Конституционные проекты сперанского и новосильцева кратко

Обновлено: 06.07.2024

Как известно, первая российская конституция была принята чуть более ста лет назад – 10 июля 1918 г. Однако конституционные проекты, которым не суждено было воплотиться в жизнь, начали создаваться гораздо раньше.

Проект предполагал разделение властей, создание иерархии дум во главе с Государственной думой, координировать законодательную деятельность должен был Государственный совет во главе с императором.

Она готовилась в обстановке строгой секретности, в обсуждении участвовал сам Александр I.

Проект включал положения о свободе слова и печати, неприкосновенности личности и собственности, независимости суда, предполагал создание двухпалатного парламента и федеративное устройство Российской империи. Революционные события в Европе заставили Александра I положить этот проект под сукно.

Эти проекты были впервые опубликованы только в начале XX в., после отменены предварительной цензуры.

Лишь начавшаяся в 1905 г. революция привела к разработке конституционных проектов. Манифест об усовершенствовании государственного порядка даровал подданным Российской империи политические права и Государственную думу, которая проработала до Февральской революции.

Ознакомиться с полными текстами документов можно в Национальной электронной библиотеке (НЭБ):

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) – граф, русский государственный деятель. С 1808 г. ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Гос. Совета (1810). В 1812-1816 гг. в результате интриг его противников был сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь, где принял должность сибирского генерал-губернатора. В 1821 году возвратился в Петербург, вновь заняв высокие посты в бюрократической иерархии. Прогрессивное значение имело создание в 1826 году II отделения Собственной его императорского величества канцелярии, занимавшегося кодификацией законов. За подготовку "Полного собрания законов" и "Свода законов Российской империи" М.М. Сперанский незадолго до своей кончины был пожалован Николаем I графским титулом.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

Министерство образования и наук Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра отечественной истории в новейшее время

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Конституционные проекты М.М. Сперанского и Н.Н.Новосильцева

Студента 1 курса 101 группы

Петрунина Дениса Михайловича

Научный руководитель

Д.И.Н. профессор ЯковлевС.А.

Саратов 2012

Биография М.М. Сперанского

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) – граф, русский государственный деятель. С 1808 г. ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Гос. Совета (1810). В 1812-1816 гг. в результате интриг его противников был сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь, где принял должность сибирского генерал-губернатора. В 1821 году возвратился в Петербург, вновь заняв высокие посты в бюрократической иерархии. Прогрессивное значение имело создание в 1826 году II отделения Собственной его императорского величества канцелярии, занимавшегося кодификацией законов. За подготовку "Полного собрания законов" и "Свода законов Российской империи" М.М. Сперанский незадолго до своей кончины был пожалован Николаем I графским титулом. В последние годы жизни произошло окончательное изменение политических взглядов М.М. Сперанского, что нельзя поставить ему в упрек, – напротив, это свидетельствовало об остроте восприятия конкретной исторической ситуации.

Почти не получившие практического воплощения при жизни, идеи великого реформатора оказали в дальнейшем большое влияние на развитие России, утвердив в общественном сознании представления о конституционном образе правления. Хорошо известно влияние идей М.М. Сперанского на декабристов –для участия в учреждаемом ими после победы Временном правительстве, которое тщательно разрабатывалось руководством Северного общества, они предполагали пригласить только М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова. Ирония же судьбы в том, что великий реформатор, будучи членом Верховного уголовного суда, вынужден был участвовать в вынесении приговора декабристам.

Михаил Михайлович Сперанский скончался 11 февраля 1839 года. Весть о его кончине пронеслась по всей России и достигла Европы. Солидные периодические издания поместили отклики на это печальное событие. В дневнике будущего биографа Сперанского М. Корфа на следующий день после кончины реформатора появилась запись: "Светило русской администрации угасло".

Идеи М.М. Сперанского продолжали жить и будоражить передовые умы России второй половины XIX века. Свою частичную реализацию они нашли в реформах Александра II, на много десятилетий предвосхитив судебную реформу и Манифест 17 октября 1905 года.

Конституционный проект М.М. Сперанского.

Имя Михаила Михайловича Сперанского привлекает к себе особенное внимание в те периоды российской истории, когда государство находится на пороге серьезных общественных преобразований. Не случайно, что именно в годы подготовки и проведения в стране реформ публиковались наиболее обстоятельные исследования о жизни и деятельности М.М. Сперанского и его труды1. Ему принадлежит большая заслуга в развитии русского конституционализма, правозаконности и правосознания. В отношении образа государственного правления М.М. Сперанский проявил себя сторонником конституционной монархии, устанавливаемой путем постепенного реформирования общества.

После окончания коалиционных войн и подписания Тильзитского мира Александр I в условиях внутриполитической напряженности обращается к идее умеренно-либеральных реформ. Составить общий план преобразования общественно-политического строя России было поручено Сперанскому. Так появился документ под названием "Введение к Уложению государственных законов" (1809), представленный государю. Заслуги его ближайшего советника отмечены не столько крупными теоретическими разработками, сколько попыткой осуществить конституционные идеи на практике. О характере деятельности М.М. Сперанского ярко и точно сказал известный специалист по проблеме истории либерализма в России В.В. Леонтович: "… Сперанский вообще сравнительно мало интересовался чистыми идеями, их теоретическим обоснованием и общественной проповедью. Весь интерес его направлен был на практическое осуществление тех принципов, которые он считал правильными. Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма, которые представлялись ему осуществимыми при данных обстоятельствах"2.

Основываясь на своем жизненном и обширном административно-управленческом опыте, Сперанский пришел к убеждению, что политические реформы в России необходимо начать с реорганизации центральных органов управления. Он неоднократно заявлял: "Нормальное функционирование органов управления возможно только в том случае, если они несут ответственность за свои действия. И никакие частные реформы не дадут результатов, так как на данном этапе развития России необходима новая система управления. А начать надо с выработки конституции, основного уложения государства"3 .

М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных преобразований проводилась мысль о верховенстве закона над самодержавной властью. Сперанский отмечал, что в России есть только два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. "Первые называются свободными только в отношении ко вторым. Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов"4. Конституция, считал он, способна была ограничить наиболее крайние проявления тирании, так характерные для России того времени; появились бы элементы правового государства, определенные конституционно-правовые пределы, а гарантом гражданских прав и законов уже выступала бы конституция; но установление конституционного строя, во избежание общественных потрясений, должно совершиться по инициативе императора.

Цель конституционной реформы, по мнению Сперанского, состояла во внедрении принципа разделения властей в систему власти. Он говорил и о необходимости создания парламента, собираемого из народных представителей, для законодательной деятельности.

Царь Александр I считался с мнением Сперанского и произвел попытку внедрения принципа разделения властей в местных органах власти.
Сперанский писал, что устройство законодательного сословия должно быть таким, чтобы оно не могло принимать решений без царской воли, но, в то же время, законодателям должна быть предоставлена полная свобода в смысле выражения своего и народного мнения. Судебное сословие, по мнению Сперанского, должно было быть выборным и независимым от правительства, которому здесь отводилась охранительная и надзорная функции. Вся исполнительная власть отдавалась в руки правительству, а чтобы не допустить произвола с его стороны, законодателям, в конституционном проекте Сперанского, была дана возможность следить за правильностью исполнения законов.

Согласно конституционному проекту М.М.Сперанского исполнительная власть отдавалась правительству и его министерствам, законодательная сосредотачивалась в Государственной думе, а судебная делегировалась Сенату. При этом немаловажным является то, что Сперанский отводил правительству первостепенную роль.

Главой государства по конституционному проекту Сперанского, естественно, является император. Он обличен всей полнотой власти. Дела от остальных государственных органов к императору должны поступать через совещательный орган, названный Сперанским Государст венным советом. Государственный совет состоит из сановников, назначенных монархом. Этот орган в целом был призван придать упорядоченность деятельности правительства.
Государственная дума по конституционному проекту Сперанского не обладала правом законодательной инициативы, однако она должна была принимать непосредственное участие в разработке законов, а так же контролировать соблюдение принятых конституционных норм.
Дума представляла собой четырехступенчатую систему выборных органов. Волостная дума, призванная заниматься местными вопросами, состояла по конституционному проекту из крестьянских старшин. Окружная дума избирается из числа представителей волостных этими же представителями, и занимается вопросами своего округа. Далее следует Губернская дума, решающая законотворческие задачи на уровне административно- территориальной единицы. Из ее членов избираются представители в Государственную думу, которой проект отводит роль высшего законодательного органа. В ее функции входит обсуждение законопроектов и направление их в Государственный совет и на утверждение монарху.
Судебная власть по проекту Сперанского основывалась на принципе выборности. Однако, Сенат не являлся в чистом виде выборным органом, хотя его члены избирались в губернских думах, но окончательное решение о назначении принимал монарх. Служащие волостных, окружных и губернских судов, согласно проекту были выборными.

Субъектами избирательного права, согласно конституционному проекту Сперанского, были исключительно граждане, обладающие недвижимым имуществом. Крепостные крестьяне и рабочие к выборным процессам не допускались. Таким образом, выборная система Сперанского была основана на имущественном цензе, а не на сословном, при такой системе главная политическая роль отводилась помещикам.

Органы исполнительной власти представляли собой систему министерств и подчиненных им территориальными представительствами. Административные служащие назначались верховной монаршей властью и полностью ей подчинялись. Контроль над деятельностью министерств осуществлял Правительствующий Сенат.

Тем не менее, ценность проекта Сперанского сложно переоценить. Он произвел первую попытку внедрения идеи конституционализма на столь высоком государственном уровне.

Конституционный проект Н.Н. Новосильцева.

Попытка реализации конституционного проекта на территории Польши.

Анализ конституционного проекта показывает, что в случае его претворения в жизнь Россия стала бы дуалистической монархией7. По степени разработанности проект превосходил не только предшествовавшие, но и последующие официальные конституционные проекты.

С приходом на престол Павла (1796-1801 гг.) принимаются меры по укреплению самодержавной власти и усилению дисциплины в армии и государстве. Он отменил или ограничил действие екатерининских жалованных грамот 1785 г . ограничил права и деятельность дворянского самоуправления. отменил свободу дворян от телесного наказания. Было подтверждено право помещиков ссылать крепостных на поселение. Крепостнические порядки были распространены на Дон, Приазовье и Южную Украину.

В марте 1801 г. в результате нового дворцового переворота к власти пришел молодой император Александр I (1801 -1825 гг.), который одним из первых в России осознал необходимость реформ. В сравнительно благоприятных условиях первой половины его царствования продолжалась активная работа лучших умов над проблемами будущего политического и общественного устройства страны.

Особое место в этом процессе занимала личность М. М. Сперанского, автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. В конце 1804 г. Сперанский завершил разработку "Введения к уложению государственных законов", предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.

По плану Сперанского предусматривалось три параллельных ряда Учреждений:

3. исполнительных (административных).

Законодательный ряд образовывали выборные думы - от волостной до Государственной.

Судебная власть состояла из выборных волостных, уездных, губернских судов. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной думой и утверждались императором.

Исполнительной властью являлись выборные правления - волостные, уездные и губернские. Высшая исполнительная власть - министры - назначались государем. Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет.

Население России по проекту М. М. Сперанского предполагалось разделить на три сословия:

2. среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне)

3. "народ рабочий" (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги).

Крепостное право сохранялось и третье сословие не получало избирательных прав.

Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ни одна из реформ государственного аппарата, проведенных в тот период, ни в какой степени не затронула основ феодально-абсолютистского строя. А Сперанский в 1812 г. был уволен и выслан из столицы. Однако к 1820 году под руководством главы российской администрации в Польше Н.Н. Новосильцева был разработан проект "Уставной грамоты Российской империи" - первой конституции за всю историю России. Конституционный проект предусматривал создание двухпалатного парламента (Государственного сейма и Государственной думы), без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, федеративное устройство России.

В соответствии с проектом Конституции Никиты Муравьева ("Союз спасения", 1816 г.) Россия после переворота должна была стать конституционной монархией с императором во главе исполнительной власти и законодательным вече, состоящим из двух палат: Верховной думы и палаты народных представителей. Конституция отменяла все феодальные сословия. предполагала коренную и решительную ломку всего феодально-крепостнического аппарата управления. Реализация основных положений конституции открывала широкую дорогу буржуазному развитию страны.

Более радикальный и последовательно буржуазный характер носила "Русская правда" Павла Пестеля ("Южное общество", 1821 г.), предусматривавшая упразднение крепостничества и сословного строя. Пестель предлагал установить после свержения самодержавия диктатуру Временного революционного правления сроком на 10 лет, установить республику с Верховным собором. Народным вето и Державной думой. Исполнительная власть вверялась пяти лицам, избираемым Народным вече сроком на 5 лет. Во главе России должен был стоять президент, которым становился один из избранной пятерки. Проект Пестеля отвергал принцип федеративного устройства, Россия предполагалась единой и неделимой.




Итак, попытки самодержавия прийти к переменам в обществе на путь преобразований, реформ еще в 20-х годах окончились неудачей. Основная причина неудачи: тайный, бюрократический способ решения назревших проблем не мог дать желаемого результата. Самодержцы и не допускали мысли об опоре на передовых политических деятелей. Вместо этого верховная власть стремилась жестоко подавить прогрессивное общественно-политическое движение.

С приходом на престол Павла (1796-1801 гг.) принимаются меры по укреплению самодержавной власти и усилению дисциплины в армии и государстве. Он отменил или ограничил действие екатерининских жалованных грамот 1785 г . ограничил права и деятельность дворянского самоуправления. отменил свободу дворян от телесного наказания. Было подтверждено право помещиков ссылать крепостных на поселение. Крепостнические порядки были распространены на Дон, Приазовье и Южную Украину.

В марте 1801 г. в результате нового дворцового переворота к власти пришел молодой император Александр I (1801 -1825 гг.), который одним из первых в России осознал необходимость реформ. В сравнительно благоприятных условиях первой половины его царствования продолжалась активная работа лучших умов над проблемами будущего политического и общественного устройства страны.

Особое место в этом процессе занимала личность М. М. Сперанского, автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. В конце 1804 г. Сперанский завершил разработку "Введения к уложению государственных законов", предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.

По плану Сперанского предусматривалось три параллельных ряда Учреждений:

3. исполнительных (административных).

Законодательный ряд образовывали выборные думы - от волостной до Государственной.

Судебная власть состояла из выборных волостных, уездных, губернских судов. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной думой и утверждались императором.

Исполнительной властью являлись выборные правления - волостные, уездные и губернские. Высшая исполнительная власть - министры - назначались государем. Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет.

Население России по проекту М. М. Сперанского предполагалось разделить на три сословия:

2. среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне)

3. "народ рабочий" (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги).

Крепостное право сохранялось и третье сословие не получало избирательных прав.

Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ни одна из реформ государственного аппарата, проведенных в тот период, ни в какой степени не затронула основ феодально-абсолютистского строя. А Сперанский в 1812 г. был уволен и выслан из столицы. Однако к 1820 году под руководством главы российской администрации в Польше Н.Н. Новосильцева был разработан проект "Уставной грамоты Российской империи" - первой конституции за всю историю России. Конституционный проект предусматривал создание двухпалатного парламента (Государственного сейма и Государственной думы), без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, федеративное устройство России.

В соответствии с проектом Конституции Никиты Муравьева ("Союз спасения", 1816 г.) Россия после переворота должна была стать конституционной монархией с императором во главе исполнительной власти и законодательным вече, состоящим из двух палат: Верховной думы и палаты народных представителей. Конституция отменяла все феодальные сословия. предполагала коренную и решительную ломку всего феодально-крепостнического аппарата управления. Реализация основных положений конституции открывала широкую дорогу буржуазному развитию страны.

Более радикальный и последовательно буржуазный характер носила "Русская правда" Павла Пестеля ("Южное общество", 1821 г.), предусматривавшая упразднение крепостничества и сословного строя. Пестель предлагал установить после свержения самодержавия диктатуру Временного революционного правления сроком на 10 лет, установить республику с Верховным собором. Народным вето и Державной думой. Исполнительная власть вверялась пяти лицам, избираемым Народным вече сроком на 5 лет. Во главе России должен был стоять президент, которым становился один из избранной пятерки. Проект Пестеля отвергал принцип федеративного устройства, Россия предполагалась единой и неделимой.

Итак, попытки самодержавия прийти к переменам в обществе на путь преобразований, реформ еще в 20-х годах окончились неудачей. Основная причина неудачи: тайный, бюрократический способ решения назревших проблем не мог дать желаемого результата. Самодержцы и не допускали мысли об опоре на передовых политических деятелей. Вместо этого верховная власть стремилась жестоко подавить прогрессивное общественно-политическое движение.

Государственные деятели: А.А. Аракчеев М.М. Сперанский Н.Н. Новосильцев


Период царствования императора Александра I связан с именами трех государственных деятелей: Н.Н. Новосильцева, М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева. Именно на их долю выпала разработка новых законопроектов и преобразований. Деятельность каждого из них соотносится с определенным этапом формирования личности государя и его представлениях о необходимости тех или иных реформ. Н.Н.

Деятельность М.М. Сперанского относится к 1807 – 1811 годам, когда император уже отошел от либеральных настроений юношества, но все еще хотел провести реформы в стране.

Именно Сперанскому было поручено разработать основной план государственного преобразования Российской империи.

Проект предполагал введение принципа разделения властей и созыва выборного органа управления, но при сохранении незыблемости императорской власти.

С деятельностью Аракчеева связан уже реакционный период правления, когда идет постепенный отказ от реформ. Граф сосредоточил в своих руках все нити государственной власти. К императору с докладом невозможно было попасть, не имея на то разрешения временщика.

С именем Аракчеева связана одна из самых реакционнейших мер последнего периода правления императора – военная реформа, создания военных поселений.

Это преобразование, дающее на бумаге свободу крестьянам, на деле еще больше их закрепостило, привязало к земле, и заставило нести службу не только государственную, но и пожизненную армейскую.

23.Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты м.М.Сперанского и н.Н.Новосильцева


Александр
I
занял
престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен
к своей венценосной роли и
имел сложившиеся представления об
управлении страной. Взгляды Александра
I отличались гуманистическойнаправленностью,
чему способствовали его
учителя: русский священник-протоиерей
Самборский А. А.

и швейцарский просветитель
Лагарп Ф
.
Оба они стремились пробудить у
будущего императора чувства
правды, справедливости, сострадания к
ближнему. Первые дни царствования Александра
I ознаменовались большими милостями:
тысячи людей, подвергшихся гонениям
при Павле
I
,
были возвращены из ссылок,
многие др.

играл
видную государственнуюроль
как при Александре I, так и при Николае
I
.
Придерживаясьлиберальных взглядов,
Кочубей В.П. проявлял большую государственную
мудрость. Неуклонно проводя либеральный
курс, он мастерски мог нейтрализовать
интриги, сохраняя тем самым себя и
близких ему людей для дальнейших действий.

При тесном взаимодействии Сперанского
М.М. и Кочубея П.В. были проведены почти
все реформы первых лет царствования
Александра I.

Парламентский орган
впервые в русской политической практике
был назван Государственной
думой
.
Высшей законодательной палатой
объявлялся Государственный
совет
.
Ряд государственных
органов
сохраняли
свои прежние названия, но их функции
существенно изменялись.

В основу избирательной
системы
был
положен не сословный принцип,
а имущественный
ценз
,
т.е. владение имуществом. Формально
проект не затрагивал крепостного
права
,
но созданная Сперанским М.М. правовая
система не оставляла для него места.
Проект Сперанского М.М.

содержал в себе
большую политическую силу, и поэтому
почти столетие он держался в секрете и
в полном виде стал известен только в
н.XX в. Сперанскому М.М. и тем более
Александру I было ясно, что разом внедрить
новую государственную систему невозможно:
слишком сильно было
влияниеконсервативных кругов общества.

Поэтому план стал внедряться по частям.
Началу перемен положило
учреждение министерств вместо
прежних петровских
коллегий
,
изрядно устаревших за прошедшее столетие.
Министерства были учреждены 8
СН 1802
,
но первоначально они мало что изменили,
т.к. сохранилсячиновничий
аппарат
из
коллегий.

Только после появления общего
плана Сперанского М.М. в 1811министерства
обрели окончательную структуру
исполнительной власти.

Следующим
шагом в реализации плана преобразований
стало создание Государственного совета,
торжественное открытие которого
состоялось 1
ЯН 1810
.
Он был создан как законосовещательный
орган, без мнения которого ни один закон
не мог вступить в силу. С некоторыми
изменениями Государственный совет
просуществовал до 1917.

Реализация
принципа разделения властей не могла
не затронуть старейший государственный
орган — Сенат.
Рядом указов Сенат освобождался от
выполнения законодательных и
административных функций.

Он превращался
в государственный орган, осуществляющий
публикацию законов, надзор за законностью
и судебную власть.

В результате этих
преобразований Россия сделала важный
шаг в направлении верховенства закона
над властью.

Понимая
пагубность для России крепостного
права, Александр I и его советники
разработали план постепенной его
ликвидации. Первым звеном этого плана
стал указ от 20
ФВ 1803
о
вольных хлебопашцах. Согласно
указу, помещики получали
право отпускать на волю своих крепостных
и наделять их землёй.

По этому указу в
период царствования Александра I было
отпущено на свободу относительно
немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его
главное значение заключалось в др.:
создавался юридический прецедент.
Отныне по указу крестьяне получали
право стать не только свободными, но
и собственниками земли.

Не случайно поэтому 19
ФВ 1861
в
документах об отмене крепостного права
делалась ссылка на указ о вольных
хлебопашцах. В первой четв.XIX в.

были
осуществлены ограничения крепостничества:
прекратились раздачи имений сановникам,
запрещалось делать объявления о продаже
крепостных без земли, вводились
принудительные меры по отношению к
помещикам, жестоко обращавшимся с
крестьянами. В Прибалтикебыло
проведено личное освобождение
крепостных крестьян, но без земли.

Произошли
изменения и в системе образования. В
сёлах начали открываться приходские
школы, в уездах
уездные училища, в губернияхгимназии.
В Санкт-Петербурге,
Харькове, Казани и Варшаве были
основаныуниверситеты. 19
ОК 1811
в Царском
Селе
был
основан знаменитый лицей,
учеником которого был Пушкин
А.С
.

Менее
заметна деятельность правительства
по совершенствованию местного
управления
.
Россия очень страдала от произвола
губернской и уездной администрации. С
участием того же Сперанского М.М.

были
проведены ревизии ряда
губерний и создана новая система местного
управления Сибири.

Правительство стало
настойчиво вводить имперское законодательство
на национальных окраинах,
что нередко приводило к вспышкам протеста
и даже вооружённой борьбе,
как, напр., на Кавказе.

В
особом положении находились Польша
и Финляндия,
получившие при Александре I конституции,
хотя и с очень ограниченными правами.

Эти конституции создавали парадоксальную
ситуацию: российскийсамодержец становился
в Польше и Финляндии конституционным
монархом. В политическом отношении
провозглашение конституций имело
большое значение.

Они порождали в
обществе конституционные иллюзии,
которыми Александр I умело пользовался.

В результате она
была опубликована повстанцами как акция
политического сочувствия русскому
народу.

Наиболее
известна деятельность Александра I как
вершителя судеб Европы.
После победы русского народа вОтечественной
войне 1812
и заграничных
походов русской армии
значение
России и лично Александра I в европейской
политике сильно возросло.

Во время Венского
конгресса
по
инициативе русского императора был
создан Священный
союз
монархов
Европы. Даже в
глазах современников эта акция воспринималась
какреакционная,
направленная на подавление народных движений.

Последние
годы царствования Александра I сильно
отличались от первого десятилетия его
правления. Прежний план реформ к н.1820-х
оказался забыт. К числу нововведений
м.б. отнесены действия Аракчеева А. А.
по созданию особого военного сословия
и военных
поселений
.
Однако эти преобразования
носилифеодальный характер
и никак не укладывались в систему просвещённой
монархии
.

Контрольный тест с ответами по истории России (первая половина XIX века)


1. В каком году была проведена в России министерская реформа?

1) 1802 г. 2) 1814 г. 3) 1841 г. 4) 1864 г.

2. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей связан с царствованием Александра I?

А) А.Аракчеев Г) М.Сперанский

Б) Н.Милютин Д) Н.Новосельцев

В) Ю.Самарин Е) А.Горчаков

Укажите верный ответ:

1) АБВ 2) АГД 3) БВЕ 4) ГЕД

1)​ Николая I 3) Алескандра II

2)​ Александра I 4) Павла I

4. Одной из особенностей промышленного развития России в пореформенные годы было:

1)​ широкое привлечение в экономику иностранного капитала

2)​ низкие темпы развития

3)​ невмешательство государства в экономику

4)​ начало промышленного переворота

5. Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е.Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.

« Граф имел обширную и непреклонную волю…

1) М.Сперанский 3) Д.Милютин

2)А.Аракчеев 4) А.Бенкендорф

6. Какой из указанных групп населения касались реформы П.Д.Кисилева?

1) крепостных крестьян 3) жителей военных поселений

2) приписных крестьян 4) государственных крестьян

1) М.М.Сперанский 3) Е.Ф.Канкрин

2) П.Д.Киселев 4) А.А.Аракчеев

1)​ военные лагеря в сельской местности

2)​ размещение войск на оккупированной территории

3)​ военные учения организуемые регулярно

4)​ организация войск, при которой солдаты совмещали военную службу с хозяйственной деятельностью

9. Теория официальной народности возникла в годы царствования

1) Екатерины II 3) Николая I

2) Павла I 4) Александра III

10. Какие из названных имён связаны с событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.?

1)​ М.Милорадович, П.Каховский

2)​ Александр II, Софья Перовская

3)​ Павел I, Н.Панин

4)​ Николай I, Е.Канкрин

11. Какое название в XIX веке получили сторонники особого, отличного от западного пути развития России?

1) социал-демократы 3) нестяжатели

2) слафянофилы 4) декабристы

1) Н.М.Карамзина 3) В.А.Жуковского

2) Г.Р.Державина 4) Д.И.Фонвизина

13. Как называлась первая тайная революционная организация, возникшая в 1816 г.?

14. Что из названного относится к причинам поражения России в Крымской войне?

1) малочисленность русской армии

2) военно-техническая отсталость России

3) нарушение Англией и Францией союзнических договоров

4) Ведение военных действий на территории Турции

15. Кто из названных лиц был лидером художников-передвижников?

1) И.Крамской 3) К Брюллов

2) И.Репин 4) И Шишкин

16. В чём заключалась сущность восточного вопроса в первой половине XIX века?

1) в споре ведущих держав по поводу дальневосточных земель

2) в обострении противоречий между ведущими европейскими державами за влияние на Ближнем Востоке и Балканах.

3) в противостоянии Англии и России в Средней Азии

4) в противоречиях России с США по вопросу о статусе Аляски

17. Какие из перечисленных ниже имён связаны с Отечественной войной 1812г.?

А) М.Скобелев В) П.Багратион Д) А Горчаков

Б) П.Нахимов Г) Н Раевский Е) Д.Давыдов

Укажите верный ответ

1) АБВ 2) ВГЕ 3) АЕГ 4) БДЕ

18. Какое из названных событий Отечественной войны 1812г. произошло позже других?

1) Смоленское сражение

2) совет в Филях

3) Бородинское сражение

4) Тарутинский марш-манёвр

19. Какие из перечисленных событий относятся к Отечественной войне 1812г.?

А) штурм Измаила

Б) бои за Малоярославец

В) Тильзитский мир

Д) сражение под Аустерлицем

Е) совет в Филях

Укажите верный ответ:

20. Прочтите отрывок из сочинения А.Н.Сахарова и укажите имя императора, о котором идёт речь.

«В соответствии со своей концепцией войны против тирана, но не против нации, он приказал освободить всех французских пленных и жестоко карать русских солдатов и офицеров за случаи мародёрства.

И он сам, и русские генералы проявляли большой такт к поверженному противнику, бережно отнеслись к захваченному ими Парижу, к его архитектурным ценностям и святыням. Позднее он предпринял ряд шагов, облегчавших положение побеждённой Франции.

1) Павел I 3) Александр II

2) Александр I 4) Николай I

1. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятели культуры: Произведения:

2. Установите соответствие между именами деятелей культуры и их произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятели культуры Произведения

А) А Захаров 1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Б) К Росси 2) генеральный штаб в Санкт-Петербурге

В) В Растрелли 3) здание Адмиралтейства

Г) О.Бове 4) Большой театр в Москве

5) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

3. Прочтите отрывок из воспоминаний декабриста А.М.Муравьева и назовите монарха, о котором идёт речь.

4. Прочтите отрывок из статьи А.И.Герцена и Н.П.Огарева о правлении одного монарха и назовите его имя.

5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка С.В.Мироненко и напишите имя императора, о котором идёт речь.

«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедовал в юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным.

6. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца событий и напишите название войны, с которой они связаны.

«Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться.

Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истреблённого неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал всё по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить вёрст за десять или пятнадцать.

Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником: без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов.

Надо отдать справедливость вождю французской армии: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудило его военный гений, притупившийся за последнее время.

Он не потерял голову в трудную минуту. Окружённый со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом.

Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. (…)

7. Расположите события, связанные с царствованием АлександраI, в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в тексте задания таблицу.

А) учреждение Государственного совета

Б) начало Отечественной войны

В) учреждение министерств

Г) отставка М.М.Сперанского

8. Прочтите отрывок из «Воспоминаний воинов русской армии – и напишите название войны, с которой связаны описанные события.

«Мы оставляли одну позицию за другой без всякого сопротивления, если не считать стычек арьергарда. Всеми овладело негодование, слышался ропот, по поводу бесконечного отступления. Чувствуя силу, сознавая, что армия в хорошем состоянии, все и каждый из нас в отдельности жаждали – битвы.

В 1806-1807 гг. АлександруI стала очевидна необходимость выработки целостной программы преобразований. Автором такой программы и ближайшим советником императора стал М.М.

Сперанский – выходец из семьи сельского священника, достигший вершин государственной карьеры благодаря трудолюбию и необычайным способностям.

1.​ В чём суть проекта М.М.Сперанского?

2.​ Почему же этот проект, в начале поддержанный императором, не был реализован?

Читайте также: