствовать диалогическую и монологическую
- развивать умение детей правильно выражать свои
мысли, не перебивать других;
- развивать наблюдательность, воображение, умение
сопоставлять, делать выводы;
- развивать художественно - творческие способности,
поэтический и музыкальный слух;
- развивать у детей способность к сотрудничеству,
- формировать умение входить в изображаемые
- расширять представление детей об Африке, ее климате,
растительном, животном мире, жителях, населяющих
этот континент и их традициях;
- учить детей ориентироваться на карте, глобусе;
- формировать знания о свойствах песка;
- упражнять в названии экзотических фруктов.
3. Партнеры проекта: дети, муз. работник, родители,
руководители изостудии, инструктор по
физическому воспитанию.
Срок реализации проекта: 2 недели.
4. Целевая группа проекта.
Чтобы дети воспринимали жизнь в саду как
единый праздник, нам взрослым: родителям и
педагогам необходимо организовать пребывание в
детском саду с максимальной пользой для ребят.
Всем известно, что детей 5 - 7 лет называют "
почемучками". Познавательная активность очень
высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос
рождает новые вопросы. Проектная деятельность -
это совместная деятельность взрослых и детей по
планированию и организации педагогического
процесса в рамках определенной темы. Она включает
в себя несколько последовательных этапов: выбор
темы проекта, планирование проектной деятельности,
проживание темы проекта и рефлексию.
Первый этап: выбор темы проекта.
Тема проекта была предложена детьми, после того,
как одна девочка из нашей группы съездили в Египет
и привезли с собой фотографии, после просмотра - у
детей появилось много вопросов.
Второй этап - планирование проектной
Перед тем, как приступить к воспитательно -
образовательной деятельности детей, я для себя
распределила работу между педагогами, детьми. Она
распределяется следующим образом по этапам
Этапы проекта
Деятельность
Деятельность
2. Вводит в игровую
3. Формулирует задачу.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач
1. Помогает в решении
1. Объединение в
2. Активное участие
Третий этап - проживание темы проекта.
В проживании темы проекта можно выделить два
вида событий. Они задают смысл совместной
деятельности и создают эмоционально - насыщенные
представления детей о тех или иных культурных
традициях, областях знаний. Другие - создают
необходимые условия для обобщения детского опыта, его
осознания и рефлексии. Сначала создаются условия для
погружения детей в тему. Каждый ребенок должен
увидеть разнообразные эмоционально - привлекательные
возможности собственного участия в общем для всех
деле. Затем дошкольник овладевает знаниями и
способами их применения в деятельности, вместе со
взрослым пробует применить полученные знания и
умения в разнообразных ситуациях. После чего
создаются условия для того, чтобы ребенок стал
реальным субъектом освоенной им деятельности.
Активные помощники и участники проектной
деятельности - родители. Именно они помогают создать в
группе необходимую развивающую среду по теме
проекта: приносят из дома имеющиеся у них предметы,
книги, альбомы, помогают в изготовлении костюмов,
декораций, пособий. Без участия родителей у нас просто
физически не хватало бы времени на создание такой
яркой и динамичной развивающей среды.
Четвертый этап - рефлексия по теме проекта.
Продуктом детской деятельности явился
альбом, где дети совместно с воспитателем
собрали материал об Африке: фотографии с
итоговой непосредственно образовательной
деятельности, иллюстрации флоры и фауны
Африки, жителей Африки, карта Африки,
иллюстрации с изображением ландшафта
5. Ресурсное обеспечение проекта.
Физическая карта мира, глобус, набор
карточек - моделей с изображением разных
видов Африки; иллюстрации с изображением
животных и растений Африки, муляжи
экзотических фруктов, альбом: " Экзотические
фрукты", оборудование для опытно -
экспериментальной деятельности, иллюстрации
с изображением людей африканского
континента, дидактические игры: " Что, где
растет?"; " Обитатели жарких стран", " Кто, где
живет?"; видео материалы документальных
фильмов о природе и животных африканского
континента и мультфильмов: "Король Лев", "
Крошка Енот", " Доктор Айболит", музыкальные
произведения народов Африки и детские
песенки про Африку.
6. Паутинка проекта.
Сначала мы вместе с детьми заполнили
Что мы знаем ?
Что хотим узнать ?
В Африке очень жарко.
крокодилы. Там не
бывает зимы. Кожа у
людей там черного
Какие еще животные
Какие растения, кроме
пальм, там растут?
Какие страны есть в
Почему на карте Африке
есть желтый цвет? и др
Затем был составлен план проектной деятельности
Основные виды
деятельности
Рассматривание глобуса и
средства, подготовка к
Беседа: " Почему в Африке
не живут белые медведи?".
Чтение К. Чуковского "
Беседа о просмотренном
фильме: что нового узнали,
Рисование на тему: "
жителей: негра, араба.
Рассказ воспитателя об
Чтение африканских сказок.
ситуаций: " Как сварить еду
без огня и кастрюли?", " Из
чего построить укрытие от
солнца и дождя?", " Что
делать, если ночь застала в
заранее ребенка" Животные
и растения саванны".
игра: "Путешествие в
живущих в Африке,
принесенных детьми из
Рассказ воспитателя о
Чтение отрывков из
Путешествие в Африку"
7. Ожидаемые результаты.
Предложенная система работы, поможет
- повысить свое профессиональное мастерство по воспитанию
интеллектуально развитой личности, способной понимать,
анализировать, любить окружающий мир и природу;
- больше интересоваться окружающим миром;
- сформировать первоначальные представления о континенте "
Африка", его местоположении, ландшафте, климатической
особенности, животном и растительном мире;
- развить творческие способности и коммуникативные навыки;
- сформировать начальные предпосылки исследовательской
- сформировать различные компетенции;
- такая система позволит подвести родителей к элементарному
пониманию взаимоотношений детей с окружающим миром;
- понять необходимость развития представлений о планете
Земля, положительному отношению к ней, выработке у
детей первых навыков грамотного и безопасного поведения
- приобрести первоначальные умения, позволяющие
имучаствовать в посильной совместной деятельности со
8. Оценка результатов.
Особое место в проекте занимает диагностика
Педагогическая диагностика - измерение и оценка
результатов части педагогической деятельности
- основа продуктивного и творческого труда
воспитателя. Она призвана оптимизировать
процесс воспитания и развития каждого ребенка.
Педагогическая диагностика направлена на
решение целого ряда взаимосвязных задач. Она
- в какой степени ребенок освоил данную тему;
- как ребенок овладел познавательными и речевыми
- в какой степени у ребенка сформированы разные
виды отношения к людям другой национальности
Для диагностического исследования я
использовала: беседы, рассматривание
иллюстраций, игры, проблемные ситуации.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в реку угодил
Он не слон, не лев, не птица
Он в реке живет весь год
Крокодила не боится
В зоопарке, верь не верь,
У него рука во лбу
Так похожа на трубу.
Лошадь как лошадь,
Но только в полоску.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним не зная страха
Фрукт похож на шишку ели,
Мы рискнули — шишку съели.
Самый лучший, высший класс
Висит он на ветке и с яблоком
Но красен, как рак, и, как бык,
И доверху полон рубиновых бус
Прозрачных, и сочных, и сладких
Отгадать не очень просто -
Вот такой я фруктик знаю –
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, -
Птица есть еще такая,
Называют так же -
Весь внутри он с молоком.
С таким орехом кто знаком?
Ну а это угадать
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом.
Гость из Африки приехал,
И морозы не помеха,
Пожелтел слегка в дороге,
Чтоб понравиться здесь
многим. Шлёт привет от
обезьян снятый с пальмы
Цель: дать детям представление об Африке, ее жарком климате, пустынях,
Тип проекта. Творческий, игровой.
Возраст детей: старшая группа.
Цель: продолжать знакомить с географическими материками, с их особенностями.
- Расширять общее представление о зонах Африки : пустыня, саванна, тропический лес;
- систематизировать знания детей о животных Африки;
- формировать представление о ярких индивидуальных особенностях населения Африки;
- уточнить представление детей о профессиях на корабле;
- Развивать навыки поисковой деятельности: анализ ситуации;
- умение оценивать свою деятельность;
- умение сохранять и дополнять сюжет игры на протяжении длительного времени.
-Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;
- умение поддерживать беседу, легко отвечать на поставленные вопросы, в доброжелательной форме высказывать свою точку зрения.
2. Активизировать словарь: материк Африка, контурная карта, пустыня, саванна, джунгли.
1. Воспитывать любознательность, активность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.
2. Стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать образ животного в движениях, мимике.
Методические приё мы:
-игровая мотивация;
-вопросы к детям, беседа;
Демонстрационный: мультимедийная установка, информационный накопитель познавательной информацией, контурное изображение материка Африки, картинки животных.
рассматривание карты, глобуса;
чтение и рассматривание энциклопедий.
Первая половина дня.
Беседа с детьми в географическом уголке: найти на карте часть света – Африку. Обсудить, чем замечательна Африка, чем она отличается от других континентов.
Разнообразна природа Африки. В тропический лес с буйной зеленью, на ровной поверхности (равнине) – громадные деревья (баобабы, пустыни, где нет ни кустика зелени. В вечнозеленых лесах водятся гориллы и шимпанзе, в водах реки Нил – крупные крокодилы. В саваннах – травоядные животные: антилопы, зебры, жирафы, слоны, а так же хищники: лев, гепард, гиены.
Ответить на вопросы: почему у жирафа длинная шея, зачем слону хобот, почему бегемот серый, жираф, леопард, зебра имеют яркие пятна и полоски на шкурах? Какая там погода? (вечное лето и жара).
Африканская саванна – степь от гор до океана.
Хорошо, что здесь хотя бы есть деревья – баобабы.
Если в жаркую страну
Я сегодня попаду
(Сжимать и разжимать пальцы рук в кулаки.)
Там пони, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы.
(Загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца на правой руке)
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
(Загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца на левой руке)
Хорошо живется им
У них, не бывает снежных зим.
(Стучат поочередно друг о друга кулачками и хлопают в ладоши. Развести руки в стороны.)
Вторая половина дня.
Вспомнить, как добирался доктор Айболит до Африки (на корабле, какие препятствия вставали у него на пути (лес, море, горы, скалы). Предложить детям совершить путешествие в Африку на корабле, а для этого наметить на карте маршрут воображаемого путешествия. Для этого предложить детям побыть в роли штурманов и раздать каждому контур Африки.
Первая половина дня.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в лаборатории.
Проведение эксперимента с песком.
- Представьте, что этот острый карандаш - модель ноги человека, а ластик на карандаше - нога верблюда.
Покажите, как ходит человек по песку, а теперь - верблюд.
- Посмотрев на эти следы, что вы можете сказать? Ваши предположения. (У человека нога проваливается глубоко – глубоко, ему тяжело ходить по песку, а у верблюда остаются только следы). Как вы можете это объяснить?
- В природе нет ничего случайного, и поэтому и ноги у верблюда – широкие.
Вот мы и узнали характерные особенности верблюда, посмотрели первый чудесный уголок Африки.
Предложить детям в игровой комнате расставить декорации к игре.
Вторая половина дня.
В игровой предложить детям поиграть в африканскую деревню. Воспитатель предлагает сюжет игры. Племя разжигает костер, готовит еду, собирают бананы, охотятся на животных. Затем вождь племени созывает соплеменников собраться, чтобы упросить божества послать дождь. В саванне пересохли все источники воды; слоны, жирафы, львы – все хотят пить, нет воды и в деревне. Для этого нужно исполнит танец под бой барабанов и звуки маракасов. Проливается дождь, и все радуются. Распределяются роли между детьми. Роль вождя берет на себя воспитатель.
(Воспитатель предлагает еще раз поиграть в эту игру в другой день. Роль вождя возьмет на себя кто-то из детей).
Первая половина дня.
Борт – боковые части корабля.
Корма – задняя часть корабля.
Нос – передняя часть корабля.
Трап – лестница, по которой можно зайти на корабль, а по прибытию сойти на землю.
Матросы по приказ капитана поднимают и опускают трап.
Кают-компания – место на корабле, где команда может поесть и пообщаться.
Каюты – комнаты, в которых пассажиры отдыхают во время плавания.
Капитанский мостик, который называется ходовым. Отсюда управляют ходом судна. Здесь поворачивают штурвал (руль) и тут все приборы, по которым можно определить, где находится судно, когда не видно берега.
Машинное отделение – сердце корабля, от работы которого зависит ход судна.
Якоря – моряки бросают на дно, чтобы судно оставалось на одном месте.
Спасательные средства – круги, жилеты, шлюпки – лодки.
В: А кто работает на кораблях?
Занятие по физическому развитию: лазания по канату, подтягивание на кольцах, перетягивание каната и т. д.
Вторая половина дня.
Первая половина дня.
В море вышли моряки,
И отважны, и крепки,
И по морю повели
В путь далёкий корабли.
Показ иллюстраций из книги.
Штурман помогает кораблю выбрать правильный безопасный курс.
Боцман держит в порядке всё корабельное хозяйство. Боцману помогают матросы.
Есть судовой повар – кок, судовой врач, механики, электрики (обсудить с детьми их обязанности).
Вторая половина дня.
Первая половина дня.
Воспитатель вместе с детьми составляет примерный план игры. Выслушав их мнение, помогает выстроить последовательность игровых сюжетов.
Дети в соответствии с выбранными ролями организуют игровое пространство, готовят атрибуты, затем переодеваются в соответствующую форму.
Самостоятельная игровая деятельность по составленному плану. Воспитатель при необходимости берёт на себя какую- либо роль, вводит новые сюжетные линии, направляет действия малоактивных детей.
Вторая половина дня.
По окончании игры воспитатель (в группе) выражает своё удовлетворении от совместной игры, подчёркивает положительные моменты в каждой роли. Дети делятся впечатлениями об игре.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: Кудряшова Полина, Хисанова Вероника
Руководитель проекта: Абубакирова Райля Закиевна, инструктор по физической культуре.
Проблема: Кудряшова Полина вместе со своей мамой посетила Египет и поделилась своими впечатлениями со сверстниками в группе. В ходе бесед с детьми, выяснилось, что 70% детей не выезжали за границу и ничего не знают об Африке, не проявляют заинтересованности.
Цель проекта:
Изучение Африканского континента: животных, растений, неживой природы, населения и их обычаи для составления буклета в туристическое агентство, чтобы заинтересовать взрослых и детей этим удивительным материком.
Задачи проекта
Методы: Теоретические (изучение источников информации). Практические (изготовление буклета, бус, масок, альбомов-книжек, изучение элементов танцев), словесные (опрос, беседа, выводы).
Практическая значимость работы в том, что дети узнают об Африке много нового и необычного, расширится их кругозор, возникнет интерес и желание посетить этот загадочный континент.
Работа над проектом
Далее была проведена беседа с детьми подготовительной группы №10.
Что я знаю об Африке?
Что хочу узнать?
-В Египте есть памятники- пирамиды, сфинксы.
-В Африке есть гориллы.
-Там живут африканцы.
-Хотим узнать, что внутри пирамид?
-Какие фрукты там растут?
-Какого цвета люди?
-Какие есть реки?
-Какие деревья растут?
Как люди танцуют?
Какие песни поют?
-Спросить у взрослых.
-Надо съездить в Египет.
-Узнать из различных источников.
-Спросить у тех, кто там побывал.
Постановка цели: изучение Африканского континента: животных, растений, неживой природы, населения и их обычаев для составления буклета в туристическое агентство, чтобы заинтересовать взрослых и детей этим удивительным материком.
Составлен план деятельности в виде схемы
Реализация проекта
1. Теоретический этап
Сбор информации об Африке из разных источников:
2. Практический этап
2.1. Опрос детей и взрослых
Цель: Выяснить, что знают дети детского сада про Африку.
Мы решили провести опрос среди детей старших и подготовительных групп и взрослых.
1.Что такое Африка?
2.Какие люди там живут?
3.Какие животные обитают в Африке?
4.Какое животное самое высокое на планете?
5.Кто делает самые большие шаги из млекопитающих?
6.Какое самое крупное наземное млекопитающее?
7.Какие деревья растут в Африке?
Результаты исследования:
Знают, что в Африке жарко -20 детей; что там обитают жираф, слон-15 детей, (других животных не смогли перечислить); что живут там африканцы-5 детей, (где живут, не знает никто); что там есть фрукты бананы -20 детей.
Результаты опроса показали, что дошкольники знают, что в Африке жарко, но не знают, где она находится. Знают несколько животных обитающих в Африке, но не знают какое самое крупное животное в Африке, какое самое высокое животное. Никогда не видели редких экзотических животных. Какие еще растут деревья, кроме пальмы. Какие народы населяют Африку и где они живут.
Узнали, что в Африке есть редкие экзотические животные, Например Окапи похож на некий гибрид сразу трех зверей: лошади, жирафа и зебры; Поясохвост - это маленький дракончик длиной 70 см. Он как будто собран из конструктора и когда видит опасность, он сворачивается в клубок и кусает свой хвост.
Познакомились с детскими песенками про Африку, прослушали африканскую музыку.
Сделали альбом-книжку с рисунками и сочиненными сказками, рассказами, книжки-малышки и подарили детям второй младшей группы № 7
Узнали, кто населяет Африку - это пигмеи, масаи, бушмены, берберы, эфиопы, малагасийцы, какая у них одежда и попытались сами нарисовать эскизы национальной одежды людей. (Приложение 5).
Изготовили бусы из бросового материала, раскрасили маски охраняющие, оберегающие, приносящие удачу, научили детей средней группы №1, как их делать (Приложение 6).
С помощью педагога узнали, какие бывают танцы. (Приложение 7). У жителей Африки есть танцы, где танцуют только женщины или мужчины. У детей нет своих танцев, они танцуют как взрослые. Узнали, что танцы посвящаются охоте, войне, сбору урожая, танцы любви, они исполняются в определенных случаях: например, на свадьбе в честь невесты, приветствия в честь дорогого гостя; особое место занимают исцеляющие танцы - лечебные.
Сделали вместе с взрослыми буклет (Приложение 10).
Презентация результатов, продуктов проекта.
Основной продукт проекта:
С помощью родителей, педагогов сделали буклет для туристического агентства, в основу которого положены фотографии детских поделок, рисунков, сценок, танцев; сказки об Африке, сочиненные детьми.
Заключение.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
1 этап Поисковый.
Расширение знаний детей об Африке, и её обитателях.
1. -Познакомить с самым жарким континентом – Африкой;
2. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
3. Воспитывать любознательность;
Предполагаемые итоги реализации проекта.
2.Понимание детьми взаимосвязи всего живого в природе
2 этап Аналитический.
Разработка проекта:
1.Создать развивающую среду:
2. Организовать непосредственно образовательную деятельность:
Социально – личностное развитие, знакомство с Африкой.
3. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
рассматривание картин , иллюстраций,
чтение художественной литературы, энциклопедий
дидактические и настольные игры,
4.Самостоятельная деятельность детей
рассматривание картин, иллюстраций,
раскрашивание раскрасок «Животные Африки
5. Взаимодействие с семьёй.
совместное изготовление африканских амулетов, украшений
пополнить коллекцию животными Африки;
Подборка загадок о обитателях Африки.
3 этап Практический.
Формы работы
1. Непосредственно образовательная деятельность.
1.Познавательная деятельность (речевое развитие). Просмотр мультфильма
2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.
2. Отгадывание загадок .
6.Отгадынивае загадок о животных Африки
3.Самостоятельная деятельность.
Читайте также:
- Как можно определить неисправность нагревательного элемента в плитке закрытого типа кратко
- В чем разница между презент симпл и презент континиус кратко
- Анализ пьесы медведь чехова кратко
- Чем гомозигота отличается от гетерозиготы кратко
- Чем объясняются особенности связи между субъективными правами и юридическими обязанностями кратко