Кого в xix в называли инородцами кратко

Обновлено: 02.07.2024

в дореволюционной России название всех неславянских народов. В России XIX—начала XX вв. название в официальных документах ряда народов, обычно кочевых, проживающих на территории Казахстана и Сибири. В Восточной Сибири управлялись на основе Устава об управлении инородцев 1822 инородными управами — административными и хозяйственными учреждениями в Российской Империи в 1822-1901 гг.

Смотреть что такое ИНОРОДЦЫ в других словарях:

ИНОРОДЦЫ

название это в обширном смысле слова дается всем русским подданным неславянского племени. В более тесном, техническом смысле действующее законодательст. смотреть

ИНОРОДЦЫ

Инородцы — название это в обширном смысле слова дается всем русским подданным неславянского племени. В более тесном, техническом смысле действующее законодательство (Положение об И., Св. Зак. т. II, изд. 1892 г.; т. IX, ст. 835-989; Устав о податях, т. V, изд. 1893 г., ст. 504-507, 552-640; Законы о судопр. по делам уголовным, т. XVI ч. II, изд. 1892 г., ст. 777-826) под именем инородцев разумеет некоторые племена, преимущественно монгольские, тюркские и финские, которые по правам состояния и по управлению поставлены в особое положение. С этой юридической точки зрения могут быть установлены следующие группы: 1) сибирские И., к которым причисляются все туземные племена Сибири, кроме 2) чукчей Приморской области, 3) дзюнгорцев ю.-вост. части Томской губ. и 4) И. Командорских о-вов; эти последние три группы составляют особенные разряды; 5) самоеды Архангельской губ.; 6) И., кочующие в пределах Ставропольской губ.; 7) калмыки, кочующие в губ. Ставропольской и Астраханской; 8) киргизы Внутренней Орды, кочующие в степях между Каспийским морем, Уральской обл. и губ. Астраханской; 9) И., кочующие в обл. Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской; 10) И. Туркестанского края; 11) ордынцы Закаспийской обл.; 12) горские племена Кавказа, 13) евреи (см.). За исключением евреев, обособленное административно-юридическое положение И. обусловливается низким уровнем их гражданственности, вследствие которого государственные тягости могут быть на них налагаемы лишь с величайшей постепенностью, а также своеобразным строем их быта. Соответственно всем этим условиям в положении И. замечается значительная градация: одни из И. пользуются лишь некоторыми привилегиями по отбыванию податей и воинской повинности, по отношению же к другим русское правительство ограничивается лишь взиманием некоторых сборов и надзором за их самоуправлением. Наконец, русское законодательство, знает и особый разряд И., не совершенно зависящих от России. Сюда относятся племена, кочующие на границе России с Китаем, подданство которых не установлено и о которых вообще нет никаких почти сведений. Они кочуют то на землях китайских, то на русских, имеют право свободной беспошлинной торговли с соседними русскими и инородцами, подлежат русскому суду только в случае убийства или насилия, на русской земле совершенных, и пользуются защитой русского правительства только тогда, когда обращаются об этом с просьбами. Русское законодательство возлагает на них лишь обязанность пропускать в свои земли и защищать от всяких покушений лиц, снабженных охранительными листами от ген.-губернатора. При составлении положения 1822 г. к таким И., не совершенно зависящим от России, были отнесены также чукчи и дзюнгорцы (зюнгорские двоеданцы), которые поныне свою дань звериными шкурами платят по собственному произволу, как в количестве, так и в качестве. Для И., которые считаются в полном подданстве России, государственные налоги заменены особыми сборами: для сибирских кочевых и бродячих И. — ясаком (см.), для кочевников Закаспийской области, Туркестанского края и степных областей, а также для калмыков Астраханской и Ставропольской губ. — кибиточной податью (см.); киргизы Внутренней Орды обложены особой податью со скота. Важнейшие привилегии И. относятся к воинской повинности. До введения всеобщей воинской повинности лопари, корелы Кемского у. Архангельской губ., самоеды Мезенской губ. и все вообще сибирские И. разных наименований не подлежали рекрутской повинности. Воинская повинность первоначально также не была распространена на всех этих И., но затем, начиная со второй половины 1880-х гг., стали привлекать на основании особых положений к отбыванию всеобщей воинской повинности инородческое население Астраханской, Тобольской и Томской губ., Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской обл. и всех губерний и областей Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств, равно как и самоедов Мезенского уезда. Для мусульманского населения Терской и Кубанской обл. и Закавказья, а также для абхазцев-христиан Сухумского окр., Кутаисской губ., поставка новобранцев временно заменена взиманием особого денежного сбора; тем же налогом облагаются и И. Ставропольской губ.: трухмены, ногайцы, калмыки и пр., а равно караногайцы, поселенные в Терской обл., и жители Закавказского края: ингилойцы-христиане и мусульмане, курды и езиды. Осетинам-мусульманам даровано право отбывать воинскую повинность лично, наравне с осетинами-христианами, на льготных основаниях, предоставленных туземному населению Закавказского края, с тем чтобы новобранцы были назначаемы на службу в полки Терского казачьего войска. Воздействие государственной власти на быт И. исчерпывается надзором за их самоуправлением, подчинением их русскому уголовному суду за более тяжкие преступления (к которым кража по отношению к сибирск. И. не отнесена), ограждением их от некоторых зловредных влияний (от спаивания виноторговцами, закабаливания под видом найма, захвата их земель), некоторым содействием их промыслам (казенная продажа пороха и др. припасов), но все эти меры крайне недостаточны для борьбы с экономической беспомощностью И. Вымирание И., по крайней мере сибирских и самоедов — факт, не подлежащий сомнению, особенно выдвинутый в последние годы исследованиями H. M. Ядринцева и А. М. Якоби. См. Фирсов, "Положение инородческого населения сев.-вост. России в Моск. государстве" (Каз., 1866); Кеппен, "Хронологический указатель материалов для истории И. Европейской России" (СПб., 1861); Градовский, "Начала русск. государственного права" (т. I). Об этнографической классификации И. см. в ст. Россия (население). А. Я.

ИНОРОДЦЫ

- термин, употреблявшийся в Рос. империи по отношению в осн. к нехрист. этнич. группам, к-рым по закону предоставлялась нек-рая степень автономии в налогообложении и в отношении несения воинской повинности, но их права по сравнению со слав. и христ. народами были ограничены. В зависимости от юридич. статуса выделялись след. группы: 1) сибирские И.; 2) самоеды Архангельской губ.; 3) кочевые И. Ставропольской губ. (калмыки и ногайцы); 4) калмыки Астраханской и Ставропольской губ.; 5) киргизы Внутр. орды; 6) И. областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской (казахи и "оседлые И. - дунгане и таранчи"); 7) И. Закаспийской обл; 8) евреи; 9) И. Туркестанского края; 10) Закавказские И.; 11) башкиры. Внутри каждой из этих групп И. могли подразделяться на оседлых, кочевых и бродячих, статус к-рых также различался; бродячие (живущие охотой) и большинство кочевых И. в 19 в. освобождались от несения воинской повинности (коренные народы Севера, Д. Востока и Закавказья, особ. мусульмане, вместо несения воинской службы платили особый налог). Выделялась также особая категория - "И., несовершенно зависящие от России", к-рые фактич. не считались рос. подданными, напр., племена, кочевавшие в р-нах Рос.-Кит. пограничья; к этой группе, по положению 1822, были отнесены также чукчи и дзюнгорцы (зюнгорские двоеданцы). Офиц. политикой гос-ва по отношению к И. был перевод кочевых и бродячих И. к оседлости и постепенная их русификация. В обыденном употреблении термин И. применялся по отношению ко всем не вост.-слав. народам, в т. ч. финнам, полякам, прибалтам, армянам и др. смотреть

ИНОРОДЦЫ

Инородцы - люди родом не из Одессы, а из иных мест. Одни И. не без успеха становятся настоящими одесситами, иные любят свои малые родины до такой с. смотреть

В Уставе указывалось, что оседлые инородцы сравниваются с россиянами в правах и обязанностях. При этом кочевым инородцам в определенной степени государство гарантировало, что они не будут обращены против их воли в звание крестьян и вообще без их собственного желания не будут включены в другое сословие. Многочисленной частью инородческого сословия России стали коренные народы Сибири, которые согласно Уставу зачислялись в новое податное сословие, чей образ жизни базировался на скотоводстве, земледелии, охоте и рыболовстве.

По статусу кочевые инородцы стояли на предпоследней ступени в царской России

Кочевые инородцы, впрочем, как и все категории сибирских инородцев не имели права собственности на исконные свои земли, в том числе и на земельные наделы. Но их земли законодательно защищались от посторонних посягательств. Инородцы были обязаны выплачивать государственные повинности за аренду кабинетских земель, собственниками которой выступали российская казна и Кабинет. Они отличались особым типом управления, судебной системой, финансовыми преференциями сравнительно с другими подданными России.

Но по правовому статусу кочевые инородцы стояли на предпоследней ступени в царской России (на последней – бродячие инородцы), а это означало, что объем их гражданских, политических прав как подданных государства был весьма ограниченным. Они могли избирать и быть избранными только в пределах своих административных ведомств, в т.ч. Степных дум, инородных управ. Но доступ на государственную гражданскую службу в местные земства (уездные и губернские) был полностью им закрыт наравне с другими податными сословиями (мещанства и крестьянства) и сословными группами (купцы, личные почетные граждане и их дети, за некоторым исключением). Также доступ был закрыт на военную службу.

Освобождение от воинской повинности

Инородцам запрещалось самовольно покидать территории обитания, переходить из одной волости в другую. Некоторые исследователи, (например, А.Ю. Конев) объясняли такие ограничения невозможностью иным образом обозначить условные границы окладных объединений. А обширные межевые работы были дорогостоящим предприятием. Кроме того, существовали ограничения в сделках гражданско-правового характера, например особые правила о денежных займах и об отдаче разных промыслов в оброчное содержание.

Одним из основных сословных привилегий инородцев принято считать освобождение от воинской повинности. Эти специфические сословные особенности были закреплены в законе также после сибирских реформ первой четверти XIX в. Но так называемые сословные привилегии были связаны не заботой об инородцах, а прежде всего, с культурным, хозяйственным отличием последних от русского населения империи, их политической благонадежностью и чувствами принадлежности к общей родине.

После введения всеобщей воинской повинности оседлые инородцы не освобождались от военной службы

Чиновники считали, что при таком положении русский человек, отбывающий воинскую повинность, никакого расового преимущества перед аборигенами не ощущает. В результате у инородцев якобы утрачивается представление о мощи великой России. Тем не менее, кочевые инородцы официально освобождались от отбывания рекрутской повинности, а после военной реформы 1874 г. – от службы в армии по призыву вплоть до Первой мировой войны. Но оседлые инородцы после введения всеобщей воинской повинности в 1874 г. больше не освобождались от военной службы.

Урезание официальной привилегии отдельных народов

А с конца 1880-х годов российские законы начали понемногу урезать данную официальную привилегию отдельных народов из числа инородцев. Например, инородческое население Астраханской, Тобольской и Томской губерний, Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской обл. и всех губерний и областей Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств, стали привлекать к отбыванию всеобщей воинской повинности на основании особых положений.

Царское правительство при обсуждении мероприятий по призыву инородцев проявляло сдержанность, необходимость привлечения тех или иных народов к воинской повинности принималось в зависимости от политической благонадежности, пригодности к военной службе, чувства принадлежности к общей родине.

Но подавляющее большинство инородцев, в том числе и сибирские, не призывались на военную службу. Вопрос о распространении на сибирских инородцев воинской повинности рассматривался в связи с введением устава о воинской повинности 1 января 1874 г., провозгласившего защиту престола и Отечества священной обязанностью каждого русского подданного. Однако реализация этого положения была отложена отчасти по причине непоследовательного курса государственной политики по русификации коренного населения, отчасти по причине нахождения страны в режиме военного положения (русско-японская война и последовавшая за ней революция 1905–1907 гг.).

Деятельное участие во всех смутах

Основной признак призыва на военную службу — культурная и хозяйственная близость с русскими

Мобилизация на тыловые работы

Таким образом, в действующую армию они не мобилизовались и участия в боевых действиях не принимали. Согласно положению Комитета министров о реквизиции сибирские народы подлежали мобилизации только на тыловые работы. На тыловые работы призывали молодежь, в первую очередь лиц с 19 лет до 31 года. Всего с июля 1916 по январь 1917 г. на тыловые работы было мобилизовано около 21 тыс. коренных жителей Сибири.

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 6 инородцы

Наименование, которое давалось царскими чиновниками уроженцам восточной и южной России в XIX - начале XX вв. (обычно кочевым народам: бурятам, калмыкам, киргизам, якутам и некоторым другим, обитавшим на территории Сибири и Казахстана).

ИНОРО́ДЦЫ, -ев, мн (ед иноро́дец, -дца, м).

Люди, представители нерусской народности, принадлежащие к одному из национальных меньшинств в дореволюционной России, обычно уроженцы восточной окраины Российской империи.

Иноро́дцы - в России в XIX - начале XX вв. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. В Восточной Сибири управлялись на основе Устава об управлении инородцев 1822 инородными управами (административные и финансово-хозяйственные учреждения в Российской империи в 1822-1901). В обиходе до 1917 инородцами часто назывались все неславянские народы.

1) в России до 1917 название всех неславянских народов.

2) В России 19 - нач. 20 вв. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. В Вост. Сибири управлялись на основе Устава об управлении инородцев 1822 инородными управами (административные и финансово-хозяйственные учреждения в Российской империи в 1822-1901).

ИНОРОДЦЫ - 1) в России до 1917 название всех неславянских народов.

2) В России 19 - нач. 20 вв. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. В Вост. Сибири управлялись на основе Устава об управлении инородцев 1822 инородными управами (административные и финансово-хозяйственные учреждения в Российской империи в 1822-1901).

ИНОРО́ДЦЫ - термин, употреблявшийся в Рос. империи по отношению в осн. к нехрист. этнич. группам, к-рым по закону предоставлялась нек-рая степень автономии в налогообложении и в отношении несения воинской повинности, но их права по сравнению со слав. и христ. народами были ограничены. В зависимости от юридич. статуса выделялись след. группы: 1) сибирские И.; 2) самоеды Архангельской губ.; 3) кочевые И. Ставропольской губ. (калмыки и ногайцы); 4) калмыки Астраханской и Ставропольской губ.; 5) киргизы Внутр. орды; 6) И. областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской (казахи и "оседлые И. - дунгане и таранчи"); 7) И. Закаспийской обл; 8) евреи; 9) И. Туркестанского края; 10) Закавказские И.; 11) башкиры. Внутри каждой из этих групп И. могли подразделяться на оседлых, кочевых и бродячих, статус к-рых также различался; бродячие (живущие охотой) и большинство кочевых И. в 19 в. освобождались от несения воинской повинности (коренные народы Севера, Д. Востока и Закавказья, особ. мусульмане, вместо несения воинской службы платили особый налог). Выделялась также особая категория - "И., несовершенно зависящие от России", к-рые фактич. не считались рос. подданными, напр., племена, кочевавшие в р-нах Рос.-Кит. пограничья; к этой группе, по положению 1822, были отнесены также чукчи и дзюнгорцы (зюнгорские двоеданцы). Офиц. политикой гос-ва по отношению к И. был перевод кочевых и бродячих И. к оседлости и постепенная их русификация. В обыденном употреблении термин И. применялся по отношению ко всем не вост.-слав. народам, в т. ч. финнам, полякам, прибалтам, армянам и др.

Первым в шестом гите пришел мустанг-инородец Вихрь, жокей Перельман, картуз синий, камзол зеленый, рукава красные, заводчик . Извиняюсь, мустанг как раз наш.

- Правильно, Вовка, хватит инородцам свои порядки устраивать в моем городе и на нашей кухне. Приперлись сюда черт знает откуда и учат нас жить.

Податны́е сосло́вия (также податные состояния) — в России XV — первой половины XIX веков группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности.

Урульгинская степная дума (1822—1901) — исторический орган местного самоуправления бурят и тунгусов в Российской империи.

Упоминания в литературе

Учреждение Забайкальской области. Коренные обитатели области. Христианство в среде монголов. Первые сведения о Забайкальских землях, дошедшие до русских. Краткий очерк распространения русских владений в Сибири: походы Ермака; установление в сибирских землях правительственной власти; злоупотребления по сбору ясака; вражда служилых людей из-за ясачных районов. Краткий перечень бунтов и восстаний сибирских инородцев в первые годы установления правительственной власти в Зауральских землях

Связанные понятия (продолжение)

Рекрутская повинность — способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота) до 1874 года. Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1705 году. В итоге к 1708 году вместо едва набиравшихся 40 тысяч солдат армия России составляла 113 тысяч хорошо вооруженных солдат. В первое время люди, собираемые по рекрутской повинности, назывались по-прежнему даточными людьми. В России термин рекрут был узаконен в 1705 году.

Аги́нская степна́я ду́ма (1839—1903) — исторический орган местного самоуправления агинских бурят в Российской империи.

Сельский сход (мирская сходка, мирской сход) — орган крестьянского самоуправления во 2-й половине XIX — начале XX веков. Объединял всех крестьян-домохозяев, составлявших сельское общество, избирал сельского старосту и других должностных лиц. Обладал судебно-полицейской властью. Долговременно отсутствующие крестьяне могли передавать своё право голоса другому лицу.

Мещанское управление (также мещанское самоуправление) — сословное самоуправление мещанства в Российской империи.

Поселения иностранцев в Российской империи или Колонии в Российской империи — обозначение поселений (колоний), создаваемых иммигрантами, как правило, в малозаселённых районах России (Новороссия и так далее), чаще всего по приглашению и с поддержкой российского правительства.

Башки́ро-мещеря́кское во́йско (с 1855 года — Башкирское войско; башк. Башҡорт-мишәр ғәскәре, тат. Башкорт-мишәр гаскәре) — иррегулярное формирование на территории Оренбургской губернии, составленное из Башкирского войска и Мещерякского войска, позднее также включившее в свой состав Тептярские полки указанных губерний.

Волостной суд — внутренний суд волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи, состоящий из выборных непрофессиональных судей. Юрисдикция суда была очень ограниченной и распространялась на мелкие имущественные споры, а также проступки с максимальным наказанием в 15 суток ареста, и только на крестьян данной волости.

Се́льский ста́роста — низшая ступень в иерархии сельской власти Российской империи, выборное должностное лицо сельского общества.

Войсковые обыватели — сословие в Российской империи, приравнивалось к государственным крестьянам, было образовано в 1765 году.

Волостной сход — учреждение общественного гражданского самоуправления в Российской империи, собрание выборных представителей купечества, крестьян и должностных лиц волости, созываемое для обсуждения важнейших вопросов местного самоуправления.

Тархан (каз. тархан; араб. طرخان‎; башк. тархан; кит. 達干; бур. , монг. дархан; перс. ترخان‎; тат. tarxan, тархан; якут. дархан, тархан; чуваш. турхан;) — привилегированное сословие тюркской знати. Титул употреблялся у тюрков и монголов, а также у других степных народов.

Сосло́вие — социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Капита́н-испра́вник — полуофициальное название судебных и полицейских должностей Российской империи в 1775—1917 годах.

Зайсанг — светский монгольский феодал в период, начиная со средних веков и кончая первой третью XX века.

Испра́вник — глава полиции в уезде в Российской империи, подчиненный губернатору. Также название должности в Дунайских княжествах и в Трансильвании в средние века.

Якутский городовой казачий пеший полк — историческое казачье формирование на территории северо-восточной части России.

Кантонная система управления в Башкирии — военная форма управления в 1798—1865 годах на территории Башкортостана.

Губе́рнские учрежде́ния — совокупность административных органов, посредством которых осуществлялось государственное управление Российской империи на губернском уровне. Учреждения могли быть имеющими постоянный штат организациями (правления, платы) и периодически собираемыми собраниями (присутствия, съезды, комитеты, комиссии). Губернские учреждения, в целом возглавляемые чиновником министерства внутренних дел — губернатором, находились под началом различных министерств и ведомств. Основным законом.

Однодворческие крестьяне — крестьяне Российской империи, принадлежащие однодворцам. Однодворцы могли владеть землёй (крестьянам, за исключением отдельных северорусских местностей и Смоленска, это не разрешалось). Это право однодворцам давало их происхождение от служилых людей.

Нака́з — документ, излагающий поручение вышестоящего органа власти нижестоящему об определённом порядке действия; в данном значении, наказ — исторический вид правового акта.

Горнозаводские крестьяне — разряд крепостных крестьян в России, обязанных, кроме занятия земледелием работать на горных заводах. Возник в XVII веке в связи с зарождением горной промышленности на Урале, в Карелии и частично на Алтае.

Права состояния — в законодательстве Российской империи — общее название сословных прав, политических и гражданских.

Городской староста — в Российской империи глава администрации города с упрощённым городским управлением.

Тата́рская аристокра́тия — высший слой татарского дворянства в России. Татарская аристократия в российском дворянстве сформировалась из числа высшей знати и служилых людей татарских ханств, перешедших на русскую службу в силу различных обстоятельств. Это были как представители правящей династии чингизидов — ханы и султаны, на русской службе цари и царевичи соответственно, так и представители служилого сословия — беки, мурзы и казаки — князья, мурзы и служилые татары соответственно.

Комиссия башкирских дел (Башкирская комиссия, 1735 — 1742) — государственное учреждение в России, образованная правительством по указу императрицы Анны Иоанновны для организации мер по подавлению и наказанию башкир, участвовавших в восстаниях 1735—40 гг.

Казачий круг — общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. Компетенция круга в решении вопросов местного характера (касающихся всех собравшихся) была неограниченной. На нём решались вопросы военного, экономического, административного, общественно-политического, юридического, социально-бытового и другого характера (как-то, ведение войны и заключение мира, раздел между куренями угодий, о переизбрании сечевой старшины и другие). Собирается, в зависимости от традиции конкретного казачьего.

Военная служба башкир — воинская повинность башкир в государствах, составной частью которых был Башкортостан.

Уездный съезд — одно из установлений по крестьянским делам Российской империи; административно-судебное учреждение, вышестоящее по отношению к земским начальникам и городским судьям.

Буря́тские каза́ки, или Буря́тское каза́чество — иррегулярное воинское формирование в составе Забайкальского казачьего войска во времена Российской империи.

Уе́зд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с 1721 года — в Российской империи, с 1918 года — в РСФСР, с декабря 1922 года — в СССР.

Букеевская Орда (или Внутренняя Орда) — вассальное казахское ханство в составе Российской империи, существовавшее в 1801—1845 в междуречье Урала и Волги. Было создано в 1801 году пятью тысячами семей, переселившимися из Младшего жуза. Административно входило в Астраханскую губернию.

Сиби́рское Каза́чье Во́йско — четвёртое по старшинству в казачьих войсках с 19 декабря (6 декабря ст.ст.) 1582 года, сибирские казаки живут на территории Сибири (включая территорию Северного и Восточного Казахстана), Войсковой праздник, войсковой круг — 6 (19) декабря, день св. Николая Чудотворца.

Оренбургская экспедиция (с 1737 года Оренбургская комиссия, 1734—1744) — государственное учреждение в России, ведавшее организацией торговли с народами Средней и Центральной Азии и дальнейшим присоединением их к России. Но из-за начала восстаний, совместно с Башкирской комиссией занималась его подавлением и строительством системы укреплений на юго-восточной границе Башкирии.

Крепостнические отношения на Кубани — крепостное право на Кубани, которое появилось в конце XVIII, начале XIX века и было связано с включением казаков в российские государственные структуры и социально — правовые институты. Развитие крепостнических отношений проходило в тесной связи с эволюцией таковых в Центральной России.

История Калмыкии - это история Республики Калмыкия, а также существовавших ранее на данной территории других государственных и административно-территориальных образований и иных человеческих общностей. История Калмыкии неразрывно связана с историей Юга России, Поволжья и историей калмыков.

Упоминания в литературе (продолжение)

Нет сомнения, что в сих участках заключается вышеупомянутый недостаток. Но надобно заметить, что не все показанное в ведомости количество земель находится внутри Китая. К губернии Чжи-ли причислено 4925 цин в Монголии в аймаках Карцинском и Чахарском; к губернии Сань-си причислены 18071 цин в аймаке Тумотском; к губернии Фу-цзянь 2097 цин на острове Тхай-вань (Формоза); к губернии Гань-су 10206 цин в Урумци и Бар-кюли, 115 в Кобдо, 393 в Туркестане. Все сии земли возделываются китайскими переселенцами. Напротив, земли, принадлежащие тангутам в губерниях Гань-су и Сы-чуань и инородцам в губернии Юнь-нань, все оставлены без измерения, потому что инородцы живут на особливых правах, более ведут кочевую жизнь и платят ясак. Обширное пространство заповедных и звероловных мест в Маньчжурии оставлено без измерения.

Население губернии на 9/10 являлось сельским и на 85 % русским. Из остальных национальностей наиболее многочисленными были зыряне (коми) – около 7 % населения, карелы – 6 %, самоеды (ненцы) – 1 % и лопари – 0,5 %[30]. Среди этих народов в начале ХХ века не имелось влиятельных национальных движений. Также в губернии не существовало и заметных религиозных конфликтов, если не считать проживавших здесь нескольких тысяч староверов, на протяжении веков преследовавшихся властями[31]. Все проживавшие в губернии инородцы давно были обращены в православие, и некоторые из них, в частности зыряне, в значительной части обрусели. Самоеды и лопари вели преимущественно кочевой образ жизни в обширных Мезенской и Печорской тундрах, а также на Кольском полуострове и на рубеже веков представляли собой скорее объект научного интереса и попечительской заботы со стороны властей и интеллигенции, чем вызов единству империи[32]. И лишь в Карелии, не без содействия Финляндии, в начале века стали появляться национально-культурные общества[33]. В годы Гражданской войны именно карельское национальное движение при поддержке интервенции финских отрядов стало заметным политическим фактором в войне и бросило вызов контролю как белой, так и красной власти над карельскими районами Севера.

Из инородцев , в общем, входящих в состав населения в очень незначительном количестве (всего 2,1 %), впервые проникли сюда евреи, явившиеся на территорию области из Польши уже с первым колонизационным потоком в качестве торговых людей; особенно же усилился прилив евреев во время панской колонизации. В настоящее время наибольшее число евреев живет в Полтавской и Черниговской губ., где еврейское население составляет от 1–5 % населения, доходя в уездах Черниговском, Нежинском, Мглинском, Стародубском и Новгород-Северском до 5—10 %, а в Кременчугском до 10–16 %. В Харьковской губ. процент еврейского населения не превышает 1 % и только в Харьковском уезде колеблется между 1–5 %. Поселение в пределах области немцев-колонистов, греков (Нежинский у.) и цыган относится уже к XVIII в. и главным образом ко времени имп. Екатерины II.

С инородцев взималась оброчная подать в деньгах, а с кочевых и бродячих – ясак. Пастбищные земли были значительны.

В дальнейшем взгляды императора на проблему инородцев испытывали влияние консерватора К.П. Победоносцева[22], относившегося к еврейству явно негативно. Хотя и сам Александр III был достаточно тверд в своих убеждениях, по сути антиеврейских.

Читайте также: