Клен ты мой опавший анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Анализ стихотворения — Клен ты мой опавший. Русский язык и литература

Если рассматривать версию, которую приводят биографы поэта, то Клен ты мой опавший.. – стихотворение, которое было написано практически с натуры. В ноябре 1925 Есенин лечился в клинике, для этого было много причин, но формально алкоголизм, хотя поэт и в действительности использовал алкоголь в чрезмерных количествах и вынужден был поддерживать нормальное здоровье, в том числе и с помощью лечения. Итак, как свидетельствуют исследователи, стихотворение написано во второй половине ноября, а из окна палаты, где лежал Есенин, действительно виден клен, который, возможно, растет там до сих пор.

История также позволят говорить о том, как поэт покинул клинику и отправился в кабак. После этого такие строки и пришли поэту на ум, по сути, мы видим просто картину, как подвыпивший человек плетется после кабака по зимней улице.

Тем не менее, даже банальные эпизоды повседневности поэтический талант Есенина преображал в нечто более глубокое и ценное. Тут используется характерный для есенинской лирики прием очеловечивания природы. В частности автор наделяет человеческими чертами деревья.

Особенность мировосприятия Сергея Александровича было единение со всем миром и в частности с растениями со стихиями. В природе он видел себя, а в себе – отражение природы. Поэтому автор тут вполне естественным образом не только делает дерево похожим на человека, но и сам становится практически деревом, частью царства растений.

Более того Есенин испытывает эротические чувства по отношению к березке, хотя по большей части образ конечно, говорит не столько о псевдоэротическом подтексте, сколько об известном образе единения с березкой – символом русской культуры и русской природы. Душа поэта стремится соединиться с каким-то иным миром, стать чем-то другим, и тогда он видит себя как клен и также стремится обнять березку, к которой испытывает нежные чувства. Помимо этого лирический герой заглядывается и на других представительниц растительного царства, и говорит о встреченных вербе и сосне, которым поет свои песни о лете.

Вариант 2

Междометием ах подтверждается особая эмоциональная составляющая. Употребляются вышедшие из активного лексикона и просторечные выражения: чтой-то, нынче, до дома. В произведении большое количество глаголов, которые создают живую динамику событиям.

Герой осознает всю безуспешность своих стараний прийти к пониманию того, для чего он живет в этом мире. Его беспокоит вопрос, почему растрачивается впустую время отведенное на его жизнь. Герой начинает понимать, что его сердце покрылось льдом, как клен во время зимы. Выхода найти не удается, ведь долгие годы не было четкого понятия того, что конкретно необходимо предпринять.

Если глубоко осмыслить стихотворение, то станет понятно, что Есенин, как и лирический герой находится в смятенных чувствах. Но не обращая внимание на пронизывающую грусть данное стихотворение имеет большое количество поклонников и по сей день будоражит сердца читателей.

Стихотворение “Клен ты мой опавший…” было написано С.А. Есениным в 1925 году, в период, когда он находился в пси­хиатрической клинике I Московского университета. Он лежал там по настоянию близких, скрывался от возможного ареста.

Поэту была предоставлена большая, светлая комната на втором этаже, с окнами в сад. Под окнами рос клен. Очевидно, он и вдохновил Есенина на создание стихотворения.

Впервые оно было опубликовано в 1926 году в ленинградской

Стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, с элементами пейзажа, размышления о себе и о жизни. Оно бук­вально завораживает нас глубочайшим лиризмом, исповедаль­ными, грустными интонациями, искренностью чувств. Созда­ется впечатление, что лирический герой делится с нами самым сокровенным.

Разговорные интонации переданы соответствую­щей лексикой, поэт использует просторечия (“чтой-то”, “нын­че”, “одуревши в доску”). За природными образами угадываются

размышления о жизни. Мы наблюдаем здесь полное взаимо­проникновение

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

И наоборот, лирический герой сравнивает себя с кленом, но только “не опавшим, а вовсю зеленым”. Этот образ зеленого кле­на, воспоминания о теплом лете воплощают мечту героя о той гармонии, которой нет в жизни.

Композиционно мы можем выделить в произведении две ус­ловные части. Первая часть – это обращение героя к образу кле­на, своеобразный разговор с ним. Вторая часть – это размышле­ние о себе и своей жизни.

Композиция стихотворения основана на уподоблении образа человека образу клена.

Стихотворение написано шестистопным хореем, поэт ис­пользует двусложную рифму с ударением на первом слоге. Му­зыкальность и эмоциональная выразительность стихотворения обусловлены использованием средств художественной вырази­тельности: эпитетов (“клен заледенелый”, “под метелью белой”), сравнений (“как жену чужую, обнимал березку”), инверсий (“сам себе казался я таким же кленом”), аллитераций (“там вон встре­тил вербу”), ассонансов (“Утонул в сугробе, приморозил ногу”). Произведение связано с традициями фольклора. На эти стихи создан прекрасный романс, музыка к которому была написана неизвестным композитором.

Также музыку к нему писали Д.С. Васильев-Буглай, А.Н. Покровский, В. Н. Липатов.

История создания

Сергей Александрович затрагивает тему потери себя, одиночества. Он олицетворяет клён, с которым похож. Тематика печальна, поэт рассуждает о жизни. Он не боится быть честным и открытым, показывая людям свою душу.

Читайте по теме:

Композиция

14 строк – вот объём стихотворения. Поэт показывает одиночество, постепенно подводя читателя к последним строкам, которые усиливают ощущение одиночества.

Произведение является философской лирикой, в которой прослеживаются черты пейзажной лирики.

Средства выразительности

Тропы в стихотворном шедевре представлены в обилии. Они задают настроение произведению. Есть обращения и просторечия, которые сочетаются гармонично.

Читайте по теме:

Эпитеты

Опавший, заледенелый – эпитеты, которыми поэт описывает одинокое дерево, сравнивая его с собой; для творчества поэта данный момент характерен.

Олицетворения

Стоишь нагнувшись, приморозил ногу – олицетворения, которые присутствуют в тексте. Есть и другие варианты, но все они связаны с образом клена как некоего живого существа, наделенного душой.

Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну - Русь. Сергей Есенин - уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.

Сергей Есенин

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

p, blockquote 6,0,1,0,0 -->

Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал берёзку.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Дата написания: 28 ноября 1925

Клён ты мой опавший, клён заледенелый…

Клен в снегу

Есенин ведет с кленом душевный разговор, как будто с давним и близким человеком. Он искренне признается ему, что очень пьян и боится не дойти до дома. Если это реальное описание возвращения поэта домой, то становится странно, почему знакомые, видя его состояние, не смогли проводить человека. В таком случае понятно ощущение невероятного одиночества Есенина, в котором он решился начать разговор с простым деревом.

Осенний клен и березы в лесу

Клен под снегом

Публикация

Читайте также: