Когда и почему начинается формирование гражданского общества кратко

Обновлено: 06.07.2024

Понятие гражданского общества широко появилось в употреблении в семнадцатом веке в Англии (по английски civil society), а затем в других государствах и главнейшая идея его жиждется в том, что социум состоящий из отдельных индивидов - граждан обязан обладать собственными законы, пресекающими проявления в отношении каждой отдельной личности возможности произвольного вмешательства со стороны органов государства.

Термин гражданское общество был впервые введен Аристотелем. Это понятие происходит от латинских слов civilic (с лат. означает гражданский), civitas (с латинского означает государство), civis (с латинского означает гражданин).

Представляется правильным выделить три основные начала, которые формируют гражданское общество, — личность, социум и государственная власть. При этом их взаимоотношения в процессе эволюции качественно изменяются.

Согласно воззрениям виднейших философов семнадцатого и восемнадцатого века, здесь помимо Томаса Гобса следует выделить Джона Локка и Им. Канта, Гражданское общество — союз индивидуальностей, социум, где любой из его членов обретает наивысшими человеческие качества. Но при этом государство превалирует над гражданским обществом.

Принципиально иной концепции придерживаются немецкие социологи и экономисты - Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждают, что Гражданское общество — это объект овеществленной и экономической жизнедеятельности человечества. Это оно ставится первоочередным в отношениях с государством, гражданская жизнь как совокупность разнообразных интересов укрепляет государство.

Представляется, что в базисе идеи гражданского общества пребывает постоянное движение: непрерывное видоизменение, рационализация и прорыв от наиболее недоразвитого состояния индивида, гражданского общества и власти к более высокорациональному и цивильному. Ж. Руссо вычислил основы данного движения как продвижение к гражданственности, рациональности и цивильности, что означает становление наиболее развитого индивида, совершенствование отношений внутри гражданского общества и рациональной цивилизованной госвласти.

Рождение и скрепление базиса гражданского общества возникает в качестве разумного пути, в котором преображаются и отдельная индивидуальность, и гражданские отношения между всеми индивидами, и даже социум в качестве всеобщего начало гражданского общества и само государство, а также взаимоотношения между гражданским обществом и индивидуальной личностью, гражданским обществом и государственным аппаратом.

Главнейшим вопросом гражданского общества является область его соприкосновения с каждым отдельно взятым индивидом – гражданином, самостоятельной личностью.

Согласно Георгу Гегелю, Гражданское общество является частью реализации индивидуальных интересов любого отдельного индивида. Притом, в гражданском обществе свободы нет, потому что в гражданском обществе непрерывно наличествует пикирование дифференциальных частных целей с властью, имеющее всеобъемлющий характер.

Другой важной проблемой гражданского общества является его взаимоотношение с государством. Известному американскому просветителю Томасу Пейну представляется Гражданское общество благом, а государство — злом. Гражданское общество полагает Томас Пейн чем более развито, тем менее этот социум нуждается во вмешательстве со стороны государства.

Представляется, что Гражданское общество является социально-организованной структурой, которая в своей основе рождается за границами структур государства, но после зарождения распространяется и на государственные структуры, поскольку они тоже создаются гражданами - индивидами, то есть частицами гражданского общества.

Такие элементы государственной власти, как основной закон - конституция, избирательность государственных органов, дифференциация ветвей госвласти, наличие многих партий и законность оппозиции, и т.д. еще не представляют часть гражданского общества, но зарождены им и являются способами его влияния в отношениях с государством.

Также следует отметить, что законодательное закрепление таких институтов, как неприкосновенность личности, равенство всех перед законом и судом, независимость судебной власти, свобода слова являются важнейшими гарантиями во взаимоотношениях между гражданским обществом и государством.

Также следует отметить, что законодательное закрепление таких институтов, как неприкосновенность личности, равенство всех перед законом и судом, независимость судебной власти, свобода слова являются важнейшими гарантиями во взаимоотношениях между гражданским обществом и государством.

Гражданское общество является основой правового государства, а в совокупности они составляют звенья правовой системы. Данные понятия не могут существовать отдельно друг от друга. Правовое государство не может существовать без наличия в нем полноценного гражданского общества.


Свобода — то, о чем мечтает каждый школьник. Но прежде, чем ее получить, нужно многое освоить. В этой статье расскажем, что называют гражданским обществом и как оно связано со свободой.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие гражданского общества

Определение гражданского общества можно сформулировать двумя способами:

  • это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые ограждены соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;
  • это совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Еще этот термин используют для определения степени эволюции цивилизованного общества. В этом смысле гражданское общество — то, которое гарантирует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, а взамен требует исполнения обязанностей.

Примеры проявлений гражданского общества:

  • независимые средства массовой информации (пресса, радиовещание, телевидение);
  • экологические организации (общества охраны природы);
  • профсоюзы;
  • правозащитные организации;
  • спортивные организации;
  • творческие и культурные союзы и др.

Понятие правового государства

Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон. Главная задача правового государства заключается в защите прав и свобод человека и гражданина.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.

Гражданское общество влияет на государство через демократические институты. Это происходит за счет принятия законов о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. п.

Например, свободные СМИ следят за решениями, которые принимают представители власти. Политические партии дают гражданам возможность сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают донести свои пожелания и добиться от государства решения проблем.

Вместе с тем гражданское общество обеспечивает интересы индивидов и групп. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи — связи солидарности и конкуренции, а не подчинения. Именно поэтому в правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга, а не противостоят.

Соотношение гражданского общества и государства

Линии сравнения

Гражданское общество

Государство

Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов.

Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.

Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д.

Конституция, власть, принуждение, право и т. д.

Связи и отношения между людьми

Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции.

Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.

Основа

Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.

Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества:

  • правовое государство с демократическим политическим режимом;
  • личная свобода человека — свобода слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения;
  • государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
  • законы и конституция обладают юридической силой;
  • высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике;
  • контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
  • гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.

Гражданское общество реализует ежедневные интересы людей. Оно создает условия для самореализации отдельного человека и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Функции гражданского общества

Какие функции выполняет гражданское общество:

  • укрепляет правопорядок;
  • просвещает население о правах и обязанностях;
  • повышает качество и доверие к демократическому процессу;
  • предоставляет гражданам свободу и защищает их от злоупотреблений властью;
  • решает социальные и частные проблемы, которые выходят за рамки правительства;
  • способствует увеличению интереса граждан к политике, повышению мотивации и способности участвовать в политических мероприятиях;
  • контролирует политическую власть — например, наблюдает за выборами для обеспечения демократии.

Структура гражданского общества

Гражданское общество состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой и объединяются в горизонтальную систему связей.

Вот что включает в себя гражданское общество:

  • различные общественные объединения — экологические, молодежные, культурные и др.;
  • правозащитные организации;
  • церковь и различные религиозные объединения;
  • профессиональные объединения;
  • негосударственные СМИ;
  • различные формы общественной активности и выражения протеста;
  • местное самоуправление;
  • государство (но это не главный элемент гражданского общества)
  • политические партии и движения (не все).

Предпосылки и развитие гражданского общества

Главная предпосылка гражданского общества — признание прав и свобод человека. Есть еще другие предпосылки:

Экономические

Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

Социальные

Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые

Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

Культурные

Свобода слова, свобода информации, высокий уровень образования у населения.

Гражданское общество невозможно создать приказом сверху, оно не может появиться спонтанно в один момент времени. Создание гражданского общества — это постепенный процесс, которому способствуют экономические, политические, культурные предпосылки

Процесс формирования гражданского общества в России начался во второй половине XIX века после отмены крепостного права в 1861 году и реформ местного самоуправления и судебной системы.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости дало резкий толчок к развитию капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве, финансах. Формируются крупные предприятия, банки, объединения частных сельхозпроизводителей, быстрыми темпами растет численность рабочего класса и класса капиталистов. Российская буржуазия, владея крупной частной собственностью, но, не имея доступа к политической власти, начинает борьбу за гражданские права. Появляются независимые от государства образовательные, медицинские и другие общества, в которые объединяется активная часть буржуазии.

Деятельность этих добровольных организаций подготавливает почву для проведения реформы местного самоуправления и судопроизводства. В 60-70 годы XIX века проводятся земская и городская реформы. В выборах в органы местного самоуправления — земские собрания и управы, городские суды и управы — принимают участие представители всех сословий, имеющие частную собственность.

Местные органы самоуправления выполняли экономические и социальные функции — строительство и содержание школ, больниц, дорог, помощь населению в неурожайные годы и т. д. Являясь независимыми от государства, структуры управления на местах способствовали постепенному становлению общественной жизни, элементов гражданского общества. Таким образом, постепенно разрушались основы сословно-корпоративного устройства российского общества и происходила частичная децентрализация государственной власти.

Судебная реформа 1864 года установила равенство всех граждан России перед законом. Формально судьи становились независимыми от исполнительной власти. Были введены гласность и состязательность судебного процесса, должности адвоката и прокурора.

В годы первой русской революции 1905-1907 годов появились политические партии и первый законодательный орган Российского государства, сформировавшийся на основе избирательного права — Государственная Дума. Деятельность политических партий и Думы четырех созывов подготовила демократические преобразования в России после Февральской революции 1917 года. Легализовались политические партии и движения, были провозглашены и реально действовали свобода слова, собраний, демонстраций и митингов, на демократических началах реформировались прежние органы государственной власти. Однако правительство не сумело упорядочить процесс демократизации, решить многочисленные экономические и социальные проблемы в обществе.

После Октября 1917 года в стране была введена жесткая централизованная власть. Вся промышленность была национализирована, помещичьи земли были переданы крестьянам. Формально продолжали действовать институты гражданского обязательства — женские, молодежные, профсоюзные, творческие и другие организации, но уже под государственным контролем. В 20-е годы, в период НЭПа, на короткое время были разрешены многоукладная экономика, плюрализм в экономической, политической, идеологической и духовной жизни. Но уже в 30-е годы и до начала 90-х годов государственная власть контролировала все стороны жизни общества.

В 90-е годы после распада СССР в России началось формирование гражданского общества. Условиями для его развития и становления являются:

1. Экономический плюрализм, основанный на многообразии форм собственности и рыночной экономике.

2. Социальный плюрализм на базе равноправного сотрудничества различных социальных групп населения с опорой на средний класс.

3. Политический плюрализм и основы правового государства, предусматривающие демократические права и свободы, многопартийность, разделение властей, местное самоуправление, правовое государство.

4. Духовно-культурный плюрализм мнений, идей, религиозных верований, культурно-просветительных, культурно-воспитательных организаций.

На базе вышеуказанных условий в России сложилась определенная структура гражданского общества, основными элементами которого являются:

— демократически избранные органы местного Самоуправления;

— созданные на добровольной основе массовые общественные организации (молодежные, женские, ветеранские, благотворительные, общества потребителей и т. д.);

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— промышленные, земледельческие, коммерческие, просветительские коллективы и ассоциации;

— религиозные и этнические общности;

— творческие союзы и гильдии;

— культурно-просветительские общества и центры;

— спортивные и оздоровительные центры.

Вместе с тем становление и развитие гражданского общества в России встречаются с большими трудностями. Россия переживает переходный период, когда формирование правового государства и гражданского общества во многом зависит от равноправного и успешного функционирования этих основных субъектов социального и политического процессов. Пока государство по отношению к гражданскому обществу пытается действовать по принципу властвования. С точки зрения государства, общество является всего лишь совокупностью подданных. Элита гражданского общества со своей стороны пытается отрицать необходимость государственного регулирования вообще. С нашей точки зрения, необходимо создавать объективные и субъективные предпосылки для компромисса установления союзнических отношений между элитами государства и гражданского общества, и тогда в России появится реальная возможность сформировать полноценно правовое государство и гражданское общество.

Гражданское общество представляет собой объединение граждан, которые на добровольной и некоммерческой основе принимают активное участие в контроле и развитии деятельности государственных органов, бизнеса и иных внешних факторов.

По сути, гражданское общество может являться самой серьезной силой в государстве и способно изменить всё к лучшему в самые короткие сроки. Первостепенной задачей граждан является знание законов страны, умение их чтить и попытки сделать все, чтобы остальные лица уважали закон государства, в котором они находятся в данный момент, и придерживались его.

Необходимый процент активных граждан

Нужны меры для формирования гражданского общества


Для повышения роли гражданского общества необходимо принять ряд мер, которые бы сделали Россию сильным государством. К таким мерам можно отнести:

Разумеется, можно привести ещё несколько пунктов, выполнение которых будет способствовать развитию гражданского общества, однако даже этих хватит для коренного улучшения ситуации и борьбы с произволом лиц, имеющих хоть какую-то власть. Вот только нужно ли современной России сильное гражданское общество?

Читайте также: