Коллекция открыток в детском саду как оформить

Обновлено: 05.07.2024

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способствующие сотрудничеству, отличающиеся мобильностью.

Творческий потенциал ребенка наиболее успешно формируется в деятельности, определяющей интересы, отношение к действительности и особенности взаимоотношений с окружающим. Известно, что развитие способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых интересов, которые в дальнейшем переходят в склонность, проявляющуюся в предпочтительном выборе определенных занятий.

У большинства детей нашей группы наблюдалась недостаточная осведомленность об окружающем мире, у 50% детей низкая познавательная активность, дети не могли выбрать и организовать какую-либо деятельность. Что же делать, если дети мало интересуются объектами окружающей действительности? Не могут выбрать и организовать свою деятельность? В этом нам помогло коллекционирование.

Базис-программа развития ребенка-дошкольника “Истоки”, по которой мы работаем, предусматривает такое направление, как “Дети в музее”. Мы все хорошо знаем, что музей начинается с коллекции. Большинство людей считают, что коллекционирование, как форма познавательной деятельности, не всегда имеет эффективность, но у нас сложилось иное мнение, что коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает познавательную активность. Восприятие коллекции тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, познавательные психические процессы (внимание, память, мышление), умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн и открытий.

В нашей группе перед педагогами, детьми, родителями встал такой вопрос: “Что такое коллекционирование и нужно ли оно?” С этой целью было проведено анкетирование среди детей и родителей. Результаты исследования показали, что большинство родителей позитивно относятся к коллекционированию, 80% семей увлекались коллекционированием (бабушки, дедушки), 30% – продолжают и в настоящее время собирать коллекции. В большинстве семей дети собирают предметы, отвечающие духу современности. В 25% семей родители активно поддерживают ребенка в создании коллекции, 20% семей активно привлекают родных и друзей к коллекционированию. По результатам анкетирования родителей, нами определились три отношения к коллекции существенные, удовлетворительные, ограниченные:

– при существенном отношении родителей, проявляется и интерес к коллекционированию ребенка, помогают в выборе, поощряют (24% семей)

– удовлетворительное отношение семьи выражается в том, что родители частично интересуются увлечением, помогают иногда, когда есть время (30% семей)

– ограниченное отношение семей (18%).

На основании результатов анкетирования в нашей группе появилась идея о необходимости создания коллекций, и решили коллекционировать открытки, так как в них содержится очень много таинственного и неизведанного. Дети захотели как можно больше узнать историю возникновения и традиции отмечать праздники в России, через рассматривание открыток. Исходя из вышеизложенного, мы решили создать проект “Удивительный мир открыток”.

Цель проекта: Повышение познавательной активности детей через создание в группе коллекции открыток посредством совместной деятельности взрослых и детей.

Знакомить детей с открытками, как носителями исторической информации.

Формировать умение рассказывать о предмете коллекции и умение выступать для других детей в роли экскурсовода.

Объединить всех участников образовательного процесса в общем деле – создания коллекции.

Поощрять попытки детей по собственной инициативе находить материал для расширения и пополнения коллекции.

Проект

"Коллекция открыток"

Разработала: воспитатель: В. Н. Непейвода.

Обоснование темы проекта

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми мы можем украсить свою жизнь. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Именно поэтому возникла идея создания коллекции открыток, которая несомненно своим созданием увлечет дошкольников, родителей и педагогов.

Одна из привлекательных черт открыток - разнообразие дизайна, форм и материалов. Интересная особенность - надписи на открытках, из которых внимательный человек может узнать, где и когда они сделаны, по какому поводу. Наносят на них и высказывания, изречения, дарственные надписи, пожелания. Всё это представляет несомненный интерес для коллекционирования.

Существуют виды коллекций открыток.

Открытки делятся на : поздравительные, пригласительные, юбилейные, праздничные. В соответствии с этим делением формируются и коллекции. Но часто коллекции, подразделяются в зависимости от:

• темы (новогодние - сказочные персонажи, с изображением геральдических символов - географические открытки - города и страны, флора-фауна - открытки с растительными и животными мотивами - цветы,

• материала, из которого сделана открытка (бумажная, картонная)

• формы (в виде сердечка, квадрата, ромба, прямоугольника).

Проблема проекта

Недостаточная сформированность у дошкольников умения видеть прекрасное в окружающих нас предметах.

Цель проекта

Формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира.

Задачи проекта

1. Поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей. Совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения. Формирование представления о многообразии видов коллекции открыток.

2. Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, эстетической концентрации внимания, связной речи, мышления и творческих способностей детей, коммуникативных навыков взаимодействия детей с детьми, родителями, педагогами.

3. Инициирование совместной деятельности детей, родителей, педагогов в создании коллекции. Стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения. Воспитание эстетического вкуса старших дошкольников.

Гипотеза проекта

Основывается на предположении о том, что заинтересованность старших дошкольников при создании коллекции будет способствовать развитию познавательной активности детей.

Идея проекта

Развитие познавательного интереса воспитанников к предметному миру через навыки обследования предметов и умения находить сходства и отличия, делать выводы из полученной в ходе обследования информации.

Новизна проекта

Расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности через создание коллекции открыток.

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта : 1 год.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, семьи воспитанников, педагоги.

Этапы реализации проекта

I этап – организационный (подготовительный).

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Разработка плана мероприятий.

II этап – познавательно-исследовательский (практический).

• Сбор необходимой информации об открытках, иллюстрации, презентации.

• Подбор и систематизация открыток по видам.

• Освоение методики по созданию паспорта коллекции.

• Анкетирование родителей. Выявление семейных коллекций и их презентации.

III этап – рефлексивный (обобщающий).

• Анализ, обобщение и оформление коллекции.

• Презентация коллекции, выставка.

• Создание паспорта мини-музея.

• Трансляция опыта работы педагогов в СМИ.

Продукт проекта

Мини-музей в группе, паспорт мини-музея.

Ожидаемые результаты проекта

1. Продуктивное взаимодействие и заинтересованность в создании коллекции всех участников воспитательно-образовательного процесса дети - родители - педагоги.

2. Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами.

3. Активизацию родительской общественности, способствующей значительному развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

4. Презентация коллекции открыток, выставка.

5. Создание паспорта коллекции открыток.

6. Расширение кругозора старших дошкольников о видах и назначении открыток.

План реализации проекта "Коллекция открыток"

Организационные основы для реализации проекта педагогами.

1. Изучение методических материалов по созданию коллекций и педагогических проектов.

2. Сбор методических материалов, посещение методических мероприятий по теме.

3. Разработка проекта воспитателями групп.

4. Распространение и внедрение педагогического опыта: показ открытых мероприятий, участие в педагогических советах, мастер-классах, семинарах, работе методических объединений, конкурсах.

5. Мониторинг участия семей воспитанников в создании коллекций "Уровень заинтересованности".

Работа с детьми.

1. Осуществляется через виды деятельности:

- продуктивная (рисование, лепка, аппликация);

- музыкально-художественная (слушание, музицирование);

- восприятие художественной литературы;

Методы и приемы для создания коллекции :

- поиск информации по теме;

- встречи с интересными людьми;

Осуществляется во взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами.

Взаимодействие с педагогами.

1. Интегрированная деятельность совместно с музыкальным руководителем.

2. Сбор информации.

Работа с родителями.

1. Вовлечение родительской общественности в реализацию проекта.

2. Мониторинг участия семей воспитанников в создании коллекций "Уровень заинтересованности".

3. Проведение совместных мероприятий по созданию коллекции.

4. Анкетирование "Уровень заинтересованности".

5. Помощь в сборе необходимой информации о открытках презентации. Подбор экспонатов коллекции.

Сотрудничество с социальными институтами города.

1. Помощь в сборе информации.

Поделки из открыток.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Краткая аннотация проекта

Каждый человек любит получать подарки. И ни для кого не секрет, что открытки являют собой просто уникальное, чуть ли не обязательное приложение к подарку абсолютно любого праздника. Ассортимент открыток, который сегодня предлагают нам в магазинах, невероятно разнообразен. Каждый покупатель может выбрать открытку на свой вкус. Но мы знаем, что открытки можно сделать самим. Поздравительные открытки, сделанные своими руками, всегда индивидуальны, ярки, интересны и, что самое главное, сделаны с душой!

Такие открытки не только приятно дарить или получать в подарок, но еще интереснее их делать! Поздравительные открытки, которые ребенок научиться делать своими руками, станут бесценным сюрпризом для всех родственников и знакомых. Изготавливать открытки своими руками для детей – занятие очень интересное и творческое. Для ребенка это очередная маленькая победа - и снова получилось - он сам изготовил настоящую открытку! Так же такое занятие помогает развивать у детей мелкую моторику, творческое воображение, усидчивость.

В процессе наблюдения за детьми, мы заметили, что им нравится создавать открытки своими руками, они рисуют их своим друзьям, родственникам на день рождения и другие праздники, но испытывают затруднения при их оформлении.

Мы решили узнать историю появления поздравительных открыток и научиться делать открытки своими руками, используя разные техники их оформления.

Тип проекта: творчески – познавательный, групповой.

Период реализация проекта: краткосрочный (1 месяц).

Исполнители и участники: проект реализован при участии: воспитателей группы, родителей воспитанников, воспитанников старшей группы комбинированной направленности.

Для того чтобы осуществить запуск проекта воспользовались методом трех вопросов:

В связи с данной проблемой мы поставили перед собой цель.

Цель: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через оформление открыток в разных техниках.

- Познакомить детей с историей возникновения открытки и ее значимости в настоящее время.

- Познакомить детей с разными техниками оформления открыток: квиллинг, оригами, набрызг.

- Формировать умение у детей создавать разные виды поздравительных открыток.

- Развивать познавательный интерес, творческие способности, воображение, внимание, усидчивость при выполнении творческих открыток из бумаги.

- Развивать эстетический и художественный вкус.

- Воспитывать желание делать приятное людям, даря открытку, сделанную своими руками.

- С пособствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты:

- Дети будут знать историю возникновенияоткрыток.

- Дети познакомятся с разными техниками оформления открыток.

- Детьми будут созданы поздравительные открытки на разную тематику.

- У детей будут развиты творческие способности, воображение, мышление, мелкая моторика, усидчивость, умение работать с бумагой, ножницами, клеем и др.

- Будет пополнена РППС пособиями, альбомами, дидактическими играми.

- Родители примут активное участие в реализации проекта.

Для педагогов:

· Повышение профессионального уровня.

· Самореализация, моральное удовлетворение.

· Активизация работы с детьми и родителями, установление с ними доверительных и партнерских отношений.

Практическая значимость проекта

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

В Китае говорят:

“Кто имеет увлечение,

проживает две жизни”.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Развитие познавательного интереса способствует становлению личной позиции в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди средств развития познавательного интереса дошкольников можно выделить коллекционирование.

Коллекционирование (от латинскогоcollection– собирание, сбор). – это систематизированное собирание однородных предметов, представляющий научный, художественный, литературный интерес.

Коллекционирование – это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:

  • киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
  • легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
  • плангонология – собирание разных кукол.
  • филолидия – собирание упаковок.
  • филателия – собирание почтовых марок.
  • бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
  • нумизматика – собирание различных монет.

Плангонология - коллекционирование кукол.

Киндерфилия - сбор фигурок из киндер-сюрпризов. Обычно объектами коллекционирования в таких случаях становятся игрушки из какой-либо определенной серии.

Барбифилия - сбор кукол Барби и всего, что с ними связано - нарядов, аксессуаров, кукольных домиков.

Начинать коллекционировать нужно начинать с детьми в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте у детей начинается собирательство, которое лежит в основе коллекционирования. С детьми данного возраста педагог создает сокровищницы - чудесные мешочки или коробочки. Совместно с родителями изготавливают коробочки или шьют мешочки на каждого ребенка, в котором можно ребенок может хранить небольшие предметы, в которых нет ярких проявлений индивидуальности ребенка, но просматривается половая принадлежность (мальчики собирают детальки, пружинки, машинки) девочки – платочки, тряпочки, заколки).

В среднем дошкольном возрасте в совместно организованной деятельности дети знакомятся с рукотворным материалом – тканью, бумагой, нитками и из образцов создаются коллекции, которые в процессе будут дополнятся. Дети, работая с коллекцией узнают о разных свойствах предметов. На основе полученных представлений дети формулируют правила обращения с вещами.

В старшем дошкольном возрасте развитием индивидуальных познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, то есть выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любованию, рассматриванию, демонстрацию сверстникам, родителям.

В связи с тем, что мы работаем в группе для детей старшего дошкольного возраста, в нашей группе, собраны разные коллекции, как готовые, которые приобретены в магазине, так и изготовленные совместно с детьми. Коллекции находятся в свободном доступе у детей и расположены в центре экспериментирования.

Наши коллекции мы разделили на группы:

Коллективные – в создании коллекций принимают участие педагог и дети или, дети и родители.

Индивидуальные – ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.

Домашние – это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.

Временные – это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы:

Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, – это экспонаты, которые можно трогать, рассматривать.

В совместно организованной деятельности, были созданы коллекции:

Коллекция пуговиц – в процессе создания данной коллекции дети самостоятельно подбирали пуговицы по размеру, цвету, форме, по материалу изготовления (железные, пластмассовые, деревянные), учились их пришивать.

Коллекция бумажных машин – однажды рассматривая коллекцию машинок, принесенных из дома, мы решили создать свою коллекцию бумажных машин. Для этого мальчики учились работать с чертежом, (какие части можно вырезать, а какие нет), в процессе решали проблемные ситуации, но находили выход, например, была отрезана часть которую надо приклеивать, Что делать?

Цель данного проекта: создание условий для развития дошкольников через представления детей о бумаге, возможностях ее применения.

  • Познакомить с историей возникновения бумаги
  • Сформировать представления о видах бумаги, ее свойствах, о ее использовании людьми.
  • Формировать у детей необходимость бережного отношения к бумаге, об ограниченности ресурсов в природе.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности.

Работа проводилась по трем этапам:

На I этапе, дети знакомились, когда и где изобрели бумагу, на чем писали до того, как была изобретена бумага. На данном этапе мы проводили беседы с детьми, смотрели презентации, искали информацию в энциклопедиях. Искали информацию совместно с родителями, потом дети делились информацией друг с другом.

На II этапе – мы подбирали материал для коллекции, (когда дети узнали, что в древней Руси писали на бересте березовой, то она появилась в нашей коллекции.) на этом этапе мы изучали свойства бумаги.

Прозрачна ли бумага?

Был сделан вывод: бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.

Насколько бумага прочная?

Тонкую бумагу легко разорвать, чем плотнее бумага, тем труде ее порвать.

Какойвид бумаги быстрее утонет?

Вывод: чем тоньше бумага, тем быстрее она промокает.

На этом этапе мы решили попробовать создать бумагу в группе.

На третьем этапе мы разработали коллекционный альбом.

Собранные нами коллекции используются для работы с воспитанниками, не как предмет, хранящийся на полке, его используем использовать как раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, объекты служат счетным материалам, в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции – это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета – это формирование связной речи). При осуществлении индивидуальной деятельности с каждым воспитанником.

Для выяснения позиции родителей были проведены индивидуальные беседы.

Выяснилось, что многие из родителей занимались коллекционированием в детстве. А некоторые продолжают это занятие и сейчас. Многие семьи положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций).

Читайте также: