Конституция сша анализ кратко

Обновлено: 06.07.2024

4 июля каждого года американская нация празднует свое рождение как независимой нации салютом и традиционными пикниками. Когда первое в истории празднование независимости закончилось, те, кто ее осуществил, встали перед проблемой сохранения этой независимости. Они прошли через революционную войну и объединение тринадцати независимых государств в одну функционирующую единицу. Одиннадцать лет спустя, многие из тех, кто работал на независимость, собрались в Филадельфии, чтобы под именем Конституционного Конвента обсудить укрепление национальной системы правительства. Делегаты Конвента решили устранить существовавшие статьи Конфедерации, первой конституции нации, и предложить совсем новую федеральную Конституцию.

Новая Конституция основывалась на трех источниках. Во первых, на идеях французского Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое “оформление” в теориях Гоббса и Локка. В третьих, на собственном историческом опыте молодых американских колоний и штатов, отраженном в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона и других “отцов-основателей”.

Конституция США


Имея столь солидную теоретическую базу, Конституция не явилась “сухим” документом, понятным лишь избранным политикам – напротив, она сознательно написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей, Конституция существует прежде всего для народа, а уже потом – для правительства, исполнителя воли последнего.

Конституция США отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом, без излишней детализацией. Она состоит из 7 статей, разделенных на части (разделы).

Первые три статьи устанавливают формы власти: Законодательной (Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей), Исполнительной (Президент) и Судебной (Верховный Суд).

Статья 6 близка к ней по смыслу, поскольку характеризует природу и роль Конституции как “ высшего закона страны”.

Статья 5 предусматривает порядок дополнения и внесения изменений в Конституцию, а Статья 7 – порядок вступления Конституции в силу после ее ратификации 9 штатами, т.е. ¾ от 12 штатов (без отказавшегося участвовать в Конвенте Род-Айленда). В 1791 г. Конституцию дополнил “Билль о правах” (1-10 поправки), который гарантирует демократические права и свободы человека.

Принятие Конституции США

Анализ содержания Конституции позволяет выделить следующие принципы, определяющие политический строй и систему государственной власти США:

В американских средних школах все без исключения сдают тест на знание следующего небольшого прозаического отрывка: “We the people of the United States, in order to form a more perfect Union, establish Justice, insure domestic Tranquility, provide for the common defence, promote the general Welfare, and secure the Blessings of Liberty to ourselves and our Posterity, do ordain and establish this Constitution for the United States of America”. Вольный перевод на русский язык этой Преамбулы Конституции устанавливает. что именно народ – единственный источник государственности и власти, и именно народ учреждает Конституцию. Верховенство власти народа – фундаментальный принцип демократии, означающий, что государство должно служить народу, а не народ государству.

Это исходит еще из теорий Просвещения, когда оно являлось передовой идеей в условиях жесткого абсолютизма (гимном последнему служит знаменитое “Государство – это я!” Людовика XIV). Народ, согласно абсолютистам, - это лишь подданные своего короля. “Декларация независимости” отстаивает совершенно иные основы и понятия человека и гражданина.

Прежде всего стоит обозначить, что же для американской Конституции есть понятия “народ” и “гражданин”. Для обозначения “народа” в ней фигурируют самые разнообразные определения: “свободные люди”, “избиратели”, из состава которых исключаются “не платящие налогов индейцы”, но к которым прибавляются “ три пятых всех прочих лиц” (см. Ст. I, п.2). Для идеологов американской революции было совершенно естественным считать полноправными гражданами только лиц, свободных от какой-либо личной и экономической зависимости. В этот список не попадали женщины, зависимые экономически от своих мужей и отцов; негры-рабы, бывшие собственностью плантаторов, или индейцы, ведущие “нецивилизованную” жизнь. Таким образом, избирательным правом наделялись лишь мужчины, лично независимые и платящие налог с собственности. Слово “налогоплательщик” стало в американском лексиконе с тех пор синонимом понятия “гражданин”. Возможно, именно поэтому в США все так исправно платят налоги и по сей день? Может, дело в генах – право называться гражданином только после того, как заполнил налоговую декларацию? Так или иначе, но подобное приравнивание понятий гражданина и налогоплательщика в своей истории Россия упустила, и, кто знает, не отсюда ли все наши нынешние проблемы с неуплатой налогов?

Конституция США

Нелегким оказался компромисс об определении численности жителей избирательных округов. Представители северных штатов в Конвенте настаивали на том, что ими являются “все свободные люди”, однако делегаты с юга были в корне не согласны с этим. С одной стороны, они соглашались, что рабов нельзя причислить к избирателям. Но с другой стороны, они хотели, чтобы рабов включили в списки населения, определяющие количество депутатов в Палате Представителей. Южные штаты заметно уступали северным по количеству “свободных” людей, но не отставали от них в общей численности. В результате своеобразного политического торга и появилась формула “три пятых всех прочих лиц”.

Постепенно менялась страна, менялся и сам народ, и его роль в управлении государством. В 1865 , после кровопролитной Гражданской войны, была принята XIII поправка, за которой следовали также XIV и XV, согласно которым негры были освобождены и наделены избирательными правами. В 1920 г. XIX поправка предоставила избирательные права женщинам. Последняя из принятых поправок- XXVI (вступившая в силу с 1971г. и напрямую вызванная войной во Вьетнаме), закрепила избирательные права за гражданами с 18 лет.

Весной 1787 г. в городе Филадельфия собрались 55 делегатов (Конституционный Конвент) с формальной целью пересмотра " Статей конфедерации" . В условиях развала "вечного Союза", чудовищного партикуляризма, экономического хаоса и угрозы гражданской войны перед "отцами-основателями" стояла триединая задача остановить дальнейшее развитие революции, создать более совершенный Союз, надежно гарантировать права собственников.

В результате почти 3-месячной работы "отцов-основателей" (среди которых были Дж. Вашингтон, А. Гамильтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон) появился документ, который до сей поры является одним из главных статей американского экспорта (все последующие конституции, в том числе и Конституция РФ 1993 г. вынуждены были учитывать опыт создания этого основного закона).

СТРУКТУРА:

Конституция состояла из преамбулы, 7 статей и 10 поправок.

Статья I Разделы 1-9 закрепляли структуру Конгресса, порядок образования, права, привилегии и обязанности конгрессменов. Раздел 10 содержал положения, ограничивающие законодательную власть штатов.
Статья II Разделы 1-4 содержали положения, определяющие порядок избрания и отстранения президента в случае нарушения им своих обязанностей.
Статья III Разделы 1-3 закрепляли общую организацию судебных органов во главе с Верховным Судом США.
Статья IV Разделы 1-4 предусматривали особые права федеральных органов, права граждан штатов.
Статья V Излагала порядок внесения и принятия поправок к Конституции.
Статья VI Закрепляла верховенство на всей территории страны федерального законодательства, обязанность всех должностных лиц исполнительной и судебной сласти США и отдельных штатов под присягой или обещанием соблюдать Конституцию и др.
Статья VII Определяла порядок ратификации и вступления в силу Конституции.

ПРИНЦИПЫ:

В основу Конституции США заложен ряд принципов, многие из которых в настоящее время приобрели универсальный характер:

1. Республиканизм (большинство государственных органов и должностей выборные, срочные и сменяемые). Конституция закрепила президентскую республику (нигде кроме США, в чистом виде не существующую), основными чертами которой являются:

а) соединение в руках президента функции главы государства и главы правительства (отсутствие премьера);

б) жесткое разделение властей, закрепленное в Конституции;

в) внепарламентский метод избирания президента, дающий ему независимость от законодателей;

г) внепарламентский метод формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности (устойчивость Правительства и политического курса);

д) отсутствие у президента права роспуска Конгресса (независимость законодателей от исполнительной власти);

е) правление в президентской республике носит менее партийный характер, чем в парламентской (президент и кабинет может представлять одну партию - например, республиканскую, а большинство депутатов палаты представителей - другую, например, демократическую).

2. Разделение властей (система "сдержек и противовесов"):

а) все три ветви власти имеют разный источник формирования, что обеспечивает им определенную независимость друг от друга:

- Президент избирается всенародно посредством 2-ухстепенных выборов ;

- Палата представителей (нижняя палата Конгресса) избирается всенародно посредством прямых выборов ;

- Сенат - верхняя палата - до 1913 г. избиралась легислатурами (законодательными собраниями) штатов;

б) все ветви власти имеют разные сроки и полномочия, что обеспечивает нормальную преемственность власти:

- президент избирается на 4 года с возможностью повторного переизбрания;

-палата представителей избирается на 2 года с возможностью повторного переизбрания;

- в Сенате каждые 2 года происходит ротация на 1/3;

- судьи Верховного Суда назначаются пожизненно, в соответствии с англо-саксонской доктриной "несменяемости судей";

в) все ветви власти имеют возможность воздействовать друг на друга, что препятствует узурпации власти тем или иным лицом или органом:

Конгресс может:

- не ратифицировать международный договор , заключенный исполнительной властью,




- отклонить кандидатуру, предлагаемую президентом на тот или иной пост,

- отклонить законопроект, исходящий от исполнительной власти,

- подвергнуть президента импичменту - в 19 и 20 вв. состоялась два импичмента в отношении президентов Джонсона и Клинтона, но оба неудачны;

Президент может отклонить закон Конгресса , воспользовавшись правом отлагательного вето , которое, впрочем, можно преодолеть квалифицированным большинством при повторном голосовании;

Верховный суд может нуллифицировать (признать несоответствующим Конституции) указ президента, либо закон Конгресса). Конституция США - "это то, что скажет Верховный Суд" (так во всяком случае полагают многие положения, которые носят "рамочный" характер, допускающий весьма широкое его толкование, посему Верховный Суд (осуществляющий помимо всего прочего функцию конституционного надзора) является весьма важным элементом системы "сдержек и противовесов".

3. Федерализм (предполагающий супрематию - верховенство Федеральной Конституции и федеральных законов над Конституцией и законами отдельных штатов). США - первая буржуазная федерация, на основании изучения которой можно определить ряд черт федеративной ФГУ. к числу которых относятся:

а) территория государств в политико-административном отношении не представляет единого целого, а состоит из субъектов (штатов) с достаточно широкой автономией (но не суверенитетом, т.к. в противном случае это не союзное государство, а союз суверенных государств;

б) субъекты федерации наделены учредительной властью- правом издания собственных конституций (1780 г. - Конституция штата Массачусетс, 1783 г. - Конституция штата Нью-Гемпшир), соответствующих федеральному основному закону и его дополняющих;

в) субъекты федерации имеют право издания соответственных законов в пределах установленной для них компетенции;

г) субъекты федерации имеют собственную правовую и судебную систему (значительный правовой партикуляризм, до сей поры создающий проблемы и для граждан, и для судей);

д) наличие института двойного гражданства (особого значения не имеющее).

4. Защита прав и свобод личности (принцип, закрепленный не в основном тексте Конституции, а в первых 10-ти поправках к ней, именуемых "Билль о правах"1791 г.).

Несмотря на крайне усложненную процедуру, внесение поправок в конституцию (за 200 лет истории вносилось около 5000 предложений об изменении конституции, было принято только 27, из которых впоследствии действовали только 26, т.к. поправка 18 была отменена принятием 21-ой поправки) первые 10 поправок были приняты пакетом и вступили в действие после ратификации легислатурами штатов в 1791 г.

Особенностью "Билля о правах" является провозглашение тех или иных прав не в позитивной форме, а в форме запрета на их ограничения :

ПОПРАВКИ:

I. Свобода совести, слова, печати, собрания, подачи петиций правительству;

II. Право на хранение и ношение оружия;

III. Запрет постоев армии в мирное время в домах частных лиц без их согласия;

IV. Неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и запрет необоснованных обысков или арестов;

V. Процессуальные гарантии :

- право не свидетельствовать против себя,

- возбуждение уголовного дела (за исключением дел военнослужащих) должно осуществляться Большим жюри (расширенной коллегией присяжных),

- недопустимость повторного уголовного преследования за одно и то же преступление;

VI. Право обвиняемого в уголовном судопроизводстве :

- скорый и публичный суд присяжных из штата и округа,

- ознакомление с материалами дела

- право на квалифицированную (адвокатскую) защиту;

VII. Распространение суда присяжных на ряд гражданских дел[1] (при производстве по гражданским делам в федеральных судах, стороны имеют право на рассмотрение дела судом присяжных);

VIII. Запрет чрезмерных судебных залогов, чрезмерных штрафов, жестоких и необычных наказаний;

IX. Перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание или умаление иных, не упомянутых в ней прав народа;

Таким образом, достижение независимости от Великобритании и оформление собственной республиканской государственности создали предпосылки того, что в 19 в., а особенно к 20 в. США становятся одним из крупнейших и могущественных государств мира (оставаясь таковым и в 21 веке).

[1] В тяжбах общего права, где цена иска превышает 20 долларов.

Весной 1787 г. в городе Филадельфия собрались 55 делегатов (Конституционный Конвент) с формальной целью пересмотра " Статей конфедерации" . В условиях развала "вечного Союза", чудовищного партикуляризма, экономического хаоса и угрозы гражданской войны перед "отцами-основателями" стояла триединая задача остановить дальнейшее развитие революции, создать более совершенный Союз, надежно гарантировать права собственников.

В результате почти 3-месячной работы "отцов-основателей" (среди которых были Дж. Вашингтон, А. Гамильтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон) появился документ, который до сей поры является одним из главных статей американского экспорта (все последующие конституции, в том числе и Конституция РФ 1993 г. вынуждены были учитывать опыт создания этого основного закона).

СТРУКТУРА:

Конституция состояла из преамбулы, 7 статей и 10 поправок.

Статья I Разделы 1-9 закрепляли структуру Конгресса, порядок образования, права, привилегии и обязанности конгрессменов. Раздел 10 содержал положения, ограничивающие законодательную власть штатов.
Статья II Разделы 1-4 содержали положения, определяющие порядок избрания и отстранения президента в случае нарушения им своих обязанностей.
Статья III Разделы 1-3 закрепляли общую организацию судебных органов во главе с Верховным Судом США.
Статья IV Разделы 1-4 предусматривали особые права федеральных органов, права граждан штатов.
Статья V Излагала порядок внесения и принятия поправок к Конституции.
Статья VI Закрепляла верховенство на всей территории страны федерального законодательства, обязанность всех должностных лиц исполнительной и судебной сласти США и отдельных штатов под присягой или обещанием соблюдать Конституцию и др.
Статья VII Определяла порядок ратификации и вступления в силу Конституции.

ПРИНЦИПЫ:

В основу Конституции США заложен ряд принципов, многие из которых в настоящее время приобрели универсальный характер:

1. Республиканизм (большинство государственных органов и должностей выборные, срочные и сменяемые). Конституция закрепила президентскую республику (нигде кроме США, в чистом виде не существующую), основными чертами которой являются:

а) соединение в руках президента функции главы государства и главы правительства (отсутствие премьера);

б) жесткое разделение властей, закрепленное в Конституции;

в) внепарламентский метод избирания президента, дающий ему независимость от законодателей;

г) внепарламентский метод формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности (устойчивость Правительства и политического курса);

д) отсутствие у президента права роспуска Конгресса (независимость законодателей от исполнительной власти);

е) правление в президентской республике носит менее партийный характер, чем в парламентской (президент и кабинет может представлять одну партию - например, республиканскую, а большинство депутатов палаты представителей - другую, например, демократическую).

2. Разделение властей (система "сдержек и противовесов"):

а) все три ветви власти имеют разный источник формирования, что обеспечивает им определенную независимость друг от друга:

- Президент избирается всенародно посредством 2-ухстепенных выборов ;

- Палата представителей (нижняя палата Конгресса) избирается всенародно посредством прямых выборов ;

- Сенат - верхняя палата - до 1913 г. избиралась легислатурами (законодательными собраниями) штатов;

б) все ветви власти имеют разные сроки и полномочия, что обеспечивает нормальную преемственность власти:

- президент избирается на 4 года с возможностью повторного переизбрания;

-палата представителей избирается на 2 года с возможностью повторного переизбрания;

- в Сенате каждые 2 года происходит ротация на 1/3;

- судьи Верховного Суда назначаются пожизненно, в соответствии с англо-саксонской доктриной "несменяемости судей";

в) все ветви власти имеют возможность воздействовать друг на друга, что препятствует узурпации власти тем или иным лицом или органом:

Конгресс может:

- не ратифицировать международный договор , заключенный исполнительной властью,

- отклонить кандидатуру, предлагаемую президентом на тот или иной пост,

- отклонить законопроект, исходящий от исполнительной власти,

- подвергнуть президента импичменту - в 19 и 20 вв. состоялась два импичмента в отношении президентов Джонсона и Клинтона, но оба неудачны;

Президент может отклонить закон Конгресса , воспользовавшись правом отлагательного вето , которое, впрочем, можно преодолеть квалифицированным большинством при повторном голосовании;

Верховный суд может нуллифицировать (признать несоответствующим Конституции) указ президента, либо закон Конгресса). Конституция США - "это то, что скажет Верховный Суд" (так во всяком случае полагают многие положения, которые носят "рамочный" характер, допускающий весьма широкое его толкование, посему Верховный Суд (осуществляющий помимо всего прочего функцию конституционного надзора) является весьма важным элементом системы "сдержек и противовесов".

3. Федерализм (предполагающий супрематию - верховенство Федеральной Конституции и федеральных законов над Конституцией и законами отдельных штатов). США - первая буржуазная федерация, на основании изучения которой можно определить ряд черт федеративной ФГУ. к числу которых относятся:

а) территория государств в политико-административном отношении не представляет единого целого, а состоит из субъектов (штатов) с достаточно широкой автономией (но не суверенитетом, т.к. в противном случае это не союзное государство, а союз суверенных государств;

б) субъекты федерации наделены учредительной властью- правом издания собственных конституций (1780 г. - Конституция штата Массачусетс, 1783 г. - Конституция штата Нью-Гемпшир), соответствующих федеральному основному закону и его дополняющих;

в) субъекты федерации имеют право издания соответственных законов в пределах установленной для них компетенции;

г) субъекты федерации имеют собственную правовую и судебную систему (значительный правовой партикуляризм, до сей поры создающий проблемы и для граждан, и для судей);

д) наличие института двойного гражданства (особого значения не имеющее).

4. Защита прав и свобод личности (принцип, закрепленный не в основном тексте Конституции, а в первых 10-ти поправках к ней, именуемых "Билль о правах"1791 г.).

Несмотря на крайне усложненную процедуру, внесение поправок в конституцию (за 200 лет истории вносилось около 5000 предложений об изменении конституции, было принято только 27, из которых впоследствии действовали только 26, т.к. поправка 18 была отменена принятием 21-ой поправки) первые 10 поправок были приняты пакетом и вступили в действие после ратификации легислатурами штатов в 1791 г.

Особенностью "Билля о правах" является провозглашение тех или иных прав не в позитивной форме, а в форме запрета на их ограничения :

ПОПРАВКИ:

I. Свобода совести, слова, печати, собрания, подачи петиций правительству;

II. Право на хранение и ношение оружия;

III. Запрет постоев армии в мирное время в домах частных лиц без их согласия;

IV. Неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и запрет необоснованных обысков или арестов;

V. Процессуальные гарантии :

- право не свидетельствовать против себя,

- возбуждение уголовного дела (за исключением дел военнослужащих) должно осуществляться Большим жюри (расширенной коллегией присяжных),

- недопустимость повторного уголовного преследования за одно и то же преступление;

VI. Право обвиняемого в уголовном судопроизводстве :

- скорый и публичный суд присяжных из штата и округа,

- ознакомление с материалами дела

- право на квалифицированную (адвокатскую) защиту;

VII. Распространение суда присяжных на ряд гражданских дел[1] (при производстве по гражданским делам в федеральных судах, стороны имеют право на рассмотрение дела судом присяжных);

VIII. Запрет чрезмерных судебных залогов, чрезмерных штрафов, жестоких и необычных наказаний;

IX. Перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание или умаление иных, не упомянутых в ней прав народа;

Таким образом, достижение независимости от Великобритании и оформление собственной республиканской государственности создали предпосылки того, что в 19 в., а особенно к 20 в. США становятся одним из крупнейших и могущественных государств мира (оставаясь таковым и в 21 веке).

Структурно Конституция США включает сегодня преамбулу, 7 статей и 27 поправок и представляет собой весьма лаконичный документ. При этом преамбула ни судами, ни доктриной в качестве составной части Конституции не признается. В ней обозначены источник, от которого исходит Конституция ("Мы, народ. "), а также цели принятия последней (образование более совершенного Союза, утверждение правосудия, обеспечение внутреннего спокойствия, организация совместной обо-роны, содействие общему благосостоянию и обеспечение благ свободы).

Именно с целью обеспечения благ свободы "отцы-основатели", как в 1918 г. назвал разработчиков Конституции сенатор, а затем Президент США Уоррен Гардинг, стремились организовать власть в новом государстве таким образом, чтобы в максимально возможной степени оградить человека от ее произвола, поставить преграду деспотическому правлению. В качестве основного средства достижения указанных целей Конституция признала принцип разделения властей, причем действующий как "по горизонтали", так и "по вертикали".

Особая заслуга "отцов-основателей" состоит в том, что они существенно развили содержание упомянутого конституционного принципа по сравнению со считавшейся в то время классической трактовкой французского просветителя Шарля Л. Монтескье, дополнив его доктриной, получившей название системы сдержек и противовесов (checks and balances). Юридической моделью реализации идеи разделения властей с использованием системы сдержек и противовесов явилась установленная Конституцией США впервые в истории президентская республика.

Наряду с разделением властей ключевыми, концептуальными идеями Конституции явились федерализм и судебный контроль, включивший вскоре и проверку конституционности правовых актов. Как утверждают американские исследователи, перечисленные принципы представлялись "от-цам-основателям" настолько самоочевидными и бесспорными, что они не получили прямого словесного закрепления в тексте Конституции, пронизывая, однако, все ее содержание.

В Конституции наряду с организацией власти регулируются вопросы обеспечения стабильности и верховенства самой Конституции, а также фрагментарно некоторые вопросы правового статуса человека и содержатся переходные положения. Первые три статьи определяют статус федеральных органов государственной власти: Конгресса (ст. I), Президента (ст. II) и Верховного суда (ст. III). Вопросы федерализма урегулированы в основном ст. IV.

Наконец, три заключительные статьи посвящены по большей части самой Конституции. Статья V регламентирует процедуру принятия поправок к Конституции, ст. VI содержит гарантии верховенства и высокого политического авторитета Конституции (необходимость принесения присяги о ее соблюдении всеми парламентариями, а также должностными лицами исполнительной и судебной власти страны).

Что же касается ст. VII, то она представляет сегодня лишь исторический интерес, устанавливая порядок ратификации Конституции штатами, а также удостоверяя ее юридическую легитимность.

Изменение Конституции США осуществляется в отличие от конституций многих других стран путем добавления к ней поправок, не инкорпорируемых в ее текст. Обратим внимание читателя на то, что каждая публикация текста статей Конституции и поправок к ней включает все, в том числе недействующие (измененные или отмененные) ее положения. Поправки публикуются отдельно — после статей первоначального текста, в хронологическом порядке — каждая под соответствующим порядковым номером.

В действующих ныне поправках регулируются вопросы правового положения человека, в том числе избирательного права, некоторые вопросы формирования и организации деятельности государственных органов, соотношения полномочий федерации и штатов. Первые 10 поправок, вступившие в силу в 1791г., провозглашают важнейшие права человека и гражданина, а также их юридические гарантии. Поэтому по аналогии с одним из основополагающих актов британской консти-туции, принятым на столетие ранее, их именуют Биллем о правах.

Конституция США в ст. V предусматривает весьма сложную процедуру внесения поправок, являясь одной из самых жестких в мире. Поправка принимается 2/3 голосов членов каждой палаты Конгресса либо специально созванным по инициативе легислатур 2/3 штатов Конвентом — органом учреди-тельной власти. После принятия поправки на федеральном уровне она подлежит ратификации штатами. Для вступления поправки в силу необходимо ее одобрение 3/4 штатов (в настоящее время — 38). Штаты могут ратифицировать поправки также в двух формах, аналогичных используемым на федеральном уровне: либо легислатурами, либо конвентами.

Таким образом, процедура внесения поправки в Конституцию США включает две основные стадии: принятие на федеральном уровне и ратификацию штатами, а поправки могут вноситься посредством одной из четырех возможных процедур.

Схематично их можно обозначить следующим образом:

  1. Конгресс — легислатуры;
  2. Конгресс — конвенты;
  3. Конвент — легислатуры;
  4. Конвент — конвенты.

До сих пор на практике все поправки, кроме одной, вносились по первой из этих процедур. Исключение составила XXI поправка, отменившая "сухой закон", введенный XVIII поправкой, — она была принята Конгрессом и ратифицирована конвентами штатов.

Сверхжесткий порядок изменения Конституции США 1787 г., установленный для придания ей стабильности, в сочетании с проведением политики воспитания у населения уважения к своему высшему закону, несомненно, достиг своей цели. Более чем за 200-летнюю историю США в Конгресс было внесено около 5 тыс. поправок к Конституции. Из них палатами одобрены 33, а были ратифицированы, как известно, 27, из которых 26 действуют. Как видно, наиболее сильной "фильтрации" проекты поправок подвергаются Конгрессом.

Однако и ратификация штатами представляет собой весьма серьезный барьер на пути внесения поправок. Истории развития американской Конституции известны примеры, когда ратификация поправки затягивалась на десятилетия и даже века. Своеобразный рекорд здесь принадлежит XXVII поправке, запрещающей парламентариям увеличивать собственное жалованье: соответствующий закон может вступить в силу только после очередных выборов нижней палаты.

Поправка была принята Конгрессом по предложению Дж. Мэдисона в 1789 г., а ратифицирована необходимым числом штатов и вступила в силу лишь 7 мая 1992 г. Таким образом, процесс ратификации занял 203 года. Чтобы исключить подобную практику, Конгресс с 1917 г. стал обычно устанавливать сроки для ратификации.

Если требуемое число штатов за отведенное время не одобрит поправку, она считается отклоненной ими. Так произошло, например, с принятыми Конгрессом в 1972 и 1978 гг. соответственно поправками о равноправии мужчин и женщин и о придании федеральному округу Колумбия статуса штата.

Некоторые действующие поправки были ратифицированы рядом штатов гораздо позже того момента, когда они вступили в силу. Так, штаты Массачусетс, Джорджия и Коннектикут ратифицировали Билль о правах лишь к 150-й годовщине его одобрения Конгрессом — в 1939 г.

Почтенный возраст американской Конституции, ее лаконичность и формальная неподатливость изменениям обусловили отсутствие в ней многих институтов, ставших в настоящее время традиционными в общемировой практике конституционализма.

Это основы правового статуса политических партий; характеристика государства как правового, светского, демократического, социального; многие права социального характера и т. д. Перечисленные пробелы восполняются актами Конгресса и Президента, конституционными обычаями, судебными прецедентами, огромное множество которых породило в американской доктрине понятие "живой конституции", соответствующей жизненным реальностям современного мира.

Особенно важной является деятельность судов, прежде всего Верховного суда США, по осуществлению конституционного контроля и толкованию Конституции, в процессе которой ее положения подвергаются гибкой интерпретации сообразно потребностям общественного развития. В результате, как отмечают многие американские исследователи, буквальное толкование Конституции давно утратило смысл, оно попросту невозможно без учета судебных решений по конституционным вопросам.

Не имея права ни принимать, ни отменять законы, а тем более конституционные нормы, именно суды тем не менее играют решающую роль в определении содержания действующей Конституции.

Известный французский правовед Рене Давид отмечал, что без учета судебного толкования, путем лишь одного ознакомления с текстом невозможно понять ни одного положения Конституции, в частности, решить вопрос о том, соответствует ли ей тот или иной закон.

По выражению Г. Э. Хьюза, возглавлявшего Верховный суд США с 1930 по 1941 г., "Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи". Толкование судьями Конституции, как уже отмечалось, позволяет приспособить ее положения к изменяющимся историческим условиям, сообщает ей гибкость и эластичность.

Истории известны случаи, когда такая интерпретация по прошествии некоторого временного промежутка изменялась до противоположности, что, впрочем, отражало изменение и развитие самого общества. При этом вручение права интерпретации конституционных норм профессионалам — юристам высочайшего класса, к тому же пользующимся в обществе большим авторитетом и независимостью, снижает до минимума опасность произвола и злоупотреблений при его осуществлении. Впрочем, огромная роль судов в формировании норм конституционного права вызывает у некоторых исследователей возражения.

В понятие "живой конституции" доктрина также нередко включает не только формальные источники конституционного права, но и конституционное поведение, т. е. добровольное следование высшему закону, причем не только его букве, но и духу, которое предполагает прежде всего укоренение в общественном сознании идеи незыблемости прав человека. Без этого Конституция не имела бы никакой ценности и смысла.

Конституция США положила начало современному пониманию конституции как в материальном, так и в формальном смысле. С одной стороны, впервые конституцией стал называться юридический акт, осуществляющий целостное регулирование основ устройства государства. С другой — особая значимость данного документа обусловила наличие у него и специфических формально-юридических признаков: наивысшей юридической силы, а также усложненного порядка изменения по сравнению с иными правовыми актами, в том числе законами.

Для подавляющего большинства конституций различных стран мира характерно сочетание указанных материально-правовых и формально-правовых признаков. Поэтому все их, в известном смысле, можно считать потомками Конституции США 1787 г.

Однако не только и, пожалуй, не столько форма американской Конституции, сколько ее содержание способствовало распространению доктрины и практики конституционализма во всем мире. Эта ее роль есть предмет особой гордости американцев. Признавая свою Конституцию, возможно, самой "важной статьей экспорта США", американцы и внутри страны всемерно поддерживают ее высокий престиж и авторитет.

Об этом красноречиво свидетельствуют многие обстоятельства политико-правовой действительности США. Так, все парламентарии, должностные лица судебной и исполнительной вла-сти, как Союза, так и штатов, включая Президента США, при вступлении в должность дают присягу или торжественное обещание соблюдать Конституцию (ст. II, VI). Процесс натурализации в качестве необходимых предварительных условий предусматривает, в частности, проверку "понимания основных принципов Конституции США", а также принесение присяги, декларирующей "поддержку Конституции Соединенных Штатов и выступление в ее защиту от любых внешних и внутренних врагов".

Возникновение и изменение Конституции Соединенных Штатов как основного закона страны тесно связано с историческими событиями и требованиями современного общества.


Конституция Соединенных Штатов Америки

Конституция является главным нормативно-правовым актом страны, обладающим наивысшей законной силой. Этот важнейший документ приняли 17 сентября 1787 г., а утвердили лишь летом следующего года.

Для более корректного толкования содержания Конституции и соответствия документа общественному развитию были ратифицированы 27 поправок — они являются существенной составляющей документа.

Всем штатам страны предоставлены права по созданию и применению собственных законов, не противоречащих основному федеральному закону.

Значение конституции США

Государственное устройство США по Конституции 1787 года представлено тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательную власть представляют Сенат и Палата представителей, исполнительную — президент и вице-президент, а судебную — Верховный суд и нижние суды.

Принятие единой конституции имело огромное значение для американской нации:

  • государство оформилось юридически, определив полномочия высших органов власти;
  • сформировались судебные нормы и принципы, исходя из англосаксонской системы права;
  • ограничилось влияние правительственных структур на личностные предпочтения граждан вследствие утверждения билля о правах.

История создания и ратификации

Начать стоит с того, кто был вдохновителем создания Конституции США в 1787. Это Александр Гамильтон — юрист из Нью-Йорка, родившийся за пределами страны и не имевший права стать президентом. Он мечтал создать систему финансов, подкрепленную устойчивой валютой.

Поддерживал Гамильтона Джеймс Мэдисон, родившийся в Виргинии. Случился спор этого штата с Мэрилендом о том, кто должен взимать торговую пошлину с суден, курсирующих по Потомаку. Организовали совет, включающий президента Джорджа Вашингтона и представителей двух штатов.


На тот момент каждый штат имел собственную конституцию, подтверждавшую суверенитет и устанавливающую правовые нормы. С момента образования страны утверждали 146 штатных конституций. Многие положения этих территориальных законов способствовали формированию единой Конституции.

Единый основной федеральный закон закрепил схему государственного устройства США, разграничив действия ветвей власти. Для разработки окончательного варианта основного закона в процессе пересмотра конфедеративных статей, регулировавших правление страной, созвали Филадельфийский конвент в начале 1787 года.

Конституционный конвент в Филадельфии


25 мая 1787 года Конгресс созвал конституционный конвент в Филадельфии с целью разработки текста единой Конституции. На собрание пригласили представителей тринадцати штатов, на тот момент входящих в состав страны. Возглавил собрание Джордж Вашингтон.

На конвенте присутствовали фермеры, торговцы, юристы и банковские служащие. Каждый из них выдвигал предложение по содержанию текста высшего нормативно-правового акта. В первую очередь они защищали интересы собственного сословия. На основе этих предложений Джеймсом Мэдисоном был написан текст Конституции.

Было предложено сформировать три ветви власти и прописать для каждой полномочия и обязанности. Камнем преткновения для принятия окончательного решения по содержанию Конституции стали два вопроса: о числе количестве штатных представителей в Конгрессе и рабстве.

В конечном итоге вопрос об отмене рабства пришлось отложить, поскольку существовала вероятность непринятия Конституции рабовладельческим Югом. Споры длились несколько месяцев. Только в начале осени 1787 года окончательный текст Конституции был представлен представителям штатов для ратификации.

Ратификация

Для приобретения законной силы требовалось утверждение конституции как минимум девятью штатами страны. Гамильтон и Мэдисон написали очерки для объяснения гражданам работы правительственной структуры.

Представители Делавэра первыми подписали конституционный проект в конце 1787 года. В начале лета 1988 года свою подпись поставили представители девятого необходимого штата — Нью-Гемпшира. 21 июня того же года единая Конституция США приобрела законную силу.

Структура конституции


Конституцию 1787 года составляли преамбула и семь статей, определивших схему государственного устройства и разграничивших компетенцию трех ветвей власти. Впоследствии утвердили 27 поправок к основному тексту, десять из которых регламентировали личностные права и свободы граждан и составили Билль о правах.

Преамбула

Из этой фразы понятно, что Конституция преследует следующие цели:

  • обеспечить взаимодействие между штатами;
  • гарантировать справедливость и стабильный общественный уклад;
  • обеспечить защиту в случае военных действий;
  • содействовать процветанию нации;
  • гарантировать свободу американского народа.

Преамбула подразумевает принятие Конституции всем населением страны. Основной закон США не содержит главу о гражданских правах и свободах, поскольку основатели закона считали, что преамбула указывает на основные права. По большей части этот недочет устранили принятием Билля о правах граждан.

Конституция предопределяет формирование сплоченного федерального правительственного аппарата, уполномоченного проводить собственную политическую деятельность и обеспечивать единение нации.

Законодательная власть

Первая статья высшего нормативно-правового акта назначает Конгресс законодательным органом власти. Статья описывает порядок проведения выборов в палаты, требования к претендентам, компетенцию Конгресса, процедуру формирования законов. В статье гарантируется неприкосновенность членов палат и оплата за весь срок государственной службы.

В 1913 г. в первую статью внесли 17-ю поправку, устанавливающую выборы сенаторов непосредственно избирателями, а не штатными легислатурами. Конституция утвердила право палат регламентировать собственную рабочую деятельность:

  • кворум составляет большая часть избранных членов палат;
  • спорные вопросы касательно депутата либо сенатора решает его палата.

Исполнительная власть

Вторая статья посвящается исполнительной власти, представляемой президентом страны. Высший нормативно-правовой акт 1787 г. гласит о том, что президентом может стать только гражданин Америки, постоянно проживавший на территории страны последние четырнадцать лет и достигший тридцатипятилетнего возраста.

Если президент смещен с должности, умер, вышел в отставку, неспособен выполнять назначенные обязательства — его замещает вице-президент.

Статья определяет процесс организации президентских выборов, требования к претенденту, клятвенную речь и компетенцию президента. Также она предписывает одновременное избрание президента и вице-президента страны.

Изначальный текст второй статьи некорректно определял должность вице-президента при досрочном прекращении президентских полномочий. По этому поводу в основной закон была внесена 25-я поправка, определяющая порядок пребывания вице-президента на президентском посту.

В 1951 г. утвердили двадцать вторую поправку, устанавливающую возможность пребывания на президентском посту не более двух сроков. Вторая статья предопределяет возможность импичмента.

Судебная власть


Третья статья основного закона посвящена судебной системе, включающей Верховный суд и территориальные суды, утверждаемые Конгрессом. Верховный суд рассматривает лишь некоторые дела, остальные попадают в верховный суд лишь при необходимости пересмотра.

Статья устанавливает несменный состав судей и обязательное присутствие присяжных при рассмотрении уголовного дела. Тут же растолковывается понятие государственной измены.

Равенство штатов

В четвертой статье рассматривается взаимодействие штатов с федерацией. В содержании указывается, что должностные лица штатов обязаны полностью доверять и уважать законы других штатов. Граждане, независимо от территориальной принадлежности, имеют равные права и обязанности.

Также запрещается дискриминация народа одного штата народом другого. Определяется обязанность штатов выдавать преступников властям того штата, где должно состояться судебное разбирательство, обеспечив при этом всю сопутствующую корреспонденцию.

Третий раздел регламентирует принятие в состав страны нового штата и формирование новой штатной единицы внутри уже имеющихся штатов. Четвертый раздел гарантирует республиканские принципы правления и утверждает обязанности федерации по защите от сторонних недоброжелателей и урегулированию внутриштатных волнений.

Поправки к конституции

В пятой статье описывается процедура внесения изменений (поправок) в основной закон. Изменения утверждаются конгрессом или специально созываемым органом — Национальным конвентом. Обычно все изменения принимает Конгресс.

Для приобретения законной силы поправки должны ратифицировать три четверти штатов. Конгрессом определяется метод ратификации: штатными парламентами либо созываемыми конвентами, как в случае принятия двадцать первой поправки.

Соотношение законодательства федерации и штатов

Шестая статья устанавливает верховенство федеральных нормативно-правовых актов над законами штатов. При конфликте федеральных законов с законами штатов судебная власть обязана придерживаться федеральных положений.

Ратификация

Седьмая статья признает ратификацию Конституции созванными конвентами девяти штатов достаточным основанием для вступления основного закона в силу. Фактически предусматривался отказ части штатов ратифицировать высший нормативно-правовой акт. В таком случае страна распалась бы на части, одна из которых признала бы Конституцию главенствующим законом, а другая бы жила, руководствуясь собственными нормативно-правовыми актами.

Судебное толкование

За основу американской правовой системы взяты англосаксонские правовые принципы, поэтому судебные прецеденты играют большую роль в применении и толковании законов. Верховный суд обладает особыми полномочиями в создании прецедентной системы.

Так, например, в 1803 г. в нашумевшем тогда деле Мэдисона против Марбери верховный суд, возглавляемый Джоном Маршаллом, постановил, что один из легислатурных законов не соответствует Конституции, создав прецедент для аналогичных случаев в будущем. При этом в конституционном тексте не упоминается о таком праве Верховного суда, но схожий принцип встречался в англосаксонском праве.


По окончании дела Мэдисона против Марбери утвердились полномочия судов по установлению соответствия штатных законов Конституции. С тех пор территорияальные суды и прочие государственные органы при рассмотрении дел обязаны опираться на интерпретацию конституционного содержания в исполнении верховного суда.

История поправок к конституции

С течением времени менялись запросы общества, для удовлетворения которых пришлось пересмотреть и конституцию. С момента ратификации утверждены двадцать семь поправок, десять из которых составляют Билль о правах.

Статьи дополнялись федеральными законами и постановлениями верховного суда. Примечательно, что изначальный конституционный текст не изменяют. Положения высшего нормативно-правового акта, утратившие силу, все равно остаются в тексте.

Билль о правах


Биллем о правах называют первые десять поправок к конституционному тексту, которые регламентируют личностные права и свободу граждан и уменьшают влияние правительства на личные предпочтения. Изменения предложил Джеймс Мэдисон в 1789 году. Ратифицировали поправки в конце 1791 года.

Изначально Билль о правах не учитывался легислатурными законами, что допускало установление официальной религии на территории некоторых штатов. Однако в 1868 году приняли четырнадцатую поправку, которая не только отменила рабство, но и запретила утверждение и применение штатами законов, ограничивающих личностные привилегии и льготы.

В действительности Джемс Мэдисон предложил 12 поправок, но в Билль о правах вошли изменения с третьей по двенадцатую. Первую поправку о размерах избирательных округов не утвердили все штаты. А второе изменение, устанавливающее неизменный размер заработной платы членам палат вплоть до новой выборной компании, утвердили лишь в 1992 г. как 27ю поправку к Конституции.

История конституции в XVIII и XIX веках

В 1795 г. ратифицировали 11-ю поправку. Это изменение утвердило правило о подаче иска против штата лишь в судебный орган этого же штата. Поправка обеспечила судебную неприкосновенность штатов.

В 1804 г. ратифицировали 12-ю поправку, определяющую процесс отдачи голосов в коллегии выборщиков. До этого у выборщиков было по два голоса, чтобы голосовать сразу за претендентов и в президенты, и в вице-президенты. Поправка регламентировала раздельное голосование за претендентов.

Во второй половине 19-го века в Соединенных Штатах шла гражданская война, в ходе которой одиннадцать штатов отделились и сформировали собственный союз — конфедеративные штаты. Примечательно, что Южные Штаты обосновали свое отделение конституцией, указав, что Северные Штаты нарушили конституционные обязанности, предписанные в четвертой статье — о выдаче сбежавших рабов.


По окончанию гражданской войны утвердили 13-ю, 14-ю и 15-ю поправки с целью искоренить рабство и расовую дискриминацию. Изменение под номером 13 запретило рабство как таковое. Четырнадцатая поправка предоставила бывшим рабам право на получение гражданства страны при рождении на ее территории. Пятнадцатая же разрешила участвовать в выборах независимо от цвета кожи и расовой принадлежности.

История конституции в XX веке

В 1913 г. утвердили 16-ю и 17-ю поправки:

  • первая из двух породила существенный приток материальных средств в правительственный бюджетный фонд, закрепив за Конгрессом право на установление и взимание федерального подоходного налога;
  • вторая регламентировала избрание сенаторов путем прямых выборов.

Утвержденная в 1920 г. 19-я поправка закрепила избирательное право женщин. А в 1932 г. ратифицировали 20-ю поправку, сокращающую время между датой выборов президента и членов Конгресса и датой их фактического вступления в должность. До этого между двумя датами проходило четыре месяца, за время которых могло быть двоевластие. Этой же поправкой перенесли даты вступления в должность с марта на январь.

22-я поправка, утвержденная в 1951 г., не позволяла быть президентом больше двух сроков. Следующая за ней двадцать третья предоставила возможность округу Колумбия выбирать членов коллегии выборщиков (1961 г.).

Двадцать четвертая дала право участвовать в федеральных выборах, независимо от налоговых платежей. 25-я, принятая в 1967 г., определила правило замещения президента вице-президентом.

Две последние — двадцать шестая и двадцать седьмая — обеспечили избирательное право граждан, начиная с восемнадцати лет и установили неизменный размер заработной платы членов палат до новых выборов.

Нератифицированные поправки

В Конгресс все время поступают предложения о внесении конституционных изменений. Большую часть поправок Конгресс отклонил и не выносил на ратификацию. За многими поправками закреплен срок, до истечения которого изменение должны утвердить. Если срок не определен, при требуемом количестве голосов поправка может обрести законную силу.

Существует несколько таких поправок, не утвержденных тремя четвертями штатов. Например, это поправка, регулирующая трудовую деятельность несовершеннолетних и другая, запрещающая дискриминацию по половому признаку. Также в этой группе находится и поправка о лишении гражданства при получении титула другого государства гражданином США.

Читайте также: