Собеседования как форма методической работы в доу

Обновлено: 07.07.2024

Методическая служба в детском саду – это комплексная и творческая работа, которая заключает в себе не только практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, но и повышение уровня знаний новейших методик, изучение педагогики, детской психологии, анатомии.

Старший воспитатель, как руководитель методической службой, оказывает непосредственную помощь воспитателям и специалистам в самообразовании. Постоянное обновление содержания методической работы взаимосвязано с деятельностью педагогов, что обеспечивает непрерывный процесс совершенствования мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа направлена на опережение и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми государственными стандартами.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении как целостная система может быть спроектирована в структуре:

Деятельностный аспект расставляет другие акценты:

Старшим воспитателем намечается методическая работа с кадрами.

Логично будет выстроить три направления:

1. По отношению к общей системе образования

Это направление включает ознакомление и проработку нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. Планомерно расписывается система повышения квалификации педагогов (самообразование, саморазвитие и все формы методической работы).

2. По отношению к конкретному педагогу

Здесь главной задачей является формирование личностной, авторской, эффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Методическая работа нацелена на расширение, обновление знаний педагога, развитие творческой деятельности.

3. По отношению к педагогическому коллективу детского сада

Методическая работа ставит целью формирование дружного коллектива единомышленников, особых традиций, личностных ориентиров, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса; выявление, изучение и обобщение, распространение значимого передового опыта.

По результатам контроля состояния воспитательно-образовательного процесса проводится педагогический анализ как сущность формирования и регулирования педагогического процесса:

  • сбор информации о состоянии;
  • анализ собранной информации;
  • выдача информации к реализации.

Педагогический анализ это не выявление недостатков, главное в его проведении - поиск качества работы, педагогических особенностей каждого педагога и всех в целом. Сложность заключается в том, что объектом анализа является человек, следовательно, проводить его надо с высокой управленческой культурой, тактом и доброжелательностью. Привлекая педагога к самоанализу своей деятельности, обучая умению оценить для себя трудности работы, методическая служба тем самым повышает педагогическую активность, а значит, растет профессиональное мастерство.

Трудность анализа заключается в том, что не каждый педагог готов к объективной оценке своей практической деятельности, чаще дают заниженные самооценки, кто-то– завышенные. Поэтому можно практиковать взаимопроверки, которые способствуют созданию самоуважения и самозначимости.

При подготовке и проведении педагогического анализа можно пользоваться памятками к просмотру и анализу режимных моментов и занятий. Составляя памятку, необходимо осветить важные вопросы, четко расположить их в определенной последовательности, определить их соответствие целям наблюдений. Памятки должны быть очень конкретными и небольшими по объему. Педагогический анализ требует интеллектуального подхода к личности, умелого аналитического мышления.

Сама беседа с воспитателем должна основываться на доброжелательности, уважении, быть тактичной, опираться на положительные моменты. Планируя беседу, важно учитывать индивидуальные особенности человека: характер, тип нервной деятельности, стаж, степень педагогического мастерства, общий кругозор, эрудицию.

Все формы методической работы можно разбить на две взаимосвязанные группы:

Групповые формы – взаимопосещения, консультации, семинары и практикумы, творческие и рабочие группы, деловые игры, выставки и, конечно же, педсоветы.

Индивидуальные формы – стажировка, собеседование, самообразование, наставничество.

Педагогический Совет

Планируя педагогический совет, надо помнить, что это постоянно действующий и именно коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он рассматривает:

  • Вопросы оптимизации воспитательно-образовательного процесса;
  • Утверждает и корректирует планы, рабочие программы, творческие проекты, личные планы самообразования;
  • Выносит коллегиальные решения;
  • Повышает профессиональную квалификацию педагогов;
  • Определяет пути, формы обновления дошкольного образования в конкретном учреждении;
  • Дает анализ качества знаний, умений, навыков воспитанников, уровня работы педагогов, развития самого детского сада, повышения его рейтинга в районе;
  • Подводит итоги деятельности дошкольного учреждения, достижения поставленных коллективом целей.

Педагогический совет в современное время стал полифункциональным. Его функции:

  • планово-прогностическая;
  • мотивационно-целевая;
  • информационно-аналитическая;
  • диагностическая;
  • коммуникационная;
  • методическая.

Ценность этих функций определяется в зависимости от нацеленности каждого конкретного педагогического совета.

Новая социально-экономическая ситуация, новые законодательные документы ставят во главу и новые требования. Поскольку педсовет это орган коллегиального управления, он призван менять старые педагогические представления и ориентиры. Освоение нового предполагает и взаимосвязь, и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержат в себе традиционные подходы.

Думающий Совет педагогов обязательно находит выход из сложившихся ситуаций и противоречий. Он принимает рациональные решения, ведущие к лучшему педагогическому результату, мыслит позитивно, нестандартно и самостоятельно.

Установочный педагогический совет берет на себя сложнейшую миссию:

  • создание условий для переоценки педагогических ценностей. Воспитание и обучение эффективнее там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке. Для педагога личность ребенка – первостепенна и основной объект его заботы. Меняются дети – меняются ценности.
  • Изменение мнений, взглядов, суждений, представлений о ребенке, о своем профессиональном предназначении.
  • Пробуждение желаний научиться учить и воспитывать по-новому.
  1. Анализ результатов: что не удовлетворяет в итогах? Какова степень нестыковок между тем, что есть и тем, что должно быть?
  2. Анализ учебно-воспитательного процесса, т.е. какие недостатки порождают несоответствие между тем, что есть и тем, что должно быть?
  3. Анализ условий, т.е. недостатки каких условий являются причинами дефектов воспитательного процесса?

Такой анализ позволяет убирать несущественные для конечного результата проблемы и оставлять в зоне зрения только наиболее значимые. Для того, чтобы выводы и итоги анализа были достаточно надежными и справедливыми, необходимо выявлять, знать, учитывать мнение каждого педагога.

Тематика педсоветов определяется годовым планом дошкольного учреждения. Однако подготовка к проведению заседания может иметь в виду расширение, уточнение повестки в соответствии с требованиями текущего момента. Чтобы педсовет действительно был органом управления, а его решения были действенными и способствовали улучшению работы с детьми, каждому совещанию предшествует всесторонняя подготовка.

К педсовету готовится каждый его участник. Это значит, необходимо критически, всесторонне дать самоанализ своей деятельности по теме педсовета. Заранее в методическом кабинете оформляется выставка литературы по данной тематике, опыт работы ведущих педагогов сада или города, пособия, конспекты. Предлагаются советы, задания, которые помогут подготовиться к самому заседанию.

Важный момент в работе педсовета – заключительное слово. Оно должно быть кратким, конкретным, нести в себе конкретные предложения.

Консультирование

Каждая консультация (индивидуальная, групповая, по основным направлениям работы, по актуальным вопросам, по заявкам педагогов и др.) требует подготовки к ее проведению.

Основные консультации планируются в годовом плане работы детского сада, некоторые консультации проводятся по мере необходимости. Используя разные методы при проведении консультаций, ставится задача не только передачи знаний, но и формирования у педагогов отношения к деятельности, развитие творческих способностей.

Чтобы акцентировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, которые помогут осмыслить собственный опыт под углом зрения науки, высказать свои соображения, мнения. В зависимости от уровня квалификации педагогов определяется, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться объяснением. Полезный совет или вовремя проведенная консультация корректируют работу как молодого специалиста, так и опытного педагога.

В ходе консультации можно использовать метод дискуссии. Дискуссия — эффективная форма коллективного обсуждения вопросов, позволяющая выяснить возникшие противоречия между распространенными бытовыми представлениями и научными принципами. В дискуссии становятся явными глубокие знания одних и поверхностные знания других.

Дискуссия станет продуктивной, если продумать такие условия:

  • вести ее следует по важным вопросам темы, а не по второстепенным, и тем более случайным (не увлекаться, не уводить в сторону от поставленных задач);
  • ей должна предшествовать подготовительная работа по выносимой на обсуждение теме для того, чтобы педагоги имели представления;
  • завершить дискуссию необходимо логическим подведением к итогу, определяющему цель, содержание, ход и результат занятия;
  • дискуссия должна ограничиваться временными рамками.

Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в разговоре, улавливать ход мыслей и настрой участников, создавая атмосферу доверия и доброжелательности. Заключительное слово должно кратко обобщить выступления и определить решение принципиальных вопросов.

Творческие микрогруппы

Это весьма эффективная форма методической работы. Создаются они на добровольной основе из числа заинтересованных педагогов, когда необходимо освоить новый передовой опыт, новую методику, разработать идею, приемы работы, методические пособия.

При планировании общей деятельности надо учитывать, что в группу объединяются несколько человек на основе единого интереса, взаимной симпатии, психологической совместимости. Каждый сначала самостоятельно изучает проблему или материал, затем все обмениваются мнениями, предлагают свои решения, выводы. Педагоги посещают друг у друга режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Совместное творческое освоение нового идет гораздо быстрее. Множество мнений или находок дает ценный результат в итоге.

Как только поставленная цель достигнута – группа расформировывается. Главное внимание уделяется поисковой, эмпирической деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь педагогический коллектив.

Круглый стол

Это иная форма общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников можно планировать круговые формы размещения участников, что позволяет поставить всех в равное положение, обеспечивает взаимовыгодное взаимодействие. Организатору круглого стола необходимо продумать и подготовить вопросы к обсуждению, учитывая нацеленность на достижение определенной цели.

Методические посиделки

Способности ведущего направлены на то, что он в непринужденной обстановке вызывает участников на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подводит их к определенным выводам, решениям.

Литературная газета или журнал

Это интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Ее цель: показать развитие творческих возможностей коллектива, их мир увлечений, жизненный уклад и ценности. Можно создать и странички для детей и родителей. Воспитатели могут писать очерки, статьи, были и небылицы, сочинять стихи, оценивать личностные качества своих коллег, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми.

Педагогический Клуб

Это форма методической работы, которая способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков. Формируются команды, количество которых зависит от численности коллектива или поставленных задач, назначается жюри. Команды предварительно знакомятся с темой заседания Клуба, получают домашние задания. Можно подготовить взаимные шутливые приветствия, девизы или речевки. Руководитель готовит занимательные, требующие нестандартных решений задания непосредственно по избранной теме. Важно регламентировать этапы игры, продумать необходимую атрибутику.

Педагогические чтения

Организуются по разным вопросам обучения и воспитания:

  • тематические чтения;
  • итоговые по результатам методических объединений за год;
  • как итог работы воспитателей по темам самообразования.

В течение года педагоги изучают теоретические и практические подходы к реализации избранной темы. В конце учебного года возможны просмотры открытых занятий по данной проблеме.

Такая планомерная, увлекательная работа способствует профессиональному росту. Определяется стандарт знаний. Закрепление и применение знаний предоставляет педагогу широкую возможность активизировать познавательную активность детей, приобщить к особенностям программы отдельных детей или их группы.

Пед.совет- законодательная форма собрания педагогов, все решения, принятые на педсовете обязательны для всех работников ДОУ.

Главная цель педсовета-объединить усилия коллектива ДОУ для повышения качества воспит- образов. процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

1. Реализация государственной политики по вопросам образования

2. Ориентация пед. коллектива ДОУ на совершенствование образовательного процесса

3. Разработка общей методической темы и ее содержания в деятельности ДОУ

4. Ознакомление с достижениями пед.науки и передовым опытом и внедрение их в практическую деятельность ДОУ.

5. Решение вопросов по организации образовательного процесса

6. Принятие решения об изменении обр.программ, о коррективе сроков освоения обр.проограмм

Основные принципы деятельности педсовета: актуальность, научность, перспективность, системность.

Консультации

Тема групповой, подгрупповой и индивидуальной консультации может быть подсказана вопросами педагогов или определена старшим воспитателем в зависимости от того, какие затруднения испытывают воспитатели в своей работе. При этом современная практика работы с педагогами часто требует выбора нестандартных форм проведения консультаций.

Так, в работах Н.С. Голициной мы находим характеристику такой формы методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они могут изложить свои аргументы по каждому тезису, а слушатели - выбрать ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

Консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Методист называет количество ошибок, которые он сделает в процессе двухчасовой консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется

Нажмите, чтобы узнать подробности

инновационные методы и приемы организации методической работы способствуют повышению ее эффективности, что отражается на качестве педагогической деятельности и, следовательно, на уровне развития и образования воспитанников.

Формы методической работы в ДОО

(индивидуальные, групповые).

Индивидуальные формы работы: беседа, консультации, тесты, самостоятельное изучение теоретических источников, посещение занятий более опытных педагогов, изучение опыта работы коллег.

Традиционные формы методической работы.

Педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, трибуной передового педагогического опыта. Он обсуждает и решает вопросы, связанные с направлениями деятельности ДОУ:

Вопросы, связанные с анализом и совершенствованием воспитательно-образовательной работы в детском саду.

обсуждение проблем, касающихся общепедагогической культуры и педагогического мастерства воспитателей, актуальных психолого-педагогических проблем, помогающих преодолеть недостатки и затруднения в работе педагогов;

рассмотрение отчетов воспитателей;

внедрение в практику работы дошкольного учреждения достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.

обсуждение вопросов материально-технического и санитарно-гигиенического обеспечения детского сада;

работа с родителями, общественными организациями, периодическая отчетность о выполнении порученных педсоветом заданий, оказание педагогической помощи в воспитании детей, организация и определение содержания работы родительского комитета;

рассмотрение итогов аттестации и отчетов воспитателей о выполнении рекомендаций, утверждение аттестационных характеристик и др.

Значительную роль в осуществлении учебно-воспитательного процесса имеют педагогические советы, на которых анализируется состояние работы по какому-либо направлению и дается оценка уровня знаний детей, их умений и навыков в соответствии с требованиями программы. Например, оценка уровня речевого развития дошкольников и методов руководства им со стороны воспитателей. Обсуждая подобные вопросы, обращается внимание педагогов на наиболее ценные приемы и методы речевого развития, на имеющиеся недостатки и пути их устранения. В результате активного обсуждения коллектив вырабатывает конкретную программу действий по устранению недостатков и рекомендации к совершенствованию методики речевого развития.

На педагогических советах обсуждаются результаты взаимопосещений групп воспитателями, в процессе которых педагоги учатся правильно воспринимать деловую критику своих недостатков, перенимают опыт у своих коллег.

Еще одной традиционной формой методической работы являются открытые показы, где каждый педагог имеет возможность передать свой опыт и мастерство. Открытыми могут быть как занятия, так и другие виды деятельности педагога и детей: наблюдения на прогулке, экскурсии, опыты и эксперименты, игры в совместном блоке, развлечения и др. Открытый показ как форма методической работы оказывает обучающее воздействие на педагогов, так как вначале они имеют возможность наблюдать за ходом работы, а затем обсуждать ее с точки зрения методики воспитания и обучения дошкольников.

Консультирование – одна из традиционных форм работы, цель которой – обогащение воспитателей знаниями актуальных проблем педагогики и психологии, особенностей методики воспитания и обучения дошкольников. Для активизации мыслительной деятельности педагогов и повышения эффективности консультирования, используются различные активные методы: вопросы перед началом консультации, постановка проблемы, анализ конкретных ситуаций, метод эвристической беседы и другие.

Творческие группы. Цель – создать условия для роста активности и инициативы воспитателей, побуждать и поощрять их творческий поиск. Творческая группа – это проявление нового подхода к осуществлению методической работы с включением элементов исследования. Логическим завершением и результатом работы творческой группы являются творческие отчеты лучших воспитателей, которые делятся своим опытом, говорят о проблемах, возникающих на практике.

Инновационные формы методической работы позволяют использовать новые более эффективные формы работы, способные оптимизировать педагогический процесс по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, научить педагогов использовать инновационные формы и методы работы, повысить их теоретический уровень. Исследования показывают, что профессиональный рост педагога осуществляется лишь в том случае, когда он имеет возможность занимать позицию активного субъекта деятельности, в которой реализуются его творческие способности. Методическая работа с использованием активных методов обучения способствует выявлению и совершенствованию лучших профессиональных и личных качеств педагогов.

В настоящее время в методической работе используют новые виды консультаций, например, консультация – диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они излагают на доске свои аргументы по каждому тезису, а слушатели – выбирают ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям. Следующий вид – это консультация–парадокс (или консультация с запланированными ошибками). Цель ее обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Методист называет количество ошибок (не более 10), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева – достоверный, справа – ошибочный, который затем анализируется. Описанные консультации не просто передают готовые знания, а заставляют каждого педагога активно участвовать, мыслить, делать выводы, то есть, осознано воспринимать информацию.

Развитию активности и творчества способствуют инновационные формы семинарских занятий. Семинары проблемного характера направлены на целостное формирование у участников научного педагогического сознания: понимание сущности педагогических явлений, психолого-педагогических проблем развития и воспитания дошкольников, способность к целеполаганию и прогнозированию оптимальной совокупности условий и факторов, обеспечивающих их развитие в соответствии с социальными требованиями; раскрытие логики и противоречий в построении системы педагогических воздействий на детей; участие в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. Рассмотрим некоторые из проблемных семинаров.

Семинар-дискуссия – это форма, устанавливающая научную истину на основе обсуждения какого-либо теоретического или практического вопроса. Цели такого семинара могут быть различными: закрепление и углубление теоретических знаний, обучение умению анализировать сложные педагогические явления, процессы с позиции науки (психологии, педагогики) и практики, выявление сущности и особенностей педагогического опыта, обучение умениям и навыкам организации педагогического процесса. Творческая направленность семинара-дискуссии определяет требования к данной форме работы:

Наличие предмета обсуждения, который имеет особое значение для теории и практики.

Предмет дискуссии должен содержать проблемные, спорные, не совсем определенные или слабо изученные вопросы.

Дискуссия строится на утверждении и отрицании, доказательстве и опровержении, заканчивается формулировкой правильных научных положений (идей) и педагогически целесообразных путей их реализации на практике.

Такие семинары требует длительной и тщательной подготовки, как методиста, так и всех педагогов – участников семинара. Кроме овладения определенным объемом знаний, такая форма методической работы способствует развитию речи педагогов, формированию у них умения вести дискуссию, формулировать и отстаивать свою точку зрения, опровергать мнения оппонентов.

Еще один вид семинарского занятия – это семинар - педагогический анализ. Он направлен на развитие педагогического мышления воспитателя, его способностей к анализу и синтезу. С методической стороны это означает осмысление достижений науки и результатов педагогической деятельности. Данная форма семинара предполагает анализ педагогической ситуации, явления, процесса. На занятии рассматриваются результаты обучения, уровень развития детей, осуществляется разработка системы наиболее целесообразных педагогических воздействий.

Широкое распространение получило решение педагогических кроссвордов и перфокарт. Такая форма работы помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме (задачи развития речи на разных возрастных этапах, методы и приемы обучения на занятиях, способы организации вне учебной деятельности и др.), а значит, влияет на качество работы с детьми.

Методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в организации процесса взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

Рассмотрим некоторые из форм интерактивного обучения.

Деловые игры бывают следующих видов:

-имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом.

-управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций;

-исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям речевого развития детей;

-организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.

-игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;

Основная цель игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.

Деловые игры позволяют реализовать, развить потенциальные возможности каждого педагога, максимально активизировать процесс усвоения методических идей и приемов. Наиболее существенным моментом данного приема является его своеобразие как игровой деятельности, где максимально проявляется самостоятельность, инициатива, активность и творчество. Использование игры возможно в виде моделирования, имитирования и состязания. Существуют следующие типы игрового моделирования:

Репрезентативное, предполагающее представление наиболее значимых, существенных или характерных явлений, ситуаций;

Вариативное, основной задачей которого является подбор варианта выполнения деятельности к уже имеющемуся;

Проблемное, ориентированное на изучение профессиональной деятельности педагога, с последующим поиском решения применительно к конкретной ситуации;

Адаптивное, в котором используется в качестве основы известный способ решения задач, который адаптируется к данным конкретным условиям;

Эвристическое, предполагающее поиск самостоятельного, оригинального решения той или иной профессиональной задачи;

Преобразующее, состоящее в изменении данного (например, составление альтернативного конспекта занятия).

Условия игрового моделирования способствуют использованию резервных возможностей педагогов, избавлению от стереотипов, шаблонов мыслительной деятельности, что особенно важно для осуществления нововведений в педагогический процесс. Использование деловых игр в ходе методических мероприятий имеет несколько этапов. Во-первых, создание проблемной ситуации, введение моделирующей (игровой) ситуации. Во-вторых, развертывание игрового действия. Третье – подведение итогов игры, и в заключении – рефлексия хода и результатов игровых действий, анализ педагогической ситуации.

Рассмотрим наиболее интересные примеры деловых игр, используемых в методической работе.

К новым формам методической работы можно отнести имитационно-моделирующие игры. Основа эффективности таких игр состоит в том, что группа участников имитирует некоторую педагогическую ситуацию, предлагает и обсуждает ряд различных решений. Примером может служить метод имитации рабочего дня воспитателя. Суть его заключается в том, что педагоги моделируют свой рабочий день с учетом характеристики возрастной группы детей, целей и задач, которые надо решить. В заключении организуется обсуждение и анализ всех предложенных моделей, их положительных и отрицательных сторон с точки зрения эффективности решения речевых задач. Кроме того, смоделирован может быть фрагмент занятия, игровая обучающая ситуация, один из приемов индивидуальной работы по развитию речи и др.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем. Организация методических мероприятий в форме деловых, имитационных, театрализованных и других игр позволяет каждому участнику самому решать педагогические проблемы, а не просто быть наблюдателем, создавать потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности в реальную ситуацию. Подобные формы работы создают наиболее эффективные условия для воспитания восприимчивости к новому, для развития мотивационно-ценностного отношения к педагогическим инновациям.

Эти и другие инновационные методы и приемы организации методической работы способствуют повышению ее эффективности, что отражается на качестве педагогической деятельности и, следовательно, на уровне развития и образования воспитанников.

• Педагогический совет - это законодательная форма собрания педагогов; все решения, принятые на педсовете. Обязательны для всех работников ДОУ.

• Главная цель педсовета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения качества воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Семинары:

• Семинары могут быть теоретическими и практическими.

• Практический семинар – форма повышения практических умений и навыков воспитателей.

• Теоретический семинар направлен на повышение теоретических знаний педагогов в ДОУ.

• Семинары могут быть длительными и кратковременными.

Консультации:

• Консультация – это коллективная форма работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства, преподнесение новой информации в виде монолога по отдельным вопросам учебно-воспитательного процесса.

• Консультации могут быть индивидуальные и групповые (коллективные), по заявкам воспитателей, по основным направлениям работы всего коллектива и др.

Индивидуальные формы методической работы:

1. Наблюдение и педанализ учебно-воспитательной работы в группах;

3. Индивидуальные консультации;

5. Взаимное посещение занятий.

8. Наставничество и др.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Билет № 9. Индивидуальные формы методической работы в ДОУ (традиционные).

1. Наблюдение и педанализ учебно-воспитательной работы в группах;

3. Индивидуальные консультации;

5. Взаимное посещение занятий.

8. Наставничество и др.

Билет № 10. Коллективные формы методической работы в ДОУ (традиционные).

1. Педагогический совет.

2. Консультации (групповые);

3. Семинар, семинар-практикум;

4. Научно-практические конференции;

5. Педагогические чтения;

6. Методические выставки

7. Открытые мероприятия;

8. Творческие микрогруппы

9. Открытые просмотры

10. Деловые игры

11. Работа по единым методическим темам

Педагогический совет

Пед.совет- законодательная форма собрания педагогов, все решения, принятые на педсовете обязательны для всех работников ДОУ.

Главная цель педсовета-объединить усилия коллектива ДОУ для повышения качества воспит- образов. процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

1. Реализация государственной политики по вопросам образования

2. Ориентация пед. коллектива ДОУ на совершенствование образовательного процесса

3. Разработка общей методической темы и ее содержания в деятельности ДОУ

4. Ознакомление с достижениями пед.науки и передовым опытом и внедрение их в практическую деятельность ДОУ.

5. Решение вопросов по организации образовательного процесса

6. Принятие решения об изменении обр.программ, о коррективе сроков освоения обр.проограмм

Основные принципы деятельности педсовета: актуальность, научность, перспективность, системность.

Консультации

Тема групповой, подгрупповой и индивидуальной консультации может быть подсказана вопросами педагогов или определена старшим воспитателем в зависимости от того, какие затруднения испытывают воспитатели в своей работе. При этом современная практика работы с педагогами часто требует выбора нестандартных форм проведения консультаций.

Так, в работах Н.С. Голициной мы находим характеристику такой формы методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они могут изложить свои аргументы по каждому тезису, а слушатели - выбрать ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

Консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Методист называет количество ошибок, которые он сделает в процессе двухчасовой консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется

Читайте также: