Консультация для родителей игровая деятельность в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Цель: оказать помощь родителям в правильной организации дидактических и развивающих игр в условиях семейного воспитания.

В. А. Сухомлинский.

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок - это, без сомнения, играющий ребенок. Игра - определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.

Семья - это пространство, в рамках которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей жизни.

Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование попытаться перенести игровую деятельность в семью.

Игра и игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком, показывая малышу игровые способы, понимал важность игры для малыша. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье - большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино.Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности.

Дидактические и развивающие игры специально создаются взрослым в обучающих и развивающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Их особенная педагогическая ценность состоит в том, что они одновременно служат и средством организации игрового досуга детей и средством обучения, поскольку в структуру почти каждого занятия в детском саду входит либо дидактическая игра, либо развивающая игра. В дидактических играх ребенок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Дидактические игры могут помочь:

- активизировать учебную работу на занятии, повысить активность и инициативу дошкольников;

- дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

- улучшить взаимоотношения воспитателя с воспитанниками;

- укрепить дружеские отношения в коллективе.

Дидактические игры можно разделить на три основных вида.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Классификация развивающих игр.

1. Игры- забавы – эти игры приносят ребенку радостные переживания. В них полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Обучающая задача такой игры обычно увлекает ребёнка и не требует особых усилий. Например, малышу предлагают поплясать с куклой, а потом выбрать, кому ее передать, или вместе со всеми покружиться в хороводе, побегать и попрыгать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движениями и не обременяют ребят сидением на одном месте.

2. Игры с ролью. Психологические исследования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью, позже используют свои возможности и значительно легче справляется со многими задачами. Действуя от имени смелых мышек или дружных гусей, ребята учатся незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда сюжетно ролевая игра формируется. Воображение поставленной задачи.

3. Игры- задачи составляют саму суть игры , ее смысл. Игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового общения детей и средства, с помощью которого можно завоёвывать признание и уважение сверстника. Игры- задачи требуют от ребенка целенаправленной активной умственной деятельности, умения мобилизоваться, сосредоточится, что бы найти верное решение.

4. Игры - соревнования. Побудительным мотивом здесь является сравнение себя с другими. Однако, игры- соревнования могут оказать отрицательное воздействие на неуверенного в себе, робкого пассивного ребенка. Элементы соревнования используется во многих играх. Они подготавливают детей к правильной оценке своих возможностей и достижений.

Отличие развивающих и дидактических игр состоит в том, что дидактическая игра всегда несёт в себе две функции (1ая и главная – обучающая, 2ая – развивающая), а развивающая игра почти всегда имеет только одну функцию – развития (познавательные психические процессы и разные анализаторы). Поэтому дидактическая игра всегда являются одновременно и развивающей, а развивающая игра далеко не всегда может быть дидактической.

При подборе игр важно учитывать следующее:

- соответствие содержания игры с возрастом детей;

- эмоциональность и выразительная речь взрослого (родителя) при проведении игры.

Для детей 3- 4 лет проводятся игры на различение объектов и предметов по форме, цвету, величине, виду, вкусу. В основном это – предметные игры.

Для детей 4- 5 лет происходят усложнения: к вышеназванным добавляются игры на различение объектов и предметов по запаху и на ощупь.

Для детей 5- 6 лет усложняются ещё больше: игры на классификацию объектов и предметов, их сравнение, формирование обобщений, узнавание по отдельным частям.

При организации игры необходимо помнить, что с помощью речи и эмоций взрослый (родитель) создает и удерживает интерес к данной игре. Правильные интонационные ударения и паузы, выразительная речь и мимика способствуют быстрому пониманию детьми игровых правил и самого содержания игры.

Одни и те же дидактические и развивающие игры необходимо повторять, но при повторении усложнять дидактическую задачу.

Дома можно использовать разные игры для детей дошкольного возраста. При этом важно соблюдать ряд правил:

- играть нужно каждый день;

- количество игр не должно превышать 2 – 3- х в день;

- начинать нужно с 3 - 5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность игр до 15 мин.;

- использовать в играх наглядный материал – картинки, игрушки, натуральные предметы;

- говоря с ребенком, поворачиваться к нему лицом, чтобы он видел, как вы произносите слова;

- говорить четко, внятно, использовать понятные ребенку слова, объяснять значение незнакомых слов;



Роль игры в жизни ребенка

Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. Игра дает возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказать на него следующее влияние:

  • расширить кругозор;
  • развивать психические процессы;
  • удовлетворять детские эмоциональные и интеллектуальные потребности;
  • развивать творческие способности;
  • учить взаимодействовать в социуме;
  • формировать характер и отношение к действительности;
  • вырабатывать трудовые и познавательные навыки.

Игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир, получения опыта человеческой деятельности, репетиция своей будущей жизни. Участие родителей в детской игре показывает, что они одобряют такие их занятия.

Воспитательный потенциал игры

Воспитание дошкольника путем нравоучений изначально обречено на провал. А вот использование игры как воспитательного средства позволит достичь значительных результатов. Возможности игры в этом плане огромны.

Нормы поведения

Ребенку не нужно десять раз повторять правила поведения в общественных местах, за столом, на празднике и т.д. Проще показать это на примере игры и дать возможность попрактиковаться в их применении вплоть до выработки устойчивого навыка.

Причем в ходе игры можно воспроизводить, как позитивные, так и негативные способы действия. Эмоции и впечатления от разыгрывания разных форм поведения позволят детям интуитивно выбрать именно те, которые считаются нормой в нашем обществе. Таким образом у дошкольников формируются модели правильного поведения.

Основы характера

Игра как нельзя лучше помогает вырабатывать у ребенка такие черты характера как настойчивость, воля, желание победить. Особая роль в этом отводится подвижным играм. Большинство из них носит соревновательный характер, где выигрывает более ловкий, смелый, сообразительный. Кроме этого подвижные игры играют огромную роль в физическом воспитании дошкольников, выработке основ здорового образа жизни.

Также часто в ходе игры ребенок ставится в условия, когда он должен делать самостоятельный выбор. Это способствует формированию у него ответственности за свои действия, уверенность в себе.

Участие в игровой деятельности вызывает у детей много эмоций. Под воздействием этого у них закладывается способность к сопереживанию, сочувствию, проявлению снисходительности.

Использование дидактических игр развивает у дошкольников любознательность и интеллектуальную активность. Это повышает их работоспособность и способствует совершенствованию познавательных процессов.

Игра подталкивает ребенка к преобразованию существующей реальности, созданию вымышленной новой действительности. Это помогает развивать фантазию, воображение. Творческие, театрализованные игры способствуют выявлению талантов малыша, формированию эстетических склонностей.

Социализация

Играя в игры, ребенок имеет возможность примерять на себя различные социальные роли. Он отражает модели поведения в различных ситуациях, которые потом сможет использовать в своей взрослой жизни.

В ходе игр у детей развивается умение действовать целенаправленно, прикладывать общие усилия для получения результата, помогать друг другу. Они взаимодействуют друг с другом, учатся устанавливать продуктивные взаимоотношения.

Огромную роль оказывает игровая деятельность на формирование коммуникативных компетентностей. Детям нужно научиться договариваться, правильно формулировать свои мысли, пользоваться готовыми речевыми шаблонами.

Как играть с ребенком

Есть определенный алгоритм вовлечения детей в игровую деятельность. Если детям предлагается новая игра, с условиями которой они не знакомы, необходимо объяснить и показать, как в нее играют. Сначала взрослым отводится роль ведущего, а затем они становятся просто партнером по игре.

Следует помнить, что играть нужно вместе с ребенком, а не вместо него!

Для чего нужны игрушки

Мало какая детская игра проходит без использования игрушек. Они служат эффективным воспитательным средством, благодаря которому закладываются нравственные нормы поведения, формируются трудовые навыки и задатки профессиональной деятельности, развивается эстетический вкус.

Важно не просто дать игрушку ребенку, нужно показать, для чего она нужна, как ею пользоваться. Также необходимо учить делиться игрушками, использовать их для коллективного взаимодействия.

Главное правило в использовании игрушек — они должны способствовать формированию у ребенка правильного представления об окружающем мире.

Ответственное и правильное отношение родителей к организации игровой деятельности детей, делает ее действительно содержательной и полезной, превращает игровые забавы в мощный инструмент воспитания, помогает в ходе игры привить дошкольникам интерес к получению знаний, сформировать у них модели отношений и поведения в социуме. Благодаря игре обогащается внутренний мир ребенка, развивается его личность.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Период детства является одним из наиболее значимых периодов в становлении и развитии личности человека. В период дошкольного детства у человека закладываются навыки самообслуживания, общения, умения себя вести. Также появляются и развиваются высшие психические функции, навыки трудовой деятельности, самостоятельность.

На сегодняшний день потеря разновозрастной игры, отсутствие безопасности и частая гиперопека в семье привели к тому, что родители и воспитатели сталкиваются с большими проблемами и в рамках игровой деятельности. Дети не умеют играть, общаться, дети плохо развиты физически и обычные подвижные игры могут привести ребенка к конфликту и травме. С этим всем приходится и необходимо работать в детском саду.

В разных группах решается эта проблема совершенно различными путями, но всегда есть основная линия, базис, на который накладывается та или иная методика. В первую очередь, это укрепление физического здоровья. Комплексы для детей состоят из утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, занятий физкультурой, прогулок, закаливании.

Следующим не менее важным аспектом является научение ребенка игре. Природная способность ребенка учиться в наблюдении и повторении действий дает возможность воспитателю преодолевать отсутствие игровой культуры у детей. Тот факт, что игра является исторической деятельностью, в которой ребенок имитирует взрослого и проигрывает волнующие его вопросы, также помогает в развитии игровой деятельности в группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доступность и выразительность игр активизирует мыслительную способность детей, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.


Консультация для родителей

Играть мы любим очень: Вы знаете, друзья! Без игр прожить ребенку Никак, никак нельзя

Мы взрослых понимаем - Сегодня новый век. Без знаний и учебы Нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают И все хотят понять: Чего нам не хватает, Ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь Спокойно поиграть В семью, в солдаты, в шашки В припрыжку поскакать.

И куклы засиделись, Все ждут и ждут детей, А мы же ожидаем хороших новостей - Что снова поиграем, В компании друзей.

Вернитесь с нами в детство, Побудьте с нами в нем, И лучшими друзьями Мы взрослых назовем!

Источники: Играют взрослые и дети (учебно – методическое пособие) составитель Т.Н.Доронова.

Читайте также: