Коллективные проекты это кратко

Обновлено: 02.07.2024

В статье рассматривается вопрос о коллективных творческих проектах как средстве формирования ключевых компетенций, личностных и предметных результатов обучающихся.

Автор указывает на огромный потенциал проектной деятельности в формировании в ходе данной работы следующих компетенций: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, переводить информацию в различные формы), способность решать творческие задачи, умение работать в группе, выступать в роли лидера, действовать самостоятельно, творчески.

Также указывается на повышение мотивации к изучению предмета в ходе применения метода проектов.

В данном направлении образовательной деятельности необходимо использовать различные методы и технологии творческого характера — проблемно - поисковые, исследовательские — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы должны учитывать индивидуальные особенности ребёнка, так как их развитие является важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций и компетентностей, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.

Для успешной работы необходимо выработать основные направления и структурные элементы работы. Алгоритмизация и системность, как основополагающие принципы успешности проектной деятельности, автор считает возможным воплотить в работе историко-патриотических или историко-краеведческих клубах.

При выполнении коллективного проекта, нужно разбить его на составные части и определить деятельность обучающихся, сформировать рабочие группы в рамках историко-патриотического клуба. Индивидуальные склонности ребёнка позволяют определиться с выбором того направления, которое для него является более интересным – это может быть историографический анализ, архивная работа, оформительская, творческое направление и представление проекта в виде стихотворений, эссе на предложенную тему, социологическая работа, опрос местного населения.

Делается вывод о том, что создание творческой среды, системная работа, разнообразие и постоянное совершенствование приёмов и методов – необходимые условия для успешности проектной деятельности. Через практическую направленность проектной деятельности удаётся поддерживать постоянный и неослабевающий интерес к предмету, любовь к истории своей Родины, своего села, развивать эмоционально – волевую сферу обучающихся, которые, несомненно, станут достойными гражданами великой страны

Современная образовательная среда предполагает качественные изменения не столько содержания образования, сколько технологий обучения. Особую значимость для гуманитарного образования приобретают личностные, метапредметные, предметные результаты. В проектном методе, как средстве формирования ключевых компетенций обучающихся, заложен огромный потенциал.

В процессе проектной деятельности формируются универсальные учебные действия, ключевые компетенции, метапредметные результаты – способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, переводить информацию в различные формы), способность решать творческие задачи, умение работать в группе, выступать в роли лидера [1,6].

Проектная деятельность также позволяет сформировать самостоятельность и инициативность у обучающихся. Возможность выполнить интересный проект и представить его перед аудиторией на высоком уровне владения теоретическим материалом нацеливает обучающихся на развитие мотивации к изучению предмета в целом. Кроме того, метод проектов реализует принцип связи обучения с жизнью, то есть практико-ориентирован [2, 60].

В образовательном процессе предметов гуманитарного цикла ведущими являются методы творческого характера — проблемно - поисковые, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы должны учитывать индивидуальные особенности ребёнка, так как их развитие является важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций и компетентностей, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.

Коллективные творческие проекты, на мой взгляд, играют большую роль в развитии личностных качеств, индивидуальных особенностей.

Для успешной работы необходимо выработать основные направления и структурные элементы работы. Алгоритмизация и системность, как основополагающие принципы успешности проектной деятельности, считаю возможным воплотить в работе историко-патриотических или историко-краеведческих клубах.

Проект был закончен и успешно представлен на научно – практической конференции. Однако, с удивлением обнаружила, что точку ставить рано. Останавливаться на достигнутом никто не хотел: дети продолжали искать, исследовать, обмениваться информацией. Именно поэтому возникла мысль о том, что группы должны продолжить свою работу в постоянном режиме на базе школьного музея. Работа ведётся постоянно, пополняется новыми экспонатами, исследовательскими и творческими работами школьный музей, включаются в деятельность другие обучающиеся с новыми идеями и предложениями.

Данный факт указал на необходимость наличия системы работы по данному направлению. Интерес вызвала именно работа в рамках клуба, проектная деятельность осуществляется сообща и это главное условие успеха, каждый, своей работой, помогает другому, и взаимозависимость носит определяющий характер.

Необходимость системы в работе по проектной методике указала на первостепенную задачу – создание программы историко – патриотического клуба, в которой, с учетом пожеланий обучающихся, определяются перспективные направления исследовательской и поисковой деятельности, условия их реализации, методы работы на каждом этапе исследования, темы, источниковедческую и историографическую базы и структуры, с которыми будет осуществляться сотрудничество.

Таким образом, создание творческой среды, системная работа, разнообразие и постоянное совершенствование приёмов и методов – необходимые условия для успешности проектной деятельности. Через практическую направленность проектной деятельности удаётся поддерживать постоянный и неослабевающий интерес к предмету, любовь к истории своей Родины, своего села, развивать эмоционально – волевую сферу обучающихся, которые, несомненно, станут достойными гражданами великой страны.

1. Примерные программ по учебным программам. История. 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2013.

2. Справочник учителя истории и обществознания / авт.-сост. Т.И. Сечина.- Волгоград: Учитель, 2013.

поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных

положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию

дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для

детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном

пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или

части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких

специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или

самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение

деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в

течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику), путешествию;

сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную

проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время

(например, исследование своей родословной).

В Задачи и этапы работы над проектом

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является

развитие свободной творческой личности ребенка,которое определяется

задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она

распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежестко). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт. Деятельное.




Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для

обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются

способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и

иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима,

поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и

достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со

сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики

любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности,

совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников

устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и

целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся

объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла,

поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных

положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию

дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для

детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном

пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или

части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких

специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или

самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение

деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в

течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику), путешествию;

сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную

проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время

(например, исследование своей родословной).

В Задачи и этапы работы над проектом

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является

развитие свободной творческой личности ребенка,которое определяется

задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

tafomin31@yandex.ru

Мы живем в новое время – время информационных технологий и высоких достижений. В связи с этим к образованию предъявляются совершенно новые социальные запросы. Новая действительность диктует совершенно иные, более прогрессивные цели.

Целью всего обучения в начальной школе становится овладение учениками умением учиться. Об этом нам говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, где на первое место выходят метапредметные результаты.
В связи с этим перед каждым учителем встает вопрос, как можно развивать универсальные учебные действия. Такой вопрос озадачил и меня. Я решила попробовать использовать коллективные проекты. Что это такое?

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Что же такое коллективный проект? За основу коллективного проекта берется какая-то актуальная на текущий момент тема. Она прорабатывается, обсуждается с детьми на уроке или во внеурочное время. Затем, работая в парах или в группе, мы создаем основу (исходные данные) для формирования будущего проекта. И только изучив всю тему с различных сторон, каждый выполняет свою личную, индивидуальную часть работы. Результатом нашей деятельности является, как правило, плакат (наглядная агитация), основа которого создана коллективно, а на ней, как мозаика собраны индивидуальные работы.

Выделим плюсы использования коллективных проектов:
Для детей - возможность достаточно быстро увидеть свой результат, а это не просто очень важно, а необходимо с точки зрения психологов для детей 1-3 класса.

Для учителя - тема, проработанная таким образом очень хорошо воспринимается и запоминается; знания, полученные ребенком в результате исследования, а затем в обсуждении целым классом, закрепляются в момент создания итогового творческого продукта.

Рассмотрим структуру создания коллективного проекта.
Первый этап- мотивация (очень важно заинтересовать ребенка)
Второй этап – исследование в малых группах(обычно это человека 4-5, т.к. это самая продуктивная рабочая группа)
Третий этап- обмен информацией. Здесь важно дать возможность группе представить собранные в ходе исследования материалы. Ребята имеют возможность задать уточняющие вопросы.
Четвертый этап – связывание информации. Выслушав ребят сформулировать обобщение.
Пятый этап- подведение итогов. Где мы смотрим, какие наши предположения, высказываемые вначале, подтвердились, а какие мы опровергли.
Далее переходим к следующему блоку - связь с другими предметами и внеклассными мероприятиями.
Где расширяются знания детей по этой проблематике.
И только пройдя все эти этапы, мы приступаем к изготовлению творческого продукта.
Чтобы не быть голословной давайте рассмотрим конкретный пример.
Окружающий мир тема "Кто такие птицы?".
Непосредственно на самом уроке организуется исследовательская ДД. Каждая группа получает свое задание, которое состоит из научного текста и рабочего листа с заданиями. Далее идет обмен информацией, мое добавление. Подведение итогов. Затем на кружке по информатике ребята ищут информацию в интернет ресурсах по данной тематике и создают презентацию о выбранной птице. На уроке рисования каждый рисует понравившуюся птицу, а дома добавляет текст с ее описанием.
Таким образом, накопив большое количество материала, мы компонуем все в книгу-брошюру. А на уроке технологии в технике пластилиновой живописи каждый создает свою птичку. И во внеурочное время общими усилиями создаем итоговый коллективный проект.

Хочется отметить, что посредством работы над коллективным проектом простое детское любопытство трансформируется в ценнейшее, на мой взгляд, свойство – познавательную потребность.

И моя задача с помощью образовательной среды стимулировать это.
Конечно же, рассказывая о некоторых из наших работ, мне хотелось привлечь внимание своих коллег к такому интересному и самое главное очень результативному приему в обучении младших школьников. Как мне кажется, только придумывая что-то новое, не позволяя себе топтаться на месте, можно побудить ребенка и к поиску необходимой информации, и к ее анализу, и к умению ставить перед собой цели. А именно это является приоритетной линией в ФГОС.

Фоминых Татьяна Алексеевна-учитель начальных классов ГБОУ прогимназии № 1893


Коллективно-творческая деятельность (КТД) – это форма организации деятельности детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей.

Так же данная форма работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу (Иванов Игорь Петрович); это определение может быть также направлено на школьников и учителей. Если говорить кратко, то это мероприятие, где команды придумывают какие-либо номера, песни, танцы, сценки, рисунки и т.п. Это отличный способ занять детей и обучить их новым навыкам.

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов 20 века. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А. С. Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором в наиболее глубокой форме выражалось бы существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.

В педагогической теории и практике коллективное творческое дело (КТД) определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.

Коллективное творческое дело это:

  • Дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
  • Оно - коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и их педагогов (вожатых), как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение (анализ) совместных действий.
  • Оно - творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений важной задачи. Оно не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается. Следует подчеркнуть, что творчество - это не абсолютная новизна или создание чего-то уникального, никогда ранее не существовавшего (хотя может встречаться и такое). Скорее это отступление от инерционного, типового, единообразного. Это новое в старом опыте, старое - в новом деле, это субъективное творчество - изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят, это личное творческое начало.

Принципы, признаки и методы коллективной творческой деятельности


Не любое творческое мероприятие, в котором участвует группа детей, может быть коллективно-творческим делом. КТД отличает ряд признаков.

  • Коллективная деятельность (взаимодействие детей, вожатых в процессе всего дела);
  • Творческая составляющая (развитие творческих способностей, нестандартного мышления в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых);
  • Мотивация (желание достижение цели в процессе дела);
  • Анализ дела (мнение участников – детей, анализ и выводы – для вожатых);
  • Все участники дела должны быть задействованы.

Главные принципы КТД таковы:

  • воспитывать детей в совместной развивающей деятельности, предоставляя им макс. возможную самостоятельность в любой момент, на каждом этапе организации коллективных дел, создавать вместе с ними, а НЕ вместо них;
  • обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

Методы подготовки дел

Каждый метод основывается на особом способе формирования групп детей — организаторов отрядного дела и особом способе работы групп.

1) Инициативная группа — временный орган отряда, группа ребят, которые являются инициаторами и организаторами конкретного дела.

  • сами предлагают провести отрядное дело;
  • сами пишут сценарий дела и готовят все необходимое (художественное и музыкальное оформление, реквизит, подарки победителям и т.д.);
  • сами проводят дело;
  • анализируют дело сами и совместно с отрядом.

2) Творческая группа (творческое объединение) — группа наиболее подготовленных, грамотных в определённом вопросе ребят, регулирующая подготовку к какому-либо делу (например, подготовить туристическую тропу лучше всего смогут ребята, увлекающиеся туризмом и разбирающиеся в этих вопросах).

Творческой группе поручается от начала до конца разработать дело или часть дела. Ребята могут привлекать к работе любого члена коллектива, по мере необходимости назначать репетиции, обращаться за помощью к специалистам или находить таковых. В этом состоит отличие творческой группы от инициативной группы.

3) Совет дела — группа ребят, представителей микрогрупп, работает как временный орган управления в отряде, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к отрядному делу.

В отличие от творческой или инициативной группы, функции совета дела намного обширней и сложней.


В художественной литературе и фильмах не один раз показывается, как группа персонажей решает сложные задания и спасает тем самым мир. Некоторую работу просто невозможно выполнить в одиночку. Для этого нужна дружная и сплоченная команда, которая покажет максимальный результат. Какие преимущества человек получает, когда он решает задачи вместе со своими коллегами?

Повышение производительности

Работая в команде, люди могут распределить обязанности между собой в соответствии с навыками и продуктивностью. Это позволяет эффективно распределить ресурсы и сократить время на достижение конечного итога. И реальных примеров, доказывающих это утверждение, масса.


Дружеское плече поддержки

Часто выполнение сложных задач связано со стрессом. Он может привести к тому, что руки опустятся, а работа из них будет валиться. В такие моменты очень важна поддержка. Вместе легче переживать разные неурядицы и находить решение в сложных ситуациях. Те компании, у которых сплоченные коллективы, легче и быстрее переживают кризисные моменты, чем все остальные.

Развиваются инновации

Работая в одиночку человек выдает самый верный и безопасный результат, поскольку он боится осуждения, критики, а возможно, и наказания. В группах же часто используют метод мозгового штурма, когда на всеобщее обозрение выкладываются, казалось бы, даже самые бредовые идеи. Но именно одна из них, вполне вероятно, станет инновационным видением решения проблемы, когда ее доработают. Во время мозгового штурма люди не боятся довериться своим коллегам. Поэтому и результат выходит более новаторским и свежим.


Улучшение моральных ценностей

Работая в сплоченной группе, каждый сотрудник чувствует ответственность за свой этап работы. Он, как правило, боится подвести остальных коллег. И это осознание приходит с пониманием, что в одиночку подобную работу выполнить совершенно не получится. А значит, человек начинает дорожить своей группой. Конечный результат вызывает у каждого члена команды гордость, повышает самооценку и моральный дух. Работа начинает приносить удовольствие. А это значит, что на фирме будет меньшая текучка кадров.

Привлечение талантов

Руководителям фирм интересно, чтобы их рабочие группы были максимально профессиональными. Поэтому они привлекают к выполнению задач только талантливых и уверенных в своих силах людей. Преимущество такого подхода состоит в том, что члены группы бессознательно начинают подымать навыки и знания друг друга. Общий градус профессионализма растет с каждым выполненным заданием.

Дружеские отношения

Работа в совместной группе над сложными заданиями объединяет людей. Они вместе радуются победам, выходят из неудач, делятся опытом. Иногда даже строят козни против начальства. А все потому, что у них есть эмоциональная связь, появляются общие интересы и опыт. В такой группе можно открыто говорить обо всем, ведь эти люди - настоящие друзья.


Со временем члены команды начинают переживать не только за общий результат, но и за достижения каждого из них. Они приходят на выручку, делятся опытом и знаниями. В конечном итоге результаты работы становятся более качественными и достигаются быстрее.

Улучшение обслуживания

Когда каждый член рабочей группы на своем месте, в конечном итоге клиенты и партнеры фирмы получают больше преимуществ и намного быстрее. Многие люди сторонятся сотрудничать с теми компаниями, в коллективе которых много разногласий и ссор. В таком случае есть вероятность, что во время мести какому-то сотруднику его коллега навредит клиенту. А этого никому не хочется.

Гибкость в рабочем графике

Члены одной группы могут взаимозаменять друг друга, когда кому-то нужно отлучиться по действительно важным делам. Это может быть необходимость забрать детей из школы или проведать родственника в больнице. В любом случае, даже без просьбы на то, человек отдаст свой "долг" позже, заменив им другого сотрудника в нужный момент. А отсутствие привязки к жесткому графику позволяет людям чувствовать себя увереннее и боле свободным, что несомненно сказывается на его продуктивности.


Развитие умения выходить из конфликтов

Насколько сплоченным не был бы коллектив, в нем всегда случаются конфликты. Это нормальная особенность человеческой природы. И умение замять острую ситуацию - это настоящее мастерство. Его достичь легче, если в конфликте участвуют неравнодушные друг к другу люди. Они сами заинтересованы в том, чтобы быстрее придти к компромиссу.

Шанс карьерного роста

Когда молодой стажер приходит в опытную команду и проявляет себя с лучших сторон, все члены этой группы будут помогать новичку. Это позволит ему в кратчайшие сроки понять особенности работы и со временем продвинуться дальше по карьерной лестнице.

Читайте также: