Консультация для педагогов доу значение поисково исследовательской деятельности в развитии ребенка

Обновлено: 05.07.2024

Содержание:
1. Актуальность развития познавательной активности.
2. Этапы развития познавательной активности и исследовательской деятельности.
3. Навыки, значение исследовательской деятельности
4. Формы исследовательской деятельности в ДОУ.
5. Условия организации исследовательской деятельности
6. Вывод.

3. Именно в этот период исследовательская деятельность становится самостоятельным видом деятельности, ребёнок приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

В процессе исследовательской деятельность развивается познавательная активность:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идёт обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации…
- Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Развиваются умственные умения и навыки.
- Развивать самостоятельность, формируются трудовые навыки, творческие способности, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Исследовательская деятельность является ведущим видом деятельности, так как дошкольникам присуще наглядно –действенное и наглядно – образное мышление, следовательно, данный метод соответствует возрастным возможностям дошкольников.

5. В ДОУ проблема развития познавательной активности охватывает все стороны воспитательно –образовательного процесса. Чем разнообразнее формы исследовательской деятельности, тем активнее протекает познавательное развитие детей.

На занятиях художественно – продуктивной деятельностью также можно проводить исследовательскую деятельность, используя нестандартные приёмы рисования (по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, щёткой, пальчиком), используя на аппликации нити, ткань, вату, природный материал, позволяет детям изучать свойства разных предметов, веществ.

На музыкальных занятиях можно также экспериментировать со звуковым материалом (шелест листьев воспроизвести шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику).

На занятиях по физкультуре можно провести экспериментирование на прыгучесть с разными мячами (кожаный, резиновый, поролоновый, пластиковый).

Г) Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

В) Опыты и эксперименты на прогулке и в уголке природы. (Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая ли получится вода

Г) Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

5. При организации исследовательской деятельности для развития познавательной активности важно соблюдать ряд условий:
- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности); для развития познавательной активности большое значение имеет насыщенная развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность детей. Для этого в каждой группе должен быть исследовательский центр, в котором собраны материалы для исследования:
• природные материалы: - образцы песка, глины, земли; камни, галька, ракушки, керамзит, мел; железо, резина, пластмасса, дерево; семена цветов, образцы деревьев (шишки, желуди, каштаны)
• бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки и т. п.
• сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
• схемы для проведения опытов.
• специальное оборудование: разнообразные трубочки, воронки, сито; стаканчики, тарелочки, ложки; шприцы, пипетки; весы, увеличительные стекла, лупы, магниты, микроскоп, измерительные приборы.
Весь материал расположен в доступном для детей месте.

О чём должен помнить педагог, организуя исследовательскую деятельность детей?
- Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детский идей.
- Проявлять искренний интерес к любой детской деятельности, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребёнка в свои силу, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведения эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

6. Вывод: таким образом, благодаря разнообразной исследовательской деятельности, благодаря интеграции познавательной деятельности с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, совместная деятельность), педагог обеспечивает качественные изменения в познавательном развитии дошкольников: переходу от любопытства до познавательной активности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КОНСУЛЬТАИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему образовательной работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:

образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

взаимодействие с семьями детей.

Организованная образовательная деятельность познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект.

Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Для успешного взаимодействия необходимо :

Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу общности интересов;

активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений, предложить картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

-- опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке и т. п.

3. По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка);

— групповые (5—10 детей);

— коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

— случайные. Специальной подготовки не требуют.

— запланированные. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.

— поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

6. По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут;

— длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

— заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

Структура эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

В условиях детского сада мы используем только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается :

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Итак, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение исследовательской деятельности как целостного образования личности позволило выявить ее психологическую основу, состоящую из взаимосвязанных процессов.

К ним относятся, по мнению Савенкова А. И.:

- эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и сверстниками). Заложенное в исследовательской деятельности эмоциональное начало, как отмечает Ю. Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности;

- волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность. В исследованиях Л. С. Выготского, А. К. Дусавицкого, В. Н. Мясищева, Н. Г. Морозовой, А. И. Сорокиной и др. доказано, что исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых качеств личности;

- творческие процессы выражены в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности.

Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка. Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему образовательной работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:

1) образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности ( игровой, коммуникативной, ООД, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) взаимодействие с семьями детей.

Основная организованная деятельность (ООД) познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект.

Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Для успешного взаимодействия необходимо:

–установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу общности интересов;

– активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений, предложить картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке и т. п.

3. По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка) ;

— групповые (5—10 детей) ;

— коллективные (вся группа) .

4. По причине их проведения:

— случайные. Специальной подготовки не требуют.

—запланированные. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.

— поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю) ;

6. По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут) ;

— длительные (свыше 15 минут) .

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

— заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) ;

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ;

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .

10. По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) ;

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) ;

— решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,

чем большим количеством элементов действительности

он располагает в своем опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей

действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается

ко всему, чем живет общество.

Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить

представления о разных сторонах жизни.

С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке

интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской

деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять,

рассуждать и анализировать). Мы предположили, что если будем использовать наряду с другими

приемами, методами и средствами поисково – исследовательский, то становление ребенка как

самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее.

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия

творческого потенциала каждого ребенка.

«Детская поисково - исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид

активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве

Изучение исследовательской деятельности как целостного образования личности позволило

выявить ее психологическую основу, состоящую из взаимосвязанных процессов. К ним относятся

по мнению Савенкова А. И.:

- интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза,

обобщения, сравнения, классификации, которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного

исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;

- эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее

ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление

отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и

сверстниками). Заложенное в исследовательской деятельности эмоциональное начало, как

отмечает Ю. Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его,

делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство

- волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей,

принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и

результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и

развивает исследовательскую деятельность. В исследованиях Л. С. Выготского, А. К.

Савицкого, В. Н. Мясищева, Н. Г. Морозовой, А. И. Сорокиной и др. доказано, что

исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых качеств личности;

- творческие процессы выражены в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов

деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в

новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной

мыслительной деятельности. Исследовательская деятельность служит основой для

совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой

деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует

отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка. Под влиянием

исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание

новых образов, моделей и другое.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу

исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в

исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческогоразвития

личности, ее саморазвития.

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность,

постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной

ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему образовательной

работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности составляет с ними

единое целое. Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих

видах деятельности:

1) образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов

детской деятельности (игровой, коммуникативной, ООД, трудовой, познавательно-

исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) взаимодействие с семьями детей.

Основная организованная деятельность (ООД) познавательного цикла дополняется опытно-

экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием

задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект.

Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель

уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний,

полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с

увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные

данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные

предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и

поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет

наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы

(окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание

или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными,

ИЗО деятельности и рассказы детей на основе наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием

органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена

года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда

воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой,

рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность

экспериментировать в естественных условиях.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без

плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Для

успешного взаимодействия необходимо:

–установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия

для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу общности интересов; – активизировать и обогащать воспитательские умения

родителей; – формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через

воспитание ребенка. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях,

через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного

внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое,

самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений, предложить

картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома

Читайте также: