Когнитивные способности что это такое простыми словами в психологии кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Что такое когнитивные способности

С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.

Сегодня мы поговорим о том, что такое когнитивные способности. Разберем каждую способность в отдельности и постараемся подобрать ключи к их развитию.

Определение

Когнитивные способности – совокупность мозговых процессов, участвующих в познании окружающего мира. С помощью них мы воспринимаем, обрабатываем, сортируем, запоминаем, храним и воспроизводим информацию.

К когнитивным способностям относятся:

  • восприятие,
  • внимание,
  • память,
  • мышление,
  • речь,
  • воображение.

Это те психические процессы, которые помогают эффективно взаимодействовать с информацией, поступающей от органов чувств. Все они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Если какой-то процесс хромает, то его функцию частично берут на себя другие. Таким образом воплощается принцип гибкости и компенсаторности психики.

Когда мы характеризуем человека как “умного”, мы высоко оцениваем именно его когнитивные способности.

Наследственность и врожденные особенности влияют на качество когнитивных функций. Но в гораздо меньшей степени, чем было принято считать раньше. Первостепенную роль играет целенаправленная работа человека по их развитию.

Это значит, что человек, который обладает средними врожденными способностями, но при этом регулярно тренирует свои когнитивные функции, вскоре обгонит того, кто от природы одарен, но никак не развивает свои задатки.

Какие бывают когнитивные способности

Давайте подробно рассмотрим все когнитивные способности человека и разберемся, как их развивать.

Восприятие

Восприятие – это совокупность психических процессов, которые отвечают за отражение в сознании образов предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие не стоит путать с ощущениями, ведь это более сложный процесс. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предметов (холодный, горький, светлый), восприятие формирует целостный образ.

Восприятие по большей части процесс рефлекторный, а значит, происходит без участия сознания. Поэтому его принято считать самой простой когнитивной функцией. Но это ничуть не умаляет его важности. Именно восприятие добывает “пищу” для более сложных когнитивных функций. Дефекты восприятия накладывают серьезный отпечаток на работу всей психики и дееспособность человека.

Есть несколько условий, от которых зависит уровень развития восприятия:

  1. Активное движение. Для формирования пространственного восприятия необходима двигательная активность.
  2. Обратная связь. Для своевременной коррекции ошибок у человека должна быть возможность сравнить образ воспринимаемого предмета с самим предметом.
  3. Достаточное количество стимулов, поступающих извне. Сенсорный голод ведет к нарушениям восприятия.
  4. Разнообразие стимулов.

Во взрослом возрасте восприятие можно развивать с помощью тренировки органов чувств. Применяются упражнения как для тренировки каждого анализатора в отдельности, так и для всех в комплексе.

Внимание

Внимание – это функция психики, отвечающая за избирательность восприятия информации. Внимание позволяет из миллиардов внутренних и внешних стимулов вычленять значимые и концентрироваться на них.

Чем лучше развито внимание, тем дольше человек способен удерживать в сознании какой-то объект, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Внимание можно сравнить со светом фонарика в вечерние сумерки. Объекты, на которые падает свет, мы видим отчетливо и ясно. Тогда как все вокруг имеет лишь смутные очертания.

Важность этой когнитивной способности сложно переоценить. Она является основой для эффективной работы всех остальных функций. Мы не сможем запомнить и воспроизвести информацию, если она будет не в фокусе нашего внимания. Соответственно, и никаких логических операций мы с ней произвести не сможем.

Существует два вида внимания:

  1. Непроизвольное внимание активизируется без участия воли. Например, в ответ на сильный раздражитель: громкий звук, яркую вспышку света. Мы рефлекторно направляем внимание на объект, оцениваемый нами как опасный. Также внимание само течет в сторону потенциального удовольствия. Нам не нужно специально фокусироваться на том, что нам приятно. Это происходит само собой.
  2. Произвольное внимание – сознательный процесс. Человек активизирует его усилием воли. Говоря о тренировке внимания, имеют в виду именно произвольное внимание. Чем дольше вы можете сознательно сосредотачиваться на каком-то объекте или действии, тем выше качество вашего внимания.

Для тренировки внимания используются таблицы Шульте, клиновидные таблицы, различные картинки, на которых нужно искать спрятанные предметы или отличия.

Память

Памятью называют совокупность психических процессов по закреплению, хранению и воспроизведению полученной информации.

Память играет огромную роль в познании и преобразовании мира. Именно благодаря ей человек может учиться, получать новые знания и вырабатывать новые навыки.

Каков психофизиологический механизм работы памяти? В процессе взаимодействия с информацией в отдельных участках мозга возникают очаги возбуждения. Нейроны (клетки мозга) обмениваются электрическими импульсами и образуют друг с другом синаптические связи. Электрический сигнал передается от нейрона к нейрону, и весь его путь запечатлевается в мозге в виде нейронных цепей. Впоследствии мозг способен воспроизвести этот путь при определенных условиях.

Всего в мозге человека 86 миллиардов нейронов. Каждый из них способен формировать до 10 тысяч синапсов с другими нейронами. Емкость каждого нейрона равна 4,7 бита. Значит, емкость памяти в целом приближается к тысяче терабайт.

Память

Существует несколько основных классификаций памяти.

По характеру психической активности память делится на:

  • двигательную,
  • образную,
  • словесно-логическую,
  • эмоциональную.

По продолжительности закрепления информации память разделяют на:

  • оперативную,
  • кратковременную,
  • долговременную.

По характеру целей деятельности память делится на:

Существует огромное количество методов тренировки памяти. Познакомиться с некоторыми из них вы можете в нашей статье о том, как улучшить память. Также советую почитать и о том, как запоминать информацию.

Мышление

Мышление – высшая ступень человеческого познания. На этом уровне происходит формирование связей между объектами, их классификация, систематизация, выделение свойств. С помощью мышления человек получает знания, которые невозможно получить при помощи органов чувств.

Мышление – сложный психический процесс. На его формирование уходят годы. Выделяют несколько стадий развития мышления:

  1. Наглядно-действенное мышление характерно для детей до 3 лет. Оно работает непосредственно во время взаимодействия с предметами: ребенок учится собирать пирамидку, сортировать игрушки по форме и т. п.
  2. Наглядно-образное мышление преобладает в возрасте от 3 до 7 лет. В этот период ребенок способен оперировать образами предметов для решения задач без непосредственного контакта с самими предметами. Например, представить, что будет делать изображенный на картине человек.
  3. Словесно-логическое (абстрактное) мышление – высшая ступень развития мышления. Оно функционирует на базе языка и отвечает за использование абстрактных понятий и логических конструкций, т. е. того, для чего не существует материального выражения.

Примечательно то, что процесс развития мышления у каждого отдельного человека повторяет процесс эволюции мышления у человечества в целом. У первобытных людей сначала зародилось наглядно-действенное мышление, затем оно эволюционировало в наглядно-образное и уже после оформилось в абстрактное.

Мышление требует от человека постоянного развития. Если этого не происходит, то оно начинает деградировать. Для тренировки мышления можно использовать логические и математические задачи, кроссворды, специальные упражнения и тренажеры. Все это есть в нашей статье о том, как развить мышление.

Речь – сложный психический процесс, свойственный лишь человеку. Помимо коммуникативной он выполняет еще целый ряд других функций, в том числе и познавательную.

Представление о мире у человека формируется в процессе освоения им родного языка. С помощью речи человек способен получать знания о предметах и явлениях, не имея с ними непосредственного контакта. Это существенно расширяет границы познания и дарит нам поистине уникальные возможности.

Речь тесно связана со всеми остальными когнитивными функциями. Она оказывает влияние даже на такую базовую когнитивную способность, как восприятие. Например, ученые выяснили, что люди неспособны различать цвета, для которых у них в языке нет определения.

Развивать речь нужно сразу в нескольких направлениях: пополнять словарный запас, работать над дикцией и артикуляцией, совершенствовать выражение мыслей в устной и письменной форме.

Воображение

Воображение – способность сознания генерировать новые образы, идеи, представления на основе усвоенных ранее знаний.

Воображение играет ключевую роль в таких процессах, как моделирование, планирование, творчество. Мир, в котором мы живем сейчас, – это результат работы воображения наших предков.

Воображение

Специфика воображения как когнитивной функции заключается в переработке и осмыслении усвоенного ранее опыта. В этом плане воображение схоже с мышлением. Результатом обоих процессов является опережающее отражение. Но только с той разницей, что мышление оперирует понятиями и категориями, а воображение – образами.

Психологи выделяют 5 основных приемов воображения:

  1. Агглютинация. Или, говоря простыми словами, склеивание. Новый образ создается путем соединения двух или более существующих объектов. Например, кентавр – результат агглютинации человека и лошади.
  2. Гипербола, литота. Первое означает преувеличение, второе – уменьшение. Пример гиперболы – великан. Пример литоты – Мальчик-с-пальчик.
  3. Акцентуирование. Этот прием используется для выделения какой-то конкретной характеристики. Например, длинный нос у Буратино.
  4. Олицетворение. Суть приема в том, чтобы наделить неодушевленные предметы признаками живых существ. Без этого приема не обходится практически ни одна сказка.
  5. Типизация. Наделение образа признаками, типичными для целой группы схожих предметов или явлений.

Эти приемы мы можем использовать для тренировки воображения.

Несколько техник на развитие воображения вы можете найти в нашей статье, в которой мы собрали упражнения для развития креативного мышления.

Общие рекомендации для развития когнитивных способностей

Мы рассмотрели каждую когнитивную функцию в отдельности. Теперь давайте поговорим об универсальных способах их развития.

Прежде чем вы начнете активно заниматься умственной прокачкой, советую пройти тесты на оценку когнитивных способностей. Так вы сможете отслеживать прогресс.

Правильное питание

В основе всех когнитивных функций, несмотря на их нематериальную природу, лежат органические процессы. Для бесперебойной работы мозгу требуются все необходимые питательные вещества. Их недостаток может привести к сбоям, снижению работоспособности, повышению количества ошибок.

Позаботьтесь о том, чтобы ваш рацион был сбалансирован и богат витаминами и минералами. Следите за соотношением белков, жиров и углеводов. Не злоупотребляйте жирной, сладкой, мучной пищей.

Добавьте в рацион продукты, которые благотворно влияют на умственную деятельность:

  • красную рыбу и морепродукты;
  • грецкие орехи, семечки;
  • зелень: укроп, петрушку, листья салата, шпинат;
  • горький шоколад;
  • яйца.

Полноценный здоровый сон

Мозг страдает от недосыпа сильнее других органов и систем. Качество работы всех его функций ухудшается. Поэтому не стоит пренебрегать этим жизненно важным занятием.

Оказывается, спать тоже нужно уметь правильно. Вот вам несколько советов, которые помогут наладить режим и качество сна:

  1. Спите по 7–9 часов в сутки.
  2. Ложитесь спать не позже 22.00.
  3. За 2 часа до сна исключите физические нагрузки, обильную пищу, телевизор и компьютерные игры.
  4. Правильно организуйте пространство для сна. Комната должна быть хорошо проветренной, аккуратно убранной, без лишних отвлекающих стимулов.

Избавление от вредных привычек

Алкоголь, табак, различные психотропные вещества негативно влияют на весь организм, но мозг страдает в первую очередь. Драгоценные нейроны, на которых держится работа всех когнитивных функций, погибают от воздействия этих веществ. Чем раньше вы сможете отказаться от них, тем больше у вас шансов сохранить ясность ума.

Снижение уровня стресса

От психоэмоционального напряжения страдает вся когнитивная сфера личности. Это обусловлено тем, что при стрессе в мозге формируется доминанта, которая гасит остальные очаги возбуждения. Все внимание забирает на себя стрессовая ситуация.

На биохимическом уровне стресс характеризуется выбросом гормонов, отвечающих за мобилизацию организма для борьбы с опасностью. Это очень энергозатратное состояние, которое быстро истощает все резервы.

Вы должны тщательно следить за своей психической гигиеной и стремиться избегать сильных стрессов, если хотите поддерживать когнитивную активность на высоком уровне. В этом вам помогут регулярные медитации, занятия йогой, аутогенная тренировка, позитивное мышление.

Информационный детокс

Познавательные способности нашего мозга ограничены. Если вы нагружаете их ненужной информацией, то на нужную может просто не хватить ресурсов. Это настоящая проблема в век развития интернета.

Из смартфонов, планшетов, компьютеров на человека льется непрерывный поток информации, качество которой, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Нам сообщают, что ел на обед наш сосед, в какой больнице брат друга нашей сестры лечит зубы, с кем в очередной раз поругалась Ольга Бузова и т. п. А ведь на усвоение всех этих “знаний” мозг тоже тратит энергию!

Если хотите поддерживать качество своих когнитивных способностей на высоком уровне, придется отказаться от потребления низкосортной информации. Пользуйтесь интернетом только по делу, сведите к минимуму зависание в соцсетях, откажитесь от просмотра телевизора. Это, пожалуй, лучший подарок, который вы можете сделать своему мозгу.

Качественные и разнообразные стимулы

Когда вы расчистите эфир своего мозга от всякого шлака, нужно будет заполнить его полезной и качественной информацией. Порадуйте каждый свой чувственный анализатор. За визуальными стимулами отправляйтесь в картинную галерею, за слуховыми – на концерт классической музыки, за кинестетическими – на природу, за вкусовыми и обонятельными – на дегустацию экспериментальной кухни.

Читайте качественную литературу, приобщайтесь к театру, кинематографу, интересуйтесь наукой, общайтесь с умными и интересными людьми. Тогда у ваших когнитивных способностей всегда будет качественная пища для роста.

Радуйте мозг качественными стимулами

Тренажеры для развития когнитивных способностей

В интернете можно найти множество готовых сервисов для тренировки когнитивных функций. Давайте рассмотрим несколько самых популярных на сегодняшний день.

Викиум

Викиум – крупнейшая платформа для тренировки мозга, снискавшая любовь более 60 миллионов пользователей. На ней вы найдете огромное количество тренажеров для развития когнитивных функций, более десятка обучающих курсов, тесты для диагностики умственных способностей.

Когнитивные способности можно тренировать как по отдельности, так и в комплексе. Платформа подстраивается под ваши индивидуальные особенности и подбирает программу специально для вас.

Месяц занятий на платформе стоит 890 руб., год – 1 790 руб. Неограниченный доступ можно приобрести за 3 990 руб.

CogniFit

CogniFit – платформа для тренировки мозга с серьезной научной базой. Создатели утверждают, что с помощью нее можно не только улучшить работу когнитивных функций, но и вылечить легкие расстройства, такие как СДВГ и бессонницу.

Игры и тренажеры разработаны совместно с нейрофизиологами и многократно протестированы на разных группах населения. Эффективность их научно доказана.

Еще одно преимущество CogniFit – обширная база профессиональных когнитивных тестов. С помощью них можно достоверно оценить свои способности и составить программу развития.

Доступ к тренировочным программам на месяц стоит от 19,99 $ до 29,99 $, на год – от 119,99 $ до 169,99 $. Доступ к тестам приобретается отдельно.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое когнитивные способности и для чего нужно их развивать. Каждый человек может стать умнее, независимо от возраста и исходных данных. Улучшив внимание, память, мышление, воображение вы сможете повысить эффективность во всех сферах жизни.

Человек познает мир, изучает новое, накапливает опыт, благодаря когнитивным способностям. Дошкольникам они нужны для расширения знаний о предметах окружающего мира, ребенку подросткового возраста – для успешной учебы, взрослым – для повышения производительности труда. Важно знать, что эти когнитивные умения можно развить в любом возрасте.

Когнитивные способности в голове

Когнитивные способности в голове

Что такое когнитивные способности

Когнитивные способности – это совокупность всех познавательных психических процессов личности, ответственных за принятие, обработку, сортировку, запоминание, хранение и воспроизведение информации.

Дополнительная информация. Существует мнение, что когнитивные навыки в зрелом возрасте снижаются. Однако, если человек будет регулярно тренировать свое внимание, много читать, изучать иностранные языки, то даже в старости он будет успешно обрабатывать, запоминать и воспроизводить информацию.

Наиболее значимые когнитивные функции

Самыми важными когнитивными функциями психологи считают:

  • Внимание – способность концентрироваться на информации, игнорируя внешние раздражители;
  • Гнозис – способность воспринимать информацию;
  • Мышление – способность обрабатывать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать факты и формулировать умозаключения, осуществлять формально-логические операции;
  • Память – запоминание, хранение и воспроизведение информации;
  • Речь – способность людей обмениваться информацией;
  • Праксис – умение применять теоретические знания на практике.

Влияние когнитивных способностей на успех, его составляющие

Если у человека хорошо развиты когнитивные способности, ему легче обрабатывать информацию, получаемую от всех органов чувств. Психологи доказали то, что успех обучения и профессиональной деятельности обусловлен когнитивными навыками человека. Чем выше уровень их развития, тем выше производительность труда.

Внимание! Существуют такие виды профессий, где основным требованием к кандидату на замещение той или иной вакансии является высокий уровень развития когнитивных способностей. При этом работа на этом посту, выполнение производственных функций развивают эти умения у специалиста еще больше.

Работа развивает когнитивность

Работа развивает когнитивность

Внимание! Знание того, как развиты у человека те или иные когнитивные возможности, позволяет ему спрогнозировать, насколько успешным он будет в той или иной сфере труда. Опираясь на свой когнитивный потенциал, человек может выбрать для себя наиболее подходящую профессию и успешно продвигаться по карьерной лестнице.

Планирование

Способность к планированию – это профессионально важный когнитивный показатель. Она выражается в умении человека спрогнозировать последствия того или иного маркетингового хода, выбрать наиболее рациональный путь достижения производственных целей.

Ингибиция

Ингибиция – это когнитивное умение, заключающееся в контроле импульсивных реакций и способности сохранять здравомыслие в любой непредвиденной ситуации. Ингибиция объединяет в себе умение ставить цель, планировать и прогнозировать.

Мониторинг

Мониторинг – это когнитивные навыки контроля поведения. Посредством этой способности человек проверяет, действительно ли его действия направлены на достижение поставленной цели, правильно ли он выбрал способы решения когнитивных задач. При обнаружении отклонения от плана человек с высокими навыками самоконтроля способен скорректировать свои действия. В любой профессиональной сфере эта способность важна.

Принятие решений

Принятие решений – это определение способов достижения цели, решения проблемы.

Когнитивная гибкость

Гибкость – это когнитивные возможности человека, позволяющие ему быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и подстраивать свое поведение под них. Также эта способность позволяет человеку в решении производственных задач опираться не только на свое мнение, но и принимать в учет точки зрения коллег.

Учитывает мнение других

Учитывает мнение других

Рабочая или оперативная память

Память – это способность держать в голове всю необходимую рабочую информацию, использовать ее для решения текущих производственных задач. В психологии принято считать, что память позволяет человеку успешно осваивать новые виды деятельности, общаться, рассуждать. Рабочая память является разновидностью кратковременной памяти.

Развитие когнитивных способностей

В педагогике существуют специальные упражнения, позволяющие развить когнитивные способности:

Синхронное рисование двумя руками

Синхронное рисование двумя руками

Дополнительная информация. Успешное решение когнитивных задач – это результат совокупной работы анализаторных систем, мозга и тела. Для того чтобы стимулировать те отделы мозга, которые в повседневной жизни практически не задействованы, можно попробовать делать бытовые дела слабой рукой. Например, правшам можно чистить зубы левой рукой.

Факторы снижения когнитивных способностей

Ухудшить когнитивные способности могут:

  • Неправильное питание. Если рацион будет однообразным, организм начнет испытывать дефицит витаминов и минералов, это отразится на работе мозга: привычные умственные задачи будут вызывать у человека серьезные затруднения.
  • Нарушение режима труда и отдыха. Для нормальной работы мозга человек должен спать не менее 8 часов в сутки. Хроническое недосыпание приводит к снижению памяти, рассеянности, переутомлению.
  • Длительное физическое и психоэмоциональное напряжение. Физические и эмоциональные перегрузки истощают нервную систему. В таком состоянии человек не способен продуктивно работать.

Таким образом, когнитивные способности человека обеспечивают его результативность в учебе и работе. Если соблюдать режим дня, правильно питаться, избегать стрессов, выполнять специальные упражнения для развития когнитивных навыков, то можно быть успешным в любом виде деятельности и профессиональной сфере.

Успех в работе

Видео

Когнитивные способности

Что такое когнитивные способности

Общество часто делит людей на умных и глупых. Принципы, по которым происходит такое деление, каждый раз разные. Но суть в большинстве случаев она – если справился с задачей – умный. Не получилось, ошибся – глупец. Однако это неверная оценка человеческих возможностей. Самым точным показателем ума являются когнитивные способности. Если говорить простыми словами, то когнитивные навыки - это умение пользоваться плодами своего мозга.

Если взять в качестве примера учеников одного класса, то учитель скажет – этот ученик умный, он учится только на пятерки, а тот ученик глупый – у него одни тройки. В данном случае оценивается не способность ребенка мыслить, а способность запомнить текст пройденного параграфа и пересказать его своими словами, или применить изученную формулу на примере с цифрами. Но к изучению нужно приложить еще усидчивость и заинтересованность ребенка в материале, что есть далеко не у каждого.

К тому же, запоминать информацию, много читать и воспроизводить устно заученный текст – это еще не показатель ума, не уровень интеллектуальности. А умение применить полученные знания на деле, сделать какие-то свои выводы, отсеять неважную информацию – это уже интеллект. Этому в школе нельзя научить, это индивидуальные особенности человека.

Когнитивные способности – это умение пользоваться информацией, поступающей ежедневно из окружающей среды. Запоминать ее, применять в быту, мыслить логически, добывать выводы из неполных данных. Когнитивный – значит, связующий, строящий причинно-следственные связи. Это процесс, расширяющий знания за счет анализа полученной информации и сделанных о ней выводах.

Разновидности когнитивного мышления

Когнитивные функции развиваются у человека с первых дней жизни. Ребенок получает информацию о том, как пахнет мама, какая еда на вкус, как позвать на помощь. Основные стадии развития делят на три этапа:

Наглядно-действенный, он свойственен детям от рождения до 3 лет. В этот период дети собирают информацию об окружающем мире любыми доступными способами: пробуют на вкус, запоминают запах и внешний вид предметов. Ребенок в этот период различает функции папы и мамы, знает, перед кем можно устроить скандал и получить свое, а на кого его капризы не действуют.

Наглядно-образный, он развивается до 7-летнего возраста. Ребенок учится мыслить логически и умеет уже выполнять несложные задачи, опираясь на полученные ранее знания. В этом возрасте осваиваются границы дозволенного, тренируется память, развивается воображение, которое часто родители путают со стремлением обмануть.

Отвлеченный. Старше 7 лет ребенок уже пробует представлять то, что нельзя потрогать или увидеть, осваивается способность абстрактного мышления.

В период взросления дети посещают различные кружки и дополнительные занятия, родители стремятся научить играть на фортепиано, танцевать вальс, говорить на иностранных языках и хотят, чтобы дети успевали по базовой программе получать высокие баллы.

Но после окончания школы будто все это развитие перестает иметь значение. Дети получают аттестаты и дипломы, становятся взрослыми и ничем больше не интересуются. Мозг перестает развиваться, резко снижается его потенциал, а вместе с ним и когнитивные способности. С возрастом забываются специфичные термины, математические формулы, стираются базовые знания.

Ученые доказали, что если не давать мозгу нагрузку каждый день, распадаются нейронные связи, а значит, ухудшается память и снижается способности мыслить. Появляются когнитивные расстройства.

Что такое когнитивные расстройства

Утрата способности мыслить, потеря памяти, неадекватное поведение – признаки когнитивного расстройства. Когда речь идет о потере памяти в следствии когнитивного расстройства, не имеют в виду неспособность вспомнить фамилию автора какого-то литературного произведения из учебника за 6 класс. Потеря памяти в данном случае означает внезапное исчезновение информации об адресе места жительства, собственном ФИО, текущем дне недели.

Человеческая речь – неотъемлемая когнитивная функция. С рождения мы слышим речь окружающих, сопоставляем наименование предметов и действий с их значением, учимся произносить звуки в определенном порядке, чтобы объясняться с другими. Нарушение речи – тоже когнитивное расстройство. Человек может четко произносить звуки и даже выдерживать интонацию, но речь его будет непонятна, будто он говорит на неизвестном иностранном языке. А больному с когнитивным расстройством будет казаться, что он все понятно говорит, и отсутствие отклика от окружения его будет сильно злить.

Причины когнитивного расстройства

Толчком для начала когнитивного расстройства, как правило, становятся три основные причины:

некроз тканей головного мозга вследствие инсульта или черепно-мозговой травмы;

инфекционные поражения клеток мозга.

Менее распространенными являются:

онкология, локализующаяся в мозге;

Возрастные причины расстройств когнитивных функций объясняется износом кровеносной системы, в результате чего мозг получает недостаточное питание с кровотоком. Участки мозга отмирают, а функции, за которые они отвечали, утрачиваются. Ученые утверждают, что если на протяжении всей жизни развивать свое мышление, учиться чему-то новому, стремиться познавать самую разную информацию, тогда сформируется когнитивный резерв. Это значит, в мозге человека сформируется огромное количество нейронных связей, благодаря которым отмершие из-за недостаточного кровоснабжения участки мозга заменят другие его отделы. Простыми словами можно объяснить так: если человек всю жизнь запоминал новую информацию, понимал, как применить ее в жизни, не ленился изучать что-то новое – в глубокой старости ему не грозит слабоуме, потому что его мозг компенсирует утраченные нейронные связи накопленными.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.

Человек пишет в блокноте

Когнитивные функции, способности и процессы

Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.

Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.

Когнитивный процесс это.

Когнитивные способности это:

Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.

Фотоальбом

Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.

Различают такие виды когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
  2. Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
  3. Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.

Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.

Глобус

Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:

  1. Изучайте иностранный язык.
  2. Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
  3. Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
  4. Разгадывайте кроссворды.
  5. Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
  6. Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
  7. Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
  8. Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
  9. Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
  10. Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.

Когнитивные нарушения и расстройства

Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.

Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.

Когнитивные нарушения

В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.

Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.

Когнитивные расстройства возможны по такой причине:

  1. травма; ;
  2. инфекционные заболевания других систем, при которых выделяются токсины и повреждаются клетки нервной системы (сифилис);
  3. онкологические образования;
  4. диабет;
  5. инсульт; ;
  6. старение.

В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.

Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.

Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.

Пожилой человек

Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.

Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.

При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.

Таблетки

Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.

Когнитивные искажения (диссонанс)

Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.

Это состояние, при котором возникают противоречия:

Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.

Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.

Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:

  1. несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
  2. несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
  3. несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
  4. поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
  5. логическое несоответствие фактов.

Три мартышки

Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.

Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.

Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.

Когнитивная психология

В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.

Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.

Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.

Лента на лице

Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.

Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:

  1. обсессивно-компульсивные расстройства; ;
  2. нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия);
  3. депрессия на лёгкой стадии; ; ;
  4. трудности в отношениях;
  5. зависимость.

Автор статьи: Марина Домасенко

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Если принять за основу ложные фантазии, названные некими терминами (когнитивный), которые в итоге и являются этими значениями (отсылка на другие значения слов — способности, функции, процессы и т.д. , то будет ли являться данная информация сутью по теме. Засунуть в бутылку кучу ингредиентов и назвать их вино = когнитивное, совершенно невозможно в здравом уме так как некоторые составляющие(ингредиенты) имеют в себе уже вино от окружающего мира до бутылки с содержимым. Это тот наглядный случай когда фантазеры — чтобы объясняют введенный термин (то бишь до селе не известное) кучей других терминов и значений сути которых также не знают.

Мало кто из людей среднего возраста продолжает самообразование, только учёные всё время нагружают свой мозг, потому они до самой смерти находятся в ясном уме.

Простые же люди, да ещё и без высшего образования, даже в лучшие годы не развивают свои когнитивные способности, куда уж там им в старости этим заниматься.

Полезная статья, спасибо! В определении когнитивности так же , думаю, писать надо вместе также

Читайте также: