Конституционное право как наука и учебная дисциплина кратко

Обновлено: 03.07.2024

Конституционное право России является важной составной частью национального права, представляет совокупность правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Конституционное право определяет структуру, принципы организации, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной власти, отношения с ней человека и гражданина.

Предметом конституционного права России также являются наиболее значимые общественные отношения в политической, экономической, социальной, духовной сферах жизнедеятельности общества, регулируемые нормами конституционного права. М.В. Баглай сводит эти отношения в два блока: по поводу устройства государства и организации государственной власти (властеотношения) и по поводу охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством)[1].

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путем установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. К ним относятся народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства, а также определение субъектов государственной власти и способов ее реализации. Этим объясняется основополагающий характер данной отрасли права.

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр., правовой статус личности), в других – предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это, прежде всего, отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Применительно к отрасли права конституционное право можно определить как ведущую, центральную отрасль национального права, представляющую собой систему правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения, механизм осуществления народовластия, характеризующуюся особым юридическим режимом и предметом регулирования[2].

Как и любая отрасль права, конституционное право воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми методами, под которыми понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Традиционно в конституционном праве существуют такие методы воздействия на общественные отношения, как установление прав, возложение обязанностей и ответственности, дозволение и запрет.

Основными методами являются метод регулирующего воздействия, предписывающий участникам общественных отношений вести себя определенным образом, и охранительный метод, особенностями которого являются его учредительный, императивный, универсальный характер.

Место конституционного права в системе российского права. Система права каждого государства состоит из множества отраслей, среди которых конституционное право занимает ведущее место. Оно обусловлено значимостью общественных отношений, регулируемых этой отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей национального права. В конституционном праве провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами, основами других отраслей права.

Конституционное право приобретает ведущий характер в системе права, т. к. именно с него начинается формирование (не обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом заключается его системообразующая роль.

Система конституционного права динамична, постоянно развивается, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

Конституционное право как наука. Наука конституционного права есть совокупность теорий, идей, взглядов, точек зрения относительно отрасли конституционного права, конституционно-правовых норм и отношений, истории их возникновения и практики их реализации.

Роль любой науки о праве и ее место в системе юридических наук определяется предметом исследования, т. е. кругом изучаемых проблем. Предмет науки составляет то, на что направлено исследование в процессе изучения действительности[3].

Условно предмет науки можно свести к нормам конституционного права, составляющим его отрасль, и к регулируемым этими нормами общественным отношениям. Однако на самом деле предмет науки гораздо обширнее.

Наука конституционного права России изучает корреспондирующую ей отрасль права, обращается к теоретическим проблемам, сущности соответствующих явлений, формирует понятия и дает им трактовку, изучает процессы конституционного развития, становления и функционирования конституционно-правовых норм и институтов, делает прогнозы относительно будущего конституционного права и конституционно-правовых институтов и норм.

Система науки конституционного права – это взаимосвязанное упорядоченное знание о предмете и объектах изучения данной науки, структурированное в соответствии с ее познавательными и практическими задачами. Предмет науки конституционного права, общий понятийный аппарат придают ее системе качество единства и целостности.

Критериями систематизации науки конституционного права являются: уровень обобщения материала и характер нормативной ориентации знания; предметно-тематический подход; статусные характеристики субъектов конституционно-правовых отношений[4].

Источники науки можно сгруппировать следующим образом: нормативные акты (законы, постановления), судебные источники (постановления Конституционного Суда РФ), теоретические источники (труды отечественных и зарубежных ученых), результаты социологических исследований, практика деятельности государственных органов, на которую опирается наука, апробирующая в своей деятельности ее результаты.

Методология есть учение об основных способах познания объективной действительности. Для конституционной науки характерно использование как общих, так и частных методов. Первые имеют универсальный характер и изучаются в курсе теории государства и права. Среди вторых можно выделить формально-логический, формально-юридический, системно-структурный, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные методы и подходы в науке конституционного права.

В России конституционно-правовая (государственно-правовая) наука зародилась в ХIХ веке. Наиболее заметный вклад в науку был внесен в конце ХIХ – начале ХХ вв. А.Д. Градовским, Н.М. Коркуновым, Ф.Ф. Кокошкиным, С.А. Котляревским и др. На рубеже веков вектор исследований сместился от исследования государства к изучению институтов народного представительства.

В советское время наука стала идеологизированной и не в полной мере выполняла свое предназначение, однако это не свидетельствует о том, что наука конституционного права не развивалась. Ряд теоретических проблем (государственное устройство, суверенитет, народное представительство) весьма продуктивно разрабатывались учеными советского периода (Г.В. Барабашев, Д.Л. Златопольский, А.И. Лепешкин и др.).

Конституционно право России как учебная дисциплина. Правоведение традиционно считается одной из фундаментальных областей гуманитарного образования. Конституционное право является ведущей отраслью в системе российского права, что обуславливает его значение в подготовке современного юриста. На основе синтеза конституционного права как отрасли права и как науки появился учебный курс, в рамках которого обучающиеся изучают теорию и историю конституционного права, действующую Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты, а также современное состояние конституционно-правовых институтов, актов и норм. Конституционное право как учебная дисциплина имеет значительно более узкое содержание, чем одноименная наука.

Таким образом, как учебная дисциплина конституционное право есть система знаний из области науки и отрасли конституционного права, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в необходимых пределах для специалистов юридического профиля.

Овладение данной учебной дисциплиной необходимо и востребовано для юристов, расширяет их профессиональный кругозор. Без овладения конституционным материалом невозможно реально участвовать в правозащитной и правоохранительной деятельности, парламентских и избирательных процессах, других демократических процедурах.

На современном этапе развития отечественной науки конституционного права огромное значение имеет её связь с учебной дисциплиной конституционного права. Отражение в содержании учебных курсов знаний и мнений, существующих в науке, даёт возможность не только укрепить теоретические знания студента, но позволяет сформировать профессиональные навыки юриста-практика: свободное оперирование различными точками зрения, ориентирование в нормативно-правовой базе и доктринальных источниках, умение вести диалог, доказывать свою точку зрения.

Предметом учебной дисциплины являются система конституционного права, его нормы, институты и источник; конституционно-правовые отношения. Задача учебной дисциплины: облегчить процесс усвоения студентами знаний по Конституционному праву Российской Федерации, оказать им помощь в изучении конституционного права как отрасли, при широком использовании научных разработок в данной сфере правового регулирования. Подготовка юриста в сфере конституционного права должна включать в себя три стратегических направления:

- глубокое и прочное овладение фундаментальными положениями теории конституционного права;

- работа с нормативными актами;

- участие в разрешении проблем, связанных с участием субъектов конституционного права в конституционно-правовых отношениях.

Необходимо отметить, что любое учебное пособие по данной учебной дисциплине является только помощником студента в процессе изучения конституционного права, а не сборником непререкаемых истин. Учебник - субъективная переработка его авторов теории конституционного права и конституционных положений. Студенту-юристу надо больше ориентироваться на конституционное законодательство, изменение которого не всегда находит отражение в учебных пособиях и исследованиях правоведов. Необходимо также помнить, что профессионализм юриста заключается не только в знании нормативной базы, но и в глобальной теоретической подготовке, в способности сопоставлять свою точку зрения с другим мнением. Подобного профессионализма можно достичь, лишь познакомившись с исследованиями различных ученых.

Контрольные вопросы и задания:

2. Раскройте роль конституционного права в национальной правовой системе.

3. Назовите отношения, составляющие предмет конституционного права.

4. Назовите особенности метода правового регулирования конституционного права. От чего зависит его содержание в различных странах мира.

6. Назовите отличия науки конституционного права Российской Федерации от конституционного права Российской Федерации как учебной дисциплины.

7. Представьте, что Вам дали написать статью (очерк) в газету вашего ВУЗа о роли конституционного права Российской Федерации. Какие вопросы вы бы обязательно в ней отразили? Напишите статью.

8. Назовите основные этапы развития отечественной науки конституционного (государственного) права.

На современном этапе развития отечественной науки конституционного права огромное значение имеет её связь с учебной дисциплиной конституционного права. Отражение в содержании учебных курсов знаний и мнений, существующих в науке, даёт возможность не только укрепить теоретические знания студента, но позволяет сформировать профессиональные навыки юриста-практика: свободное оперирование различными точками зрения, ориентирование в нормативно-правовой базе и доктринальных источниках, умение вести диалог, доказывать свою точку зрения.




Предметом учебной дисциплины являются система конституционного права, его нормы, институты и источник; конституционно-правовые отношения. Задача учебной дисциплины: облегчить процесс усвоения студентами знаний по Конституционному праву Российской Федерации, оказать им помощь в изучении конституционного права как отрасли, при широком использовании научных разработок в данной сфере правового регулирования. Подготовка юриста в сфере конституционного права должна включать в себя три стратегических направления:

- глубокое и прочное овладение фундаментальными положениями теории конституционного права;

- работа с нормативными актами;

- участие в разрешении проблем, связанных с участием субъектов конституционного права в конституционно-правовых отношениях.

Необходимо отметить, что любое учебное пособие по данной учебной дисциплине является только помощником студента в процессе изучения конституционного права, а не сборником непререкаемых истин. Учебник - субъективная переработка его авторов теории конституционного права и конституционных положений. Студенту-юристу надо больше ориентироваться на конституционное законодательство, изменение которого не всегда находит отражение в учебных пособиях и исследованиях правоведов. Необходимо также помнить, что профессионализм юриста заключается не только в знании нормативной базы, но и в глобальной теоретической подготовке, в способности сопоставлять свою точку зрения с другим мнением. Подобного профессионализма можно достичь, лишь познакомившись с исследованиями различных ученых.

Контрольные вопросы и задания:

2. Раскройте роль конституционного права в национальной правовой системе.

3. Назовите отношения, составляющие предмет конституционного права.

4. Назовите особенности метода правового регулирования конституционного права. От чего зависит его содержание в различных странах мира.

6. Назовите отличия науки конституционного права Российской Федерации от конституционного права Российской Федерации как учебной дисциплины.

7. Представьте, что Вам дали написать статью (очерк) в газету вашего ВУЗа о роли конституционного права Российской Федерации. Какие вопросы вы бы обязательно в ней отразили? Напишите статью.

8. Назовите основные этапы развития отечественной науки конституционного (государственного) права.

Определение конституционного права как науки отличается от его определения как отрасли права. Если отрасль права – это совокупность норм, то наука — это совокупность различных теорий, взглядов, гипотез ученых по вопросам конституционного права как отрасли права. Иными словами, наука исследует состояние конституционного законодательства и высказывает свои рекомендации по приведению его с потребностями общественного развития, предлагая пути совершенствования. Если конституционное право как отрасль это всегда действующие нормы, которые применяются сегодня, то наука – это не только настоящее, это еще и прошлое, а отчасти и будущее. Другими словами, наука конституционного права изучает историю создания и действия норм, иные из которых в настоящее время уже не действуют. Кроме того, она дает рекомендации на будущее. Иногда они учитываются, иногда нет, но так или иначе влияют на реальное право, так как могут быть учтены не прямо, а опосредованно, не в данный момент, а спустя определенное время.

В качестве источников науки конституционного права выступают:

1) труды отечественных и зарубежных ученых в области конституционного права;

2) конституции и другие нормативные правовые акты;

3) практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Конституционное право как учебная дисциплина – это предмет преподавания в учебном заведении юридического профиля, в котором изучается:

основы отрасли конституционного права; основы науки конституционного права.

Между учебным курсом и наукой конституционного права есть определенная взаимосвязь, поскольку данные последней активно используются в процессе совершенствования преподавания конституционного права в соответствующих учебных заведениях. Вместе с тем, они имеют и существенные отличия, поскольку решают качественно различные задачи. Учебный курс конституционного права по своему содержанию является более узким – это учебники, учебные пособия, программа имеющие достаточно четкую структуру, систему и включающие в себя какие-то заранее сформулированные вопросы, ответы на которые должен дать студент, освоивший данный курс. Наука же представляет собой огромный объем знаний, накопленный за долгие годы – это огромное количество различных трудов ученых, целые библиотеки их исследований, монографий, статей. Особенно наглядно различие в объемах знания между наукой и учебной дисциплиной проявляется в том, что, если первая из них призвана заниматься конституционным устройством по сути всех государств мира, то вторая ограничивается изучением 10-15 стран, характер и уровень развития конституционного строя которых позволяет наиболее отчетливо уяснить существующее многообразие современного состояния конституционализма в мире.

Отличие между конституционным правом как наукой и учебной дисциплиной проявляется и в решаемых задачах. Наука стремится добыть новые знания в области конституционного права, ей присущ исследовательский характер изложения материала. В учебном же курсе слушатели овладевают уже добытыми наукой знаниями.

Главная Конституционное право РФ Раздел 1. Введение в курс конституционного права. II. Конституционное право как наука.

II. Конституционное право как наука.

1. Понятие конституционного права как науки.

Конституционное право как наука - это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.

2. Цели конституционного права как науки.

Цели конституционного права как науки:

- Познание новейших тенденций в сфере общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права.

- Прогнозирование развития конституционно-правовых отношений.

- Выработка предложений по совершенствованию конституционного права как отрасли.

3. Предмет конституционного права как науки.

Предмет конституционного права как науки - это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

- Система институтов государства.

4. Методы конституционного права как науки.

Метод конституционного права как науки - это система методов, средств и способов познания конституционного права как отрасли.

Система методов КП как науки:

Всеобщие (философские) методы:

- метод диалектического материализма.

- метод исторического материализма.

5. Источники конституционного права как науки.

Правовая наука в качестве системы знаний (идей, концепций, теорий и взглядов), которые отражают закономерности того, как развиваются правовые отношения и процессы – это катализатор совершенствования правового регулирования и правовых отношений, реализации правовых норм и институтов.

Наука конституционного права

Конституционное право как наука и учебная дисциплина – это составная часть системы юридических наук, входящих в более широкую системы общественных наук.

Из цели, предмета и метода состоят основные признаки, которые идентифицируют науку, предопределяющие ее содержание и систематизирующие знания.

Из того, какие есть цели, предмет и метод исследования, юридические науки делятся на общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые и прикладные. Основная часть отдана отраслевым наукам, предмет которых – это одноименные отрасли права. Данные науки могут возникать в то же время с тем, как появляется отрасль права и их задачей является обслуживать на научном уровни конкретные отрасли права.

Науку конституционного права можно отнести к отраслевым наукам, потому что предмет ее – одноименная отрасль конституционного права.

Наукой конституционного права изучается действующее конституционное право, его история, теория, тенденции и перспективы развития. Помимо этого ею исследуются отличительные черты и тенденции того, как может развиваться сама наука в данной отрасли.

Анализ, который проводится рамках науки конституционного права направлен на то, чтобы исследовать предмет, составные элементы системы (нормы, институты, подотрасли и конституционно-правовые отношения) отрасли конституционного права; изучить закономерности и эффективность их возникновения, функционирования и развития; раскрыть присущие конституционному праву функции; сформулировать основные понятия и категории, а также осуществить иные исследовательские задачи, которые связаны с этой отраслью права.

Одна из основных задач конституционного права – раскрыть закономерности того, как возникает, функционирует и развивается одноименная отрасль, формируются правовые концепции конституционного права, адекватные современному развитию цивилизации и отдельных стран.

Наукой конституционного права изучается конституционно-правовая материя – нормы, институты и процессы, которые связаны с реализацией последних, правовые отношения и и формы того, как реализуются нормы конституционного права. Для этого проводится анализ деятельности государственных органов, рассматриваются формы и способы, при помощи которых они взаимодействуют, механизмы взаимоотношений личности и государства, социальных организаций и государственных органов.

Предмет науки конституционного права является более широким, чем предмет данной отрасли. Вместе с предметом отрасли наукой изучается знание о данной отрасли. Ею анализируется история того, как формируются и развиваются знания, научные взгляды на отрасль (теории, концепции, доктрины, гипотезы) и их эволюция.

Исследования науки конституционного права опираются на широкую систему источников, охватывающих различные каналы и ресурсы научных знаний.

К основным источникам науки конституционного права относятся нормативно-правовые акты, в которых есть нормы конституционного права, прежде всего Конституция. Наукой конституционного права выявляется и обосновывается концептуальный смысл, содержание и значимость положений, которые содержатся в нормативно-правовых актах, выявляются взаимосвязи между ними и вносятся предложения относительно совершенствования конституционно-правового регулирования.

Источники науки конституционного права – это труды как отечественных, так и зарубежных ученые и политиков, в которых содержатся теоретические и научно-практические суждения и оценки, являющиеся значимыми для науки конституционного права. То что данные труды разнообразны, противоречивы, имеют различную методологическую основу анализа не является препятствием, а напротив, способствует тому, чтобы наука развивалась, выявлялся тот круг проблем и аспектов, изучение которые приближает к позитивным знаниям и открытиям, а по итогу к тому, что совершенствуется отрасль конституционного права. Критическим осмыслением трудов наука обогащается и развивается процесс познания.

Формирование отрасли конституционного права

Благодаря трудам ученых создаются теории, доктрины и гипотезы в конституционно-правовой отрасли и ее отдельных институтах. На их основании и происходит формирование соответствующей ведущей отрасли права.

Теории являются сформировавшимися учениями, которые основываются на логических и эмпирических объяснениях, подкрепленных соответствующими доказательствами, опытом исследователей и практической реализации. Ими играется долговременная созидательная роль в формировании, развитии и совершенствовании правовой отрасли. К примеру, неоценимое значение для конституционно-правовой отрасли имеет теория конституционализма, непосредственной демократии, народного правительства, естественных прав и свобод, парламентаризма, местного самоуправления и некоторых других.

Назначение доктрины заключается в том, что ею утверждаются, распространяются и иногда навязываются идеи, составляющие ее смысл и содержание для того, чтобы применить их на практике. Доктрина играет промежуточную роль между теорией и практикой.

Как яркий пример идеологической и политической пристрастности может быть приведена доктрина диктатуры пролетариата, которая лежала в основе того, как формировалось государство и права и первые годы правления советской власти. Иным аналогичным примером является доктрина руководящей роли коммунистической партии, которая была применена, когда строился государственный и общественный строй и социалистических странах.

Научную оправданность доктрины можно доказать результатами процесса того, как она воплощается в жизнь.Если реализация долговременна и успешна, доктрина может стать теорией. Помимо этого необходимо учитывать тот факт, что если даже доктрина направлена для одной страны, которая отличается с точки зрения истории, национальных особенностей, культуры и политической ситуации, не всегда может быть применена для другой страны.

Во время того, как формируются теории и доктрины, важна роль может быть у гипотезы – предположении относительно определенного конституционно-правового знания. Гипотезу, также и как и доктрину, можно развить в теорию, а можно отставить в качестве умозрительного заключения.

Наука конституционного права в свое время выдвигала различные гипотезы, которые находили и своих сторонников, и своих противников, получили признание или были отвергнуты временем. Среди тех, которые получили дополнительное обоснование, признание и внедрение – предположения о наименовании отрасли – конституционное право, выделение процессуальных норм конституционного права, наличие института конституционно-правовой ответственности.

Источники конституционного права

Важный источник конституционного права – это практика, как юридическая, так и научная.

Юридическая практика в первую очередь выражена в правотворческой, правоприменительной и судебной деятельности госорганов и должностных лиц. Помимо этого она проявляется в юридически значимом поведении (действие/бездействие) иных субъектов конституционно-правовых отношений. Наукой не могли бы правильно выполняться задачи и развитие, если бы не изучались процессы того, как принимать и реализовывать конституционно-правовые нормы; конкретная деятельность государственных органов, включая суды, относительно применения норм конституционного права; их исполнение, соблюдение и использование в лице граждан и иных субъектов конституционно-правовых отношений. Исходя из этого можно сделать вывод, что изучать и анализировать юридическую практику – это важно для того, чтобы успешно развивалась наука конституционного права.

Для современной Российской Федерации характерным является то, что увеличивается значимость и роль судебной практики. В институциональном смысле это может выражаться в том, что вместе с судами общей юрисдикции и арбитражными судами в РФ функционируют органы конституционного правосудия – Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Один из самых важных источников современной науки конституционного права – это иски граждан относительно защиты их прав в суде, жалобы на совершение действий должностными лицами в вышестоящие органы госвласти и в суды. В последнее время наблюдается рост подачи подобных заявлений как от физических, так и от юридических лиц, в также рост активности россиян в целом относительно защиты собственных прав и свобод. На основании этого открываются новые возможности для научных исследования в области конституционного права.

Значительный импульс повышению уровня науки придают научные дискуссии и полемики, обсуждения научных проблем на конференциях, симпозиумах, семинарах и других собраниях научных кругов.

Научная практика в конституционном права Российской Федерации богата на события и результаты, воплощающиеся в соответствующих печатных материалах и рекомендациях ученых для тех, кто является субъектами конституционных правоотношений, которые формируются и реализуются конституционно-правовые нормы.

Читайте также: