Казачество как одно из направлений патриотического воспитания в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Вопросы формирования патриотического сознания учащихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству. Начало формы. Конец формы.

Школа является основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. При формировании патриотического сознания у школьников следует опираться на принципы комплексного воздействия на все его структурные компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности процесса формирования патриотического сознания; развития патриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности данного процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.
Структурно-содержательная модель формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания представляет собой системы урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной работы, отражает последовательность систематического и комплексного воздействия на сознание у старшеклассников. Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Это позволяет при построении системы патриотического воспитания школьников опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания. Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций казачества. Особое внимание следует уделить вопросу возрождения казачества в России. Ведь в этой связи закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью.

Ставропольский край – это край терского и кубанского казачества, где в наше время идёт процесс его активного возрождения.

Деятельность школы казачьей направленности ориентирована на возрождение передовых традиций российского образования, самобытной казачьей культуры, качественную подготовку молодёжи к будущей взрослой жизни.

Наша школа ставит перед собой цель: формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях кубанского казачества. Школа решает проблему патриотического воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре кубанских казаков. Создавая казачьи классы, мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе. Выпускник казачьего класса должен иметь прочные знания по предметам; владеть навыками военной подготовки; уметь постоять за себя и других; знать историю, культурные традиции казаков; чтить обычаи своего народа; строить жизнь по христианским принципам.

Как же конкретно строится работа в казачьих классах?
Следуя государственной политике в области образования, при создании казачьих классов мы опирались на Стратегию развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утверждённую Правительством РФ 29 мая 2015 года, и Концепцию развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года. В Стратегии, которая опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, чётко прописано, что приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, личности, готовой к мирному созиданию и защите Родины. На наш взгляд, в казачьих традициях, особенностях воспитания заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние подрастающего поколения.

Обучение в классе казачьей направленности, как и в общеобразовательном классе, осуществляется в соответствии с федеральным базисным планом по общеобразовательным программам основного и среднего (полного) общего образования и программам регионального компонента в соответствии с ФГОС НОО. Введение элективного курса по окружающему миру в казачьих классах предполагает более глубокое знакомство учащихся с произведениями о жизни казаков, старинными казачьими поверьями, пословицами, поговорками, традициями и обычаями, способствует формированию элементарных знаний по краеведению и, как результат, – участие детей в школьной и районной научно-практической конференциях и олимпиадах разного уровня, успешное написание ими Всероссийских и региональных проверочных работ в старших классах, формирование портфеля достижений (портфолио).

Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с модифицированными программами дополнительного образования и реализуется через факультативные и кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций казачества; систему дополнительного образования. Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах являются: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, трудовое, краеведение, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся казачьих классов также принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях.

Танцевальный кружок посещают 10 человек, ритмику – 100% детей. Цель танцевальных занятий – приобщение детей к танцевальному искусству, хореографии. Систематические занятия соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков: лордоза (патологический изгиб позвоночника), кифоза (искривление верхнего отдела позвоночника), сколиоза, косолапия, выпуклости грудной клетки. Помимо этого развивается координация, эластичность связок, происходит укрепление мышц.

Хоровой кружок посещают все учащиеся. Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов, укрепляет здоровье детей.

В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Поэтому в образовательном процессе нашей школы возникла необходимость уделять больше внимания умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе. С нашей точки зрения, моторная ловкость может эффективно развиваться в плетении из бисера. В кружке бисероплетениязанимаются 12 человек. Не менее важным для развития мелкой моторики рук являются занятия рукоделием. Любой вид рукоделия — достаточно трудоемкий процесс. Такая кропотливая работа тренирует усидчивость, терпение и произвольное внимание, что очень важно для школьных занятий. К тому же детям приходится обустраивать свое рабочее место во время занятий и убирать иголки, нитки, ножницы после работы, постепенно учась аккуратности и умению организовать свое рабочее пространство. Дети быстро осваивают счет, а также действие по образцу. Как любой творческий процесс рукоделие способствует развитию эстетического начала ребенка, его художественного вкуса, воображения. Кружок рукоделия посещают все девочки - 14 чел.

Как классные руководители, мы рассматриваем деятельность казачьего класса, прежде всего, как модель детского самоуправления, основу которого составляют ценности и традиции казачества.

Высшим органом самоуправления в казачьем классе является казачий круг, т.е. сбор казачат, на котором избирается атаман класса и его помощник (есаул). Класс делится на 3 отделения, которые выбирают своего командира. Круг проходит 4 раза в год (1 раз в четверть). На нём разбираются вопросы учёбы и дисциплины в каждом отделении и в классе в целом. Это способствует формированию у детей основ демократических отношений в обществе, развитию умений управлять собой, своей жизнью в коллективе.



Вопросы формирования патриотического сознания учащихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.

Школа является основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. При формировании патриотического сознания у школьников следует опираться на принципы комплексного воздействия на все его структурные компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности процесса формирования патриотического сознания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности данного процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

Структурно-содержательная модель формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания представляет собой системы урочной, внеурочной/внеклассной и внешкольной работы, отражает последовательность систематического и комплексного воздействия на сознание у старшеклассников. Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Это позволяет при построении системы патриотического воспитания школьников опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания.

Наша школа ставит перед собой цель: формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях кубанского казачества. Школа решает проблему патриотического воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре кубанских казаков. Создавая казачьи классы в 2005 г., мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе. Выпускник казачьего класса должен иметь прочные знания по предметам; владеть навыками военной подготовки; уметь постоять за себя и других; знать историю, культурные традиции Кубани и казаков; чтить обычаи своего народа; строить жизнь по христианским принципам.

Как же конкретно строится работа в казачьих классах?

Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с модифицированными программами дополнительного образования и реализуется через факультативные и кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества; систему дополнительного образования. Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах являются: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, трудовое, краеведение, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся казачьих классов также принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском и районным казачьим обществом.

Немаловажная роль принадлежит комплексным историко-краеведческим экспедициям по Краснодарскому краю, которые проводятся в школе на весенних и летних каникулах. Учащиеся побывали и познакомились с историей основания Черноморских и Линейных станиц, памятными и святыми местами Кубанского казачьего войска, местами боев в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

Казачата старших классов, изучая историю, культуру, традиции кубанских казаков, работают над научно-исследовательскими проектами. Они являются победителями и призерами районных, краевых и российских конкурсов научно-исследовательских работ в области краеведения и кубанского казачества.


Губский Е. Н.,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32,
Абинский район

В условиях роста национального самосознания очень важно прививать любовь к родному краю и стране с раннего детства.

В связи с этим, воспитание гражданина-патриота сегодня является одной из первостепенных образовательных задач и залогом гарантированного будущего для всего российского общества. Вопросы формирования патриотического сознания обучающихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в патриотическом воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.

Таким образом, главная задача общества и школы на современном этапе состоит в том, чтобы возродить и развивать чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность

Патриотизм в нашей стране – это не искусственно придуманное понятие. Внимание к этой первоочередной задаче снизилось. И как результат – дети наши растут с ослабленным чувством национального долга, низкими знаниями исторических и культурных корней нашего общества.

Сейчас гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления. Любовь к Родине – это главное, составляющее гражданско-патриотического воспитания, являющегося основным качеством нравственного стержня человека. Патриотизм - это определяющая черта современной личности.

Развитие современного российского общества вызвало необходимость обновления системы патриотического воспитания, современная наука все чаще обращается к культурным традициям, в частности, к традициям казачества, как к средствам воспитания подрастающего поколения. История казачества является составной частью истории нашего общества и государств.

Президент России В.В. Путин дал высокую оценку казачеству. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры.

Поэтому в школе нужна обязательная программа патриотического воспитания младших школьников.

Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.

При решении задач патриотического воспитания учителям необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:

актуальность подаваемых знаний для детей указанного возраста;

воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;

индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его личных особенностей;

разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.

Благодаря введению патриотического воспитания младших школьников у детей формируется правильное отношение к родной стране – ценности и уважение важных событий прошлого и нынешние достижения наших сограждан, объяснение понятий добродетели и зла, сформированное представление о значимости России и ценности этой страны. Все эти мероприятия помогут вырастить молодое поколение, способное совершать подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны.

Для патриотизма характерны следующие черты – веротерпимость, общественная законопослушность, хорошее отношение.

Патриотизм основан на многовековых традициях и многочисленных устоях собственной страны. Патриотическое воспитание младших школьников – это дело не только школы, здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи каждого ученика, казачества.

Гражданско – патриотический характер воспитания и социализации в казачьих классах имеет свою военно-профессиональную специфику. Она отражает глубокую связь гражданско - патриотического воспитания с традиционными задачами формирования у казачат личностных качеств военного профессионала: убежденности в выполнении своего долга служения Родине, чести, достоинстве, самоотверженности, смелости, ответственности, самодисциплине и др.

Активное участие ребят в проведении классного часа – это обязательное условие успешного воспитательного процесса. Учитель проводит с детьми беседы об этических нормах поведения. Педагог разъясняет учащимся такие понятия, как мораль и духовность, на примерах из жизни учит школьников нормам нравственности. Дети должны обучиться правильно оценивать поведение – свое и окружающих людей – с точки зрения его соответствия нормам морали и этики. Особенно восприимчивы к таким беседам и воспитательному воздействию младшие школьники. Педагоги отмечают, что подростков трудно учить нравственности, и если они не усвоили кодекс морального поведения, то их уже надо не воспитывать, а перевоспитывать.

Учитель проводит беседу на классном часе

Большая роль в духовном воспитании детей отводится организации и проведению общешкольных мероприятий.

Подготовка мероприятия занимает много времени, в ней задействованы учителя, дети и родители.

Совет родителям: Всегда помните о том, что не только само мероприятие оказывает воспитательное воздействие на сына или дочь, но также и подготовка к классному часу.

Помогая ребенку искать нужную информацию, разучивая с ним стихи, будьте терпеливы и показывайте ему образец доброжелательного поведения.

Нравственное воспитание ни в коем случае не должно сводиться к насаждению ограничений и запретов. Такой подход на какой-то период действительно даст результат. Его нельзя абсолютно исключать из процесса воспитания, особенно на ранних этапах и в случаях, когда невыполнение требований родителей может нести потенциальную угрозу здоровью и жизни ребенка. Но с точки зрения длительной перспективы и по мере взросления малыша эта тактика окажется малоэффективной и даже вредной. Ведь важно не просто заставить ребенка следовать некоему набору правил, а заложить в нем понимание необходимости этих правил. Сформировать в нем отношение к власти (в широком смысле этого слова) на основе принятия ее объективного авторитета, а не из-за страха перед наказанием. Ребенок в процессе нравственного роста должен обрести понимание, почему именно так, а не иначе следует поступать и относиться к окружающим. Родители, которые выбирают такой путь, должны призвать в помощники внимательность, терпение, тактичность, объективность и справедливость.

Таким образом в условиях возрождения и развития казачества в России, в том числе и в нашем Георгиевском городском округе, изучение истории и культуры казачества является важной составляющей духовно-нравственного и патриотического воспитания и образования подрастающего поколения: именно на примере здоровых традиций беззаветного служения Отечеству казачества можно воспитать достойное будущее современной России.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе приобщения

к культуре казачества

О.С. Фоминичевой,

инструктором-методистом

г. Константиновск

2017-2018 учебный год

Содержание

1. Использование культуры и традиций казачества – одно из основных направлений патриотического воспитания молодежи

2. Воспитание подростков на традициях донского казачества

3. Заключение.

4. Литература.

Использование культуры и традиций казачества – одно из основных направлений патриотического воспитания молодежи

Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций казачества

Казаки — народ, имеющий свою культуру, историю. В казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле — святой Руси, своему народу и своему государству, и никогда свое Отечество не подводили.

Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать молодежь? Как помочь правильно выработать жизненную позицию? На каких нравственных ценностях воспитывать подрастающее поколение? Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения настоящими патриотами своей страны, родного края.

Переосмысление традиций культуры народов России, восприятие ее фундаментальных ценностей позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического характера.

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью.

Одним из самобытных разделов в истории отечественной педагогической мысли является воспитательный опыт казаков. Казачество, как часть русского народа, имеет богатейшую историю, свой неповторимый национальный колорит, основой которого является самоотверженное служение Родине. Казаки, как носители духа свободы и воли, веками вели вооруженную борьбу на границах русского государства, отстаивая его независимость и интересы. Казачество в своей истории прошло несколько различных этапов, от беглых бунтарей, нередко подрывающих устои Российского государства, до наделенной дарованными государством правами и обязанностями - военному сословию являющемуся опорой дореволюционной России. Право на самобытную организацию общественного устройства казачество отрабатывало пожизненной военной службой. Особый уклад жизни казаков выработал у них своеобразные ценности, определяющие приоритетные направления во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в подготовке подрастающего поколения.

Основой воспитательной системы казаков были религиозно-нравственные и военно-патриотические традиции, которые передавались из поколения в поколение, являлись истинными духовными ценностями русского народа.

Семья, социальная среда, государственные институты оказывали целенаправленное воздействие на становление личности казака, формируя идеал человека: труженик, семьянин, воин, гражданин. Обучая всем укладом семейной жизни, казаки стремились воспитывать в детях чувство долга перед семьей и Отечеством, уважение к старшему и ближнему, отвращение к злу и неправде. Учили радоваться удачам, достойно преодолевать трудности, ценить дружбу, мир и порядок. Казачьи семейные традиции наполнены обрядами и ритуалами приобщения ребенка к образу жизни предков. Родители стремились воспитать из мальчика воина, из девочки - достойную супругу казака, способную стойко переносить длительные отлучки мужа или сына, самостоятельно вести хозяйство, воспитывать детей.

Анализ источников показывает, что казачество имело четко определенную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности. Основным направлением деятельности войсковых и окружных казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, было и остается патриотическое и нравственное воспитание молодежи, подготовка казаков к военной службе и защите Отечества. В этом и есть смысл казачьей идеи и казачьего духа.

Практические мероприятия являются наиболее эффективными для воспитания у молодого поколения любви к своей Родине и готовности к ее защите, так как подростки приобретают свой собственный опыт и воспринимают события с позиции реального времени.

Принцип патриотической направленности воспитания и социализации устанавливает в содержании, формах и методах воспитания приоритетные задачи формирования патриотического, гражданского, национального самосознания, готовности к служению Отечеству. Не менее важно учить молодежь управлению общественными делами во благо человека, семьи, общества, казачества, воспитывать любовь к России, родному краю, своему народу.

Воспитание казака – это воспитание сознательного патриота и ответственного гражданина.

Воспитание подростков на традициях донского казачества

Грамотному развитию личности обучающихся способствует целенаправленное и систематическое приобщение детей к истокам народной культуры. Введение в учебный процесс казачьего компонента помогает педагогическим работникам привить обучающимся уважение к памяти своих предков, памяти других народов, воспитанию их в лоне национальной культуры, языка, традиций.

Самобытным явлением в пределах единого этноса, большим пластом русской культуры является казачество. Дух сплоченности, преданности старине и традициям позволили казачеству сохранить морально-этические традиции, их своеобразие.

Мероприятия по воспитанию обучающихся на традициях и обычаях донского казачества МБУ ДО ДЮСШ №1 отражаются в плане учебно-воспитательной работы, учитываются историко-культурные традиции народа, народной педагогики.

Эффективным средством воспитания подростков являются традиции воспитания в семьях донских казаков; обращение к традициям воспитания донского казачества, способствует формированию воспитательной системы.

Выбор традиций в качестве воспитательного средства обуславливается возрастными предпосылками развития подростков и необходимостью закрепления знаний и переход их в стереотип поведения:

- при организации воспитания подростков на традициях донских казаков необходимо выходить на уровень развития воспитательной системы, способствующей объединению в нашем случае спортивной школы, семьи, общественности;

Воспитание подростков на традициях донского казачества должно основываться на следующих положениях:

1. Народная педагогика донского казачества содержит в себе ценный воспитательно-образовательный потенциал, который может быть успешно использован в воспитании подростков.

2. Идеи и традиции донских казаков, бытующие в фольклоре, народных обычаях, праздниках, песнях и др. имеют важное значение в усилении различных аспектов как школьного, внешкольного, так и семейного воспитания подростков при создании соответствующих методических условий.

3. Важнейшими условиями эффективного использования народных традиций донского казачества можно назвать обновление содержания учебно-воспитательного процесса этно-педагогическими знаниями, органическое включение их в содержание учебно-воспитательный процесс, определение педагогических механизмов, разработки неординарных методик, подготовка педагогических кадров.

4. Предположение о необходимости изменений в традиционной форме семинарских занятий с педагогами и воспитателями. Основная целевая нагрузка обучающего и просвещенческого характера должна достраиваться параллельно важными задачами: проектирование и выстраивание по стратегически значимым направлениям; авансирование результатов деятельности творчески работающих педагогов, выявление востребованности их массовой практикой,

5. Необходимость при разработке программ обучения подростков учитывать:

- интеллектуальные развития подростков по трем направлениям: понятийный строй мышления, речевой интеллект, выработка у подростка умения составить внутренний план действий;

- совершенствование практического мышления (предприимчивость, экономичность, расчетливость, умение бистро и оперативно решать задачи);

- профессионализацию трудовых умений и навыков;

- анализ фольклорного, этнографического, социологического материала убеждает, в семье воспитание должно учитывать веками сложившийся опыт этно-педагогики. Осуществлению этого может способствовать пропаганда семейных традиций среди родителей, общественности, в учреждениях;

- концептуальные основы формирования духовной культуры подростков позволяют рассматривать особенности духовного становления личности через осознание им своих родственных связей и корней с социумом в целом.

Передаваемые из поколения в поколения традиции донского казачества по воспитанию подрастающего поколения указывают на наличие самобытной системы воспитания. На формирование системы воспитания оказывали влияние не только культурные, но и географические, социальные, социобиологические и хозяйственные факторы.

Целостность процесса воспитания подростков на традициях донского казачества достигалась за счет разумного включения подростка в процессе воспитания с помощью следующих методических средств:

- разработка и практическое применение целесообразных форм и методов просвещения подростков, знакомство их с традициями донского казачества. На этой базе - усложнение понятий о народных традициях, о их влиянии на поведение человека в современных условиях;

В конце своего выступления можно сделать следующие выводы:

- использование потенциальных воспитательных возможностей традиций донского казачества в учебно-воспитательном процессе оказывает существенное влияние на формирование духовной культуры подростков, овладение ими духовных ценностей;

- без учета традиционной культуры невозможно создание концепции современной национальной школы;

- важнейшими условиями эффективного использования народных традиций донского казачества можно назвать обновление содержания учебно-воспитательного процесса этно-педагогическими знаниями, органическое включение их в содержание учебно-воспитательный процесс, определение педагогических механизмов, разработки неординарных методик, подготовка педагогических кадров;

- анализ фольклорного, этнографического, социологического материала убеждает, в семье воспитание должно учитывать веками сложившийся опыт этно-педагогики. Осуществлению этого может способствовать пропаганда семейных традиций среди родителей, общественности, в учреждениях;

- основы формирования духовной культуры подростков позволяют рассматривать особенности духовного становления личности через осознание им своих родственных связей и корней с социумом в целом.

1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Российская газета, 28.2.2002 г.

2. Гавря А. Б., Томилин А. Н., Фонарев А. В. Сущность и содержание военно-патриотического воспитания на традициях и культуре казачества Кубани // Краснодар, 2005.

3. Гавря А. Б. Военно-патриотическое воспитание подростков на традициях казачества Кубани. Автореф. к. п. Наук. // С-Пб.: ВМИРЭ, 2006.

4. Шалыгин В. В., автор-составитель, член Союза журналистов России Мой край родной, казачий. Энциклопедия казачьей жизни на примере Усть-Медведицкого округа области Войска Донского. – 3-е изд. – Волгоград: Станица-2, 2007.

7. Астапенко МЛ. Донское Казачество 1550 1920. Ростов-на-Дону, "Логос", 1992

8. Броневский В.Б. Описание Донской земли, нравов и обычаев жителей. СПБ., ч.З, 1834.

9. Донская церковная старина. Новочеркасск, 1906.

10. История Дона с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Ростов-на-Дону, 1965.

11. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем, будущем казачества. Ростов-на-Дону, 1992.

В последние годы началась активная работа по возрождению казачества , которая включает в себя задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

В нашем мире всё взаимосвязано и диалектично. Традиционное и новаторское, старинное и современное иногда так тесно переплетаются, что трудно понять, где начинается одно и заканчивается другое. В самом деле, что может быть традиционнее казачества, его быта, культуры именно в нашем крае, где казаки всегда играли большую роль. Сейчас внедрение этнокультурного (казачьего) компонента в учебно-воспитательный процесс учреждений общего и дополнительного образования является жизненной необходимостью, требует не только большой подготовительной работы, но и понимания актуальности и пользы данного компонента.

Такие высокие нравственные качества, живущие в казачестве: стремление встать на защиту Родины и женщины, уважительное отношение к старшим и доброе — к младшим — и определили актуальность традиций казачества и внедрение элементов этнокультурного (казачьего) компонента в учебно-воспитательный процесс нашей школы начиная с младших классов.

Эффективным механизмом в воспитании подрастающего поколения может стать обращение к национальным традициям, хранителями которых традиционно являлись казаки. Казачество является неотъемлемым культурно-историческим феноменом российской истории и происходящее сегодня возрождение казачества – один из возможных путей решения проблем, стоящих перед Россией. Казачье образование в традициях педагогики казачества начинается с самого детства. Это воспитание и развитие личности, обладающей нравственной культурой, гражданским самосознанием.

Работа по изучению истории казачества формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении истории родного края и своей родословной развивает увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей, формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

Возрождение культурных традиций донского казачества актуально и с точки зрения педагогической, так как культурное казачье наследие является фундаментом нравственно-патриотических ценностей народного воспитания.

В своей работе с младшими школьниками я применяю теоретические сведения по истории казачества. На уроках литературного чтения и окружающего мира стараюсь уделять внимание на историю казачества, культурных традициях , истории быта казака.

За основу теоретических сведений применяю данные из Хрестоматии по истории донского казачества для младших школьников А.Н. Логинова.

Развитие казачьей деятельности в школе является приоритетным . Администрация и педагогический коллектив направили свою деятельность на решение этой задачи.

Целью кадетского корпуса является подготовка молодого человека к достойной службе Отечеству на гражданском или военном поприще.

Исходя из этого, педагоги ведут учебно-воспитательную работу по следующим направлениям:

1.Формирование у учащегося на основе общечеловеческих ценностей и христианской морали чувств патриотизма, гражданственности. Личной ответственности за судьбу России, Дона; воспитание учащихся в лучших традициях казачества и русской армии.

2.Формирование у воспитанников таких качеств, как честность, отзывчивость, доброта, чувство справедливости, нетерпимость ко лжи и эгоизму.

3.Воспитание эстетического вкуса, любви к прекрасному.

4.Формирование и совершенствование трудовых навыков, пропагандирование здорового образа жизни.

5.Развитие устойчивой потребности в самосовершенствовании и самообразовании.

Выпускник казачьей школы - это ориентир, на который направлено образование. Это человек, обладающий способностью к самоопределению, т.е. ответственно относящийся к деятельности, не испытывающий неопределённости и дискомфорта, адекватный ситуации, осуществляющий неслучайный выбор. Человек, готовый к самореализации, т.е. способный в условиях меняющейся ситуации действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений и строить новый проект своей деятельности.

Патриотическое воспитание всегда рассматривается как фактор консолидации всего общества. Является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны. Её государственной целостности и безопасности. Это и является одной из главных задач в воспитательной системе нашей школы.

Использованная литература:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

3. Лакеева Т.П. Донской край в живописи и стихах. Творчество Нины Арефьевой./ Волгоград: Издатель,1999.

4. Чемякин Е.А. Как на тихом Доне: вчера, сегодня, завтра: научно-публицистическая ретроспектива./Волгоград: Издатель, 2006.-256с.

Читайте также: