Конференция проектная и исследовательская деятельность в школе мотивация содержание методика

Обновлено: 01.06.2024

Что представляет собой проект, чем он отличается от исследования и какие способности учеников помогает раскрыть? Какую роль играет дизайн-мышление при выполнении проекта? И что стоит изменить в организации проектной деятельности?

Спикеры:

Татьяна Вадимовна
Щербакова

Канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и андрогогики АППО (Санкт-Петербург)

Елена Леонидовна
Тележинская

Зав. лабораторией инновационных образовательных решений ГБУ ДПО ЧИППКРО (Челябинск)

Татьяна Сергеевна
Фещенко

Д-р пед. наук, профессор кафедры менеджмента и управления проектами МЦРКПО (Москва)

Мы в социальных сетях:

Вы здесь

Приглашение на обучение
педагогов, преподавателей,
использующих современные
образовательные
технологии

На семинаре слушатели узнают:

  • Что такое проект: какие способности он раскрывает
  • Зачем нужна проектная и исследовательская деятельность обучающимся
  • Проект и исследования: в чём отличие
  • Что и как меняется в системе Российского образования
  • Что и как необходимо изменить в организации проектной деятельности обучающихся

Порядок проведения обучения:

1. Семинар (очно)

Дата проведения: 24 апреля 2019 г.

Время проведения: 14.00 – 16.00

Стоимость обучения с получением СЕРТИФИКАТА - 300 руб.

Педагогам, имеющим диплом Гуманитарной академии, участие в семинаре - БЕСПЛАТНО

Участникам семинара предоставляется доступ ко всем учебным материалам по данной теме в электронном виде.

По окончании обучения выдается СЕРТИФИКАТ участника семинара (3 ч.)

2. Продолжение обучения (дистанционно)

Для желающих получить

УДОСТОВЕРЕНИЕ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ (72 ч.)

Стоимость обучения с получением УДОСТОВЕРЕНИЯ - 2 000 руб.

(форма заявки в приложении)

ПРИЛОЖЕНИЕ к информационному письму

(должность, фамилия, имя, отчество контактного лица)

ЗАЯВКА НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ

«Проектная и исследовательская деятельность в школе:

Форма обучения (ненужное вычеркнуть):

□ Семинар 24.04.2019 с получением сертификата (3 ч.),

Список сотрудников организации, направляемых на обучение

Фамилия, имя, отчество (полностью)

При оплате обучения от юридического лица просьба вместе с заявкой присылать реквизиты организации для составления договора и счета на оплату:

В “Федеральном компоненте государственного стандарта” указывается на то, что важным компонентом современного урока и внеурочной деятельности является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, социально значимых знаний.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Всё это возможно, организуя особый вид деятельности учащихся – проектную деятельность, для осуществления которой сегодня в школе есть все возможности.

В качестве неоспоримых достоинств проектного метода обучения являются высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности обучающихся; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Как развить мотивационную сферу учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся?

В настоящее время современные семьи (на примере родителей моих учеников) все чаще интересуются успехами своих детей. Взрослые больше стали уделять внимание своим детям, которое характеризуется в совместном сотрудничестве. И я считаю, что работа над проектами больше сближает и объединяет детей и их родителей. Это такой новый тип сотворчества, главным условием которого является общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители также отмечают, что работа над совместными проектами способствует объединению усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей, создаёт атмосферу общности интересов, сближения детей, родителей и учителей, строит невидимый мостик между их внутренними мирами. Кроме того, подобная работа активизирует и обогащает родителей воспитательными умениями, поддерживает их уверенность в собственных педагогических способностях.

Но надо сказать и о том, что прежде чем использовать метод совместных проектов педагогу следует ввести родителей в курс такой педагогической технологии, как проектная деятельность. Еще в начале 1 класса, представляя программу “Школа России” по новым стандартам, я провела беседу о проектной деятельности, как урока и как продукта дополнительного образования, где первостепенная роль отводится родителям или близким взрослым учащихся.

Проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. ФГОС в начальной школе предусматривают внеклассную проектную деятельность по всем предметам. У младших школьников формируются умения осуществлять самостоятельный поиск и сбор информации в разных источниках; анализировать, представлять собранную информацию в наглядном виде; работать в группе, самостоятельно и совместно принимать решения; оформлять итоги своей работы и уметь представлять их перед аудиторией.

Использование проектного метода от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, метапредметным; от личных проектов к групповым и общеклассным, являются самыми продуктивными в развитии мотивационной сферы учения.

Развитие мотивационной сферы учения в ходе совместной воспитательной проектной деятельности приобретает позитивные результаты. Со своими лучшими проектами мои ученики в 1 классе в 2011–2012 учебном году выступали на окружном экологическом фестивале “Рассвет”, в школьном туре “Лучший ученик начальной школы”. Проектные работы детей были оценены на высоком уровне, как представителями жюри фестиваля – 1 место на фестивале “Рассвет” с проектом “Берегите наш лес!”, так и администрацией школы проектов “Моя семья”, “Мир моих увлечений”. В 2012–2013 учебном году мы активно продолжили работать над проектами. Участвовали с исследовательским проектом “Белый снег – чистый снег?” на окружном фестивале “Ступень к успеху” и в НПК “Эврика”, где стали дипломантом III степени. Окружной экологический фестиваль “Рассвет” в том же году принес нашему классу четырех победителей. Ребята желают участвовать во всех конкурсах и подают положительный пример другим. В новом 2013–2014 учебном году желающих участвовать в конкурсах увеличилось.

Нужно отметить, что у первоклассников и второклассников преобладают внешние мотивы. Если проследить динамику развития учебной мотивации, мы увидим, что с каждым годом обучения с использованием проектной деятельности возрастают внутренние мотивы обучения. Ученики уже достаточно ясно понимают, что знания нужны не для того, чтобы доставить кому-то удовольствие или чтобы не быть хуже других, а для того, чтобы быть умным, развитым, получить хорошее образование и в дальнейшем престижную работу.

Итак, применение проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе способствует формированию и развитию мотивационной сферы учения младших школьников.

Как показывает опыт, метод проектов как нельзя лучше решает задачи новой школы. Учащиеся должны прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования.

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся является одним из ведущих направлений реализации ФГОС, которое необходимо осуществлять на всех школьных учебных дисциплинах, в том числе и на математике.

В отличие от олимпиад, проектной и исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): любой ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах.

Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в 5 классе с выполнения информационных и творческих проектов. Например, составления математических кроссвордов. Это задание с удовольствием выполняют даже учащиеся, которые с трудом одолевают математику. Они с увлечением работают над составлением кроссвордов.

Таким образом, они усваивают математическую терминологию, учатся формулировать вопросы, находить на них ответы. Далее следует написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий.

В старших классах проекты учащихся могут быть либо персональные, либо групповые. Что эффективнее? Единой точки зрения на этот счёт не существует. Можно только указать преимущества каждого из проектов.

Преимущества персональных проектов:

план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

формирование у учащихся важнейших обще-учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

в рамка проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Применение проектной технологии дает возможность научиться самостоятельно добывать и применять полученные знания, быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе.

Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь.

Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей.


Содержимое разработки

Чернилина Е.В., учитель физики

Практический семинар

Проектная и исследовательская деятельности. Сходство и различие

Как оформить исследовательский проект

Практическая часть (работа в группах). Создание проекта

Используемая литература и Интернет-источники

1 . Проектная и исследовательская деятельности. Сходство и различие

«Мир полон решений,

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет новые цели и ценности образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника. Новая модель образования предполагает активную творческую деятельность учащихся. Проекты и исследовательские работы отвечают этим требованиям, становятся одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.

Актуальность использования проектной и исследовательской деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью. На этапе внедрения ФГОС необходимо интегрирование проектной деятельности в целостный образовательный процесс.

Проект – это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел; проектирование – процесс создания проекта.

Проектная деятельность учащихся определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательские работы – это творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Соотношение проектирования и исследования следующее:

Проектирование

Исследование

1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния

1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта

2. Решение практической проблемы

2. Создание нового интеллектуального продукта

3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении представлена в Примерной образовательной программе основного среднего образования и включает в себя типы проектов по следующим основаниям: виды проектов; содержание проектов; количество участников; длительность; дидактические цели.

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по видам проектов: исследовательский, творческий, инновационный, игровой (ролевой), прикладной (практико-ориентированный), информационный (поисковый).

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по содержанию проектов: монопредметный, метапредметный (к области знаний, к нескольким областям, к области деятельности).

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по количеству участников проекта: индивидуальный, парный, малогрупповой(до 5 чел.), групповой( до 15 чел.), коллективный (класс, школа), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой.

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по длительности проекта: Мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по дидактической цели проекта: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности.

2. Как оформить исследовательский проект

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт (создание проектного продукта)

5. Презентация проектного продукта.

Этапы работы над проектом:

Выбор проблемы и темы, обоснование актуальности.

Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

Подбор и изучение материалов по теме.

Выбор методов исследования.

Разработка плана проекта.

Написание исследовательского проекта.

Оформление исследовательского проекта.

1 этап. Выбор проблемы и темы, обоснование актуальности

Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.

Постановка проблемы включает:

выявление противоречия в научном знании: что уже сделано, что осталось нераскрытым и что предстоит сделать (на этой основе формулируется противоречие);

постановку проблемы или выделение основополагающего вопроса.

Пример формулировки проблемы:

Наиболее трудный момент – это формулировка темы. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять поиск еще не разрешенных проблем и вопросов. Тему исследования лучше выбирать узкого плана, а не глобального. В формулировке темы не должно содержаться вопроса, цитаты из каких либо источников, лишних слов, отличных от формулировки проблемы.

Тема: Шум, как один из факторов вредного влияния на организм человека.

2 этап. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

Объект исследования – это процесс, который привел к проблеме.

Объект исследования – это процесс, результат которого можно изменить (улучшить, увеличить и т.д.) в ходе самого исследования.

Например, объект исследования:

Шум на этажах школы, в спортзале, в столовой.

Например, предмет исследования:

Изучение вредного влияния шума на переменах.

Затем определяется цель исследования, т.е. то, чего собирается добиться в своей работе исследователь, какой результат он намерен получить.

Цель исследования должна быть одна.

Цель: изучить уровень акустического загрязнения в школе.

Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Задачи – это уточнение плана исследования, уточнение цели.

Изучить материал об основных механизмах воздействия акустических волн на организм человека.

2. Измерить уровень шума в различных помещениях школы, показать его последствия и как их избежать.

3. Провести анкетирование среди учителей и учеников о влиянии шума во время учебного процесса.

4. Разработать рекомендации по защите от негативного воздействия шума в школе и дома.

Гипотеза – это предположение, это предполагаемый нами ответ на заданный вопрос .

В ходе работы предположение может быть либо подтверждено (истина), либо опровергнуто (ложь).

Строится гипотеза по следующим схемам:

если сделать то-то и так-то, то можно ожидать, что получится такой-то результат;

это возможно, если…;

будет обеспечено, если…;

предположим, что ….;

При формулировке гипотезы следует исходить из проблемы исследования, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы.

Гипотеза: длительное воздействие шума может вызывать не только дискомфорт, но и ухудшать течение некоторых болезней, но при правильной организации своей работы и следовании простым правилам можно избежать вредного воздействия на организм.

3 этап. Подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники. Первоисточником считается первоиздание. Перевод, антология, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.

4 этап. Составление библиографии

Составление библиографии – неотъемлемая часть работы над исследовательским проектом. Существуют определенные правила оформления библиографического списка, такие как:

Список составляется строго по алфавиту, причем издания на русском языке пишутся вначале, а уже за ними – издания на иностранных языках.

Источники (документальные материалы, воспоминания, переписка, и т.д.) пишутся в начале. Так, например, можно разделить библиографию на источники и литературу.

Правила, используемые при составлении списка литературы те же, что и при составлении сноски.

Разница лишь в том, что в конце описания указывается общее количество страниц в книге либо страницы, на которых опубликована статья в сборнике, газете, журнале.

5 этап. Выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание методов исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являются необходимым условием достижения поставленной цели.

6 этап. Разработка плана проекта

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Рабочий план состоит из заглавия, введения и содержания.

Удачное заглавие содержит в себе всю концепцию (идею) работы. Если введение никак не получается, значит, нет четкого понимания, с чего следует начать. А если, начиная работать над проектом, вы знаете, как начать, значит, вы хоть приблизительно предполагаете, чем завершить. Понятно, что введение и содержание будут неоднократно переписаны, будут меняться.

Назначение введения – помочь читающему вникнуть в вашу работу.

В содержании ваша работа должна логически подразделяться на главы и параграфы, пункты и подпункты.

7 этап. Написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его – научный. Научный стиль имеет свои особенности:

Читайте также: