Отчет в доу по экспериментальной деятельности в

Обновлено: 30.06.2024

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания.

Экспериментирование в дошкольном возрасте является методом обучения, который позволяет моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствует умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира. Во время экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. (3 слайд)

Первый этап к которому приступила- подготовительный.

Цель: создать условия для реализации проектной деятельности с детьми шестого года жизни.

•подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности; создать условия для развития познавательной активности детей;

.составление перспективного плана по проекту;

• разработать циклы игр-занятий по разделам проекта;

• подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта;

• определить формы организации обучения согласно задачам и содержанию проекта;

• обогатить игровую среду дидактическим материалом;

• разработать консультативный материал для родителей.

Тип проекта: научно - исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный (1год) .

Участники проекта: дети (5 - б лет, воспитатели, родители.(6 слайд)

Целью моей работы было: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;

развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);

развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);

2.Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

4.Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

Дети: проявляют познавательную активность; проявляют интерес к явлениям неживой природы, к чудесам, скрывающимся в самых обычных явлениях (песке, камне, глине; воде, снеге, льде, воздухе;свете и тени; )выделяют их качества й свойства; сравнивают, классифицируют, отражают результаты в речи, задают вопросы; принимают активное участие в экспериментировании с различными предметами; воспринимают цель, все действия последовательно, оценивают результат .

Реализация данного проекта проходит в режимные моменты по подгруппам индивидуально или фронтально, в зависимости от сложности опыта (эксперимента) .

Работая над проектом, использую не только игры - эксперименты по блокам проекта, но и чтение стихов о воде, загадок о воде и воздухе, проблемные ситуации. Провожу с детьми наблюдения на прогулке за снегом, ручейками, сосульками, ветром, льдом.

Познавательно - исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Поэтому полученные знания дети применяют во время игровых действий .

Также спланировала работу с родителями , в которую входят:консультации, папки передвижки, родительские собрания, экспериментирование дома .

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям не угас.

Подводя итоги по опытно - экспериментальной деятельности, можно отметить. Что поставленная цель и задачи реализованы успешно. Дети овладели умением самостоятельно экспериментировать (они могут самостоятельно выделять проблему, поставить цель, подобрать различные материалы т сделать вывод) .

У детей прослеживается рост интереса к компонентам неживой природы, расширяется кругозор, развивается наблюдательность, речь.

Проектной деятельности считаю удовлетворительной.

Я провела опрос с детьми, интересно ли им по больше, узнать о происхождении, пользе и вреде этих напитков 94% ответили- да, а 6% нет.

Тип проекта - информационно-исследовательский;

Участники проекта. Дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель.

Продолжительность проекта: 3 недели

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих в процессе познавательной деятельности.

Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Формировать осознанное отношение к здоровью, стремление его сохранять и укреплять.

Актуализировать знания детей о полезных свойствах воды, о свойствах других продуктов питания, их значении для здоровья человека.

Формы работы с детьми:

рассматривание иллюстраций, фотографий;

чтение художественной и познавательной литературы;

I этап - постановка проблемы,

определение цели и задачи проекта,

разработка плана работы над проектом

Объект детского исследования: свойства питьевой воды и газированного напитка пепси-кола.

Проблема исследования. В последнее время в связи с широким использованием консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться о пользе и вреде того или иного продукта для здоровья их детей.

Детей же привлекают яркие вкусы, красочность упаковки и реклама данных продуктов. Поэтому возникает ситуация, когда дети не принимают доводы родителей, отказывающих им в покупке, так как это опасно для здоровья.

Дети отметили, что родители покупают им газированные напитки нечасто, потому что они вредны для здоровья, но не понимают, почему газировку пить нельзя. Дети захотели узнать, почему пепси-кола вредна.

Гипотеза. Все живое на земле произошло из воды. Давным-давно, много лет назад, когда на нашей планете еще не было жизни, почти всю ее поверхность занимал океан. В воде появились первые живые существа. Вода необходима всему живому. Человек на 90% состоит из воды. Вода помогает человеку переваривать пищу, утолять жажду, удалять из организма вредные вещества. Без воды человек не может прожить ни дня.

с помощью экспериментирования изучить состав пепси-колы и сравнить с составом воды;

исследовать влияние пепси-колы и воды на организм человека и растения;

создать рекламу для пропаганды полезных свойств воды;

Цель познавательно-исследовательской деятельности детей. Изучение влияния воды и газированного напитка пепси-колы на организм человека и растения. Выбор продуктов питания для сохранения и укрепления здоровья.

Выявить отличительные свойства пепси-колы и воды.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

II этап - организация исследования

в рамках проекта

чтение художественной и познавательной литературы;

проведение опытов и экспериментов, показывающих влияние пепси-колы и воды на различные предметы и живые организмы исследование свойств воды и пепси-колы;

III этап - презентация результатов исследовательской деятельности

Итоговое занятие «О чем поспорили Пепси-кола и Вода

Проведя ряд опытов, мы увидели, что пепси-кола разлагает колбасу (мясо). Она содержит большое количество сахара, который вреден для зубов. В пепси-коле содержаться красители, которые могут вызвать различные аллергические реакции, а также вещества, которые разъедают ржавчину. В этом напитке есть газы, вызывающие вздутие живота и отрыжку. В ходе исследования мы выяснили, что растения, помещенные в пепси-колу, погибли.

После проведения данного проекта, я провела повторный опрос, продолжат ли они дальнейшее употребление пепси-колы 100%.

Таким-образом, мы доказали, что пепси-кола опасна не только для здоровья человека, но и губительно действует на растения.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей.

На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. С этой задачей мы прекрасно справляемся с помощью организации опытно–экспериментальной работы с дошкольниками.

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.

Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.

Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаю в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделяю весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняю их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.

Все опыты, которые проводим, фотографируем, выполняем презентации, смотрим вместе с детьми.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

Поэтому я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить.

Наша работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе чего дети знакомятся с явлениями и объектами природы. В процессе формирования исследовательских действий решается несколько задач: сочетается показ ребенка с активным действием (восприятие на вкус, запах, ощупывание и т. д., сравниваются предметы по внешнему виду. Учим детей рассуждать, делать выводы, сопоставлять факты. Использовать опыт в различных видах деятельности, будь то игровая или практическая.

Часто замечали, как на улице дети пробовали снег на вкус. Мы всегда говорим, что снег нельзя есть, но почему именно, дети не могли понять. Вот мы и решили провести опыт со снегом. Занесли снег в емкости в группу и, когда снег растаял, налили воду в стаканчики и посмотрели через лупу. После такого опыта дети не стали пробовать снег.

Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Дети с удовольствием запускают воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дети младшего возраста дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Интересных объектов для экспериментирования много, всего сейчас не перечислишь. Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности проведения опытно – экспериментальной работы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Справка по итогам работы за год

Тема: Развитие позновательной активности через эксперементирование.

Подготовил воспитатель гр.№6 Копань Н.Н

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшее интеллектуальные усилия.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности , проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Создание педагогических условий по ФГОС ДО способствуют полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я убедилась, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность , а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства . Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Я задумалась - как же правильно ответить на детские вопросы и при этом пробудить активность ребёнка, вселить в него уверенность, дать ему почувствовать себя компетентным и ответственным за поиск решения . Всё это возможно при условии развития ориентировочно-исследовательской ( поисковой ) деятельности у детей , но каким образом развить эту деятельность у дошкольников ?

Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент . Именно этим мы и занимаемся в группе, в уголке экспериментирования .

Развивающая предметно-пространственная среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности . Для этого явмести с детьми и родителями мини-лабораторию, где имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности :

• приборы-помощники : весы, песочные часы, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл)

• природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки,листья и др. ;

• утилизированный материал : проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

• технические материалы : гайки болты, и др. ;

• разные виды бумаги : обычная, картон, копировальная и др. ;

• красители : пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;

• медицинские материалы : пипетки, , деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

• прочие материалы : коробкочки из под киндеров, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывали следующие требования :

• безопасность для жизни и здоровья детей;

Организация работы проводится по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами :

• живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие

живых организмов, их приспособление к окружающей среде и др.).

Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут, проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.

• неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.) .

В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды : прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Нравится детям проводить опыты с песком : как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?

• человек (функционирование организма; рукотворный мир : материалы

и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.). Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).

Все темы усложнялись по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные) .

Планируя и реализуя работу с детьми, я использовала такие формы работы : игры, наблюдения, труд в уголке природы и на участке, совместную исследовательскую деятельность взрослого с детьми , НОД познавательного цикла, развлечения.

Уделяя внимание формированию навыков экспериментирования у детей , организуем игры- экспериментирования с разными материалами :

Также мы познакомились с разнообразием мира камней и их свойствами, особенностями. Вместе с детьми классифицировали камни по признакам : размер (большой, средний, маленький) ; поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая) температура (теплый, холодный) ; вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде.

Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности . Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что :

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д..

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе с нами они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.

Считаю, что проводимая работа в данном направлении эффективна, меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности.

Краткое описание документа:

Справка по итогам работы за год

Тема: Развитие позновательной активности через эксперементирование.

Подготовил воспитатель гр.№6 Копань Н.Н

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшее интеллектуальные усилия.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Создание педагогических условий по ФГОС ДО способствуют полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я убедилась, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Я задумалась - как же правильно ответить на детские вопросы и при этом пробудить активность ребёнка, вселить в него уверенность, дать ему почувствовать себя компетентным и ответственным за поиск решения. Всё это возможно при условии развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у детей, но каким образом развить эту деятельность у дошкольников?

Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент. Именно этим мы и занимаемся в группе, в уголке экспериментирования.

Развивающая предметно-пространственная среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого явмести с детьми и родителямимини-лабораторию, где имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:

• приборы-помощники:весы, песочные часы, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл)

• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки,листья и др. ;

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

• технические материалы: гайки болты, и др. ;

• разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная и др. ;

• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

• медицинские материалы: пипетки, , деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

• прочие материалы: коробкочки из под киндеров, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывали следующие требования:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

Организация работы проводится по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

• живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие

живых организмов, их приспособление к окружающей среде и др.).

Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут, проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.

• неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?

• человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы

и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.). Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).

Все темы усложнялись по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

Планируя и реализуя работу с детьми, я использовала такие формы работы: игры, наблюдения, труд в уголке природы и на участке, совместную исследовательскую деятельность взрослого с детьми, НОД познавательного цикла, развлечения.

Уделяя внимание формированию навыков экспериментирования у детей, организуем игры-экспериментирования с разными материалами:

Также мы познакомились с разнообразием мира камней и их свойствами, особенностями. Вместе с детьми классифицировали камни по признакам: размер (большой, средний, маленький) ; поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая) температура (теплый, холодный) ; вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде.

Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д..

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе с нами они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.

Считаю, что проводимая работа в данном направлении эффективна, меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности.

В течении 2015-2016 учебного года в нашей группе была реализована опытно-экспериментальная исследовательская деятельность .

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;

развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;

развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий..

Время проведения: 1 раз в неделю.

Длительность: До 15 минут.

Количество: 8 – 10 детей.

Базовые средства: Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, проблемные ситуации.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так) ;ситуацию выбора.

Весь материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкретно даны содержание, средства и формы исследовательской деятельности детей, с учётом их возможностей и интересов. Которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира. Весь практический материал построен с учётом перехода от традиционной дидактики к личностно – ориентированной, при этом базовой основой является государственный образовательный стандарт.

Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, и т. д.)

Мотивация детей: Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!

Алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента:

  1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения) .
  2. Определение типа, вида и тематики.
  3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные)
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона. возраста и темы.
  6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.
  7. Обобщение результатов в различных формах:, коллаж, фотографии, рисунки, рассказы.

Разделы: вода, песок, воздух, свет, бумага, ткань, дерево, продукты, ветер, снег, зеркало, краски, мыло, пластилин, камни.

Закрепление, повторение, обследование, манипуляции пройденного материала на прогулке, в экскурсиях, беседах, развлечениях, досугах.

Содержание исследовательской деятельности детей.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей я
сочетаю показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравниваем сходные по внешнему виду предметы.
Учу детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Для того, чтобы отслеживать результативность работы, 2 раза в год проводим диагностику.

Определены критерии уровня знаний детей по познавательной деятельности.

Высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность; активное участие в занятиях , играх, исследовательской деятельности;

Средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;

Низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям , отказ от исследовательской деятельности.

Результаты диагностики на конец года показали, количество детей с высоким уровнем развития 83%, количество детей с низким уровнем развития 17%.

Я буду продолжать работу с детьми по теме исследовательская деятельность т.к. вижу результат своей работы: у детей повысился познавательный интерес к экспериментам, улучшилась речь, дети узнали много интересного и нового. На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Читайте также: