Кино как новый вид искусства 1900 1941 годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

В понятие кинематографа входят киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение. Сами кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового и документального кино.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КИНО

История кино начинается в 19 веке. В это время фотография как способ запечатления неподвижных объектов уже существовала, но для того, чтобы процесс воссоздания эффекта движения стал возможен, необходимо было, чтобы фотографирование происходило с короткими выдержками. Но и после появления соответствующих типов фотоэмульсий в 70-х годах 19 в. кино появилось не сразу. Известный нам сейчас способ создания кино далеко не сразу был найдет изобретателями. Были созданы десятки систем, которые позволили бы просматривать изображения в движении. В разработке принимал участие и знаменитый Эдиссон. Но его система не стала востребованной, т.к. была создана для индивидуального просмотра кино.

Признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура братьев оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать кино и показывать его на большом экране, что и принесло успех изобретению Люмьеров.

Родоначальники кинематографа: Люмьер, Луи Жан (1864 – 1948) — младший брат (изобретатель аппарата "Синематограф"). Люмьер, Огюст Луи Мари Николя (1862 – 1954) — старший брат (организатор).

Родоначальники кинематографа: Люмьер, Луи Жан (1864 – 1948) — младший брат (изобретатель аппарата "Синематограф"). Люмьер, Огюст Луи Мари Николя (1862 – 1954) — старший брат (организатор).

После гениального изобретения Люмьеров начал своё существование кинематограф, но еще не кино. Братья-изобретатели целью кинематографа видели создание и сохранение конохроники для потомков. Другие видели в их изобретении всего лишь развлечение. Однако кинематограф быстро набирал популярность.

Российское кино до революции шло в основном по пути копирования западных образцов. Однако в 20-е советские режиссёры начинают сами активно экспериментировать с выразительными возможностями кино. Особенно уделяется внимание попыткам повысить выразительность с помощью специальной тактики монтажа фрагментов фильма. Находки некоторых режиссёров, особенно Сергея Эйзенштейна, вошли в золотой фонд мирового киноискусства.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО КИНО

Приход в кино звука несколько уменьшает роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Некоторые известные режиссёры и актёры (в т. ч. Чарли Чаплин) выступали против звукового кино либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам, но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 30-х практически все фильмы стали звуковыми. Разнообразие художественных приёмов и выразительных средств в кино падает, зато значительно усиливается роль диалогов, несущих главную содержательную и выразительную нагрузку в достаточно большой группе фильмов.

ЦВЕТНОЕ КИНО

ПОСЛЕДНИЕ ТЕНДЕНЦИИ КИНО


С чего все начиналось?

Работа Дранкова запустила механизм производства кино, и уже в 1910 году такие мастера режиссуры, как Владимир Гардин, Яков Протазанов, Евгений Бауэр и другие, создавали достойное кино, экранизировали русскую классику, снимали мелодрамы, детективы и даже боевики. Вторая половина 1910-х подарила миру таких известных деятелей, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Первый кинематограф в России – яркий период в развитии отечественного кино.

Октябрьский переворот – период с 1918 по 1930 год

Октябрьская революция 1917 года стала настоящим путеводителем российским кинорежиссерам на Запад. А военное время и вовсе было не лучшим для развития кино. Закрутилось-завертелось все снова в 20-х годах, когда вдохновленная революцией творческая молодежь оставила новое слово в развитии российского кино.

кинематограф российской империи

Времена социального реализма – 1931-1940 годы

пленочное кино

Роковые сороковые года – 1941-1949

броненосец потемкин

Оттепель – 1950-1968 годы

Эпоха комедий

советские фильмы

Конец оттепели – 1969-1984 годы

Данный период времени для российского кинематографа оказался непростым. Жесткая кремлевская цензура не позволила поделиться своим творчеством многим талантливым режиссерам. Но, несмотря на сложности в развитии кинематографа, в те годы посещаемость кинотеатров в России занимала лидирующие позиции во всем мире. Не один десяток миллионов зрителей с большим удовольствием смотрели комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, Владимира Мотыля, Александра Митты. Фильмы этих великих режиссеров – настоящая гордость российского кино.

гайдай и леонов

Перестройка и кино – 1985-1991 годы

Однако общество переходило в эпоху телевидения, американские фильмы поступали на отечественный рынок, и посещаемость кинотеатров резко снизилась. Несмотря на снижение внимания к российским фильмам со стороны зрителя, на Западе российские режиссеры стали желанными гостями множества международных фестивалей. 1991 год стал завершающим этапом в существовании Советского Союза, отразилось это и на кинематографе.

бриллиантовая рука

Постсоветское кино в России – 1990-2010

Криминальное кино

криминальное кино

Расцвет после кризиса

Уже с 90-х годов и по сей день в республиках Российской Федерации формируется свой собственный кинематограф. Эти фильмы имеют местное распространение, так как сняты на национальных языках республик. А в некоторых регионах популярность таких локальных фильмов выше, чем у модных современных американских блокбастеров.

Современный кинематограф в России

На сегодняшний день российский кинематограф носит развлекательный характер. Фактически 95 % фильмов выпускаются именно в таком жанре. Объясняется такая тенденция просто – высокая прибыль и рейтинги на телевидении. Самые популярные жанры отечественного кино – криминал, комедия и история. Большая часть действительно достойных фильмов – подражание Голливуду. В последнее время пошла волна на возрождение советского кино, но критики отмечают данные проекты как неудачные.

Большинство режиссеров России часто подвергаются критике не только со стороны зрителей, но и профессионалов в области кино. Самые критикуемые режиссеры – Никита Михалков, Федор Бондарчук и Тимур Бекмамбетов. Многие критики пишут о том, что в России снизилось качество выпускаемых картин, а также некоторые специалисты отмечают низкую изобретательность сценаристов.

К современникам относятся следующие режиссеры: Юрий Быков, Николай Лебедев, Федор Бондарчук, Никита Михалков, Андрей Звягинцев, Сергей Лобан, Тимур Бекмамбетов и другие.


Фильмы

Советский кинематограф — это яркое и самобытное явление в истории мировой культуры. За 70 лет существования Советского Союза были созданы сотни кинолент, ставших культовыми у себя на родине и признанных шедеврами во всем мире. Эти фильмы формировали сознание и мировосприятие миллионов людей, становясь неотъемлемой частью их жизни. Не одно поколение выросло на классических советских кинолентах. Их любят, смотрят, цитируют и по сей день.

Кинематограф в 20-30 годы

История кино в СССР официально начинается в 1919 году, тогда появляются первые отечественные черно-белые немые киноленты, поначалу в основном документального характера.

Советская власть сполна оценила всю силу этого вида искусства и влияние, которое оно может оказать на общественность, поэтому кинематограф сразу же стал орудием пропаганды и агитации.

В.И.Ленин не раз отмечал важность этого вида искусства для идеологической борьбы, поэтому в 20-е годы активно выпускаются фильмы, проникнутые коммунистическими и революционными идеями. В этот период в союзных республиках активно создавались национальные киностудии

Большую популярность получила кинолента “Броненосец Потемкин” , снятая в 1925 году. Фильм имел успех не только на родине, но и завоевал признание во всем мире.

В 30х годах началась эра полноценного звукового кино. Первым озвученным фильмом в СССР стала лента “Путёвка в жизнь” , вышедшая в 1931 году. В этот период становится популярным жанр комедии, и появляются такие шедевры, как “Веселые ребята”, “Богатая невеста”, “Трактористы”, “Цирк”, “Волга-Волга” . В комедийных кинолентах блистали такие актеры, как Владимир Зельдин, Любовь Орлова, Леонид Утесов.

Обращались режиссеры и к исторической тематике, что нашло отражение в картинах “Пётр Первый”, “Александр Невский”, “Минин и Пожарский”.

Советские фильмы в 40-50 годы

В годы Великой Отечественной войны основной задачей кинематографа стало поднятие боевого духа солдат, демонстрация силы отечественной армии, показ борьбы с фашистским захватчиками. Появились такие знаменитые ленты, как “Жди меня”, “Два бойца”, “Она защищает Родину” и многие другие. В них на первом месте стояло описание подвигов советских бойцов: самопожертвование в бою, партизанская борьба, героическая оборона городов. Благодаря этим фильмам известность получили такие актеры, как Марк Бернес и Валентина Серова.

Как развивался советский кинематограф

Актриса Валентина Серова со своим мужем

Один из сотрудников советского Агентства по защите государственных секретов в средствах массовой информации. Кинокритик и общественный деятель.

К теме войны кинематограф неоднократно возвращался и после победы. Подвиги солдат и тружеников тыла восхваляются в кинолентах “Повесть о настоящем человеке”, “Подвиг разведчика”, “Молодая гвардия”, “Баллада о солдате”, “Летят журавли” и других.

Конец 40х — начало 50х было для кинематографа непростым временем, так как страна только восстанавливалась после войны. Однако, в этот период также создавались достойные и запоминающиеся картины, основной темой которых была жизнь простых рабочих людей: “Большая семья”, “Высота”, “Дорогой мой человек”, “Весна на Заречной улице”, “Солдат Иван Бровкин” .

В 1956 году был снят один из ярчайших советских фильмов, без которого не обходится ни один новогодний эфир — “Карнавальная ночь” , ставший дебютным для Людмилы Гурченко.

Кино в СССР в 60-80х годах

В этот период начинается настоящий расцвет кинематографа в СССР. Свои шедевры создают такие именитые режиссеры, как Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия. В историю вошли ленты “Бриллиантовая рука”, “Королева бензоколонки”, “Берегись автомобиля”, “Служебный роман”, “Девчата”, “Операция Ы и другие приключения Шурика”, “Кавказская пленница”, “Москва слезам не верит”.

Как развивался советский кинематограф

Памятник Балбесу, Трусу и Бывалому — самым популярным персонажам советского кино в 80-е годы

Кроме оригинальных сценариев, режиссеры часто прибегали к экранизации литературных произведений. Сняты были “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Братья Карамазовы”, “Преступление и наказание”.

Главные герои советских фильмов того времени — это по-прежнему простые люди различных профессий: врачи, учителя, рабочие фабрик и заводов, работники сельского хозяйства.

В 70х-80х годах популярными становятся картины Никиты Михалкова: “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, “Вокзал для двоих”, “Жестокий романс” , и Василия Шукшина: “Печки-лавочки”, “Калина Красная” . Международное признание заслужил “Солярис” Андрея Тарковского”.

Во второй половине 80х годов советский кинематограф начинает меняться, в нем находят отражение реалии так называемой “перестройки”, поднимаются темы, бывшие запретными раньше. В этот период были сняты картины “Маленькая Вера” и “Интердевочка” . Фильм Эльдара Рязанова “Небеса обетованные” , вышедший на экраны в 1991 году, завершил историю советского кинематографа.

Самые интересные фильмы за все время СССР

Многие фильмы, снятые в эпоху СССР, стали культовыми. Они бессчетное количество раз пересматривались и продолжают пересматриваться представителями старшего поколения, но также будут интересны для молодежи и никогда не потеряют своей актуальности.

Как развивался советский кинематограф

Мемориальная доска Леониду Гайдаю — автору и режиссеру многих советских фильмов

“Иван Васильевич меняет профессию”

Комедия режиссера Леонида Гайдая, снятая в 1973 году. Главный герой картины — изобретатель Александр Тимофеев создает машину времени. В результате ее запуска царь Иван Грозный попадает в квартиру Шурика, а двое героев из современного мира не по своей воле оказываются в царской России.

“Операция Ы и другие приключения Шурика”

Еще один культовый фильм Леонида Гайдая. Картина состоит из трех частей с самостоятельными сюжетами, в каждой из которых Шурик попадает в какую-либо затруднительную. но вместе с тем и комическую ситуацию. В фильме присутствует троица антагонистов: Трус, Балбес и Бывалый, которых можно увидеть и в других советских кинолентах.

“Бриллиантовая рука”

Обожаемая многими поколениями комедия с Юрием Никулиным и Андреем Мироновым в главных ролях. Простоватый и честный Семён Горбунков случайно оказывается замешан в преступной схеме контрабандистов и вынужден участвовать в операции по поимке злодеев.

“В бой идут одни “старики”

Фильм режиссера Леонида Быкова о жизни летчиков в годы Великой Отечественной войны. Кинолента получила множество наград и стала одним из самых известных советских фильмов о войне.

“Джентльмены удачи”

Стал лидером кинопроката в год выхода на экраны. По сюжету ленты заведующий детским садом в исполнении Евгения Леонова оказывается как две капли воды похожим на преступника по кличке Доцент. Это сходство сотрудники милиции используют, чтобы выяснить у соучастников Доцента местонахождение украденных им ценностей.


Первые шаги к кинематографу

Принцип работы волшебного фонаря

Это устройство представляло собой своеобразный ящик со светильником внутри и увеличительной трубой. Позади данного светильника располагался рефлектор-отражатель, а между ящиком и трубой было небольшое отверстие, на которое тушью наносился нарисованный кадр (воплотить в реальность такую задумку хотел Леонардо Да Винчи, однако ему так и не удалось этого сделать).

В тридцатые годы 19 века Жозеф Плато старался разложить движения на фазы (к примеру, движение животного). И когда Фарадей получить в руки труды этого ученого, то стал интенсивнее заниматься созданием фенакистископом.

Дальнейшее развитие

В 1876 году французский ученый и профессор Этьен Маре изобретает фоторужье. Работало оно следующим образом: в него заправлялась лента, которая подавалась благодаря лентопротяжному механизму, работающему на бумаге.

В 1877 году русский ученый Болдырев изобретает целлулоидную пленку. После модернизации своего изобретения, Маре создает фоторужье, способное использовать эту самую пленку.

Чертежи фоторужья Этьена Маре

Вот небольшой пример фильма, показываемого в парижских театрах того времени: молодая девушка читает книгу. К ней подходит парень, начинается диалог. Затем молодой человек берет девушку за руку и ведет пообедать. Спустя несколько встреч влюбленные женятся. Изображается свадьба, альтарь. После чего их сопровождают на пароход и отправляют на медовый месяц в Африку. Кратко показывается и описывается их путешествие. Через 2 недели супруги возвращаются, их уже ждут родители. Иллюстрируется белый кадр. Вот девушка опять сидит на скамейке, поднимает книгу – это был сон…

Кинематограф на грани рождения

Безусловно, все изобретатели, перечисленные нами выше, сделали настоящую революцию в продвижении и создании кинематографа, однако ближе всего к данной сфере подошли четыре незаурядных человека. Речь идет о Томасе Эдисоне, Братьях Люмьер и Иосифе Тимченко.

Принцип работы кинетоскопа

На протяжении всего года Тимченко занимался изучением данного вопроса, и, в результате чего, изобрел собственную камеру, которая снимала на перфорированную пленку. На этом Тимченко не остановился — уже через несколько месяцев он создает проектор и снимает десятки сюжетов о своей семье. Через некоторое время Иосиф решил продемонстрировать свои аппараты российскому научному сообществу. Все его заслуги были оценены, однако финансов на дальнейшее изучение сообщество не выделило. Позже Тимченко обращается в общество предпринимателей, в котором состояли предприниматель Путилов, банкир Дмитрий Рубинштейн, булочник Филлипов и владелец магазинов Елисеев. Но и там его предложение не было услышано.

Инженер решил не сдаваться. В 1894 году он приезжает в Москву и рассказывает о своих изобретениях Савве Ивановичу Мамонтову, который признался, что все приборы, созданные Иосифом, имеют большое будущее, но денег, как и остальные, не выделил. После очередного отказа Тимченко понял, что вряд ли сможет воплотить свои мечты в реальность и перестал заниматься изучением данного вопроса.

Уже через год Братья Люмьер смогли продемонстрировать свое главное открытие – кинематограф (также известный как синематограф) и вошли в историю как создатели нового жанра искусства – кинематографии.

Эпоха немого кино

Почему первые фильмы были столь непродолжительными? Все просто: из-за несовершенства киноаппаратуры, но, тем не менее, уже в 1900 годах зрители могли наблюдать фильмы от 200 до 300 метров (это более 20 минут демонстрации). Съемочная и проекционная техника совершенствовалась все больше и больше с каждым годом, это и способствовало дальнейшему увеличению длины фильмом, а также более качественному увеличению художественных приемов съемок, режиссерской работы и актерской игры.

Фильм

Нельзя не отметить тот факт, что столь широкое распространение и популярность кинематографа была обеспечена, прежде всего, его экономической выгодностью. И, к сожалению, это сильно сказывалось на художественной ценности снимаемых кинолент.

Удлинение и усложнение сюжетов начало давать почву для формирования новых, не изведанных ранее жанров кинематографа. Начинают создаваться специфические для каждого жанра кино изобразительные приемы, оформляется их художественное своеобразие.

Появление звука

Томас Эдисон занимается своими новыми разработками

Вообще, в ранний период кинематографа было совершено множество попыток воссоздать звуковое кино. Ученые и профессора со всего мира работали над данной задумкой, однако все сталкивались с двумя главными проблемами: невозможность в синхронизации изображения и звука и слабая громкость последнего. Несмотря на это первая проблема была решена путем записи и изображения и звука на один и тот же носитель, но вот для решения второй проблемы требовалось создание усилителя низкой чистоты. Произошло это спустя более 20 лет — в 1912 году, когда киноязык был развит настолько, что отсутствие звука начинало восприниматься как серьезный недостаток.

Выход на экраны фильма

Кинематограф СССР

Начало официальной истории советского кино датируется 27 августа 1919 года, когда Советский Народный Комитет принял решение о национализации кинематографа в Советской России. Именно этот день сегодня отмечается как День российского кино.

Среди крупнейших режиссеров, работающих в довоенную пору и заслуживших международное признание, следует отметить Льва Кулешова, братьев Васильевых, Всеволода Пудовкина, Дзигу Вертова и др.

Кадры из фильмов


Зарождение голливудского кино

Но развитие американского кинематографа не всегда было успешным. Столкновения разных тенденций и направлений, частые разорения и возрождения студий и их постоянное объединение деструктиво влияли на развитие голливудского киноискусства.

Новый период голливудского кинематографа – кульминация киноискусства

Новый период голливудского кинематографа - кульминация киноискусства

Молодые режиссеры использовали находки европейских авторских лент и вводили в собственные киностудии такую тематику и стилистику, которая шла наперекор первоначальным традициям. Крупнобюджетные фильмы Стэнли Кубрика, Романа Полански, Вуди Аллена и Роберта Олтмена отличались невероятно высоким уровнем художественного мастерства, позволяющим рассматривать эти творения как своеобразные авторские высказывания.

Читайте также: