Класс биологии уголок дикой природы и школьная площадка как средство преподавания биологии

Обновлено: 06.07.2024

Для качественного обучения биологии необходимо создать условия, т.е. организовать материальную базу: кабинет биологии, учебно-опытный участок, уголок живой природы, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга в комплексной реализации задач обучения и воспитания.

Большое значение имеет правильно организованный кабинет биологии, так как большая часть учебного времени для овладения биологическими знаниями проводится именно в нем.

Уголок живой природы обеспечивает уроки, внеурочные работы и внеклассные занятия живыми наглядными средствами обучения.

На школьном учебно-опытном участке школьники закрепляют и совершенствуют теоретические знания, полученные на уроках биологии, отрабатывают практические умения по выращиванию и уходу за растениями весной, летом и осенью, ставя опыты, позволяющие выявить биологические закономерности развития растений в конкретных условиях, определить возможности повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

От создания материальной базы обучения и рационального размещения оборудования во многом зависит усвоение знаний и умений, развитие познавательного интереса к биологической науке.

Кабинет биологии – это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии.

Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений, чучела животных в застекленных шкафах. Позднее с внедрением экспериментальных методов в обучении кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, лупы, были выделены комнаты для живых растений и мелких животных. Наряду с таблицами использовался кинопроектор. В середине 50-х годов ХХ в. при переходе школы на кабинетную систему по всем дисциплинам кабинет биологии в основных чертах сохранился как класс-лаборатория в сочетании с подсобным помещением для размещения и хранения оборудования: наглядных пособий, аппаратуры, инструментария, библиотечки.

В кабинете содержится общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии, и специфическое – для конкретного курса, конкретной темы.

Все оборудование размещается в кабинете по определенной системе, чтобы его всегда можно было использовать в учебном процессе. Но кабинет биологии – это не только место хранения необходимого оборудования. Функциональное значение кабинета биологии значительно шире, здесь можно выделить несколько взаимосвязанных функций: учебно-воспитательную, научно-методическую, размещения учебного оборудования, справочная и учетная.

В кабинете должен быть водопровод с раковиной. Вода нужна постоянно для практических работ, демонстраций, для ухода за растениями и животными.

Охарактеризуйте учебник, как средство обучения биологии. Проблемы современного учебника.

В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня грамотности населения нашей страны. Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию.

Осознание учащимися целей самостоятельной работы с учебником до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни.

Так как содержание школьного предмета биологии отражено в учебнике, являющемся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно-воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него, при выработке умений работы с ним и отношений к изучаемому материалу, а также возможно приобщение школьников к самообразованию.

Особенно важно систематически использовать учебник в школьном курсе биологии с 6 класса с тем, чтобы при дальнейшем изучении данного предмета эта работа велась также систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые:

- осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую) и способствуют формированию у учащихся биологических знаний, учебных умений и позитивных отношений к природе;

- направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний;

- обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью;

- приобщают учащихся к самообразованию.

В ходе обучения следует учитывать, что не весь информативный текст подлежит усвоению. Приемы использования учебника должны быть направлены на изучение основной сущности учебного материала, представленного в виде биологических понятий, на развитие творческого чтения учебника с выходом за его пределы на дополнительную литературу.В процессе обучения также следует формировать приемы работы с учебником, направленные на решение воспитательных задач. С этой целью учащимся предлагают такие задания по работе с учебником, которые способствуют актуализации знаний, обладают воспитывающим потенциалом. При этом учащиеся включаются в обсуждение текстов для выработки у них собственных взглядов и убеждений на природу и общество; осуществляется вычленение воспитывающего элемента в содержании учебника на уровень отдельных познавательных задач.

Вместе с тем, материал учебника это не только содержание информации, но еще и отражение учебной деятельности, направленной на выполнение заданий и решение вопросов. Все это учащимся следует усвоить при работе с учебником таким образом, чтобы оно стало достоянием личности. Следует так же включать приемы работы с учебником, способствующие развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний, с целью приобщения их к самообразованию.

В ходе обучения можно применять традиционные приемы работы с учебником, такие как выделение главной мысли текста учебника, составление плана параграфа, заполнение схем, таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельностью, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника.

В то же время при использовании учебника следует включать учащихся и в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач.

Формирование знаний, умений и отношений считаем необходимым осуществлять в единстве, стремясь при развитии одного компонента содержания образования осуществлять развитие другого.

В школе для уголка живой природы отводят специальное помещение площадью 15-18 м2 с окнами на юг или юго-восток. В нем подбирают объекты, необходимые для использования в учебном процессе. Здесь учащиеся могут ставить опыты с живыми объектами, наблюдать за ними. Длительные наблюдения способствуют развитию исследовательских умений.

Земля в почвенных горшках должна быть умеренно влажной. Поливают растения водой, отстоявшейся в течение 1-2 суток (при этом из воды улетучивается хлор, используемый в водопроводах для обеззараживания). В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических потребностей растений.

При отборе животных для содержания в биологическом кабинете отдают предпочтение тем из них, которые неприхотливы в кормлении; легко переносят неволю (или специальным лабораторным животным); служат объектом изучения в курсе биологии; используются при постановке некоторых опытов. Кроме того, желательно, чтобы эти животные не нарушали размеренную жизнь других обитателей.

При наличии соответствующего помещения можно разводить аквариумных рыб, рыб местных стоячих водоемов, сухопутных черепах, аксолотлей, волнистых попугаев, канареек, врановых птиц и хомячков. Рекомендуется содержать простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), водных членистоногих (жуки-плавунцы, пауки-серебрянки), мушек дрозофил.

Животные, живущие в кабинете биологии, не должны нарушать санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к школьным помещениям. Поэтому содержать их лучше в аквариумах и террариумах.

На примере аквариума можно показать искусственный биоценоз и способы управления им. Обитателей аквариума и террариума часто используют для наблюдений, опытов, демонстраций и проведения лабораторных занятий. Для кабинета биологии наиболее приемлемы аквариумы следующих емкостей: 50-60 л, 20-30 л, 10-5 л. В одном из них можно поместить обитателей, легко переносящих перепады температуры воды; во втором — теплолюбивых, а в третьем — мальков рыб или представителей других видов животных и растений. В аквариум можно высадить следующие водные растения: валлиснерию спиральную, стрелолист шиловидный, элодею канадскую, людвигию болотную, водяной папоротник, элодею канадскую, водяной мох, хару (топняк). Некоторые из растений, например элодея, в последующем могут быть использованы в физиологических опытах. В аквариуме можно поселить таких сравнительно неприхотливых рыб, как карась золотой, золотая рыбка, данио-рерио, трехиглая колюшка, гамбузия обыкновенная, гуппи и другие живородящие рыбы. Для учебных целей разводят инфузорию туфельку, эвглену зеленую, дафнию, плавунца окаймленного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уголок живой природы - это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные.

Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.

помощь и содействие в организации живых уголков в

образовательных учреждениях основного и дополнительного образования;

развитие у обучающихся интереса к научным исследованиям и практической работе;

воспитание патриотических и нравственных чувств;

спасение животных, их реабилитация, наблюдение и выхаживания;

Требования к организации уголка живой природы

1. Формирование ответственного отношения к растениям и животным живого уголка.

3. Один раз в неделю клетки с птицами, кормушки, поилки дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой, высушиванием. После этого в клетку закладывается чистая подстилка.

4. Два раза в неделю террариум с сухопутной черепахой, акватеррариум с тритонами, лягушками, водной черепахой дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой. После этого в акватеррариум наливается свежая вода

5. Чистка аквариумов с рыбами проводится один раз в месяц.

6. За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.

7. В уголке живой природы, не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай).

8. В школьном уголке живой природы, расположенном в кабинете биологии, допустимо содержать аквариумных рыбок, моллюсков, гидр, рачков.

Содержание диких хищников, хищных птиц, ядовитых животных в живом уголке природы запрещается.

9. При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за аквариумом учащиеся надевают халаты или передники, постоянно хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками.

10. При приготовлении подкормок для растений учащимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения специальными неметаллическими ложечками.

11. Для борьбы с насекомыми -вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами.

12. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание воздуха учащимися из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) в полость рта ученика.

Требования к подбору объектов для уголка живой природы.

Животных подбирают безвредных, неприхотливых, обязательно прошедших осмотр ветеринара с выдачей заключения. Условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям.

Сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения.

Нельзя содержать в уголке природы одновременно большое количество животных требующих разного ухода.

Размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей.

Пополнять уголок природы нужно постепенно. По мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними.

После наблюдения животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех. Которые живут постоянно в уголке природы.

Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными для жизни и здоровья детей.

Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать внимание детей.

Требования к оформлению, особенности организации и содержания живого уголка Животные:

Небольшое животное также может поселиться в уголке природы в школе. Лучше всего, если условия позволяют, разместить там маленького грызуна - хомячка или морскую свинку, небольшой аквариум с рыбками и птичку - попугайчика или канарейку. Таким образом, дети будут видеть, что есть различные представители животного мира - водоплавающие, птицы, животные. Каждый из них питается по особенному, имеет свой режим дня. Необходимо составить расписание, чтобы дети по очереди ухаживали за животными и учились заботиться о тех, кто меньше и слабее. Конечно, никто не запрещает ухаживать за ними вне графика.





Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличии от земноводных более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их

следует часто кормить.


Растения для уголка природы лучше приобретать молодыми, весной или в начале лета. Растения, выращенные из черенков в комнате, живут лучше, чем взятые из теплиц.







Существуют определенные требования к организации и расположению живого уголка:

1) комната для уголка должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений (постоянный температурный режим, влажность, проветривание и т.д.);

2) выбор растений и животных определяется конкретными условиями школы (наличием помещения, средств по уходу);

3) учет требований программы по природоведению;

4) разнообразие представителей живого уголка и интерес для наблюдения;

5) отсутствие сложностей по уходу: труд должен быть доступен детям младшего школьного возраста (наличие неприхотливых растений и животных, не очень требовательных к организации специфических условий жизни);

6) при отборе растений и животных следует акцентировать внимание на особях с ярко выраженными признаками группы и класса (например, рыбы или птицы с типичным для своего класса строением тела и повадками);

7) размещение в уголке живой природы питомцев в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни, например: птицы в более светлом месте, вдали от сквозняка; аквариум в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Не следует сосредотачивать разных обитателей в одном месте комнаты, так как детям в таких условиях трудно наблюдать и ухаживать за живыми существами, выделять при необходимости какого-то одного обитателя среди других;

8) учет эстетических требований: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение, делать его уютным и привлекательным;

9) следует заранее побеспокоиться об инвентаре, необходимом для ухода за обитателями: за растениями - лейки, щеточки, таз, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; за животными - тазы, тряпки, щетки-сметки, терки, миски, разделочные доски, ножи. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, где также хранятся клеенчатые фартуки и перчатки. Оборудование для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним, где можно хранить и банки с кормом. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место и лежать на полках в определенном порядке, к чему приучают детей после окончания работы.

Уголок живой природы способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формирования научного мировоззрения, воспитанию научно – атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике.

Роль объектов уголка живой природы в процессе изучения биологии в современных школах. Исследование методики проведения урока в рамках школьной программы. Предложения к внеклассной работе в учебном процессе. Экскурсионное ознакомление детей с флорой.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.08.2013
Размер файла 25,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Изучение биологи в школе требует большого количества живых объектов для демонстрации, наблюдений, проведения опытов, выполнения практических работ. Хорошо оборудованный уголок живой природы всегда привлекает внимание учащихся, которые с большим желанием ведут в нем наблюдения и уход за растениями и животными.

Наиболее рационально уголок живой природы разместить около окон рекреационных залов или в коридоре вблизи кабинета биологии.

Создание уголка начинается с подбора растений, отбираются наиболее типичные представители, на примере которых можно объяснить многие явления природы. Растения должны отвечать следующим требованиям:

а) не являются ядовитыми;

б) могут быть использованы в учебном процессе;

в) широко распространены и доступны для приобретения;

г) неприхотливы к условиям выращивания;

д) не занимают много места и декоративны;

е) легко размножаются в комнатных условиях.

Выставляя на окно или горку растение, нужно обратить внимание на посуду, в которой оно растет. Школа - это учреждение, где не только обучают, но и воспитывают учащихся. Растения в приспособленной посуде, даже если они выращены заботливыми руками, не имеют эстетического вида и снижают воспитательное значение. Удачно подобранные и размещенные растения не загромождают классную комнату, а уголок живой природы делает её привлекательной. К горшку прикрепляется этикетка с указанием видового названия растения, семейства и происхождения.

При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за животными учащиеся надевают халаты или передники, постоянно хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками.

При приготовлении подкормок для растений учащимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения специальными неметаллическими ложечками. 3. Для борьбы с насекомыми-вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами.

За животными в уголке живой природы устанавливается постоянный ветеринарный надзор во избежание возникновения инфекций, которые могут передаться людям.

Учащимся, осуществляющим уход за животными в уголке живой природы, крольчатнике и т. п., учитель должен показать и объяснить, как брать каждое животное в руки, чтобы избежать укуса. Особое внимание нужно обратить на инструктаж по уходу за самками, недавно принесшими потомство, так как они, охраняя детенышей, становятся в это время агрессивными. В случае заболевания какого-либо животного надо немедленно вызвать ветеринара. Если болезнь заразна для людей, больное животное немедленно устраняется, а остальные животные подвергаются карантину по указанию ветеринарного врача.

При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание учащимися из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) полость рта ученика. Отсасывать воздух следует резиновой грушей, единенной с трубкой сифона. Инструкция по технике безопасности для учащихся при работе в уголке живой природы вывешивается в его помещении и в кабинете (лаборатории) биологии.

Актуальность данного исследования базируется на кардинальных переменах в отношении к процессу обучения, которые направлены на приведение его к большей наглядности. Общение с живыми объектами, как нельзя лучше подходит для этой цели.

Цель исследования - рассмотреть роль живых объектов в процессе изучения биологии.

Задачи исследования:

- провести анализ школьных программ;

- рассмотреть методику проведения урока;

- изучить методику внеклассной работы;

- охарактеризовать методику проведения экскурсии.

Глава 1. Живые объекты кабинета биологии

Специфической особенностью обучения биологии в школе является широкое использование натуральных объектов, постановка опытов и осуществление наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.

Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за живыми объектами, способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований. Комнатные растения и животные являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище. Создание в школах живого уголка, который можно использовать для иллюстрации формируемых у школьников биологических понятий, идея не новая, но весьма актуальная в современных условиях.

1.1 Анализ школьных программ по использованию живых объектов на уроках биологии

При изучении биологии уже с шестого класса широко используются живые объекты, начиная от комнатных растений до питомцев живого уголка.

Благодаря своему многообразию растения могут служить хорошим демонстрационным материалом в темах по морфологии и систематике растений, в проведении опытов по физиологии растений, при выяснении влияния окружающих условий на рост и развитие растений.

Демонстрация комнатных растений с плодами всегда вызывает живой интерес у учащихся. Для этой используются паслен перечный. Клеточное строение растений учащиеся изучают с помощью микропрепаратов органов растений, изготовленных самостоятельно (листья, лепестки бегонии, корни и т. д.). Изучение внешнего и внутреннего строения корня провожу на придаточных корнях бегонии. Воздушные придаточные корни легко образуются у пилеи во влажной камере. У монстеры воздушные корни достаточно крупные и корневой чехлик виден невооруженным глазом. Поглощение корнем воды с растворенными в ней минеральными солями легко демонстрировать на бальзамине султанском, поливая его накануне водой, подкрашенной красными чернилами.

Расположение листьев на стебле удобно демонстрировать на примере пеларгонии (очередное), красулы (супротивное). Живые растения помогут учащимся усвоить целый ряд понятий о побеге и его составных частях. Хорошо видны узлы и междоузлия у гибискуса, фикуса, пеларгонии. На любом комнатном растении класса двудольных видны пазухи листьев, верхушечные, пазушные почки.

На гибискусе, фикусе, бегонии и др. удобно провести опыт по формированию кроны растений.

- размножение стеблевыми черенками (гибискус, аукуба);

- размножение усами (папоротники);

- размножение корневищами (аспарагус, циперус);

- размножение корневыми отпрысками и корневыми черенками (драцена);

- размножение листьями (бегония).

Со строением цветка учащиеся знакомятся, рассматривая цветки гибискуса, герани, бегонии (тычиночные и пестичные). Изучая строение соцветий, можно использовать ряд цветущих комнатных растений, цветки которых собраны в соцветия. Простой зонтик - пеларгония, восковой плющ. Конечно, цветение не всегда совпадает с изучением темы, но всегда есть возможность рассматривать живые объекты при повторении изученного материала.

На комнатных папоротниках можно показать расположение сорусов.

При изучении многообразия покрытосеменных растений и их приспособленности к различным условиям жизни из имеющихся в кабинете растений составляю группы в зависимости от среды обитания их в природе:

- растения тропических лесов (бальзамин, бегония, монстера, колеус);

- растения субтропиков (аспарагус, гибискус);

- растения пустынь (алоэ, кактусы, молочай);

- растения болот (циперус, белокрыльник).

На уроках в старших классах так же широко используются имеющиеся в кабинете комнатные растения.

Влияние условий среды на формирование фенотипа можно показать, демонстрируя пеперомии, выращенные из листьев одного растения, но произрастающие в горшочках разной величины (или одно в песке, другое - в питательной почве).

И это далеко не полный перечень примеров использования комнатных растений при изучении ботаники и общей биологии. На любом уроке живой объект вызывает интерес у детей, активизирует их познавательную деятельность.

Животные живого уголка также играют огромную роль в обучении детей основам биологии. Обучающиеся в независимости от возраста с удовольствием ухаживают и разводят декоративных животных. Для оборудования живого уголка не нужны экзотические животные - достаточно взять самых распространенных и неприхотливых: хомяков, песчанок, кроликов, морских свинок, черепах, лягушек, обзавестись аквариумом.

Обитатели живого уголка школы выступают в качестве живых экспонатов, на уроках биологии при изучении следующих разделов:

Обитателей живого уголка учащиеся школы видят постоянно, под руководством учителей систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода дети получают представление о многообразии животного мира на земле, о том как, растут и развиваются животные, какие условия для них нужно создавать.

У детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о них, таким образом, у школьников появляется интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Школьные питомцы находятся под присмотром врача ветеринара.

Глава 2. Использование живых объектов в учебном процессе

В школьной практике чаще работают с зоологическими объектами аквариума. И в связи с этим хочется обратить внимание на то, что аквариумные растения не менее ценный материал для учебной работы. В результате могут быть получены выводы, имеющие существенное значение при изучении определенных вопросов курса биологии. В уголке живой природы можно поставить опыт по адаптации водяного мха к наземным условиям жизни.

Знакомясь с результатами опыта, учащиеся с помощью учителя осмысливают адаптивные изменения водяного мха как своеобразную модель тех изменений, которые происходили в эволюции растительного мира при переходе от водного к наземному образу жизни.

Интересны опыты с другим споровым растением аквариума - цератоптерисом василистниковидным. Целью этих опытов является подтверждение того, что разные формы этого цератоптериса относятся к одному виду. Опыты проводят в нескольких вариантах с соблюдением одинаковых условий содержания различных форм цератоптериса (температура, освещение, степень жесткости воды и т. д.). Вариативность заключается только в различных способах расположения растений. В одном аквариуме все три формы посажены в грунт и погружены в воду; в другом посажены в грунт, но содержатся в небольшом количестве воды, чтобы листья имели связь с воздушной средой; в третьем варианте папоротники не укореняются в грунте и плавают свободно. В результате растения каждого аквариума, если они действительно относятся к одному виду, представят собой прекрасный пример кодификационной изменчивости, не связанной с изменением генотипа. Учащиеся на результатах опыта могут убедиться в том, что наследуется не признак организма, а способность его при взаимодействии с условиями развития давать определенный фенотип.

Данные этих опытов используют как конкретный и наглядный материал на уроках по темам курса общей биологии IX и X классов. Результаты наблюдений и опытов с цветковыми растениями также обогащают уроки биологии конкретным наглядным материалом и углубляют знания учащихся.

Одинаковые отрезки элодеи зубчатой (одинаковая длина и количество мутовок) помещают в различные условия (прохладная и теплая вода, слабое и сильное освещение, сочетание - прохладная вода при сильном и слабом освещении и теплая вода при этих же условиях). В ходе эксперимента учащиеся должны выяснить, какие факторы влияют на скорость роста растения. Можно также провести наблюдения за размножением отрезка и ростом молодых растений при оптимальных условиях в аквариуме и в дистиллированной воде, сравнить результаты (через месяц) и определить причины различного развития растений (отсутствие необходимых для питания растений солей во втором случае). В результате этих опытов учащиеся устанавливают, какие условия нужны растениям для успешной вегетации.

Простое, но очень показательное наблюдение за размножением рясок рекомендовал С.В. Герд. Суть наблюдения - в выявлении быстроты вегетативного размножения ряски. Всего одну пластинку ее помещают в стакан с водой, выставляют на светлое место и ежедневно наблюдают, как на краю пластинки образуются выступы, разрастающиеся в новые пластинки. Учет новых пластинок удобнее вести с помощью круга бумаги, вырезанного по диаметру стакана, и нарисовать в него вновь появившиеся пластинки ряски, помечая их соответствующими номерами.

В результате этих наблюдений учащиеся убеждаются в том, что энергия вегетативного размножения у рясок огромна. Они при благоприятных условиях удваивают массу своего тела не более чем за 5 суток.

Заключение

При изобилии современной литературы, касающейся разнообразия комнатных растений животных, тем не менее, существует недостаток методической литературы по использованию живых объектов в школьной практике. А имеющиеся такого рода источники датированы серединой ХХ века.

Все вышесказанное побуждает к созданию современного подхода применения живых объектов в школе.

Работа по созданию живого уголка и его применения в школьной практике занимает не один год. Необходимо проработать научные, научно-популярные и методические материалы с целью изучения опыта по их применению в школьной практике.

На основе изученной литературы можно прийти к выводу, что в работах известных ученых-методистов указывается правильный подбор животных и растений, применяемых в процессе обучения биологии в школе. Однако объем этого подбора слишком мал для школьного кабинета биологии, причем список видов составлен на основе ассортимента животных и растений первой половины ХХ века.

В некоторых пособиях для учителей указывается большее число видов для кабинета биологии - от 40 до 85. В пособиях выделены экологические группировки, но не все описываемые растения и животные в данных источниках являются хорошими объектами для школьной практики, так как среди них есть ядовитые, слишком крупные, не декоративные и другие порой малоизвестные.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что необходимо вести дальнейшую работу по отбору наиболее целесообразных для школы живых объектов.

Подбор объектов должен проводиться как на основе изучения специальной современной литературы так и на основе опыта учителей-биологов по применению в школьной практике, а также специалистов ботаников и зоологов.

Список использованной литературы

1. Гаджиева И.Х. Методы преподавания биологии. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - 325 с. школа урок учебный

4. О проекте базисного учебного плана // Биология в школе. - 2003. - №6.

5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. В.С. Кучменко.-2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с.

6. Пономарева И.Н. и др. Общая методика преподавания биологии. - М. Академия, 2003. - 358 с.

7. Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в XXI веке: Материалы Всеросс. научно-практической конференции 17-21 сентября 2001 г. - С. 11 -14.

8. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл.-2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 224 с.

9. Пчелинцева И.Г. Способы взаимодействия интеллектуальных и практических умений в процессе развития творческого мышления учащихся: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Тобольск, 2000. - 184 с.

10. Смирнов В.А. Научно-методические основы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе: автореф. дис. док. а пед. наук: гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: 2000. - 42 с.

11. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. - М.: Мнемозина, 2002. - 304 с.

Подобные документы

Анализ взаимосвязи внеклассной работы по биологии с учебно-воспитательным процессом и ее роль в становлении личности и процессе образования. Методические рекомендации по организации массового внеклассного мероприятия "Неделя здорового образа жизни".

курсовая работа [67,1 K], добавлен 07.07.2010

Особенности процесса обучения биологии в общеобразовательной школе. Методы и средства биологического образования. Роль предмета биологии в системе воспитания школьников. Общепедагогические принципы обучения. Организация кабинета, уголка живой природы.

реферат [17,9 K], добавлен 30.07.2015

Использование аквариума в учебном процессе, постановка опытов и наблюдений с аквариумными растениями и животными в процессе преподавания курса биологии в средней общеобразовательной школе. Воспитывающая и обучающая роль школьного аквариумного уголка.

курсовая работа [319,9 K], добавлен 28.12.2016

Краткая история становления отечественной методики преподавания биологии. Воспитание школьников в процессе обучения их биологии. Формирование экологических компетенций школьников. Основы гигиенического и полового воспитания детей в школе и дома.

контрольная работа [35,8 K], добавлен 21.05.2014

Функциональное назначение кабинета биологии, требования к нему. Критерии оценки кабинета биологии в процессе экспертизы профессиональной деятельности учителя. Живой уголок в кабинете биологии и рекомендации по его организации. Описание кабинета биологии.

курсовая работа [17,6 M], добавлен 13.08.2012

Понятие и задачи валеологии, ее место в системе наук. Здоровьесберегающие технологии в образовании. Организация работы по формированию культуры здоровья в процессе обучения биологии. Разработка конспекта урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет".

курсовая работа [61,4 K], добавлен 25.01.2014

Проблемы разработки и реализации регионального компонента общего образования в школах. Структура и технология реализации регионального компонента в учебном процессе. Оценка эффективности реализации национально-регионального компонента на уроках биологии.

Читайте также: