Взаимодействие воспитателя и детей в проектной деятельности в доу

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Еловикова Ольга Степановна

Населенный пункт: ХМАО - Югра, г. Сургут

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи взаимодействия ДОО с родителями:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от

него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

3. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

5. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное

родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

6. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Организация проектной деятельности во взаимодействии

МБДОУ № 29 и семей воспитанников

Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении.

  • Организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным детям;
  • Вызвать интерес к данному виду деятельности как у родителей, так и у детей.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

На первом этапе нам необходимо было заинтересовать детей, создав проблемную ситуацию, для чего мы использовали жизненный опыт детей. Путем наводящих вопросов дети вышли на проблему, которую необходимо было решить.

Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводились интересные открытые занятия в группе, на которых они присутствовали и постепенно подключались к этой деятельности, оказывая помощь своим детям.

Затем участники проекта определяли тему и цели проекта, совместно с родителями и детьми составили план проведения проекта, собрали необходимую информацию по теме, обратились за рекомендациями к специалистам ДОУ. Кроме того, были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта).

Были проведены родительские собрания, на которых обсуждались вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. А также было дано домашнее задание, которое заключалось в следующем, родители совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и оформляют ее в виде книжки с фото и иллюстрациями в соответствии с их интересами и возможностями.

Следующий второй этап - это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет), в зависимости от выбранной темы ходили в музеи, посещали выставки.

На данном этапе проведены:

  • Познавательные занятия;
  • Творческие рассказы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Заучивание стихов;
  • Оформление игротеки.
  • Подвижные, речевые игры.
  • Беседы;

Третий этап - презентация проектной деятельности. Оценивать выступление команд пригласили жюри в лице администрации детского сада. Зрителями были специалисты и педагоги ДОУ.

Сформировать у детей чувства исторической сопричастности к своему

роду, восстановление утраченных связей между поколениями, способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения войны.

1. Обобщить и расширить знания детей о Великой Отечественной Войне: городах-героях, героях войны, боевых наградах, о работе в тылу и т.д.

3. Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

4. Воспитывать патриотические чувства через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.

Основные виды деятельности детей, которые обеспечивает педагог

Цель: Формирование представлений о военных профессиях, развитие игровой деятельности детей, формирование патриотических чувств.

Цель: формировать у детей игровые навыки, учить расширять и усложнять игровой сюжет, продолжать учить распределять роли.

Цель : Закреплять знания детей о различных родах войск Российской армии. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины.

Цель: развивать творческий потенциал. Продолжать знакомить с песнями военных лет. Учить распределять роли в игре, поощрять новый замысел в игре.

Рассматривание книги памяти.

Цель: учить детей использовать различные источники получения информации.

Цель: оптимизация детско-родительских отношений.

Работа с детьми

Работа с родителями

Привлечение родителей к участию в подготовке к празднованию праздника День Победы.

- Заучивание стихов о ВОВ

- Подбор художественной литературы по теме мини-музея.

Сбор семейных фотографий

Изготовление книги памяти «Памятные даты

Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов.

  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
  • оптимизация детско – родительских отношений;
  • изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
  • приобщение родителей к участию в общественной жизни ДОУ.

Каждый из запланированных проектов – должен являться одним из центров познавательной активности, результатом общения и совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей.

При организации работы с родителями используются следующие инновационные методы взаимодействия:

Разнообразные формы работы с родителями позволяют выработать наиболее активную позицию родителей в воспитании, обучении и развитии детей.

Такая форма работы с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательно – культурное пространство дошкольного учреждения и семьи.

Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.

Опыт работы с родителями показал, что в результате формирующего эксперимента позиция родителей стала более гибкой. Изменился стиль общения взрослого с ребенком. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности.

Список литературы

1.Агуреева Т.Н. История возникновения метода проектов в педагогике // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №9 – 2009.

3.Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

4.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

5.Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

6.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

8.Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.

9.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос-Пресс, 2003.- С.140.

10.Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.

13.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика-Синтез, 2011.

14.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.

15.Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.

16.Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.

17.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.

18.Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.

19.Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.

22.Трусова Т.А., Медведникова Л.Ф. Проектная деятельность старших дошкольников //Обучение дошкольников, №5 - 2010.

23.Трусова Т.А. Проектная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Обучение дошкольников, №6 - 2010.

25.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.

26.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. - №4. - 2004.

Приоритетной функцией сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирование их о задачах, содержании и методах воспитания детей в детском саду и семье.

До недавнего времени накопленный опыт пропаганды педагогических знаний удовлетворял обе стороны. В результате наблюдается некоторое самоотстранение родителей от воспитательной функции и перекладывание данной проблемы на дошкольные учреждения, а затем и на школу. Такое положение негативно отражается на детско-родительских отношениях, воспитывает инертность родителей и потребительское отношение к педагогу и системе образования в целом.

1) участие в каком-либо общем деле;

2) совместные действия, деятельность.

Действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности : собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, Л. С. Киселёва, ТА. Данилина, Т. С. Лагода и М. Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:

— вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

— активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

— формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

— формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада, пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников – игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.

Все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко-, средне-, долгосрочные, по количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые и др., совместные с родителями и без них. Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте : руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально-техническая поддержка и др.

Большинство родителей – люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

Что представляет с собой этот метод?

Это метод обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность.

Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Пожарный щит

Пожарный щит Решили поучаствовать в районном конкурсе по правилам пожарной безопасности, который проводится отделом образования администрации Ленинского.

Автор: Ильина Лидия Викторовна, ГБОУ детский сад №1 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, стаж работы 10 лет, первая квалификационная категория.


Взаимодействие педагога с воспитанниками дошкольных учреждений в условиях проектной деятельности является эффективным методом формирования у детей гражданственности, воспитанию патриотических чувств. Использование метода проектов способствует воспитанию у ребят активной жизненной позиции, повышению их успешности, что, несомненно, отвечает современным требованиям к выпускнику детского сада, для обеспечения его дальнейшего успешного обучения.

На современном этапе реформирования российского общества, мы очень четко понимаем, что современному обществу в России нужны образованные высоконравственные граждане, способные нести ответственность за судьбу страны, сделать ее сильной процветающей державой. Конечно, огромную роль при формировании личности человека приобретает в такой ситуации качество и содержание современного образования. Сегодня, в период модернизации системы образования, одним из основных, наверное, самых важных направлений при организации взаимодействия с детьми является работа по нравственно-патриотическому, духовному становлению личности ребенка, формирование у него ценностного отношения к окружающему и образцов гражданственности, что неоднократно подчеркивается в современных нормативно-правовых актах российского образования.

Почему же при организации работы в дошкольном учреждении по нравственно-патриотическому воспитанию, когда мы говорим о формировании первых гражданских чувств ребенка дошкольника, работая с краеведческим материалом, мы считаем уместным использование при организации взаимодействия с детьми именно проектный метод?

Потому что, используя метод проектов, обучающиеся имеют возможность сами добывать знания и умения, при этом приобретая опыт творческой, креативной деятельности, эмоционального и, несомненно, ценностного отношения к окружающей их действительности в процессе выполнения практических заданий к проектам, имеющих не только познавательную, но и личностную, духовную ценность. Познавательная деятельность дошкольников в этом случае, направлена на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого с детьми над определённой практической темой. И когда ребенок сам учится искать и находить ответы на свои вопросы, когда он сам учиться делать выводы, когда он сам создает что-то своими руками, только тогда он осознанно относится к полученным знаниям и умениям, и соответственно сможет осознанно их в дальнейшем применять в своей деятельности. Такое понимание проектной деятельности в образовании детей, привлекает сегодня многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Второй этап, самый обширный – сбор информации. Педагог должен создать оптимальные условия для реализации поисково-познавательной детской деятельности.

Третий этап – реализация проекта. В ходе реализации этого этапа педагог организует совместную творческую, экспериментальную, продуктивную деятельность с детьми. В ходе этого этапа ребенок имеет возможность проявить себя с разных, иногда совершенно неожиданных сторон, что, несомненно, способствует развитию его личности, повышению самооценки.

Четвертый этап – презентация. Это самый яркий и запоминающийся этап. Задача педагога на этом этапе, дать возможность проявить себя всем воспитанникам, для того чтобы дети смогли рассказать о своих находках, достижениях, осмыслить результаты своей деятельности, повысить самооценку. В процессе своего выступления перед сверстниками или перед взрослыми, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения.

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности построенной на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком, способствует развитию его нравственности, становлению гражданственности, духовности, развитию творческой личности. Таким образом, мы описали портрет ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который соответствует социальному заказу на современном этапе.

Проект как метод взаимодействия педагогов, родителей и детей в ДОО

Воспитательные функции семьи и детского сада различны. Дошкольная организация способствует интеграции ребенка в социум, семья же призвана обеспечить индивидуализацию детского развития. В связи с этим для всестороннего развития ребенка необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда актуальный вопрос. Очень важно найти в этом направлении действенные пути сотрудничества, которые в равной степени будут необходимы как педагогам, так и родителям. Если это сотрудничество не формально, а действительно полезно, направлено на лучшее узнавание ребенка, в результате общие усилия и семьи и детского сада будут эффективно способствовать развитию ребенка.

Сегодня недостаточно ограничивать работу с семьей психолого-педагогическим просвещением, простым обменом информацией между родителями и педагогами. Необходимое условие успешности организации воспитательно-образовательной работы в детском саду — вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность.

Формы включения родителей в жизнь детского сада могут быть разнообразны:

  • участие в экскурсиях, поездках на природу, лыжных прогулках, выставках, праздниках;
  • благоустройство детского сада, ремонт, обогащение предметно-развивающей среды;
  • приглашение родителей на занятия, беседы с рассказами о своей профессии, увлечении;
  • участие в работе родительского комитета и др.

Все эти формы можно объединить методом проектов — удачной находкой в совместной работе детского сада и родителей.

Проектный метод, разработанный У. Килпатриком на основе теоретических идей Д. Дьюи, имел широкое распространение в России уже в 20-х гг. XX в.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов и общественных деятелей того времени: Б.В. Игнатьева, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н.К. Крупской, В.И. Шульгиной.

Педагоги считали, что он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Однако в 30-х гг. XX в. данный метод запретили, поскольку в его использовании были допущены перегибы.

Это один из методов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в своих силах и возможностях. Метод проектов — это обучение через деятельность: дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий.

Данный метод, по мнению педагогов, позволяет воспитывать самостоятельность и ответственность, развивает творческие и умственные способности. Он также учит преодолевать возникающие трудности, развивает целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, учит общению со сверстниками и взрослыми.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоя­тельный поиск, подсказывает источник получения информации.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. Поэтому именно с помощью него можно эффективно вовлечь родителей в совместную с детьми и педагогами работу.
Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимном сотрудничестве всех участников этого процесса между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта.

Метод проектов в совместной работе с семьей

К использованию проектной деятельности в работе с семьей мы подошли потому, что перед педагогами, детьми и родителями возникали проблемы, решать которые было эффективнее общими усилиями.

Например, в ходе анкетирования родителей выяснилось, что большинство из них понимают значение чтения для развития дошкольников, признают вред от длительного нахождения ребенка перед экраном телевизора. Но на практике совсем немногие родители читают своим детям системно, беседуют о прочитанном. В большинстве семей время, проводимое детьми перед телевизором, значительно превышает все гигиенические нормы.

В таких случаях и важна квалифицированная помощь педагогов, благодаря которой теоретические знания родителей переходят в практику интересного общения с ребенком.
В опыте работы нашего детского сада метод проектов в работе с семьей используется уже в течение семи лет.

За это время достигнуты положительные результаты. Если сначала лишь немногие родители охотно включались в совместную с детьми и педагогами деятельность, остальные предпочитали быть сторонними наблюдателями, ссылаясь на свою занятость, постепенно все больше родителей подключались к проектам, так как начинали понимать, что это дает им возможность более содержательно общаться со своим ребенком, ближе узнать его. Кроме того, участие в коллективных творческих проектах способствует сплочению коллектива родителей, взаимному пониманию педагогов и родителей, выработке единых подходов к воспитанию детей.

Надо отметить, что презентация проекта стала настоящим праздником, вызвала большой эмоциональный отклик у всех участников, способствовала сплочению коллектива детей, родителей и педагогов, изучению творчества К.И. Чуковского, развитию речи детей.

Интересно, что, открыв для себя такую форму работы, как метод проектов, во взаимодействии с семьей, коллектив детского сада теперь постоянно находит новые темы и идеи.

Работа по проекту организована через экскурсии, автобусные поездки, встречи с интересными людьми.

Проблема, могущая возникнуть в осуществлении проектов в совместной работе с семьей: отказ родителей участвовать в проекте. Чтобы решить ее, необходимо опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. Когда в группе появляется хотя бы один оформленный проект, уже сами дети начинают настойчиво убеждать мам и пап тоже принять участие в работе.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что осуществление метода проектов в образовательной работе ДОО помогает достигнуть значительных успехов в деле налаживания взаимопонимания и сотрудничества с родителями. Здесь очень важна искренняя заинтересованность педагогического коллектива, творческий потенциал каждого педагога. Огромную роль в успешности каждого задуманного проекта играют умение взрослых понять, что интересно детям, искусство увлечь родителей интересами их детей.

Читайте также: