Что такое этикетный диалог кратко

Обновлено: 04.07.2024

Мы с вами постоянно оказываемся в самых разных речевых ситуациях. И у нас для таких случаев есть специальные фразы, которые помогают нам вести разговор в рамках такого явления, как речевой этикет.

Что такое этикет?

Но для начала стоит разобраться, что такое этикет.

В переводе с французского etiquette – ярлык, этикетка.

И этикет действительно похож на этикетку. Ведь он помогает нам произвести хорошее впечатление на окружающих и избежать конфликтов.

Как вы заметили, этикет – это не только правила общения. Это еще и ваши манеры, поведение в обществе. Более того, этикет включает в себя и уместность вашей одежды для той или иной ситуации.

Эти правила не универсальны для всех людей мира. Они тесно связаны с культурой и традициями народа.

Поэтому то, что принято в нашей культуре, может считаться дурным тоном в культуре другого народа.

Например, если вы покрутите у виска в нашей стране, то будете иметь в виду, что кто-то глупый. Но если вашим собеседником в этот момент окажется голландец, он сочтет это за комплимент.

В Голландии этот жест обозначает умного человека.

Речевые этикетные формулы

Наша речь играет важную роль в этикете.

Речевой этикет – это набор формул общения, которые мы используем для установления контакта с другими людьми. С его же помощью мы начинаем, поддерживаем и завершаем разговор.

Также важны этикетные формулы для ситуаций, когда вам нужно извиниться или поблагодарить кого-либо.

Этикетный диалог

Наше общение с разными людьми похоже на языковую игру. Мы строим наши разговоры по определенной схеме, которая позволяет нам построить диалог по общепринятой этикетной форме.

Этикетный диалог – диалог, состоящий из этикетных фраз-стимулов и фраз-реакций.

Это фраза-стимул к началу диалога.

После подобных этикетных фраз-стимулов и фраз-реакций вы переходите к свободному диалогу, в котором просто обмениваетесь информацией.

Чтобы узнать русский речевой этикет еще ближе, посмотрите видео. Из него вы узнаете принятые в русском языке этикетные формулы для приветствия, прощания, извинения и благодарности.

Здравствуйте, Иван Степанович! (пароль)

Рад вас видеть (отзыв) — реплика-реакция.

По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп.

Так, Н. Д. Арутюнова и Н. И. Формановская выделили:

диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление) ;

побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения,

команды, приказ, требования) ;

ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие,

язык внешнего вида учителя

Э. д. необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.

У вас есть часы?

Нет (у меня часов) .

Да (у меня есть часы) .

У вас есть часы?

Без пяти минут двенадцать.

Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.

Э. д. социален по своей природе. Он отражает социальные роли говорящих: постоянные и переменные, симметричные и асимметричные. Для составления Э. д. актуальны и такие моменты, как:

выбор уместных языковых средств (при взаимодействии партнеров общения) ;

учет обстановки общения и характера взаимоотношений общающихся, а также закономерности построения диалогического

единства (имеется в виду вертикальный и горизонтальный разворот реплик диалогов) .

В речи говорящих Э. д. принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба, , одобрение, похвала, совет, предложение и др

диалог между двумя людьми это обмен устной или письменной информацией. Это форма общения, которая естественным образом возникает в повседневной жизни..

В литературе это даже считается жанром само по себе. Эта идея основана на том, что многие произведения греческой философии были написаны в форме диалога..

Например, Платон использовал фигуру своего учителя Сократа как персонажа в своих диалогах, и через это он раскрыл свои теории и философские идеи.

  • 1 Примеры общения двух людей
    • 1.1 Формальный диалог
    • 1.2 Дружеское общение
    • 1.3 Вежливый диалог
    • 1.4 Диалог между друзьями
    • 1.5 Диалог между знакомыми
    • 1.6 Диалог между друзьями
    • 1.7 Ежедневное общение
    • 1.8 Формальный диалог
    • 1.9 Полуформальный диалог
    • 1.10 Диалог между незнакомцами

    Примеры диалога между двумя людьми

    Диалоги являются формами общения и как таковые определяются коммуникативным контекстом. То есть способ речи, тон голоса, жесты, все эти элементы разговора зависят от того, где собеседники находятся и кому они направлены..

    Формальный диалог

    -Официант: Добрый вечер, юная леди, что я могу сделать для вас??

    -Клиент: Добрый вечер, вы можете сказать мне, что у вас есть обычный гамбургер?

    -Официант: конечно, в нем 200гр мяса, сыра чеддер, бекона, ломтиков томатов и соусов.

    -Клиент: Отлично Я хочу один, в сопровождении газировки.

    -Официант: очень хорошо. Хочешь десерт с едой?

    -Клиент: Я до сих пор не знаю. Я скажу тебе, когда ты принесешь гамбургер.

    -Официант: Согласен. Через мгновение я принесу ваш заказ.

    -Клиент: Большое спасибо.

    Дружеское общение

    - Альберто: Привет, Марта, как ты??

    - Марта: Очень хорошо! Как ты?

    - Альберто: все хорошо. Я давно тебя не видела.

    - Марта: Это правда, я путешествовала, я встретила несколько стран в Азии в прошлом году.

    - Альберто: Звучит очень интересно! Ты принес воспоминания?

    - Марта: Да, я привез брелок из каждой страны, которую я посетил.

    Вежливый диалог

    - Библиотекарь: Доброе утро, молодой.

    - Пользователь: Доброе утро. Мне нужна помощь, чтобы найти книгу.

    - Библиотекарь: Какая тема?

    - Библиотекарь: Для этого нужна книга механиков.

    - Пользователь: Нет, это проблема не механики, а обивки.

    - Библиотекарь: я собираюсь проверить, есть ли у нас что-то об автомобильной обивке.

    Диалог между друзьями

    - Педро: Привет, Эдуардо, ты знаешь, во сколько сегодня начинается матч??

    - Эдуардо: Привет! это начинается в половине пятого.

    - Педро: Тогда я уйду на час раньше, чтобы прибыть вовремя.

    - Эдуардо: Хорошо, мы увидимся там.

    Диалог между знакомыми

    - Мать Ана: Привет?

    - Хуан: Привет, я Хуан, как ты??

    - Мать Ана: Привет, Хуан, очень хорошо, а ты?

    - Хуан: Очень хорошо. Ана дома? Не отвечает на ваш телефон.

    - Мать Ана: Он пошел на рынок и оставил свой телефон здесь. Когда я вернусь, я скажу вам позвонить вам.

    - Хуан: Большое спасибо, увидимся позже.

    - Мама Юлии: нет проблем, вы очень хорошо.

    Диалог между друзьями

    - Фелипе: Привет, Педро!

    - Педро: Привет, Фелипе! Как дела? Что я скучаю, увидев тебя здесь?

    - Фелипе: Неделю назад я начал здесь работать. Я еду домой.

    - Педро: Вы далеко от своего дома. Где ты работаешь?

    - Фелипе: В клинике в двух кварталах отсюда.

    - Педро: Ну, я тоже здесь работаю, так что теперь мы будем видеться чаще. Пойдем выпьем и наверстаем.

    - Фелипе: Отличная идея, в одном квартале есть бар с хорошими ценами..

    - Педро: Хорошо, пойдем и продолжим общаться.

    Повседневный диалог

    - Педро: Хочешь присоединиться ко мне сегодня??

    - Мария: почему? Куда мы идем?

    - Педро: В ваше любимое место, торговый центр.

    - Мария: Звучит очень хорошо! Мы собираемся купить мой подарок на день рождения рано?

    - Педро: не совсем.

    - Мария: мой рождественский подарок?

    - Педро: Думаю, мне лучше пойти одному.

    Формальный диалог

    - Ученик: Учитель, хочу с тобой поговорить.

    - Учитель: Скажи мне, что тебе нужно??

    - Студент: у меня проблемы с пониманием алгоритмов, которые объяснили последний класс математики.

    - Учитель: Это, вероятно, потому что вы отвлекаетесь в классе. Садитесь, мы пойдем вместе, потому что вы должны подготовиться к экзамену.

    - Ученик: Спасибо большое, учитель.

    Полуформальный диалог

    - Ана: Добрый день.

    - Мясник: Доброе утро. Как я могу ей помочь?

    - Ана: Мне нужно два килограмма мяса, пожалуйста.

    - Мясник: Вот они у вас. Что-то еще?

    - Ана: Нет. Сколько я ему должен??

    - Мясник: Большое спасибо. Счастливый день.

    Диалог между незнакомцами

    - Можете ли вы сказать мне, как добраться до станции метро?

    - Да, конечно. Пройдите в этом направлении три квартала, затем перейдите налево, и вы окажетесь перед станцией..

    Э.д. необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.

    Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.

    Э. д. социален по своей природе. Он отражает социальные роли говорящих: постоянные и переменные, симметричные и асимметричные. Для составления Э. д. актуальны и такие моменты, как:

    учет обстановки общения и характера взаимоотношений общающихся, а также закономерности построения диалогического

    В речи говорящих Э. д. принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба,, одобрение, похвала, совет, предложение и др.

    Смотреть что такое ЭТИКЕТНЫЙ ДИАЛОГ в других словарях:

    ЭТИКЕТНЫЙ ДИАЛОГ

    Читайте также: