Какая трудовая деятельность влияет на личность кратко

Обновлено: 06.07.2024

История человечества свидетельствует о решающем значении труда в общественном развитии и развитии человека. Труд – первое и основное условие человеческой цивилизации. Труд позволяет удовлетворить потребности человека в пище, одежде, жилье. Человек, осуществляя в нормальных условиях труд, испытывает от него определенное удовлетворение и благотворное влияние на развитие своих качеств. Когда человек создает нечто новое, полезное, не встречающееся в природе, это вызывает у него чувство гордости, выступает сильным побудительным мотивом для новых дел и достижений.
В процессе труда происходит не только создание продукта, но и совершенствование человека. В ходе трудовых процессов человек от изменения предметов труда постепенно переходит к изменению и оптимизации собственных действий, способов труда и трудового поведения. Он приобретает новые знания путем накопления или заимствования опыта, то есть он совершенствуется сам. Происходит формирование человека более высокого уровня.
Совершенствуясь сами, люди совершенствуют и орудия труда и методы труда. Передавая из поколения в поколение накопленный запас знаний и опыта, они совершенствуют и развивают сам процесс труда. Новые и более эффективные трудовые процессы в свою очередь способствуют дальнейшему развитию человека. В этом заключается человекотворческая роль труда.
Помимо труда, предназначенного для обслуживания человеком себя и своей семьи, существует и общественный труд. Общественный труд – это работа людей друг на друга, иначе говоря, работа на общество. Он органически связан с общественным разделением труда. Люди, специализируясь на изготовлении того или иного продукта, производят его в первую очередь для других, а не для себя. Но взамен желают получить продукт труда других производителей, чтобы удовлетворить свои потребности. Так, работая на других, на общество, люди удовлетворяют свои и общественные потребности.
Очень важной ролью общественного труда является создание самого общества, оптимизация общественных отношений, а также создание национального богатства. Труд – это фактор общественного прогресса, проявляющийся в движении к более совершенным видам труда, организации производства и общества.
И, наконец, свободотворческая роль труда заключается в том, что он позволяет достичь подлинной свободы отдельной личности, коллектива и общества в целом. Овладевая профессией, приумножая знания, умения и навыки, повышая производительность труда, каждый человек расширяет границы своей личной свободы. Одновременно расширяются границы свободы самого общества по отношению к силам природы, его возможности прогнозировать свое развитие на будущее.

Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?

Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.

Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением человекав широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

Включение человека в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.

Важной производной этих социально-психологичес-ких факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива.

Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя.

Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива.

В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.

Труд играет большое значение в развитии способностей человека. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности.

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.

В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.

Включаясь в трудовой процесс человек очень часто коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение. Работа в коллективе развивает социолизацию личности . Развитие способностей, чувств и мышления делает личность более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности.

Под деятельностью человека понимается вся совокупность его поступков по отношению к внешнему, окружающему миру, всё, что человек делает. В процессе деятельности личность развивается, приобретает опыт, формирует своё отношение к другим людям и миру. Наибольшее затруднение представляет разумная организация деятельности. Чаще всего деятельность школьников состоит из учения, игры и труда. По направленности можно выделить познавательную деятельность, общественную, направленную на получение удовольствия и т. д.

Деятельность делится также на пассивную и активную. Пассивная, это, когда, например, ученик слушает учителя; активная, это, когда отвечает у доски.

Особая и крайне важная разновидность деятельности – общение. Человек существо социальное, без общения его нормальное развитие невозможно в принципе. С помощью общения мы накапливаем личный социальный опыт, развиваем свои коммуникативные способности.

Без познавательной деятельности невозможно интеллектуальное развитие. При этом важно умение не только приобретать знания, но и применять их на практике.

Важнейшее условие для развития человека, его активность, стремление и желание развить свои способности и таланты, получить новые навыки.


Лица, работающие в сфере охраны психического здоровья (психиатры, психотерапевты, медицинские психологи, логопеды, педагоги-дефектологи, социальные работники, средний и младший медицинский персонал), в наибольшей степени подвержены профессиональному выгоранию, так как их профессиональная деятельность связана не только с большим количеством контактов с людьми, но и с особенностями этих контактов и отношений.

Влияние профессии на личность человека сложно переоценить. То, чем мы занимаемся на протяжении длительного времени, безусловно, влияет на наши психологические особенности. Ниже рассмотрим, какие профессиональные особенности характера вырабатываются у людей различных профессии.

В одном из своих произведений американский писатель Марк Твен написал о человеке, который умел рассмешить всех своих знакомых. И с каждым днем это получалось у весельчака всё лучше и лучше — до тех пор, пока его не начали избегать родные и знакомые, потому что в поисках новых шуток мужчина стал буквально невыносим для окружающих. И тогда этот человек переквалифицировался во владельца… похоронного бюро, где ему вновь стало хорошо и спокойно.

Рассмотрим некоторые характерные особенности человека по профессии - юрист.

Одна из самых популярных профессий на сегодняшний день — это юрист. Помимо внешнего блеска, остроумия, логического мышления и высоких заработков, у профессии есть и другая сторона — необходимость годами выискивать ошибки, тонкие места, двусмысленности и т. д. С годами развитие этой привычки, если она перейдет в автоматическое поведение, может привести к тому, что даже на дружеской вечеринке на любую шутку у юриста тут же найдется пара случаев из практики, статей из Уголовного кодекса и срок, который за всё это полагается. Подписывая любую бумагу, юрист будет тщательно и досконально изучать текст в поисках возможных негативных последствий и путей их устранения.

Личностные особенности Бухгалтера и экономиста.

Постоянная работа с цифрами, безусловно, формирует ряд полезных в жизни навыков. Из негативных последствий выбора данной профессии можно назвать неуемное стремление по нескольку раз проверять любые цифры, внимательность к деталям (иногда чрезмерную), желание контролировать любые расходы — начиная от денег на мороженое и заканчивая всеобъемлющим контролем за личными финансами.

Учитель.

Большинство настоящих преподавателей обожают свою работу. До такой степени, что иногда не могут остановиться, даже когда они не на работе. Стремление учителя поучать может отравлять жизнь и ему, и окружающим, если пустить ситуацию на самотек. Всем придется терпеть поучающие интонации, проскальзывающие в его голосе, его уверенность в абсолютной правоте и отношение к собеседникам, как к маленьким детям. В то же время, если учитель или преподаватель контролируют свое неуемное желание научить всех всему, то с ними очень легко, интересно и приятно общаться, ведь они делают это по-настоящему профессионально.

Рассмотрим особенности профессиональной деятельности менеджера по продажам.

Пиарщик.

Очень современная профессия, предполагающая управление слухами. Это человек, который знает всё обо всех и умеет при необходимости применить. Любая информация становится в руках пиарщика оружием. В зависимости от отношения к человеку, фирме или событию любой факт, даже самый безобидный, представители этой профессии могут подать либо как вопиющий, либо как огромное достижение, которое служит делу мира и прогресса в глобальном масштабе. Как им верить?

Программист.

Профессиональный управленец.

Привычка руководить людьми может проявляться как дома, так и на отдыхе. Незаменим при общении с представителями сферы обслуживания — мгновенно способен навести порядок где угодно, поставить всех на место и заставить работать быстро и качественно. Иногда директору бывает сложно вспомнить об обычных человеческих чувствах и выразить эмоции без предварительного анализа всех возможных системных последствий. Привычка руководить может распространяться на друзей, родственников и близких.

Специалист по персоналу (HR).

Эти люди способны мгновенно оценить любого и мысленно вынести вердикт — годен или негоден. Профессиональный рекрутер с радостью расскажет вам о перспективах на рынке труда и при возможности порекомендует вакансию. Если персонал, которым занимается HR, найти сложно — тогда в ход могут пускаться самые изощренные методы поиска подходящих людей — среди знакомых и незнакомых, в подходящих ситуациях и не очень…

Психолог.

Человек, чья специальность связана с автомобилями.

Не представляет себе жизни без автомобиля. Средство передвижения стало для него не только домом, но и смыслом жизни. В случае возникновения каких-либо поломок относится к этому почти как к болезни кого-либо из близких. Наизусть помнит карту города, способен придумать себе занятие в пробках. Замечает любые мелкие детали, относящиеся к дорожному движению. В компании может часами рассказывать о разнообразных запчастях, об особенностях автосервиса, о марках и моделях машин. Обладает чувством юмора, правда, зачастую — довольно специфическим.

Работник сферы искусства.

Это человек, способный произвести впечатление где угодно и на кого угодно. Часто актеры, теле- и радиоведущие, журналисты и другие светские люди знают массу занимательных историй, которые готовы часами рассказывать. Общаться с ними обычно приятно и весело. Из автоматических привычек — выходить на поклон (если это актер театра), говорить хорошо поставленным голосом и часами цитировать различные произведения. Иногда работники сферы искусства любят совершать нестандартные поступки — одеваться абсолютно немыслимым образом и вести себя вызывающе независимо от того, в какой компании оказались.

Вывод.

Читайте также: