Кого андрей боголюбский сделал своей политической опорой 6 класс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Социальный состав: в ос­новном преобладали представители мелкой бур­жуазии — лавочники, ремесленники, кустари, извозчики и т. д., но среди монархистов встреча­лись и дворяне, крестьяне, рабочие.

Максималь­ная численность — 100 тыс. человек в 1907г.

Про­граммные цели: сохранение самодержавия, борь­ба с революцией. В качестве методов их достиже­ния допускали насилие и террор, погромы. Обви­няли во всех бедах инородцев, и прежде всего евреев, выдвигали крайне националистические, антисемитские лозунги.Большое влияние монархические партии имели в III и отчасти в IV Государственной думе. После Февра­ля 1917 г. прекратили существование.

Либеральные партии. Их можно разделить на два крыла — умеренно-консервативное и либераль­но-демократическое.

Социальный состав: крупные пред­приниматели, интеллигенция.

Максимальная численность — 60 тыс. человек в 1907 г.

Самой крупной партией либерально-демократического крыла были ка­деты (Конституционно-демократическая пар­тия, или Партия народной свободы).

Социальный состав: интеллиген­ция.

Максимальная численность — 100 тыс. в 1907 г.

Социалистические партии. Их объединяло нега­тивное отношение к капиталистическому строю. Идеал — общество без эксплуатации человека че­ловеком, т. е. социализм. Выступали за ради­кальные преобразования социального и поли­тического строя — свержение самодержавия и установление демократической республики. Рас­ходились в путях и методах достижения целей. Наиболее крупные и влиятельные — Партия со­циалистов-революционеров (эсеры) и РСДРП (со­циал-демократы).

Социалистические партии также можно раз­делить на два крыла — умеренное и радикальное. Умеренное крыло представляли мень­шевики и энесы. Радикальное крыло социалистов бы­ло представлено эсерами и большевиками.

Князь Андрей Боголюбский (1111−1174) — один из видных деятелей Древней Руси, который внес значительный вклад в судьбу страны. Правитель перенес политический и экономический центр Руси из Киева в город Владимир, который впоследствии стал новой столицей. Краткая биография Андрея Боголюбского познакомит с одним из непростых этапов в жизни русского государства.

Происхождение и правление Андрея Юрьевича Боголюбского

Жизнь и деятельность князя

Будущий великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский родился предположительно в 1110—1111 году в Ростово-Сульзальской земле (северо-восток Руси). Его матерью была половецкая княжна, любимая дочь хана Аепы. Отец — Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха. О годах детства и юности князя известно мало. Согласно сохранившейся информации, он получил достойноное образование и хорошее воспитание.

Кроме того, Андрей смог прославиться, сопровождая отца в битвах и походах, посвященных единственной цели — борьбе за главный древнерусский престол. В 1146 году вместе с братом Ростиславом он изгнал из Рязани князя Ростислава Ярославовича, который сбежал к половцам. В 1149, когда Юрий Долгорукий занял Киев, он получил во владение Вышгород, проявил доблесть при взятии Луцка, осаде Чернигова.

Историки до сих пор спорят, почему Андрею достался во владение именно Вышгород, который не был примечательным городом. Дело в том, что отец собирался сделать сына приемником после кончины, и потому держал его поближе к себе.

Происхождение прозвища

 Краткая биография, военные заслуги

Вопреки мнению отца в 1155 году Андрей направился во Владимир-на-Клязьме. С собой из городского монастыря он взял икону Богородицы, привезенной из Царьграда и писаной святым евангелистом Лукою. Святыня охранялась, и славилась своими чудодейственными свойствами. Однако правитель сумел подговорить священника, похитил ее и сбежал из города.

По дороге ему приснилась Богородица, которая просила оставить икону во Владимире. Правитель так и поступил, а на месте, где было ему видение, основал каменный город Боголюбов (ныне — поселок Боголюбово в двух километрах от Владимира). Здесь в большом замке долгое время находилась его резиденция.

Правление и религия

Святой Андрей Боголюбский

Основная характеристика правления князя — стремление к независимости от влияния других стран. В религии он создавал культ Богородицы, в честь которой были построены храмы во Владимире, Киеве, Новгороде. Кроме того, и Византии было получено разрешение перенести ростовскую епархию во Владимир. Во время правления Боголюбского были установлены религиозные праздники Покрова (1 октября по старому стилю) и Спаса (1 августа).

Военные успехи

Летописцы отмечают отличные воинские качества князя. На его счету были и успехи, и поражения, но во всех битвах Боголюбский проявлял отвагу. В стремлении создать крепкое и сильное княжество он участвовал в таких сражениях:

Жизнь и деятельность князя

Заговор Кучковичей

Заговор Кучковичей

Проводя свою внутреннюю и внешнюю политику, Андрей Боголюбский смог добавить к территории Владимирско-Суздальского княжества новые земли. Это произошло на востоке за счет Волжской Булгарии (основание Городца-Радилова), а также в Заволочье и на севере. Однако кризис власти стал заметен в 1172 году, во время второго похода на Булгарию, который не нашел поддержки среди муромско-рязанских князей.

Корни нпяженности следует искать в социальной сфере. Правление Боголюбского было подчеркнуто-аристократическим, сопровождалось мерами военного характера и серьезными расходами из казны. Это привело к нарастанию противоречий в отношениях с ростово-суздальским и владимирским боярством.

В 1174 году князь Андрей пал жертвой заговора, организованного приближенным к нему боярским родом Кучковичей. Он был убит в ночь 29 июня 1174 г., в дворцовых покоях. Заговорщики (20 человек) выломали дверь и проникли в комнату, где отдыхал безоружный князь. Он оказал сопротивление, но был убит. Утром заговорщики разграбили казну и убили княжеского любимца. Описание этого исторического события, записанное очевидцем или со слов очевидцев, сохранилось в Киевской летописи.

Рассматривая преступление, следует принять во внимание такие факты:

  • Безоружность князя во время покушения. В феодальную эпоху заговор был обычным делом, поэтому знатные люди были вооружены круглосуточно. Современные историки считают, что ключник князя был подкуплен и спрятал его меч вечером перед покушением.
  • Организация заговора боярами. Это опровергает версию, по которой Андрей Боголюбский к концу правления получал все меньше поддержки от народа. Наоборот, считается, что князь перестал пользоваться поддержкой бояр, которые активно боролись за власть. Причина негативного отношения с их стороны — борьба Андрея с вседозволенностью знати.

Получив известие о гибели Боголюбова, простой народ восстал против участников заговора и лишил жизни многих из них. Если бы князь не пользовался поддержкой народа, вряд ли его смерть вызвала бы такую реакцию. Таким образом, заговор против князя — результат притеснения бояр с целью укрепления собственного самодержавия.

Мощи князя находятся в Успенском соборе города Владимир. В 1702 году его канонизировала Русская православная церковь. Память чтят 4 (19) июля.

Потомки Андрея Боголюбского

В 1148 году отец женил Андрея на Улите, дочери казенного боярина Степана Кучки. Она славилась красотой и родила мужу пятерых детей. История сохранила их имена:

Потомки, культурное наследие

  • Изяслав. Участвовал в походе на Волжскую Булгарию, умер в 1165 г. Женат не был, детей не оставил.
  • Мстислав. Участник многих военных походов, умер в 1173 году. Имел сына Василия (1171 г. р.), судьба которого неизвестна.
  • Юрий Андреевич Боголюбский. В 1185—1189 гг. — муж царицы Тамары, с которой связан золотой век в истории Грузии. Умер около 1190 г.
  • Ростислава. Супруга последнего представителя ветви черниговских Давыдовичей — Святослава Владимировича. Сведения о потомках отсутствуют.
  • Глеб Владимирский. Святой, по летописям неизвестен. Согласно более поздним источникам, с 12 лет читал духовную литературу и общался с монахами. Умер в двадцатилетнем возрасте незадолго до гибели отца.

Супруга Боголюбского относилась к роду Кучковичей, и историков участвовала в коварном заговоре против супруга. За это она была казнена. Однако существует версия, что в коварном убийстве принимала участие вторая жена (осетинка, родом из Яз), и казнили именно ее.

На схеме-таблице показано происхождение князя:

Потомки Андрея Боголюбского

Интересные факты

В жизни правителя много таинственного. Историкам неизвестна точная дата его рождения. У Татищева указано, что он был убит в возрасте 63 года. День и год смерти зафиксированы точно — 29.06.1174 . Следовательно, великий князь родился в 1111 г. Однако есть предположение, что он был рожден в период с 1120—1125 год. В его пользу свидетельствуют данные антропологических исследований.

Много споров вызывает и внешность князя. В школьных учебниках по истории представлен его скульптурный портрет. Ясно видно, что лицо имеет выраженные монголоидные черты: узкий разрез глаз, зачесанные волосы, выделенные скулы, горделиво приподнятые брови. Однако после исследования мощей, которое провел Институт судебно-медицинской экспертизы, мнение о внешности Боголюбского поменялось. Ученых поразили такие моменты:

  • отличная сохранность мощей;
  • отсутствие признаков принадлежности к монголоидной расе;
  • установлено, что облик князя типичен для европейца.

Интересные факты из жития Андрея Боголюбского

Источники свидетельствуют, что матерью князя была половчанка. В представлении советских антропологов половцы относились к монголоидам. Согласно современным источникам, это люди с голубыми глазами и светлыми волосами. Следовательно, скульптура Михаила Герасимова — результат ошибочного представления историков о половцах.

Удивление ученых вызвала сильная скрученность плечевых костей Андрея, что свидетельствовало о колоссальных физических нагрузках. Есть информация, что он с малых лет воспитывался как воин, и в 3 года хорошо управлял конем. По данным ученых-антропологов, Боголюбский владел особой тактикой боя, несвойственной русским воинам.

Где же обучался великий князь технике сражения? Ученые выяснили, что до 1148 года его имя практически не упоминается в летописях. К тому времени ему исполнилось немало лет, а о жизни в юные годы ничего не известно. В одном из старообрядческих житий Андрея сказано, что многие годы князь пребывал в Иерусалиме. На святой земле он проводил время в постах и молитвах. Вероятно, что в Иерусалиме он встретил воинов, у которых научился боевому искусству.

Князь владел шестью языками и вел активную переписку с Фридрихом Барбароссой (полководцем, рыцарем, императором священной Римской империи). Его родословная включает все правящие династии эпохи. На четверть грек и англосакс, он навсегда сохранил преданность Залесским землям (Владимиро-Суздальскому краю).

Ученые говорят о правителе как об опытном стратеге, архитекторы — как о выдающемся проектировщике музыканты — как о ценителе прекрасного. Церковь чтит его как святого, трагически закончившего жизненный путь. Все без исключения признают в нем одаренную личность, патриота, деятельность которого помогла создать из Владимира центр православной культуры.

На герб княжества Андрей посадил такого же льва, какой был на гербе Иерусалима. Это не только дань традиции, но и прямое указание на духовную связь со святым местом и желание прославить Владимир как новый центр Земли.

Культурное наследие

К заслугам правления Андрея Боголюбского можно отнести не только меры по защите рубежей от кочевников и отстаивание независимости от внешних сил. Все, чем гордится владимирская земля, создано силой творческого духа древнего правителя. Это храм Покрова-на-Нерли, Золотые ворота, златоглавый Успенский собор, белокаменные палаты в Боголюбово.

Отношение к религии, мученическая смерть

У мощей святого Андрея не бывает суеты. Паломники, которые желают поклониться, ему, тихо ждут своей очереди. Здесь же, в Успенском соборе, почивает его сын Глеб. Согласно историческим источникам, он был отравлен. Однако многие считают, что Глеб вымолил свою смерть, предвидя кончину отца.

Подверглась реконструкции лестничная башня, в которой Боголюбову был нанесен роковой удар. В ней чувствуется необычная энергетика, которую не передать словами. Боголюбская икона Божией Матери является шедевром древнерусской живописи XII века. Она хранится во Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в специальных условиях (температура — 18 градусов, влажность — 50 процентов). Ежегодно специальная комиссия осматривает икону и оценивает ее состояние.

Андрей внес значительный вклад в историю Руси. В эпоху его правления Владимиро-Суздальское княжество достигло небывалого могущества, а впоследствии стало ядром российского государства.

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

И внешняя, и внутренняя политика Андрея Боголюбского были направлены на централизацию власти вокруг Владимиро-Суздальского княжества. Он стремился ограничить влияние бояр, а многих из них даже изгнал из своих владений, причём вместе со своими родственниками, желая тем самым избавиться от конкурентов и избежать новой междоусобицы.

Факты об Андрее Боголюбском

Внутренняя политика Андрея Боголюбского

Во время правления этого князя Владимиро-Суздальское княжество несколько обособилось, начав превращаться в основной центр Руси, соперничая в этом с Киевом и Новгородом. Основным направлением внутренней политики Андрея Боголюбского было именно его желание сосредоточить власть в своих руках, воспользовавшись положением, установившимся в окрестных землях в результате очередной междоусобицы. Избавляясь от потенциальных соперников, он изгнал из княжества мачеху с детьми, своими племянниками, нескольких своих братьев и видных бояр своего покойного отца, Юрия Долгорукого. Благодаря этой деятельности город Владимир достиг небывалого расцвета, а попытки князя сосредоточить всю власть в своих руках заложили предпосылки для дальнейшего формирования самодержавия в Русском государстве.

Внутренняя политика Андрея Боголюбского

Итоги внутренней политики Андрея Боголюбского кратко

В годы правления Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество окрепло, в городах строились церкви и храмы, для чего князь даже пригласил опытных иностранных зодчих. Его стремление к независимости княжества также привело к попытке организовать собственную владимирскую митрополию, независимую от митрополии киевской, но безуспешно – Константинополь не признал его кандидата, который позднее во время поездки в Киев был изувечен. Постоянные попытки князя не делиться властью ни с кем, включая бояр, в сочетании с несколькими его военными неудачами привели к тому, что он потерял популярность в своём ближайшем окружении, и в 1174 году был убит в результате боярского заговора, после чего началась борьба за его наследство между его братьями и племянниками.

Как Реформация Великие и географические открытия помогли Европе выбиться в лидеры

Как Реформация и Великие географические открытия помогли Европе выбиться в лидеры

Гуситские войны

Гуситские войны. Причины, ход событий, результаты, последствия.

Внешняя политика Андрея Боголюбского

После смерти отца князь взял все дела в свои руки, и основным направлением внешней политики Андрея Боголюбского стало распространение влияние Владимиро-Суздальского княжества на своих ближайших соседей, включая Новгород и Киев. Борьба с Новгородом шла с переменным успехом, а вот Киев был захвачен и подвергнут разграблению собранной Боголюбским коалицией и одиннадцати русских князей в 1169 году. Тогда он посадил на киевский престол своего брата Глеба, которому доверял, и тем самым распространил своё влияние на Киев, один из основных русских городов. Правда, в 1171 году Глеб умер (возможно, был отравлен), что привело к новому витку междоусобицы и косвенно стало причиной убийства князя.

Внешняя политика Андрея Боголюбского

Итоги внешней политики Андрея Боголюбского кратко

Вопрос: Что говорит о непродуманности южного направления внешней политики Юрия Долгорукого?

Ответ: После смерти Юрия в Киеве киевляне разорили его двор, убили слуг и дружинников. Это говорит о непродуманности южного направления внешней политики князя, его приверженности к старым политическим традициям.

Ответ: После смерти Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский унаследовал киевский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал.

Вопрос: Какие причины, побудившие владимирского князя изгнать своих родственников и старших дружинников из Суздальской земли, вы можете назвать?

Ответ: Ради становления единоличной власти.

Вопрос: Кого Андрей Боголюбский сделал своей политической опорой?

Вопрос: Какое будущее ожидало дружинников князя в условиях деспотической монархии?

Ответ: Начиная со времён Андрея Боголюбского дружинные порядки уходят в прошлое. Дружинники теряли свои права, а князь всё чаще полагался не на них, а на своих слуг. Их власть неуклонно росла. Именно холопы стали опорой деспотической власти.

Вопрос: Как можно с позиций рыцарской чести оценить убийство владимирского князя?

Ответ: Этот поступок характерен для бесчестных людей, противен рыцарской чести.

Вопрос: Каким было отношение простого народа к убийству Андрея Боголюбского?

Ответ: Смерть князя привела к восстанию — княжеский дворец и дома его слуг были разграблены.

Вопросы и задания к параграфу (стр.105)

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1)Как относился Андрей Боголюбский к борьбе за киевский престол? 2) В Суздальской земле было спокойнее для княжеской власти или за этот покой нужно было бороться?

Ответ: 1) Для Андрея Боголюбского верховная власть (киевский престо) не была важна, для него главным оставались дружеские отношения между братьями, мир и процветание княжества, чем борьба, братоубийство и кровопролития. Для него борьба – мятежи и волнения, разорение и опустошение княжеств. По его мнению, лучше отойти о власти и заниматься развитием своих земель – Ростов и Суздаль. 2) Князя Суздальской земли назначал князь киевский, поэтому не было борьбы, но Андрей Боголюбский, в свою очередь, чтобы обезопасить свою власть, изгнал своих братьев, племянников, мачеху и дружину отца. Этим он утвердил единовластие, которое переросло в деспотическую власть.

Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с.102 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Представьте себя жителем древнего Чернигова, который захотел увидеть известную всей Руси икону. Расскажите о своем путешествии по святым местам Владимирской земли.

Ответ: 1) Наиболее почитаемым на Руси образом является икона Владимирской Божьей Матери, которая имеет огромное значение для всей страны. В свое время молитва к ней не единожды спасала Россию от сокрушительных набегов захватчиков, благодаря заступничеству Божьей Матери этого удалось избежать.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Заговор против Андрея Боголюбского, народное восстание в Боголюбово и Владимире; 2) Первое упоминание в летописях о Москве; 3) Андрей Боголюбский становится великим киевским князем; 4) Строительство первого Московского деревянного Кремля; 5) Обособление Ростово — Суздальской земли.

Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: можно ли назвать Суздальское княжество Руси наиболее сильным и влиятельным в удельный период?

Работа с источниками (стр. 106)

Вопрос: В каких военных действиях участвовал Юрий Долгорукий в 1147 году? Отвечал ли этот поход интересам Суздальской земли? Назовите еще одно направление военных походов, традиционное для Юрия Долгорукого и его потомков.

Ответ: Князь Юрий Долгорукий участвовал в военных подходах против Новгородской и Смоленской волостью в 1147 г., что способствовало дальнейшему укреплению Владимиро — Суздальского княжества. Еще одним традиционным направлением является – южное (Киев и Переславль), захват которых означал подчинение всей Руси.

Вопрос: Можно ли назвать отношения между Юрием Долгоруким и черниговским князем Святославом Ольговичем только союзническими? Какие факты свидетельствует о том, что к 1147 году Москва уже была важным населённым пунктом.

Ответ: Отношения между Юрием Долгоруким и черниговским князем Святославом Ольговичем более чем союзнические: военные соратники, друзья и родственники. Об этом факте свидетельствуя то, что уже в 1147 князь Юрий Долгорукий принимал гостей в Москве, что было первым упоминанием о ней. Следовательно, для князя Юрия Долгорукого Москва уже играла значимую роль.

Читайте также: