Консультация в доу двигательная игровая деятельность с детьми

Обновлено: 04.07.2024

Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.

Содержимое публикации

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г.Саяногорск

ВОСПИТАТЕЛЬ ВКК

ЖИГУЛОВА Е.В.

САЯНОГОРСК, 20 21

Мишель де Монтень.

Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности.

Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Ниже разберём, какие условия предписывает ФГОС при формировании игровой деятельности дошкольников.

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду.

Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка.

В соответствии со вторым путем - игра рассматривается как деятельность, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, то есть не только воспроизводить и повторять, созданное другими, но и сам выступать в роли творца.

Это когда взаимодействие взрослого с детьми строится на основе партнерских взаимоотношений, т.е. взрослый выступал для ребенка таким же партнером по игре, как и другой ребенок.

Основными принципами концепции поэтапного формирования способов игры:

для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними;

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях.

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

младенческий этап (два месяца - один год) - предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;

раннее детство (один-три года) - игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

дошкольный период (три - восемь лет) - более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Цели и задачи игры:

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.

Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре.

Формирование культуры сотрудничества - совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства.

Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Принципы организации игры:

свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;

творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;

эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;

следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Типология игровой активности дошкольников

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

дидактические игры с сюжетным рисунком;

игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

подвижные игрыразного уровня интенсивности;

дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

интеллектуальные головоломки и состязания;

календарные и тематические праздники, карнавальные представления;

народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра.

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем, подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Сюжетно-отобразительная игра.

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку. В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

Режиссёрская игра.

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Театрализованная игра.

На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

Сюжетно-ролевая игра.

Развитие в условиях ФГОС

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности. Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.

Основные требования к эффективной организации и проведению игры.

Две модели поведения взрослого:

взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;

взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей:

Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.

Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры.

Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек в процессе игры.

Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.

Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами.

Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.

Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами.

Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.

Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.

Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников.

Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.

Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.

Обучать умению договариваться.

Правила поведения воспитателя в практической реализации социо-игровой технологии:

абсолютно исключить авторитарность и диктат, кроме тех ситуаций, которые могут представлять потенциальную опасность здоровью детей;

занимать демократическую позицию наравне со всем участниками совместной деятельности;

держать паузу невмешательства и молчания, такое поведение даст детям возможность проявить самостоятельность в решении проблемы или конфликта;

брать во внимание реальные возможности детей, но стараться расширять зоны самостоятельности, не разжёвывать знания и не давать готовых алгоритмов;

помочь ребёнку преодолеть робость и неуверенность, имея в педагогическом резерве набор упражнений, которые повысят самооценку, придадут уверенность в собственных силах;

уходить от чёткой постановки цели, более приемлемо создание условий для открытия интеллектуального и творческого потенциала ребёнка;

в проведении этапа презентации давать первое слово малоактивным детям.

П. 3.3.5 разрешает образовательной организации самостоятельно определять игровое оборудование. Согласно требованиям ФГОС ДО набор игрушек должен пополняться постепенно, периодически меняться в соответствии с возрастом и жизненным опытом детей.

Таким образом, от уровня профессиональной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.

Краткий комментарий к статье от Оксаны Николаевны:

Интересного чтения…

В настоящее время каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. И действительно невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей все чаще и чаще можно встретить среди воспитанников детского сада.

Физиологи считают движения врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движения – это эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Все известные педагоги с древних времен до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности.

Одним из наиболее важных направлений физического воспитания является двигательная активность детей.

В практике детских садов широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные и т.д. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Эффективным средством развития двигательной активности дошкольников являются подвижные игры.

Подвижные игры дают возможность в увлекательной и игровой форме развивать и совершенствовать движения дошкольников, упражнять в беге, в прыжках, в лазании, бросанье, ловле и т.д.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движений при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакции. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижении успеха.

Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре: игры с малой, средней, большой подвижностью; по видам движений: игры с бегом, с метанием, с мячом; по содержанию: подвижные игры с правилами и спортивные игры.

К подвижным играм с правилами относятся:

  • Сюжетные игры – это игры с определенным сюжетом и установленными правилами, строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот"). Имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Популярны в младшем дошкольном возрасте.
  • Бессюжетные игры – в основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданийв соответствии с правилами. Игры этого вида доступны детям более старшего дошкольного возраста. Например, "Чье звено быстрее построится","Придумай фигуру","Ловишки", "Пятнашки", "Перебежки". Играющие в них выполняют сложные одинаковые движения: метание, бросание, ловля и т.д. Каждый ребенок выполняет основное действие игры, в таких играх уже проявляются некоторые элементы индивидуального соревнования, например желание сбить все кегли.
  • Игры спортивного характера (элементы спортивных игр) связаны с овладением детьми среднего и старшего дошкольного возраста основами техники некоторых спортивных игр. Они обогащают двигательный опыт ребенка способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх.
  • Игры с пением и хороводные чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют плавности, ритмичности, выразительности движения детей.

Педагогу важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры, характера и места проведения. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5 – 2 мин. Объяснение подвижной игры, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

В нашем дошкольном учреждении определены основные направления работы по физическому воспитанию:

- создание условий для развития двигательной активности и оздоровлении ребенка;

- осуществление тесного взаимодействия ДОУ, семьи, и социума.

В нашем спортивном зале и в группе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей. В группе оборудован физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия,дорожка здоровья. Это повышает интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Всё оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

На территории детского сада имеется спортивно-игровое оборудование. Прогулка– наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений.И я уделяю большое внимание организации двигательной активности детей на прогулке, используя разнообразный выносной материал (мячи, обручи, кегли, скакалки). При планировании прогулки тщательно подбираю подвижные игры с учетом возраста детей. Формы организации подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных особенностей детей. Подвижные игры включают различные виды движений: бег, прыжки, метание, ловля, бросание и содержат интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствие играют в сюжетные игры и игры с предметами, а также в игры- эстафеты, игры с правилами, с элементами соревнования.

В своей работе с детьми среднего дошкольного возраста я использую подвижныеигры для развития двигательной активности детей.И поэтому подвижные игры и элементы игр включаю в разные формы организованной деятельности детей: физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе и в спортивном зале, утренняя гимнастика, прогулка, в режимных моментах, в проведении образовательной деятельности. Утром стараюсь планировать подвижные игры малой и средней активности.

Чаще всего использую игры сюжетного характера, так как сюжет захватывает внимание ребенка, и в них ярче всего проявляются эмоции.
Для создания у детей интереса к подвижной игре я использую мягкие игрушки, включаю музыку. В играх-эстафетах применяю различные предметы: мячи, обручи, кубики, кегли и т.д.

Особенно ярко проявлялось чувство радости у детей, когда подвижные игры проводятся под музыкальное сопровождение, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение и активнее становятся движения.

Привлекаю родителей к изготовлению нестандартного оборудования для развития двигательной активности дошкольников.

Таким образом, целенаправленная и работа по развитию двигательной активности дошкольников с помощью подвижных игр и упражнений оказывается эффективной. У детей формируются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются жизненно важные физические качества.

Я считаю что, необходимо систематически использовать подвижные игры в образовательной деятельности, так как ленивого они могут сделать трудолюбивым, незнайку- знающим, неумелого - умельцем.

Список литературы.

2. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.- М; Мозаика-Синтез, 2015.

3. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду.-М; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008.


Подвижная игра — незаменимое средство развития ребёнка.

Аркин Е. А., врач-психолог, педагог

Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. Актуальность данной задачи обусловлена прежде всего снижением здоровья детей дошкольного возраста и связана со стремительным развитием информационно-коммуникативных технологии и снижением двигательной активности дошкольников.

Удовлетворение естественной биологической потребности организма в движении является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Врач и педагог В. В. Гориневский доказал, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

Л. Д. Глазырина отмечала важность регулирования двигательной активности в дошкольном возрасте при подготовке детей к школе. Автор на основе наблюдений за учениками начальной школы доказала взаимосвязь между развитием двигательной активности и уровнем успеваемости учеников.

В каждом ребенке заложена огромная врожденная потребность в движении и двигательная энергия, считал Е. П. Ильин.

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Е. А. Покровский подчеркивал роль игры, которая реализует потребность в движении ребенка естественным путем.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Используя в работе с детьми подвижные игры, педагоги решают множество задач воспитания и развития дошкольников. С помощью подвижных игр ребенок наиболее естественно удовлетворяет потребность в движении. Подвижная игра оказывает разностороннее влияние на развитие его физических, моральных, личностных качеств, позволяет ребенку приобретать разнообразный жизненный опыт.

Чтобы добиться положительных результатов в данном направлении, необходимо реализовать следующие задачи:

− заботиться о физическом и психологическом благополучии детей, довести до сознания детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья;

− формировать у детей стремление к самопознанию, самоконтролю, потребность в регулярных занятиях физической культурой;

− развивать основные физические, нравственные, личностные качества, самостоятельность, дружелюбие;

− вызывать у детей стремление к выражению своих возможностей.

Подвижные игры целесообразно использовать как при проведении ООД, часов двигательной активности, прогулок, так и в свободной деятельности детей.

При проведении ООД игра используется как часть занятия. Можно провести 3–4 игры в конце занятия, чередуя их по нагрузке: игра малой подвижности, игра средней или большой подвижности, затем игра малой подвижности. Так же можно проводить ООД, построенную на одних лишь подвижных играх.

При проведении прогулок руководство подвижной игрой должен осуществлять воспитатель группы, закрепляя ранее изученные игры.

В свободной двигательной деятельности подвижные игры должны иметь ситуативный, стихийный характер. Дети обычно выбирают игры уже знакомые им и полюбившиеся. В этом случае им отводится ведущая роль в выборе и осуществлении подвижной игры. В старшей группе воспитатель может помогать детям в выборе игры, ведущих при затруднении, в подготовительной группе дети действуют самостоятельно.

При проведении подвижных игр необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от степени двигательной активности. При работе с детьми, имеющими высокую интенсивность двигательной активности, для которых характерны невнимательность, расторможенность, пониженная координация движений, необходимо добиваться более точного выполнения движений, правил. Малоактивных, застенчивых, пассивных детей важно заинтересовать, постепенно привлечь к активности, больше поощрять, предлагать ведущую роль в игре и т. д.

Для закрепления у детей умения самостоятельно организовывать подвижные игры и развития самостоятельности, целесообразно использование метода проведения совместных игр детей старшего и младшего дошкольного возраста. Кроме задач физического воспитания такие игры решают и задачи нравственного и трудового воспитания, позволяют малышам легче пройти период социально-психологической адаптации, а старшим детям позволяют развить чувство уверенности в себе, ответственности, самостоятельности, инициативность, трудолюбия, расширяют кругозор и жизненный опыт. При проведении таких игр ведущая роль должна принадлежать старшим детям — они объясняют малышам правила игры, следят за ее ходом, подводят итоги. Игры в таком случае необходимо использовать в упрощенном варианте для осуществления доступности и соответствия возрастным особенностям детей младшей группы.

Важную роль имеет развивающая среда. Необходим подбор инвентаря, используемого для проведения подвижных игр: обручи, шнуры, кубики, кегли, мячи различного диаметра, скакалки и др. Изготовление различных пособий, используемых при проведении подвижных игр: цветные флажки, султанчики, платочки, плоскостные и объемные ориентиры, маски и шапочки животных и птиц, эмблемы команд, грамоты для награждения и др. Оформление картотек подвижных игр, считалок для заучивания детьми наизусть и т. д.

Кроме того, необходимо взаимодействие и с педагогами: проведение консультаций, рекомендаций, мастер-классов, выступления на заседаниях Педагогического совета по данной теме и т. д.

Подвижные игры создают условия для хорошего настроения детей, вызывают у них радость, желание двигаться, регулярно заниматься физической культурой. В тоже время чередование игр с учетом нагрузки дает возможность не допускать переутомления детей.

Таким образом, использование подвижных игр решает задачи федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Варьирование методов и форм в работе с детьми, распределение нагрузок, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка положительно влияют на развитие его двигательной активности, формируют качества и навыки для его всестороннего развития и успеха в дальнейшей жизни.

  1. Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры детей 5–7 лет. Учитель, 2014.-188 с.
  2. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. М., ТЦ Сфера, 2007.
  3. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. М., ТЦ Сфера, 2004.
  4. Муллаева Н. Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. СПб.: Детство — Пресс, 2005.
  5. Орел В. И., Гаджанова С. Н. Оздоровительная работа в ДОУ. СПб.: Детство — Пресс, 2006.
  6. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2002.-255 с.
  7. Силантьева С. В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. СПб.: Детство — Пресс, 2013.-203 с.
  8. Чеменева А. А., Ушакова-Славолюбова О. А. Коммуникативно-ориентированная среда физкультурного образования дошкольника. СПб.: Детство — Пресс, 2013.-175с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, двигательная активность, подвижная игра, ребенок, ведущая роль, дошкольный возраст, малая подвижность, проведение, всестороннее развитие, дошкольное образование.

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные

Кроме этого, важна роль воспитателя, его профессионализм для качественной организации

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная.

Роль двигательной активности в формировании личности детей.

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно ¼.

Формирование двигательной активности воспитанников.

Черненко Е. А. Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих

Формирование двигательной активности воспитанников. двигательная активность, дошкольный возраст, развитие.

Влияние подвижных игр на всестороннее развитие детей

Подвижная игра — это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и

А. Г. Прядезникова Влияние национальных подвижных игр на всестороннее развитие

Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина.

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Библиографическое описание: Валова Н. В. Подвижная игра как средство физического развития дошкольника [Текст]

Двигательная активность — биологическая потребность, ребенка степень удовлетворения ребенка, которой во многом определяет характер развития.

Организация двигательной активности детей на прогулке

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка.

Подвижные игры в жизни дошкольника | Статья в журнале.

Подвижные игры, являются прекрасным средством образования и воспитания детей

Игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания и в частности с целью

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учёт.

Подвижные игры как средство физического развития детей.

Условия проведения игр требуют подготовленного места, разметки площадки

Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, игры спортивного характера, развитие.

Значение подвижных игр в жизни маленького дошкольника

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей.

Игра — это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей дошкольной образовательной организации об особенностях игрового процесса дошкольников в зависимости от возраста. Раскрыта типология игровой активности детей и средства педагогической поддержки самостоятельных игр.

Игровая деятельность в ДО

Консультация для воспитателей

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, норм поведения в той или иной ситуации, формирование понятий и правил.

Почему в дошкольном возрасте все познается легко, запоминается быстро, и тот объем информации, который ребенок так спокойно усваивает за первые 5-6 лет, просто огромен? Ответ очевиден. В детстве все познается в игре, непроизвольно запоминаются яркие впечатления и интересные факты, которые потом помнятся очень долго.

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях.

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

*младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными; *раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых; *дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Типология игровой активности дошкольников Виды

1.Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры): *сюжетно-отобразительная; *сюжетно-ролевая игра; *режиссёрская постановка; *театрализованная импровизация.

2.Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером: *дидактические игры с сюжетным рисунком; *игра-эксперимент; *игра-путешествие с поисковыми элементами; *подвижные разного уровня интенсивности; *дидактические игры с музыкальным сопровождением.

3.Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности: *развлекающие игры; *интеллектуальные головоломки и состязания; *календарные и тематические праздники, карнавальные представления; *театрально-костюмированные; *народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Сюжетно-отобразительная игра

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку.

В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

Режиссёрская игра

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Виды режиссёрской театральной игры:

*настольный театр картинок или устойчивых игрушек; *театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок; *игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев; *импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья; *стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета.

Театрализованная игра

На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.
Сюжетно-ролевая игра

В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.

Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей:

*Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации. *Вторая младшая группа — понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах. *Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета. *Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности. *Подготовительная группа — построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.

Две модели поведения взрослого:

*взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств; *взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей:

1.Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения. 2.Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры. 3.Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек в процессе игры. 4.Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни. 5.Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. 6.Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения. 7.Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами. 8.Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры. 9.Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков. 10.Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников. 11.Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими. 12.Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок. 13. Обучать умению договариваться.

Читайте также: