Кондуктор это кто кратко

Обновлено: 02.07.2024

Разновидности кондукторов

В дореволюционную эпоху кондукторы делились на обер-кондукторов, тормозных кондукторов, смазчиков и хвостовых кондукторов. О каждом из них поговорим отдельно.

Смазчик

В принципе, из названия должности уже что-то проясняется. Основной его задачей в пути следования было смазыванием букс маслом. Кроме того, на смазчика ложились обязанности по производству мелкого ремонта в вагонах.

В советские годы смазчиков стали называть поездными мастерами. После того, как в пассажирских вагонах появилось электрическое освещение, также была введена должность электрика. К слову прямой наследник электрика - поездной электромеханик, который находится в каждом поезде. Про него я рассказывал в отдельной статье .

А вот в поездных мастерах отпала необходимость, когда стали использовать роликовые подшипники букс, которые не нуждались в постоянном уходе и смазывании.

Тормозной кондуктор

Делали они это с помощью поворота штурвала, вал которого приводил в движение тормозную рычажную передачу, прижимая колодки к колёсам. Короче устройство практически идентично современному стояночному тормозу, который можно увидеть на любом грузовом вагоне.

Тормозные кондукторы ездили на открытых площадках через несколько вагонов. На самой площадке имелась лавка, на которой ехал кондуктор, сам тормоз и штыри для сигнальных фонарей. По сигналу с паровоза, кондукторы приводили в действие тормоза и поезд останавливался.

Хвостовой кондуктор

Хвостовой кондуктор ехал на тормозной площадке в хвосте поезда. В его обязанности входило поддержание хвостовых фонарей в рабочем состоянии, а также сигнализация ими для идущих вслед поездов.

Младшие и старшие кондукторы

Младшие кондукторы производили маневры на станциях, переставляя вагоны с одного пути на другой используя свою физическую силу. Иногда занимались также выгрузкой грузов из вагонов. Старшие кондукторы руководили этой работой.

Обер-кондуктор

Обер-кондуктор был главным в кондукторской бригаде. Его можно сравнить с нынешним начальником поезда, который, по сути, пока поезд в пути является его хозяином и отвечал за всё, что с ним происходит.

Даже машинисты находились в подчинении обер-кондукторов. Именно главный давал сигнал к отправлению поезда с помощью свистка. Свисток обер-кондуктора означал, что поезд готов: проводники и кондукторы находятся на своих местах, а все пассажиры сели. После свистка кондуктор, машинист гудел и поезд трогался.

Разумеется, в обязанности обер-кондуктора входило также поддержание порядка в вагонах и проверка билетов у пассажиров.

В дальнейшем, совершенствовались как вагоны, так и сигнализация. Появились пневматические тормоза, применение которых позволило отказаться от тормозных кондукторов. На пассажирских поездах власть перешла к начальнику поезда, а на грузовых поездах необходимые документы ведёт локомотивная бригада. Буксы стали нуждаться в смазке гораздо реже, а значит потребность в смазчиках отпала.

Единственное, кондуктора можно встретить на сборных поездах. Это такие поезда, которые собирают и развозят вагоны между станциями одного тягового участка. Там руководит всем этим как раз кондуктор, он же ведёт сопроводительную документацию.

Почему в трамваях кондуктор, а в электричках - контролёры?

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что проверка билетов - это не единственная обязанность кондуктора. Поэтому в целом, не очень разумно называть кондукторами тех, кто занимается просто обилечиванием пассажиров (ни в коем случае не принижаю представителей этой профессии).

Поэтому что в электричках, что в трамваях, что в автобусах, кондукторы - это именно контролёры по своей сути (есть ещё ревизоры, которые проверяют как пассажиров, так и самих контролёров). Просто в городском транспорте сохранилось старое название.

3. Часть электрической машины, представляющая полый металлический цилиндр, служащий для проведения электричества от места его образования (тех.).

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .

Смотреть что такое "КОНДУКТОР" в других словарях:

кондуктор — а, м. conducteur m., нем. Kondukteur, Konduktor, пол. konduktor < лат. conductor сопровождающий, проводник. 1. Помощник военного инженера; лицо, ведущее фортификационные, подкопные работы. Сл. 18. А о бароне де Штафе доношу, то оный и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КОНДУКТОР — (франц. conducteur, от лат. conduco сводить, служить чему). 1) часть электрической машины, служащая для проведения скопляющегося электричества. 2) старший нижний чин в военном флоте различных специальностей. 3) служитель при вагонах железной… … Словарь иностранных слов русского языка

кондуктор — См … Словарь синонимов

кондуктор — монтажный кондуктор Пространственное монтажное приспособление, обладающее собственной устойчивостью и служащее для временного закрепления и выверки одного или группы элементов конструкций [Терминологический словарь по строительству на 12 языках… … Справочник технического переводчика

КОНДУКТОР — муж., лат. проводник, водырь, вожатый, вожак; кондуктор, проводник электрической или иной ей подобной машины; кондуктор, унтер офицер или воспитанник вообще по разным инженерным, строительным или иным ведомствам; | проводник и надзиратель при… … Толковый словарь Даля

кондуктор — 1. КОНДУКТОР, а; м. [от лат. conductor сопровождающий, проводник] 1. мн.: кондуктора, ов. Работник, сопровождающий железнодорожный поезд для наблюдения за правильностью и безопасностью его следования и за сохранностью грузов. 2. мн.: кондуктора,… … Энциклопедический словарь

Кондуктор — – оснаст. пространственное монтажное приспособление, обладающее собственной устойчивостью и служащее для временного закрепления и выверки одного или группы элементов конструкций. [ГОСТ 24259 80] Кондуктор – устройство, предназначенное … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

КОНДУКТОР — (от позднелат. conductor сопровождающий) 1) станочное приспособление для направления режущего инструмента (напр., сверла) и фиксирования его относительно обрабатываемого изделия. Применение кондуктора исключает разметку осей отверстий.2) Работник … Большой Энциклопедический словарь

КОНДУКТОР — в России в военных, морских и некоторых других ведомствах с нач. 18 в. воспитанник или выпускник специального учебного заведения, а также унтер офицер, выполнявший работу чертежника или художника; в 1903 17 сверхсрочный унтер офицер на флоте… … Большой Энциклопедический словарь

Кондуктор — кондукторная колоннa (от позднелат. conductor, букв. сопровождающий * a. conductor, pipe conductor; н. Ankerrohrtour, Leitrohrtour; ф. conducteur; и. conductor), колонна обсадных труб, предназначенная для крепления верх. интервала скважин … Геологическая энциклопедия

Кондуктор, контролер

Кондуктор или контролер в транспорте – это тот, кто продает пассажирам билеты, и/или контролирует их наличие. Специфика этой работы может немного различаться в зависимости от населенного пункта (например, в некоторых городах есть электронные проездные и валидаторы, в других их нет), однако суть ее неизменна. Устроиться на такую работу, как правило, несложно, однако она несет общественную значимость и требует определенных умений и навыков для успешного выполнения. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Краткое описание: кто такой кондуктор/контролер?

Пожалуй, это та работа, суть которой объяснять не надо. Все люди хотя бы иногда пользуются общественным транспортом, и поэтому неизбежно прибегают к услугам кондукторов или сталкиваются с контролерами. Это профессия, которую вряд ли выбирают по призванию, но в ней, как и в любой другой, есть свои плюсы.


Особенности профессии кондуктора/контролера

Как правило, работник, которого называют кондуктором, занимается именно продажей билетов. Чаще всего для покупки проездного талона пассажирам нужны наличные, хотя в крупных городах имеется и возможность оплаты картой, равно как и технология оплаты проезда при помощи электронного проездного или покупки билетов через электронный терминал. В таком случае к обязанностям кондуктора добавляется проверка того, оплатил ли проезд каждый конкретный пассажир, и продажа ему билета лишь в случае необходимости. В этой ситуации он совмещает в себе функции кондуктора и контролера.

Таким образом, основные обязанности кондуктора/контролера в общем случае сводятся к следующим:

  • Продажа билетов пассажирам.
  • Контроль за тем, чтобы все пассажиры приобрели проездные документы.
  • Взимание штрафов с безбилетников.

Кондуктор/контролер также помогает пассажирам и водителю при возникновении каких-либо сложных ситуаций. Он должен хорошо разбираться в технике безопасности и правилах использования аварийного выхода транспортного средства. Кроме того, к нему могут обращаться с вопросами по поводу маршрута. Отвечать на них кондуктор не обязан, но поделиться своими знаниями с пассажирами, которые плохо ориентируются на местности, он может.

Главная картинка статьи Кондуктор – актуальная профессия

Общественный транспорт для любого города — залог комфорта и удобства. И чем крупнее город, тем больше разновидностей общественного транспорта существует, поэтому профессия кондуктора востребована в любом городе.

Водителям трамваев, автобусов и троллейбусов удобнее концентрироваться на выполнении основной работы, не отвлекаясь на получение платы за проезд. Для выполнения этой работы требуются услуги кондуктора.

Особенности профессии кондуктор

Появление общественного транспорта стало стимулом к возникновению этой профессии. Основные обязанности не претерпели значительных изменений, но со временем изменились способы взимания платежей.

В разное время профессия кондуктора переставала быть актуальной. Например, в Воронеже с 2003 года часть маршрутов стала бесплатной. Отдельные города также обходились без кондукторов, вместо них использовались компостеры, которые гасили проездные талоны.

Некоторые страны экспериментируют и вводят бесплатный общественный транспорт, для этого они предоставляют ряд аргументов:

  • Уменьшение пробок.
  • Улучшение экологии за счет уменьшения пользования автомобилями.
  • Снижение затрат на персонал.
  • Уменьшаются издержки на изготовление турникетов, билетов и талонов.

В крупных мегаполисах наземный транспорт часто обходится без кондукторов — их заменили валидаторы. Кондукторов оставляют только на междугородних рейсах.

Но профессия не исчезла. Кондукторов когда-нибудь вытеснят электронные средства контроля, но это долгий процесс, который наступит очень нескоро.

Профессия кондуктора имеет еще одну особенность — в основном ее выбирают женщины. Возможно это связано с тем, что средняя зарплата кондуктора низкая и мужчины реже соглашаются на такие условия работы.

Обязанности кондуктора

  • проведение операций по оплате проезда пассажиров;
  • проверка льготных документов пенсионеров и учащихся;
  • оказание помощи пассажирам при возникновении необходимости;
  • после завершения маршрута проведение осмотра транспорта на наличие оставленных вещей.

Кондуктор общественного транспорта для исполнения своих обязанностей должен знать:

  • принципы оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа;
  • тарифную сетку маршрута, где он работает;
  • названия остановок маршрута, их последовательность.

Также кондуктору необходимы знания по оказанию медицинской помощи, принципам охраны труда и противопожарной безопасности. С этими темами специалистов знакомят в рамках инструктажей при приеме на работу.

Актуальная профессия кондуктор

Требования к кондуктору

Строгих требований к кондуктору не предъявляют, главное для работника — иметь хороший вестибулярный аппарат и выносливость. Это нужно, так как смены могут длиться более 10 часов, а автобус почти все время находится в движении.

Будущему кондуктору также следует регулярно проходить медицинские обследования. Для работы не подойдет человек с проблемами в работе опорно-двигательного аппарата, плохим зрением и другими заболеваниями.

Ответственность кондуктора

Он несет личную ответственность за покупку билетов всеми пассажирами транспортного средства. В противном случае его ждут штрафные санкции со стороны работодателя, что отдельным пунктом прописывается в трудовом договоре.

Руководство предприятия несет ответственность за обеспечение специалистов всем необходимым для работы инструментарием, а также униформой.

Обучение кондукторов

Не существует учебных учреждений для получения профессии кондуктора. Все знания работник получает на рабочем месте. Поэтому должность кондуктора доступна практически каждому — это дает возможность получить работу людям без образования и специальных знаний.

Перспективы карьерного роста для кондукторов

Профессия кондуктора не подразумевает карьерного роста. Можно выполнять свою работу на разных видах транспорта, но это практически не сказывается на заработке.

Личностные качества профессии кондуктор

Работа кондуктора в первую очередь подразумевает общение с пассажирами, поэтому специалист должен проявлять следующие качества:

  1. вежливость;
  2. коммуникабельность;
  3. доброжелательность;
  4. стрессоустойчивость;
  5. ответственность;
  6. исполнительность.

Уровень заработной платы профессии кондуктор

По информации сервисов поиска сотрудников, работник может рассчитывать на следующую зарплату:

Читайте также: