Что такое этикетный диалог кратко
Обновлено: 04.07.2024
Мы с вами постоянно оказываемся в самых разных речевых ситуациях. И у нас для таких случаев есть специальные фразы, которые помогают нам вести разговор в рамках такого явления, как речевой этикет.
Что такое этикет?
Но для начала стоит разобраться, что такое этикет.
В переводе с французского etiquette – ярлык, этикетка.
И этикет действительно похож на этикетку. Ведь он помогает нам произвести хорошее впечатление на окружающих и избежать конфликтов.
Как вы заметили, этикет – это не только правила общения. Это еще и ваши манеры, поведение в обществе. Более того, этикет включает в себя и уместность вашей одежды для той или иной ситуации.
Эти правила не универсальны для всех людей мира. Они тесно связаны с культурой и традициями народа.
Поэтому то, что принято в нашей культуре, может считаться дурным тоном в культуре другого народа.
Например, если вы покрутите у виска в нашей стране, то будете иметь в виду, что кто-то глупый. Но если вашим собеседником в этот момент окажется голландец, он сочтет это за комплимент.
В Голландии этот жест обозначает умного человека.
Речевые этикетные формулы
Наша речь играет важную роль в этикете.
Речевой этикет – это набор формул общения, которые мы используем для установления контакта с другими людьми. С его же помощью мы начинаем, поддерживаем и завершаем разговор.
Также важны этикетные формулы для ситуаций, когда вам нужно извиниться или поблагодарить кого-либо.
Этикетный диалог
Наше общение с разными людьми похоже на языковую игру. Мы строим наши разговоры по определенной схеме, которая позволяет нам построить диалог по общепринятой этикетной форме.
Этикетный диалог – диалог, состоящий из этикетных фраз-стимулов и фраз-реакций.
Это фраза-стимул к началу диалога.
После подобных этикетных фраз-стимулов и фраз-реакций вы переходите к свободному диалогу, в котором просто обмениваетесь информацией.
Чтобы узнать русский речевой этикет еще ближе, посмотрите видео. Из него вы узнаете принятые в русском языке этикетные формулы для приветствия, прощания, извинения и благодарности.
Здравствуйте, Иван Степанович! (пароль)
Рад вас видеть (отзыв) — реплика-реакция.
По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп.
Так, Н. Д. Арутюнова и Н. И. Формановская выделили:
диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление) ;
побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения,
команды, приказ, требования) ;
ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие,
язык внешнего вида учителя
Э. д. необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.
У вас есть часы?
Нет (у меня часов) .
Да (у меня есть часы) .
У вас есть часы?
Без пяти минут двенадцать.
Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.
Э. д. социален по своей природе. Он отражает социальные роли говорящих: постоянные и переменные, симметричные и асимметричные. Для составления Э. д. актуальны и такие моменты, как:
выбор уместных языковых средств (при взаимодействии партнеров общения) ;
учет обстановки общения и характера взаимоотношений общающихся, а также закономерности построения диалогического
единства (имеется в виду вертикальный и горизонтальный разворот реплик диалогов) .
В речи говорящих Э. д. принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба, , одобрение, похвала, совет, предложение и др
диалог между двумя людьми это обмен устной или письменной информацией. Это форма общения, которая естественным образом возникает в повседневной жизни..
В литературе это даже считается жанром само по себе. Эта идея основана на том, что многие произведения греческой философии были написаны в форме диалога..
Например, Платон использовал фигуру своего учителя Сократа как персонажа в своих диалогах, и через это он раскрыл свои теории и философские идеи.
- 1 Примеры общения двух людей
- 1.1 Формальный диалог
- 1.2 Дружеское общение
- 1.3 Вежливый диалог
- 1.4 Диалог между друзьями
- 1.5 Диалог между знакомыми
- 1.6 Диалог между друзьями
- 1.7 Ежедневное общение
- 1.8 Формальный диалог
- 1.9 Полуформальный диалог
- 1.10 Диалог между незнакомцами
Примеры диалога между двумя людьми
Диалоги являются формами общения и как таковые определяются коммуникативным контекстом. То есть способ речи, тон голоса, жесты, все эти элементы разговора зависят от того, где собеседники находятся и кому они направлены..
Формальный диалог
-Официант: Добрый вечер, юная леди, что я могу сделать для вас??
-Клиент: Добрый вечер, вы можете сказать мне, что у вас есть обычный гамбургер?
-Официант: конечно, в нем 200гр мяса, сыра чеддер, бекона, ломтиков томатов и соусов.
-Клиент: Отлично Я хочу один, в сопровождении газировки.
-Официант: очень хорошо. Хочешь десерт с едой?
-Клиент: Я до сих пор не знаю. Я скажу тебе, когда ты принесешь гамбургер.
-Официант: Согласен. Через мгновение я принесу ваш заказ.
-Клиент: Большое спасибо.
Дружеское общение
- Альберто: Привет, Марта, как ты??
- Марта: Очень хорошо! Как ты?
- Альберто: все хорошо. Я давно тебя не видела.
- Марта: Это правда, я путешествовала, я встретила несколько стран в Азии в прошлом году.
- Альберто: Звучит очень интересно! Ты принес воспоминания?
- Марта: Да, я привез брелок из каждой страны, которую я посетил.
Вежливый диалог
- Библиотекарь: Доброе утро, молодой.
- Пользователь: Доброе утро. Мне нужна помощь, чтобы найти книгу.
- Библиотекарь: Какая тема?
- Библиотекарь: Для этого нужна книга механиков.
- Пользователь: Нет, это проблема не механики, а обивки.
- Библиотекарь: я собираюсь проверить, есть ли у нас что-то об автомобильной обивке.
Диалог между друзьями
- Педро: Привет, Эдуардо, ты знаешь, во сколько сегодня начинается матч??
- Эдуардо: Привет! это начинается в половине пятого.
- Педро: Тогда я уйду на час раньше, чтобы прибыть вовремя.
- Эдуардо: Хорошо, мы увидимся там.
Диалог между знакомыми
- Мать Ана: Привет?
- Хуан: Привет, я Хуан, как ты??
- Мать Ана: Привет, Хуан, очень хорошо, а ты?
- Хуан: Очень хорошо. Ана дома? Не отвечает на ваш телефон.
- Мать Ана: Он пошел на рынок и оставил свой телефон здесь. Когда я вернусь, я скажу вам позвонить вам.
- Хуан: Большое спасибо, увидимся позже.
- Мама Юлии: нет проблем, вы очень хорошо.
Диалог между друзьями
- Фелипе: Привет, Педро!
- Педро: Привет, Фелипе! Как дела? Что я скучаю, увидев тебя здесь?
- Фелипе: Неделю назад я начал здесь работать. Я еду домой.
- Педро: Вы далеко от своего дома. Где ты работаешь?
- Фелипе: В клинике в двух кварталах отсюда.
- Педро: Ну, я тоже здесь работаю, так что теперь мы будем видеться чаще. Пойдем выпьем и наверстаем.
- Фелипе: Отличная идея, в одном квартале есть бар с хорошими ценами..
- Педро: Хорошо, пойдем и продолжим общаться.
Повседневный диалог
- Педро: Хочешь присоединиться ко мне сегодня??
- Мария: почему? Куда мы идем?
- Педро: В ваше любимое место, торговый центр.
- Мария: Звучит очень хорошо! Мы собираемся купить мой подарок на день рождения рано?
- Педро: не совсем.
- Мария: мой рождественский подарок?
- Педро: Думаю, мне лучше пойти одному.
Формальный диалог
- Ученик: Учитель, хочу с тобой поговорить.
- Учитель: Скажи мне, что тебе нужно??
- Студент: у меня проблемы с пониманием алгоритмов, которые объяснили последний класс математики.
- Учитель: Это, вероятно, потому что вы отвлекаетесь в классе. Садитесь, мы пойдем вместе, потому что вы должны подготовиться к экзамену.
- Ученик: Спасибо большое, учитель.
Полуформальный диалог
- Ана: Добрый день.
- Мясник: Доброе утро. Как я могу ей помочь?
- Ана: Мне нужно два килограмма мяса, пожалуйста.
- Мясник: Вот они у вас. Что-то еще?
- Ана: Нет. Сколько я ему должен??
- Мясник: Большое спасибо. Счастливый день.
Диалог между незнакомцами
- Можете ли вы сказать мне, как добраться до станции метро?
- Да, конечно. Пройдите в этом направлении три квартала, затем перейдите налево, и вы окажетесь перед станцией..
Э.д. необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.
Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.
Э. д. социален по своей природе. Он отражает социальные роли говорящих: постоянные и переменные, симметричные и асимметричные. Для составления Э. д. актуальны и такие моменты, как:
учет обстановки общения и характера взаимоотношений общающихся, а также закономерности построения диалогического
В речи говорящих Э. д. принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба,, одобрение, похвала, совет, предложение и др.
Смотреть что такое ЭТИКЕТНЫЙ ДИАЛОГ в других словарях:
ЭТИКЕТНЫЙ ДИАЛОГ
Читайте также: