Китайский язык в школе как второй обязательный

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальность. Во многих школах, помимо английского языка, учащимся предлагают изучают второй язык. Для чего это нужно, если английский давно уже признан международным языком общения? Уже давно ни у кого не возникает вопроса, зачем вообще человеку знать иностранные языки. Важность знания английского языка не вызывает никаких сомнений – это международный язык и в бизнесе, и в политике; с английским языком можно учиться в зарубежных вузах, заводить новые знакомства по всему миру, понимать англоязычные фильмы, песни, книги.

Что же дает второй язык?

Предлагая для изучения иностранные языки, школы обычно поддерживают связи с соответствующими странами, организуют обмены, устраивают международные конференции и семинары, школьникам предоставляется возможность поехать в страну изучаемого языка. Особенностью обучения второму языку является то, что у учащихся уже сформированы общеучебные умения, а именно:

работать в разных режимах (индивидуально, в парах, в группах);

наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, аргументировать свою мысль;

распознавать и дифференцировать языковые явления и слова

пользоваться словарем, догадываться по словообразовательным признакам и по контексту о значении незнакомых слов, извлекать нужную информацию.

Все вышеизложенное положительно сказывается на процессе овладения вторым языком. Поэтому мы предлагаем к изучению в нашей школе китайского языка. Актуальность изучения китайского языка в школах обусловлена целым рядом причин:

1.Ростом интереса к Китаю, его экономике, истории, культуре в связи со стремительным развитием КНР;

2. Успешно развивающимися в последнее время отношениями между Россией и Китаем;

4. Активной миграцией китайцев;

В ближайшем будущем в самых различных отраслях экономики России потребуются специалисты, владеющих основами китайского языка.

Кроме того, изучение языка и элементов страноведения служит пониманию психологии народа-соседа, знакомит с культурой, обычаями китайской нации;

На занятиях китайским языком воспитывается толерантное отношение к людям другой расы, искореняется национализм в мировоззрении детей; Примером для подражания должны стать присущие китайской нации целеустремленность, усердие, трудолюбие, дисциплинированность;

Изучение иероглифической письменности развивает зрительную память, произвольное внимание, творческие способности; Освоение иероглифов китайского языка, относящихся к изобразительной письменности, прямо влияет на развитие правого полушария головного мозга; изучение европейских языков,

относящихся к алфавитной письменности, развивает левое полушарие головного мозга. Таким образом, параллельное изучение двух типов языков в школе способствует развитию и активизации психических функций головного мозга.

Обучение китайскому языку преследует комплексную реализацию практической, образовательной и развивающей целей.

Практическая цель подразумевает формирование у школьников коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. Это может быть достигнуто за счет продуктивного (говорение, письмо) и рецептивного (аудирование, чтение) планов.

Развивающая цель подразумевает развитие логического мышления, различных видов памяти, воображения, индивидуальных способностей, общеречевых и общеучебных умений.

Общеобразовательная цель подразумевает расширение общекультурного кругозора школьников, формирование у них активной личностной позиции. Таким образом, обучение китайскому языку ставит своей задачей подготовить коммуникативно-компетентных учащихся, владеющих разговорным китайским языком.

Наиболее рационально для достижения значимых результатов по китайскому языку вводить его не ранее, чем учащиеся приобретут элементарный уровень коммуникативной компетенции по первому иностранному языку, т.е английскому языку. И потому наиболее доступной и удовлетворяющей образовательным потребностям школьников мы считаем следующую целевую группу: классы с 5 по 11

В результате овладения китайским языком учащиеся должны научиться:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства просвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 03-1420 “Об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык"


Обзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 03-1420 “Об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык"

В связи с поступающими в адрес Минпросвещения России обращениями по вопросу об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык" на уровне основного общего образования Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) разъясняет.

В настоящее время Минпросвещения России подготовлен обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287) (далее - обновленный ФГОС ООО). Согласно указанному документу в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный предмет "Второй иностранный язык" может быть включен в учебный план основного общего образования (далее - учебный план) по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

При этом учебный предмет "Второй иностранный язык" в случае поступления соответствующих заявлений от родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся включается в учебный план только при наличии в образовательной организации, реализующей программу основного общего образования (далее - образовательная организация), необходимых кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий.

При наличии в образовательной организации необходимых условий выбор второго иностранного языка родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся осуществляется из перечня, предлагаемого образовательной организацией.

Департамент информирует, что прием на обучение по программам основного общего образования (в 5 класс) в соответствии с обновленным ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 г. во всех образовательных организациях.

В то же время образовательная организация имеет право принять решение об обучении несовершеннолетних обучающихся 5-9 классов в соответствии с обновленным ФГОС ООО с 1 сентября 2021 г. с согласия их родителей (законных представителей). Данное решение принимается образовательной организацией с учетом возможности создания в образовательной организации условий реализации программы основного общего образования, установленных обновленным ФГОС ООО.

Вместе с тем Департамент обращает внимание, что согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (далее - ФГОС ООО 2010), формирование учебного плана осуществляется с учетом обязательного изучения учебного предмета "Второй иностранный язык".

Таким образом, для обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2010, изучение учебного предмета "Второй иностранный язык" является обязательным.

Дополнительно Департамент информирует, что согласно статье 34 Федерального закона обучающимся предоставляется право на зачет образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях в порядке, утвержденном приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 30 июля 2020 г. N 845/369.

Порядком установлено, что зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на основании справки об обучении или о периоде обучения, подтверждающей результаты пройденного обучения.

Зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся, и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью).

Директор
Департамента
Е.Е. Семченко

Обзор документа

Согласно обновленному ФГОС ООО второй иностранный язык может быть включен в учебный план по заявлению родителей (законных представителей) учеников. При этом он включается в учебный план только при наличии в школе необходимых условий.

Прием на обучение в 5 класс по обновленному ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 г.

Для школьников, обучающихся по ФГОС ООО 2010, изучение второго иностранного языка является обязательным.

Обучающимся предоставляется право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Второй иностранный язык стал обязательным для изучения в школе с начала учебного года. Депутаты Мособлдумы считают, что список языков должен пополнить китайский, а в шести школах Татарстана его уже начали учить с 1 сентября. Впервые в этом году пройдет и ЕГЭ по китайскому. Как увеличится нагрузка на детей, кто их будет учить и готовы ли российские школьники к погружению в восточную культуру, выясняла Диана Злобина.

На главном телеканале Китая показывают российского мальчика, который поет народную песню и цитирует древних китайских классиков. Это визитка к его выступлению на юмористическом шоу талантов самой населенной в мире страны. Затем шестилетний Гордей Колесов выходит на сцену сам. В его руках гитара и публика ждет, что он начнет петь. Но мальчик называет редкие китайские идиомы, показывает знание пяти языков — так становится победителем конкурса.

Это не первая победа на конкурсах Е Вейго — так зовут мальчика по-китайски. Он выиграл на конкурсе каллиграфии твердой ручкой, на состязаниях по сбору кубика Рубика, в международных соревнованиях по игре в шахматы.

Но чаще о Гордее говорят как о мальчике, знающем китайский, — о вундеркинде. Язык занесен в Книгу рекордов Гиннеса как один из самых сложных, хотя на нем уже говорит пятая часть населения Земли

Несмотря на разницу в произношении и написании с европейскими языками, 15% россиян, по данным опроса ВЦИОМ, считают, что их дети должны знать китайский, так как это поможет найти им успешную, высокооплачиваемую работу, из них 10% называют французский, 2% — испанский.

Весной 2016 года школьники впервые будут сдавать ЕГЭ по китайскому языку. Пока что не везде — только в Москве, Петербурге, в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке

Евгений Колесов,

отец Гордея, бизнесмен, видеоблогер

Главное в изучении языка — это система. Гордей занимается по полтора часа каждый день, кроме воскресенья. Многие занятия у нас проходят в игровой форме. Еще один важный момент — это носитель языка. Мозг, особенно детский, запоминает и речевые обороты, и языковую амплитуду. Чем раньше дети будут начинать изучать язык, тем будет проще.

Евгений Колесов,

отец Гордея, бизнесмен, видеоблогер

Делают вид, что учат

Виктор Семенов,

Для изучения китайского и английского требуются разные усилия. Но я думаю, что любой ребенок с усредненными навыками может овладеть китайским. Дело в предпочтениях детей и родителей: кто-то больше Китая любит Францию и хочет видеть Эйфелеву башню, а не площадь Тяньаньмэнь. Учеными доказано, что китайский язык помогает развивать слух. Но говорить, что если ребенок отлично играет на скрипке, то у него будет все отлично с китайским, — нельзя. Это значит, что один из аспектов будет даваться проще, чем всем остальным. Совсем необязательно, что он будет прилежным и терпеливым учеником.

Мы разговариваем в одном из школьных кабинетов. За спиной у директора белый кот из плюша с поднятой лапой, китайская живопись на бамбуковой и рисовой бумаге и дипломы. Их дети привезли из КНР с конкурса, в котором школа участвует больше десяти лет. Школьники там часто занимают призовые места, но директор не уверен, что это главный показатель уровня знаний.

Виктор Семенов,

Сейчас нет четкого образовательного стандарта по китайскому языку, но с введением ЕГЭ он появится. Раньше дети, которые учили китайский язык, чувствовали свою безысходность. Они не могли воспользоваться им, чтобы поступить в вуз. Обычно старшеклассникам приходится откладывать китайский и заниматься английским. В этом году вводится апробация, и для школьников экзамен — это большой плюс. Мы еще не знаем, что будет в этом экзамене, какие конкретно там будут задания, но когда у меня в школе будет больше пяти стобалльников, тогда я точно буду уверен, что китайский здесь на высшем уровне.

Виктор Семенов,

Я не хочу сказать, что наши дети тоже должны так заниматься, — правы те, кто выпускают соответствующие законы, когда думают о перезагрузке детей. С другой стороны, это золотое время, когда дети могут получить максимум знаний.

Одна из немногих выпускников, живущих в Китае, — Ирина Гоголадзе. После школы переехала в Пекин, поступив в Международный университет бизнеса и экономики. Учить язык она начала со второго класса.

Ирина Гоголадзе,

выпускница школы № 1948, студентка Пекинского Международного университета бизнеса и экономики

Есть люди, которые годами не могут выучить язык, даже живя в Китае. Взять даже нашу школу — как мало человек им пользуется сейчас, хотя это такое перспективное направление. С моей параллели в Китае учится всего четыре человека, включая меня. Пара человек продолжает изучать язык, кто-то делает вид, что учит, — остальные забросили его. Изучение китайского должно исходить из интереса. Мягко говоря, английский в разы легче китайского. Обычно он преподается во всех школах, но сколько людей может на нем разговаривать? Еще одна проблема — нет отработанных методик. Даже у нас в школе, где учителя никогда не переставали совершенствоваться, из-за этого возникали проблемы.

Либо песенки, либо пиньинь

Шестьдесят девять школ Москвы уже ввели в общеобразовательную программу китайский язык. Школьники городов-миллионников, таких как Санкт-Петербург, Благовещенск, Хабаровск, Челябинск, Новосибирск изучают китайский в основном в центрах иностранных языков. Объединяет всех учеников и преподавателей то, что учебной программы по китайскому сейчас нет, значит нет и единого списка учебников для непрерывного обучения с пятого по старшие классы. И в школах, и в студиях педагоги программу составляют сами, выбирая учебники и материалы на свой вкус. Они признаются, что такой выбор — это всегда трудность.

Мария Кудинова,

аспирант ИАЭТ СО РАН, ассистент кафедры востоковедения НГУ

Педагог считает, что в России совсем немного вузов, где готовят учителей китайского языка: востребованные дипломы в основном получают выпускники Иркутска и Читы. Но и эти немногие выпускники по специальности предпочитают, например, работу в бизнесе, так как по уровню зарплат школа пока не может конкурировать с компаниями.

Так часто бывает в школах Татарстана и Башкортостана, где преподают китайский, несмотря на нагрузку в виде национального языка и культуры. В Казани с китайским давние отношения — в 1897 году здесь была открыта первая в системе российского высшего образования кафедра китайского языка, в том числе первая в Европе. При этом в Татарстане, как и в Башкирии, не хватает преподавателей — ими часто становятся историки, но не задерживаются в школе надолго.

Это частая практика в последние годы — вводить китайский как вторую специализацию для историков и культурологов в педагогических вузах

Как правило, у выпускников знаний недостаточно, чтобы преподавать детям, — в программе нет упора на китайский. С другой стороны есть востоковеды, регионоведы, переводчики, но у них нет занятий по методике преподавания, детской и возвратной психологии, нет практики работы с детьми.

Мария Кудинова,

аспирант ИАЭТ СО РАН, ассистент кафедры востоковедения НГУ

Это основа жизни, это учат все

Глава компании Aliexpress в России, Марк Завадский, тоже учил китайский со школы. И даже конспекты на некоторых предметах вел на китайском. По его признанию, больше для того, чтобы понравиться кому-то в классе. Выбор стать китаистом для Марка был предопределен — в семье сильная востоковедческая традиция, бабушка занималась изучением искусства и философии Китая.

Принято считать, если в семье такой традиции нет, то на освоение языка уйдет гораздо больше времени

Так думали преподаватели из КНР, которые ввели китайский в двух томских школах. Школьники занимались 130 часов в течение двух семестров — нагрузка значительно превышала предел допустимого и соответствовала учебному расписанию студентов. Три года назад это были единственные школы города с китайским языком, но по требованиям прокуратуры обучение было приостановлено.

Когда китайский язык появится в школьном расписании и какая будет на школьников нагрузка, сейчас сказать невозможно. Зампредседателя комитета по вопросам образования и культуры Мособлдумы Татьяна Ордынская говорит, что вопрос еще широко не обсуждался, но позиция Минобразования совпала с ее точкой зрения.

Татьяна Ордынская,

Зампредседателя комитета по вопросам образования и культуры Мособлдумы

Татьяна Ордынская,

Зампредседателя комитета по вопросам образования и культуры Мособлдумы

В России появится единый стандарт по изучению китайского языка в сегменте школьного образования. До этого российские школы составляли данные программы по своему усмотрению, что негативно отражалось на качестве преподавания языковой дисциплины.

По данным Рособрнадзора, в 2016–2017 учебном году китайский язык учили около 17 тысяч российских школьников, что на 15% больше, чем пять лет назад. В данный момент преподавание языка осуществляется в 17 регионах России, включая Москву и Московскую область.

В октябре примерные образовательные программы по китайскому языку уже одобрили на заседании Федерального

Ожидается, что школьникам начнут преподавать китайский язык наравне с английским и другими европейскими языками начиная с 5 или 10 классов. По истечению срока обучения, выпускник 11 класса, изучавший язык на базовом уровне, должен будет уметь вести диалог, беседовать о себе, рассказывать о своем окружении, читать аутентичные тексты различных стилей̆, владеть письменностью, а также заполнять анкеты и документы на китайском языке. Все эти знания понадобятся школьнику для сдачи ЕГЭ по дисциплине, который начнут вводить в школах уже к 2019 году.

В связи с санкционной политикой Запада и программой импортозамещения в России наметился ощутимый сдвиг в сторону развития

отношений с азиатскими партнерами, в первую очередь с Пекином. Наибольшей популярностью будут пользоваться не только переводчики с китайского, но и экономисты, юристы и менеджеры со знанием языка Поднебесной

Читайте также: