Коллективизация в казахстане план урока

Обновлено: 05.07.2024

Приложение 1 стикеры

Работа на уроке с новым материалом: Исследование и анализ

Индивидуальная работа. Ученики самостоятельно заполняют таблицу:

Задание 1: Используя предложенный текст и собственные знания, составьте статистическую таблицу о причинах и последствиях демографических изменений вследствие сплошной коллективизации в Казахстане.(Приложение 2)

Дескрипторы: Обучающийся − приводит не менее 3-х изменений в жизни местного населения в ходе коллективизации в Казахстане; − приводит не менее 3-х демографических изменений среди переселенцев в ходе коллективизации в Казахстане.

Взаимопроверка: Заполнение оценочной таблицы (приложение 3)

Взаимопроверка прием "Инсерт" Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Создание галереи проектов.

Листы, цветные маркеры


Содержимое разработки

Тема: Коллективизация в Казахстане.

Аннотация к уроку

The purpose of this lesson, except learning objectives, is the formation of "historical thinking". The concept of historical thinking is implemented as a new method of logical sequential construction of six specific, closely interrelated concepts of historical thinking, the implementation of the curriculum in history. Historical concepts help students learn the core idea of ​​a subject through actions rather than memorization of facts. This lesson is based on working with historical sources, which allows students to feel like researchers, which undoubtedly arouses interest in the subject and better assimilation of the material. Students analyze and evaluate the interaction of one or more causes and / or influences. Also they understand historical causation by pointing out similarities, causal relations, relationships. They explain and evaluate the ways of connecting a historical phenomenon, event or process with other similar historical phenomena in time and space; interpret and evaluate various approaches to a specific historical event, phenomenon, process.

Цель обучения:

8.4.1.2 анализировать последствия насильственной коллективизации на сельское хозяйство;

8.1.1.1 определять причины и последствия демографических изменений;

8.3.1.7 анализировать последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века

Критерии оценивания:

- Выделяет последствия насильственной коллективизации на сельское хозяйство;

- Характеризует причины и последствия демографических изменений;

-оценивает последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века

Уровень мыслительных навыков: Применение, НВП

Исторический концепт: Причина и следствие, интерпретация,

Опишите что вы видите на иллюстрации?

Как вы думаете, о чем говорит этот памятник?

Как вы думаете к какому периоду истории это относится?

Задание 1 Изучите источники А,Б ответьте на вопросы и определите каким образом проходила коллективизация в Казахстане

Источник А лозунг секретаря Казахского крайкома РКП(б) Голощекина Ф.И.

Источник Б информация Каркаралинского окружного комитета ВКП(б) на 24 апреля 1930 года о колхозном строительстве

: «… в результате организовалось два колхоза, при чем колхоз Егенды имеет 49 хозяйств 247 едоков, лошадей крупных 86, мелких 82, коров 72, 81 верблюд, 877 баранов, 269 коз и ни одного сельскохозяйственного орудия. Колхоз не знает, что будет делать. Предправления колхоза Акимбеков заявляет, что население не заинтересовано, вошло в колхоз только от испуга, заявляя, что не знаем как быть: организовываться, осесть на одном месте не можем, кругом соль, нет пахотной земли, нет воды….

Какую должность занимал Голощекин?

Что по мнению Голощекина выведет казахские бедняцкие и середняцкие хозяйства из их полунищенского состояния?

Докажите что коллективизация носила насильственный характер

Как вы думаете, почему население колхоза Егенды находилось в растерянности и не знало что делать?

Дескрипторы

Отмечает какую должность занимал Голощекин.

Объясняет что по мнению Голощекина выведет казахские бедняцкие и середняцкие хозяйства из их полунищенского состояния.

Приводит аргументу в доказательство того что коллективизация носила насильственный характер.

Высказывает свое мнение о том, с какими трудностями столкнулось местное население при образовании колхозов

Задание 2 Изучите представленные источники и выделите последствия коллективизации

Источник С информация Каркаралинского окружного комитета ВКП(б) на 24 апреля 1930 года о колхозном строительстве

Сравните численность казахов по переписи 1926 г. и 1937 г.

Сравните поголовье скота в СССР за этот же период

Как вы думаете каким образом связаны эти два процесса?

Дескрипторы:

Отмечает снижение численности население по переписям 1926 г. и 1937 г.

Отмечает снижение поголовья скота.

Высказывает мнение о том, как снижение поголовья скота могло оказать влияние на снижение роста населения и наоборот

-как повлияло политика партии на экономику , этнический, численный состав населения Казахстана

-сделать общий вывод

Дескрипторы :

Характеризует идеологию партии

Оценивает влияние политики партии на экономику , этнический, численный состав населения Казахстана

Делает общий вывод по последствиям командно-административной системы

Галиев Р.М. –учитель истории, Школа-гимназия эстетического направления, г.Уральск


-75%

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок по истории Казахстана в 9 классе

2 декабря 2015г.

Цель урока: Обобщить и закрепить изученное по теме «Коллективизация сельского

2.Развивающая – развивать память, способности логического мышления, устную речь, умение работать самостоятельно и в группах, составлять опорные схемы и таблицы, кластеры, выделять главное, проводить следствие и ассоциации, сопоставлять исторические события и факты, умение аргументировать, представлять исторический портрет личности, пояснять значение терминов.

3.Воспитательная– воспитание патриотизма, любви к Родине, чувства гражданской позиции по отношению к указанным событиям, чувство коллективизма, сопереживания.

Тип урока: Урок-обобщение

Методы урока: словестный, наглядный, частично-поисковый, практический, аналитический.

Форма урока:групповая, индивидуальная, фронтальная, мозговой штурм.

Опорные понятия: Коллективизация, колхозы,ТОЗы, с/х артели, конфискация, середняк, кулак, депортация, геноцид, ГУЛАГ, репрессия, миграция, тоталитаризм.

Исторические персоналии:

Эпиграф к уроку:

«Кто прячет прошлое ревниво,

А. Твардовский

I .Организационный момент. Психологический настрой.

(рисунчатый тест для учащихся, определить своё местоположение в социуме)

II .Вводно-мотивационная часть.

Показ слайдов презентации, картинки и фотоснимки о коллективизации.

Вопрос к учащимся: какой теме посвящён урок сегодня?

III .Практическая часть урока.

1 Этап. Мозговой штурм. Учащиеся отвечают на вопросы:

1.На каком съезде ВКПб) был объявлен курс на коллективизацию? (15)

2.Что такое коллективизация?(Обобществление, из малых в более крупные с/х

3. В какой форме создавались сельхозпредприятия? (Колхозы)

4. В животноводческих районах? В растениеводческих районах? (ТОЗы, с/х артели)

6.Какими методами проводилась коллективизация? ( силовыми, ком.адм.системы, без подготовки, не учитывая местных условий, особенностей уклада жизни местного населения, нарушение принципа добровольности)

7.На сколько этапов делился процесс коллективизации? ( 4)

8.Когда планировалось завершить данный процесс? (к весне 1932г.)

10.Как называли наиболее зажиточного крестьянина на селе? Раскулачивание? ( Кулак)

(Привести в соответствие – Портрет- имя - характеристика)

Ответы: 1-4-3; 2-3-4; 3-1-2; 4-2-1.

(Указаны даны – записать события)

Курс на коллектив.

Ученики заполняют на листах.

(ГУЛАГ, конфискация, середняк, геноцид, депортация,

1группе

4812- уполномоченные в аулы для проведения коллективизации

1млн.750 тыс.- погибло казахов от голода

250тыс.- погибло от голода других национальностей

2,1 млн. - общее число погибших от голода

33 тыс.- осуждены за сокрытие зерна и мяса

2 группе

1,5 млн.- массовая откочёвка населения

414 тыс. – из них возвратились

616 тыс.- безвозвратно

15, 400, 80тыс. – отчёт в докладе Ольшанского о кр. восстаниях, было на самом деле,

Свыше 5 тыс. – осуждены, 883 – расстреляны.

1гр. – показать активные районы крестьянских восстаний против насильственной коллективизации. (Юж.Каз., Куст. и Тург. Обл., Жетысу, Актюб. Обл., Мангыстау, Вост.Каз. Усть-Камен.)

2гр. – показать районы размещения лагерей для осужденных.

(Степлаг, Карлаг, АЛЖИР)

7.Этап. Задание для учащихся. Просмотр фрагмента видеоролика

Задание: Составить кластер и защитить.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ - ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

- объединение крестьян в колхозы,

-переход к осёдлости кочевников насильственным путём

-нарушение многовекового уклада жизни кочевников

-крестьяне облагались налогами

-сокращение поголовья скота

-массовая гибель людей

Вывод: Ценою огромных усилий и жертв коллективизация завершилась. Было организовано свыше 700 колхозов. Сельскохозяйственные земли были переданы в колхозы.

Ребята, скажите, для чего мы должны знать и помнить об этих трагических станицах истории?

8.Этап. Выступление сельского библиотекаря Ермаковой А.В. о произведениях казахстанских писателей, где отображается тема коллективизации.

IV .Рефлексия.

Ваше отношение к уроку, справились ли с заданиями, достигли ли цели.

Ученики подписывают стикеры и приклеивают их к выбранному смайлику.

V . Итоги урока. Оценки учащихся.

Учитель комментирует оценки учащихся за урок.

VI . Домашнее задание. Выполнить тестовое задание. Многие вопросы встречаются в заданиях по ЕНТ.

В 1928 году началась перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность. Наметился рост поголовья скота. К 1926 году скота в республике насчитывалось 29,9 голов скота, а к 1929 году - 40,5 голов скота.

Со второй половины 1929 года в республике форсированно разминается колхозное движение, к проведению коллективизации партия привлекает рабочих. Привлечённые к проведению коллективизации в Казахстане рабочие искажённо представляли коллективизацию, как сшивание с огромного радиуса территории юртовладельцев в одно место. Посланцы партии насаждали в степи планировку российской деревни. В ходе коллективизации сформировались способные действовать командно-административными методами кадры сверхактивистов. Всех колеблющихся и сомневающихся в коллективизации огульно называли - подкулачники.

В 1930-1932гг в республике разразился голод. Из 6,2 млн. казахов погибло 2,1 млн., а из 40,5 млн. голов скота к 1933 году осталось 4,5 млн. Свыше миллиона казахов в ходе коллективизации мигрировало. Численность коренного населения, погибшего от голода, была восстановлена спустя почти 40 лет.

О голоде и его последствиях в июле 1932 года Ф.И.Голощёкину писали представители казахской интеллигенции: Г.Мусрепов,

Тем не менее, работа по облегчению участи шаруа началась: в зерновых районах вместо коммун были организованы сельхозартели. В феврале 1935 года состоялся съезд колхозников - ударников Во всех районах Казахстана обсуждение Устава проводились одновременно с вручением колхозам государственных актов на вечное пользование землёй.

В ноябре 1938 года с Дальнего Востока в Казахстан было переселено 102 тыс. корейцев. Образование колхозов, состоящих из корейцев-переселенцев, происходило, преимущественно, в Кызыл-Ординской и Алматинской областях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка очень интересна, дополнена архивными данными, использованы новые технологии обучения Новые подходы и т.д.

Целью данного учебно-методического комплекса является – исследование и более углубленное изучение характера социально- экономических преобразований Казахстана в 1920-1930гг.

Исходя из этого, были определены следующие конкретные задачи:

Определить последствия голода 1920 года и рассмотреть восстановление хозяйства;

Изучить осуществление методов коллективизации и ее последствия;

Выявить характер большевистских социально-экономических преобразований в ауле и деревне Казахстана в 1920-1930 гг.

Показать насильственность перевода кочевников к оседлости.

Умение дать общую оценку аулу накануне коллективизации и изучение процесса осуществления коллективизации в Казахстане;

Воспитывать чувства патриотизма, толерантности и уважения своего народа перенесшего огромное горе в годы трагедий.

Дидактический материал: карта Каз.АССР, схемы, кроссворды, портреты Голощекина Ф.И и Мирзоян Л.И. Сталина И.В.

Методы урока: дискуссия, комментирование, объяснение, рассказ по теме.

Опорные понятия: коллективизация, НЭП, крестьянство, середняк, трагедия, совет Народного хозяйства, ТОЗ, отчуждение, конфискация.

Ход урока: План урока (90 минут).

Орг.момент Психологический настрой класса.

Учитель задает вопросы: Работа с источником.

как вы думаете, что такое коллективизация?

Укажите годы коллективизации?

Как осуществлялась коллективизация?

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель корректирует их ответы и дает правильное определение.

Живое слово учителя: сегодняшний урок мы проведем по схеме.


Учащиеся делают рассказ о процессе коллективизации на примере своих знаний по теме или знают из уст старшего поколения. Делятся мнениями, происходит взаимообучение, приводят примеры.

3.Педагог делает обзор социально-экономического положения казахского аула накануне коллективизации(в виде рассказа и объяснения.)

С.Садвакасов.

В декабре 1927 года XV съезд ВКП (б)- провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства.

Коллективизация – это обобществление. Преобразование мелких единичных крестьянских хозяйств на основе объединения в социалистические сельскохозяйственные предприятия.

Основные принципы и идеи коллективизации:

добровольность;

самостоятельность;

материальная заинтересованность;

поэтапный переход крестьян к высшим формам крестьянского кооперирования.

Закончить коллективизацию планировалось к весне 1932 года с учетом:

экстенсивности животноводства;

примитивной материально-0 технической базы;

отсутствием традиций крестьянской кооперации в прошлом;

кочевого и полукочевого образа жизни степняков.

Работа по заполнению таблицы учащимися под руководством учителя.

Работа по схеме: Хочу знать.

Общая картина восстаний 1929-1931гг.

Основной состав восставших

Характер восстаний крестьян 1929-1931гг.

В 1930-1932гг разразился голод. Потери от голода, эпидемий и других лишений составили 40% населения. Репрессии и голод вызвали массовый отток населения с обжитых мест. В 1931-1933 гг.из 6.2млн.жителей республики погибли от голода 2.1млн.человек.

О причинах катастрофы в июле 1932 года в Крайком ВКП (б) лично Голощекину Ф.И. писала группа деятелей республики:

Причины голода:

скопление огромного количества скота на ограниченной территории;

ограниченность пастбищных угодий;

недостаточная обеспеченность кормом скота

В 1930году от голода погибло более 313тыс.человек.

В 1931 г смертность достигла 755 тыс.

В 1932 г.погибло более 769 тыс.человек.

Учащиеся дают краткую характеристику урока, что они узнали, что им больше всего запомнилось, чем был интересен урок?

5. итоги коллективизации сельского хозяйства в Казахстане.

Внедрение прогрессивных технологий, концентрация техники, более рациональное использование земли, рост производительности труда.

Уравнительность, жесткая централизация, слабая личная заинтересованность.

Создание строя цивилизованных кооператоров, избавление от феодально-байской кабалы и разорения было явлением прогрессивным.

5.Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок за урок.

Крестьянство – сельскохозяйственные производители, занимающиеся семейно- индивидуальным трудов.

Середняк – крестьянин, занимавший промежуточное экономическое положение между богатым крестьянином и бедняком.

ТОЗ – сельскохозяйственная кооперация в годы первой Советской власти с объединением земельных участков.

Трагедия – большое несчастье, тяжелое событие с гибельными последствиями.

Отчуждение – философско-социологическое понятие, характеризующее превращение деятельности человека ее результатов в самостоятельную силу.

Конфискация – изъятие чего-нибудь безвозмездно в собственность государства.

Геноцид - действия, совершаемые с целью уничтожения полностью или частично какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

Миграция - демографический процесс, представляющий собой совокупность перемещений, совершаемых людьми между странами, районами, поселками.

1.в 1927 году XV съезд Коммунистической партии провозгласил курс на….?

4.изъятие чего-нибудь безвозмездно в собственность государства?

5. как называется советское хозяйство?

6.как осуществлялся процесс коллективизации в Казахстане?

7.что заставило мигрировать население Казахстана за пределы республики?

8.кому было адресовано письмо Т.Рыскулова от марта 1933г?

10.в результате проведения силовой коллективизации сельского хозяйства, в Казахстане 1930-1932гг. разразился?

Читайте также: