Дополнительная общеразвивающая программа социально педагогической направленности подготовка к школе

Обновлено: 05.07.2024

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

- Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем, т. к. требования к успешному обучению в начальной школе становится сложнее и выше. В ходе дополнительных занятий у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы по данной программе у будущего первоклассника будет происходить не только знакомство учителя и ученика, но и решаться главная задача: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Актуальность разработки программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы. Главное назначение этой программы состоит в том, чтобы развивать у детей логическое мышление, математическую речь; зак-реплять состав чисел до 20. На занятиях дети упражняются в фор-мировании пространственных представлений, используя знаки,

Особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятия.

Подготовка детей к школе на занятиях по математике сводится к обучению их счету, формированию элементарных математических представлений, развитию у детей фантазии, воображения, творческих способностей.

На занятиях по математике у детей формируются представления о свойствах предметов: форме, цвете, размере и др. Они учатся отличать равенство и неравенство чисел, используя знаки.

Большая роль на занятиях отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения.

Программа направлена на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей. У детей 6-7 лет повышается физическая и умственная работоспособность. Они могут непрерывно заниматься продуктивной работой 25-30 мин. В психическом развитии важную роль начинает играть новая жизненная позиция, связанная с переходом в подготовительную группу. Дети понимают, что они самые старшие в детском саду и скоро станут школьниками. Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает повышенный интерес к учебной деятельности. Дети могут сформулировать учебную задачу, ориентируясь на рисунок, планировать и самостоятельно выполнять задание, способны решать в уме многие математические задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку каждого задания.

В реализации программы участвуют дети от 6-7 лет (подготовительная группа).

Работа с детьми по дополнительному образованию по познавательной деятельности строится в течение учебного года (сентябрь – май, 1 раз в неделю).

Длительность занятий – 30 минут.

Целью подготовительного курса по математике является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усваивать программу начальной школы, а также выравнивание стартовых возможностей детей не посещавших дошкольные отделения. Целью подготовительного курса по обучению грамоте является развитие связной речи ребенка, его фонематического слуха, творческого мышления, позволяющее в дальнейшем успешно усваивать программу начальной школы, а также выравнивание стартовых возможностей детей не посещавших дошкольные отделения. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, формирует элементарные навыки культуры речи.

Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков

Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;

Учить определять место заданного звука в слове (в начале, середине и в конце);

Познакомить с условным изображением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат (моделирование);

Учить писать слова с помощью графических изображений;

Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец;

Учить соотносить звук и букву;

Учить писать слова и предложения печатными буквами;

Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;

Познакомить с термином предложение;

Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов;

Совершенствовать навыки счта в пределах 20 в прямом и в обратном порядке;

отношений между числами натурального ряда.

Учить решать стихотворные задачи.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги

Планируемые результаты освоения программы :

К концу года ребенок должен уметь:

- Писать буквы русского алфавита в клетке

- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце

- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки

- Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)

- Соотносить звук и букву

- Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком

- Проводить звуковой анализ слов

- Читать слова, слоги, предложения

-Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);

-Называть числа в прямом и обратном порядке до10;

-Соотносить цифру и количество предметов;

-Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;

-Пользоваться цифрами и математическими знаками;

-Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;

-Измерять длину предметов;

-Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;

-Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;

-Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

-Определять временные отношения;

К концу года ребенок должен знать:

- буквы русского алфавита

-отличие буквы от звука.

-конфигурацию печатных букв.

-назначение прописной и строчной буквы

-отличие прописных букв от печатных.

-числа от 0 до 20 и их графическое изображение;

- состав числа первого десятка;

- предшествующее число, последующее, числа – соседи;

-понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

-геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;

- строчку и столбик в тетради в клетку

- временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

- название дней недели;

- название месяцев и времен года;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Принята на заседании педагогического совета

Директор МОУ «СОШ № 1 г. Верхнеуральска

Программа рассчитана на детей 5,6-7 лет

Срок реализации: 1 год

заместитель директора по УВР Рекуник Т.А.

г. Верхнеуральск, 2018 г.

Направленность программы 4

Актуальность программы 4-6

Отличительные особенности программы 6

Адресат программы 6-13

Объём программы, формы обучения и виды занятий, срок реализации программы, режим занятий 13-14

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 14-16

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3.1. ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИКУ 16-21

3.2. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ: развитие речи, обучение раннему чтению и обучение письму 21-32

3.3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 33-40

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график 40-41

Условия реализации программы 41-42

Формы аттестации и оценочные материалы 42-58

Перечень литературных источников 60-61

Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

6. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

1.1. Направленность программы

1.2. Актуальность программы:

- необходимость создания образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей;

- разрыв между системой дошкольного и школьного образования (возрастание явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);

- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с социальной и межличностной тревожностью, с низким социометрическим статусом);

- социальный запрос родителей и школы.

Педагогическая целесообразность программы:

Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

1.3. Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями программы предшкольного образования является то, что программа одновременно решает две задачи:

1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная основа для адекватной деятельности человека в мире.

1.4. Адресат программы

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения с учётом запросов родителей и интересов школьников, ориентирована на детей в возрасте от 5,6 до 7 лет.

Примерный портрет будущего первоклассника

Образование России переживает период перехода в новое качество, его содержание направлено не на передачу объема знаний, а на формирование способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, определены в федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Принятый документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, родителей, учителей начальной школы в соответствии с которым акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. В соответствии с федеральными государственными требованиями ребенок-выпускник детского сада должен обладать следующими интегративными качествами:

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками . У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность, необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели и положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Проявляет настойчивый познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой - чтением, письмом, счетом.

Способен инициативно и самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную формы общения. С удовольствием участвует в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений, выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

- представление о себе. Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.

- представление о семье. Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах.

- представление об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.

- представление о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами языковой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

9. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности:

I. Социальное развитие

1. Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.

2. Общается со сверстниками, знает правила общения.

3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.

6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.

7. Не избегает общения.

II. Речевое развитие

1. Ребёнок правильно произносит звуки.

2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.

6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

III. Развитие движений и пространственная ориентация

1. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.

2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).

4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.

6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

IV. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.

2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3. Различает расположение фигур (над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу и т.п.).

4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.

5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.

6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.

7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

2. Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.

3. Спокоен, усидчив, нераздражителен.

4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).

5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).

6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).

7. В речи нет выраженных задержек в развитии.

VI. Развитие внимания и памяти.

1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).

2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.

7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

1.5. Объём программы, формы обучения и виды занятий, срок освоения, режим занятий

Режим работы – 1 раз в неделю (суббота), по 3 занятия в день

Продолжительность занятий 30 минут, с 10-минутным перерывом между занятиями. Программа рассчитана на 28 недель. Общее количество занятий в год – 84.

Количество часов в неделю

Количество часов в месяц

Количество часов в год

Консультация родителей (за год)

Название курса

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Введение в математику

Интегрированный курс обучение грамоте: развитие речи, обучение раннему чтению и обучение письму

Развитие познавательных способностей

Форма занятий - очная. Занятия строятся в занимательной игровой форме

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

- систематизировать знания и умения, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;

- развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей;

- развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностную ориентацию;

- развивать детскую самостоятельность и инициативу, воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

- формировать четкие представления и о школе и о формах школьного поведения;

- формировать готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,

заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;

- воспитать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов :

1. Гуманистический принцип предполагает:

— всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;

— защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;

— усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;

2. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:

— как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;

— как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;

3. Принцип творческой активности предполагает:

— стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;

— участие в коллективных формах работы;

— создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.

4. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между уровнями дошкольного и начального общего образования, как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИКУ

Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 5,5–6,5 лет:

1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.

3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.

Программа нацелена на формирование первичных знаний об окружающем мире, лингвистических и математических базовых знаний для дошкольника, развитие мелкой моторики рук, навыков устной диалогической и монологической речи. Нацеленность на всестороннее развитие и первичные навыки социального взаимодействия обуславливает социально-педагогическую направленность программы.

Новизна программы состоит в системном подходе к образованию дошкольника. Лингвистические и математические составляющие программы идут в тесной взаимосвязи с окружающим обучающегося миром. Сферы учебных дисциплин, которые в дальнейшем станут основой обучения, переплетаются между собой, дополняя друг друга. Такой подход способствует формированию целостной картины мира: даёт дошкольнику понимание того, что буквенно-цифровые значения не оторваны от реальности, а реальный мир трактуется и существует в контексте действующих наук.

Благодаря такой взаимосвязи у обучающегося формируется представление об окружающем его мире не как о разрозненных сферах, а как о единой картине, в которой важен каждый элемент каждой дисциплины для комплексного понимания реальности.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической направленностью: обучающиеся проходят курс дополнительной подготовки, помимо уже существующих программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Данная программа актуальна как для успевающих обучающихся, так как даёт возможность более полно и углублено изучить мир вокруг – что представляется проблемой в условиях дошкольного образования, так как ориентация педагога во время занятия рассчитана на среднего обучающегося, так и для неуспевающих обучающихся, которым освоение окружающего мира даётся с определёнными трудностями в силу объективных – особенности развития и формирования психофизиологических процессов – и субъективных – недостаточная работа с обучающимся в институте семьи – причин.

Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у обучающихся первичных знаний об окружающем мире и навыков взаимодействия с ним. Базовые фундаментальные знания, к которым относятся названия предметов, понимание и использование в речи пространственно-временных понятий – право/лево, выше/ниже, позже/раньше – первичные знания в области филологии – алфавит русского языка – и математики – названия чисел – есть неотъемлемая часть знакомства и понимания дошкольником окружающего его мира. Переход от игровой деятельности, предполагающей тактильное изучение реальности, к учебной, то есть восприятия мира как сфер различных дисциплин, работающих в совокупности, один из наиболее трудных моментов во взрослении дошкольника. Именно нацеленность программы на взаимодействие с миром в теоретической и практической его составляющих помогает подготовить обучающегося для вхождения в новый для него вид деятельности, новый коллектив и новый вид отношений – учитель-обучающийся.

Адресат программы.

Старший дошкольный возраст отличается не только появлением новых видов игр, но и совершенствованием различных продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование. Для них необходимо владение конкретными способами действий и сенсорными примерами. Указанные виды деятельности способствуют формированию практических умений, художественного восприятия, эстетического отношения к окружающей жизни, развитию всевозможных способностей и личности в целом. Возрастные особенности обучающихся старшего дошкольного возраста состоят в том, что в жизни дошкольника главной является продуктивная деятельность вместе с игровой. Именно ей обучающийся отдает предпочтение в выборе определенного вида самостоятельных занятий, охотно занимается этой деятельностью в течение длительного времени.

В 5-7-летнем возрасте совершенствуется трудовая деятельность. Формируются основы для будущей производственной работы. У обучающегося появляются представления о труде и профессии взрослых, формируются некоторые трудовые умения и навыки, мотивы исполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить и поддерживать цель деятельности, формируются определенные личностные качества – трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, старательность и прочее.

Объем и сроки реализации программы. Режим занятий.

П р о г р а м м а р ас сч и т а н а н а 1 г о д о б у ч е н и я . Тематика и объём составлены из расчета 2 час в неделю, 64 часа в год. Продолжительность занятий – 30 минут в соответствии с требованиями СанПиН и учётом возрастных особенностей старшего дошкольного возраста. Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает динамические паузы, чередование видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.

Формы обучения – очная.

Формы организации обучения: по количеству обучающихся, участвующих в занятии, – групповая.

Особенности организации образовательного процесса - формируются группы обучающихся одного возраста постоянного состава из 3 – 8 обучающихся. В группы принимаются все желающие. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 64 часа за учебный год. Расписание занятий составляется с учётом пожеланий родителей и возможностей учреждения.

Целью данной программы является создание условий для формирования первичных знаний о мире, навыка чтения букв и слогов, знаний о названиях и написании цифр и букв.

Задачи программы определяются логикой освоения учебных тем и делятся на три группы.

Образовательные:

 сформировать знания о русском алфавите: его составе, назначении, порядке букв;

 сформировать знания о цифрах: их названии и написании;

 сформировать и развивать навык взаимодействия с окружающим миром как созидающей и преобразующей деятельности;

 сформировать и развивать навык устной монологической и диалогической речи.

 развивать внимание, память, фантазию, пространственное воображение;

 формировать потребность и установки к актуализации атрибутов личности: самосознания, саморегуляции, саморазвития, самопринятия, самоидентификации, уникальности и самоактуализации;

 формировать умение самооценки качества своих работ;

 формировать организационно-управленческие умения и навыки. Метапредметные:

 воспитать бережное отношение к своему и чужому труду, к предметам вокруг и миру в целом;

 воспитывать интерес к учёбе как процессу;

 формировать установки на сотрудничество и бесконфликтность в процессе совместной деятельности, как элементов коммуникативной культуры.

Выписка из решения:

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу.

С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому. Что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны не были знания ребенка, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению. самовоспитанию и саморазвитию.

Актуальность программы заключается в том, что она составлена с учетом современных требований. Разнообразные формы и приемы, являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в большом потоке информации, и в соответствии со школьными требованиями вооружают грамотными приемами её обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для жизни современному человеку.

Новизна данной программы заключается в том, что её реализация позволяет комплексно решать все эти вопросы. Программа предусматривает развитие у детей не только предпосылок учебных умений и навыков: чтения, фонематического слуха, математических представлений, графики письма, но также особое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих возможностей детей.

Отличительные особенности программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.

Содержание образовательной программы направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • развитие универсальных учебных действий в рамках дополнительного образования;
  • обеспечение преемственности содержания различных видов образования;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • положительную социализацию ребенка;
  • профилактику асоциального поведения;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества

При реализации программы педагог опирается на основные принципы дидактики:

  • Научность: учащимся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знаний и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
  • Учет возрастных особенностей: доступность обучения определяется возрастными особенностями учащихся и зависит от их индивидуальных особенностей, а так же от особенностей организации учебного процесса.
  • Опора на интерес: содержание программы и формы занятий выстраиваются педагогом таким образом, чтобы развить и закрепить естественный интерес детей к загадкам и тайнам исторического прошлого.
  • Систематичность и последовательность: логическое построение программного материала и каждой темы в отдельности с использованием межпредметных связей, обобщения и систематизации.
  • Прочность обучения: использование опорных конспектов по технологии В.Ф. Шаталова, широкое использование мнемотехнических приёмов, справочной и информационной литературы.
  • Доступность: педагог учитывает индивидуальную обучаемость каждого ребенка, организует работу учащихся по микрогруппам с более или менее одинаковой степенью обучаемости, использует арсенал наглядных пособий, ясность и эмоциональность изложения нового материала.
  • Связь теории с практикой: глубокое осмысление жизненных фактов, связанных с изучаемыми явлениями и применением в личной жизни ребенка полученных навыков.

Программа адресована для детей дошкольного возраста, 6-7 лет. В дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития.

Функции, процессы

Содержание

Направления деятельности педагога

Произвольность, продуктивность и устойчивость.

Максимально быстрая адаптация детей к работе в школе и дома, важно научить их учиться, быть внимательным, усидчивым.

Физическое и психофизиологическое развитие

Совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны

Смена видов деятельности, разнообразие проводимых творческих заданий.

Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Переключение внимания различными средствами – голос, зрительный ряд, музыкальное сопровождение и т.д.

Ведущий вид деятельности

Учебная деятельность, как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

Акцент на развитие словесно-логического мышления, формирование научных понятий.

Синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Организация восприятия информации через зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Произвольность и осмысленность. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д.

обучение строится с опорой на произвольную память и с учетом хорошей механической памяти.

В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение

Педагог привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время

Формирование личности. Новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Разнообразие творческих, проектных и исследовательских заданий для раскрытия индивидуальных личностных особенностей учащихся.

Отношения в коллективе

Опыт коллективной деятельности

Организация коллективных творческих дел, общественная деятельность.

Исходя из возрастных особенностей детей, содержания и целеполагания курса была выстроена вариативная структура программы.

Данный курс рассчитан на 1 год обучения для детей дошкольного возраста. Практика показывает, что реализовываться он может, начиная с 6-летнего возраста, поскольку технология предполагает использования опорных конспектов, наличие базовых умений ведения тетради с записями конспектов, чтения.

Курс представляет собой систему понятий, которые дополняют и глубже раскрывают сущность единого учебного процесса.

Данная программа не является константой. В процессе работы с конкретной группой детей, содержание и формы занятий могут по необходимости корректироваться педагогом.

Содержание программы соответствует целям общественного развития, определенному уровню начального общего образования, нормам возрастной психологии; обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, соответствует образовательным интересам дошкольников, учитывая уровень развития детей 6-7 лет.

Длительность реализации отдельных курсов программы

Вариативная длительность курсов дают возможность охватить практически любой контингент детей в зависимости от их базовой подготовки и степени основной занятости в детском саду. При формировании учебных групп педагог проводит опрос и первоначальную диагностику, что позволяет ему выбрать наиболее оптимальный режим занятий.

Уровень освоения программы. Содержание и материал программы соответствует стартовому (общекультурному) уровню сложности, который предполагает использование и реализацию общедоступных универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), не охваченных и охваченных дошкольным образованием.

Занятия носят интегрированный характер, и включают в себя обучение грамоте, математике, развитие речи, постановку руки, упражнения, способствующие комплексному развитию познавательных процессов ребенка.

Читайте также: