Проект в детском саду про африку

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Макарова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №157
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: проект "Путешествие в Африку"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

«Путешествие

воспитатель I кв. категории

Макарова Т.М.

1. Актуальность проекта

2. Цели и задачи проекта

3. Партнеры проекта

4. Целевая группа проекта

5. Ресурсное обеспечение проекта

6. Паутинка проекта

7. Ожидаемые результаты

8. Оценка результатов

1. Актуальность проекта.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и

изменчив. Люди - часть этого мира - открывают для

себя все новые и новые объекты, явления и

закономерности действительности. При этом каждый

человек вращается в рамках сформированного у него

Формирование образа мира - сложный и

длительный процесс, который начинается с момента

рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Любой нормальный ребенок появляется на свет с

врожденной познавательной направленностью,

помогающей ему адаптироваться на первых порах к

новым условиям своей жизнедеятельности.

Постепенно познавательная направленность

переходит в познавательную активность - состояние

внутренней готовности к познавательной

деятельности, проявляющейся у детей в поисковых

действиях, направленных на получение новых

впечатлений об окружающем мире.

2. Цели и задачи проекта.

Формировать у детей старшего дошкольного

возраста диалектическое мышление, т. е. способность

видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и

взаимозависимости на планете Земля.

- сформировать у дошкольников знания об

общепринятых нормах поведения;

- воспитывать любовь к своему родному краю;

- воспитать дружеские отношения к своим сверстникам,

умение говорить друг другу добрые слова;

- воспитывать уважение к людям другой национальности;

- сформировать у детей позиции уважения к себе и

чувства самозащиты, бережного отношения к своей

жизни, здоровью и потребности в безопасном и

здоровом образе жизни.

- развивать собственный познавательный опыт в

обобщенном виде с помощью наглядных средств

- совершенствовать диалогическую и монологическую

- развивать умение детей правильно выражать свои

мысли, не перебивать других;

- развивать наблюдательность, воображение, умение

сопоставлять, делать выводы;

- развивать художественно - творческие способности,

поэтический и музыкальный слух;

- развивать у детей способность к сотрудничеству,

- формировать умение входить в изображаемые

- расширять представление детей об Африке, ее климате,

растительном, животном мире, жителях, населяющих

этот континент и их традициях;

- учить детей ориентироваться на карте, глобусе;

- формировать знания о свойствах песка;

- упражнять в названии экзотических фруктов.

3. Партнеры проекта: дети, муз. работник, родители,

руководители изостудии, инструктор по

физическому воспитанию.

Срок реализации проекта: 2 недели.

4. Целевая группа проекта.

Чтобы дети воспринимали жизнь в саду как

единый праздник, нам взрослым: родителям и

педагогам необходимо организовать пребывание в

детском саду с максимальной пользой для ребят.

Всем известно, что детей 5 - 7 лет называют "

почемучками". Познавательная активность очень

высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос

рождает новые вопросы. Проектная деятельность -

это совместная деятельность взрослых и детей по

планированию и организации педагогического

процесса в рамках определенной темы. Она включает

в себя несколько последовательных этапов: выбор

темы проекта, планирование проектной деятельности,

проживание темы проекта и рефлексию.

Первый этап: выбор темы проекта.

Тема проекта была предложена детьми, после того,

как одна девочка из нашей группы съездили в Египет

и привезли с собой фотографии, после просмотра - у

детей появилось много вопросов.

Второй этап - планирование проектной

Перед тем, как приступить к воспитательно -

образовательной деятельности детей, я для себя

распределила работу между педагогами, детьми. Она

распределяется следующим образом по этапам

Этапы проекта

Деятельность

Деятельность

2. Вводит в игровую

3. Формулирует задачу.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач

1. Помогает в решении

1. Объединение в

2. Активное участие

Третий этап - проживание темы проекта.

В проживании темы проекта можно выделить два

вида событий. Они задают смысл совместной

деятельности и создают эмоционально - насыщенные

представления детей о тех или иных культурных

традициях, областях знаний. Другие - создают

необходимые условия для обобщения детского опыта, его

осознания и рефлексии. Сначала создаются условия для

погружения детей в тему. Каждый ребенок должен

увидеть разнообразные эмоционально - привлекательные

возможности собственного участия в общем для всех

деле. Затем дошкольник овладевает знаниями и

способами их применения в деятельности, вместе со

взрослым пробует применить полученные знания и

умения в разнообразных ситуациях. После чего

создаются условия для того, чтобы ребенок стал

реальным субъектом освоенной им деятельности.

Активные помощники и участники проектной

деятельности - родители. Именно они помогают создать в

группе необходимую развивающую среду по теме

проекта: приносят из дома имеющиеся у них предметы,

книги, альбомы, помогают в изготовлении костюмов,

декораций, пособий. Без участия родителей у нас просто

физически не хватало бы времени на создание такой

яркой и динамичной развивающей среды.

Четвертый этап - рефлексия по теме проекта.

Продуктом детской деятельности явился

альбом, где дети совместно с воспитателем

собрали материал об Африке: фотографии с

итоговой непосредственно образовательной

деятельности, иллюстрации флоры и фауны

Африки, жителей Африки, карта Африки,

иллюстрации с изображением ландшафта

5. Ресурсное обеспечение проекта.

Физическая карта мира, глобус, набор

карточек - моделей с изображением разных

видов Африки; иллюстрации с изображением

животных и растений Африки, муляжи

экзотических фруктов, альбом: " Экзотические

фрукты", оборудование для опытно -

экспериментальной деятельности, иллюстрации

с изображением людей африканского

континента, дидактические игры: " Что, где

растет?"; " Обитатели жарких стран", " Кто, где

живет?"; видео материалы документальных

фильмов о природе и животных африканского

континента и мультфильмов: "Король Лев", "

Крошка Енот", " Доктор Айболит", музыкальные

произведения народов Африки и детские

песенки про Африку.

6. Паутинка проекта.

Сначала мы вместе с детьми заполнили

Что мы знаем ?

Что хотим узнать ?

В Африке очень жарко.

крокодилы. Там не

бывает зимы. Кожа у

людей там черного

Какие еще животные

Какие растения, кроме

пальм, там растут?

Какие страны есть в

Почему на карте Африке

есть желтый цвет? и др

Затем был составлен план проектной деятельности

Основные виды

деятельности

Рассматривание глобуса и

средства, подготовка к

Беседа: " Почему в Африке

не живут белые медведи?".

Чтение К. Чуковского "

Беседа о просмотренном

фильме: что нового узнали,

Рисование на тему: "

жителей: негра, араба.

Рассказ воспитателя об

Чтение африканских сказок.

ситуаций: " Как сварить еду

без огня и кастрюли?", " Из

чего построить укрытие от

солнца и дождя?", " Что

делать, если ночь застала в

заранее ребенка" Животные

и растения саванны".

игра: "Путешествие в

живущих в Африке,

принесенных детьми из

Рассказ воспитателя о

Чтение отрывков из

Путешествие в Африку"

7. Ожидаемые результаты.

Предложенная система работы, поможет

- повысить свое профессиональное мастерство по воспитанию

интеллектуально развитой личности, способной понимать,

анализировать, любить окружающий мир и природу;

- больше интересоваться окружающим миром;

- сформировать первоначальные представления о континенте "

Африка", его местоположении, ландшафте, климатической

особенности, животном и растительном мире;

- развить творческие способности и коммуникативные навыки;

- сформировать начальные предпосылки исследовательской

- сформировать различные компетенции;

- такая система позволит подвести родителей к элементарному

пониманию взаимоотношений детей с окружающим миром;

- понять необходимость развития представлений о планете

Земля, положительному отношению к ней, выработке у

детей первых навыков грамотного и безопасного поведения

- приобрести первоначальные умения, позволяющие

имучаствовать в посильной совместной деятельности со

8. Оценка результатов.

Особое место в проекте занимает диагностика

Педагогическая диагностика - измерение и оценка

результатов части педагогической деятельности

- основа продуктивного и творческого труда

воспитателя. Она призвана оптимизировать

процесс воспитания и развития каждого ребенка.

Педагогическая диагностика направлена на

решение целого ряда взаимосвязных задач. Она

- в какой степени ребенок освоил данную тему;

- как ребенок овладел познавательными и речевыми

- в какой степени у ребенка сформированы разные

виды отношения к людям другой национальности

Для диагностического исследования я

использовала: беседы, рассматривание

иллюстраций, игры, проблемные ситуации.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил

Он не слон, не лев, не птица

Он в реке живет весь год

Крокодила не боится

В зоопарке, верь не верь,

У него рука во лбу

Так похожа на трубу.

Лошадь как лошадь,

Но только в полоску.

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним не зная страха

Фрукт похож на шишку ели,

Мы рискнули — шишку съели.

Самый лучший, высший класс

Висит он на ветке и с яблоком

Но красен, как рак, и, как бык,

И доверху полон рубиновых бус

Прозрачных, и сочных, и сладких

Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю –

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же -

Весь внутри он с молоком.

С таким орехом кто знаком?

Ну а это угадать

Очень даже просто:

Апельсин, ни дать, ни взять,

Только меньше ростом.

Гость из Африки приехал,

И морозы не помеха,

Пожелтел слегка в дороге,

Чтоб понравиться здесь

многим. Шлёт привет от

обезьян снятый с пальмы

Цель: дать детям представление об Африке, ее жарком климате, пустынях,

Тип проекта. Творческий, игровой.

Возраст детей: старшая группа.

Цель: продолжать знакомить с географическими материками, с их особенностями.

- Расширять общее представление о зонах Африки : пустыня, саванна, тропический лес;

- систематизировать знания детей о животных Африки;

- формировать представление о ярких индивидуальных особенностях населения Африки;

- уточнить представление детей о профессиях на корабле;

- Развивать навыки поисковой деятельности: анализ ситуации;

- умение оценивать свою деятельность;

- умение сохранять и дополнять сюжет игры на протяжении длительного времени.

-Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;

- умение поддерживать беседу, легко отвечать на поставленные вопросы, в доброжелательной форме высказывать свою точку зрения.

2. Активизировать словарь: материк Африка, контурная карта, пустыня, саванна, джунгли.

1. Воспитывать любознательность, активность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

2. Стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать образ животного в движениях, мимике.

Методические приё мы:

-игровая мотивация;

-вопросы к детям, беседа;

Демонстрационный: мультимедийная установка, информационный накопитель познавательной информацией, контурное изображение материка Африки, картинки животных.

рассматривание карты, глобуса;

чтение и рассматривание энциклопедий.

Первая половина дня.

Беседа с детьми в географическом уголке: найти на карте часть света – Африку. Обсудить, чем замечательна Африка, чем она отличается от других континентов.

Разнообразна природа Африки. В тропический лес с буйной зеленью, на ровной поверхности (равнине) – громадные деревья (баобабы, пустыни, где нет ни кустика зелени. В вечнозеленых лесах водятся гориллы и шимпанзе, в водах реки Нил – крупные крокодилы. В саваннах – травоядные животные: антилопы, зебры, жирафы, слоны, а так же хищники: лев, гепард, гиены.

Ответить на вопросы: почему у жирафа длинная шея, зачем слону хобот, почему бегемот серый, жираф, леопард, зебра имеют яркие пятна и полоски на шкурах? Какая там погода? (вечное лето и жара).

Африканская саванна – степь от гор до океана.

Хорошо, что здесь хотя бы есть деревья – баобабы.

Если в жаркую страну

Я сегодня попаду

(Сжимать и разжимать пальцы рук в кулаки.)

Там пони, зебры, крокодилы,

Попугаи и гориллы.

(Загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца на правой руке)

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы.

(Загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца на левой руке)

Хорошо живется им

У них, не бывает снежных зим.

(Стучат поочередно друг о друга кулачками и хлопают в ладоши. Развести руки в стороны.)

Вторая половина дня.

Вспомнить, как добирался доктор Айболит до Африки (на корабле, какие препятствия вставали у него на пути (лес, море, горы, скалы). Предложить детям совершить путешествие в Африку на корабле, а для этого наметить на карте маршрут воображаемого путешествия. Для этого предложить детям побыть в роли штурманов и раздать каждому контур Африки.

Первая половина дня.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в лаборатории.

Проведение эксперимента с песком.

- Представьте, что этот острый карандаш - модель ноги человека, а ластик на карандаше - нога верблюда.

Покажите, как ходит человек по песку, а теперь - верблюд.

- Посмотрев на эти следы, что вы можете сказать? Ваши предположения. (У человека нога проваливается глубоко – глубоко, ему тяжело ходить по песку, а у верблюда остаются только следы). Как вы можете это объяснить?

- В природе нет ничего случайного, и поэтому и ноги у верблюда – широкие.

Вот мы и узнали характерные особенности верблюда, посмотрели первый чудесный уголок Африки.

Предложить детям в игровой комнате расставить декорации к игре.

Вторая половина дня.

В игровой предложить детям поиграть в африканскую деревню. Воспитатель предлагает сюжет игры. Племя разжигает костер, готовит еду, собирают бананы, охотятся на животных. Затем вождь племени созывает соплеменников собраться, чтобы упросить божества послать дождь. В саванне пересохли все источники воды; слоны, жирафы, львы – все хотят пить, нет воды и в деревне. Для этого нужно исполнит танец под бой барабанов и звуки маракасов. Проливается дождь, и все радуются. Распределяются роли между детьми. Роль вождя берет на себя воспитатель.

(Воспитатель предлагает еще раз поиграть в эту игру в другой день. Роль вождя возьмет на себя кто-то из детей).

Первая половина дня.

Борт – боковые части корабля.

Корма – задняя часть корабля.

Нос – передняя часть корабля.

Трап – лестница, по которой можно зайти на корабль, а по прибытию сойти на землю.

Матросы по приказ капитана поднимают и опускают трап.

Кают-компания – место на корабле, где команда может поесть и пообщаться.

Каюты – комнаты, в которых пассажиры отдыхают во время плавания.

Капитанский мостик, который называется ходовым. Отсюда управляют ходом судна. Здесь поворачивают штурвал (руль) и тут все приборы, по которым можно определить, где находится судно, когда не видно берега.

Машинное отделение – сердце корабля, от работы которого зависит ход судна.

Якоря – моряки бросают на дно, чтобы судно оставалось на одном месте.

Спасательные средства – круги, жилеты, шлюпки – лодки.

В: А кто работает на кораблях?

Занятие по физическому развитию: лазания по канату, подтягивание на кольцах, перетягивание каната и т. д.

Вторая половина дня.

Первая половина дня.

В море вышли моряки,

И отважны, и крепки,

И по морю повели

В путь далёкий корабли.

Показ иллюстраций из книги.

Штурман помогает кораблю выбрать правильный безопасный курс.

Боцман держит в порядке всё корабельное хозяйство. Боцману помогают матросы.

Есть судовой повар – кок, судовой врач, механики, электрики (обсудить с детьми их обязанности).

Вторая половина дня.

Первая половина дня.

Воспитатель вместе с детьми составляет примерный план игры. Выслушав их мнение, помогает выстроить последовательность игровых сюжетов.

Дети в соответствии с выбранными ролями организуют игровое пространство, готовят атрибуты, затем переодеваются в соответствующую форму.

Самостоятельная игровая деятельность по составленному плану. Воспитатель при необходимости берёт на себя какую- либо роль, вводит новые сюжетные линии, направляет действия малоактивных детей.

Вторая половина дня.

По окончании игры воспитатель (в группе) выражает своё удовлетворении от совместной игры, подчёркивает положительные моменты в каждой роли. Дети делятся впечатлениями об игре.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: Кудряшова Полина, Хисанова Вероника

Руководитель проекта: Абубакирова Райля Закиевна, инструктор по физической культуре.

Проблема: Кудряшова Полина вместе со своей мамой посетила Египет и поделилась своими впечатлениями со сверстниками в группе. В ходе бесед с детьми, выяснилось, что 70% детей не выезжали за границу и ничего не знают об Африке, не проявляют заинтересованности.

Цель проекта:

Изучение Африканского континента: животных, растений, неживой природы, населения и их обычаи для составления буклета в туристическое агентство, чтобы заинтересовать взрослых и детей этим удивительным материком.

Задачи проекта

Методы: Теоретические (изучение источников информации). Практические (изготовление буклета, бус, масок, альбомов-книжек, изучение элементов танцев), словесные (опрос, беседа, выводы).

Практическая значимость работы в том, что дети узнают об Африке много нового и необычного, расширится их кругозор, возникнет интерес и желание посетить этот загадочный континент.

Работа над проектом

Далее была проведена беседа с детьми подготовительной группы №10.

Что я знаю об Африке?

Что хочу узнать?

-В Египте есть памятники- пирамиды, сфинксы.

-В Африке есть гориллы.

-Там живут африканцы.

-Хотим узнать, что внутри пирамид?

-Какие фрукты там растут?

-Какого цвета люди?

-Какие есть реки?

-Какие деревья растут?

Как люди танцуют?

Какие песни поют?

-Спросить у взрослых.

-Надо съездить в Египет.

-Узнать из различных источников.

-Спросить у тех, кто там побывал.

Постановка цели: изучение Африканского континента: животных, растений, неживой природы, населения и их обычаев для составления буклета в туристическое агентство, чтобы заинтересовать взрослых и детей этим удивительным материком.

Составлен план деятельности в виде схемы


Реализация проекта

1. Теоретический этап

Сбор информации об Африке из разных источников:

2. Практический этап

2.1. Опрос детей и взрослых

Цель: Выяснить, что знают дети детского сада про Африку.

Мы решили провести опрос среди детей старших и подготовительных групп и взрослых.

1.Что такое Африка?

2.Какие люди там живут?

3.Какие животные обитают в Африке?

4.Какое животное самое высокое на планете?

5.Кто делает самые большие шаги из млекопитающих?

6.Какое самое крупное наземное млекопитающее?

7.Какие деревья растут в Африке?

Результаты исследования:

Знают, что в Африке жарко -20 детей; что там обитают жираф, слон-15 детей, (других животных не смогли перечислить); что живут там африканцы-5 детей, (где живут, не знает никто); что там есть фрукты бананы -20 детей.

Результаты опроса показали, что дошкольники знают, что в Африке жарко, но не знают, где она находится. Знают несколько животных обитающих в Африке, но не знают какое самое крупное животное в Африке, какое самое высокое животное. Никогда не видели редких экзотических животных. Какие еще растут деревья, кроме пальмы. Какие народы населяют Африку и где они живут.

Узнали, что в Африке есть редкие экзотические животные, Например Окапи похож на некий гибрид сразу трех зверей: лошади, жирафа и зебры; Поясохвост - это маленький дракончик длиной 70 см. Он как будто собран из конструктора и когда видит опасность, он сворачивается в клубок и кусает свой хвост.

Познакомились с детскими песенками про Африку, прослушали африканскую музыку.

Сделали альбом-книжку с рисунками и сочиненными сказками, рассказами, книжки-малышки и подарили детям второй младшей группы № 7

Узнали, кто населяет Африку - это пигмеи, масаи, бушмены, берберы, эфиопы, малагасийцы, какая у них одежда и попытались сами нарисовать эскизы национальной одежды людей. (Приложение 5).

Изготовили бусы из бросового материала, раскрасили маски охраняющие, оберегающие, приносящие удачу, научили детей средней группы №1, как их делать (Приложение 6).

С помощью педагога узнали, какие бывают танцы. (Приложение 7). У жителей Африки есть танцы, где танцуют только женщины или мужчины. У детей нет своих танцев, они танцуют как взрослые. Узнали, что танцы посвящаются охоте, войне, сбору урожая, танцы любви, они исполняются в определенных случаях: например, на свадьбе в честь невесты, приветствия в честь дорогого гостя; особое место занимают исцеляющие танцы - лечебные.

Сделали вместе с взрослыми буклет (Приложение 10).

Презентация результатов, продуктов проекта.

Основной продукт проекта:

С помощью родителей, педагогов сделали буклет для туристического агентства, в основу которого положены фотографии детских поделок, рисунков, сценок, танцев; сказки об Африке, сочиненные детьми.

Заключение.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.

1 этап Поисковый.

Расширение знаний детей об Африке, и её обитателях.

1. -Познакомить с самым жарким континентом – Африкой;

2. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

3. Воспитывать любознательность;

Предполагаемые итоги реализации проекта.

2.Понимание детьми взаимосвязи всего живого в природе

2 этап Аналитический.

Разработка проекта:

1.Создать развивающую среду:

2. Организовать непосредственно образовательную деятельность:

Социально – личностное развитие, знакомство с Африкой.

3. Совместная деятельность воспитателя с детьми:

рассматривание картин , иллюстраций,

чтение художественной литературы, энциклопедий

дидактические и настольные игры,

4.Самостоятельная деятельность детей

рассматривание картин, иллюстраций,

раскрашивание раскрасок «Животные Африки

5. Взаимодействие с семьёй.

совместное изготовление африканских амулетов, украшений

пополнить коллекцию животными Африки;

Подборка загадок о обитателях Африки.

3 этап Практический.

Формы работы

1. Непосредственно образовательная деятельность.

1.Познавательная деятельность (речевое развитие). Просмотр мультфильма

2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.

2. Отгадывание загадок .

6.Отгадынивае загадок о животных Африки

3.Самостоятельная деятельность.

Читайте также: