Кому принадлежит утверждение запоет школа запоет весь народ

Обновлено: 02.07.2024

Руководитель владимирской хоровой капеллы мальчиков Эдуард Маркин предложил необычный способ укрепления патриотических настроений жителей Владимирской области. Губернатор Светлана Орлова идею мэтра поддержала

Руководитель владимирской хоровой капеллы мальчиков и юношей Эдуард Маркин предложил ввести в школах 33 региона дополнительную ставку для педагогов по хоровому пению. Свою идею музыкант озвучил 19 февраля во время встречи губернатора Светланы Орловой с деятелями культуры и искусства Владимирской области.


Дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять её вечно, — вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта — сама жизнь (К. Д. Ушинский)

Учёный видит в органе слуха прежде всего его человеческую, чувственную, эстетическую сущность. И хотя сам Ушинский весьма невысоко оценивает собственные музыкальные способности (об этом чуть позже), его анализ слухового анализатора насыщен эстетическими, художественными и музыкальными ассоциациями, что подтверждает глубокое проникновение Ушинского в чувственную сущность человеческого музыкального слуха.

Педагог подчёркивал, что мы слышим обыкновенно не простые тоны, а смешанные, то есть звуки и шумы (смешения звуков), но слух наш имеет способность разлагать звук на составляющие его тоны и, слушая многие звуки разом, следить за каждым звуком отдельно. Ушинский отмечал:

Прошу заметить, что в этой совокупности суждений заключена физиологическая основа формирования музыкальных способностей и навыков.

Константин Дмитриевич обращал внимание читателя на особое значение для музыкального развития детей сделанные физиологами выводы о том, что для ощущения музыкального звука необходимо по крайней мере два следующих друг за другом звуковых колебания.

Но от чего же зависит самая музыкальная гармония звуков? Опираясь на исследования физиологов своего времени, Константин Дмитриевич выстраивает свою теорию музыкального благозвучия и диссонанса. Его рассуждения о диссонансах и консонансах в музыке весьма актуальны и для современной музыкальной педагогики:

Далее Ушинский пишет:

Ушинский с педагогических позиций анализирует деятельность органа слуха по отношению к музыкальному искусству:

Однако и повторение нам может не нравиться, утверждает педагог, если оно звучит беспрестанно, потому что деятельность при слишком частых повторениях будет слишком ничтожна и, наконец, превратившись в навык, совсем прекратится.

Ушинский делает важнейший педагогический вывод:

Не оставил своим вниманием Константин Дмитриевич и ведущую роль народного искусства, служащего прекрасным средством становления специалистов в сфере художественного образования:

В публикациях Ушинского значительное место занимают педагогические рассуждения о воспитательном значении хорового пения. Остановимся на нескольких его высказываниях подобного рода.

Однако знакомство с педагогическим творчеством Ушинского даёт основание считать, что он подобным образом никогда не высказывался. По отношению к хоровому пению учёный выражал своё мнение значительно тоньше и содержательнее. Он говорил о хоровом пении как о могучем средстве, оживляющем и освежающем человека, располагающем дружных певцов к дружному хорошему делу.

Кстати, будучи в Швейцарии в июле-августе 2013 года, мы имели возможность убедиться, что память об Ушинском в среде школьных учителей сохранилась до сих пор. Так, во время посещения города Берна, столицы Швейцарии, нам показали здание начальной школы на улице Шпитальгассе, дом 23, которую посетил Константин Дмитриевич.

Рассказывая о различных уроках, на которых он побывал, Ушинский подчёркивает:

Дальше Ушинский буквально воспевает воспитательную ценность пения в хоре:

Великий педагог обращает внимание читателя на неудовлетворительное состояние обучения российских школьников хоровому пению. Его слова решительны и безаппеляционны, и мы, современные учителя-музыканты, можем разделить мнение Ушинского практически в полной мере. Он подчёркивал:

«Уже из того одного, что в наших училищах не введено хоровое пение и что даже наши поэты и наши артисты не сделали ровно ничего в этом отношении для детей, можно судить, как вообще наше общество до сих пор мало занималось воспитанием поколений. Попробуйте выбрать из нашей поэзии что-нибудь годное для пения детей, и вы найдёте очень немногое. Поневоле придётся затянуть что-нибудь вроде:

"Зубы, дёсны крепче три

И снаружи и снутри", —

«Как сегодня Витя

Раньше всех проснулся.

Витя хороший, Витя пригожий.

Раньше всех проснулся,

За работу взялся.

Витя хороший, Витя пригожий.

Поливает грядки, пока солнце низко.

Витя хороший, Витя пригожий.

Но заметим, что, высказав подобное критическое суждение о конкретной песне, Ушинский ни на минуту не забывает о высоком воспитательном значении хорового исполнения как такового:

Педагогическое творчество Константина Дмитриевича Ушинского весьма актуально и в наши дни. Его суждения о значении и роли искусства в жизни учащихся общеобразовательной школы настолько ёмки и значимы, что и сегодня в его творениях мы открываем для себя и для всей школьной практики всё новые и новые горизонты, дидактические средства и методы.

Содержание
1.Проектное портфолио…………………………………………………………………..3 2.Пояснительная записка……………………………………………………………….6 3.Содержание проекта…………………………………………………………………..14 3.1.Этапы реализации проекта……………………………………………………21 3.2.Критерии результативности………………………………………………….25 3.3.Критерии успешности реализации проекта………………………….25 4.Заключение…………………………………………………………………………………26 5.Список литературы………………………………………………………………………27 2

1.Проектное портфолио

Наименование

учреждения
Семенов Алексей Климентьевич
Тип и наименование

содержательная

область
Моно проект
Характер

координации

проекта
Непосредственный (гибкий)
Разработчик

проекта
Учитель музыки Павлова Антонина Афанасьевна
Характер

проекта
к хоровому пению;  Создание условий для развития творческой активности учащихся через метод проекта;  Теоретически обосновать и практически проверить влияние организационно-педагогических условий работы хорового коллектива на нравственное воспитание детей.
Основные задачи

проекта
Долгосрочный
Место проведения
МОБУ НПСОШ №2 г. Якутска
Ожидаемые

реализации проекта
-Создание конкурентоспособных детских хоровых коллективов в школе; -Создание условий для творческой социализации детей и подростков; -Приобщение детей и подростков к отечественному культурному наследию- музыке и пению.
Рефлексия

Кадровое обеспечение:
1. Учитель музыки Павлова А.А. 2. Учащиеся 2-4 классов учителя музыки Павловой А.А.(140 человек); 3. Учащиеся 5-7 классов учителя музыки Павловой А.А.(60 человек).
Срок реализации проекта:
долгосрочный
Слушатели:
ученический и педагогический коллектив школы, родители учащихся;
Уровень:
Школьный
3.1.Этапы реализации проекта

Реализация творческого проекта состоит из следующих этапов:
Работа над проектом включает совместную деятельность учителя музыки и всех участников эстетического центра школы – учителей и учащихся 2-8 классов. Работа распределяется следующим образом по этапам проекта.
Этапы проекта

Деятельность учителя

Недавно хор мальчиков и юношей вернулся из Москвы, где были ответственные выступления, потом было управление хором из тысячи человек на площади Победы в день праздника 9 Мая.

Запоёт школа - запоёт страна. Хор Маркина завершил 29-й творческий сезон

Татьна Тимоха, vlad.aif: - Эдуард Митрофанович, а правда, что губернатор тоже пела в вашем хоре в День Победы?

Т.Т.: - Дирижировать такой массой людей сложно?

Э.М.: - Да нет, не особенно, если ты профессионально работаешь с хоровыми коллективами. На Олимпиаде в Сочи, где мне пришлось работать, хор был намного больше.

Вместе с победителями?

ТТ.: - Так что же было в Москве?

ТТ.: - Программа концерта была специально подобрана?

Э.М.: - У нас весь репертуар ориентирован на духовную музыку, хотя есть, конечно, и светские произведения. В основном, это классика эпохи Возрождения, песнопения и православные молитвы, написанные знаменитыми русскими композиторами. И для поездки на фестиваль мы, конечно, подготовили соответствующую программу. Принимали нас замечательно, выступлением хора я очень доволен.

Завершились наши столичные гастроли большим событием для коллектива - выступлением на прославленной сцене Большого зала Московской консерватории. Нашей хоровой капелле была оказана большая честь - петь вместе с победителем российского конкурса хоров и обладателем Гран-при - профессиональным хором из Санкт-Петербурга.

ТТ.: - Вы же - член жюри этого конкурса. Скажите, в России ещё поют хором? Когда-то каждая область имела свой хор - со своим репертуаром, неповторимым колоритом места, истории.

Ищем в садиках и школах?

ТТ.:- В вашем хоре сегодня поют больше 40 мальчиков и юношей - как вам удалось найти столько поющих мальчишек?

ТТ.:- Может, думают, что там перспективы лучше, заработки больше?

Э.М.:- Это уже не совсем так. Прошло время, когда людям требовалось только хлеба, теперь нужны и зрелища, причем зрелища высокого качества. Я сужу по судьбе наших выпускников, которые работают сейчас в профессиональных хоровых коллективах страны. Зарабатывают они очень прилично, занимаясь любимым делом.

ТТ.: - Поражает уровень подготовки ваших воспитанников - они исполняют западноевропейский репертуар на языке оригинала, поют многоголосные произведения. На сколько голосовых партий максимально разложены самые сложные из них?

Хочется, чтобы запели все?

ТТ.: - А как вы переживаете мутацию голосов у мальчиков?

Э.М.: - Мы переживём это профессионально, готовим из них и теноров, и басов, и баритонов. Как вы заметили, у нас в хоре поют и мальчики, и юноши, то есть кроме взрослых голосов звучат дисканты и альты. А это дополнительные оттенки для общего звучания.

ТТ.: - Вы одно время набирали в хор и девочек?

А.М.: - У нас есть ансамбль из 12 девочек. Кстати, у каждой части нашего большого хора - мальчиков, девочек, юношей - есть свой репертуар, они могут выступать самостоятельно. Но в рамках нашей акции в школы мы ездим выступать общим большим хором. Очень хочется, чтобы весь Владимир запел - с таким же чувством, как пели 9 Мая на площади Победы.

ТТ.: - Какая-то благостная картина получается - неужели настали для вас времена, когда есть возможность спокойно работать и чиновники не досаждают, как это бывало раньше? И проблем больше нет?

Э.М.: - Конечно, проблемы бывают, но сегодня не то время, чтобы трубить о них, справляемся сами. А что касается чиновников, то, к счастью, сегодня у руководства областью стоят люди, понимающие значение нашей работы. Мы гордимся высокой оценкой губернатора и нашего хорового коллектива, и Губернаторского симфонического оркестра под управлением Артёма МАРКИНА.

ТТ.: - Какие планы, маэстро, у вас на лето? Предполагаются ли гастрольные выступления?

Э.М.: - Летом я буду работать на огороде, а коллектив отдыхать. Считаю, что мы это заслужили очень напряжённым майским графиком выступлений.

Читайте также: