Конструктивные проекты примеры в школе

Обновлено: 15.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектные работы учеников

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

1. Проектный метод и типы проектов

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют за определенный промежуток времени (от нескольких минут до нескольких недель, иногда и месяцев).

Проектная технология предполагает:

наличие проблемы, которая требует интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

самостоятельную деятельность учащихся;

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

использование исследовательских методов (определение проблемы, задач исследования, путей их решения; обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, выводы).

На основе проектной технологии возможно развитие следующих умений:

ориентировки в информационном пространстве;

конструирования собственных знаний;

интегрирования знаний из различных областей;

Каждый проект — это результат совместных действий учителя и учащихся, так как учитель помогает ученикам в поиске информации, сам является ее источником, координирует весь процесс, поддерживает и поощряет учащихся, осуществляет обратную связь. Проектное обучение можно использовать в качестве дополнения к другим видам обучения, в частности как альтернативу классно-урочной системе. Проект может быть монопредметным или полипредметным, от учителя он требует большой подготовительной работы.

При изучении русского языка наиболее актуальны следующие типы проектов :

Творческие
Такие проекты не имеют детально разработанной структуры (она только намечается и развивается по ходу работы), однако предполагают определенный результат: совместно выпущенную газету, видеофильм, экскурсию, альманах, театрализованное представление и т. д. Подход к оформлению результатов в творческом проекте — максимально свободный и нетрадиционный. Например, можно разработать экскурсию для туристов из России по одному из городов Эстонии, а также экскурсию по одному из городов России для школьников из Эстонии. Возможно составить рекламный проспект об Эстонии.

Игровые (ролевые)
Структура таких проектов остается открытой до их окончания. Участники ролевого проекта, имитируя социальные или деловые отношения, принимают на себя определенные роли: литературных персонажей, исторических деятелей или выдуманных героев.

Практико-ориентированные
В таких проектах с самого начала четко обозначен результат деятельности участников проекта, причем этот результат ориентирован на социальные интересы учащихся (справочный материал, программа действий, документ, газета, видеофильм и др.) и может быть использован в жизни класса и школы. Ученики 5 – 9 классов могут под руководством учителя в ходе совместной деятельности составить таблицы для кабинета русского языка, а также подготовить различные материалы для учащихся I ступени обучения.

Если в проекте доминирует предметно-содержательный аспект (литературное творчество, лингвистические, культурологические, исторические, естественнонаучные, экологические, исследования), то можно спланировать следующие типы проектов:

Культурологические
Связаны с историей, культурой и традициями разных стран. Это может быть стенгазета о городах России, кулинарная книга рецептов русской кухни, описание традиций, связанных с определенными праздниками у разных народов.

Выделяются также проекты с открытой координацией, когда координатор проекта участвует в нем с собственной функцией (например, договаривается о встрече, поездке и др.), и со скрытой координацией, когда координатор не обнаруживает себя, выступая как полноправный участник проекта.

Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации — выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на общешкольных конференциях.


2. Этапы проектной работы

Проведение любого проекта требует планирования. Этапы работы над проектом могут быть следующими:

I. Подготовительный этап : учащиеся обсуждают тему с учителем, устанавливают цели, учитель знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
1. Выбор темы и целей проекта (учащиеся ставятся в проблемную ситуацию, проводится беседа, анкетирование и т. д.).
2. Определение количества участников проекта, состава группы.

II. Планирование работы : учащиеся вырабатывают план действий, учитель высказывает свое мнение, определяет сроки работы (поэтапно).
1. Определение источников информации.
2. Планирование способов сбора и анализа информации.
3. Планирование итогового продукта (формы представления результатов).
4. Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов.
5. Распределение обязанностей среди членов группы.

III. Исследовательская деятельность : учащиеся проводят исследования, осуществляя сбор информации и решая промежуточные задачи; учитель наблюдает, косвенно руководит деятельностью школьников, координирует отдельные этапы проекта. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников; организация экскурсий, экспериментов и т. д.

IV. Результаты и выводы : учащиеся анализируют информацию, оформляют результаты; учитель наблюдает, при необходимости дает советы.

V. Представление готового продукта : учащиеся отчитываются о проделанной работе, полемизируют, делают выводы; учитель слушает, задает вопросы в роли одного из участников проекта. Представляются результаты работы.

VI. Оценка процесса и результатов работы : учащиеся принимают участие в оценивании (коллективное обсуждение, самооценки); учитель оценивает усилия школьников, качество проекта, высказывает свое мнение относительно возможного продолжения работы по выбранному направлению.

Рекомендации руководителю проекта

Проанализируйте и подберите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательским, творческим, информационным, проектно-ориентировочным, игровым и т. д.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.

Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников).

Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

Продумайте практическую (теоретическую) значимость проекта.

Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.

Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.

Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

Предложите критерии оценки успешности проекта.

Подумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию его дальнейшей учебной деятельности.

Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Приведем примеры некоторых проектов по русскому языку для учащихся основной школы.

Тема : Древнеславянские названия месяцев
Учебный предмет : русский язык
Участники : учащиеся 5 – 6 классов
Продолжительность : 2 месяца
Цель : изучить материал, связанный с особенностями древнеславянского алфавита, с названиями месяцев, с происхождением их названий и переводом на современный русский язык.
Предполагаемый продукт : презентация, в которой учащиеся объясняют древнеславянские названия месяцев.

Ход проекта :

Выделение групп для выполнения проекта, постановка частных проблем для каждой группы (4 группы в соответствии с временами года).

Согласование сроков работы, отводимых для изучения материалов и подбора иллюстраций для презентации.

Оформление каждой презентации в соответствии со временем года.

Репетиция презентации при участии группы, обсуждение и советы лидеру.

Демонстрация проекта с помощью СМАРТ-доски, ответы группы на дополнительные вопросы. Подведение итогов.

Для учащихся III ступени основной школы приведенная выше тема может быть модифицирована следующим образом:

4. О тематике проектных работ

5. Критерии оценки проектных работ

Критерии оценки проектных работ должны быть отобраны так, чтобы с их помощью можно было оценивать не только конечный продукт, но и процесс осуществления проекта в целом. Их количество должно быть оптимальным (7 – 10), а содержание доступным для учащихся определенного возраста. Критерии оценки проектных работ:

самостоятельность работы над проектом;

актуальность и значимость темы (при условии самостоятельного выбора темы);

полнота раскрытия темы;

оригинальность решения проблемы;

артистизм и выразительность выступления;

раскрытие содержания проекта в конечном продукте;

использование средств наглядности, технических средств;

умение ответить на вопросы слушателей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде, чем мы остановимся на классификации проектов (что должны обязательно в самом начале проектирования определить для себя участники проекта, а потом указать при оформлении паспорта проекта) еще раз уточним некоторые понятия:

Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.

*Проект - ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.

Метод проектов в педагогике – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

*Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.

Соотношение проектирования и исследования:

Проектирование: разработка и создание прообраза объекта или его определенного состояния; решение практической проблемы;подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

Исследование: процесс поиска неизвестного; получение нового знания; создание нового интеллектуального продукта;не предполагает создание заранее планируемого объекта

Наиболее популярные формы проектов среди учащихся:

учебный проект, социальный проект, экологический проект, информационный проект, обзорный проект, видеофильм, электронный буклет, рекламный ролик, сценарий мероприятия, учебная предметная презентация, сценарий изменения территории или элемента среды и т.д.

Наиболее популярные формы исследований среди учащихся:

научно-исследовательская работа, учебное исследование, экспедиция, краеведческие исследования, экологический поход, реферат, социологические исследования, иллюстрированный доклад, учебная предметная презентация, научая статья, научный отчет, рецензия и т.д.

Педагогическая цель создания проекта: развитие познавательной, творческой, изобретательской и практической активности учащихся, в результате которой обучаемые применяют полученные знания на практике, создают новый конечный интеллектуальный или практический продукт.

v Развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение искать информацию, развитие критического мышления;

v Самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

v Решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

Существует множество подходов к классификации проектов. Приведем несколько наиболее популярных из них.

По А.С. Сиденко:

Типы проектирования:

Классификация проектов:

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.).

2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера).

3. По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).

Приведем более подробное описание:

· Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

· Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен­ных результатов. При выполнении проекта должны использовать­ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

· Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

· Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

· Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное засе­дание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

5.По характеру координации (с открытой, или явной, координацией:

· в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).

6.По уровню контактов (внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные: участники проекта являются представителями разных стран).

Приведем более подробное описание:

· Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

· Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

По характеру контактов проекты могут быть:

· региональными (в пределах одной страны),

Последние два типа проектов являются еще телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

7.По количеству участников (личностные – индивидуальные, парные, групповые).

8.По продолжительности (минипроекты; краткосрочные на 1-5 уроков; среднесрочные – на 1-2 месяца; долгосрочные – до 1 года).

Приведем более подробное описание:

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Примером могут служить этнографические походы и экспедиции, экологические проекты.

Виды проектов:

· Социально значимый проект.

· Проект – иллюстрация учебной темы.

· Проект – исследование научной проблемы в определенной учебной дисциплине.

· Проект - постановка проблемы.

· Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж, сценарий).

· Текущий учебный проект.

· Итоговый учебный проект.

Е.С. Полат предлагает систему основных критерий,

по которым различают типы проектов:

1.По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

2. По признаку предметно-содержательной области:

3.По характеру контактов:

· внутренние или региональные,

4.По количеству участников проекта:

5.По продолжительности проекта:

· доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

· макет, схема, план-карта;

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

2. Проекты-интервью (Survey projects).

3. Проект-производство (Production projects).

4. Проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects).

По америк.профессору Э.У. Коллингсу:

(Савченко Н.П., журнал «Теория и практика дополнительного образования №6, 2010, стр.35: /…. в 1910-е гг. Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов на четыре группы…/):

.Мы полагаем, что муха явилась главной причиной тифозных заболеваний, и рекомендуем вам нижеследующие средства:

1. Вставление сеток в окна и дверные проемы (следует подробнее вычисление необходимого количества сетки и расчет стоимости).

2. Очистка двора от всякого сора и отбросов.

3. Перемещение свиного хлева на более отдаленное расстояние от дома.

4. Хранение всех отбросов в ведрах с крышками.

Еще один пример классификации проектов:

По предмету труда

· Человек – человек. Человек – природа.

· Человек – техника. Человек – художественный образ.

· Человек – знаковая система.

По сфере применения

· Школа. Семья. Досуг.

· Производство. Профессиональное самоопределение.

По интересам

· Коммерческие. Игровые. Профессионально – трудовые.

По материальному воплощению

По преобладающим технологическим процессам

· Архаичные (ручные технологии),

· Традиционные (машинные технологии),

· Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики)

По цели проектной деятельности

По продолжительности выполнения

· Долгосрочные (от 20 до 60 часов),

· Среднесрочные (блок 8 – 10 часов),

· Кратковременные (2 – 4 часа)

По организации проектной деятельности

По структуре содержания

· Мономодульные(охватывают один модуль программы )

· Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей)

По уровню творчества

Какими бы не были по своему виду и типу проекты, с их помощью можно:

· выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;

· находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;

· находить конкретные собственные пути решения проблем;

· применять полученную информацию для решения поставленных задач.

2.Развивать у школьников исследовательские умения.

3.Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.

4.Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.

6.Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.

Лора Кравченко

Несмотря на то, что первое учебное полугодие подходит к концу, тема проектирования в школе лишь набирает обороты и интерес к ней усиливается.

Казалось бы, процесс работы над проектом настолько разносторонен, что на каждом этапе могут быть свои сложности и, значит, любой этап одинаково интересен, одинаково требует обсуждения.

Максимум проблем юные проектировщики и их педагоги в школе видят именно вначале.

"Как выбрать тему проекта?" - самый частотный вопрос.

Это несколько странно, потому что, если человек чем-то увлечен, что-то его волнует, то это значит, что он автоматически занимается проектированием в этой области. И надо лишь помочь ему грамотно пройти по всем этапам, и, что самое сложное для учащихся - описать то, что делаешь.

В этом посте я постараюсь не просто описать успешные проекты прошлого и текущего года, а показать, как они вытекают из интересов старшеклассников (все проекты выполнены в 9-10 классах)

Социальный проект

Одним из запланированных мероприятий в "ФаблабЧике" была мастерская для учащихся в школьном летнем лагере. Когда Миша об этом узнал, сразу же и родился проект "Мастерская в школьном лагере", которую он организовывал: сводил пять мероприятий, договаривался в ведущими МК учителями, старшеклассниками и выпускниками, а также и сам проводил один из этих МК.

С одной стороны школьник занимался любимым делом. а с другой - научился работать в проектной технологии и результатом (продуктом) его проекта стало достаточно крупное мероприятие, в котором приняли участие 109 учеников младшей школы, 5 учащихся среднего звена (помощники-волонтеры),5 педагогов, и 2 выпускника.

Отчетных видео было пять. Одно из них (тот мастер-класс, на котором Миша был ведущим) представляю вашему вниманию.

IT проект

IT-проекты в лицее не редкость, так как в 10 классе есть такой профиль и в этих классах учатся те. кто решил связать свою профессию с информационными технологиями. Есть ребята, которые программируют постоянно, и сделать проект в этом направлении для них не очень сложно, вернее, сложность одна - описать все, что они делают, на бумаге. А, честно сказать, айтишники очень не любят писать тексты длиннее, чем строка в консоли. :)

Для таких ребят главное - найти заказчика или увидеть проблему самостоятельно и попробовать ее решить, написав новое программное обеспечение.

Заказчиком для десятиклассника Феди стала администрация лицея, а руководителем учитель информатики Анна Кологерманская. Раньше расписание уроков и изменения печатались на листах бумаги и вывешивались на доске объявлений в школе. Но, если ты не был в коле, то узнать об изменениях, можно только, расспрашивая одноклассников. которые не всегда могут ответить. Для учителя это становится настоящей проблемой, так как его расписание, кроме заместителя директора, не знает никто. Проблема - отсутствие возможности получать актуальную информацию по расписанию вне стен школы. Решение этой проблемы и стало целью проекта.

Был написан чат-бот для Telegram, где каждый ученик и учитель могут получить актуальную информацию. Для меня как педагога этот проект оказался одним из самых важных в моей работе, потому что он значительно облегчил мне жизнь.

image

Технологический проект

Десятиклассник Павел увлекался игрой на гитаре, и подумав, решил самостоятельно изготовить гитару. Его не просто интересовало, как она устроена, но очень важно было понять, сможет ли он повторить то, что делают мастера для того, чтобы глубже погрузиться в мир музыкальных инструментов. К мысли сотворить гитару своими руками его сподвигло еще и знакомство с мастерами в этой области. Павел понимал, что у него будет и мастерская, где он сможет реализовать задуманное, и наставник, который сможет помочь в любой момент. В итоге родился проект "Гитара своими руками".

Это была весьма сложная работа, парень прошел все этапы от чертежа, до изготовления, освоив много новых навыков при работе с деревом. После защиты он сознался, что порою было так непросто, что появлялась мысль бросить все. Но увлеченность, интерес и мудрый наставник помогли ему закончить проект. Сейчас Паша уже играет на своей гитаре.
Что важно? То, что такой проект, как правило, человек не бросает на половине пути и доводит до конца. Он видит в нем ценность и понимает, для чего и для кого делает, что получит в конце, какую проблему решит.

Гитара своими руками

Непростые этапы проекта:

Таких проектов в лицее много, о каждом можно рассказывать в отдельном посте. Но пока я сделаю паузу, чтобы рассказать об исследовательских работах, которые учащиеся тоже могут выбирать, если им интересна эта деятельность

Публикации по данной теме:

*Использовать материал разрешается с указанием авторства и не в целях рекламы посторонних продуктов

Как делать проект в школу

Преимущества проектного образования

Начиная обучение в начальных классах, преподаватели не знают, кем вырастут их ученики. Не исключено, что кто-то из них станет великим математиком или врачом. От выбранных методов обучения во многом зависит уровень образования и его качество. Сегодня существует много типов разных программ. Проектные варианты получили всеобщее признание по ряду причин:

Как сделать проект в школе

  1. Большой диапазон вариативности метода: от социальных проблем до исследований жизнедеятельности одноклеточных организмов. Не только тематика очень обширна, разнообразны также методы выполнения проектов и их защиты.
  2. Этот метод способствует творческому развитию обучающихся. Выбор индивидуальных условий выполнения работы и разные подходы способствуют самосовершенствованию лучших качеств ребёнка.
  3. С ранних стадий обучения ученики приучаются к дисциплине и порядку. Создать свой проект непросто. Надо составить план, написать, оформить по определённым правилам. Всё это способствует формированию дисциплинированной личности, способной работать в коллективе.
  4. Создание проекта помогает задействовать семью. Ребёнок дома может сделать задание вместе с родителями. Это позволяет улучшить его просвещённость.

Несмотря на то что проект может делаться в течение длительного времени, а для маленьких детей это трудная задача, проектное образование заслужило, чтобы его активно применяли в школе. Неважно, как будут выглядеть начальные работы, ведь в любом случае они положат старт будущему становлению личности.

Выбор темы проекта

Школьные прокты

Обычно в начальной школе педагоги сами определяют темы для проектной деятельности. В 1 классе готовые проекты позволят ученикам ознакомиться с принятыми стандартами, правилами и принципами построения таких работ. Разнообразие тем помогает школьникам лучше осваивать учебную программу. Тематика подбирается с учётом возраста и интересов учащихся. Она должна вызывать интерес и желание работать над предложенным вопросом. Это основное требование к выбору темы проектов. Так, для 3 класса то, над чем работают первоклашки, будет уже неинтересно, а последние не смогут готовить темы, предназначенные для более старших детей.

Как подготовить проект в школе по плану

Детская тематика очень обширна, поэтому преподаватели сами решают, что больше подходит для их класса. Вот лишь некоторые востребованные тематические ниши для готовых школьных проектов в начальных классах:

План проекта школьника

  1. Исследования, наблюдения за повадками животных.
  2. Описание игр, истории их появления или разработка собственных вариантов.
  3. История игрушки. Дети любят свои игрушки, поэтому преподаватели используют этот факт в своей работе.
  4. Народное творчество. Очень много интересных тем связано с прикладным искусством. Кружева, резьба, лепка, аппликация, плетение и многое другое может стать отличным материалом для проекта.
  5. Природные явления. Разнообразие окружающего мира не может пройти мимо проектной тематики.
  6. Мой любимый герой. Это направление поможет развить навыки репортёров. Умение собирать информацию о заданном объекте пригодится в будущем на более сложных проектах.

Выбор направления полностью лежит на педагоге. От его фантазии и понимания тех, кого он учит, зависит эффективность обучения. Если тема не заинтересует учащихся, то работа над проектом будет их угнетать, а не приносить пользу.

Основные разделы

Предлагая своим ученикам проектное задание, учитель должен чётко определиться с единой формой оформления таких работ. В будущем это поспособствует организованности и сплочённости класса, а также упростит дальнейшее применение этого метода обучения. Тщательно продуманная система поможет педагогу больше времени уделять другим аспектам обучения, не останавливаясь на постоянных выяснениях того, с чем можно определиться сразу. Обычно в проектной работе есть общепринятые разделы, без которых мало кто представляет подобные труды. Существует несколько пунктов, которые необходимо обязательно затронуть в проекте:

Подготовка проекта в начальных классах

Как сделать свой проект школьнику

  1. Обложка или титульный лист. На нём обычно указывают тему работы, автора, время и место написания. Кто-то позволяет красочное оформление, что способствует эстетическому развитию ребёнка.
  2. Оглавление. Указание названия разделов и страниц, где они находятся. Его можно размещать как в начале, так и в конце.
  3. Введение. Обязательный пункт любого научного труда. Здесь необходимо разместить краткое описание проекта, его цели, а также какую пользу он принесёт читающим.
  4. Основные разделы. Их может быть несколько или только один. Всё зависит от замысла автора или поставленной задачи.
  5. Приложения. Этот раздел необязательный. Многие стараются весь материал вставлять в основной текст, но кто-то может решить вынести его в отдельную часть проекта.
  6. Вывод или заключение. Хороший принцип для педагогов — приучать детей делать выводы из своих исследований. Это поможет правильно и целеустремлённо работать в заданном направлении. Такой подход научит юных исследователей оценивать итоги своего труда.
  7. Список используемой литературы. Пользоваться разными источниками информации тоже учатся с начальных классов. Этот раздел поможет не забывать, что нужно ценить труд других исследователей и умело пользоваться их опытом.

Оформление компьютерного варианта

С внедрением компьютерных технологий было бы неразумно не воспользоваться ими при работе над проектом. С ранних лет современные дети сталкиваются с различными гаджетами и часто пользоваться ими начинают раньше, чем говорить. Поэтому уже в начальных классах педагоги стараются привить детям компьютерную грамоту. Для этого разрешают использовать компьютер для проектного творчества. Очень важно помнить, что работа с электронным устройством несёт определённый риск благополучию ребёнка, если его правильно не обучить пользоваться им. Эта задача лежит на плечах и педагогов, и родителей. Перед тем как приступать к подготовке проектов с использованием компьютера, дети должны освоить:

Школьные задания

  1. Правила техники безопасности. Любое электронное устройство способно не только негативно влиять на здоровье, но и при неосторожном обращении может стать угрозой для жизни. Прежде чем пускать ребёнка к компьютеру, стоит хорошо объяснить ему, что делать можно, а от чего следует воздержаться. Кроме этого, всегда нужно приводить примеры последствий правильной и неправильной работы с техникой.
  2. Правила обращения и основные методы работы. Обучение компьютерной грамоте начинается с азов и постепенно усложняется. Никогда не требуют от ребёнка того, что он не может понять или усвоить из-за малого возраста.
  3. Работа в интернете. Здесь главное правило — не оставлять ребёнка один на один со Всемирной паутиной, иначе не миновать беды. Опытные педагоги старательно и терпеливо объясняют, почему опасно заходить на незнакомые сайты и по каким причинам нельзя гулять в интернете без родителей или учителей.
  4. Отбор нужной информации. Этому тоже важно обучать сразу, иначе время за компьютером будет потеряно впустую. Постоянные отвлечения будут мешать продвижению к цели.
  5. Оформление работ. Компьютерные программы предоставляют большие возможности в быстром и красивом оформлении. Научить этому надо с самого начала, применяя простейшие приложения.
  6. Сохранение материала. Всегда есть опасность потерять электронный вариант проекта, поэтому необходимо первым делом обучать ребёнка правильно сохранять работу на компьютере. Использовать флешку для сохранения информации лучше в более старшем возрасте, однако правила безопасного извлечения этого устройства стоит освоить на начальной стадии. Самостоятельно выполнить такое действие нетрудно, но сначала родители и учителя должны постоянно контролировать образовательный процесс.

Любой этап обучения связан с определёнными задачами. Решать их помогают хорошо продуманные исследовательские проекты в начальной школе. Готовые проекты можно использовать в качестве наглядных пособий, в которых есть шаблоны структуры, содержания и оформления.

Ученический интерес к таким заданиям способствует росту средних показателей успеваемости и творческих способностей обучаемых.

Читайте также: