Клеточная теория план урока 10 класс

Обновлено: 04.07.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Показать учащимся особенности строения рас­тительной клетки в сравнении с животной, под­черкивая сходство и различие.

Охарактеризовать этапы развития цитологии с момента открытия и изучения первых клеток.

Раскрыть основные положения клеточной тео­рии, показать их взаимосвязь.

Закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

Основные положения

В клетках растений преобладают синтетические процессы над реакциями высвобождения энергии.

Хорошо развитая вакуолярняая сеть обеспечивает явление тургора, в основе которое лежат процессы осмотического поступления в клетку.

Митотическое деление растительных клеток протекает без участия клеточного центра.

Все живые организмы, существующие на Земле, имеют клеточное строение, за исключением вирусов, являющихся паразитами генетическом уровне.

Все клетки эукариотических организмов гомологичны, т. е. обладают единым принципом организации.

Как менялись представления о клетке и сформировалось современное положение клеточной теории

С момента обнаружения клеток, до того как было сформулировано современное положение клеточной теории, прошло почти 400 лет. Впервые клетку исследовал в 1665 г. естествоиспытатель из Англии Роберт Гук. Заметив на тонком срезе пробки ячеистые структуры, он дал им название клеток.

В свой примитивный микроскоп Гук еще не мог рассмотреть все особенности, но по мере совершенствования оптических приборов, появления методик окрашивания препаратов ученые все больше погружались в мир тонких цитологических структур.

Как появилась клеточная теория

Знаковое открытие, повлиявшее на дальнейший курс исследований и на современное положение клеточной теории, сделано в 30-х годах XIX века. Шотландец Р. Броун, изучая лист растения при помощи светового микроскопа, обнаружил в растительных клетках сходные округлые уплотнения, которые впоследствии назвал ядрами.

С этого момента появился важный признак для сопоставления между собой структурных единиц различных организмов, что стало основой выводов о единстве происхождения живого. Не зря даже современное положение клеточной теории содержит ссылку на данный вывод.


Вопрос о происхождении клеток был поставлен в 1838 году немецким ботаником Матиасом Шлейденом. Массово исследуя растительный материал, он отметил, что во всех живых растительных тканях присутствие ядер обязательно. Его соотечественник зоолог Теодор Шванн сделал такие же выводы относительно тканей животных. Изучив работы Шлейдена и сопоставив множество растительных и животных клеток, он сделал заключение: несмотря на многообразие, все они имеют общий признак – оформленное ядро.

Клеточная теория Шванна и Шлейдена

Собрав воедино имеющиеся факты о клетке, Т. Шванн и М. Шлейден выдвинули главный постулат клеточной теории. Он состоял в том, что все организмы (растения и животные) состоят из клеток, близких по строению.


В 1858 году было внесено еще одно дополнение в клеточную теорию. Рудольф Вирхов доказал, что организм растет за счет увеличения количества клеток путем деления исходных материнских. Нам это кажется очевидным, но для тех времен его открытие было весьма продвинутым и современным. На тот момент современное положение клеточной теории Шванна в учебниках формулируется следующим образом:

Все ткани живых организмов имеют клеточное строение.

Клетки животных и растений образуются одним и тем же способом (делением клетки) и имеют сходное строение.

Организм состоит из групп клеток, каждая из них способна к самостоятельной жизнедеятельности.

Став одним из важнейших открытий XIX века, клеточная теория заложила основу представления о единстве происхождения и общности эволюционного развития живых организмов.

Дальнейшее развитие цитологических знаний

Совершенствование исследовательских методов и оборудования позволило ученым значительно углубить знания о строении и жизнедеятельности клеток:

доказана связь структуры и функции как отдельных органелл, так и клеток в целом (специализация цитоструктур);

каждая клетка в отдельности демонстрирует все свойства, присущие живым организмам (растет, размножается, обменивается веществом и энергией с окружающей средой, подвижна в той или иной степени, адаптируется к изменениям и др.);

у животных, грибов, растений обнаруживаются одинаковые по строению и функциям органеллы;

все клетки в организме взаимосвязаны и работают слаженно, выполняя комплексные задачи.

Благодаря новым открытиям, положения теории Шванна и Шлейдена были уточнены и дополнены. Современный научный мир пользуется расширенными постулатами основополагающей теории в биологии.

5 положений современной клеточной теории

В литературе можно встретить различное количество постулатов современной клеточной теории, наиболее полный вариант содержит пять пунктов:

Клетка является наименьшей (элементарной) живой системой, основой строения, размножения, развития и жизнедеятельности организмов. Неклеточные структуры не могут называться живыми.

Клетки появляются исключительно путем деления уже существующих.

Химический состав и строение структурных единиц всех живых организмов сходны.

Многоклеточный организм развивается и растет за счет деления одной/нескольких первоначальных клеток.

Сходное клеточное строение организмов, населяющих Землю, свидетельствует о едином источнике их происхождения. -



Первоначальные и современные положения клеточной теории во многом перекликаются. Углубленные и расширенные постулаты отражают современный уровень знаний по вопросу строения, жизни и взаимодействия клеток.

Вопросы и задания для повторения

Каково строение различных видов пластид? Приведите примеры взаимного превращения пластид.

В каких отделах хлоропласта осуществляет­ся световая фаза фотосинтеза? Темновая фаза фотосинтеза?

Опишите реакции фотосинтеза и процесс аккумуляции энергии в виде АТФ в световой

Расскажите историю открытия клетки.

Кем и когда была впервые сформулирована клеточная теория?

Изложите основные положения клеточной теории.

Охарактеризуйте значение клеточной теории.

Клетка история изучения Клеточная теория

Презентация История и методы изучения клетки, клеточная теория эволюции

ЕГЭ Биология 1.2. Современная клеточная теория, её основные положения. Строение клетки

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект по биологии 10 класса

(учебное пособие Н. Д. Лисов, Н. А. Лемеза, В. В. Шевердов)

Тема: История открытия клетки. Создание клеточной теории.

Цель: Организовать деятельность учащихся и сформировать знания о истории открытия клетки и создании клеточной теории.

образовательные:

сформировать знания об известных ученых;

изучить историю открытия клетки и создания клеточной теории.

развивающие:

развивать умения анализировать, делать выводы, обобщать;

развивать интеллектуальные способности учащихся.

воспитательные:

воспитывать интерес к изучению предмета;

воспитывать умения слушать и анализировать.

Вид урока: урок лекция.

Тип урока: освоение новых знаний.

Методы урока: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация портретов ученых), работа с учебником.

Оборудование: портреты ученых: Р. Гук, М. Я. Шлейден, Т. Шванн, М. Мальпиги, Н. Грю, А. ван Левенгук, Я. Пуркине, Р. Броун, Р. Вихров, И. Д. Чистяков, О. Гертвиг, Э. Страсбургер, учебное пособие 10 класса под редакцией Н. Д. Лисова.

Проверка готовности кабинета и класса к уроку;

Объявление учащимся темы и цели занятия.

Изучение нового материала;

Закрепление нового материала.

Ориентировочно-мотивационный этап:

Приветствие;

Проверка готовности кабинета и класса к уроку;

Проверка отсутствующих;

Объявление учащимся темы и цели занятия.

Операционно-познавательный этап:

Изучение нового материала.

Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Одни — всего лишь из одной клетки (многие бактерии и протесты), другие являются многоклеточными.

Клетка — элементарная структурная и функциональная единица организма, обладающая всеми основными признаками живого.

Клетки способны размножаться, расти, обмениваться веществом и энергией окружающей средой, реагировать на изменения, происходящие в этой среде.

В каждой клетке содержится наследственный материал, в котором заключена информация обо всех признаках и свойствах данного организма. Для того чтобы понять, как существует и работает живой организм, необходимо знать, как организованы и функционируют клетки. Многие процессы, присущие организму в целом, протекают в каждой его клетке (например, синтез органических веществ, дыхание и др.).

Изучением строения клетки и принципов ее жизнедеятельности занимается цитология (от греч. цитос — ячейка, клетка, логос — учение, наука).

История открытия клетки.

Значительный вклад в изучение клетки внес голландский микроскопист А. ван Левенгук, открывший одноклеточные организмы — инфузории, амебы, бактерии. Он также впервые наблюдал клетки животных — эритроциты и сперматозоиды.

Клеточная теория.

В 1874 г. молодой русский ботаник И. Д. Чистяков впервые наблюдал деление клетки. Позднее немецкий ученый В. Флемминг детально описал стадии деления клетки, аО. Гертвиг и Э.Страсбургер независимо друг от друга пришли к выводу, что информация о наследственных признаках клетки заключена в ядре. Так, работами многих исследователей была подтверждена и дополнена клеточная теория, основу которой заложил Т. Шванн.

В настоящее время клеточная теория включает следующие основные положения.

Клетка — элементарная структурная и функциональная единица живых организмов, которая обладает всеми признаками и свойствами живого.

Клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности.

Клетки образуются путем деления исходной материнской клетки.

Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную систему тканей, органов и систем органов.

Именно благодаря деятельности клеток в многоклеточных организмах осуществляется обмен веществ и энергии, рост и размножение.

Клеточная теория — одно из важнейших обобщений биологии. Ее создание ало важнейшим событием в естествознании. Клеточная теория оказала значительное влияние на развитие биологии и послужила фундаментом для дальнейшего развития многих биологических дисциплин — эмбриологии, гистологии, физиологии и др.

Шлейден Маттиас Якоб (1804—1881) — немецкий ботаник, чьи труды
сыграли важную роль в обосновании Т. Шванном клеточной теории. В 1827
году закончил Гейдельбергский университет.

В 1839—1862 гг. — профессор ботаники (Йенский университет), с 1850 года
стал директором ботанического сада в этом университете.

В 1863—1864 гг. — профессор антропологии (Дерптский университет).

Основные труды Шлейдена — по эмбриологии и анатомии растений.

Шлейден использовал и обосновывал онтогенетический способ изучения морфологии растений и был его активным пропагандистом.

Работы Шлейдена сыграли важную роль при создании клеточной теории.


Вирхов Рудольф (1821—1902) — немецкий биолог,
основатель теории целлюлярной патологии, согласно которой любой патологический процесс в организме — это сумма нарушений жизнедеятельности отдельных клеток.

Закрепление нового материала.

Дать определение понятим клетка, цитология (Клетка – структурная и функциональная единица всего живого; цитология – наука, изучающая строение клетки и принципы ее жизнедеятельности) ;

В каком веке был изобретен микроскоп? (Конец XVI – начало XVII века) ;

В настоящее время сколько основных положений включает клеточная теория? (4 положения клеточной теории);

Назовите положения клеточной теории. (1. Клетка — элементарная структурная и функциональная единица живых организмов, которая обладает всеми признаками и свойствами живого.

Клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности.

Клетки образуются путем деления исходной материнской клетки.

Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную систему тканей, органов и систем органов).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

То, что мы знаем – ограниченно,
А то, что мы не знаем – бесконечно.
Лаплас.

Задачи урока ( слайд 2 Презентации ):

ознакомиться с основными положениями клеточной теории, расширить представления об учёных, положившим начало цитологии;

рассмотреть общий состав клетки;

иметь представление об оболочке, ядре, цитоплазме и органоидах клетки, знать функции каждой составляющей клетки;

рассмотреть химический состав клетки;

продолжить формирование умений проводить наблюдения, работать с микроскопом, делать выводы по изученному материалу.

Оборудование : компьютер, экран, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник,

Из истории клеточной теории

Прежде чем мы поговорим об особенностях строении клетки, мы немного узнаем об истории клеточной теории ( слайд 3 ).

Цитология (от цито. и . логия) – это наука о клетке. Изучает строение и функции клеток, их связи и отношения в органах и тканях у многоклеточных организмов, а также одноклеточные организмы. Исследуя клетку как важнейшую структурную единицу живого, цитология занимает центральное положение в ряду биологических дисциплин; она тесно связана с гистологией, анатомией растений, физиологией, генетикой, биохимией, микробиологией и др. Изучение клеточного строения организмов было начато микроскопистами 17 в. (Р. Гук, М. Мальпиги, А. Левенгук); в 19 в. была создана единая для всего органического мира клеточная теория (Т. Шванн, 1839). Всех этих учёных вы видите на слайде 3 Презентации. В 20 в. быстрому прогрессу цитологии способствовали новые методы (электронная микроскопия, изотопные индикаторы, культивирование клеток и др.).

В результате работы многих исследователей была создана современная клеточная теория.

Основные положения современной клеточной теории отражены на слайде 4 :

клетка - основная единица строения, функционирования и развития всех живых организмов;

клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ;

размножение клеток происходит путем их деления, каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;

в сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно взаимосвязаны и подчинены нервной и гуморальной регуляциям.

Клеточная теория – одно из важнейших обобщений современной биологии.
Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, построены из клеток.
Клетка – это элементарная целостная живая система. Её строение подробно представлено на слайде 5 .

Необходимо отметить, что клетка животного организма и клетка растения не одинаковы по своему строению (демонстрация слайда 6 ).

В растительной клетке есть пластиды, оболочка (которая придает прочность и форму клетки), вакуоли с клеточным соком.

Клетки, несмотря на свои малые размеры, устроены очень сложно. Исследования, проводящиеся в течение многих десятилетий, позволяют воспроизвести достаточно полную картину строения клетки.

Плазматическая мембрана клетки (демонстрация слайда 7 ).

Клеточная мембрана – ультрамикроскопическая плёнка, состоящая из двух мономолекулярных слоев белка и расположенного между ними бимолекулярного слоя липидов. Строение мембраны представлено на слайде 7 .

Функции плазматической мембраны клетки:

связь с окружающей средой (транспорт веществ),

связь между клетками тканей в многоклеточных организмах,

Цитоплазма (демонстрация слайда 8 ).

Цитоплазма – это полужидкая среда клетки, в которой располагаются органоиды клетки. Цитоплазма состоит из воды и белков. Она способна двигаться со скоростью до 7 см/час.

Движение цитоплазмы внутри клетки называют циклозом . Различают круговой и сетчатый циклоз (см. слайд 8 ).

В клетке выделяют органоиды. Органоиды – это постоянные клеточные структуры, каждые из которых выполняют свои функции. Среди них выделяют:

Далее мы подробно рассмотрим каждый из органоидов, их функции и значение.

1. Цитоплазматический матрикс (демонстрация слайда 9 ).

Цитоплазматический матрикс представляет собой основную и наиболее важную часть клетки, её истинную внутреннюю среду.

Компоненты цитоплазматического матрикса осуществляют процессы биосинтеза в клетке и содержат ферменты, необходимые для продуцирования энергии.

Его функции представлены на слайде 9 .

2. Эндоплазматическая сеть (демонстрация слайда 10 ).

Вся внутренняя зона цитоплазмы заполнена многочисленными мелкими каналами и полостями, стенки которых представляют собой мембраны, сходные по своей структуре с плазматической мембраной. Эти каналы ветвятся, соединяются друг с другом и образуют сеть, получившую название эндоплазматической сети. ЭС неоднородна по своему строению. Известны два ее типа - гранулярная и гладкая. Типы ЭС, а также её функции наглядно изображены на слайде 10 Презентации .

3. Клеточное ядро (демонстрация слайда 11 ).

Клеточное ядро- это важнейшая часть клетки. Оно есть почти во всех клетках многоклеточных организмов. Клетки организмов, которые содержат ядро называют эукариотами. Клеточное ядро содержит ДНК- вещество наследственности, в котором зашифрованы все свойства клетки.

Более подробно строение клеточного ядро изображено на рисунке на слайде 11 .

В структуре ядра выделяют: ядерную оболочку, нуклеоплазму, ядрышко, хроматин. Строение, состав, а также функции каждой из структур представлены в таблице на слайде 11 .

Не менее интересна схема строения наследственной информации (демонстрация слайда 12 ).

Клеточное ядро выполняет 2 функции ( слайд 12 ): хранение наследственной информации и регуляция обмена веществ в клетке.

Хромосомы (демонстрация слайда 13 ).

Хромосома состоит из двух хроматид и после деления ядра становится однохроматидной. К началу следующего деления у каждой хромосомы достраивается вторая хроматида. Хромосомы имеют первичную перетяжку, на которой расположена центромера; перетяжка делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины.

Строение хромосомы – см. слайд 13 .

Хроматиновые структуры — носители ДНК. ДНК состоит из участков — генов, несущих наследственную информацию и передающихся от предков к потомкам через половые клетки. В хромосомах синтезируются ДНК, РНК, что служит необходимым фактором передачи наследственной информации при делении клеток и построении молекул белка. В зависимости от расположения перетяжки выделяют три основных вида хромосом, они представлены на слайде 13 .

4. Клеточный центр (демонстрация слайда 14 ).

Клеточный центр состоит из двух центриолей (дочерняя, материнская). Каждая имеет цилиндрическую форму, стенки образованы девятью триплетами трубочек, а в середине находится однородное вещество. Центриоли расположены перпендикулярно друг к другу. Наглядно это изображено на рисунке слайда 14 .
Функция клеточного центра - участие в делении клеток животных и низших растений (подробно см. слайд 14 ).

5. Рибосомы (демонстрация слайда 15 ).

Рибосомы – ультрамикроскопические органеллы округлой или грибовидной формы, состоящие из двух частей — субчастиц. Они не имеют мембранного строения и состоят из белка и РНК. Субчастицы образуются в ядрышке. Строение – см. слайд 15 .

Рибосомы - универсальные органеллы всех клеток животных и растений. Находятся в цитоплазме в свободном состоянии или на мембранах эндоплазматической сети; кроме того, содержатся в митохондриях и хлоропластах. Функция рибосом – согласно слайду 15 .

6. Митохондрии (демонстрация слайда 16 ).

Митохондрии - микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Внешняя мембрана гладкая, внутренняя — образует различной формы выросты — кристы. Строение митохондрии см на слайде 16 . В матриксе митохондрии (полужидком веществе) находятся ферменты, рибосомы, ДНК, РНК. Число митохондрий в одной клетке от единиц до нескольких тысяч. Функции митохондрий – согласно слайду 16 .

7. Аппарат Гольджи (демонстрация слайда 17 ).

В клетках растений и простейших аппарат Гольджи представлен отдельными тельцами серповидной или палочковидной формы. В состав аппарата Гольджи входят: полости, ограниченные мембранами и расположенные группами (по 5-10), а также крупные и мелкие пузырьки, расположенные на концах полостей. Все эти элементы составляют единый комплекс (см. рисунок на слайде 17 ).

Функции: 1) накопление и транспорт веществ, химическая модернизация, 2) образование лизосом, 3) синтез липидов и углеводов на стенках мембран.

8. Пластиды (демонстрация слайда 18 ).

Пластиды - это энергетические станции растительной клетки. Они могут превращаться из одного вида в другой. Строение пластиды подробно изображено на рисунке слайда 18. Выделяют несколько видов пластидов: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. Их характеристика представлена в таблице на слайде 18 .

9. Лизосомы (демонстрация слайда 19 ).

Лизосомы - микроскопические одномембранные органеллы округлой формы Их число зависит от жизнедеятельности клетки и ее физиологического состояния. Лизосома - это пищеварительная вакуоль, внутри которой находятся растворяющие ферменты. В случае голодания клетки перевариваются некоторые органоиды. Строение представлено на слайде 19 . В случае разрушения мембраны лизосомы, клетка переваривает сама себя. Функции лизосомы перечислены на слайде 19 .

Мы рассмотрели основные органоиды клетки, изучили их строение, функции.

А теперь нам необходимо поговорить о способе питания клеток (демонстрация слайда 20 ). Дело в том, что животные и растительные клетки питаются по-разному.

Крупные молекулы белков и полисахаридов проникают в клетку путем фагоцитоза (от греч. фагос - пожирающий и китос - сосуд, клетка), а капли жидкости - путем пиноцитоза (от греч. пино - пью и китос). Демонстрация слайда 20 .

Фагоцитоз – это способ питания животных клеток, при котором в клетку попадают питательные вещества. Пиноцитоз – это универсальный способ питания (и для животных, и для растительных клеток), при котором в клетку попадают питательные вещества в растворённом виде. Сравнительная характеристика фагоцитоза и пиноцитоза представлена в таблице на слайде 20 .

В микроскопической клетке содержится несколько тысяч веществ, которые участвуют в разнообразных химических реакциях (демонстрация слайда 21 ). Химические процессы, протекающие в клетке, – одно из основных условий ее жизни, развития и функционирования. Все клетки животных и растительных организмов, а также микроорганизмов сходны по химическому составу, что свидетельствует о единстве органического мира. Содержание химических элементов в клетке представлено в таблице на слайде 21 .

Из 109 элементов периодической системы Менделеева в клетках обнаружено значительное их большинство. В клетке содержатся и макроэлементы, и микроэлементы (подробнее – см. слайд 21 ).

Таким образом, мы с вами рассмотрели особенности строения клетки. В заключении сделаем основные выводы (демонстрация слайда 22 ):

Клетка - элементарная единица жизни, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития всех организмов. Вне клетки нет жизни (исключение - вирусы).

Большинство клеток устроено одинаково: покрыто наружной оболочкой - клеточной мембраной и наполнено жидкостью - цитоплазмой. Цитоплазма содержит многообразные структуры - органелы (ядро, митохондрии, лизосомы и т.д.), которые осуществляют разнообразные процессы.

Клетка происходит только от клетки.

Каждая клетка выполняет собственную функцию и взаимодействует с другими клетками, обеспечивая жизнедеятельность организма.

В клетке нет каких-нибудь особенных элементов, характерных только для живой природы. Это указывает на связь и единство живой и неживой природы.

Задание на уроке: А теперь мне бы хотелось увидеть, как вы запомнили особенности строения клетки. Давайте проведём небольшую лабораторную работу (см. Приложение 2 ).

Задание выполняется в течение 10 минут.

1. Повторение и анализ изученного материала по вопросам:

  • Характеристика неорганических веществ в клетке.
  • Строение белков.
  • Характеристика углеводов.
  • Характеристика липидов.
  • Строение и функции ДНК.
  • Строение и функции РНК и АТФ.
  • Какие функции выполняет ДНК?
  • Какие функции выполняет РНК?
  • Какие функции выполняют липиды?
  • Какие функции выполняют белки?

3. Изучение нового материала:

1) Создание клеточной теории (лекция с элементами беседы)

– клетка рассматривается как элементарная структурная единица строения всех живых существ;
– клетки растений и животных самостоятельны, гомологичны друг другу по происхождению и структуре.

Существенным дополнением основного положения клеточной теории было открытие еще в 1827г. Академиком Российской АНК. М. Бэром яйцеклетки млекопитающих. К. М. Бэр установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки, представляющей собой оплодотворенное яйцо. Это открытие показало, что клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов.
В 1855 г. Немецкий врач Р. Вирхов сделал обобщение:
Клетка может возникнуть только из предшествующей клетки. Это привело к осознанию того факта, что рост и развитие организмов связаны с делением клеток и их дальнейшей дифференцировкой, приводящей к образованию тканей и органов.
Таким образом, к началу 20 века, благодаря созданию клеточной теории, сформировалось представление об общности происхождения и единстве всего живого.

Беседа по вопросам об открытии клеточной теории:

1. Что послужило открытию положения клеточной теории?
2. Какие ученые создавали положения клеточной теории?
3. В чем заслуга русских ученых в дополнении к клеточной теории?
4. Значение клеточной теории для биологии и других наук.

2) Основные положения современной клеточной теории:

1. Клетка – элементарная живая система, единица строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития организмов.
2. Клетки всех живых организмы сходны по своему химическому составу, строению и функциям.
3. Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.
4. Ядро – главная составляющая часть клетки.
5. Клеточное строение организма – свидетельство того, что растения и животные имеют единое происхождение.

3) Беседа по разделам:

А) Клетка и организм. Клетка может быть самостоятельным организмом, осуществляющим всю полноту процессов жизнедеятельности. Все многоклеточные организмы состоят из клеток. В результате выполнения клетками различных функций происходит их специализация, клетки приобретают различное строение, формируются ткани.

Б) Функции клеток. В клетках осуществляется: обмен веществ, раздражимость и возбудимость, движение, размножение и дифференцировка. Основной метод изучения клеток – использование микроскопов. Используют центрифугирование с целью разделения органоидов, имеющих различную массу и скорость осаждения. Для разделения биологических молекул используют хроматографию и электрофорез. Эффективно использование радиоактивных изотопов, место локализации которых в клетке легко обнаруживается.

1. Почему клетку назвали клеткой?
2. Какие свойства объединяют все клетки живых организмов?
3. Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?
4. Рассказать историю открытия клетки.
5. Изложить основные положения клеточной теории.

4. Закрепление материала: Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

1930 год – создание электронного микроскопа. Центрифугирование?

Читайте также: