Концерт как форма организации внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 25.06.2024

Сценарии внеклассных мероприятий для школьников 1-4 класса

Педагоги школы, осуществляя воспитание, опираются, конечно, на естественные силы развития, стараются ориентироваться на конечную цель воспитания, которая предполагает подготовку выпускника к вступлению в социум.

Задача воспитания в понимании воспитанника заключается в позитивном отношении ученика к требованиям воспитателя, в адекватном поведении выпускника, в умении общаться, интегрироваться в общество людей, принимающего его нормы, законы, мораль.

Одна из особенностей воспитания заключается в том, что любой поведенческий акт формируется медленно и с трудом. Первое условие его формирования - терпение взрослого человека, его такт. Акт является результатом объединенных усилий детей и воспитателей. Еще более затруднительным оказывается обобщение поведенческих актов, их перенос даже на аналогичную ситуацию, не говоря о другой, новой для ребенка ситуации. Его необходимо специально учить переносу прежних знаний, опыта на другие ситуации, которыми так богата жизнь. На спонтанность нельзя полагаться.

Педагогическая практика еще раз показывает, что словесная форма воспитания не очень эффективна. Словесные потоки лишь частично воспринимаются нашими подопечными. Часть слов скользит по поверхности сознания, другая часть проходит мимо ученика. Указанные особенности учителя, воспитатели должны учитывать в процессе подготовки и проведения внеклассных воспитательных мероприятий, занятий. Роль слова не отвергается, оно подкрепляется показом, упражнениями, действиями, моделированием разнообразных жизненных ситуаций, в которых учащиеся принимают активное участие. В доступное содержание, умеренное во всех отношениях, исключающее перегрузки количественного и качественного характера, включаются сюжетно-ролевые игры, диалогическая речь. Определенные требования предъявляются и к продолжителгности мероприятия, количеству его участников. Излишняя продолжительность негативно сказывается на качестве мероприятия, провоцирует усталость всех, потерю интереса к нему.

Педагоги должны стремиться к правильной реализации принципа наглядности, побуждающей детей к высказываниям, словесным реакциям. Каждое проведенное мероприятие утверждает что-то новое, расширяет границы познания, обеспечивает интеллектуальную активность. Включенные в него элементы новизны и соревнования, состязания делают его привлекательным. Все делается с учетом возможностей, способностей, интересов, склонностей, запросов детей, их возрастных, типологических особенностей.

В предлагаемых мероприятиях прослеживается познавательная, коррекционная, социальная, коммуникативная и, конечно, воспитательная направленность.

Воспитательную работу в классе необходимо вести непрерывно, систематически и последовательно, параллельно образовательному процессу, в соответствии с мероприятиями общешкольного плана воспитательной работы в классе по следующим направлениям: санитарно-гигиеническое, гражданско-патриотическое, правовое, экологическое, физическое, экономическое, нравственное, социально-бытовое, эстетическое. Каждое из них важно по- своему.

Представленные разработки внеклассных мероприятий из опыта работы педагогов нашего сайта, они прошли успешную апробацию, были приняты детьми и имели положительный отклик как учащихся, так и их родителей.

Хочется верить, что материалы пособия будут использованы и творчески реализованы коллегами.

Внеклассные мероприятия для младших школьников

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Вода - залог здоровья". Начальная школаПояснительная записка Важнейшей ценностью для человека является здоровье. Оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом общес.

Сценарий выступления команды КВН "В мире животных" для 3-4 классов. Визитная карточкаОписание материала: данный сценарий поможет в подготовке выступления команды КВН Цель: создание условий для раскрытия творческого, личностного, интеллектуального потенциала детей младшего школьного возраста посредством включения их в творческую деятельность в рамках игры КВН. Задачи: - Развитие коммуникативных навыков младших школьников; - Реализация потребности детей в общении; - Формирование навыков .

Классный час в 3 классе

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Душа избы", 2 класс1. Целевая аудитория – 1-2 класс (7-9 лет) 2. Цель педагога – способствовать приобщению детей к культуре своего народа. Детская цель – создать в классе избу, окунуться в атмосферу старины. 3. Планируемые результаты: личностные: - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; - формирование уважительного отношения к труду, разви.



Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность, стала неотъемлемой части лобой общеобразовательной школы, и сам факт активной работы учащихся во внеурочной деятельности нуждается в оценке не только в жернале но и в оценке зрителей, поскольку творческая деятельность всегда нуждается в "аплодисментах".

четыре стойки, микрофон отпустить

Ведущий 2. Как вы себя чувствуете? Хорошо?

Ведущий 3. Всем-всем лучезарных улыбок и хорошего настроения! Если будет хорошее настроение, обаятельные улыбки, в жизни будет всё замечательно!

Ведущий 4. Мы рады приветствовать Вас на отчетном концерте внеурочной и кружковой деятельности Байрамгуловской школы! Мы назвали его

Искры детства в небо летят,

Маня за собой далеко-далеко

Здесь рядом сегодня сотни ребят

Верят в мечту и на душе так легко!

И кружится, кружится наша планета,

Ладонями солнца она обогрета.

И греют планету намного теплей

Улыбки и смех очень многих детей.

Ведь, правда, друзья, хорошо на планете,

Когда на планете хозяева-дети!

Песни, стихи и пляски!

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки!

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них,

Пусть герои сказок дарят вам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Ведущий 1. Что еще для счастья надо?

Ведущий 2. Танцевать и веселиться!

Каждый день над мирным небом

Солнцу желтому светиться!

Ведущий 3. Кто самые добрые люди на планете?

Ведущий 4. Мамы

Ведущий 3. Ну, мама, это понятно! А еще?

Ведущий 4. Бабушки… учителя… друзья…

Ведущий 3. Много …

Ведущий 4. Что значит много, добрых людей много не бывает, доброта это душевное состояние!

Ведущий 1. Детство-это самое беззаботное и счастливое время. Каждый взрослый, хоть на миг мечтал бы вернуться в этот удивительный мир добра и чудес.

Ведущий 2. Нам хочется, чтобы все мечты сбывались, давайте окунемся в мир детства.

Приглашаем вас в волшебную страну детства.

Ведущий 3. Следующие участники концерта впервые выступают на этой сцене в качестве учеников 1 –го класса, давайте поддержим их бурными аплодисментами.

Ведущий 4.Все движения для них казались сложными,

Но сегодня полюбуйтесь ка на них.

Как танцую, кажется все просто, вам?

А волнения им все-таки не скрыть.

Ведущий 1. Здесь верят волшебству,

Здесь дружат с чудесами

Все сказки наяву

Приходят в гости сами.

Здесь тучи не видны,

Здесь от улыбок тесно

На творческой волне

Плывет куда-то детство.

Ведущий 1. От веселых ритмов

Никуда не деться,

Это ритмы детства.

С танцами шагать по свету

Веселей во много раз

А для мам чудесней нету

Чем смотреть сейчас на вас!

Ведущий 3. И хорошее настроение… Почему остановилась, начала петь, так допевай!

Ведущий 4.Не забывайся, мы сегодня на этом празднике жизни, только ведущие, а петь сегодня будут другие ребята, кстати они ждут выхода на сцену!

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Выступление на районном методическом объединении учителей музыки. Раскрывает принципы организации внеурочной работы школьников, методы и формы воздействия на детей. Анализ результатов деятельности учеников как на уроке, так и при внеурочной деятельности.

Оценить 2098 0

Рыбцова Татьяна Александровна

учитель музыки

г.Минеральные Воды

Выступление на районном МО по теме:

Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.

Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры-путешествия, викторины, конкурсы, фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.

К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Цель занятий - развитие способностей к коллективному созданию музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации;

формирование певческого дыхания, звукообразования, навыков интонирования;

развитие чувства ритма, музыкального, гармонического слуха и памяти;

укрепление и формирование детского певческого голоса.
Принципы организации внеурочной деятельности учащихся:

Соответствие музыкального материала возрастным интересам ученика, проблемам возраста.

Интеграция музыки с другими видами искусства и жизнью.

Вариативность подбора музыкального материала разного уровня сложности.

Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Методы и формы:

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. Предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Работа предполагается по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, в коллективе, на сцене и т.д.). Достигается во взаимодействии с педагогом;

2-й уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного, эмоционального отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе);

3-й уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (концертная деятельность). Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Результаты деятельности:

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование устойчивого интереса к вокальной музыке и ее видам;

- владение вокально-певческими навыками;

- развитие диапазона в рамках принятой классификации;

- владение вокально-хоровым дыханием;

- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

- чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля;

- приобрести устойчивые навыки чистого исполнения произведений;

-умение эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:
Регулятивные:

Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания песни.

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки;

Формирование умения составлять устно тексты, связанные с размышлениями о музыке.

Овладение навыками смыслового прочтения содержания песни;

Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа песен;

Умение осуществлять практическую деятельность с использованием различных средств информации.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

Чувство гордости за свою Родину на основе изучения русской народной песни;

Участие в музыкальной жизни класса, школы;

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

Формирование этических чувств доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Развитие музыкально-эстетического чувства;

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Основная форма организации процесса обучения – хоровая репетиция.

В основу ансамблево-хорового обучения положен синтез трех начал: игровой метод обучения, эмоционально-насыщенное общение, предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).
Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект – развитие у обучающихся ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой деятельности.

Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.

Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготовка к концерту - проблема психолого-педагогическая. В единстве с профессиональной подготовкой и на ее основе должно быть создано состояние психической готовности исполнителя к выступлению.

Психологическим аспектом формирования состояния готовности является организация деятельности и формирования установки в соответствии с характером конкретного публичного выступления.

Урок является основной формой длительного процесса педагогического общения ученика и педагога. Именно здесь ставятся и во многом разрешаются главные задачи обучения, происходит творческое взаимодействие двух и более индивидуальностей, даётся оценка достижениям и недостаткам, ставятся цели, определяется темп продвижения, строятся перспективные планы и т.п.

В отношении выбора конкретных форм проведения занятия педагог достаточно свободен и может их варьировать в соответствии с намечаемыми целями, состоянием ученика (а также и своим состоянием).

Можно выделить следующие наиболее типичные формы и методы работы на уроке:

взаимный творческий поиск, выражающийся в углубленной работе над творческой концепцией произведения, его образностью, необходимым характером звучания, решением той или иной задачи;

прослушивание с последующей корректировкой;

создание исполнительского образа, когда тот или иной эпизод, та или иная фраза доводятся до идеального качественного состояния и приобретают некий эталонный характер, помогающий понять суть исполнительской задачи;

показ педагогом нужного уровня исполнения или конкретного приёма;

словесный инструктаж с конкретным разбором как целого, так и деталей, особенно важный при разъяснении заданий на дом;

самостоятельная работа ученика под руководством педагога;

Важным моментом проведения урока является выработка у ученика чувства ответственности за своё исполнение, за выполнение заданий педагога, своё творческое развитие.

Таким образом, первый этап урока - подготовка педагога к занятию.

Третий этап - прослушивание и оценка того, что сделано учеником самостоятельно и сравнение с тем, что предполагал услышать учитель. Полезно изредка попросить ученика и самому оценить своё исполнение, дать его разбор и указать нужные пути решения проблем.

Четвёртый этап урока - повторение некоторых отрывков песни с учётом сделанных замечаний и совместная с педагогом работа над ними.

Исполнительскую деятельность обычно психологически рассматривают в двух аспектах: в плане работы над произведением, подготовки к публичному выступлению и как процесс творчества на эстраде.

Не всегда процесс работы над произведением заканчивается публичным выступлением, однако в большинстве случаев публичное исполнение, являясь венцом исполнительской деятельности, представляет собой итог творческого процесса ребенка - исполнителя.

Зачастую работа детей-исполнителей подразделяется на три этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла, 2) этап воплощения исполнительского замысла, 3) этап предконцертной подготовки. Такое деление условно, так как элементы одного этапа присутствуют в работе на другом. Многие педагоги подчёркивают важность своевременного установления срока выступления. Этот момент является психологическим началом формирования направленности сознания ребенка-исполнителя исходя из предполагаемых условий предстоящего выступления.

Этап от момента получения первой информации о предстоящем концерте до принятия решения готовиться к нему, можно назвать этапом предварительной подготовки к публичному выступлению.

После принятия решения готовиться к публичному выступлению следует этап основной психологической подготовки, задачей которого является: 1) осознание целей и мотивов выступления; 2) планирование и организация творческого процесса в связи с учётом собственных возможностей конкретного выступления; 3) адаптация к условиям предстоящего выступления.

Очень важно первое звено - формирование мотивации, отношений, установок ученика: именно мотивационно - потребностная сфера служит могучим психологическим механизмам деятельности.

Выделим наиболее важные группы положительных мотивов, влияющих на формирование состояния психологической готовности к концерту: 1) мотивы, связанные с отношением ученика к исполняемым произведениям, 2) мотивы, связанные с отношением ученика-исполнителя к публике; 3) мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности.

Мотивами подготовки ученика к выступлению (особенно на этапе обучения) могут быть стремления к самосовершенствованию, развитию профессиональных исполнительских навыков и умений.

функциональные, обусловленные особенностями психофизиологической реактивности, нейродинамики, темперамента;

мотивационные и характерологические, связанные с развитием личности (потребности, отношения, идеалы, характер, склонности) и д.р.);

операционные-производные деятельности (уровень мастерства и развития специальных способностей, опыт, тренированность, подготовленность)

Одну из главных причин эстрадного волнения, связанных с операционным компонентом состояния, очень удачно выразил Н.А.Римский-Корсаков: оно обратно пропорционально степени подготовки. Предконцертная уверенность всегда находится в прямой зависимости от степени тренированности, навыков, уровня подготовки. Выявить причины возникновения того или иного неблагоприятного психического состояния можно лишь на основе анализа конкретного индивидуального случая. У одних исполнителей состояние тревоги, являясь ситуативным, обусловлено недостаточным уровнем подготовки, у других оно связано с тревожностью как свойством личности, у третьих вызвано неблагоприятным физическим состоянием.

Взаимосвязи и степени взаимного влияния физического и психического состояний очень многообразны и сложны. Незначительные отрицательные изменения в физическом самочувствии ухудшают психическое состояние и наоборот. Отрицательные изменения в психическом состоянии могут быть вызваны как физическими так и психологическими факторами, более того они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, оказывая совместное влияние на психическое состояние. Вот почему педагогу необходимо разбираться в вопросах психологии, знать некоторые разделы психофизиологии, чтобы в случае необходимости правильно помочь ученику.

Подводя некоторые итоги необходимо подчеркнуть, что выход ученика-исполнителя на сцену весьма многое меняет в его сложившихся ощущениях, механизмах восприятия, самом двигательном процессе, во взаимодействии с инструментом.

Организация внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся посредством музыкального искусства, в частности хорового пения. Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей.

Занятия ансамблевым и хоровым пением в школе открывают значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся, отражают стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа.

Читайте также: