Компетентность что это такое кратко

Обновлено: 06.07.2024


КОМПЕТЕ́НТНОСТЬ, -и, ж. Свойство по знач. прил. компетентный. Компетентность суждения. Компетентность суда.[Ласский] имел вполне достаточную компетентность в деле, о котором его спрашивали. Лесков, Таинственные предвестия.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

Компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта — ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт.

Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.

Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.

Компетентность в социологии — способность социальных акторов, освоив подразумеваемое знание, стать полноценными и квалифицированными участниками социального взаимодействия. Применяется в этнометодологии.

КОМПЕТЕ'НТНОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к компетентный. К. суждения. || Осведомленность, авторитетность. К. в вопросах политики.

компете́нтность

1. наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области ◆ Монография посвящена анализу содержания профессиональной психологической компетентности учителя, условий и факторов её формирования и развития.

2. обладание компетенцией; правомочность ◆ Разграничение компетентности представительных и исполнительных органов государственной власти в области бюджета.

3. биол. способность клеток к трансформации ◆ Под компетентностью в биологии принято понимать способность клетки поглощать свободную молекулу ДНК в окружающей среде.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бесславие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Автор статьи: Евгений Смирнов

Евгений Смирнов

В чем разница между компетенцией и компетентностью

Компетентность базируется на ранее сформированной в результате обучения или приобретенного опыта компетенции и представляет собой свойства конкретного человека, а также его способности к выполнению поставленных задач.

  • Компетентность
  • Виды компетенций
  • Коммуникативная компетентность и компетенция
  • Языковая
  • Информационная компетентность и компетенции
  • Социокультурная
  • Хозяйственная
  • Компетенции в образовании
  • Ключевые компетенции учащихся
  • Органы специальной компетенции

Существует множество формулировок, которые были определены ведущими научными деятелями в нашей стране и за рубежом. Различается и подход к толкованию – это или отожествления, или дифференциация.

Для компетентностного подхода характерна следующая структура:

  • Компетенция – основывается на приобретенных навыках, знаниях и опыте, которые обеспечивают способности для выполнения поставленной задачи или осуществления определенной деятельности. В качестве примера можно привести уровень владения языком, которым пользуется переводчик в своей ежедневной работе.
  • Компетентность – базируется на ранее сформированной в результате обучения или приобретенного опыта компетенции и представляет собой свойства конкретного человека, а также его способности к выполнению вышеописанных задач или деятельности.

Если провести тщательный анализ, то становится ясно – однозначное или общепринятое значение слова отсутствует, когда речь идет об одном контексте. Толкования отличаются, однако только подробное изучение вопроса позволяет получить ясное понимание и представление двух понятий.

Компетентность

На первый взгляд видна схожесть понятий, однако компетенция и компетентность имеют некоторые различия. В первом случае специалистами принято толкование, которое включает в себя приобретенные знания, которые формируют умения и подготовленность обучающегося для их использования на практике. Сюда же относят какие-либо вопросы, в которых осведомлен этот человек, а также проблемы, которые он может решить, используя ранее приобретенные навыки.

Тогда что это – компетентность? Понятие включает в себя:

  • Способности, которыми наделена личность для того, чтобы выполнить действия в реальной жизни. Здесь важное значение имеет квалификация, которая с помощью полученных ресурсов превращает профессиональные действия человека в конечный полезный продукт.
  • Авторитет человека, который образуют как личностные качества, так и знания в конкретной области, которые были приобретены ранее.
  • Готовность и мужество взяться за решение поставленной задачи. Важное значение имеет твердое знание дела, включая умения и опыт. Специалист должен не только четко понимать методы и шаги, направленные на решение проблемы, но также неустанно повышать свой квалификационный уровень, изучать актуальную информацию и получать новые знания.
  • Принятие правильного решения на основе полученных знаний или приобретенного на практике опыта.

Можно отметить компетентность, как более расширенное понятие, применяемое в профессиональной среде для формирования эффективной деятельности личности. Обобщающим моментом являются знания, которые приобретает человек для решения поставленных задач, их применение на практике и формирование личностных свойств, которые помогут добиться успехов на профессиональном поприще.

Виды компетенций

Если говорить отдельно про компетенции – существует четко разработанная классификация, которая позволяет увидеть полную картину для дальнейшего понимания структуры и значения понятия, часто применяемого в профессиональной среде. Она выглядит так:

  • Корпоративные – одинаковые компетенции для работников компании, которые были приняты и одобрены в процессе её создания.
  • Управленческие – необходимы для успешного решения сложных задач, с которыми часто сталкиваются руководители и ведущие специалисты.
  • Профессиональные – используются для определенной группы специалистов, имеют узкий спектр решаемых возможных вопросов.
  • Личностные – коммуникационные аспекты, характерные для личности, включая достижение результатов, ценностные понятия и прочее.

Выше были рассмотрены основные типы компетенций по содержанию. Без четкого знания этих видов невозможно добиться слаженной работы в компании, эффективного получения знаний, повышения квалификационного уровня в социальной среде и личностном развитии. Поэтому нужно также знать, что компетенции различают по возникновению:

  • природные качества, которыми наделен человек от рождения;
  • приобретенные знания, умения и опыт, накопленный на практике;
  • эмоциональные способности, в частности – адаптивность к новой рабочей среде.

Кроме того, понятие включает в себя коммуникативную, языковую, информационную, социокультурную, образовательную, хозяйственную и другие виды компетенций.

Еще какие бывают компетенции? Структура толкования слов включает разделение по сложности получения. Это простые, которые включают в себя все необходимые знания и навыки, применяемые в дальнейшем. На втором месте поставлены пороговые – минимальное количество знаний и природных качеств, которые необходимы для дальнейшей работы.

На третьей строчке расположены детализированные, которые включают в себя несколько уровней знаний, которые необходимо пройти и изучить для решения поставленной задачи. На последнее место специалисты ставят дифференцирующие, которые являются отличием успешных сотрудников в общей команде.

Коммуникативная компетентность и компетенция

Рассматривая виды компетенций более подробно, можно натолкнуться на коммуникативный термин. Он включает в себя комплекс знаний, позволяющий общаться с людьми.

Однако компетентность в данном вопросе можно описать более подробно. Сюда включаются не только знания и навыки, позволяющие взаимодействовать с другими людьми, но также грамотная речь, личностные способности для налаживания контакта, ораторское искусство и другие критерии. Определившись с понятием, можно выделить определенную структуру и свойства:

  • Формализованная – это общение по строгим правилам, установленным для коммуникабельности конкретной группы людей, объединенных общими деловыми или профессиональными интересами.
  • Неформализованная – взаимодействие с другими людьми в неформальной среде, куда входят рабочие процессы, семья, хобби и прочее.

Развитие коммуникативной компетенции очень важно – она считается базовой для получения знаний и начинается с детства. Важную роль играет обучение в школе, в результате которого формируется правильная речь, лексикон, проявление интереса к собеседнику, умение слушать и выражать свои мысли. Необходимо совершенствовать не только устную, но и письменную речь, развивать актерское мастерство и уверенность в себе.

Языковая

Понятие включает в себя способность человека не только понимать, но также выражать необходимое количество правильно сформированных предложений для взаимодействия с другими людьми в профессиональной или бытовой среде. Этому способствуют усвоенные с раннего возраста навыки и умения применения языковых правил или знаков.

Языковая компетенция базируется не только на врожденных способностях к родному языку, но также на качествах, позволяющих получать знания в изучении иностранных языков и их применять. Помимо понимания речи, человек должен иметь свое мнение и суждение об услышанном.
Языковая компетенция различается по следующим видам:

  • речевая — это способность выражать свои мысли, владение деловым стилем речи и прочее;
  • лингвистическая – понимание структуры речи, системы языка, его единиц и правил;
  • дискурсивная – умение вести содержательный и интересный разговор как в формальной, так и неформальной обстановке;
  • лексическая – владение навыками употребления слов, а также подробное знание словарного состава;
  • грамматическая – способность использования грамматических элементов языка как в устной, так и в письменной речи.

Данный тип компетенции важно развивать не только педагогам и ораторам – он необходим всем. Поэтому внимание данному вопросу уделяется в процессе обучения как в школе, так и при получении профессиональных знаний в соответствующих учебных заведениях.

Информационная компетентность и компетенции

Навыком современного специалиста является информационная компетентность, которая направлена на получение, анализ и обработку, а также дальнейшее использование информации. Она важна в век науки и техники, когда информация распространяется множеством средств, куда относят не только устную речь, но также компьютеры, телефонию и средства телекоммуникаций. В бизнесе зачастую информационная компетентность становится залогом достижения успеха.

Рассматривая понятие, необходимо напомнить про различия терминов. Так, компетентность формируется на основе знаний и личностных качеств, а компетенция – это способность человека к реализации компетентности в определенной ситуации.

Функциями информационной компетенции являются:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • нормативная;
  • адаптивная;
  • коммуникативная.

Можно увидеть переплетение ранее описанных компетенций, что позволяет получить подробную картину в терминологии. Получаемые знания (как ранее, так и в настоящем) дают возможность развивать системные навыки владения информацией и современными технологиям.

Социокультурная

Включает в себя понимание языка и речевого поведения, а также культурных и национальных особенностей. Имеет четыре составляющих – социально-психологическую, социально-лингвистическую, межкультурную (лингвострановедческую) и культурологическую. Отсутствие вышеперечисленных навыков затрудняет процесс общения. Данный тип компетенции важен не только для индивидуального личностного развития, но также для достижения успехов в выбранной профессии, а также для правильного формирования общества.

Подразумевается также тесное переплетение компетенций. Рассмотрим на примере. Так, одной из форм социальной и гражданской активности является волонтерская деятельность. Можно более тщательно разобраться в рассматриваемом вопросе, определив 5 компетенций волонтера. Это коммуникативная, языковая, информационная, социокультурная и хозяйственная. Таким образом, ключевые компетенции волонтера показывают, что основные виды присутствуют практически во всех сферах деятельности человека и крайне важны для гармоничного развития личности.

Хозяйственная

В бизнес-среде понятие компетенции определяется не только полученными знаниями, но также правами и полномочиями. Это можно рассмотреть на примере хозяйственной компетенции предпринимателя. Здесь компетенция определяется в качестве элемента права субъекта, которым он наделен законом. Различают следующие виды:

  • ограниченная – характерна для предприятий определенных форм собственности;
  • общая – определяется в учредительных документах;
  • исключительная – позволяет законодательно обойти имеющиеся запреты;
  • специальная – включает в себя права, позволяющие достичь целей в деятельности.

Как правило, предпринимательская среда является традиционным носителем хозяйственной компетенции. Она позволяет принимать решения о создании бизнеса, определять устав и цели, ликвидировать или реорганизовывать имеющееся предприятие, назначать руководителя и выполнять другие задачи, направленные на получение прибыли.

Компетенции в образовании

Способностью преобразовывать полученную информацию в знания как для ученика, так и для преподавателя обладает образовательная компетенция. В любой образовательной организации имеются ключевые компетенции, среди которых различают:

  • учебно-познавательные;
  • коммуникативные;
  • личное совершенствование;
  • общекультурные;
  • ценностно-смысловые;
  • социально-трудовые;
  • информационные.

Вышеописанные виды компетенций в образовании позволяют четко сформулировать ключевые понятия процесса – это поиск, мышление, сотрудничество, деятельность, адаптация и анализ. Помимо ключевых, понятие включает в себя предметные и общепредметные компетенции. Важна также психологическая составляющая, которая позволяет развивать другие виды компетенций и применять их на практике.

В данный тип можно также отнести родительские компетенции, а также полномочия, которыми наделены преподаватели, если это учитывает правовая сторона деятельности образовательного учреждения.

Ключевые компетенции учащихся

В образовательной среде различают также компетенции учащихся. Ключевая модель процесса включает в себя вышеописанные виды – общекультурные, учебно-познавательные, ценностно-смысловые и прочие. Важное место занимают исследовательские компетенции учащихся, включающие в себя информационные и цифровые технологии, работу с числом, навыки в решении поставленных задач, самообучение и т. д.

По сферам общественной жизни бывает:

  • гражданская;
  • общественная;
  • бытовая;
  • культурно-досуговая;
  • экологическая;
  • политическая;
  • экономическая;
  • и другие компетенции.

Однако существуют и проблемы компетенций, которые тормозят учебные процессы и делают их малоэффективными. В частности, это проблема ответственного выбора, который зачастую учащимся сделать сложно.

Тому способствует давление сверстников и родителей, недостаточное развитие личностных качеств, неумение определить себя в общественной жизни и невозможность выбора образовательного учреждения по экономическим причинам. Решение данных проблем становится важной задачей – как индивидуально, так и на государственном уровне.

Органы специальной компетенции

На успешное развитие страны с точки зрения экономики, политики, экологии, права и других факторов влияет специальная внутренняя компетенция государства. Под этим термином понимают обязанности, полномочия и права, направленные на гармоничное развитие правового регулирования на благо страны и её граждан. Подобная правотворческая компетенция определяется на законодательном уровне, подразумевая неустанное соблюдение установленных требований.

Если рассматривать поверхностно, то компетенция государственного служащего и государственного органа – это практически одно и то же. Только в первом случае, компетентность определяется законодательно и обобщает понятие, а во втором – направлена на выполнение конкретных и индивидуальных обязанностей для достижения цели.

Рассмотрим органы специальной отраслевой компетенции в таблице №1:

Таким образом, законодательно описаны компетенции в разных сферах деятельности государства, в юриспруденции и других областях. Своими полномочиями наделены не только внутригосударственные, но также международные организации. Кроме того, существуют и профессиональные компетенции, определенные штатными требованиями.

Рассмотрим в таблице №2 компетенции различных профессий и должностей:

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод – понятие компетенции и компетентность прослеживаются во всех сферах нашей жизни. Начиная с личностного развития и обучения, компетентностные процессы непрерывно расширяются, трансформируясь и изменяясь, что позволяет вести успешную деятельность во многих отраслях.

Компетентный человек

Это понятие довольно многогранное и наша задача – выяснить, что же оно означает. Этим и будем сегодня заниматься.

Что такое компетентность

В толковом словаре русского языка указано, что компетентность – это совокупность знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в какой-либо предметной области.

Слово произошло от лат. competens, что переводится как соответствующий, подходящий, надлежащий, знающий.

Составитель терминологического словаря Русова Н.Ю. даёт следующее значение термина:

обладание человеком определённой компетенцией – знаниями, умениями и опытом собственной деятельности, которые позволяют выносить авторитетные суждения и принимать правильные решения.

Компетентность стоит дорого

Сюжет картины в данном случае – это компетентность. Её внешний вид и качество зависят от выбранных художником инструментов (красок и кистей), техники исполнения, опыта и мастерства – компетенций.

Компетентность это..

Компетентный — это какой?

Компетентный – это значит основанный на знании дела, опыте.

хорошо разбирающийся в определенной области (медицине, бизнесе, педагогике), обладающий правом в соответствии со своими знаниями или полномочиями делать или решать что-либо, судить о чём-либо.

Например, некая юридическая компания предлагает услугу: возможность получить консультацию компетентного специалиста не выходя из дома, задав интересующие вопросы по электронному адресу.

Что значит компетентный

Т.е. сотрудник этого учреждения хорошо подкован (компетентен) в области юриспруденции и со знанием дела поможет решить проблемы обратившихся за помощью людей.

10 шагов к профессиональной компетентности

Профессиональная компетентность характеризует работника – высококлассного специалиста, способного выполнять свои должностные обязанности в полном объёме, а также самостоятельно принимать грамотные решения.

К сожалению, образование по специальности и накопленный опыт работы не являются гарантией настоящего профессионализма.

Закон Гарднера гласит: 85 % людей любой профессии некомпетентны.

Профессиональная компетентность

Понятие профессиональной компетентности включает 10 ключевых параметров:

  1. Стремление к профессиональному и личностному развитию.
  2. Ориентированность на результат.
  3. Обязательность и пунктуальность.
  4. Коммерческая и юридическая грамотность.
  5. Умение работать в команде.
  6. Способность принимать верные решения самостоятельно. .
  7. Задатки лидера.
  8. Умение брать ответственность за свои поступки.
  9. Мотивированность.

Профессиональная компетентность – поведенческие формы, присущие наиболее успешным, а не посредственным сотрудникам.

Компетентность в различных сферах деятельности

Компетентность практически каждого человека включает в себя набор компетенций, которые возникают в разных областях жизнедеятельности. Они проявляются при взаимодействии с окружающими людьми и при выполнении служебных обязанностей.

Рассмотрим наиболее распространённые из них.

В социальной сфере

Нам всем приходится общаться в жизни не только с родственниками и друзьями, но и с учителями, врачами, государственными служащими и т.д.

Здесь проявляется социально-психологическая компетентность личности – это умение взаимодействовать с окружающими его людьми.

  1. приемлемые способы обращения с окружающими;
  2. способность правильно ориентироваться в различных социальных ситуациях;
  3. умение замечать и принимать во внимание индивидуальные особенности, психологическое состояние и настроение собеседника.

Антуан де Сент Экзюпери считал высшей роскошью – роскошь человеческого общения.

В педагогике

Профессиональная компетентность учителя заключается в способности квалифицированно решать задачи в процессе воспитательной, учебной и образовательной деятельности совместно с учащимися для повышения эффективности их обучения.

Ключевая компетентность

Компетентность педагога зависит от внутренних качеств:

  1. желания применять инновационные методы обучения;
  2. творческой активности;
  3. умения контролировать своё эмоциональное состояние;
  4. способности мобилизовать свои силы на систематическую развивающую деятельность.

На развитие личностных качества педагога влияют моральное и материальное стимулирование, мотивация, создание конкурентной среды и условий для профессионального роста.

В медицине

Компетентность врача или медсестры применяется к сочетанию навыков, знаний и отношений, которых достаточно для грамотных решений различных медицинских задач и осуществление их на практике.

Для выполнения хирургического вмешательства (например, под местной анестезией) компетентный доктор обязан не только владеть техническими навыками, но и клиническими знаниями, уметь правильно оценивать состояние больного, контролировать его болевые ощущения.

Компетентный врач

Компетентность врача также требует осознание ответственности перед пациентом, понимание процессов, которые могут замедлить или ускорить заживление тканей, чтобы обеспечить минимизацию послеоперационной травмы.

Компетентный врач или медсестра должны постоянно поддерживать уровень профессионализма своей деятельности.

Краткое резюме

Это способность к решению жизненных и профессиональных задач, владение соответствующей компетенцией, включающей его индивидуальное отношение к предмету деятельности.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

В наше время далеко не каждого специалиста можно назвать компетентным. Я вот поражаюсь современной молодежи, которая экзамены покупает или списывает. Не все такие, но их достаточно много. И вот вопрос: какие же из таких людей получатся специалисты? Явно некомпетентные.

Чтобы быть компетентным, для этого мало выучиться на специалиста, нужно ещё и повышать постоянно свою квалификацию. Конечно, повышение квалификации сотрудников должен обеспечить работодатель, но и сами сотрудники должны стремиться к совершенствованию своих навыков и умений.

Сейчас в разных областях знаний столько диванных экспертов развелось, компетенции ноль, зато самомнения выше крыши.

По закону Гарднера вообще швах выходит, я иду к врачу и вероятность того, что сей врач будет некомпетентен, составит аж 85%, а если мне под нож хирурга ложиться, прям жутко становится.

Компетентных специалистов действительно очень мало, да и критериев отбора особых нет, вот и приходиться набивать шишки на чужом непрофессионализме.

Хороший у вас перечень параметров, определяющих компетентность, буду резюме составлять, обязательно перечислю их в качестве свои достоинств.

Пусть работодатели зарплаты нормальные платят, а то компетентных работников бизнес хочет за три рубля.

Офисный работник

Что такое компетентность?

Компетентность – это наличие знаний, навыков и опыта, которые необходимы для эффективного и качественного выполнения работы в определённой сфере деятельности. Это понятие включает не только специализированные навыки и знания, но и способность правильно организовывать рабочий процесс, принимать рациональные решения и предвидеть их последствия.

Компетентность специалиста проявляется как в работе, так и в общении с коллегами, поэтому важно, чтобы все люди в рабочем коллективе обладали этим качеством. При этом необходимый набор знаний и навыков определяется не столько сферой деятельности, сколько профессиональными обязанностями конкретного специалиста. И для успеха любой компании важно, чтобы в процессе найма новых сотрудников к ним предъявлялся адекватный набор требований.

  • компетентность – это набор знаний, навыков и личных качеств, которые необходимы для выполнения деятельности;
  • компетенция – это набор обязанностей и полномочий сотрудника в рамках его должности либо круг вопросов, в которых хорошо осведомлён человек.

Компетентность характеризует, насколько сотрудник подходит для выполнения работы. А компетенция говорит о том, может ли он заниматься определёнными вопросами. Если сотруднику не хватает компетентности, он просто не справится с работой или сделает её некачественно. Если же определённая деятельность не входит в обязанности или круг полномочий сотрудника, тогда говорят, что эта деятельность вне его компетенции.

Свою трактовку этих двух понятий предлагает российский учёный Андрей Хуторской. Он считает, что компетенция – это совокупность качеств личности (навыков, знаний, опыта), связанных с определённой сферой деятельности. А компетентность он предлагает определять как наличие у человека компетенции для осуществления конкретной деятельности.

Виды и примеры компетентности

В разных сферах жизни компетентность может подразумевать разные наборы качеств. В связи с этим выделяют несколько её видов:

  • Профессиональная (функциональная). Это уровень профессиональных возможностей человека, способность оценивать эти возможности и адекватно понимать своё место на рынке труда.
  • Академическая. Все люди по-разному реализуют свой потенциал саморазвития и самоактуализации после окончания школы и вуза. Данный вид компетентности подразумевает, что человек способен учиться, то есть умеет самостоятельно искать источники знаний и грамотно использовать их.
  • Социально-личностная. Каждый человек является элементом общества. Данный показатель характеризует, насколько успешен индивид в социальной сфере жизни общества, легко ли он обзаводится новыми связями и хорошо ли справляется со своей социальной ролью.
  • Бытовая. Это умение правильно вести себя с членами семьи, организовывать свой быт, следить за порядком, питанием, здоровьем и другими бытовыми вопросами.
  • Досуговая. Умение правильно организовать отдых имеет большое значение, поэтому важно, как индивид использует свободное время, какие виды отдыха предпочитает.

Ни один из этих видов компетентности нельзя недооценивать. От каждого из них зависит, каких успехов сможет достичь индивид в разных сферах своей жизни и насколько счастлив он будет.

Профессиональная компетентность

Чаще всего подразумевается именно этот вид компетентности. Это характеристика того, насколько эффективно и качественно индивид способен справляться со своими рабочими обязанностями. При этом существует 6 разных видов профессиональной компетентности:

1. Индивидуальная. Это знания и навыки человека, а также его персональное отношение к работе (дисциплинированность). К этому виду относятся такие характеристики как:

  • способность решать проблемы;
  • способность принимать решения;
  • навыки общения;
  • производительность и эффективность;
  • умение справляться с неудачами.

2. Деловая. Это навыки, связанные с ведением дел, профессиональным общением, накоплением и использованием связей. Этот вид компетентности включает такие характеристики как:

  • трудовая этика;
  • умение взаимодействовать с клиентами;
  • умение взаимодействовать с коллегами и начальством.

3. Управленческая. Это навыки, необходимые сотрудникам, занимающим руководящие должности, и тем, кто принимает серьёзные решения, затрагивающие большое количество других сотрудников. Данный тип компетентности включает такие свойства личности как:

  • ориентированность на результат; ;
  • готовность брать на себя ответственность за решения;
  • умение выстраивать отношения.

4. Лидерская. Отчасти этот вид компетентности похож на предыдущий, но при этом подразумевает, что человек способен управлять командой. Сюда входят такие качества личности как:

    , умение увлекать людей своими идеями;
  • изобретательность, способность генерировать идеи;
  • умение влиять на людей и использовать это влияние;
  • способность аргументировать свою правоту.

5. Функциональная. Это совокупность профессиональных навыков, специфичных для конкретного вида деятельности. К примеру, если речь о веб-разработчике, то его функциональная компетентность подразумевает знание JavaScript, HTML, CSS и ряда других технологий. Этот вид подразумевает такие качества как:

  • глубокие познания, опыт и практические навыки в целевой отрасли;
  • умение анализировать данные;
  • умение осваивать новые технологии и инструменты.
  • умение взаимодействовать с коллегами;
  • подготовка и оформление отчётности;
  • высокий эмоциональный интеллект (EQ).

Иногда говорят также о социальной или коммуникативной компетентности – способности общаться с окружающими. Также в отдельный вид иногда выделяют эмоциональную компетентность – способность контролировать и понимать собственные эмоции, а также учитывать эмоции собеседника.

Как формируется компетентность?

Если говорить о профессиональной компетентности, то основой для её формирования является профильное образование. В зависимости от сложности сферы деятельности может требоваться высшее или профессионально-техническое образование. В некоторых случаях достаточно профессиональных курсов.

Дальнейшее повышение уровня компетентности достигается за счёт опыта работы и самообразования. Кроме того, очень важно, насколько человеку нравится его работа, а также то, насколько хорошо он справляется с ней на текущий момент и насколько сложные задачи ему достаются. Формирование профессиональной компетентности – это долгий процесс, в котором можно выделить такие этапы как:

  • получение профильного образования;
  • получение первых практических знаний;
  • накопление профессионального опыта;
  • повышение квалификации за счёт прохождения курсов и тренингов, посещения конференций и других мероприятий;
  • стремление достичь совершенства в своей сфере деятельности.

Фундамент для профессиональной компетентности закладывается нашими педагогами. В дальнейшем всё зависит от того, сколько сил мы сами готовы уделять саморазвитию и самоактуализации. Поэтому когда говорят о профессиональной компетентности, обычно имеют в виду не столько рабочие навыки, сколько личностные качества человека.

Читайте также: