Кем обобщаются результаты педагогического контроля в доу

Обновлено: 25.06.2024

В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование, которое новые подходы к содержанию управленческой деятельности, необходимость изучения теоретических основ менеджмента, анализ законодательной базы дошкольного образования.

Существенные перемены в социальной, экономической, политической и социокультурной сферах жизнедеятельности общества требуют изменения в мышлении и стиле деятельности руководителей.

Реализация задач развития дошкольного учреждения в основном зависит от качества управления деятельностью коллектива. Базовым же компонентом управления является получение объективной информации о реальном положении дел, осуществление должностного контроля руководителя за результатами образовательной деятельности. В связи с этим совершенствование управления дошкольным учреждением находится в прямой зависимости от проведения контроля в различных его видах и формах, на основе которого принимаются объективные управленческие решения или проводится корректировка принятых ранее решений.

Актуальность проблемы состоит в создании целостной системы управления в ходе реализации главных функций контроля и педагогического анализа, в условиях реализации ФГОС ДО.

В публикациях исследователей М.М. Поташника, Т.И. Шамовой, И.П. Третьякова, К.Ю. Белой затрагиваются вопросы управления, даются рекомендации к его осуществлению.

Управление - это оптимальное функционирование и развитие дошкольного образовательного учреждения.

Наиболее точно специфика управления, по мнению исследователей, выражается в пяти функциях контроль, педагогический анализ, планирование, организация и координация.

Хотя каждая функция выполняет свою особую роль в процессе управления, она не может существовать изолированно.

Для многих руководителей вопрос осуществления контроля является одним из самых сложных в системе работы. И сегодня мы подробно остановимся на функциях контроля и педагогического анализа. Предлагаем вашему вниманию эту тему в вопросах и ответах.

1.Какими нормативными документами определяется контроль?

Руководитель, хорошо зная состояние дел в дошкольном учреждении, успешно решает задачу управления в контексте нового законодательства, регулируя контрольную деятельность законодательными нормативными актами. Это документы Федерального уровня, перечень которых объемный, он представлен на слайде.

Это документы Учредителя , внутренние локальные акты Учреждения, их перечень также представлены на слайде.

- Положение Учредителя о Контрольно-инспекционной деятельности.

- Годовой план работы Комитета по образованию администрации г.о.Егорьевск

- Положение о Внутриучрежденческом контроле в ДОО,

- Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил –санэпидем мероприятий в ДОУ

- Положение об административном контроле организации качества питания воспитанников,

- Положение о трехступенчатом контроле за обеспечением охраны труда,

- Положение о контрольно-пропускном режиме ДОО.

Контроль регулируется в соответствии с годовым планом проверок контрольно-надзорных органов, годовым планом работы Учредителя, локальными актами и годовым планом работы Учреждения.

Какие виды контроля осуществляются в ДОУ?

Исследователи вопросов управления неоднозначны в подходах к классификации видов контроля, но в основном его представляют в виде внешнего и внутрисадовского контроля:

-внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование ближайшего социального окружения,

-оценка вышестоящих органов и родительской общественности.

Внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: административно-хозяйственной, образовательной, методической, физкультурно-оздоровительной и др.

И определяется Положением о внутриучрежденческом контроле и регламентирует содержание и порядок проведения контрольно-аналитической деятельности.

Какую цель ставит и какие задачи решает внутриучрежденческий контроль?(Положение о КАД, Должн, Администр и т.д.)

Цель внутриучрежденческого контроля:

совершенствовать механизм управления качества дошкольного образования, повышать эффективность и результативность, прогнозировать тенденции развития Дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО.
Основными задачами внутриучрежденческого контроля являются:

анализ исполнения законодательства, соблюде­ния Устава и локальных актов Учреждения;
выявление случаев нарушений законода­тельных и иных нормативно-правовых актов, анализ причин и принятие мер по их предупреждению;
анализ и экспертная оценка эффективности результатов де­ятельности педагогов, распространение передового педагоги­ческого опыта;
контроль реализации образовательной программы, изучение результатов педагогической деятельности, выяв­ление положительных и отрицательных тенденций в организации воспитательно-образовательного процесса;
совершенствование качества воспитания и образования дошкольников с одновременным повышением ответственности дол­жностных лиц за конечный результат, защита прав и свобод участников образовательных отношений;

4.На что направлен внутриучрежденческий контроль?

Объектами внутриучрежденческого контроля являются:

процессы, протекающие в Учреждении (образовательный, управленческий, материально-технический, инновационный и др);
деятельность педагогических и других работников Учреждения; соответствие результатов их деятельности законодатель­ству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам.
связи Учреждения с социальными структурами;
направления деятельности (воспитательно-образовательный процесс, методическая работа, проектная деятельность, финансово-хозяйственная деятельность, работа с персоналом и т.д.);
документооборот.
Для осуществления внутриучрежденческого контроля мы используем методы: наблюдение, анализ документации, собеседование, анкетирование, тестирование, опрос и другие.

В чем заключается успешность административного контроля в ДОУ?

Четко организованная вертикальная система контроля в нашем д/с позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным учреждением.

Одна из важных функций заведующего — правильное распределение обязанностей по контролю между членами административной группы, т.е. правила игры в административной команде.

Кто входит в административную группу?

Работники Дошкольного учреждения, осуществляющие управленческие функции: зам.зав. ВМР и АХР, старшая медицинская сестра, председатель профкома.

Для того, чтобы команда работала эффективно, мы обеспечиваем четкое взаимодействие всех ее членов, при этом у каждого есть свои полномочия с учетом единых подходов и полной согласованности действий.

Распределение функциональных обязанностей административной группы при осуществлении контроля происходит следующим образом:

-Исполнение законодательства РФ в области образования (реализация образовательных программ, соблюдение Устава и иных локальных актов Учреждения).

-предписаний инспектирующих органов;

-выполнение сотрудниками нормативных и локальных документов, Трудового законодательства, санитарно-гигиенического режима, ПБ, норм и правил ОТ и техники безопасности;

-Охрана жизни и здоровья воспитанников и сотрудников;

-Обеспечение доступности образования детям с ОВЗ;

-Организацию качества питания воспитанников;

-Качество организации образовательного процесса; и т.д.

-Состояние Развивающей ППС в соответствии с ФГОС ДО;

-Выполнение решений коллегиальных органов.

-Организацию платных образовательных услуг;

-Организацию и осуществление работы с родителями и социальными структурами;

Заместитель по ВМР осуществляет контроль за

-Организацией воспитательно-образовательного процесса;

-Охраной жизни и здоровья детей;

-Выполнением образовательных программ;

-Внедрением новых педагогических технологий.

-Выполнением мероприятий по аттестации и повышению квалификации педагогов;

-Выполнением программы производственного контроля.и мн.др

-Взаимодействие со специалистами;

-Организацией дополнительного образования в ДОУ;

-Методическим сопровождением и ведением документации по организации платных дополнительных образовательных услуг.

-Организацией и осуществлением работы с родителями и социальными структурами;

Зам по АХР контролирует

-Обеспечение здоровых и безопасных условий пребывания детей и сотрудников в детском саду;

-соблюдение сотрудниками требований ПБ, ОТ и ЭБ и АТЗ;

-техническое и санитарно-гигиеническое состояние всех помещений здания;

- исправность всех систем жизнеобеспечения Учреждения;

- направление и координацию работы обслуживающего персонала;

-Выполнение программы производственного контроля. И мн.др.

-сохранность и наличие имущества ДОУ;

Старшая медсестра осуществляет контроль за:

-Выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) меро­приятий;

-соблюдением требований СанПиН,

-организацией медицинских осмотров работников.

-наличие сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных меди­цинских книжек;

-Выполнением программы производственного контроля.

Председатель профкома следит за

-соблюдением соглашения по регулированию трудовых споров;

-соблюдением норм Охрана труда сотрудников.

-выполнение условий Коллективного договора.

И только слаженная работа в команде единомышленников позволяет добиваться успешного решения поставленных задач.

В каких видах осуществляется Внутриучрежденческий контроль?

Внутриучрежденческий контроль осуществляется в виде плановых или внеплановых проверок в соответствии с утвержденным планом-графиком.

План-график обеспечивает периодичность, исключает нерациональное дублирование проверок и доводится до членов коллектива перед началом учебного года.

Плановый контроль осуществляем в виде:

оперативного контроля;
тематического контроля;
итогового контроля;
фронтального контроля;
административного контроля;
внутреннего мониторинга качества образования.
Внеплановый контроль осуществляется в виде оперативных проверок в целях установления фактов о нарушениях прав детей, педагогических сотрудников, о нарушениях указанных в обращениях родителей, педагогов или других граждан для быстрого урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений.

Контроль проводим в определенной последовательности, используя следующий АЛГОРИТМ:

- Цель контроля – объект контроля – разработка плана контроля– сбор информации- первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций.

Как документально оформить процедуру контроля?

Для проведения фронтального, итогового и тематического контроля заведующий Учреждением издает приказ, в котором определяются:

вид и тема контроля;
сроки проведения контроля;
состав комиссии
сроки предоставления итоговых материалов;
план - задание для проведения контроля.
В плане-задании контроля указываются: предмет, цель, его задачи, перечень вопросов, подлежащих контролю, контролируемый период деятельности, объекты контроля, а также правовые основания проведения контроля. План-задание разрабатывает заведующий и заместители. По итогам контроля издается приказ.

Периодичность и виды контроля опреде­ляются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел, результатах педагогической деятельно­сти и результатах работы всего персонала Учреждения.

Продолжительность фронтального, итогового и тематического контроля не превышает 15 дней. Продолжительность оперативного и административного контроля – не более одного дня.

При проведении планового контроля не требуется допол­нительного предупреждения, если в месячном плане указаны сроки контроля.

При проведении внепланового контроля педа­гогические и другие работники могут не предупреждаться заранее. Результаты контроля оформляются в виде:

аналитической справки;
заполнения листов контроля;
информации о состоянии дел по проверяемому вопросу.

8.Какое внимание уделяется психологическим аспектам контроля?

Осуществляя контроль, особое внимание уделяем психологическим аспектам. Определяя процедуру контроля, предусматриваем исключение моментов напряжённости, нервозности.

В ходе его осуществления постоянно помним, что он направлен не на личность, а на профессиональную деятельность, и главное назначение контроля заключается не в определении недостатков и наказании сотрудников, а в оказании ему помощи, в выявлении путей совершенствования деятельности.

Мы стремимся к тому, чтобы контроль был регулярным, систематическим, действенным и открытым, что позволяет привлечь к контролю органы коллективного управления: Педагогический совет, Родительский комитет, Наблюдательный совет учреждения, Общее собрание, Профсоюзный комитет.

Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать - обратную связь.

9. В чем выражается оценка деятельности ДОУ?

Внешний контроль имеет большое значение для формирования общественного имиджа учреждения.

Оценка деятельности Дошкольного учреждения выражается в результатах проверок вышестоящих организаций.

Сюда же можно отнести общественный контроль со стороны других структур образования.

Наше Учреждение несет полную ответственность за конечный результат обучения, воспитания, развития детей - подготовку к школе. Основной оценкой образовательной деятельности является уровень сформированности учебных навыков у выпускников при поступлении в школу. Контроль за успеваемостью воспитанников мы осуществляем в течение всего периода обучения в начальной школе.

Директор СОШ №1 Е.И. Аксенов и педагоги начального звена СОШ №1 дают свою оценку уровню подготовки детей к обучению в школе. Предлагаем вашему вниманию видеосюжет.

Немаловажным является контроль со стороны родительской общественности. Хотя оценка со стороны родителей больше носит эмоциональный характер, но, тем не менее, они являются основными Заказчиками образовательных услуг и с их мнением необходимо считаться.

(С целью выявления удовлетворенности родителей качеством предоставленных услуг мы проводим ежегодное анкетирование, которое позволяет нам сделать вывод, что более 80 % родителей положительно оценивают нашу работу.)

Предлагаю выслушать оценку деятельности педагогического коллектива д/уч. Слово члену родительского комитета Кутузовой Татьяне Владимировне. Спасибо.

Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только с целью выявить недостатки, но и обнаружить что-то новое, интересное, что дает высокие результаты. Осуществляя контроль, соблюдаю его алгоритм: определяю цель и объект контроля, разрабатываю программу, собираю информацию, делаю анализ, вырабатываю рекомендации и определяю пути исправления недостатков, назначаю сроки проверки исполнения рекомендаций.

При проведении контроля, используются различные методы: наблюдение, анализ посещенных мероприятий, анализ продуктов детской деятельности, изучение и анализ документации, анкетирование воспитателей и родителей, беседы и т. д.

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Примерный перечень вопросов:

1. Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;

2. Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;

3. Календарные планы и документация педагогов;

4. Наличие и хранение детских работ;

5. Работа педагогов по повышению квалификации;

6. Работа педагогов по теме самообразования;

7. Работа педагогов по организации режимных моментов;

8. Работа педагогов по укреплению здоровья детей.

Предупредительный контроль в ДОУ проводится с целью оказания помощи педагогам, предупредить возможные ошибки. Данный вид контроля может пройти в форме:

- Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;

- Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;

- Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;

- Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей.

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т. д.

Оперативный контроль в ДОУ проводится с целью выявления недостатков в деятельности педагогов и оперативном их устранении с помощью рекомендаций и советов.

Материалы оперативного оформляю могут оформляться в форме таблицы и заполняются ежемесячно, для того, чтобы зафиксировать результаты контроля, полученные в ходе наблюдений, и показать, какие недостатки нужно устранить.

Работа по оперативному контролю включает несколько этапов:

I этап - Разработка циклограммы оперативного контроля на учебный год (такой план наглядно покажет, сколько вопросов запланировано на год, и позволит равномерно распределить их по месяцам);

II этап - Разработка графика проведения оперативного контроля на текущий месяц (в таблицу-график вношу конкретные даты посещения группы, по каждому вопросу, и сообщаю об этом воспитателям. Первое посещение групп - по запланированным вопросам (первичный контроль, обычно планируется в первые две недели месяца, в последующие две недели ведется работа по устранению недочетов);

III этап - Наблюдение за деятельностью педагогов и занесение результатов контроля в подробную, расширенную таблицу с критериями по каждому вопросу контроля, в соответствии с выбранной системой условных обозначений (напротив каждого пункта в этих таблицах проставляются баллы, согласно выявленному уровню, например, 3 - высокий уровень, 2 - допустимый уровень, 1 - низкий уровень).

Результаты оперативного контроля размещаются на информационном стенде в методическом кабинете.

Результаты тематического контроля оформляются в аналитические справки, с которыми коллектив знакомится на педагогическом совете.

Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе или изучается и анализируется деятельность конкретного педагога.

Для проведения фронтального контроля в нашем учреждении руководитель издает приказ и утверждает состав комиссии, в которую входят сотрудники администрации и эффективно работающие педагоги ДОУ.

Члены комиссии четко определяют цели, задачи, разрабатывают план проверки, распределяют обязанности между собой.

Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения материалов фронтальной проверки.

Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения фронтальной проверки в соответствии с планом работы ДОУ, но не менее чем за месяц до ее начала.

По результатам фронтального контроля оформляются аналитические справки, с которыми педагоги знакомятся на педагогическом совете или на оперативном совещании.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий рационального руководства и управления воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого педагога за качество его работы с детьми.

Психогимнастика в дошкольном образовательном учреждении Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто –.

Психогимнатика в дошкольном образовательном учреждении Психогимнастика дошкольном образовательном учреждении очень полезное занятие, способное не только помочь, но и просто поднять настроение.

Работа педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении Содержание работы педагога с родителями включает в себя вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников.

Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении Консультация для воспитателей Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении. Сенсорная комната - это мощный инструмент для.

Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам.

Управление дошкольным образовательным учреждением – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения. Его основная цель-достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, управленческая деятельность должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием педпроцесса, достигнутыми и требуемыми результатами. Для преодоления несоответствия необходимо четко знать положение дел в ДОУ. А это возможно только на основе глубокого всестороннего анализа информации, полученного в результате контроля. Значит, контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития ДОУ, правильно ставить цели на будущее. Контроль является базой для принятия решений, позволяет установить отклонения в работе, причины и пути их устранения. О.А. Скоролупова, обобщая разные точки зрения, дает следующее определение:

Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Вопросами организации контроля в ДОУ занимаются Васильева А.И., Поздняк Л.В., Денякина Л.М., Белая К.Ю., Троян А.Н., Шамова Т.И., Скоролупова О.А. и другие. По мнению авторов, задачи контроля следующие:

  • Сравнение результатов работы с нормативными требованиями;
  • Оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ;
  • Сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи;
  • Сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения;
  • Выявление и обобщение передового педагогического опыта.

Для того чтобы контроль стал инструментом мотивирования труда сотрудников ДОУ, он должен быть целесообразным, систематическим, объективным, гласным, носить диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер.

Он состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

  • Постановка цели:;
  • Выбор объекта контроля;
  • Планирование контроля;
  • Определение субъекта (кто проверяет);
  • Сбор и обработка информации;
  • Подведение итогов контроля, выработка рекомендаций и предложений;
  • Проверка исполнения рекомендаций.

Виды контроля

Исследователи вопросов управления неоднозначны в подходах к классификации видов контроля. Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская убеждены, что контроль за функционированием и развитием ДОУ можно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля. Внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона. Осуществление внешнего контроля позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие ДОУ, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. Но главный объект контроля в ДОУ – педагогический процесс, его содержание и результаты.

По времени В.П. Симонов предлагает разделить контроль на предварительный, текущий, отсроченный и последующий (вторичный).

По содержанию разные авторы выделяют фронтальный, тематический, оперативный, сравнительный, самоконтроль и т.д.

Текущий контроль проводится на этапе осуществления педагогического процесса. Его цель – выявление возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных, соответствие достигнутых результатов с установленными стандартами и нормами.

Содержание текущего контроля:

  • Сравнение уровня развития детей в усвоении программы с нормативными критериями;
  • Изменение результатов – достижений детей;
  • Выявление проблем, влияющих на усвоение программы;
  • Эффективное информирование педагогов о результатах контроля, выработка управленческого решения, рекомендации, регулирование педпроцесса в изменении темпов и сроков прохождения программы, коррекция средств, форм и методов организации детей.

В современной практике существуют разнообразные виды текущего контроля. Самые распространенные из них: тематический, оперативный, фронтальный, сравнительный.

Тематический контроль проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. Это может быть педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы, выполнение требований нормативно-правовых документов, эффективность использования воспитателями рекомендаций методических объединений, консультаций, семинаров, исполнение сметы расходов и т.д.

При подготовке к изучению состояния работы по конкретному вопросу составляется план проверки, где отражаются следующие параметры: цель, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные, содержание и методы контроля. С планом педагогический коллектив знакомится заранее. Выделяются вопросы, которые выносятся на самооценку, подготавливаются схемы, диагностические карты, определяется участие специалистов (медсестры, музыкального руководителя, психолога и других) и родителей, для чего разрабатываются анкеты. В ходе тематического контроля устанавливается, насколько уровень знаний детей по данному разделу соответствует государственному образовательному стандарту и конкретной программе, реализуемой в ДОУ, какие умения и навыки у них сформированы в данном виде деятельности, владеют ли педагоги методикой организации деятельности детей по данному разделу, соответствует ли требованиям предметно-развивающая среда в группе. По результатам тематического контроля составляется справка, эти результаты обсуждаются на педсовете, а некоторые вопросы выносятся на производственное совещание или заседание профсоюзной группы.

Некоторые авторы разновидностью тематического контроля считают обзорный персональный и итоговый. Обзорный контроль. дает представление о работе коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент по какому-то конкретному вопросу. Персональный контроль проводят с целью изучения системы работы и распространения передового педагогического опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства. А также для анализа состояния работы по выявлению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. Итоговый контроль дает возможность подвести итоги работы за определенный период времени: квартал, полугодие, год, лето и т.д. Он направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива.

Оперативный контроль направлен на выявление состояния работы коллектива и отдельных сотрудников на определенном этапе, в какой-то момент, а также на решение срочных вопросов. С его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, оказать конкретную действенную помощь, сделав определенный анализ ситуации. Этот вид контроля осуществляется ежедневно. Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская к разновидностям данного вида контроля относят экспресс-диагностику, предупредительный и выборочный контроль, а К.Ю. Белая считает разновидностью оперативного контроля день диагностики, регулирования и коррекции. ДРК - это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. Она предлагает ежемесячно планировать 5-7 вопросов для более детального эпизодического анализа (отдельных занятий, режимных моментов) и заранее знакомить с ними коллектив. Но не всегда с помощью оперативного контроля можно определить причины того или иного процесса.

Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю глубокую проверку деятельности, как отдельного воспитателя, так и ДОУ в целом.

Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей параллельных групп или двух воспитателей одной группы при проверке уровня проведения занятий, режимных моментов, игр, качества знаний, умений и навыков детей. Разновидностью сравнительного контроля отдельные авторы считают взаимоконтроль, который позволяет педагогам критиковать друг друга откровенно, без предвзятости, вносить необходимые коррективы, давать советы и обязательно выделять интересные находки и все положительное в увиденном. Эта форма контроля учит педагогов анализировать работу коллег.

Сравнительный контроль дает возможность при совместном анализе найти наиболее эффективные приемы работы и распространить передовой опыт, улучшить состояние педпроцесса и способствует повышению общепедагогического опыта воспитателей всех групп.

Самоконтроль – это особая форма доверия коллектива, которая предполагает самооценку, самоанализ, само коррекцию. Эта форма контроля позволяет развивать у сотрудников ДОУ умение объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.

Но перевод воспитателя на режим доверия вовсе не означает отказ от посещения администрацией данной группы. Посещения могут быть связаны с обобщением опыта работающих в группе специалистов с тем, чтобы сделать его достоянием коллектива.

Кроме перечисленных выше, некоторые авторы выделяют такие виды контроля, как опережающий, результирующий, поисковый, исполнительный и т.д..

Осуществление целенаправленного контроля должно сочетаться с ежедневным обходом ДОУ в начале рабочего дня. Цель ежедневного обхода – проверить создание гигиенических, педагогических условий в группах, настроение детского коллектива и сотрудников, подготовку воспитателей к рабочему дню.

Одна из задач контроля – это проверка выполнения предписаний нормативно-правовых документов, предложений инспектирующих лиц, администрации ДОУ, выполнение решений педсоветов, собраний и т.д. Поэтому, последующий или вторичный контроль является необходимым в работе руководителя, без него все остальные виды контроля малоэффективны. Этот вид контроля позволяет сделать выводы об отношении исполнителей к замечаниям, их умении организовать свою работу, повышает ответственность сотрудников за порученное дело. Последующий контроль становится более действенным, если его проводить в строго намеченные сроки.

Если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении, то можно говорить о системе. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля – одна из основных задач руководителя. От этого зависит эффективность и результативность контроля. Качество контроля зависит и от того, насколько субъект контроля серьезно и тщательно к нему готовится.

Методы контроля

Эффективность проведения любого вида контроля зависит от умелого использования разнообразных методов контроля.

Основным методом является наблюдение за ходом работы контролируемого. Этот метод позволяет изучить состояние педпроцесса, эффективность применяемых педагогом методических приемов, вникнуть в суть наблюдаемого и дать объективную оценку происходящему. Информация, полученная в процессе наблюдения, должна быть тщательно проанализирована. Важно разобраться в причинах и следствиях контролируемых явлений. Для фиксации наблюдаемого полезно использовать тех средства: магнитофон, видео магнитофон, кинокамеру, что способствует точности наблюдений. Для удобства можно разработать схемы наблюдений, которые позволяют детально изучить определенный участок работы или всю работу, ничего не упустив.

Важным является такой метод, как беседа. Она позволяет выявить уровень знаний и у воспитанников и у педагогов, проблемы, имеющиеся в работе, степень благополучия ребенка. В процессе беседы у воспитателей развивается речь, умение отстаивать свою точку зрения, способность к рефлексии и т.д. Руководителю беседа позволяет установить доверительные и вместе с тем деловые и принципиальные отношения. Полезно проводить беседу по анализу просмотренного режимного момента с двумя воспитателями, а иногда пригласить и младшего воспитателя, т.к. единство требований к детям – необходимое условие правильного воспитания.

В практике используют такие методы контроля как опрос, анкетирование, тестирование. Но, по мнению врача-психолога Домана Глена, тест – это попытка обнаружить, чего не знает ваш ребенок. Вместо тестирования он предлагает использовать метод выявления способностей. Его цель – предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания лишь в том случае, если он сам этого захочет. А для этого необходимо создать ситуацию. Такой метод можно назвать срезовым наблюдением.

Нельзя сегодня забывать и о проведении итоговых занятий. Они позволяют выявить уровень тех или иных знаний, умений и навыков детей.

Уровень владения техническими навыками позволяет проконтролировать изучение результатов продуктивной деятельности детей (рисунков, лепки и т.д.).

При организации контроля широко используется педагогическая диагностика. Проведенная в начале года, она имеет цель изучение исходного уровня знаний детей, а в конце квартала, года – составление плана корректирующих воздействий. Л.В. Поздняк предлагает фиксировать результаты диагностики уровня и качества знаний детей в диагностических таблицах, которые дают возможность выделить существенное положительное и отрицательное, выявить резервы и наметить пути их использования. Педагогические таблицы или карты разрабатываются педагогическим коллективом с учетом требований государственного образовательного стандарта и выбранной программы.

Важным методом контроля является изучение документации, регламентирующей весь процесс жизнедеятельности детей. Так анализ медицинских документов позволяет понять, почему тот или иной ребенок трудно усваивает программу. А получить информацию о ходе выполнения программы руководителю помогает проверка календарных планов.

Такой метод контроля, как хронометраж, позволяет измерить продолжительность трудовых процессов и сопоставить результаты с требованиями методик.

Статистический метод - это сопоставление количественных изменений, выраженных в числах, с качественной их оценкой. Результаты статистического метода нагляднее всего выражаются графически – иллюстрациями, таблицами, схемами.

В практике управления популярен такой метод контроля, как заслушивание отчетов воспитателей. Он дает возможность получить представление о положении дел по одному из вопросов воспитания и обучения в конкретной группе.

Одним из методов контроля процесса деятельности является педагогический мониторинг – процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педпроцесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. Это формирующий контроль, поскольку в его процессе происходит коррекция и координация деятельности.

Контроль может осуществляться в разных формах. Самая распространенная – это административный контроль, осуществляемый членами административно-управленческого аппарата. Он проводится по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Очень важно создать единую систему контроля всех направлений работы ДОУ. Эффективность зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами административно-управленческого аппарата единых подходов и полной согласованности действий в руководстве ДОУ. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Широкое использование современными руководителями делегирования полномочий позволяет привлекать к контролю органы коллективного управления: совет педагогов, профгруппу, совет учреждения и т.д. Сюда же можно отнести и контроль родителей. Хотя их оценка непрофессиональная, больше она носит эмоциональный характер, но, тем не менее, родители - наши заказчики и с их мнением необходимо считаться.

В управлении дошкольным учреждением необходимо использовать все виды, формы и методы контроля. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. Он повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт.

Качество дошкольного образования зависит от качественной организации самого педагогического процесса.

Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физиологических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ осуществляет заместитель заведующего по воспитательно-методической работе (ВМР) или старший воспитатель.

Контроль в ДОУ – функции управления, посредством которой констатируется и измеряется уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляется с нормативными требованиями. Контроль заключается в отборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно-образовательной работы, полученной путем наблюдения, работы с документацией, бесед с детьми, педагогами и др.

Алгоритм контроля ® цель контроля ® объект контроля ® разработка плана контроля ® сбор информации ® первичный анализ изученного ® выработка рекомендаций ® проверка исполнения рекомендаций.

Корректность – одно из главных качеств, которым должен обладать проверяющий. Если во время наблюдения за работой педагога у него возникает необходимость сделать последнему замечание, то осуществить это следует незаметно для детей и в очень вежливой форме.

При проведении анализа занятия (которое может проводиться не только воспитателем, но и педагогом-психологом, логопедом, руководителем физвоспитания и др.) необходимо также обратить внимание на культуру общения педагога с детьми, соблюдение педагогической этики и такта, психологический климат в детском коллективе (взаимоотношения друг с другом) и оценку санитарно-гигиенических условий занятия.

Итоги проведенного анализа должны стать общие выводы и предложения педагогу.

Основные виды контроля в ДОУ

Предупредительный контроль. Главная цель – предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с педагогом.

Сравнительный контроль. Его спецификой является анализ и оценка педагогического процесса одного педагога в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля применяется при проверке выполнения отдельных разделов программы, анализе качества знаний, умений и навыков детей у разных педагогов. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой педагога, анализа планов, детских планов, детских работ и другой документации.

Технический контроль – самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы педагога в пределах определенный темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного педагога. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией проверяемого, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Оперативный контроль – направлен на быстрое реагирование администрации и немедленное устранение отдельных незначительных недостатков и сбоев в работе ДОУ и деятельности некоторых сотрудников.

Итоговый контроль – осуществляемый руководителем ДОУ после завершения отчетного периода (полугодие, год) и направленный на изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива детского сада. К данной форме работы относится аттестация ДОУ.

Системный контроль – сопоставление результатов первичного, промежуточного и итогового контроля, включая проверку исполнения сделанных ранее указаний и предложений, сравнение результатов в группе за определенный промежуток времени.

Основные критерии анализа занятия в ДОУ

– оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей занятия с учетом особенностей учебного материала, места данного занятия по теме и уровня подготовленности детей.

Анализ структуры и организации занятия:

– соответствие структуры занятия его задачам и целям;

– продуманность педагогом выбора типа занятия, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов;

– целесообразность распределения времени занятия;

– рациональность выбора форм обучения и оборудование занятия.

– соответствие содержание требованиям программы;

– полнота, достоверность и доступность изложения материала;

– воспитательная направленность занятия;

– реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельности;

– формирование новых понятий и обогащение словарного запаса.

Организация самостоятельной работы детей:

– характер упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей;

– эффективность усвоения дошкольниками нового материала;

– связь нового материала с ранее изученным.

Анализ методики проведения занятия:

– определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям и учебным возможностям детей;

– разнообразие приемов и методов, применяемых педагогом и эмоциональность подачи материала;

– эффективность использования наглядного и дидактического материала, ТСО.

Анализ работы и поведения детей на занятии:

– интерес, активность, работоспособность детей на занятие;

– организация самостоятельной деятельности детей;

– приемы поддержания у детей интереса к занятию и дисциплины.

Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с педагогом. Первое слово для самоанализа предлагается самому педагогу. Затем проверяющий делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить все ценное в работе проверяемого, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и педагога не соглашается с мнением проверяющего, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение, которое также должно проходить в доброжелательной обстановке.

При правильной организации контроль становится эталоном сравнения уровня и качества знаний у детей, педагогов и всего педагогического коллектива в целом.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные компоненты педагогического процесса в ДОУ.

2. Перечислите основные разделы годового плана

3. Назовите основные виды контроля.

4. Назовите основные критерии анализа занятия в ДОУ.

Основная литература

1. Аникеева, Н.П. Педагогика и психология игры / Н.П. Аникеева. – М.: Педагогика, 2005. – 364 с.

2. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе / Н.П. Аникеева.– М.: Педагогика, 2001. – 89 с.

3. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика / Т.Н. Доронова, С.П. Баранов, Т.С. Комарова.– М.: Академический проект, 2005.– 456 с.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

5. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Из опыта работы / М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

6. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер.– Издание второе пререраб. – М.: Просвещение, 1978. – 96 с.

7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина.– М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

9. Выготский, Л.С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. – М., 2007. – 391 с.

10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.– М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 315 с.

12. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996. – 459 с.

13. Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – М., 1978. – 226 с.

15. Игры – занятия с малышами / А.Н. Фролова. – Киев: Радянская школа, 2007. – 368 с.

16. История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия / Под редакцией М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1988. – 448 с.

17. Козлова. С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.: Академия, 2000.– 234 с.

18. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду. Педагогические сочинения / Н.К. Крупская.– Т. 6.– М., 1959. – 496 с.

19. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова.– 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Просвещение, 1988.– 256 с.

20. Макаренко, С.А. Игра. Сочинения / С.А. Макаренко.– Т. 4. – М.: Педагогика, 1957. – 396 с.

21. Менжерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менжерицкая. – М.: Просвещение, 1982.– 128 с.

23. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О.В. Пастюк.– Ростов н/Д.: Феникс, 2009.– 196 с.

24. Поддьяков, Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Н.Н. Поддьяков. – М., 2001. – 456 с.

25. Смирнова, Е.О. Влияние игр на развитие воли и произвольности дошкольников / Е.О.Смирнова. – М., 1998. – 220 с.

26. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский.– Издание второе. – М.: Издательство политической литературы, 1975. – 272 с.

27. Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1970. – 184 с.

28. Урунтаева, Г.А. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. – М., 1997. – 452 с.

29. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: 1997. – 381с.

30. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.

33. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика / Ф.А. Сохин, В.И. Ядэшко. – 2-е изд. исправленное и дополненное.– М.: Просвещение, 1986. – 415 c.

Дополнительная литература

1. Доронова, Т.Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

4. Комарова, Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова, Г.С. Корзина, О.М. Милова.– М.: Педагогическое общество России, 1999. – 152 с.

5. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1981. – 216 с.

6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова [и др.].– 3-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

7. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996 .– 374 с.

8. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. – 213 с.

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Читайте также: