Классификация растений план урока

Обновлено: 08.07.2024

развивающие : научить анализировать, делать выводы, учить работать с учебником; развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе ,трудолюбие, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся

1.метапредметные

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифициро­вать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисцип­лину на уроке, уважитель­но относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и са­моанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одно­классникам

2.предметные -выделять прин­ципы современ­ной классифика­ции растений.

называть таксо­ны растений в определенном порядке

3.личностные: познаватель­ный интерес к изучению биологии. осознание не­обходимости систематиза­ции объектов для удобства их изучения

Планируемые результаты

Предметные:- знать прин­ципы современ­ной классифика­ции растений,

называть таксо­ны растений в определенном порядке

-уметь называть таксо­ны растений в определенном порядке

Личностные УУД: соблюдать дисцип­лину на уроке, уважитель­но относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: уметь организовать выполнение заданий учителя,развивать навыки самооценки и са­моанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам

Основные понятия

Систематика. Единицы классифика­ции (таксо­ны): отдел — класс — по­рядок — се­мейство — род – вид

Межпредметные связи

дополнительные

мультимедийный проектор, компьютер,экран, мультимедийное приложение к учебнику; мультимедийная презентация учителя к уроку

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, парная

Технология деятельностного метода

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Организационный момент
Время:1 мин
Основные этапы:

Приветствуют, проверяют готовность, настраиваются на продуктивную работу,

вспоминают основные правила сохранения здоровья на уроке

Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу, интересуется: как ваше настроение, самочувствие? Если хорошее, значит есть залог для успешного сотрудничества. Не забывайте о способах сохранения здоровья - правильная осанка, расстояние от глаз до рабочего стола и т.д.

(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания
Время: 5 мин
Этапы:

1.самостоятельное выполнение задания.

3. устные ответы на вопросы учителя по результатам работы

уровень подготовки д/з

более 3-х баллов- отличный)

Предлагает выполнить задания по выбору

По результатам вашей работы у меня два вопроса:

1.На какие группы вы разделили организмы в задании А?

Выберите и выполните задание в парах (А или Б)

Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: кошка, собака, верблюд, ландыш, капуста, пальма, обезьяна, белый гриб, опята, кишечная палочка. Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы (3 балла) Запишите ответ:

Оцените с соседом по парте работу друг друга. Проставьте взаимооценку на этом листе и в вашем рабочем листе.

3 балла - ответ дает точно, полно, правильно

2 балл – допускает несущественные ошибки

1 балл – ответ дает, но допускает 1-2 серьезные ошибки

0 баллов – не дает ответа

Выполните задание в паре (устно):

Приведите примеры систем из курсов биологии, математики, русского языка, технологии. (от 3 баллов)

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждую верную формулировку определения; по 1 баллу за каждый верный пример системы.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифициро­вать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисцип­лину на уроке, уважитель­но относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Развитие навыков самооценки и са­моанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одно­классникам

Изучение нового материала
Время: 20 минут
Этапы:

2.знакомство с планом изучения нового материала

3.активное слушание учащихся объяснения нового материала учителем и одноклассниками

4.выполнение учащимися заданий рабочего листа

5.подведение к выводу о роли систематики

Объясняет материал по следующему плану:

1.Систематика и ее роль.

На Земле огромное разнообразие растений до 500 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по- своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям

Чтобы разобраться во многообразии растений, ученые создали специальную науку – систематику. Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука имеет многовековую историю .попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции- Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней.

2.Роль Карла Линнея в развитии систематики.

Не только великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы.

4.Вид – основная единица систематики.

Основной единицей систематики является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов)- главные слова, признаки данной группы особей:1) сходных по строению и жизнедеятельности; 2) способных скрещиваться;3) занимающих свой ареал.

Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его.

Линней ввел в науку бинарные ( двойные) названия: первое слово - существительное – отражает принадлежность к роду, второе слово – прилагательное - отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе.

Задания рабочего листа- путеводителя, подготовленные учителем к данному уроку

Задание А. (базовый уровень)

Впишите ответ, самооценку (0-1 балл) внесите в графу3.

2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно:

Вид – отдел – класс – порядок –род - семейство

3.Определите, сколько видов и родов растений названо в

следующем списке: клевер

луговой, василек луговой,

клевер ползучий, василек

синий, василек скабиоза,

клевер шведский, лютик едкий.

Ответ вписать вместо многоточия, самооценку(0-2 балла) в графу 3.

1.Выберите верный ответ:

Ученые объединяют организмы в группы на основе:

А) сходства организмов без учета родства;

Б) общности мест их обитания;

В) сходства организмов с учетом их родства;

Г) практического значения организмов.

не забудьте о самооценке в графе 3.

2.Впишите ответы в кроссворд:

1. Наука о классификации организмов

2.Шведский ученый – натуралист.

3. Страна-родина Карла Линнея.

4.Систематическая группа (или единица).

5.Основная единица системы растений.

6.Двойные названия растений.

изготовленный в Китае по

заказу одного крупного

ученого украшало его

любимое растение – линнея

северная. Как фамилия

ученого? Как он связан

с этим растением?

Он связан с этим растением тем, что …

уметь выделять прин­ципы современ­ной классифика­ции растений.

называть таксо­ны растений в определенном порядке

умение давать определения понятиям, классифициро­вать объекты.

умение соблюдать дисцип­лину на уроке, уважитель­но относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Развитие навыков самооценки и са­моанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одно­классникам

Закрепление нового материала
Время: 5 минут
Этапы.

читают свои ответы в рабочем листе

ученикам прочитать свои ответы в рабочем листе

уметь выделять прин­ципы современ­ной классифика­ции растений.

называть таксо­ны растений в определенном порядке

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одно­классникам

Контроль
Время: 9 мин
Этапы:

1.сличение с образцом

4.формулирование вывода по проблемному вопросу урока.

затем проверяют правильность выполнения

заданий по образцу на слайдах презентации, исправляют ошибки, дают самооценку своей работы в баллах и в виде отметки,

делают вывод по проблемному вопросу урока

затем просит проверить правильность выполнения

заданий по образцу

Далее предлагает сделать вывод.

«А сейчас, узнав новое, вернемся к проблемному вопросу: как объяснить слова Линнея:

Изученная тема – опора для изучения последующих учебных тем, положительный учебный опыт поможет вам успешно понять новое.

уметь выделять прин­ципы современ­ной классифика­ции растений.

называть таксо­ны растений в определенном порядке

умение соблюдать дисцип­лину на уроке, уважитель­но относиться к учителю и одноклассникам

Развитие навыков самооценки и са­моанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одно­классникам

Рефлексия
Время: 5 мин
Этапы:

рефлексивные суждения учащихся.

учащиеся высказывают свое мнение о проведенном уроке через рефлексию

предлагает учащимся высказать свое мнение о проведенном уроке через рефлексию

Вопросы учащимся для рефлексии.

Выскажите свое мнение, продолжив фразы:

1.Изучение данной темы важно для меня т. к …

2.Мои затруднения были в том, что…

3.Чтобы преодолеть мои затруднения, нужно …

4.Формы работы, выбранные учителем способствовали ( не способствовали ) успешному изучению новой темы…

Развитие навыков самооценки и са­моанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одно­классникам

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ

Приложение 1

Задание для проверки знаний.

Выберите и выполните задание в парах(А или Б)

Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: кошка, собака, верблюд, ландыш, капуста, пальма, обезьяна, белый гриб, опята, кишечная палочка. Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы ? (3 балла) Запишите ответ:

Оцените с соседом по парте работу друг друга. Проставьте взаимооценку на этом листе и в вашем рабочем листе.

3 балла - ответ дает точно, полно, правильно

2 балл – допускает несущественные ошибки

1 балл – ответ дает, но допускает 1-2 серьезные ошибки

0 баллов – не дает ответа


Задание Б. Выполните задание в паре (устно):

Приведите примеры систем из курсов биологии, математики, русского языка, технологии. (от 3 баллов)

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждую верную формулировку определения; по 1 баллу за каждый верный пример системы.

Цель урока: обобщить знания о классах растений, их сходстве и отличии.

предметные: практическим путём соотнести рисунки растений с названиями групп, в которые они входят;

научить определять хвойные, цветковые растения, папоротники, мхи, водоросли по существенным признакам: по внешнему виду, форме, величине и окраске листа, наличию или отсутствию цветка;

по строению выделять деревья кустарники, травы;

по участию человека – культурные и дикорастущие;

воспитывать любовь к родной природе;

- проявление интереса к содержанию раздела о живой природе;

- определение собственного отношения к живой природе;

- высказывать свою версию о разнообразии живой природы, используя иллюстрацию учебника и личные наблюдения;

- работать по предложенному учителем плану;

- определять и формулировать цель урока, опираясь на материал учебника;

- отличать верно выполненное задание от неверного( отличие диких животных от домашних, определение частей растений и др.)

-ориентироваться в учебнике, пользуясь условными обозначениями;

- отличать известное от неизвестного ( многообразие животного и растительного мира) с помощью учителя;

- находить ответы на вопросы, используя учебник и жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию о живой природе, о растениях, насекомых, диких и домашних животных, сравнивать и сопоставлять полученные знания;

- определять причины событий и явлений в живой природе;

- слушать, делиться информацией, высказывать своё отношение к изучаемому материалу, понимать речь других;

-учиться работе в паре;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-поиск и выделение необходимой информации;

развивать мышление, смекалку, наблюдательность, умение классифицировать, обобщать и делать выводы; прививать интерес к предмету.

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информацией (устная, составление рассказа по картинке учебника)

Форма урока: с использованием мультимедийных средств.

Ход урока: на уроке использовать элементы современных образовательных технологий:

  1. здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание);
  2. игровые;
  3. личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
  4. информационно – коммуникативная технология (использование мультимедийных средств обучения);
  1. проблемное обучение (частично - поисковое).

Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой, творческими заданиями, самостоятельными выводами в конце урока.

Оживляют урок игровые моменты.

При подготовке к уроку использовала компьютер – программа Microsoft Office Power Point 2003, Microsoft Office Power Word 2003,Paint, интернет ресурсы.

План урока, хронометраж времени.

  1. Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (1 минута).
  2. Проверка домашнего задания (5минут).
  3. Работа над новым материалом. Практическая работа (16 минут).
  4. Физминутка (2 минуты).
  5. Работа над новым материалом. Практическая работа (продолжение) (16 минут).
  6. Работа с учебником (4 минуты).
  7. Интеллектуальная игра (2 минуты).
  8. Итог урока. Домашнее задание (3 минуты).
  1. Организационный момент.

Слайд 1 Разнообразие растений

II. Введение в урок

- Из всего богатства окружающего мира сегодня наш урок посвящён растениям.

- Что вы знаете о растениях? Что это за группа такая живых организмов?

- Велик растительный мир земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложным строением, другие просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие - бесцветны. Одни живут на суше, другие – обитатели водных просторов.

В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами.

В царстве растений учёные насчитывают около пятисот тысяч видов. Все растения объединены в классы.

Слайд 2 Классификация растений

И сегодня мы с вами продолжим классификацию растений. Напомните, что такое классификация?

На предыдущем уроке мы с вами произвели первую классификацию, т.е. распределили растения на группы по первому и основному признаку. Какому?

Слайд 3 Классификации растений по их строению:

- Откройте рабочие тетради с. 31, задание 43. Я хочу проверить, как вы запомнили 5 групп классификации растений по их строению, подпишите у каждого рисунка название группы.

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

А теперь проверка и небольшие мини-проекты о каждой группе растений,

приготовленные группами учеников нашего класса. Выступления учащихся.

Водоросли – первые растения появились в воде. Они могут быть и микроскопическими, и очень крупными экземплярами, до 20-30м. Водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростов, цветков, а следовательно, плодов и семян у них тоже нет. Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде- саргассы. В наших пресноводных водоёмах часто встречаются водоросли – тина.

Лишайники – загадка для учёных до сих пор. В них живут два организма и гриб, и водоросль в тесном переплетении. Лишайники очень разнообразны, по цвету, и по форме, но, как и у водорослей, ни стеблей, ни корней, ни листьев, ни цветков у них нет. В наших сумрачных влажных лесах лишайники растут на земле, камнях, стволах деревьев. На Севере, в тундре, лишайник ягель – основной корм северных оленей. Эти растения – долгожители: они могут жить сотни, а иногда и тысячи лет.

Мхи – появились на земле после водорослей. У них уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьям впитывать воду с растворёнными в ней питательными вещества ми. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах – спорангиях. Цветков у них нет.

Папоротники – растения, которые лучше приспособились жить на суше. Они имеют корни, которые всасывают почвенную воду с питательными веществами, стебли и листья. В тропических лесах до сих пор сохранились папоротники высотой до 30 м и огромными листьями. Они выглядят как наши деревья. К сожалению, цветка у этого растения нет, поэтому размножается он не семенами, а спорами, которые образуются у него на изнаночной стороне листа.

Понятие цветковые растения говорит о том, что кроме корня, стебля и листьев у них есть цветок. Из него развивается плод с семенами.

Вершины своего развития достигли цветковые растения. Они очень многочисленны и разнообразны. Основной орган размножения этих растений – цветок.

III. Работа по развитию умения классифицировать, обобщать и делать выводы. Актуализация новых знаний.

1. А если все растения рассмотреть с точки зрения формы.

-Возьмите свои рабочие листы с классификацией и около цифры 2 напишите следующее основание:

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательная: проверить усвоение учащимися знаний об основных систематических категориях: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; классификации цветковых растений; морфологической характеристики отдельных семейств классов Однодольные (Лилейные и Злаки) и Двудольные (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные), народнохозяйственном значении отдельных представителей указанных семейств.

воспитательная: воспитывать у учащихся бережное отношение к растениям; любовь к природе, способствовать формированию научного мировоззрения школьников при повторении вопросов строения и значения отдельных растений;

развивающая: развивать у учащихся навыки самостоятельной работы при выполнении заданий, закрепить навыки работы в группе, развивать внимание и память школьников, умения слушать и выделять главное, развивать системное мышление учащихся.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником, ТСО – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, в паре, группе.

Личностные УУД

Сформировать умение постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Форма урока: урок - игра

- проблемного обучения

Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор.

Наглядность:

В конце игры по этим баллам выставляется отметка каждому игроку

2.Постановка цели и задач урока. Мотива-ция учебной деятельности учащихся

Определяет проблему, мотивирует познавательную деятельность учащихся, акцентирует внимание на цели урока.

Задачи: проверить усвоение знаний об основных систематических категориях: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; морфологической характеристики отдельных семейств классов Однодольные (Лилейные и Злаки) и Двудольные (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные), народнохозяйственном значении отдельных представителей указанных семейств.

Для достижения поставленных целей и задач, проведем наш сегодняшний урок – урок-игра

Помогают формулировать цели и задачи урока

3. Обобщение и систематизация знаний

Начинаем игру. Чтоб все в игре прошло без запинки

ЕЕ мы начинаем с разминки.

Давайте вспомним, об отделе Покрытосеменных растений выбирая правильные суждения:(по очереди отвечаем на вопросы со слайда.

1. Покрытосеменные растения еще называют цветковыми, так как у них есть цветки (да)

2. Семяпочка у них защищена завязью, поэтому такие растения называются покрытосеменными (да)

3. Покрытосеменные растения – самая древняя группа растительного мира (нет)

4. Цветковые растения растут во всех климатических зонах (да)

5. Наличие плодов обеспечивает распространение семян (да)

6. Ткани цветковых растений характеризуется высокой специализацией (да)

7. Цветковые растения размножаются спорами. (нет)

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

На доске под номерами выписаны термины (признаки растений) и названия семейств:

3 - Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые;

4 - одна семядоля;

5 - Злаковые, Лилейные;

6 - две семядоли;

7 - параллельное или дуговое;

Каждая пара получает текст. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения дети находят ответ и записывают в тексте.

Задание 2: ОПРЕДЕЛИТЬ СЕМЕЙСТВО (семейства написаны на листочках, лежащих на столах)

Нужно поднять карточку с названием семейства ( чья группа быстрее)

лопух большой (сложноцветные);

гравилат лесной (розоцветные);

лилия кудреватая (лилейные);

ежа сборная (злаковые);

паслен сладко-горький (пасленовые);

соя (бобовые);

редис (крестоцветные).

Команды заполняют таблицу:

Название семейства

Жизненная форма

Формула цветка

Стручок или стручочек

Деревья, кустарники, травы

Яблоко, костянка, сборная семенка

Ягода или коробочка

Хлебные культурные растения, кормовые

Ягода или коробочка

Пищевые, лекарственные, декоративные растения

Ученики делятся на пары по схеме на слайде.

критерии оценок:

Ученики делятся на пары по схеме на слайде.

Ученики выставляют оценки одноклассникам в свой лист оценивания напротив названия Задание 2. ОПРЕДЕЛИТЬ СЕМЕЙСТВО

Ученики делятся на группы по схеме на слайде.

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задание 4. “Цветик - семицветик”.

Команде предлагается цветок с 7 лепестками. Отрывая любой из них по очереди, ученики получают описание одного из семейств, записанное на обратной стороне лепестка. По этому описанию они должны определить, о каком семействе идет речь:

- Основное отличие растений этого семейства – симбиоз с азотфиксирующими бактериями, под действием которых на корнях растений образуются выросты – клубеньки. (бобовые)

- В основном это однолетние и многолетние травы – древнейшие культурные растения, которые кормят род человеческий. Стебель растений этого семейства имеет особое название. (злаковые)

- В этом семействе есть пищевые, декоративные, лекарственные растения. В основном это многолетние травы с подземными органами в виде корневищ, луковиц. Есть среди этого семейства и ядовитые растения, и те, которые занесены в Красную книгу, которые требуют охрану. (лилейные)

- В этом семействе имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды многих из них весьма вкусны и богаты витаминами. (розоцветные)

- Многие растения данного семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться. Но некоторые используются в пищу. Соцветие растений этого семейства может быть образовано несколькими типами цветков. Плоды могут иметь парашютики. (сложноцветные)

- Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный побег-клубень. Одно из растений сделало человека своим рабом, разрушая его организм. (пасленовые). Какое же растение превратило человека в своего раба? Почему? (табак курительный, в его листьях содержится никотин, который губительно действует на организм человека).

- Растения этого семейства являются хорошими медоносами. Огромное количество их растет на пустырях. Название семейства отражает строение цветка (расположение лепестков и чашелистиков). (крестоцветные)

5-й конкурс. Викторина.

Какую траву знают даже слепые? (Крапива)

Какое растение любят кошки? (Валериана)

Какое растение говорит о том, где оно живет (Подорожник)

Какое растение является символом горечи? (Полынь)

Какая ягода поможет больному горлу (Малина)

Ягоды на этом дереве можно увидеть даже зимой (Рябина)

Какое дерево стало символом нашей родины (Береза)

Какой чай носит мужское имя (Ивар-чай)

Эта ягода поможет нормализовать зрение (Черника)

Какая трава поможет излечиться от кожных заболеваний? (Чистотел)

На каком овоще спала принцесса? (Горох)

Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички (Ромашка)

Что без боли и печали доводит до слез (Лук)

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет (Смородина красная и черная)

Цветами, какого овощного растения украшала себя французская королева (Картофель)

Какой цветок называют водяной красавицей (Белая кувшинка)

Какой овощ римляне называли головой? (Капуста)

Какая самая большая ягода на земле (Арбуз)

Из плодов, какого дерева изготовляют курагу (Абрикос)

Из плодов, какого дерева изготовляют шоколад (Какао)

Это растение называют кормильцем Востока (Рис)

Какие ягоды похожи на малину, но черного цвета? (Ежевика)

Какой овощ называют корнем здоровья (Редька)

Венком из листьев этого дерева раньше награждали победителей (Лавр)

Ветка, какого растения украшает фуражку лесника (Дуб)

Ученики рассаживаются по одному и по очереди отрывают лепесток с вопросом , зачитывают его и отвечают.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 14

УРОК по биологии

для учащихся 6 класса по программе В.В. Пасечника.

Учитель биологии МОУ СОШ 14

Комиссарова Ольга Владимировна

Урок по биологи рассчитан на учащихся 6класса.

Тип урока: урок обобщения и повторения, форма проведения: групповая.

Цель урока : диагностика и коррекция знаний учащихся по данной теме.

Образовательные: закрепить знания о многообразии растительного мира покрытосеменных растений, характерных признаках классов (Однодольных и Двудольных) и семейств;

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания, совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать умения и навыки работать по группам;

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи, поддержки друг друга; формировать способности к совместной умственной деятельности.

Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении биологии – наглядности. Урок содержит большой объем информации, способствует подготовке к сдаче ОГЭ.

На уроке применяются различные формы учебной деятельности : работа с гербарием, работа с моделями цветка, работа с продуктами растительного происхождения, фронтальный опрос, беседа, тестирование, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.

На уроке формируются следующие компетенции : учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

Урок состоит из 6 этапов:

Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (использовалось музыкальное сопровождение), эмоциональный и психологический настрой.

Подготовка учащихся к активному и сознательному обобщению знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы, где будут использоваться знания в дальнейшем.

Подведение итогов. Рефлексия. Задача этапа – осмысление деятельности ученика и учителя на уроке.

Информирование о домашнем задании по интересам и степени сложности.

Внимание и интерес к содержанию урока предполагается стимулировать применением разнообразных форм и методов проведения этапов урока, сменой видов деятельности учеников . Смена видов деятельности и возможность применить свои знания в практической работе могут способствовать активизации внимания учащихся в течение всего урока. Весь материал, предполагаемый к использовани ю на уроке, соответствует возрасту ребят и стимулирует их на поисковую деятельность. Цель деятельности учащихся на уроке формируется в начале урока, а промежуточные цели определяются при переходе к каждому новому этапу работы. Постановка перед ребятами новых задач на каждом этапе урока позволят поддерживать внимание учеников при выполнении каждого задания.

Важную роль в усвоении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся на уроке должно играет применение компьютерных технологий, обеспечивающей яркость и новизну изучаемого материала. Анимация слайдов в презентации привлечет внимание учеников, акцентирует его на наиболее значимых моментах изучаемой темы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать навыки самостоятельной работы с предложенными образцами, учебником, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная:

Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формировать артистические способности учащихся, развивать интерес к изучаемому предмету.

Базовые понятия. Систематик, вид, популяция.

Базовые умения. Распознать по рисункам или гербарным материалам, муляжам

Методы урока: объяснительно–иллюстративный, проблемно-поисковый, наглядный, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урок: Комбинированный, с игровыми формами.

Оборудование: компьютер с проектором, муляжи грибов, гербарные материалы растений

Тема урока. Введение в систематику. Классификация растений.

Ильина Оксана Алексеевна

учитель биологии, высшей квалификационной категории

Образовательная:

Развивающая:

Формировать навыки самостоятельной работы с предложенными образцами, учебником, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная:

Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формировать артистические способности учащихся, развивать интерес к изучаемому предмету.

Базовые понятия. Систематик, вид, популяция.

Базовые умения. Распознать по рисункам или гербарным материалам, муляжам

Методы урока: объяснительно–иллюстративный, проблемно-поисковый, наглядный, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урок: Комбинированный, с игровыми формами.

Оборудование: компьютер с проектором, муляжи грибов, гербарные материалы растений

І. Актуализация знаний учащихся по систематике предметов.

Работа в трех-четырех группах.

Задание1. Каждой группе учащихся дается смесь мелких предметов (пуговицы, камешки, металлические изделия) и предлагается их разделить.

Задание2. Каждой группе учащихся дается горсть однотипных предметов и также прелагается их сгруппировать.

Обсуждается вопрос: какие признаки легли в основу разделения предметов?

Вывод 1. Все многообразие предметов подлежит классификации, т.е. разделению их по определенным признакам.

ІІ. Изучение нового материала.

Задание 3. В природе известны четыре царства: растения, животные, бактерии и грибы (демонстрируются рисунки слайды, муляжи, гербарные материалы и т.д.).

Каждая из групп учащихся должна найти три-четыре признака, характерных только для одного из царств.

Вывод 2. каждое царство живой природы обладает набором признаков, отличающих его от других.

Царство живой природы.






Растения Животные Грибы Бактерии

Задание 4. (Кто быстрее?) Учащимся предлагается сгруппировать гербарные образцы растений разных отделов: водоросли, мхи, папоротники, ветки ели и сосны, растения с цветком. Побеждает группа учащихся, быстрее разделившая предложенные образцы на пять отделов.

Вывод 3. Растения, произрастающие на Земле. Разнообразны, но их можно разделить на пять групп или отделов.

Растения.





Водоросли Мхи Покрытосеменные Голосеменные Папоротники

Задание 5. Учащимся предлагается рисунки или гербарные образцы трех групп растений:

А) красные и зеленые водоросли;

Б) ветки туи, сосны, ели, можжевельника;

В) цветковые растения.

Вид – группа организмов, которые имеют сходные внешние признаки и способны скрещиваться между собой, передавая свои признаки потомству.

Название вида состоит из двух слов: первое слово обозначает род, а второе – видовой эпитет. Например: береза бородавчатая, тополь белый, чина луговая, ромашка аптечная.

Водоросли – 35 тыс. видов.

Мхи – 25 тыс. видов.

Папоротники – 12 тыс. видов.

Голосеменные – 750 видов.

Покрытосеменные – 250 тыс. видов.

Рассказ учителя о классификации растений; составление опорной схемы.

Отдел Класс Семейство Род Вид.

Популяция – совокупность особей одного вида, распространенных на определенной территории.

ІІІ. Закрепление материала.

Б. Предложить записать по памяти название отделов растений.

В. Тест на компьютере.

1. Наука о классификации организмов с учетом их родства:

а. систематика

2. Сколько царств в живой природе?

3. Группа организмов, которые имеют сходные внешние признаки и способы скрещивания между собой, передавая свои признаки потомству, называется…

4. Сколько известно отделов растений.

5. Совокупность особей одного вида распространенных на одной территории.

б. популяция

ІV. Дифференцированное домашнее задание.

Зарисовать по одному представителю растений из каждого отдела..

Сделать классификацию цветковых растений.

Творческое задание. Запишите все названия видов дикорастущих растений (можно на уровне рода), которые вы смогли вспомнить за 10 минут. Проанализируйте, какие группы растений представлены в вашем списке. Сделайте вывод о вашем уровне знаний растительного мира.

Читайте также: