Консультация для воспитателей икт как инструмент современного педагога доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для педагогов

Воспитатель: Береснева Н.Ю.

Актуальность использования ИКТ в организации педагогического процесса обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Применение ИКТ в обучении определило важный принцип – принцип индивидуализации. Согласно требованиям ФГОС нового поколения каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, со своим именно ему необходимым темпом и уровнем освоения образовательной программы, с заданной глубиной изучаемого материала.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

- модернизация методической службы

- совершенствование материально-технической базы

- создание определенной информационной среды

- повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ

- внедрение ИКТ в образовательное пространство.

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГТ) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно - образовательном процессе.

Педагог должен уметь: 1. Создавать графические и текстовые документы (т.е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику)

2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе

3. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в интернете

4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности :

• Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.

• Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.

• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышение качества обучения детей.

• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

• Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.

• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.

• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.

• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Использование ИКТ в образовательном процессе это, прежде всего:

1. Организация непосредственной образовательной деятельности воспитанника;

2. Организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;

3. Реализация проектов;

4. Создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

При организации воспитательно – образовательного процесса с активным применением ИКТ педагог использует следующие модели:

Визуальная модель – презентации, видеофрагменты фильмов и мультфильмов, интерактивные схемы и модели. Все эти средства обеспечивают наглядность, дающую возможность воспитателю выстроить объяснения на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов.

Аудиомодель – музыкальное сопровождение, аудиокниги.

Игровая модель – использование ИКТ в детском саду для организации игровой деятельности.

Рассмотрим подробно, как применять ИКТ в процессе организации детской деятельности с целью реализации программного содержания каждой образовательной области в соответствии с ФГОС:

В работе педагога выделяются следующие направления в использовании ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:

 Использование мультимедийных презентаций;

 Использование глобальной сети Интернет;

 использование развивающих компьютерных программ;

 разработка и использование собственных авторских программ.

Особая роль ИКТ отводится при проведении массовых мероприятий, развлечений, игр, утренников. С помощью средств ИКТ возможно передать наглядно, например, мощь российской Армии, услышать звуки вьюги, метели, и т.д.

Использование ИКТ в методической работе ДОУ

1. Использование глобальной сети интернет. Поисковые системы сети интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей, любые фотографии и иллюстрации.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.

Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с родителями. Можно доносить большой объем информации, осуществлять индивидуальное взаимодействие с семьей.

На личной веб-странице воспитателя в сети интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей.

Мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями. Использование возможно во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду-актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет

развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить

воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в современном

дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

Цель: обеспечить качество воспитательно-образовательного процесса на основе изучения и внедрения информационных технологий.

Сегодня ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

Одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Педагог должен уметь :

1. Создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)

2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе.

3. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.

4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций.

1. Создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)

2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе.

Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

3. ИКТ как инструмент современного работника в ДОУ.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств,

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства

взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе :

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

формировать информационную культуру у детей;

активизировать познавательный интерес;

реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыта работы.

ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических

мероприятиях, например, видео - мастер - классы, вебинары и др.

значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся

текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;

меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического

сопровождения к НОД.

С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития:

используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.

Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

ИКТ - это прежде всего:

преобразование предметно-развивающей среды;

создание новых средств для развития детей;

использование новой наглядности;

дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;

разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы);

в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее

демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых

дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,

4. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.

1). Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.

2). Подбор дополнительного познавательного материала.

3). Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4). Оформление групповой документации, отч тов.

5). Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

6). При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

7). Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Сегодня ИКТ позволяет:

1). Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.

2). В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

3). Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не

перегружать материал ими.

4). Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей,познавательной активности, навыков и талантов.

5). Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.

Развивающие занятия с е использованием становятся намного ярче и динамичнее.

Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

1). Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения,творчества детей.

2). Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему

запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

3). Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот ид т дождь;

4). Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);

5). Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

6). Нес т в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

7). Проблемные задачи, поощрение реб нка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

8). Реб нок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

9). В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

10). Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

11). Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает реб нка за ошибки, а жд т, пока он сам исправит их.

12). Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития реб нка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Из этого следует, что в современном образовании компьютер не решает всех

проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно,

необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Вс это может обеспечить нам компьютерная техника с е мультимедийными возможностями.

Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали

информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

День рождения Деда Мороза: история современного волшебника

День рождения Деда Мороза: история современного волшебника Как ни удивительно, но родился добрый Дедушка Мороз осенью. Все дети и взрослые, верящие в чудеса, празднуют день рождения зимнего волшебника.

Музыкальный инструмент из бросового материала

Музыкальный инструмент из бросового материала Мастер-класс по изготовления музыкального инструмента " Яйцо-шейкер". Это погремушки - шейкеры, изготовленные из киндер-яйца. Многие родители.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский сад –это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.

Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

ИКТ включает в себя:

компьютер и интернет

видеокамера и фотоаппарат

мультимедиа и интерактивная доска.

Цель ИКТ в дошкольном образовании:

повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;

обеспечение взаимодействия с семьёй;

обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;

повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);

облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);

облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);

обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;

Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;

Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;

Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;

Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;

Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;

Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

Помогает формировать информационную культуру у детей;

Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);

Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;

С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.

Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс:

Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

В детских садах далеко не каждый педагог на должном уровне владеет компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень готовности педагогов к массовому применению информационных технологий в образовательном процессе.

Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой.

Недостаточное количество компьютеров в учебном процессе, недоступность использования компьютерной и коммуникационной техникой воспитателями в детском саду.

Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

Поскольку ИКТ-технологии сравнительно недавно вошли в нашу деятельность, на данный момент не разработано методической литературы по использованию ИКТ в практике ДОУ.

Не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности.

Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в свою деятельность.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео- записей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это актуальная проблема на современном этапе развития дошкольной педагогики.

г. Новочебоксарск Чувашской Республики

Консультация для воспитателей

«Применение информационно-коммуникационных

технологий в непосредственно образовательной деятельности

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это актуальная проблема на современном этапе развития дошкольной педагогики.

В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы.

Информационные технологии – это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. НОД в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы. Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.

Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Использование анимации и вставки видеофрагментов дает возможность показать динамические процессы. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такая НОД побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности. Использование разного рода слайд-шоу и видеофрагментов позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой НОД, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждой НОД, так как при подготовке и организации такой НОД от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

– Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.

– Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.

– Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

– Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.

– Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.

Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа средств превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции.

Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой- то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Список используемой литературы

2. Митченко М.М., Т.В.Туранова, Формирование единого информационного пространства: концептуальная основа и опыта реализации, Информатика и образование, 11-2005.

3. Никишина, Т. А. Компьютерные занятия в детском саду/Т. А. Никишина //Информатика и образование. – 2003.- №4.- С. 89-95; №5.- С. 83-89.]

4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат, М., 2007.

5. Фрумин И.Д., К.Б.Васильев, Современные тенденции в политике информатизации образования, Вопросы образования, 3-2005.

Читайте также: