Проектная деятельность по литературному чтению в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

изученных произведений, на основе восприятия произведений искусства.

развивать творческие способности, образное мышление, фантазию;

уметь самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию;

овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни

- уметь создать свой продукт и выстроить защитную речь

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель мероприятия и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.

Ресурсы: презентация, карточки для групповой работы, фломастеры, бумага, доска, магниты.

При входе каждый участник мастер-класса получает разноцветные листочки

1.Мотивационно-целевой этап

- Добрый день, коллеги. Рада приветствовать вас на нашем мероприятии.

• Прибавьте столько же.

• Разделите на два.

• Какое число загадали? ( спросить у 2-3 человек )

• Что у вас получилось? ( у всех получится число 5 )

- Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причѐм, вначале никто об этом даже не догадывался.

2. Работа над проектом.

2.1. Поисковый этап:

и ответить на вопрос:

- Какие эмоции, ассоциации вызвала у вас эта музыка? (шуршание листьев)

- Назовите тему нашего занятия.

- Совершенно верно. Вот и закончилась у нас осень. Давайте вспомним, чем мы с вами занимались в этот период на уроках литературного чтения и во внеурочное время (участвовали в конкурсе чтецов, рисовали рисунки, делали поделки из природного материала)

- Мы с вами не только читали и заучивали стихотворения русских поэтов, но вспоминали приметы осени, отгадывали загадки, подбирали поговорки и пословицы об осени, рассматривали картины художников, посвящённые этому времени года, сочиняли сказки.

- Скажите, как выражают люди свою любовь к осенней природе, к природе вообще?

- Вы уже знаете, что проект – это дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое. Как вы думаете, а что может стать результатом (продуктом) нашей проделанной работы, если мы объединим в одно целое пословицы, поговорки, приметы, рисунки, и загадки об осени?

- Правильно, результатом (продуктом) нашей работы будет осенний литературный журнал.

- Какую цель мы поставим перед собой на этом занятии? (Создать литературный журнал об осени)

- Работать сегодня вы будете в группах. Разделимся на группы. В этом нам помогут разноцветные листики, которые вы получили в начале

- Осень – удивительное время года. И не только потому, что с приходом осени все вокруг становится ярким, красочным. Вряд ли кому приходит на ум, что за один осенний сезон мы встречаем три осени! Каждая со своим характером, своими особенностями, своим названием.Какие?

2. 2. Аналитический этап:

- Причём у вас на столах уже есть половина материала для вашей страницы. Другая половина материала находится на моём рабочем столе. Кто догадался, как будут называться ваши страницы?

- С давних времен люди внимательно наблюдали за явлениями, происходящими вокруг. Люди прослеживали серии закономерностей в происходящих событиях, накапливали по этому поводу опыт и отображали этот опыт в создании устного народного творчества, в частности, в поговорках и пословицах. Давайте вспомним пословицы и поговорки об осени.

У меня на столе находятся пословицы и поговорки. Но, к сожалению, они рассыпались. Вам нужно отобрать из них только те, которые описывают вашу Осень.

Перед вами репродукции картин русских художников. Ваша задача: подобрать картину вашей осени и постараться вспомнить автора и название картины.

Осенью происходят большие изменения в жизни животных.Какие? У каждой осени своя птица. Подумайте и определите, какая птица соответствует вашему периоду осени.

- Как вы думаете, чего ещё не хватает в нашем литературном журнале?

- Конечно, стихотворений. Вспомните, кто из поэтов посвящал свои стихотворения осени?

- Кто из вас хочет прочитать наизусть стихотворение об осени?

- А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворения и выберете одно из них, которое наиболее созвучно вашей осени.

2.3. Практический этап:

- Итак, материал для журнала собран. Можно начинать оформлять страницы. Каждая страничка будет особенной, вы создадите её своими руками. Проявите творчество и фантазию. Помните, что результат зависит от всех в группе, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.

2.4. Презентационный этап:

- Итак, странички журнала у нас уже готовы. Сейчас наступает самый ответственный момент. Каждой группе предоставляется возможность рассказать о своей работе, познакомить нас со своей осенней страничкой.

-Вот и подошло к концу наше занятие. Вы очень хорошо потрудились. Вы сегодня молодцы! Ваши странички великолепны! Мы еще раз убедились, что осень – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года!

- Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале нашего урока? Достигли мы этой цели?

- Посмотрите, на нашем дереве появились листики. А это значит, что осень не торопится нас покидать. Я желаю вам всем хорошего настроения.


Полный текст материала Мастер-класс "Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Актуальность темы определяется следующими обстоятельствами:

-возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, само актуализации,

-принципиальным расширением форм социализации и воспитания ребёнка, делают необходимым совершенствование системы школьного образования.

ВложениеРазмер
obobshchenie_opyta_po_teme_proektnaya_deyatelnost_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx 26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме:

«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,

Актуальность темы определяется следующими обстоятельствами:

-возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, само актуализации,

-принципиальным расширением форм социализации и воспитания ребёнка, делают необходимым совершенствование системы школьного образования.

Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Проанализировав учебники по литературному чтению авторов Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, убедилась в необходимости расширения предложенных заданий авторами учебника по литературному чтению, так как крайне мало заданий творческого характера, все они индивидуальные. Задания группового исследовательского характера не заложены.

Условия современного образования позволяют нам применять компьютерные технологии, современные дети, желают и могут мыслить творчески по литературному чтению.

Начав работу по данной теме, столкнулась с тем, что большинство детей не умеют применять полученные знания на практике.

С одной стороны существует потребность совершенствовать методы преподавания, в том числе по литературному чтению. С другой стороны – эффективность реализации современных технологий находится в непосредственной зависимости от формирования ОУН учащихся, обуславливающих умение учиться.

Следовательно, чтобы подготовить активную личность необходимо по-новому организовывать процесс обучения.

Технология проектной деятельности на уроках литературного чтения для младших школьников четыре года назад практически не была разработана. Можно было найти только фрагменты опыта работы в технологии проектной деятельности по литературному чтению.

Ведущая педагогическая идея опыта – внедрение проектной деятельности в методику обучения младших школьников литературному чтению - перспективна, так как в будущем эта методика обеспечит повышение уровня сформированности ОУН, повысит интерес к предмету литературного чтения.

Цель опыта: Добиться условия для формирования творческой деятельности младших школьников и дальнейшей их реализации.

Задача опыта: 1) с оздать условия для проектирования на уроках литературного чтения; 2)способствовать личностному развитию учащихся младших классов в процессе решения ими проблем в условиях перехода на стандарт второго поколения.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Основные требования к проектной деятельности.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)–исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть достаточно убедительно представлен представителям общественности, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)

В своём опыте использовала классификацию проектов

а) По целям и задачам: практико - ориентированный; исследовательский проект ; и нформационный проект ; т ворческий проект ; р олевой проект .

б) По предметно – содержательной области: моно проекты и меж предметные проекты.

в) по характеру контактов между участниками : внутри классные и внутри школьные.

г) По продолжительности: м ини – проекты (могут укладываться в один урок или менее); к раткосрочные проекты (требуют выделения 4 – 6 уроков); н едельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели (целиком проходит при участии руководителя).

Виды презентационных проектов, наиболее часто используемые в начальной школе : воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); д емонстрация диафильма; п утешествие; реклама художественного произведения; ролевая игра; создание нового литературного произведения с использованием известных сюжетов и литературных персонажей и др.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность .

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов - к долговременным, межпредметным; от личных проектов - к групповым и общеклассным. Поэтому в своей работе постепенно усложняла проектные задания, переходя из класса в класс.

Постепенное усложнение проектных заданий по литературному чтению в начальной школе

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Система образования должна готовить людей, приспособленных к жизни в условиях развития новых технологий и информатизации. Одним из важных умений для человека в настоящее время является умение находить информацию, перерабатывать и использовать ее в нужных целях. В связи с этим, в начальной школе все чаще используется метод проектов, он вызывает большой интерес в педагогических кругах, развивается и совершенствуется быстрыми темпами.

Благодаря проектным методам дети учатся применять полученные знания не только в теории, но и на практике, что значительно отличает данные технологии от традиционного метода обучения. Традиционный подход, по мнению многих педагогов, не в полной мере оправдывает себя, т.к. он предусматривает только воспроизведение знаний учащимися, полученных от учителя, а их реализация в практической жизни не предусмотрена. Ученики лишь усваивают полученные знания, заучивают основные правила, но столкнувшись с реальными жизненными ситуациями, не могут применить свои знания, т.к. в школе они не участвуют в деятельности, которая могла бы показать применение полученных знаний на практике.

Тем не менее, проектные методы не заменяют традиционное обучение, но дополняют и расширяют его. Для выполнения проектов, ученикам необходимо решить несколько интересных и полезных задач связанных с реальной жизнью, применить полученные теоретические знания на практике. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Тема данной работы является актуальной, т.к. сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Цель данной работы заключались в следующем:

Выявить методические условия, методы и приемы организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Рассмотреть роль проектной деятельности учащихся в начальном образовании.

Привести пример проектной деятельности на уроке литературного чтения.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: использование проектной деятельности в начальной школе.

Роль проектной деятельности учащихся в начальном образовании

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.

Организация проектов в начальной школе — интересное и востребованное направление. Однако педагоги часто смешивают понятия "проектирование", "проектный метод" и "проектная деятельность". Проект — это прообраз, план какого-либо объекта, процесса; проектирование — это сам процесс создания проекта его участниками; понятие "проектный метод" — это способ, путь обучения. Таким образом, под "проектным методом можно понимать способ обучения через организацию проектов. Проектная деятельность — это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта".

Проектная деятельность обеспечивает формирование у детей субъектной позиции деятеля, что соответствует требованиям нового ФГОС НОО.

В Примерной основной образовательной программе отмечается, что выпускник начальной школы получит возможность "понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Специфика проектной деятельности в школе состоит в ее ориентации на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую. Проектную деятельность учащиеся осуществляют в течение определенного отрезка времени, при этом "результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)".

Требования к организации проектной деятельности учащихся:

1) наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2) практическое, теоретическое, познавательное значение предполагаемых результатов;

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий. [ 5, c.34]

Проекты классифицируют по доминирующей в них деятельности (исследовательский, игровой, практико-ориентированный, творческий), отнесенности к одной или нескольким областям знаний (монопроект, межпредметный), характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города), количеству участников и продолжительности. [ 7, c.25]

Реализация метода проектов на практике приводит к изменению позиции учителя: педагог становится организатором познавательной, исследовательской деятельности своих учеников, при этом деятельность обучающихся должна быть сориентирована на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Новая парадигма образования смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на развитие универсальных учебных действий и целостное духовно-нравственное развитие личности школьника. Одной и приоритетных задач школы является создание условий для формирования активной позиции школьника в учебном процессе. Основой формирования активной позиции школьника является организация учебного процесса на основе деятельностного, личностно-ориентированного подходов. Возникает противоречие между традиционным объяснительно-иллюстративным методом обучения, который направлен на передачу знаний от учителя к ученику, и новыми требованиями к организации учебного процесса: ученик должен приобрести в процессе совместной деятельности со взрослым и сверстниками умение учиться. Разрешение названного противоречия предполагает рассмотрение проблемы. Как научить ребенка видеть проблему, ставить цель деятельности, определять задачи, составлять план действий, оценить свои учебные достижения? Иными словами, как научить ребенка учиться?

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Таким образом, целью проектной деятельностью в начальной школе является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развитие познавательных навыков, развитие навыков презентации и рефлексии деятельности.

Данный пример показывает, что проектная деятельность в начальной школе, организованная на уроках литературного чтения может иметь безграничные возможности: от обучения формулирования проблемы (познавательной, духовно-нравственной, прикладной) до организации различных видов деятельности (художественной, исследовательской, поисковой, литературной) и форм презентации (представление результатов перед одноклассниками, участие в конференциях).

Данный пример показывает, что в проектной деятельности в первом классе образ литературного героя может быть представлен детьми различными способами, что расширяет понятие образа в представлении ребенка, раскрывает его творческие способности при создании своего художественного образа.

Тематика проектной деятельности в первом классе на уроках литературного чтения может быть следующая: тайны загадки; создание музея литературного героя (например, Бабы-Яги); тема дружбы в художественных произведениях и т.д.

В обобщенном виде технологию можно представить следующим образом:

- анализ учителем художественных произведений, определение духовно-нравственной и познавательной проблемы произведения, которую можно решить во время проектной деятельности;

- определение приемов, которые помогут подвести детей и сформулировать духовно-нравственную и познавательную проблему проекта;

- определение примерного плана проекта;

- планирование различных видов деятельности (познавательной, поисковой, художественной, прикладной);

- организация проекта, помощь в его осуществлении (мотивирование, консультирование, корректировка хода проекта);

- организация презентации проекта и его рефлексии.

Организация учебного проекта на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности позволяет выявить следующие затруднения, связанные с его реализацией:

- длительность по времени. Проекты по времени занимают много времени: от 3 недель до нескольких месяцев. На каждом этапе необходимо мотивировать и стимулировать деятельность;

- недостаточность сформированности учебных умений и навыков, которые необходимы для выполнения проекта (создание презентации, умение найти нужную информацию, подготовить выступление и т.д.). Данная проблема решается в совместной деятельности с ребенком, выполнение деятельности по образцу, по плану;

- трудности публичного выступления и представление работы. Для преодоления трудностей публичного выступления использются репетиции выступления, представление работы в узком кругу слушателей (родители, группа одноклассников); представление работы в рамках Интернет-конференции. [ 3, c.43]

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности.

Технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности.

Подготовка к проекту

Идет написание отзывов (как в классе, так и дома) на изучаемые стихотворения в течение учебного года по определенному плану:

Читая стихотворение (название, автор)…,

Я представляю….

Мне нравится/-ятся стихотворение/герои (какие именно. ), потому что. .

В последствии дети сами себе же доказывают, что читать можно не только рассказы, но и сказки и стихотворения, а также произведения о природе, это интересно и познавательно.

В результате дети делятся на три группы по жанрам и получают задания :

1. Составить списки авторов, которые сочиняли сказки/ рассказы/ стихотворения о природе.

2. Выбрать одного из авторов. Собрать информацию об его биографии, произведениях.

Проводятся консультации с каждой группой, где проходит работа с читательскими дневниками учащихся всего класса (составление списков прочитанных произведений данного автора), обсуждение собранного материала, способов показа для одноклассников, продукта деятельности, составление детьми контрольного среза по выбранной теме для учащихся своего класса.

Урок показа работ

Оформление презентации (на компьютере)по плану:

что такое рассказ? (из словаря)

авторы, которые писали рассказы о природе

биография М. М. Пришвина

рассказы, которые прочитали в классе (анализ читательских дневников)

hello_html_5e0d11a0.jpg

Оформление газеты по рубрикам:

что такое сказка? (из словаря)

авторы, которые писали сказки о природе

биография В. В. Бианки.

сказки, которые прочитали в классе

hello_html_m332e1392.jpg

Составление сборника отзывов по стихотворениям Ф. И. Тютчева, выступление по плану:

что такое стихотворение?

авторы, которые писали стихотворения о природе

биография Ф. И. Тютчева

стихотворения Ф. И. Тютчева, которые прочитали в классе

определи по отрывку из отзыва, о каком стихотворении идет речь

hello_html_m7f1f854f.jpg

Метод проектов – совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по самой своей сути.

Ценным является то, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение некоторого времени.

При решении какой либо проблемы в проекте используются разнообразные методы, средства обучения, знания учащимися различных учебных предметов, также различных областей науки, техники, технологии, творчества.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка, конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность реально способствует формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, овладению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.

Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности.

Технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности.

Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2001. - 272 с.

Господникова М.К, Н.Б. Полянина Проектная деятельность учащихся 2013 г. - 131 с.

Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.- Чебоксары 2007.

Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Начальная школа-2006 №1.

Кравец Т.Н., Телеганова Н.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования. // Нач. образование - 2005 №2.

Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ [ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова] М.: Просвещение, 2011.

Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ [ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова] М.: Просвещение, 2011.

Матяш Н.В., Симоненко В.Д., Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов - М.: Вентана-Граф, 2007.

Меняева И.Н. О методе проектов. // Педагогическая мастерская, №4, 2004.

Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, №7, 2008.

Палат, Е.С. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2000. – 205 с.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / - М.: Просвещение, 2011. - 192 с. - (Работаем по новым стандартам).]

Сергеев И.С., Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работ. общеобраз. учрежд. - М.: АРКТИ, 2007.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии 1998 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.

Щербаков А.В., Кисляков А.В. Научно- методический журнал "Классный руководитель" №1 - 2012.]

Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности: Проектная деятельность на уроках технологии в 5-9-х классах / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - №2. - С. 17-23

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Темы проектов по Литературному чтению

Вниманию представлены темы исследовательских работ и проектов по литературному чтению для учащихся 1, 2, 3, 4 классов начальной школы, которые будут полезны при проведении самостоятельного исследования былин и сказок, легенд и комиксов, загадок и пословиц, поговорок и песен.


Оригинальную тему проекта по литературному чтению в начальной школе рекомендуется выбирать в месте с учителем, учитывая уровень подготовки ученика и его интерес к предложенной теме и предмету. Ниже представлены темы исследовательских проектов по литературному чтению, которые для удобства выбора распределены по классам:

Следует обратить внимание на то, что представленные темы исследовательских работ по литературному чтению в 1, 2, 3, 4 классе начальной школы не являются окончательными и могут быть расширены или видоизменены в зависимости от интересов, увлечений или собственного видения исследуемого вопроса ребенком.

Возможно, определенная тема исследовательской работы по литературному чтению натолкнет ребенка и родителей на более интересную и близкую именно Вашей семье или лично учащемуся тему исследования.

На этой странице выделены общие темы проектов по литературному чтению о любви к книгам, об образах героев народных сказок, о видах и признаках народного творчества, о писателях и их произведениях, поэзии и др., которые подойдут учащимся 1, 2, 3, 4 класса.

Мы рекомендуем детям выполнять исследовательские проекты по литературному чтению по нашим темам во время каникул, когда есть много свободного времени для отдыха и для интересного занятия проектом. Работать над проектом может и группа детей.

Темы проектов по литературному чтению для начальных классов

Общие темы исследовательских работ по литературному чтению для начальной школы:

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из кодов:

Код ссылки на страницу "Темы проектов по литературному чтению":
Темы проектов по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения очень актуальна для формирования у младших школьников читательских умений.

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения

учитель начальных классов

Г. Алексина, Тульской области

Лазукина Юлия Александровна

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения очень актуальна для формирования у младших школьников читательских умений.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению новых знаний. Система образования должна готовить людей, приспособленных к жизни в условиях развития новых технологий и информатизации. Одним из важных умений для человека в настоящее время является умение находить информацию, перерабатывать и использовать ее в нужных целях. В связи с этим, в школе все чаще используется метод проектов, он вызывает большой интерес в педагогических кругах, развивается и совершенствуется быстрыми темпами.

Сущность и понятие проектной деятельности было не раз рассмотрено в работах таких педагогов и психологов как А.А. Гоицановой, В.Е. Радионовой, В.П. Беспалько. Большой вклад в изучение внесли В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов.

Благодаря проектным методам дети учатся применять полученные знания не только в теории, но и на практике, что значительно отличает данные технологии от традиционного метода обучения. Традиционный подход, по мнению многих педагогов, не в полной мере оправдывает себя, т.к. он предусматривает только воспроизведение знаний учащимися, полученных от учителя, а их реализация в практической жизни не предусмотрена. Ученики лишь усваивают полученные знания, заучивают основные правила, но столкнувшись с реальными жизненными ситуациями, не могут применить свои знания, т.к. в школе они не участвуют в деятельности, которая могла бы показать применение полученных знаний на практике.

Тем не менее, проектные методы не заменяют традиционное обучение, но дополняют и расширяют его. Для выполнения проектов, ученикам необходимо решить несколько интересных и полезных задач, связанных с реальной жизнью, применить полученные теоретические знания на практике. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная деятельность становится в настоящее время интегрированным компонентом системы образования. Она направлена на становление и развитие активной, самоопределяющейся личности, субъекта как основе личности. Современное образовательное учреждение должно создавать условия для формирования личности, обладающей критическим и творческим мышлением, обладающей критическим и творческим мышлением, умеющей думать самостоятельно и находить способы для решения разнообразных проблем, гибко адаптироваться вменяющихся жизненных ситуациях, грамотно работать с информационными материалами, быть коммуникабельной, контактной в различных социальных группах.

Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Основные требования к проектной деятельности.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)–исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть достаточно убедительно представлен представителям общественности, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Виды проектов:

а) По целям и задачам: практико - ориентированный; исследовательский проект; информационный проект; творческий проект; ролевой проект.

б) По предметно – содержательной области: моно проекты и меж предметные проекты.

в) по характеру контактов между участниками: внутри классные и внутри школьные.

г) По продолжительности: мини – проекты (могут укладываться в один урок или менее); краткосрочные проекты (требуют выделения 4 – 6 уроков); недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели (целиком проходит при участии руководителя).

Виды презентационных проектов, наиболее часто используемые в начальной школе:

воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);

реклама художественного произведения;

создание нового литературного произведения с использованием известных сюжетов и литературных персонажей и др.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов - к долговременным, межпредметным; от личных проектов - к групповым и общеклассным.

Работа над проектом строится по следующим этапам :

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа - сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи. Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий. Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация. Задача этапа - коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Работа над проектной деятельностью - это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности. Технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности. Не стоит загружать школьников постоянными проектами, это приведет лишь к переутомлению и негативным эмоциям. Только продуманная проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде.

Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения. Каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

В результате проектной деятельности происходит повышение уровня сформированности читательских умений у младших школьников. У детей отмечается наличие личностного отношения к чтению, владение читательской самостоятельностью в работе с книгой и текстом, умение выстраивать аналогию прочитанного произведения с жизненными явлениями и уточнять позицию автора, знание ведущих тем, жанров и авторов детской литературы, умение формулировать тему и идею прочитанного, составлять план текста, использовать его для пересказа; способность младших школьников полноценно воспринимать и глубоко понимать прочитанное, уметь анализировать произведения и оценивать свою читательскую деятельность, применять в самостоятельном чтении знания, умения и навыки, приобретенные на уроках чтения; потребность вновь обращаться к знакомым и неизвестным авторам, жанрам, темам детского чтения и творчески осмысливать текст, умеют поддерживать диалог и работать в группе.

Положительные сдвиги в формировании читательских умений у младших школьников произошли в результате использования проектной деятельности на уроках литературного чтения.

Читайте также: