Конфликт кому на руси жить хорошо кратко

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Некрасов начал работать над этой поэмой в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен.

Направление, жанр, размер

Композиция

В результате основная часть получилась куда короче, чем планировалось, и занимает всего две части, кульминация наступает в третьей, а финал в четвёртой.

Порядок глав детально изображен в кратком содержании по главам от Многомудрого Литрекона.

Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.

В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником. Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа. Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в кратком пересказе для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.

Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:

герой тип героя характеристика
матрёна тимофеевна корчагина женские образы бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня.
семь мужиков правдоискатели группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы.
ермил гирин народный заступник крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике.
григорий добросклонов народный заступник сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее…
кудеяр грешник персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины.
савелий народный заступник крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа.
веретенников народный заступник путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам.
гавриил оболт-оболдуев угнетатель шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии.
яков холоп верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги.

В поэме еще много героев, и Многомудрый Литрекон охотно о них расскажет, если Вы напишите об этой надобности в комментариях.

Основные проблемы

Смысл

В свой поэме Некрасов отобразил отмирание старого мира. И зарождение нового. Россия, находящаяся на границе двух эпох, становится на путь перемен.

Главная мысль и авторская позиция Некрасова заключается в том, что Россия войдёт в новую эпоху обновлённой и свободной, а её народ будет жить в мире и достатке. Но для этого людям надо сплотиться и осознать новый статус: она не подданные и не холопы, а именно граждане со своими правами и обязанностями.

Фольклор и язык

Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу.

Критика

Литературный критик Буренин, заметив некоторую пошлость и анекдотичность, присущие поэме Некрасова, отмечал её выразительность и значимость. Особенно ему понравилось изображение отмирающего крепостничества.

Основную мысль творчества поэта критики выражали не раз:

Другой критик – Авсеенко, обвинил писателя в устарелости. Публицист увидел в произведении лишь водевиль и анекдот. Он утверждал, что проблемы, описанные Некрасовым в поэме, уже давно неактуальны.

Также рецензенты осуждали чрезмерную растянутость произведения:

И все же критики признавали, что книга Некрасова — это истинно народное произведение, в котором каждый русский человек узнает себя

Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:

Кому на Руси жить хорошо - воплощение народности, которая свойственна всей поэзии Некрасова.

Мы называем литературу народной, когда она выражает идеалы стремления лучших сынов и дочерен народа, изучает и изображён ет жизнь на основе передовых идеи эпохи, всегда служащих народным интересам, наследует и развивает художественные традиции, созданные народом. Называя писателя народным, мы тем самым Даем высочайшую оценку его творчеству. Изучая великую поэму Некрасова, вы увидите, что она отвечает всем этим требованиям.

Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, революционер-демократ по убеждениям, Некрасов в своей поэме, как и в лирике, передал мысли и чувства наиболее сознательной части крестьянства.

Ленинская Правда еще до Октября опубликовала отзывы крестьян о стихах Некрасова. Вот один из них: . в поэзии Некрасова живет моя душа и все мое существо со всеми верованиями и надеждами. Сколько он дал мне счастливых минут в жизни, за это будь благословенно имя его.

Народное море. В центре некрасовской поэмы - собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя родной земли. Некрасов рисует, говоря словами В. И. Ленина (из его статей о Л. Н. Толстом), народное море, взволнованное до самых глубин, крестьянские массы, которые только что вышли на свободу из крепостного права и увидели, что эта свобода означает новые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни.

Поэма отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни пахаря-рождение ребенка и крестины, свадьба и похороны, труд на поле и работа на стороне, страда и ярмарка, пир и голод, мнимое освобождение, бунты, допросы, порка, тюрьма, рекрутчина - все вместилось в поэму.

Рассказ о путешествии странников в поисках счастливого позволили автору населить страницы поэмы бесчисленным множеством персонажей. На своем пути семеро мужиков встречают крестьян-пахарей, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких торговцев-коробейников, странников-богомольцев и других людей из народа. И каждый из этих персонажей- живой человек, наделенный своеобразными, только ему присущими чертами.

Как удается поэту в нескольких строках нарисовать запоминающееся человеческое лицо, а иногда и целую человеческую жизнь? Поэт умеет найти такую портретную или бытовую деталь, которая выявляет в человеке главное, особенно для него характерное.

Вспомните сменяющие друг друга образы крестьян в главе Счастливые. Лишь несколько штрихов - и человек предстает перед нами как живой. Вот один из счастливых:

Подкрался робко к странникам

Один только внешний штрих сгорбленный, одна деталь, рисующая движения, походку (подкрался робко) - и мы видим этого изголодавшегося, приниженного бедняка. Какой страшной должна быть жизнь, если все счастье человек видит лишь в хлебе. Крестьянин-белорус искренне чувствует себя счастливым:

. А ныне, милость божия!

- Досыта у Губонина

Дают ржаного хлебушка,

Жую - не нажуюсь!

Еще одна деталь дополняет этот трагический образ: уважительно, любовно говорит белорус - не хлеб, а хлебушко.

Некрасов в своей поэме рисует и отдельных представителей народа, и массовые сцены. Мы видим толпу крестьян, и в этой толпе мелькают выразительные лица, чьи-то голоса выделяются в нестройном, многоголосом хоре.

Явление, которое мы уже наблюдали в лирике Некрасова, - многоголосие-получает блестящее развитие на страницах его поэмы. Мастер речевой характеристики, поэт вводит в массовые сцены реплики, словечки столь характерные, что за ними встает подчас целая жизнь, раскрывается миросозерцание народное. Для этого поэт находит в сокровищнице русской речи такое

суть конфликта - поиск счастья.

Счастье - это гармония с внутренним и внешним миром.
Когда человек внешний, он находится в крайности, он не может прислушиваться к себе, к ритму мира и гармонии, он диссонирует.

Там и не было конфликта-Люди не могли без лифта! Если ты Земли отброс -так и будешь хуесос! Зато в наши времена, Всем дорога в верх дана! И сейчас любая блядь-Страной может управлять! Конфликта нет Некрасова, где сущьность пи. расова

Влас высказывает мужикам горькую правду об их рабьем терпении, покорности прежде, во времена крепостного права, и с презрением говорит об остатках этого терпения и покорности и теперь, когда крепостного права уже нет.

Способность Власа произнести подобные слова показывает, как выросло крестьянское сознание, разбуженное и возмущенное грабительской реформой.

Купчине толстопузому, правда и женщине -трудяге, но не мужику кормильцу, безграмотной деревне, котроая лечит воспаление легких бросанием в прорубь

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" задумывапась автором как поэма о народе и для народа. Некрасов хотел показать читателю картину пореформенной России.

Вопрос, который волнует автора, задан им еще в стихотворении "Элегия": "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Именно эту проблему исследует автор в своей поэме.

В основе сюжета лежит сказочный мотив поиска счастья. Завязка сюжета дана в "Прологе": семь мужиков из деревень с символичными названиями заспорили так, как могут заспорить только русские мужики ("Мужик, что бык, втемяшется в башку какая блажь -колом ее оттудова не вышибешь никак").

Предмет их спора вынесен в заглавие поэмы: "Кому живется весело, вольготно на Руси?"

Образы мужиков-странников чрезвычайно колоритны, в них воплощены обобщенные черты русского народа: правдоискательство, интерес к жизни и ее глобальным вопросам, решимость бросить все ради поис-ка истины. Сказочность зачина подкрепляется и собст-венно сказочными персонажами - говорящей птичкой, скатертью-самобранкой.

Традиционно и количество спорщиков: семь - число фольклорное. Мужики-странники - сюжетообразующие герои поэмы. В первой главе уточняются крите-рии, по которым собираются искать счастливого. Свя-щенник предлагает свое понимание, и мужики с ним соглашаются:

В чем счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь,
Не так ли, други милые?
Они сказали: "так".

Но в понятия "покоя", "богатства" и "чести" предста-вители разных сословий вкладывают совершенно различное содержание. Таким образом, конфликт углубляется и становится многомерным.

Глава "Поп" - первый этап пути правдоискателей по "Руси святой". Герой этой главы - простой сельский священник. Отвечая на вопрос странников, он рассказывает о судьбе сословия священнослужителей. По его словам, хорошо живется только высшему духовенству. Судьба сельского попа незавидна: его благосостояние зависит от приношений крестьян, а те сами еле перебиваются. Раньше же помещик материально обеспечивал жизнь попа. Времена изменились.

В главе сказывается ироническое отношение крестьян к попу, соболезнования мужиков проникнуты иронией.

В главах "Сельская ярмонка" и "Пьяная ночь" - кол-лективный главный герой. Для этих эпизодов характерна полифония. Реплики, мимолетные зарисовки разных представителей народа - вот основа композиции этих глав. Народ как бы сам говорит о себе. Надо сказать, что коллективный портрет представителей народа далек от идеального. Автор представляет как положительных обаятельных персонажей (Яким Нагой, вынес-ший из горящего дома не ценные вещи, а картинки), так и малосимпатичных типов (дворовый, гордящийся "господской болезнью", "подагрой называется"). Пред-ставление о счастье у измученного народа весьма убо-го. Крестьяне говорят, что для них главное счастье -в отсутствии несчастья.

Счастливым считает себя солдат, выживший в двадцати сражениях, старуха, вырастившая "до тысячи реп".

Такое понимание основного вопроса поэмы не устраивает ни автора, ни странников ("Эй, счастие мужицкое. проваливай домой!"). Обличителем существую-щих порядков становится Яким Нагой, облик которого воплощает в себе силу самой земли-матери. Объясняя Веретенникову, собирателю фольклора, причину русского беспробудного пьянства, он говорит: "Мы до смерти работаем, до полусмерти пьем". Тяжела работа крестьянина, но плоды каторжного труда не принадле-жат ему ("А как работа кончена, глядишь, стоят три долыцика: Бог, царь и господин").

Глава "Счастливые" одновременно трагична и иронична. Народ, руководствуясь своим пониманием нравственности, сам выдвигает счастливого - Ермила Гирина. В образе этого героя воплотились мечты народа о сильной личности, о заступнике. Спокойствие, уважение и почет Ермила заработаны трудом, честным и бескорысткым. Но оказывается, что Ермил - в тюрьме, а какое уж тут счастье? В истории про Гирина нашел отражение конфликт между нравственно высоким типом крестьянина и непреодолимой косностью, которая не дает таким людям жить счастливо.

Глава "Помещик" посвящена другому социальному слою русского общества - дворянству. Представители знатного рода, предки помещика Оболта-Оболдуева -сплошь мошенники и воры, заполучившие свои титулы подобострастным угодничеством сильным мира, лестью, разбоями и грабежами. Для помещиков счастье - в праздности, роскоши, чревоугодии, самодурстве ("За-кон - мое желание! Кулак - моя полиция!"). Богатство помещика после реформ основано на поборах оброч-ных крестьян. Хваленая дворянская честь - не более чем спесь, которой оболты-оболдуевы тешут сами себя, крестьяне же относятся к ним с презрением, называя "прохвостами". Счастье дворян, основанное на предан-ности, уважении и труде крепостных, по мнению автора, утеряно навеки, а самостоятельно добиться благополу-чия помещики не в состоянии. Некрасов утверждает, что моральный упадок охватил все слои русского об-щества пореформенной России, в том числе дворянское сословие ("Порвалась цепь великая, порвалась, - рас-скочилася: одним концом по барину, другим по мужи-ку!").

Оболт-Оболдуев расписывает странникам, какой прекрасной была его жизнь раньше.

Закон вседозволенности ("Кулак - моя полиция!") руководил раньше жизнью крестьян этого помещика. Времена изменились, и Оболт-Оболдуев вынужден ходить с пистолетом, опасаясь налетов крестьян.

Отдельная глава в поэме посвящена судьбе русской женщины-крестьянки - одной из постоянных тем поэта. Судьба Матрены Тимофеевны тяжела и трагична: унижения в семье мужа, горькая судьба солдатки, гибель сына Демушки, издевательство лекарей над трупом мальчика, пожары и неурожаи. Матрена Тимофеевна бросает странникам упрек: "Не дело между бабами счастливую искать". Она горько констатирует: "Ключи от счастья женского заброшены, затеряны у Бога самого. " Но для Некрасова важно изобразить характер русской женщины - стойкий, прекрасный, сильный, любящий. Конфликт заключается в нерешенности проблем, связанных с социальным укладом и женской долей.

Особое место в главе о судьбе русской крестьянки занимает рассказ о Савелии, богатыре святорусском. Некрасов проводит идею о долготерпении русского народа (крестьяне долго терпят надругательства и самодурство управляющего Фогеля) и сокрушительной силе возможного протеста - русском бунте ("Наши топоры лежали до поры"). Савелий считает клеймо каторжника знаком духовной свободы ("Клейменый, да не раб"). Некрасов восхищается силой героя, сравнивая его с былинным "богатырем святорусским".

Тема рабства занимает централъное место в главе "Последыш". Бывшие крепостные крестьяне, подцавшись уговорам молодых дворян, играют спектакль перед старым барином Утятиным, притворяясь, что ника-кой реформы не было. Порядок дворяне понимают следующим образом: помещик - отец родной, крестьяне - его дети. Глава "Последыш" - пародия на такие отношения. Автор затрагивает в этом эпизоде сразу несколько проблем. Он говорит и о неистребимости дворянского сознания собственничества, и о непримиримости интересов дворян и крестьян, и о привычном раболепии последних.

Но с другой стороны, Некрасов восторгается остроумием, смекалкой и выдержкой крестьян.

Последняя глава - "Пир на весь мир" - не должна была заканчивать поэму. Но это последнее, что успел написать автор. Поиски счастья не закончены, вопрос остается открытым. Но в этой главе все же появляется герой, которого автор считает счастливым, - Гриша Добросклонов. В образе Гриши автор отразил судьбы и мысли революционеров-демократов. Конфликт между мечтой о счастье и действительностью несколько преображается, потому что в этике революционеров-демократов отсутствовали понятие "покой" и "богатство". Честь же понимается как беззаветная преданность народу. Признавая Гришу счастливым, Некрасов говорит о том, что и странники согласились бы с тем, что отыскали-таки счастливого человека ("Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они мог-ли, что творилось с Гришею"). Но в этом случае подменяется понятие счастья , о котором говорится в нача-ле поэмы.

Вместе с образом Гриши в поэму входят "новые несни". Смысл их - в воспевании грядущего народного счастья. Судьба Гриши ("чахотка и Сибирь") счастливая, потому что жизнь его подчинена служению народному счастью.

Особое место в композиции поэмы занимают легенды, рассказанные странниками. "Легенда о Якове верном, холопе примерном" повествует о бунте против барина, но насилие Якова оказывается направлено против самого себя.

"Легенда о двух великих грешниках" поднимает тему искупления греха. Традиционная для фольклорной литературы религиозная тема решена Некрасовым поновому: разбойник Кудеяр получает прощение, когда убивает злодея - пана Глуховского. Поэт утверждает, что насилие над злодеем оправданно. Эта мысль становится одной из ведущих заповедей русских революционеров градущих поколений.

Сюжет – это развитие действия, ход событий, которые могут следовать в произведении друг за другом в хронологической последовательности (сказки, рыцарские романы) или группироваться таким образом, чтобы способствовать выявлению его главной мысли, основного конфликта (концентрический сюжет). Сюжет отражает жизненные противоречия, столкновения и взаимоотношения героев, эволюцию их характеров и поведения.

Сюжетная линия поэмы – странствия семи временнообязанных мужиков по необъятным просторам Руси в поисках счастливого – призвана осуществить эту задачу.

Великая реформа многое меняла в жизни крестьян, но они большей частью не были готовы к ней. Их понятия отягощали вековые традиции рабства, и сознание только начинало пробуждаться, о чем свидетельствовал спор мужиков в поэме.

Именно поэтому вначале

У нищих, у солдатиков

Не спрашивали странники,

Как им – легко ли, трудно ли

Живется на Руси?

Поворотным моментом в развитии событий в поэме является встреча семи счастьеискателей с деревенским попом.

Отповедь Луке, который назван сказителем глупым, отличается редким единодушием и гневом:

Что взял? башка упрямая!

Туда же, лезет в спор!

Попы живут по-княжески.

фельдшерской избой с устрашающей вывеской, главное же, с многочисленными питейными заведениями. Ярмарочное многоголосье исполнено светлых, ликующих интонаций. Повествователь радуется обилию изделий сельских мастеров, многообразию плодов непосильного труда, незатейливым развлечениям, опытной рукой делает зарисовки крестьянских характеров, типов, жанровых сценок, но иногда вдруг словно забывает о своей роли скромного повествователя, и перед читателями во весь рост встает могучая фигура поэта-просветителя:

Эх! Эх! придет ли времечко,

Когда (приди желанное. )

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого –

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

Семеро мужиков имеют возможность убедиться, как неудержимая народная энергия, сила, радость поглощаются безобразным пьянством. Так, может быть, в нем причина несчастий, и, если избавить людей от тяги к вину, жизнь изменится? Об этом они не могут не задуматься, столкнувшись с Якимом Нагим. Эпизод с пахарем имеет большое значение в становлении и развитии мужицкого самосознания. Некрасов наделяет простого хлебороба пониманием значения общественного мнения: Яким Нагой вырывает карандаш из рук интеллигента Павлуши Веретенникова, готового записать в книжечку, что умных русских крестьян губит водка. Он уверенно заявляет:

На мерочку господскую

Крестьянина не мерь!

Яким Нагой легко устанавливает причинно-следственные связи. Не водка делает жизнь крестьянина невыносимой, а невыносимая жизнь заставляет их обращаться к водке как единственному утешению. Он хорошо понимает, кто присваивает плоды крестьянского труда:

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Крестьяне, ранее бездумно поддакивающие Павлуше Веретенникову, вдруг соглашаются с Якимом:

Работа не свалила бы,

Беда не одолела бы,

Нас хмель не одолит!

Странники после этой встречи имеют возможность осознать сословную разницу понятия счастья и враждебность народу господствующих классов. Теперь они все больше задумываются о судьбах крестьян и пытаются найти

среди них счастливых, вернее, им важно выявить народные представления о счастье, сопоставить их со своими.

«Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мазолями,

Пошел Ермило царствовать

Над всей княжою вотчиной,

И царствовал же он!

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны…

На своем долгом пути странникам предстояло думать и учиться, как и читателям, впрочем.

У Некрасова тема женской судьбы проходит в творчестве как тема самостоятельная, особо значимая. Поэт хорошо понимал, что в крепостной России женщина несла двойной гнет, социальный и семейный. Он заставляет своих странников задуматься о судьбе женщины, родоначальницы жизни, опоры и хранительницы семьи – основы народного счастья.

В горькой безысходности крестьянской судьбы народ едва ли не по фольклорной инерции связывал счастье с удачей (Матрене Тимофеевне, например, помогла губернаторша), но странники к этому времени кое-что уже повидали и в счастливый случай не верят, поэтому просят Матрену Тимофеевну выложить всю душу. И трудно им не согласиться с ее словами:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Однако беседа с Матреной Тимофеевной оказалась для семерых мужиков очень важной в определении путей- дорог к народному счастью. Большую роль в этом сыграл вставной эпизод с самостоятельным сюжетом о Савелии, богатыре святорусском.

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Присланный Шалашниковым управляющий Фогель обманом заставил корежских мужиков сделать дорогу, а затем закабалил их окончательно:

У немца – хватка мертвая:

Пока не пустит по миру,

Не отойдя, сосет.

Нам правды не найти.

Автор и подводит семерых странников к мысли о праведности насильственной расправы с угнетателем, и предостерегает от необдуманности порыва, за которым неизбежно последует и наказание, и раскаяние, потому что ничего не изменится в жизни от такого единичного правосудия.

Поумнели странники за месяцы странствования, и первоначальная мысль о счастливо живущем на Руси сменилось мыслью о народном счастье.

Мы ищем, дядя Влас,

Странники думают о всеобщности счастья (от губернии до села) и подразумевают под ним личную неприкосновенность, правовую защищенность собственности, благосостояние.

Смерть Последыша символична: она свидетельствует об окончательном торжестве новой жизни.

Намаялись! уж подлинно

Отпраздновали волю мы,

Как праздник: так ругалися,

Что поп Иван обиделся

За звоны колокольные,

Гудевшие в тот день.

Яков тоже порождение крепостничества, превращавшего лучшие нравственные качества народа: верность долгу, преданность, самоотверженность, честность, трудолюбие – в бессмысленное холопство.

Тема греха бурно обсуждается пирующими. Грешников насчитывается не меньше, чем счастливцев. Здесь и помещики, и кабатчики, и разбойники, и крестьяне. И споры, как и в начале поэмы, завершаются потасовкой, пока не выступает со своим рассказом Иона Ляпушкин, часто навещающий вахлацкую сторонку.

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь…

Атаман шайки разбойников Кудеяр, душегуб, проливший много крови, вдруг раскаялся. Господь для искупления грехов повелел ему спилить ножом, которым он разбойничал, могучий дуб.

Режет упругое дерево,

Господу славу поет,

Годы идут – подвигается

Медленно дело вперед.

Первый в той стороне пан Глуховский посмеялся над Кудеяром:

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю, и вешаю,

А поглядел бы, как сплю.

В бешеном гневе отшельник убивает Глуховского – и свершается чудо:

Рухнуло древо, скатилося

С инока бремя грехов.

Все прощает бог, а Иудин грех

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Поэт хорошо понимал, что крепостное право не только развязывало самые жестокие инстинкты помещиков, но уродовало крестьянские души.

Гриша Добросклонов подводит итоги крестьянскому диспуту, объясняя мужикам основную причину грехов дворян и крестьян:

Змея родит змеенышей,

А крепь - грехи помещика,

Грех Якова – несчастного,

Грех Глеба родила,

В трудных поисках путей к крестьянскому счастью необходимо проявлять всем миром милосердие и сострадание к незаслуженно обездоленным и обиженным судьбой.

По распоряжению старосты Власа Клим, обладавший незаурядными актерскими данными, помогает солдату Овсянникову получить скромную народную помощь, зрелищно и убедительно пересказывая собравшемуся люду его историю. По копеечке, по грошику посыпались деньги в деревянную тарелочку старика солдата.

…И лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Это Григорий разъясняет вахлакам, что крепостное рабство – причина всех дворянских и крестьянских грехов и что оно навеки ушло в прошлое.

Всех пристальней, всех радостней

Прослушал Гришу Пров:

Сказал победным голосом:

Пров – один из семи странников, утверждавший, что лучше всех на Руси живется царю.

Так заключительный сюжет связывается с основным. Благодаря разъяснениям Гриши странники осознают корень зла российской жизни и значение воли для крестьян.

Автор горячо любит своего героя и с ним связывает надежды на новую жизнь в России.

Ангел милосердия - сказочный образ-символ, сменивший демона ярости, - витает теперь над Русью. В его песне о двух путях, пропетой над русским юношей, призыв пойти не обычной торной дорогой для толпы, - дорогой, исполненной страстей, вражды и греха, а тесной и трудной дорогой для избранных и сильных душ.

Иди к униженным,

Иди к обиженным –

Автор улавливает героический дух времени и горячо приветствует сынов России, вступивших на путь борьбы за народное счастье. Среди них и его любимец – Гриша Добросклонов.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Чахотку и Сибирь.

Славно жить народу

Эту песню слушают странники, а две другие песни поэта-гражданина остаются ими не услышанными.

Первая пронизана болью за рабское прошлое Родины-матери и надеждой на счастливые перемены:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

Понятие гражданственности еще не знакомо странникам, им еще многое предстоит понять в жизни, многому научиться. Быть может, поэтому автор на этом этапе не соединяет их с Гришей – напротив, разводит. Недоступна пока пониманию странников и вторая Гришина песня,где он говорит о великих противоречиях Руси, но выражает надежду на пробуждение народных сил, на их готовность к борьбе:

Сила в ней скажется

Гриша Добросклонов испытывает радостное удовлетворение от жизни, потому что ясно обозначается для него простая и благородная цель – борьба за народное счастье.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею – вот

Привычен для читателя сказочный зачин поэмы:

В каком году – рассчитывай,

В каком году – угадывай…

И вдвойне желанны и знакомы строки, сулящие исполнение заветного:

По вашему хотению,

По моему велению…

Поэт использует в поэме сказочные повторы. Таковы, например, обращения к скатерти-самобранке или устойчивая характеристика крестьян, а также причина их спора. Сказочные приемы буквально пронизывает все произведение Некрасова, создавая волшебную обстановку, где героям подчинено пространство и время:

Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли…

Широко использованы в поэме и приемы былинного эпоса. Поэт уподобляет многие образы крестьян настоящим богатырям. Таков, например, Савелий, богатырь святорусский. Да и сам Савелий относится к крестьянам как к подлинным богатырям:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь ему не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

То и дело в текст вплетены загадки, создающие живописные образы то эха (без тела, а живет оно, без языка - кричит), то снега (лежит-молчит, когда умрет, тогда ревет), то замка на двери (Не лает, не кусается, а не пускает в дом), то топора (всю жизнь свою ты кланялся, а ласков не бывал), то пилы (жует, а есть не ест).

Еще Н.В. Гоголь отмечал, что русский народ всегда выражал свою душу в песне.

Большая часть песен, введенных Некрасовым в эпопею, отражают ужасы крепостничества.

Хоть мать, хоть сын

Никогда не забывает поэт о тяжелой солдатской доле:

Песни Гриши Добросклонова, еще очень книжные, исполнены любви к народу, веры в его силы, надежды на изменение его судьбы. В его песнях чувствуется знание фольклора: Гриша часто использует его художественно-выразительные средства (лексику, постоянные эпитеты, общепоэтические метафоры).

Замечательное мастерство автора преобразует народные величальные куплеты в художественные перлы, ничуть не утрачивающие народной поэтики:

Опытной рукой гениального поэта, ценителя и знатока фольклора, поэт убирает диалектные фонетические неправильности подлинных причитаний-плачей, выявляя тем самым их художественную одухотворенность:

Падите мои слезоньки

Не на землю, не на воду,

Не на господень храм!

Падите прямо на сердце

В совершенстве владеет Н.А. Некрасов жанром народной баллады и, вводя ее в поэму, искусно имитирует и форму (перенос последней строки стиха на начало следующей), и лексику. Он использует народную фразеолгию, воспроизводит народную этимологию книжных оборотов, приверженность сказителей к географической и фактической точности деталей:

Аммирал-вдовец по морям ходил,

По морям ходил, корабли водил,

Под Ачаковым бился с туркою,

Наносил ему поражение.

( Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется –

Шумит, поет, ругается,

Дерется и целуется

У праздника народ).

Автор - народный сказитель, хорошо владеющий живой народной речью. На доверчивый взгляд крестьян-читателей мало чем отличается от них, как, например, и странники - богомольцы, увлекающие занимательными рассказами своих слушателей. В ходе повествования сказитель обнаруживает любимое народом лукавство ума, умение удовлетворить его любознательность и фантазию. Близко его сердцу христианское осуждение

сказителем греховности порока и моральное вознаграждение страдальцев и праведников. И лишь искушенный читатель может рассмотреть за этой ролью народного сказителя лицо великого поэта, поэта-просветителя, воспитателя и вожатого.

Читайте также: