Конституционные проекты александра 1 кратко

Обновлено: 08.07.2024

Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, в первую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников — М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществлённые при Александре I:

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершённость. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.

Дворцовый перворот 1801 г. и свержение Павла, его причины и последсвия

Александр I пришёл к власти в результате дворцового переворота 1801 г., который был осуществлён противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских порядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведён Александр I — старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жёсткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам — праздности и вседозволенности дворянства — было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

Деятельность Негласного комитета

  • Н. Новосильцев;
  • А. Чарторыйский;
  • П. Строганов;
  • В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 — 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, привёдших его на трон, — с другой.

  • министерская реформа — вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
  • реформа Сената — Сенат стал судебным органом;
  • реформа образования — было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

Подготовка реформ М. М. Сперанским1809 — 1811 гг. и их провал

при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

для этого создать выборный парламент — Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

Государственную Думу избирать путём всенародных выборов, наделить её законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

ввести систему местного самоуправления — в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу — исполнительный орган;

Кабинет министров из 8 — 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

на вершине всей системы власти должен был стоять император — наделённый широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

в это же время усовершенствована министерская реформа — все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири — фактически отправлен в почётную ссылку.

Первые конституционные акты Александра I

После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.

В рамках первого направления:

  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент — Государственный Сейм, состоящий из двух палат — Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 — 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели своё самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы — свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведённая на территории Прибалтики.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

Поддерживая и направляя на первых порах Сперанского, государь со временем меняет свою точку зрения и отказывается от масштабных преобразований. Среди причин можно выделить ряд факторов. Прежде всего, следует отметить, что разработка проектов велась Сперанским в глубокой тайне, общественность жила слухами и не могла получить достоверную информацию и принять участие в обсуждении столь важной проблемы. Кроме того, Сперанский столкнулся с недовольством и противодействием аристократии и высшего чиновничества, которые выражали мнение влиятельных кругов.

Таким образом, в первый период царствования вопрос о государственных преобразованиях был обозначен властью и встречен в обществе с настороженностью. Именно реакция последнего и не позволила Александру I пойти до конца в поддержке программы М.М.Сперанского. Вопрос о пределах самодержавной власти остался открытым.


В результате военных побед над Наполеоном и упрочения позиций России в Европе Александр I вновь вернулся к конституционным замыслам. Реально они были воплощены в Польше, вошедшей в состав Российской империи. В мае 1815г. польскому населению было объявлено о даровании конституции, местного самоуправления, собственной армии и свободы печати.

В соответствии с конституцией Царства польского и по принципу личной унии, российский император одновременно становился королем Польши, но власть его ограничивалась конституционной хартией. Создавался двухпалатный парламент. В то время эта конституция была одной из самых либеральных в Европе, а Александр I, выступив на открытии польского парламента в марте 1818г., уже как сторонник конституционного устройства, обещал в будущем распространить конституционные порядки и на Россию. Текст этой Грамоты включал в себя 191 статью, сгруппированных в шесть глав.


По этому документу царь был единственным источником всех в империи властей: гражданских, политических, законодательных, военных. Носителем исполнительной власти выступал Государственный совет, состоящий из Общего Собрания и Правительственного совета (Комитета министров) Государственный совет, в котором председательствовал император, имел совещательный голос. Предусматривалось образование 10 министерств.

Провозглашалось народное представительство, органом которого объявлялся Государственный сейм (Государственная дума), включающий в свой состав императора и две палаты: Сенат (верхняя палата) и Посольская палата (нижняя палата). Он должен был созываться на 5-летний срок и был призван рассматривать законопроекты, вносимые от имени императора через Государственный совет, бюджет и налоги. Состав Сената был пожизненный, Посольская палата назначалась императором из кандидатов, избранных посольскими палатами наместничеств.

В качестве основной государственно-территориальной единицы предусматривались наместничества, каждое из которых включало несколько губерний.

Административная власть отделялась от судебной. Судьи должны были руководствоваться в своих действиях только законом.


Подданным империи предоставлялись определенные права. Провозглашался принцип, согласно которому закон в равной мере оказывает покровительство всем. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, постановленного и обнародованного до совершения преступления, и по приговору того суда, которому он подсуден.

Непосредственно к разработке документа под общим руководством Президента Императорской академии наук, председателя Государственного Совета Николая Новосильцева были также привлечены чиновники императорской канцелярии — князь Петр Вяземский и юрист Пьер Дешан.

Реформы Александра I сыграли двоякую роль в становлении государства. Некоторые из них способствовали развитию империи, другие вызывали недовольство среди народных масс. Правитель ввел преобразования в различных отраслях жизни страны. Он вступил на престол в 1801 году и оставался у власти двадцать четыре года. За время правления Александра к Российской империи присоединились польские земли, территория Финляндии.

В начале девятнадцатого века реформирование проводилось с особой интенсивностью. Император уделял особое внимание государственному строю, он хотел убрать крепостной строй, облегчить жизнь крестьян. В создании реформ принимали участие сторонники правителя – Новосильцев, Сперанский. Были написаны масштабные программы преобразований, но лишь малая толика была реализована.


Александр I

Реформы Александра I кратко

Высокий чин давал право соратникам императора принимать участие в реформировании. Основными преобразованиями во время правления Александра считаются:

  1. Ослабление крепостничества. Каждый крестьянин получал некоторые свободы. Выпущен запрет на раздачу казенных крепостных. Земля может быть приобретена крестьянами. Чтобы стать свободным, необходимо выкупить земельный надел. В период пятидесяти лет позволить себе свободу смогло не более двух процентов крепостных. Реформа оказалась не слишком эффективной.
  2. Проведение министерского реформирования. Характеризуется упразднением коллегий, созданных Петром Первым, появлением восьми министерств. Каждое министерство возглавлял соратник правителя.
  3. Планирование Сперанского программы реформ. Он создал масштабную программу, которая касалась различных сфер жизни государства, но большую часть не удалось воплотить в жизнь. Имя деятеля прославило создание Государственного совета как законодательного органа. Он предложил провести корректировку министерской реформы путем создания единого образца министерства. Император самостоятельно назначает министров. Все представители должны лично отвечать перед правителем.
  4. Конституция для Бессарабского государства и Польши. Власть приняла решение дать конституцию польским землям в 1815 году.
  5. Крепостное право и Конституция России. Установление конституционной монархии стало важным шагом для страны. Были сформированы Сенат и Посольская палата, которые были ключевыми органами парламента. Дворянство избирало членов палаты, после чего выбор утверждал государь. Участники Сената подбирались исключительно правителем. Он же полностью отвечал за предложение законов. В России появились наместничества в количестве десяти штук. Вместе с новой Конституцией должна была начаться новая эпоха.
  6. Военные поселения. Эта реформа вызвала отрицательную реакцию у народа. Содержать армию становилось слишком неэкономно, потому был предложен переход к самостоятельному финансированию. Солдаты вынуждены были выполнять крестьянскую работу параллельно военному делу. Военные поселения стали заменой казарм, частей. Они находились в разных концах страны. Порядки здесь можно было назвать тюремными.

Реформы Александра I и их значение

Реформирование позволило реорганизовать часть правительственных, центральных учреждений. Комитет усовершенствовал бюрократическую структуру, она обрела безличность, что было крайне важно для развития государства.

Государственный совет стал постоянным, он заменил хаотичные временные совещания, учрежденные прежней властью. Исполнительный комитет стал более организованным. Государь назначил министров, губернаторов. Процедуру контролировал министр внутренних дел.

Отечественная война, начатая в 1812 году, привела к сворачиванию реформ. Император не успел реализовать преобразования в полном масштабе. Ему также удалось провести реформирование образовательной системы, открыть университеты в крупных городах. Либерализм правителя положительно отразился на культурной сфере, но ему не удалось полностью решить проблему крепостничества в стране.

Читайте также: