Кино как явление культуры кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сложно найти человека, который хотя бы раз в жизни не посмотрел какой-либо фильм. Этот вид художественного творчества основан на технических методах записи и воспроизведения изображения в движениях, сопровождаемых звуком. Кино как вид искусства зародилось в декабре 1895 года. С тех пор эта индустрия продолжает развиваться и совершенствоваться.

Особенности кино

Киноискусство — это творчество, в основе которого лежат литература, музыка, живопись, графика и театр. Но его главными составляющими являются фотография и движение. Если говорить кратко, то кино как вид искусства — это фиксация световых лучей и динамика визуальных образов.

Фотографический принцип позволяет связать индустрию с изобразительными традициями — графикой и живописью. Движущиеся картинки впервые стали известны во время балаганов и ярмарок, когда народ развлекался массовыми зрелищами. Литература дала очень многое современному кино:

  • сценарий;
  • принцип ракурсного видения;
  • монтажное построение.

 кино особенности

На основе литературных произведений строится сюжет фильма. Кроме того, книги подтолкнули режиссеров к ракурсному видению события или человека. Но есть между двумя видами искусства большая разница: в литературе образы умозрительные, а в кино они визуально-диалоговые.

Некоторые составляющие театра также легли в основу индустрии:

  • построение объемных декораций;
  • методика разводки актеров;
  • кастинги.

Благодаря театральному опыту сотрудники кинематографа научились создавать объемные декорации. При постановке мизансцен они умело расставляют актеров по местам, чтобы в кадре те выглядели гармонично. Методы поиска и подбора человека на роль в кино также позаимствованы у театра. Благодаря живописи появились построение кадра и организация светового решения.

Кроме этого, индустрия включает множество элементов: языковые, драматургические, живописно-пластические, музыкальные. Кинематография не заменяет другие виды искусства, она перерабатывает их для телевидения, а также расширяет творческую сферу.

Основные виды

В индустрии, которая существует уже более сотни лет, развилось много видов кино. Об этом стоит упомянуть в докладе или реферате на эту тему. У каждого типа есть свое определение и название:

  • художественный;
  • документальный;
  • короткометражный;
  • образовательный.

Художественные фильмы еще называют игровыми, они отражают события, в которых принимают участие актеры. Подобное кино бывает разных жанров:

 кино это искусство

  • трагедия;
  • комедия;
  • драма;
  • эпопея;
  • роман;
  • мелодрама;
  • вестерн;
  • детектив;
  • феерия;
  • сказка;
  • нуар;
  • триллер;
  • катастрофа;
  • боевик;
  • мюзикл;
  • хоррор;
  • фантастика;
  • фэнтези.

У каждого из них есть свои характеристики и особенности. Некоторые жанры смогли возникнуть благодаря слиянию двух и более направлений.

 киноискусство это

Документальные фильмы называются также неигровыми. В их основе лежат реальные события и лица. Реконструкции исторических явлений нельзя считать документальным кино. Первые подобные съемки проводились еще до создания самой индустрии. Сначала их использовали правоохранительные органы и ученые. Но сегодня документальный вид прочно вошел в мировое киноискусство. Основная тема для съемок — культурные явления, научные открытия, жизнь знаменитых персон, важные в истории события.

Короткометражными считаются фильмы, длительность которых не превышает 40 минут. Хотя многие считают, что отразить сюжет за короткий промежуток сложно, на самом деле и такие киноленты способны передать весь спектр переживаний и событий. Короткометражки с художественной точки зрения считаются отдельным видом искусства, которое еще называют киноминиатюрой.

Образовательные фильмы также относятся к неигровым. Они предназначены для показа в школах и университетах. Специалисты доказали, что визуальный материал человек усваивает лучше, чем пересказы преподавателей.

Практика использования образовательного кино распространена на Западе и в США, где с помощью наглядных примеров учителя передают подопечным свои знания.

Художественные приемы

С самого начала кинематографические виды искусства зависели от других. Об этом стоит рассказать в сочинении-рассуждении или эссе о фильмах.

На развитие киноэстетики влияют теоретико-художественные концепции:

 особенности кино как вида искусства

  • тотального реализма (А. Базен);
  • феноменологического реализма (З. Кракауэр);
  • визуального кинематографа (П. Гринуэй);
  • недовоплощенной общественной жизни.

Кино считается лучшим средством постижения человеческой психологии. В фильмах стирается граница между реальным и выдуманным, объективным и субъективным, ментальным и физическим. Действия легко заменить визуальными и оптическими эффектами.

Предметы могут отражать чувства и внутреннее состояние человека. Зрителям гораздо интереснее наблюдать за происходящим, чем слушать рассказы об этом. Герой фильма становится своеобразным философом, способным донести другим свои мысли, показать их наглядно. При создании кино используется множество художественных приемов:

  • наплыв;
  • ускоренная съемка;
  • крупный план;
  • звуковой контрапункт;
  • трюковые и комбинированные съемки;
  • ретроспекция.

 кино как вид искусства реферат

Наплыв — это особый прием, который позволяет постепенно сменять предыдущий монтаж следующим. Ускоренная съемка играет на эмоциональности зрителя, так как она передает напряжение или волнение героев.

При крупном плане отражаются чувства самих героев, а при звуковом контрапункте музыка идет вразрез с изображением. Комбинированные съемки позволяют показать сцены, которых в действительности не было. Но зритель даже не отличит их от тех, что были сняты в павильоне.

Ретроспекцией называют возврат в прошлое. Этот прием помогает узнать больше о жизни героя.

Известные школы

Сценаристы и режиссеры не могут работать самостоятельно, им нужна команда специалистов. Для этого приходится обучать людей. Каждая команда работает в определенном жанре, выбирает подходящие для себя художественные приемы.

Именно по этим признакам можно выделить киношколы:

  • голливудская;
  • независимая американская;
  • английская;
  • французская;
  • итальянская;
  • немецкая;
  • индийская;
  • скандинавская.

Самым популярным считается голливудский кинематограф. Он выпускает зрелищные фильмы, хотя их обвиняют в чрезмерной коммерческой направленности и примитивности. Многие виды кино этой школы отличаются яркими спецэффектами. Независимые американские фильмы производят отдельные энтузиасты. Они популярны в Канаде и США, но нередко их показывают и на других континентах.

 кино это вид искусства

Английское кино отличается эстетичными кадрами, в которых упорядоченное переплетается с хаотичным. Французы снимают утонченные ленты, сочетающие драматизм и психологию, а также художественную красоту и пикантность сцен.

В Италии кинематограф довольно самобытный — он наполнен метафорами, абстракциями, мистикой. Немцы снимают остросоциальные фильмы, которые после просмотра заставляют размышлять об увиденном. Они наполнены жизненностью и драйвом, хотя могут быть несколько небрежными.

Болливудский кинематограф незамысловатый, ведь он основан на стандартных житейский историях. Индийские ленты показывают любовь и ненависть, дружбу и месть. Все это сопровождается множеством песен и национальными танцами. Но в последнее время появились фильмы, больше напоминающие европейские и американские сюжеты.

Скандинавская кинематография носит суровый северный характер. В этом регионе снимают психологически тяжелые фильмы, отличающиеся напряженной эмоциональностью и частым накалом страстей.

Обычно эти ленты наполнены битвами, сухопутными и морскими сражениями, подвигами воинов.

Премии и фестивали

После возникновения первых фильмов появился вопрос об их качестве. Пока главным показателем успешности считаются кассовые сборы с прокатов. Но на самом деле еще требуется оценка критиков — специалистов в области кино.

Кинематограф как вид искусства

Для этого ежегодно устраиваются фестивали, на которых проходит презентация новых фильмов. Почему лента получила ту или иную оценку, объяснить невозможно, ведь зрители дают субъективные отзывы.

Для объективности было создано множество фестивалей. Они разделены по странам и жанрам. Если на одном определенный тип кино пользуется популярностью, то на другом критики его не воспримут. Наиболее известные кинофестивали:

  • Каннский;
  • Венецианский;
  • Берлинский;
  • Московский.

Киноиндустрия продолжает развиваться, вместе с этим появляется множество разных фильмов и их создателей. Возникают новые жанры и направления, достигают славы режиссеры и актеры. Кроме того, рождаются критики, которые пытаются разобраться в задумках сценаристов.

Кинематограф, изобретенный еще в конце XIX века братьями Люмьер, давно уже вошел в жизнь современного зрителя. Однако об изучении кино как культурного и социального феномена начали задумываться совсем недавно. Основываясь на трудах именитых философов, нынешние социологи, исследователи и мыслители спорят: можно ли его поставить в ряд с пластическими, динамическими или же синтетическими видами искусства? Обесценивает оно культурное наследие или выступает в качестве двигателя эволюции человеческого восприятия?

Чтобы понять механизмы влияния кинематографа на человека, стоит поподробнее остановиться на этом понятии.

- социальный контроль и управление общественным мнением.

Несомненно, главной на сегодняшний день можно считать развлекательную функцию кино. Кинематограф отвечает потребностям общества, развлекает, не требует глубокой концентрации, хотя среди кино выделяются произведения, претендующие на роль высокого искусства – чаще всего это авторское кино с глубоким философским смыслом.

Действительно, если рассмотреть кино с другой стороны, то оно, безусловно, будет фактором, влияющим на преобразование общественной жизни. Кинозритель, как правило, усваивает ценности, транслируемые на экране. Демонстрируя те или иные социальные установки, кинематограф предлагает зрителю разные пути миропонимания, развивает культуру, тем самым обеспечивая интеллектуальный, моральный и физический рост членов общества.

Особого внимания заслуживает и эвристическая функция. Национальные идеи и традиции определяют степень и специфику воздействия кино. В современном обществе, как правило, через кино зритель может научиться считывать информацию, отсутствующую в других сферах культуры, в других странах. Кинофильм дает определенные ориентиры для понимания сути и задумки художника, для осознания идей, в том числе и национальных.

Таким образом, кинематограф можно считать упадком культуры, неполноценным в качестве художественной ценности искусством, с другой стороны, новым направлением в общественном, политическом и техническом развитии общества. Такая концепция присуща и Беньямину, который считает противоречивость главной особенностью современного искусства. Кроме разрушения морали, киноискусство способно незаметно проверять способность решения новых задач, тренировать рассеянное внимание. Оно ведет за собой прогресс, создает спрос на технические инновации и подготовленные кадры, что в наше время немаловажно.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового — М.: Медиум, 1996

Мкртычева М.С. Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы. - Теория и практика общественного развития, 2014

Ажимова, Л. В. Философское осмысление феномена кино В.Беньямином - Вопросы философии, 2013

Поль Валери. Об искусстве / Изд. подг. В. М. Козовой. М.: Искусство, 1976. (Переизд. 1993)

М. П. Бузский, Т. В. Овсянникова. Кино в пространстве социальных коммуникаций / Философия социальных коммуникаций. – 2008. - №5.

М.И. Жабский. Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории / Социология культуры, 1996

Е.Д. Мусорин. Социальные функции кинематографа в современном обществе /Bulletin of Medical Internet Conferences, 2014

О.А. Важенина. Кинематограф как социальный институт и канал трансляции образа национальной идеи / Международный научно-исследовательский журнал, 2012

В современной художественной культуре кино – единственное из всех искусств, развитие которого от самого его зарождения прошло на глазах ныне живущего поколения. За сто лет существования кинематограф совершенствовался, менялся, преобразовывался в новые экранные варианты.

За небольшой период времени, каковым является один век в истории развития искусства, кино проделало колоссальный путь от немого кино до фильмов, создаваемых с помощью компьютеров, экспериментальных опытов виртуальной реальности, спецэффектов. Сегодня уже нет сомнений в том, что кино, сюжетные фильмы не только являются искусством, но и формируют мнения, вкусы, язык, одежду, поведение и даже внешний облик публики.

Кинематограф, являясь системой со сложной структурой, реализует все функции средств массовой коммуникации – информационную, воспитательную, поведенческую, развлекательную, коммуникационную – но специфическим способом. Контакт фильма и публики строится не на основе передачи и усвоения информации, а на основе сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир.

Существует проблема выяснения взаимоотношений кинематографа не только с явлениями художественной культуры, его места среди других искусств, но и осознания той роли, которую играет кино в обществе, его способности воздействовать на общественное сознание. Таким образом, кино является творчеством культурного продукта. Произведение киноискусства, как некая целостность, оказывается тесно связанным с широким социокультурным контекстом, который его порождает.

Восприятие фильма вызывает целый ряд ассоциаций, на первый взгляд, не вытекающий из его визуального ряда. Сила аудиовизуального образа – в его крайней чувственно- эмоциональной насыщенности. Зритель, захваченный экранными образами, переживает судьбу героя, как свою собственную. Он наблюдает за развитием событийного киноряда фильма.

Человек перестает быть простым наблюдателем событий. Такая связь текста фильма с действительностью объясняется спецификой языка, которым оперирует кинематограф.

Кино – самое молодое из искусств, но оно давно уже признано одним из важных в искусстве, т.к. действительно ориентирует многих людей в их жизни. В фонде библиотек наряду с книжными носителями формируется и так называемый фонд некнижных носителей, в который входят и DVD. Этот фонд нужно активно использовать в проведении массовых мероприятий. Кино один из любимых видов искусства и поэтому тема кино будет интересна для читателей библиотек.

Если Вам понравилась статья (информация), пожалуйста, поделитесь ей с друзьями! Мы рады, что вы с нами!

Кинематограф — это сфера человеческой деятельности, занимающаяся созданием фильмов.

В техническом отношении кинокартины или фильмы — это совокупность движущихся изображений (кадров), объединенных общим сюжетом.

Кино как вид искусства — это синтетический вид художественного творчества, основанный на записи и воспроизведении изображения в движении.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Кино находится на стыке следующих видов искусства:

  • театр;
  • живопись;
  • литература;
  • музыка;
  • фотоискусство.

Кинематограф появился благодаря техническим изобретениям, сделанным в конце XIX века. Наиболее важные из них:

Первая киносъемка в Российской империи состоялась в 1896 году. Были засняты кадры перенесения Озерянской иконы Божией Матери в Харькове.

Первые фильмы были:

  • черно-белыми;
  • немыми;
  • короткометражными.

Как самостоятельное искусство немое кино оформилось к 1920-м годам.

Этапы развития кинематографа:

Связь кинематографа с другими видами искусства

Киноискусство представляет собой синтетический жанр творчества. В нем широко применяются методы, формы, приемы, стилистические особенности разных видов искусства.

  1. Связь с литературой. Кино имеет много жанровых сходств с литературой: драма, комедия, эпос, лирика, трагедия. Также общим является наличие сюжета, сценарные ходы, структурирование текста. Из литературы в кино пришел метод ракурсного отображения человека или явления.
  2. Связь с живописью. В кинематографе важна организация цветового решения, композиция, наличие общего и заднего плана. Кино — это в первую очередь визуальный ряд, который непосредственно считывается зрителем и влияет на эмоциональное восприятие.
  3. Связь с театром. Киноискусство имеет много параллелей с театральной деятельностью: наличие режиссера и актерского состава, четко прописанный сценарий, мизансцены, декорации. Многие театральные методики нашли свое воплощение в кинематографе. Например, театральная система Константина Станиславского используется также в качестве методики обучения киноактеров.

Особенности жанров и приемов

Существует большое разнообразие жанров и видов кино.

По длительности:

По средствам проката и просмотра:

  1. Телефильмы — создаются с учетом технических возможностей телевидения и предназначены для демонстрации на телеэкране.
  2. Кинофильмы — предназначены для демонстрации в кинотеатрах. Имеют более высокое качество, чем телефильмы.
  3. Сетевые видео — производятся с целью трансляции в Интернете.

По отношению к реальности кино бывает:

  1. Документальное — стремится максимально точно воссоздать события, явления, факты, существующие в реальности. В основе лежат подлинные съемки. Реконструкция событий в игровых фильмах не относится к документальному кино.
  2. Художественное — имеет своей целью создание художественной реальности, которая может быть как правдоподобной, так и полностью фантастической.

По наличию актеров:

  1. Игровое — разновидность художественного кино. Создается за счет актерской игры, направляемой режиссером.
  2. Мультипликационное — кино, создаваемое путем быстрой смены изображений, за счет чего достигается иллюзия движения. Может быть рисованным и кукольным, художественным и документальным. В последнее время все чаще для создания мультипликационных фильмов используются компьютерные технологии.

По степени элитарности:

  1. Массовое — предназначено для широкой публики. Оно простое для понимания, апеллирует к знакомым ситуациям и чувствам, не требует глубокого осмысления.
  2. Авторское — интеллектуальное, глубокое кино. Для его понимания необходимы большие знания в области истории и культуры, умение считывать скрытые смыслы, развитый эмоциональный интеллект.

Наиболее популярным является игровое кино. Оно включает в себя следующие жанры:

  1. Исторические фильмы — кинокартины, изображающие конкретные исторические эпохи, легендарных героев, известные события.
  2. Фантастика — фильмы, имеющие в своей основе фантастические сюжеты. Герои могут действовать в другой галактике, в будущем времени, в параллельной вселенной. Как правило, фантастические фильмы обильно оснащены спецэффектами, создаваемыми с помощью компьютерных технологий.
  3. Фэнтези — разновидность фантастики. В данном жанре используются сказочные и мифологические сюжеты, переработанные на современный лад.
  4. Триллер — фильмы, вызывающие у зрителя сильные чувства волнения, страха, тревожности. Разновидностью являются фильмы ужасов — в них обязательно присутствуют палач и жертва, противостояние добра и зла.
  5. Боевик — кинокартины, где основное внимание уделяется дракам, погоням, перестрелкам. Снимаются с помощью привлечения каскадеров — специально обученных людей, исполняющих опасные сцены.
  6. Мелодрама — сентиментальное кино, освещающее внутренний мир героев через переживания и сильные чувства.
  7. Детектив — в основе сюжета лежит расследование преступления, совершенного при загадочных обстоятельствах.
  8. Трагедия — жанр, пришедший в кино из театра. Основан на осмыслении героем сущностных проблем бытия, его непримиримым столкновением с реальностью, противостоянием с силами зла. Часто заканчивается гибелью героя.
  9. Комедия — кинокартины с юмористическим или сатирическим содержанием. Выделяют комедии нравов, которые высмеивают социальные пороки, и комедии положений — они основаны на попадании героев в курьезные, нелепые ситуации.
  10. Киноповесть — сюжет базируется на ряде событий, последовательно разворачивающихся во времени. Отличается широтой охвата изображаемой действительности.

Какие цели и задачи решаются с его помощью

Киноискусство решает целый ряд социально значимых задач:

  1. Информационнаязадача — выражается в накоплении и передаче знаний в самых разных областях: исторической, социальной, культурной.
  2. Нормативная — кинокартины несут в себе образцы нормы и морали, мировоззрения и идеологии. Они задают направление общественной мысли и определяют ценностные ориентации.
  3. Артикуляционная — в фильмах озвучиваются наиболее острые проблемы общества, акцентируется внимание на задачах, которые необходимо решать.
  4. Коммуникативная — киноискусство представляет собой диалог разных мнений, взглядов, культур.
  5. Эстетическая — кино удовлетворяет эстетические потребности человека на самых разных уровнях — от простейших до элитарных форм.
  6. Художественная — кинематограф является средством самовыражения, позволяет высвободить скрытые творческие силы.
  7. Рекреационная — массовое кино один из самых популярных видов отдыха и развлечения.
  8. Психотерапевтическая — позволяет высвободить и прожить в безопасной обстановке скрытые эмоции, комплексы, страхи.

Художественные приемы кинематографа

Наиболее часто в кино используются следующие художественные приемы:

Известные киношколы, какая самая популярная

Обычно ведущие кинематографические школы связаны с определенными странами, регионами, реже — с отдельными киноиндустриями.

Читайте также: