Классификация методов внеурочной деятельности учителя начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Внеурочная деятельность – это воспитательная работы, которую проводят классный руководитель и учителя-предметники с учениками своей школы.

Внеурочная деятельность представляет составную часть учебно-воспитательной деятельности и одну из форм организации свободного времени учеников.

Виды и направления внеурочной деятельности

Во внеурочной деятельности, как и в любом другом виде деятельности, выделяют несколько видов и направлений.

Виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досуговая деятельность;
  • художественное творчество;
  • социальное творчество;
  • производственная деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Зачастую выбор профессиональной деятельности происходит под воздействием внеурочной работы.

Функции внеурочной деятельности

В школе внеурочная деятельность выполняет следующие функции:

  • образовательную – обучать ребенка по дополнительным образовательным программам, давать детям новые знания;
  • воспитательную – обогащать и расширять культурно-нравственный уровень учеников;
  • креативную – способствовать реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • компенсационную – способствовать освоению новых направлений деятельности, которые углубляют и дополняют основное базовое образование и создают для ребенка эмоционально значимый фон усвоения содержания общего образования, а также предоставляют ребенку гарантии достижения успеха в выбранных им сферах творческой деятельности;
  • рекреационную – организовывать содержательный досуг в качестве сферы восстановления психофизиологических сил ребенка;
  • профориентационную – формировать устойчивый интерес к социально-значимым видам деятельности, содействовать определению жизненных планов ребенка, в том числе предпрофессиональной ориентации;
  • интеграционную – создавать единое образовательное пространство школы.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо того, во внеурочной деятельности ребенок осваивает социальный опыт, приобретает навыки воспроизводства социальных связей и личностных качеств, которые нужны для жизни, а также происходит процесс самоопределения ребенка в социально и культурно значимых формах жизни, проживание ситуаций успеха, личностного саморазвития.

Роль внеурочной деятельности в развитии младших школьников. Метод театрализации

Можно сказать, что внеурочной деятельностью обеспечивается всестороннее и гармоничное развитие учеников, которое должно усиливать интерес к изучению тех или иных элементов.

Внеурочная деятельность предполагает, что дети будут добровольно участвовать в ней, развивая самостоятельность, при этом внеурочную деятельность все же направляет учитель, помогая ученикам углубить знания по интересующему предмету, развить познавательные способности и интересы.

Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности предполагает, что ведущее место отведено именно учебной деятельности. Когда же взаимосвязь нарушается, и внеурочная деятельность базируется только на интересе учеников, дети начинают плохо успевать по предмету.

Организация досуга детей невозможна без внесения элементов художественности, а в частности театрализации. Показ и оживление, художественное осмысление какого-то факта или документа, события представляют суть театрализации в качестве творческого и художественного педагогического метода.

Театрализация в качестве специфического творческого метода помогает превратить игровую программу, праздник, представление, концерт в бифункциональную форму искусства, в котором информационно-педагогическая функция может быть соединена с художественно-эстетической.

Туманов И.М. указывал, что театрализация способствует возникновению у каждого ребенка на празднике и других мероприятиях потребности действовать, к сотворчеству.

Значение театрализации в современном мире крайне большое, но воспитательный эффект от ее использования полностью зависит от того, в чьих руках находится данный метод и с какой целью он применяется.

Чтобы подчеркнуть самостоятельную художественную ценность драматургии и режиссуры театрализованного досуга, можно уверенно сказать об их педагогической значимости, так как речь идет об искусстве, которое теснейшим образом связано с жизнью. В театрализованном досуге жизненный материал обрабатывают в соответствии со всеми законами драматургии, пишут и воплощают по правилам сценарного мастерства и режиссуры. Очевидно, что их знание нужно организатору массовых театрализованных зрелищ и прочих форм досуга детей.

Основой драматургии для массовой досуговой деятельности служит сценарий. Сценарий представляет собой художественно-образную основу зрелищного мероприятия. В нем монологи чередуются с диалогами, а также описываются все действенные моменты и использование разнообразных технических средств. Действие должно быть зрелищным и увлекательным, а сценарий – зримым, то есть не просто описывать события. Он должен давать четкие представления о том, как все происходит в действиях.

Начиная работать над сценарием, в первую очередь, нужно представлять, для кого и зачем он пишется, что за мероприятие планируется. Необходимо четко определить его педагогические, художественные и творческие задачи, предполагаемый состав участников, художественно-эстетические и материальные возможности, а также традиции аудитории, возраст и интеллектуальные возможности зрителей и участников.

Приоритетная задача современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.

Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и позволяет решить целый ряд важных задач (НОО):

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
  • обеспечить закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов (н: проектная деятельность учащихся).

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности.

Работа над внедрением стандарта подводит к следующим выводам:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Итогом такой работы должен быть заданный образовательный результат – научить детей осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных, в более широком смысле – научить их социализироваться, адаптироваться в разных общественных формациях.

Внеурочная деятельность в нашей школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Раскроем некоторые формы внеурочной работы нашей школы по направлениям:

Всех нас беспокоит состояние здоровья наших детей. Поэтому целью программы спортивно-оздоровительного направления является:

- cохранение и укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни,

Мы разучивали различные игры на внимание, на формирование осанки, разучивали физминутки. Проводились беседы о ЗОЖ.

Учитывая интересы детей, они были вовлечены в спортивные кружки и секции. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

2. Общеинтеллектуальное направление

Это направление предполагает организацию разного рода мероприятий, направленных на умственное и интеллектуальное развитие школьников. Это могут быть различные конкурсы, викторины, олимпиады по различным дисциплинам и т.п. Проводиться они могут как внутри школ, так и между школами.

3. Социальное направление

Это направление предполагает формирование у школьников навыков социального взаимодействия. Главное здесь – моделирование тех или иных ситуаций межличностного взаимодействия. Здесь тоже могут быть использованы различные формы внеурочной деятельности. Представляется, что наиболее эффективной из них будет социально-психологический тренинг, поскольку в его рамках можно смоделировать практически любую ситуации и проработать эффективные решения проблемы

Это направление направлено на формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Внеурочная деятельность расширяет познания детей и патриотическое воспитание, а также мы развивает внутренний мир ребёнка. Духовно- нравственное воспитание помогает формировать основы поведения и общения.

5. Художественно-эстетическое

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

В свой работе, я руководствуюсь следующими целями и задачами:

Цели: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов творческой деятельности в работе с младшими школьниками для развития воображения творческого мышления и творческой активности.

  • способствовать обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;
  • стимулировать положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед творческим процессом ;
  • давать возможность экспериментировать;
  • способствовать развитию зрительно-моторной координации;
  • развивать нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Нестандартные подходы к организации творческой деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

  • Развитие творческого воображения
  • Самостоятельность
  • Познавательный интерес

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого мы должны создать такие условия, при которых жизнь детей должна быть наполнена разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

Аннотация. Цель данной работы – сформировать небольшое понятие о внеурочной деятельности и её видах. В работе были использованы следующие методы теоретического исследования, как классификация и метод обобщение материалов исследования. Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, виды, направления.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

​​​​​​​Игровая деятельность - ввиду перенасыщения воспитательно-образовательного комплекса информацией интеллектуальные и дидактические игры являются оптимальной формой обучающей деятельности, позволяющей в досуговой, интересной форме создавать ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков.

Познавательная деятельность - стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям. Следствием этого становиться повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию.

Проблемно-ценностное общение - организуется для коррекции отношения школьников к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни.

Досугово-развлекательная - данный вид реализации внеурочной деятельности предусматривает обеспечение содержательного, полезного отдыха детей.

Художественное творчество - организация комплекса кружковой деятельности, позволяющей создать оптимальные условия для гармоничного развития обучающихся.

Социальное творчество - подготовка к участию в жизни социума.

Трудовая - деятельность, направленная на овладение теоретической и практической базой производственных действий, организуется в рамках кружковой работы с целью развития талантов учащихся, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки.

Спортивно-оздоровительная - выполняется путем привлечения школьников к участию в спортивно-массовых мероприятиях, активизации интереса детей к различным видам спорта, поощрения ориентации на здоровый образ жизни.

Туристско-краеведческая - реализуется как цельный образовательный комплекс, способствующий психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011 – 111 с. – ( Стандарты второго поколения).

Читайте также: