Классификация инновационных проектов в школе

Обновлено: 30.06.2024

Инновации или новинки характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся объектом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе, они являются результатом научных исследований, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть спонтанным, он требует управления.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает внедрение новых целей, содержания, методов и форм обучения, организацию совместной деятельности учителя и ученика.

Инновация — это средство (новый метод, техника, технология, программа и т.д.), а инновация — это процесс освоения этого средства.

Инновация — это целенаправленное изменение, которое вносит в окружающую среду новые стабильные элементы и вызывает переход системы из одного состояния в другое. Инновация с этой точки зрения понимается как результат нововведений, а инновационный процесс рассматривается как развитие трех основных этапов: Генерация идеи (в конкретном случае — научного открытия), развитие идеи в прикладном аспекте и реализация инновации на практике.

В этом отношении инновационный процесс можно рассматривать как процесс, который доводит научную идею до стадии практического применения и реализации соответствующих изменений в социально-образовательной среде.

Инновации в образовании — это новшества, которые специально задуманы, разработаны или случайно обнаружены в качестве образовательной инициативы.

Содержанием инновации могут быть: научно-теоретические знания определенной новизны, новые эффективные педагогические технологии, выполненные в виде технологического описания проекта эффективного инновационного педагогического опыта, готового к реализации. Инновации — это новые качественные состояния образовательного процесса, формирующиеся в результате внедрения достижений педагогической и психологической наук в практику, использования передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и внедряются не государственным сектором, а работниками и организациями системы образования и науки.

Существуют различные типы инноваций, в зависимости от признака, по которому они классифицируются.

Для того чтобы полно и точно представить особенности инновационных процессов в современном российском образовательном пространстве, можно выделить два типа учебных заведений в системе образования: традиционные и развивающиеся. Традиционные системы характеризуются стабильным режимом работы, направленным на поддержание установленного порядка. Эволюционирующие системы характеризуются исследовательским режимом.

В развивающихся российских образовательных системах инновационные процессы реализуются по следующим направлениям: Формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых образовательных технологий, создание новых типов учебных заведений.

Классификация инновационных моделей - Принципы разработки инновационных методов организации образовательного процесса

Принципы разработки инновационных методов организации образовательного процесса

Инновационные процессы следует отличать от локальных экспериментов или внедрения отдельных инноваций. Например, введение дополнительного факультативного курса в школе не делает ее инновационной. Инновационная деятельность характеризуется системностью, холизмом и целостностью.

В педагогической литературе выделяют два типа инновационных процессов в образовании.

Первый тип — это инновации, которые возникают в значительной степени спонтанно, без точной связи с самой порождающей потребностью или без полного осознания всей системы условий, средств и способов реализации инновационного процесса. Инновации такого типа не всегда связаны с полнотой научного обоснования, а чаще возникают на эмпирической основе, под влиянием ситуационных требований.

Инновации такого рода могут включать в себя деятельность учителей как новаторов, воспитателей, родителей и т.д.

Второй тип инноваций — это инновации в системе образования, которые являются продуктом сознательной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности.

Гуманистическая педагогика разработала ряд требований к инновационному процессу в школе:

  • Измените цель школы;
  • Переориентация внутренней личностной установки учителя на гуманистическую сущность инноваций;
  • Индивидуализация и дифференциация обучения и образования;
  • Создание благоприятной социально-психологической и предметно-пространственной образовательной среды;
  • Обеспечить социальную и психологическую защиту детей;
  • Создание условий для развития склонностей и способностей каждого ученика;
  • Вера в ученика, в его силы и способности, принятие ребенка таким, какой он есть;
  • Обеспечение успеха обучения и образования;
  • обоснованность уровня развития каждого ученика;
  • Гуманизация образовательных отношений;
  • Гуманитаризация образования, усиление его универсальной, междисциплинарной направленности;
  • научно-методическое обеспечение инновационного процесса.

Существуют такие особенности инновационного процесса в образовании, как:

Исходя из специфики инновационного процесса в образовании, можно определить следующие принципы разработки инновационных методов образовательного процесса.

Любой инновационный метод должен быть основан на конкретной научной концепции, включающей философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения целей образования.

Инновационные методы должны обладать всеми свойствами системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования учебного процесса, этапной диагностики, варьирования средств и методов, способов коррекции результатов.

Современные инновационные методы находятся в состоянии конкуренции и должны быть эффективными с точки зрения результатов и оптимальными с точки зрения затрат, чтобы гарантировать достижение определенного стандарта образования.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) инновационной методологии в других образовательных учреждениях того же типа, другими субъектами.

Таким образом, учитывая особенности инновационного процесса в образовании и соблюдая вышеуказанные принципы разработки инновационной методологии, можно предположить успешное внедрение инноваций в традиционный образовательный процесс.

Роль инновационных методов в развитии школы

После всестороннего анализа ситуации в школе и определения результатов работы школы, очевидно, необходимо сделать выбор идей, с помощью которых это можно сделать наилучшим образом. Отбор идей неизбежен, поскольку для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть выбраны различные инновации, каждая со своими сильными и слабыми сторонами. Такая логика размышлений кажется очевидной, но в реальной практике она часто не выдерживает критики. Вместо вдумчивого подхода к выбору идей мы видим:

Отбор идей осуществляется путем обсуждения и осмысления группой компетентных людей — экспертов (это наиболее зрелые и продвинутые сотрудники школы, приглашенные специалисты). Она предполагает сравнительную оценку идей по определенному набору параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как путем мысленного экспериментирования, так и на основе развития проектной деятельности предполагаемых участников преобразования.

Необходимо переосмыслить весь организационный механизм отбора идей, включающий сбор предложений от педагогов, детей и родителей через интервью и анкетирование, выявление предпочтений всех групп людей, вовлеченных в инновационный процесс, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методических объединений, творческих микрогрупп, кафедр и, при необходимости, на заседании педагогического совета.

В достижении цели менеджер должен не только и не столько сам, сколько другие — исполнители, реализаторы будущих инноваций. Очень важно, чтобы они сами участвовали в поиске, оценке и отборе новых идей для освоения.

В противном случае их работа не будет должным образом мотивирована, и не произойдет обновления в управлении школьными инновациями.

Анализ профессиональной литературы и школьной практики показывает недостаточную интенсивность внедрения педагогических инноваций в практику образовательных учреждений

Существует как минимум две причины, по которым педагогические инновации не внедряются. Первая причина заключается в том, что инновация обычно не получает необходимой профессиональной экспертизы и одобрения. Вторая причина заключается в том, что к внедрению педагогических инноваций не готовятся организационно, технически и особенно личностно, психологически

Четкое понимание содержания и параметров педагогических инноваций, знание методологии их применения позволяют как отдельным педагогам, так и руководителям образовательных учреждений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Спешка при внедрении инноваций часто приводила к тому, что нововведение, обычно рекомендованное сверху, забывалось или отменялось через некоторое (короткое) время приказом или распоряжением. Одной из основных причин такого положения является отсутствие в школах инновационной среды — определенного морально-психологического климата, подкрепленного комплексом организационных, методических и психологических мер, обеспечивающих внедрение инноваций в образовательный процесс. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности о сути педагогических инноваций.

Изучение образовательного пространства

Анализируются направления применения моделирования в педагогике и модели, построенные в соответствии с этими направлениями. Систематизация моделей основана на основных категориях педагогики: образование, воспитание, обучение и позволяет раскрыть многообразие построенных моделей. Анализ моделей призван внести вклад в концептуальное и терминологическое определение моделей и служить целенаправленному использованию метода моделирования в педагогике. Ключевые слова: образование; образовательное пространство; педагогическое моделирование.

Категории науки связывают научные знания в целостную систему. Основными категориями педагогики являются воспитание, образование, обучение. С этими понятиями связаны педагогические исследования и модели в структуре. В педагогике, как и в других научных дисциплинах, исследовательская модель может возникнуть несколькими путями: в результате наблюдения явления и его развития; в результате процесса дедукции как частный случай модели; в результате процесса индукции как обобщение модели. Модели используются либо как исследовательский метод представления изучаемого педагогического объекта для его объяснения, изучения и уточнения; либо как инструмент, позволяющий влиять на его построение или функционирование на основе анализа модельного представления педагогического объекта.

Изучение образовательного пространства также предполагает построение образовательных моделей.

Эти модели учитывают специфику специальности, учебного заведения, дидактические условия обучения для развития профессиональных навыков. В данном случае используется принцип системности, учитываются внутренние и внешние факторы профессионального образования. Эта группа моделей близка к моделям, позволяющим формировать индивидуальные траектории обучения школьников, студентов средних и высших учебных заведений.

Модель личности

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

5 инноваций для педагога

Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.

Педагогическая инновация: суть и цели

Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

  • Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
  • Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
  • Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
  • Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.

Инновационные подходы в современном образовании

Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

  • Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
  • Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

Проектная работа

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.

Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровое технологии

Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.

В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.

Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио

Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.

Предельные основания кризиса современного образования лежат в завершении индустриального этапа развития человеческой цивилизации. Уходящая эпоха, снизив внимание к нравственно-эстетическим факторам, породила технократичность мышления, дегуманизацию ценностей и смыслов человеческого бытия. Эти изменения негативно сказались и в сфере образования, заложив опасность подмены его цели, социальной сущности и назначения.

Лишь тщательная рефлексия оснований, анализ причин и следствий сложившегося кризиса позволит изменить представления о современных целях и задачах образования, осознать изначальное значение для него смысла культуры человеческой деятельности.

Педагогическая деятельность - это деятельностная субстанция образовательного процесса, из которой возникают все результаты образования. Ее характеристики в определяющей мере влияют на позитивный или негативный исход любых затрат и действий, предпринимаемых системой образования. И все положительные элементы, факторы, свойства, определяющие желаемый эффект работы педагогического сообщества, слагаются в культуру педагогической деятельности.

Теоретическое осмысление проблемы формирования культуры педагогической деятельности давно назрело в педагогической науке. Актуальность формирования культуры педагогической деятельности обусловлена рядом противоречий, обострившихся в последнее десятилетие:

- между разрабатываемой образовательной парадигмой, рассматривающей личность учителя как цель отечественной системы педагогического образования и неправомерно сохраняющимся взглядом на него как средство решения текущих социально-исторических задач;

- между высоким уровнем осознания самоценности человеческой личности и традиционной методологией системы высшего образования, направленной на формирование человека лишь как специалиста;

- между потребностями студента в самореализации в пространстве культуры и педагогической действительности и реальными условиями, имеющимися средствами вуза, недостаточными для формирования культуры педагогической деятельности;

- между объективной потребностью формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя и недостаточной разработанностью теоретических основ этого процесса.

2.Причины неэффективности реформирования современного образования.

Так почему же реформы российского образования проводятся столь часто, а ощутимых результатов они не дают? Все подсистемы народного образования, в основном, работают так, как и работали. А если какие-то результаты реформы и дают, то чаще всего не в лучшую сторону – как, например, размывание в последние годы естественно-математического образования, которым Россия имела все основания гордиться. В чем же причина?

А причина в том, что все реформы осуществляются совсем не так, как они должны осуществляться.

Одна из первых причин неэффективности российского образования состоит в неверном выявлении проблем в образовании.

Следующая причина состоит в неверной постановке целей. Ошибки в определении целей при создании систем чрезвычайно часты повсеместно, в том числе и в образовании. Одним из наиболее острых и сложных вопросов является выбор критериев. Таким образом, для образования одна из актуальнейших задач – разработка современного критериального аппарата.

Следующая проблема – это выбор модели образовательной системы и конструирование данной системы.

3.Сущнось педагогических инноваций.

4.Критерии оценки инновационных процессов.

Критерии (от греч. kriterion) - средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизма управления этими процессами в рамках всех уровней! (федерального, регионального, муниципального, но, прежде всего, в: рамках образовательного учреждения) на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде.

Критерии оценки рассматриваются как условие эффективности управления развитием образовательных учреждений. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.

Критерии оценки инновационных процессов призваны помочь перевести инновационные изменения из организационного уровня в содержательный, т.е. придать инновационным процессам новые качества, изменить их сущностный характер.

Качественная характеристика критериев при рассмотрении и оценке инновационных процессов исходит из принципов оптимальности, перспективности, реальности и реализуемости. Качественные критерии инновационных процессов и их оценки необходимы прежде всего практическим работникам как субъектам инновационной деятельности.

Такими критериями являются:

  1. актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);
  2. новизна (степень оригинальности инновационных ; подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну);
  3. образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);
  4. общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);
  5. полезность (практическая значимость инновационных процессов);
  6. реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).

5.Основные этапы педагогического проектирования.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап - моделирование;

II этап - проектирование;

III этап - конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной моделн и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

6.Содержание основных процедур педагогического проектирования.

В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов.Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:

диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);

формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;

создание образа результата;

поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);

обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;

комплексная экспертиза результатов реализации проекта (СНОСКА: Масюкова Н. А. Проектирование в образовании. — Минск, 1999).

Е. С.Заир-Бек связывает логику педагогического проектирования с такими этапами, как определение замысла, или эскиз проекта; разработка моделей действия (стратегия); планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации; организация обратной связи; оценка процесса; оценка и анализ результатов; оформление документации (СНОСКА: Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. — СПб., 1995).

В. В. Сериков предлагает такую последовательность: разработка замысла, диагностичное задание цели, определение состава и условий действий, ведущих к личностным новообразованиям; формирование обобщенной характеристики педагогической ситуации, динамическое структурирование процесса; подбор педагогических средств; прогнозирование вариантов поведения педагога; диагностика результатов (СНОСКА: Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: концепция и технологии. — Волгоград, 1994).

1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).

2. Этап реализации проекта.

3. Рефлексивный этап.

4. Послепроектный этап.

Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

7.Классификация образовательных проектов.

Разработчик метода проектов , американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов :

1. Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности.

2. Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

3. Повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

4. Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление шкатулки с вышивкой, комплекта детской одежды Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

• практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

• исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

• информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

• творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

• ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания. Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания. По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

• минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

• краткосрочные — на 4-6 уроков;

• недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

· защита на Ученом Совете;

· диалог исторических или литературных персонажей;

8.Черты современных образовательных проектов в российском образовании. Современность диктует нам свои правила во всех сферах жизни. Так и образование переходит на новый виток приоритетных направлений и задач обучения. Таким образом, все разрабатываемые и внедряемые образовательные проекты отвечают законам современности.

9.Параметры экспертизы образовательных проектов.

Экспертная деятельность, как особый вид исследования имеет такие структурные компоненты: сбор и анализ информации, определение проблем исследования и их ранжирование, формулирование гипотезы и цели исследования, планирование, определение инструмента и критериев исследования, контроль и оценка, корректировка.

Как всякая деятельность, экспертная деятельность, может иметь следующее целеполагание:

  1. Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям, либо существующим требованиям или традициям.
  2. Оценка деятельности проектировщиков по проработке инновационного проекта, приращению их профессионального мастерства, а также оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта).
  3. Понимание авторского замысла, исходной проектной идеи, выявление ее мировоззренческого контекста, целевых ориентаций проекта и его ценностно-смысловых оснований.

Параметры экспертизы образовательных проектов включают:

1. Общие критерии – позволяют оценить значимость (общественную и профессионально-деятельностную) предполагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации.

– актуальность представленного проекта:

необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы;

– новизна (оригинальность) проектной идеи:

принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т.д.;

локальный, местный, региональный, межрегиональный, общегосударственный;

фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т.д.);

улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации;

– транслируемость проектной идеи:

экстраординарность условий реализации идеи иди возможность ее тиражирования.

Основой общей критериальной оценкой является соответствие предполагаемых действий концептуальным целям и программным устан6овкам проекта.

2. Специальные критерии – позволяют оценить компетентность автора проектной идеи и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям.

– полнота структуры проекта:

анализ образовательной ситцуации, развернутая конценция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач), содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением, смета реализации;

– степень проработанности структурных элементов проекта:

полнота, углубленность, конкретность и т.д.;

– согласованность структурных частей проекта: соответствие анализа ситуации – описанию проблем, концепции – основным направлениям деятельности, целей и задач проекта – существующим и необходимым ресурсам (технологическим, организационных, профессиональных, финансовых и т.д.).

Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагается инновационные преобразования.

3. Конкретные практические критерии – позволяют оценивать степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности.

соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов;

наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно-деятельностного ресурса);

– инструментальность (управляемость) проекта:

наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации проекта, сформированность образовательных ресурсов.

Основой конкретной критериальной оценки является наличие специальных механизмов формирования разнообразных ресурсов, профессионально-деятельностных коалиций субъектов из разных общественных практик и их соответствия реальной образовательной ситуации, на которую ориентирован данный проект.

Таковы типологические группы критериев оценки инноваций в образовании, которые в реальной экспертизе могут быть конкретизированы относительно предметного содержания проектной работы и технологизированы относительно ее способов.

1) Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990. – с. 8.

3) Козлов, С. Д. Роль образования в современном обществе/ С. Д. Козлов// Педагогическая мастерская. – 2004. – № 2. – с. 9

4) Строкова, Т. И. Мониторинг педагогических нововведений/ Т. И. Строкова// Директор школы. – 2006. – № 6. – с.34.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде, чем мы остановимся на классификации проектов (что должны обязательно в самом начале проектирования определить для себя участники проекта, а потом указать при оформлении паспорта проекта) еще раз уточним некоторые понятия:

Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.

*Проект - ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.

Метод проектов в педагогике – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

*Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.

Соотношение проектирования и исследования:

Проектирование: разработка и создание прообраза объекта или его определенного состояния; решение практической проблемы;подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

Исследование: процесс поиска неизвестного; получение нового знания; создание нового интеллектуального продукта;не предполагает создание заранее планируемого объекта

Наиболее популярные формы проектов среди учащихся:

учебный проект, социальный проект, экологический проект, информационный проект, обзорный проект, видеофильм, электронный буклет, рекламный ролик, сценарий мероприятия, учебная предметная презентация, сценарий изменения территории или элемента среды и т.д.

Наиболее популярные формы исследований среди учащихся:

научно-исследовательская работа, учебное исследование, экспедиция, краеведческие исследования, экологический поход, реферат, социологические исследования, иллюстрированный доклад, учебная предметная презентация, научая статья, научный отчет, рецензия и т.д.

Педагогическая цель создания проекта: развитие познавательной, творческой, изобретательской и практической активности учащихся, в результате которой обучаемые применяют полученные знания на практике, создают новый конечный интеллектуальный или практический продукт.

v Развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение искать информацию, развитие критического мышления;

v Самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

v Решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

Существует множество подходов к классификации проектов. Приведем несколько наиболее популярных из них.

По А.С. Сиденко:

Типы проектирования:

Классификация проектов:

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.).

2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера).

3. По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).

Приведем более подробное описание:

· Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

· Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен­ных результатов. При выполнении проекта должны использовать­ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

· Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

· Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

· Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное засе­дание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

5.По характеру координации (с открытой, или явной, координацией:

· в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).

6.По уровню контактов (внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные: участники проекта являются представителями разных стран).

Приведем более подробное описание:

· Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

· Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

По характеру контактов проекты могут быть:

· региональными (в пределах одной страны),

Последние два типа проектов являются еще телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

7.По количеству участников (личностные – индивидуальные, парные, групповые).

8.По продолжительности (минипроекты; краткосрочные на 1-5 уроков; среднесрочные – на 1-2 месяца; долгосрочные – до 1 года).

Приведем более подробное описание:

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Примером могут служить этнографические походы и экспедиции, экологические проекты.

Виды проектов:

· Социально значимый проект.

· Проект – иллюстрация учебной темы.

· Проект – исследование научной проблемы в определенной учебной дисциплине.

· Проект - постановка проблемы.

· Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж, сценарий).

· Текущий учебный проект.

· Итоговый учебный проект.

Е.С. Полат предлагает систему основных критерий,

по которым различают типы проектов:

1.По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

2. По признаку предметно-содержательной области:

3.По характеру контактов:

· внутренние или региональные,

4.По количеству участников проекта:

5.По продолжительности проекта:

· доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

· макет, схема, план-карта;

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

2. Проекты-интервью (Survey projects).

3. Проект-производство (Production projects).

4. Проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects).

По америк.профессору Э.У. Коллингсу:

(Савченко Н.П., журнал «Теория и практика дополнительного образования №6, 2010, стр.35: /…. в 1910-е гг. Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов на четыре группы…/):

.Мы полагаем, что муха явилась главной причиной тифозных заболеваний, и рекомендуем вам нижеследующие средства:

1. Вставление сеток в окна и дверные проемы (следует подробнее вычисление необходимого количества сетки и расчет стоимости).

2. Очистка двора от всякого сора и отбросов.

3. Перемещение свиного хлева на более отдаленное расстояние от дома.

4. Хранение всех отбросов в ведрах с крышками.

Еще один пример классификации проектов:

По предмету труда

· Человек – человек. Человек – природа.

· Человек – техника. Человек – художественный образ.

· Человек – знаковая система.

По сфере применения

· Школа. Семья. Досуг.

· Производство. Профессиональное самоопределение.

По интересам

· Коммерческие. Игровые. Профессионально – трудовые.

По материальному воплощению

По преобладающим технологическим процессам

· Архаичные (ручные технологии),

· Традиционные (машинные технологии),

· Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики)

По цели проектной деятельности

По продолжительности выполнения

· Долгосрочные (от 20 до 60 часов),

· Среднесрочные (блок 8 – 10 часов),

· Кратковременные (2 – 4 часа)

По организации проектной деятельности

По структуре содержания

· Мономодульные(охватывают один модуль программы )

· Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей)

По уровню творчества

Какими бы не были по своему виду и типу проекты, с их помощью можно:

· выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;

· находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;

· находить конкретные собственные пути решения проблем;

· применять полученную информацию для решения поставленных задач.

2.Развивать у школьников исследовательские умения.

3.Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.

4.Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.

6.Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.

Читайте также: